Познавательная викторина по избирательному праву. Правовая викторина: «Что такое право? Интересные вопросы по праву

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лобановская школа»

Республики Крым

Викторина по правоведению для начального звена

«Знай свои права»

подготовила

учитель обществознания

Хлюпина Ирина Николаевна

Село Лобаново

Цель : ознакомиться с основами правовых знаний и правовой культуры; дать представление об основных документах, регламентирующих права человека и ребенка.

Задачи :

Проанализировать типичные сказочные правонарушения среди литературных героев; выяснить причины этих правонарушений и указать способы решения сказочных правовых ситуаций;

Воспитывать уважение к основному закону государства - Конституции Российской Федерации;

Формировать толерантное отношение к правам друг друга;

- формировать познавательную активность и коммуникативную компетентность;

Прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда.

Участники игры: учащиеся 1 - 4 классов.

Условия игры: если учащийся знает ответ на вопрос, то он поднимает руку и за правильный ответ получает жетон. Побеждает тот участник, у которого наибольшее количество жетонов.

Время проведения викторины : 30 минут.

Ход викторины.

I . Организационный момент:

1.Участники игры собираются в актовом зале или классе истории и обществознания.

II . Игра.

1. Вопрос – ответ.

1)Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.

2)Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.

3)Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

4)Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.

5)Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

6)На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.

7)Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

8)Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

9)Человек, получивший от народа право на власть, глава государства. Ответ: Президент.

10)Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

11)Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

12)Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

13)Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы .

14)Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.

16)Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.

2. Игра «Да! Нет!»

Ведущий зачитывает статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Может ли человек владеть имуществом?

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

3. Игра «Отгадай сказку».

1. В какой сказке старуха использует добрый поступок своего старика для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к богатству и славе»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

2. В какой сказке баба Яга замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого неких птиц. («Гуси -Лебеди»)

3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

4.В какой сказке нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

5.В какой сказке нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

6. В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

7.В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

8. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

9. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

10.Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

11. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

12. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

4. Игра. С помощью сказки отгадать какое же право описывается.

1. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

2. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

3. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

4. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

5. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

6. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

III . Подведение итогов и награждение победителей.

    Подсчитывается количество фишек у участников.

    Награждение победителя грамотой.

Внеклассное мероприятие 9 класс. Конкурс знатоков права

Цели : воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся.

Подготовка к мероприятию: класс делится на две команды; выбираются счетная группа и жюри.

Эпиграф на доске : «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, - закон» (О. Бальзак).

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Учитель . Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков права. Такая тематика выбрана нами не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника - ему придется уповать только на случай. Право - тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

II. Задания игрокам

Разминка. Отгадай сказку

1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка».)

2. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

3. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси-лебеди».)

4. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда - очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка».)

Конкурс «Из истории права»

(Этот конкурс посвящен истории права. За правильный ответ команды получают 3 балла. В случае затруднения команда может обратиться за помощью к зрителям или команде-сопернице. В таком случае присуждается только 1 балл.)

1. Какая страна является родиной юридического образования? (Древний Рим.)

2. Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? (В I в. н. э.; юрист Сабин в Риме.)

3. Какое право считалось основополагающим для подготовки юриста в Европе до XV в.? (Римское право.)

4. Кем из великих философов прошлого введен в научный оборот речи термин «правовое государство»? (И. Кантом в работе «Господство -права».)

5. Кто из знаменитых гуманитариев получил юридическое образование? (Примерный ответ. А. Григорьев - поэт, критик; А. Островский - драматург; Е. Вахтангов - режиссер; К. Ушинский - педагог; Л. Андреев - писатель.)

6. Кто такая Фемида? (Примерный ответ. Богиня правосудия в греческой мифологии. Изображается с повязкой на глазах — символ беспристрастия, держит в одной руке весы, а в другой - карающий меч. На одну чашу весов должно быть положено совершенное преступление со всеми смягчающими и отягчающими обстоятельствами, а на другую - соответствующее ему наказание. Чаши весов должны ходиться в равновесии.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «Ничего на свете лучше нету...»(музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина) из м/ф «Бременские музыканты».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на свободу передвижения и о праве на свободу мирных собраний.)

Конкурс «Юридическая консультация»

(Команды должны решить юридические задачи. Наивысший балл - 5.)

1. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Примерный ответ. Считается недопустимым увольнение молодых рабочих и служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие комиссии по делам несовершеннолетних.)

2. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорблял их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Примерный ответ. Поведение ученика попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

Конкурс «Юридический язык»

1. Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений? (Кодекс.)

2. Какой принцип, действующий в уголовном праве, определяет, что человек считается преступником и несет уголовную ответственность только после того, как его вина доказана в суде? (Презумпция невиновности.)

3. Как называется основной закон государства? (Конституция.)

4. Что такое право? (Право — совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения.)

5. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.)

6. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент совершения преступления находился в другом месте.)

7. Что значит превышение пределов допустимой обороны? (Примерный ответ. Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое явно не было вызвано ни характером нападения, ни реальной обстановкой и закончилось либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)

8. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Примерный ответ. Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

9. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор.)

10. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)

11. Лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки или других следственных действий. (Понятой.)

12. Лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. (Истец.)

13. Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которые его подписали. (Конвенция.)

14. Выборное лицо, участвующее в судебном заседании и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель.)

15. Полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо смягчение наказания. (Амнистия.)

16. Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента. (Импичмент.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «До чего дошел прогресс» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф «Приключения Электроника».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на пользование благами научно-технического прогресса.)

Конкурс «Знаете ли вы?»

(В ходе этого конкурса командам предоставляется возможность проявить эрудицию и смекалку и заработать дополнительные баллы. Вопросы команде-сопернице могут быть приготовлены командами заранее, или ведущий задает вопрос, а отвечать будет команда, которая знает ответ.)

Викторина для школьников с ответами по праву

Викторина для младших и средних школьников с ответами.

Интересная и познавательная викторина для учащихся начальных и средних классов.

  1. Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
  1. Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.
  1. Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
  1. Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.
  1. Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
  1. На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
  1. Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
  1. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
  1. Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
  1. Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
  1. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
  1. Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
  1. Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы .
  1. Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.
  1. Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. Ответ: Референдум.
  1. Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
  1. В 2000-м году начался новый век и новая... Ответ: Эра .

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да

Отгадай сказку.

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
  2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
  3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
  4. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
  5. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
  6. В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
  7. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
  8. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
  9. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
  10. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
  11. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
  12. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
  13. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
  14. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
  15. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
  16. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
  17. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
  18. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
  19. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
  20. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

конкурс. «Анаграммы»

Задание : участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок - к о р ё н б е

Семья – м я с ь е

Страна – а р а н с т

Документ – к у н т е м о д

Закон – к о н з а

Политика – и п о к а л и т

Жизнь – з и н ь ж и

Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.

Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.

Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И

Карточка №5.

Норма – М Р А Н О

Забота – Б О З А Т А

Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы

Поступок – С Т У К О П О П

Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я

Радость – Д О Р А С Т Ь

Опека – К Е П О А

Согласие – С И Л А Г О С Е

Конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»

Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января
3. День защитника ОтечестваВ. 9 мая
4. Рождество Христово Г. 1 мая
5. День Победы Д. 4 ноября
6. День народного единства Е. 7 января
7. День независимости России Ж. 8 марта
8. Международный женский день З. 12 июня


Викторина по обществознанию на тему: « Что такое право?»

Цель : формирование правовой культуры, законопослушного поведения учащихся; Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения; способствует воспитанию ключевой компетенции личности в сфере гражданско-правовой, интеллектуальной, коммуникативной деятельности.

Задачи :

1.формировать правовую культуру, законопослушное поведение несовершеннолетних;

2. предупредить совершение учащимися противоправных поступков и деяний.

Оборудование : таблички (уголовная, административная ответственность), карточки с заданиями.

Организация игры : учащихся делят на три команды. Игру для учащихся 8-9 классов проводит учитель истории и обществознания.

ХОД ИГРЫ:

Вступительное слово:

Ведущий: Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. А теперь, я прочитаю вам притчу о метели.

«Вот вышел сеятель сеять:
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши, да слышит!»

Конкурс «Представление команд».

В течение 7 минут проходит представление участников: название команд, эмблема. Выбираются капитаны команд. Максимальная оценка- 5 баллов.

Конкурс «Разминка».

Каждой команде предлагается 4 вопроса. На обдумывание дается 30 секунд. Максимальный балл- 3.

Что такое право? (Право- совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми)

Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)

Что такое алиби? (В уголовном процессе- обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте)

Назовите основной закон государства. ( Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности. Принята 12 декабря 1993 г.)

Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн)

Какие права и обязанности приобретает человек, достигший 18-летнего возраста? (Своими действиями человек приобретает любые права и обязанности, т.к. становится полностью дееспособным, т.е. совершеннолетним)

Назовите виды юридической ответственности. (Дисциплинарная, административная, уголовная)

С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (с 14 лет)

С какого возраста наступает административная ответственности? (с 16 лет)

10. Что такое правонарушение? (Это противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности)

11. Что такое мораль? (Это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека, т.е. моральная ответственность)

12. Что такое дисциплинарный проступок? ( Это правонарушение в сфере трудовых отношений, посягающее на распорядок деятельности учреждения, предприятия, организации. Прогул, опоздания на работу- дисциплинарные проступки

Конкурс «Преступление и наказание».

Командам предлагается карточки с заданиями. В течение 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных вариантов вид наказания и попытаться объяснить свой выбор.

За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.

Карточки с заданием (описание ситуации):

Петр У. в состоянии алкогольного опьянения пришёл на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п.

В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские (лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии)3.

Дмитрий 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у подростка и ущерб был возмещён практически полностью (отсрочка исполнения наказания)2.

Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму. А девушки отобрали у неё часы и сумку с документами и деньгами (лишение свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии)1.

Конкурс «Знаете ли вы закон?»

Командам по порядку называются различные ситуации. Нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички «уголовная ответственность» или «административная ответственность». Время на раздумывание не дается, капитаны команд должны поднять табличку «уголовная» или «административная».

За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Ученик разбил стекло (Административная)

Гражданин купил сознательно ворованную вещь (Уголовная)

Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (Административная)

Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (Административная)

Гражданин из мести поджог дом соседа (Уголовная)

Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (Административная)

Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её (Уголовная)

Пассажир автобуса не оплатил проезд (Административная)

Сотрудник прогулял рабочий день (Административная)

Девушка украла чужого ребёнка (Уголовная)

Конкурс «Юридическая консультация».

Командам предлагается решить юридические задачи. Время на обдумывание - 5 минут. Наивысший балл- 5.

17-летний Петров поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Петров обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение вынести суд?

(Свой ответ пояснить).

(Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)

Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам. Требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?

(Свой ответ пояснить).

(Поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

13-летний учащийся школы со своими друзьями такого же возраста во внеурочное время приобрели в магазине спиртные напитки и распивали в парке. После чего стали привлекать внимание прохожих. Можно ли привлечь подростков к административной ответственности?

(Свой ответ пояснить).

( (Поведение школьника попадает под определение «распитие спиртных напитков в общественных местах» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет. Но, поскольку подросткам 13 лет, к административной ответственности привлекаются их родители, законные представители. Ст. 20.22 КоАП РФ, штраф от 300 до 500 рублей).

V 11.Конкурс. « Я знаток права» Командам предлагается ответить на вопросы по Конституции Р.Ф. в виде тестов. За все правильно отвеченые тесты команда получает по 5 баллов.

Tecт l

Что такое Конституция?
а) книга о приключениях.
б) основной закон России.
в) название шоколада.

В каком возрасте начинается административная ответственность?
а) с 16 лет.
б) с 18 лет.
в) с рождения
.

Чем занимается УК РФ?
а) защитой отношений между людьми.
б) регулированием отношений между преступником и государством.
в) оба варианта подходят.

Кто подлежит призыву на военную службу?
а) только мужчины.
б) мужчины и женщины.
в) только мужчины с 18 лет по 27 лет.

Ребенок - это человек...
а) который ходит в школу;
б) не достигший 18 лет;
в) достигший 18 лет.

Тест 2

Что тако закон?
а) документ, который регулирует права людей.
б) правило поведения.
в) наказание за преступление.

В чем цель наказания?
а) посадить человека в тюрьму.
б) предотвратить новые нарушения закона.
в) наградить правонарушителей.

Правонарушение - это…
а) нарушение закона;
б) нарушение распорядка дня;
в) нарушение режима питания.

Какие документы необходимы для устройства на работу?
а) паспорт или свидетельство о рождении.
б) трудовая книжка.
в) все перечисленные выше документы.

Конвенция о правах ребенка была принята
а) 20 ноября 1989 года;
б) 100 лет назад;
в) 20 ноября 2002 года.

Тест 3

Сколько статей в нашей Конституция РФ?
а) 100 статей.
б) 137 статей
.
в) их в ней вообще нет.

2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
а) охраной общественного порядка;
б) охраной порядка, прав и свобод человека;
в) охраной домов.

В чем заключается значение свободы?
а) в уважении прав других людей.
б) это возможность делать то, что хочешь.
в) оба варианта подходят.

Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
а) да.
б) нет.
в) может, только с разрешения родителей.

Ребенок, совершивший преступление...
а) виновен в любом случае;
б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.

Учитель: Вот и подошли к концу все наши испытания. Ребята, давайте вспомним, какие понятия мы с вами затронули, выполняя задания:

Права человека

Юридическая ответственность человека: административная, уголовная

Конвенция о правах ребёнка

Конституция РФ

Уголовный Кодекс

Право.

Подведение итогов игры. (Награждение команды-победительницы)

Список литературы:

1.Боголюбов, Иванова, Матвеев: Обществознание: Учебник для 8-9 классов 2.Учебник Обществознание 8 класс А.И. Кравченко (2010 год)

  • закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
  • воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.

Ведущий : Современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей, принимающий и выполняющий обязанности.

Ведущий : Знать право, уметь ориентироваться в нем - необходимо каждому. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наша сегодняшняя викторина.

Правила викторины таковы:

Викторина состоит из нескольких конкурсов.

Участвуют в конкурсах две команды во главе с капитаном.

Каждой команде будут предлагаться задания, которые они должны выполнить.

Оценивать выполнение заданий будет жюри.

Ведущий : Итак, мы начинаем. Наш первый конкурс "Правовые термины"

Каждая команда получает карточки: на одних написаны определения, на других понятия. Предлагается соотнести определения с понятиями. Время - 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Ведущий : Следующий конкурс "Государственная власть"

Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Президент РФ является:

а) главой государства

б) главой правительства

в) главой парламента

2. Исполнительная власть принадлежит:

а) Совету Министров

б) Кабинету Министров

в) Правительству РФ

3. Из каких двух палат состоит российский парламент:

а) Совет Национальностей

б) Совет Федерации

в) Государственная Дума

4. Как называется глава системы правосудия:

а) главный прокурор

б) ведущий прокурор

в) генеральный прокурор

5. Подписывает и обнародует федеральные законы:

а) премьер

б) президент

в) председатель Госдумы

6. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России:

а) парламент

б) президент

7. Парламент России называется:

а) Верховным Советом

б) Федеральным Собранием

в) Государственной Думой

8. Суды в России:

а) принимают законы

б) проводят выборы в стране

в) вершат правосудие

9. Какая форма правления в России:

а) парламентская монархия

б) парламентская республика

в) президентская республика

10. При демократии основные органы власти:

а) формируются президентом

б) состоят из самовыдвиженцев

в) избираются на выборах

Ведущий : Мы продолжаем. Конкурс называется "Государственные символы России"

Командам предлагается дать правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Перечислите Государственные символы России (герб, флаг, гимн)

2. Государственный флаг олицетворяет (суверенитет государства, историческое прошлое государства)

3. Что символизируют цвета флага РФ? (белый - символизирует мир, чистоту, правду; синий - символизирует веру, верность, духовность; красный - символизирует энергию, силу, отвагу, героизм, кровь, пролитую за Отечество.

5. Что такое государственный герб? (отличительный знак страны)

6. Российский герб - 2-главый орел исторически связан с гербом (Византии)

7. Что обозначают символы, изображенные на гербе? (Двуглавый орёл - символ единения народов России; короны над его головой - символ союза 3-х ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной; скипетр и держава - подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство; всадник, поражающий копьём змея - эмблема не только столицы страны, но и древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага)

8. Что такое гимн? (торжественная песня)

Ведущий : Для продолжения викторины приглашаются капитаны команд. Конкурс капитанов "Продолжи фразу"

Капитанам команд предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача - воспроизвести фразу полностью и точно. Капитаны выбирают по 2 цитаты. Правильный ответ - 2 балла.

  • "Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /" (античная мудрость)
  • "Закон суров, но / это закон /!" (древнеримское изречение)
  • "Высший закон - /благо народа /" (древнеримское изречение)
  • "Свобода есть право делать все, что /дозволено законом/" (Монтескье, философ)

Ведущий : Пока капитаны выполняют свои задания, командам предлагается следующий конкурс "Человек и его права"

Командам предлагаются тексты с утверждениями. Необходимо знаками "+" или "-" отметить согласны или не согласны с данными утверждениями. Время на выполнение задания - 3 минуты. За правильно выполненное всего задания команда получает 10 баллов.

I команда:

А.Осуществление всех социально-экономических и культурных прав человека зависит от уровня экономического развития страны.

Б. Политические права обусловлены степенью осуществления права гражданина на информацию.

В. Не обладая дееспособностью, человек не может пользоваться никакими правами.

Г. Отпуск в России является самым коротким в сравнении с большинством индустриально развитых государств.

Д.Человек с ограниченной дееспособностью самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным сделкам и за причиненный вред.

Е. Продавец не обязан сообщать покупателю достоверную информацию о свойствах вещи.

Ж. Выгул собак без намордника во дворе дома является нарушением правил содержания животных.

З.Соседи могут привлечь к административной ответственности человека, постоянно включающего магнитофон на полную мощность после 23 часов.

И.Административное решение, вынесенное судом, обжалованию не подлежит.

К.Несовершеннолетнему преступнику суд может заменить уголовное наказание принудительными мерами воспитательного характера.

Ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
+ + - - - - + + + +

II команда:

А. Естественные права человека относятся к политическим правам.

Б. Во всех государствах, подписавших Пакт об экономических, социальных и культурных правах, вводится бесплатное среднее образование.

В. Если гражданину нанесен вред от бездействия государственных органов, то государство не обязано возмещать причиненный вред.

Г. Работники оперативных органов при расследовании уголовных дел имеют право нарушить неприкосновенность жилища в случае проведения обыска.

Д. За опоздание на работу администрация имеет право объявить выговор и перевести работника на нижеоплачиваемую должность.

Е. Пассажира, нарушившего правила на транспорте, можно привлечь к юридической ответственности.

Ж. Если гражданин не пришел на помощь другому человеку, его можно привлечь к уголовной ответственности.

З. Лицензия на право приобретения гражданином оружия может быть выдана человеку, не имеющему постоянного места жительства.

И. Если автомобилист двигался по улицам города со скоростью до 100км/ч, то он тем самым совершил уголовное преступление.

К. Сотрудники милиции не могут привлекаться к ответственности за противоправные действия или бездействие.

Ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
- - - + - + + - - -

Ведущий: Конкурс "Правовой статус ребёнка"

Командам поочередно будут предлагаться вопросы. Необходимо ответить с какого возраста ребенок приобретает называемые права и обязанности, несет ответственность за свои поступки. Время на обсуждение командой каждого пункта задания - 5 секунд. За правильно выполненное каждое задание команда получает - 1 балл.

  1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.
  2. Имеет право на жизнь /с рождения/.
  3. Имеет право иметь имущество, распоряжаться им /с рождения/.
  4. Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.
  5. Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.
  6. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.
  7. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.
  8. Несет ответственность за проступки, связанные с нарушение общественного порядка /с 16 лет/.
  9. Вправе посещать школу /с 6 лет/.
  10. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.
  11. Несет имущественную ответственность, за нанесенный ущерб /с 14 лет/.
  12. Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Ведущий : Мы говорили о правах человека, но помимо прав у каждого у нас есть и обязанности. Как вы думаете, в каком соотношении находятся права человека и его обязанности как гражданина:

  • Обязанности имеют приоритет над правами.
  • Права имеют приоритет над обязанностями.
  • Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ведущий : Конечно же, права и обязанности существуют параллельно, во взаимосвязи. Объявляю следующий конкурс - Конкурс "Обязанности гражданина РФ"

Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания-15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Карточка "Обязанности"

1. Соблюдать законы.

2. Платить налоги.

3. Состоять в рядах, какой- либо политической партии.

4. Защищать Отечество.

5. Сохранять природу и окружающую среду.

6. Бережно относиться к памятникам истории и культуры.

7. Учиться, получать образование.

8. Участвовать в управлении делами государства.

Выступление членов жюри. Подведение итогов. Награждение команды-победителя.

Ведущий : Вот и подошла к концу наша викторина. Вы показали свои знания в области права. "Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права" - сказал А.Мицкевич.

Вступая в третье тысячелетие, мы должны не только знать какие права нам даны, но и уметь активно защищать их, знать и выполнять свои обязанности, а также уважать права других людей.

Возможно лишь став активными гражданами своего государства, мы будем жить в более справедливом мире.

Спасибо за участие в викторине.



Просмотров