Прекращение начисления процентов при банкротстве. Взыскание процентов при банкротстве должника. Кто он – конкурсный управляющий

Согласно действующему закону, начисление процентов по кредиту не относят к текущим выплатам, если кредит был предоставлен до введения процедуры банкротства. В таком случае проценты должны включаться в реестр требований кредиторов.

Помимо процентов за кредитные средства данное положение справедливо и при выплате неустоек (к примеру, пени, штрафов и прочего).

Под просроченной понимается задолженность, не оплаченная за период платежа в течение более одного полного следующего за ним периода платежа.

Изменения в налогообложении прибыли по доходам в виде мораторных процентов (Сидорова Н.И.)

Просроченная задолженность включает:

— «рабочую» дебиторскую задолженность;

— «мораторную» задолженность;

— «мертвую» задолженность.

«Рабочая» задолженность включает реструктурированную, определенную мировым соглашением, взыскиваемую по исполнительным листам, и нереструктурированную задолженность.

«Мораторная» задолженност ь - задолженность потребителей, при рассмотрении дел о банкротстве которых в качестве процедуры применяется внешнее управление. Данный вид задолженности снижается за счет ее перевода в «рабочую» или в «мертвую» после окончания процедтуры внешнего управления. «Мораторная» задолженность может продаваться кредиторам, желающим ввести своего конкурсного управляющего.

«Мертвая» задолженность - это задолженность, документально подтвержденная как нереальная к взысканию. Сократить данный вид абонентской задолженности возможно путем ее продажи, списания или переуступки кредиторам по договорам цессии.

Мониторинг текущей оплаты и изменения абонентской задолженности предусматривает сортировку платежей, поступивших в счет текущей оплаты и в счет погашения ранее образовавшей просроченной абонентской задолженности, а также анализ динамики изменения абонентской задолженности.

Реализация мер по ограничению и отключению потребителей-неплательщиков должна осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом РФ и постановлениями Правительства РФ, в которых определен порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии при задержке платежа сверх срока, установленного в предупреждении, энергоснабжающая организация вправе ограничить подачу энергии до уровня аварийной брони, о чем она уведомляет потребителя за сутки до введения ограничения.

Если в течение 5 дней с даты введения ограничения потребитель не погашает задолженность, энергоснабжающая организация вправе полностью прекратить подачу энергии до полного погашения задолженности.

⇐ Предыдущая13141516171819202122

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

Не всегда кредиторы могут требовать уплаты процентов за предоставленные кредитные средства предприятию, если на нем ввелась процедура банкротства.

Согласно действующему закону, начисление процентов по кредиту не относят к текущим выплатам, если кредит был предоставлен до введения процедуры банкротства.

Правовые проблемы начисления мораторных процентов в процедурах банкротства

В таком случае проценты должны включаться в реестр требований кредиторов. Помимо процентов за кредитные средства данное положение справедливо и при выплате неустоек (к примеру, пени, штрафов и прочего).

Если по условиям обязательства проценты на сумму основного требования не должны начисляться до момента наступления срока выплаты, то такое требование будет уменьшено на размер процентов, начисленных с момента введения процедуры наблюдения и до даты выполнения данного обязательства.

Если на суде будет доказано, что сумма требования включает проценты за пользование кредитными средствами, то могут вынести решение об уменьшении данного требования согласно действующему законодательству.

Проценты на кредитные средства, полученные задолжавшим предприятием до введения процедуры наблюдения, не начисляются. Но, на эти средства могут быть начислены проценты в виде ставки рефинансирования (но только до момента введения следующей процедуры банкротства). Такие проценты включаться в реестр требований всех кредиторов не могут.

После введения моратория проценты на использованные предприятием денежные средства могут выплачиваться при введенной процедуре наблюдения, а также при финансовом оздоровлении, конкурсном производстве или же внешнем управлении (вместе с выплатой основной суммы требования). Такие проценты (мораторные) начисляются только на саму сумму основного долга, а на проценты по этому долгу – нет.

Если в ходе процедуры банкротства должник рассчитается со всеми задолженностями согласно разработанному плану и графику выплат, то кредиторы не будут иметь права требовать от него доплаты за полученные мораторные проценты.

Если должник подал заявление о признании себя банкротом только для того, чтобы снизить процентные ставки (или же получить другую выгоду), но сам при этом остается платежеспособным, то суд имеет полное право приостановить производство по данному делу о несостоятельности (особенно если это решение будет в интересах кредиторов данного задолжавшего предприятия).

Материал опубликован помощником арбитражного управляющего Казаковой О.В. При возникновении правильности толкования информации и соответствия нормативно-правовым актам РФ, просьба обращаться непосредственно к профессиональному арбитражному управляющему, руководителю проекта – Петрову Андрею Александровичу.

Все статьи Изменения в налогообложении прибыли по доходам в виде мораторных процентов (Сидорова Н.И.)

Развивая тему о законодательном урегулировании начисления и учета мораторных процентов <1>, рассмотрим вопрос включения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора, в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на основе изменений, внесенных в НК РФ и Закон о рынке ценных бумаг. Краткий анализ этих изменений и норм налогового законодательства, распространявшихся на правоотношения, возникшие до 1 января 2011 г., проиллюстрирован арбитражной практикой.
———————————
<1> Клевцов А.А. Изменения в налоговом учете процентов по долговым обязательствам и требованиям конкурсных кредиторов // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2014. N 3. С. 73 — 79.

Долгое время в налоговом законодательстве не был урегулирован вопрос об обложении налогом на прибыль процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон о банкротстве), для налогоплательщиков, исчисляющих налог по методу начисления, к которым относятся и кредитные учреждения. И вот Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ <2> (далее — Закон N 420-ФЗ) в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. Изменения позволяют однозначно применять положения НК РФ в отношении указанных процентов. Рассмотрим их и нормы налогового законодательства, действующие ранее, а также разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве" (далее — Постановление N 88).
———————————
<2> Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Выплата мораторных процентов

Согласно ст. 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов в бюджет и внебюджетные фонды).
Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за рядом исключений, предусмотренных Законом о банкротстве). Для кредитных организаций — конкурсных кредиторов наиболее распространенными обязательствами являются долги юридических лиц по предоставленным им кредитам.
В соответствии со ст. 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
— наблюдение (цель — обеспечить сохранность имущества должника, провести анализ финансового состояния должника, составить реестр требований кредиторов и провести первое собрание кредиторов);
— финансовое оздоровление (цель — восстановить платежеспособность должника и погасить задолженность в соответствии с соответствующим графиком);
— внешнее управление (цель — восстановить платежеспособность должника);
— конкурсное производство (цель — соразмерное удовлетворение требований кредиторов);
— мировое соглашение (возможно на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве с целью прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами).
Согласно п. 2 ст. 81, п. 2 ст. 95 и п. 2.1 ст. 126 Закона о банкротстве на сумму требований конкурсного кредитора начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения соответствующей процедуры банкротства. Это и есть мораторные проценты. Их уплата осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей (налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды, в т.ч. штрафы, пени и т.п.) в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве. Очередность (за исключением внеочередного удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам и погашения обязательств, обеспеченных залогом) означает, что:
1) в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда;
3) в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При этом соглашением между должником (внешним/конкурсным управляющим в зависимости от процедуры банкротства) и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок их начисления.

По нормам НК РФ, действовавшим до внесения поправок Законом N 420-ФЗ, мораторные проценты, по мнению Минфина России, следовало учитывать в облагаемых налогом на прибыль внереализационных доходах конкурсного кредитора в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ. Порядок учета, установленный п. 6 ст. 271 НК РФ, предусматривал метод начисления: на конец каждого месяца с даты открытия конкурсного производства. Такие разъяснения появлялись из года в год (Письма Минфина России от 01.04.2013 N 03-03-06/2/10287, от 28.01.2013 N 03-03-06/2/28, от 09.04.2012 N 03-03-06/1/190, от 01.04.2011 N 03-03-06/2/60). Обосновывало свою позицию финансовое ведомство тем, что:
1) в соответствии с п. 3 ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления);
2) мораторные проценты начисляются на сумму долговых обязательств должника перед конкурсным кредитором и для их взыскания с должника не требуется ни его признания, ни решения суда о взыскании процентов;
3) согласно п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Разъяснения финансового ведомства по поводу начисления мораторных процентов в ходе других процедур банкротства, помимо конкурсного производства, отсутствуют. Но, следуя его логике, можно предположить, что ответ о необходимости их начисления был бы аналогичен вышеописанному подходу.
Однако, поскольку до выплаты мораторных процентов дело доходит нечасто, уплата налога на прибыль с виртуальных доходов после начисления их в налоговом учете организации — конкурсного кредитора была по меньшей мере несправедливой и вызвала желание уменьшить налоговое бремя. Приведем несколько используемых вариантов уменьшения налога на прибыль (возможна была и их комбинация), которые могли применяться до 1 января 2014 г.:
— заключалось соглашение между должником (внешним/конкурсным управляющим) и конкурсным кредитором, предусматривающее меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок их начисления;
— создавался резерв по сомнительным долгам под невыплаченные проценты в соответствии со ст. 266 НК РФ (однако следует отметить, что это возможно, только если не было обеспечения по долговому обязательству);
— конкурсный кредитор уступал третьему лицу право требования к должнику. А так как при уступке прав и замене конкурсного кредитора право получения мораторных процентов не является самостоятельным требованием и всегда следует за правом конкурсного кредитора на реестровое требование, то мораторные проценты при определении налогооблагаемой прибыли включались в стоимость уступаемого права требования долга. Далее убыток от уступки права требования долга, включая мораторные проценты, принимался для целей налогообложения прибыли в порядке, установленном п. 2 ст. 279 НК РФ (Минфин России подтверждает данную позицию в Письме от 01.04.2013 N 03-03-10/10292).
Следует отметить, что некоторые организации — конкурсные кредиторы могли придерживаться следующей позиции и вовсе не начислять мораторные проценты до их фактического получения. Во-первых, обязанность по уплате мораторных процентов у конкурсного кредитора не может возникнуть раньше погашения требований кредиторов. Во-вторых, факт реальной уплаты процентов не является определяющим при разрешении вопроса о моменте признания расходов в соответствии со ст. 272 Налогового кодекса РФ.

Что такое мораторные проценты в банкротстве

Значение имеет момент возникновения обязательства по уплате процентов.
Статья 272 НК РФ в корреспонденции со ст. ст. 252 и 328 НК РФ устанавливает правило, согласно которому налогоплательщик формирует налогооблагаемую базу конкретного налогового периода с учетом доходов и расходов, относящихся к этому периоду, а также исходя из того, когда такие доходы и расходы должны у него возникнуть в силу условий договора, в данном случае — в силу Закона о банкротстве, в соответствии с которым уплата начисленных процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей (Постановление ФАС Московского округа от 22.10.2012 по делу N А41-46066/11). Кроме того, по своей экономической и правовой природе мораторные проценты не являются "договорными", то есть полученными не по долговому обязательству, определение которого содержит ст. 269 НК РФ (это подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 02.10.2012 по делу N А41-41596/11).

Закон N 420-ФЗ уточнил порядок налогообложения мораторных процентов путем внесения изменений в НК РФ, установив по отношению к ним кассовый метод учета. Так, ст. 271 "Порядок признания доходов при методе начисления" НК РФ была дополнена следующими правилами:
— проценты, начисляемые на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о банкротстве, учитываются в доходах на дату поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ);
— положения п. 6 ст. 271 о ежемесячном начислении и признании процентов по любым долговым обязательствам в налоговом учете не применяются к доходам в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Зеркальные правки были внесены в отношении признания расходов в виде мораторных процентов при исчислении налога на прибыль по методу начисления:
— в пп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ добавлена фраза о том, что расходы в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о банкротстве, учитываются при налогообложении прибыли на дату перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) налогоплательщика;
— в п. 8 ст. 272 НК РФ внесено дополнение о том, что ежемесячное начисление и признание процентов по любым долговым обязательствам в налоговом учете не применяются к расходам в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 88 Высший Арбитражный Суд дал разъяснения арбитражным судам по вопросам начисления и уплаты процентов по требованиям кредиторов при банкротстве. Рассмотрим эти разъяснения в части, касающейся мораторных процентов.
1. В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства (по аналогии с начислением мораторных процентов в ходе процедур финансового оздоровления, внешнего и конкурсного управления) начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения наблюдения. При этом не имеет значения, заявлены требования в процедуре наблюдения или нет. Мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору, на собраниях кредиторов.
Следует отметить, что яркий пример, подтверждающий обоснованность данной позиции при применении в налоговых правоотношениях до опубликования рассматриваемого Постановления N 88, содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 N КА-А40/9297-11.
2. Мораторные проценты, начисляемые в ходе процедур банкротства, уплачиваются в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства в ходе расчетов с кредиторами одновременно с погашением основного требования до расчетов по санкциям.
Отметим, что данное утверждение отражает устойчивую позицию, сформированную ранее и судебной практикой, и разъяснениями Минфина России о том, что мораторные проценты финансовыми санкциями не являются.
3. Мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования; на проценты по нему они не начисляются.
Если суд прекратил производство по делу в связи с полным погашением требований кредиторов (в т.ч. в части мораторных процентов) в ходе финансового оздоровления (внешнего управления), кредиторы не вправе после прекращения производства по делу требовать от должника доплаты разницы между мораторными процентами и процентами, подлежащими уплате по условиям обязательства.
Если графиком погашения задолженности, утвержденным собранием кредиторов (планом внешнего управления), в ходе финансового оздоровления предусмотрено неполное погашение включенных в реестр требований (например, без погашения мораторных процентов), то после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований на условиях, указанных в графике (плане), кредиторы могут в общеисковом порядке потребовать от должника уплаты оставшихся неуплаченными мораторных процентов, если иное не предусмотрено графиком или планом (например, при отсутствии права требовать доплаты таких процентов или, наоборот, при наличии права требовать доплаты).
4. Мораторные проценты входят в состав процентов по требованию залогового кредитора, погашаемых преимущественно перед требованиями остальных кредиторов.
5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве в результате погашения всех реестровых требований должником либо третьим лицом в ходе любой процедуры банкротства кредитор вправе предъявлять должнику в общеисковом порядке требования о взыскании оставшихся мораторных процентов.

Выводы

Благодаря изменениям, внесенным в Налоговый кодекс РФ Законом N 420-ФЗ, должно сократиться количество налоговых споров об учете мораторных процентов в доходах/расходах при налогообложении прибыли. Об этом свидетельствует то, что нововведения имеют обратную силу, равную глубине возможных в 2014 г. налоговых проверок, так как применяются они с 1 января 2011 г. Радует и то, что практически одновременно с изменениями налогового законодательства Пленумом Высшего Арбитражного Суда даны разъяснения о начислении и расчете процентов по требованиям кредиторов при банкротстве, что также будет способствовать уменьшению числа споров между хозяйствующими субъектами и созданию комфортных условий для ведения бизнеса.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Обзор постановления Пленума ВАС РФ N 88 от 06.12.2013 г.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 06.12.2013 N 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве» дал арбитражным судам разъяснения по вопросам, связанным с начислением и уплатой процентов по требованиям кредиторов при банкротстве.

Рассматриваемым Постановлением Пленума ВАС РФ были внесены значительные изменения в судебную практику, касающеюся начисления мораторных процентов на сумму требований кредиторов третьей очереди. В частности, изменен подход к вопросу о том, по состоянию на какую даты должны определяться требования кредиторов.

Вопросы и ответы

Так, если ранее размер требования определялся по состоянию на дату введения процедуры банкротства, в которой такое требование заявлялось, то теперь при заявлении кредитором своего требования не в наблюдении, а в ходе любой последующей процедуры банкротства при определении размера его требования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения. Мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования; на проценты по нему они не начисляются.

Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

Также, рассматриваемым Постановлением Пленума ВАС РФ закреплено важное положение о порядке предъявления процентов по требованию на стадии рассмотрения заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).

Если судебным актом, подтверждающим требования кредитора, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, взысканы проценты по дату фактического исполнения судебного акта, то в реестр требований кредиторов по результатам проверки обоснованности этого заявления включается сумма этих процентов, рассчитанная на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом, поскольку в таком случае вся эта сумма подтверждена судебным актом. Если же судебным актом взысканы проценты по состоянию на определенную дату в конкретной сумме, то в реестр требований кредиторов включается только эта взысканная судом сумма процентов, а проценты за период с упомянутой даты до даты подачи заявления о признании должника банкротом, поскольку они не подтверждены судебным актом, не могут быть включены в реестр на стадии проверки обоснованности данного заявления.

Вместе с тем, не исключается возможность кредитора, уже после введения процедуры наблюдения, доначислить размер процентов по требованию до даты введения процедуры наблюдения и предъявить их в общем порядке по правилам статей 71 или 100 Закона о банкротстве.

К списку всех статей

Вопрос : Между ОАО «Альфа» и ООО «Бетта» (Заемщик) заключены договоры займа. В отношении ООО «Бетта» с 2013 года возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве). На сегодняшний день ООО «Бетта» находится в стадии ликвидации. Нужно ли начислять проценты по займам, выданным в 2011-2014 гг.? А так же по займам, выдаваемым в 2015г.

Ответ : Доходы в виде начисленных процентов по договорам займа подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль согласно п. 6 ч. 2 ст. 250, п. 6 ст. 271, ст. 328 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 328 НК РФ сумма дохода в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов, определяемую в соответствии с положениями ст. 271 НК РФ.
Согласно п.2 ст. 809 ГК РФ при отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.
Однако, в случае возбуждения в отношении заемщика дела о банкротстве при решении вопроса о прекращении начисления процентов по долговому обязательству такого заемщика следует руководствоваться нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту Закон №127-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст. 4 Закона №127-ФЗ:
?«Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
В целях участия в деле о банкротстве учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения».

В силу п.1 ст. 5 Закона №127-ФЗ денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, признаются текущими платежами, которые удовлетворяются в соответствии с очередностью, предусмотренной п.2 ст. 134 Закона №127-ФЗ.

Руководствуясь приведенными выше нормами Закона №127-ФЗ, Пленум ВАС РФ в п. 4 Постановления от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" разъяснил, что при решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований об уплате процентов за пользование денежными средствами, предоставленными должнику по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита, судам необходимо иметь в виду, что указанные проценты наряду с подлежащей возврату суммой займа (кредита), на которую они начисляются, образуют сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству должника, состав и размер которого, если это обязательство возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, определяются по правилам п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве. В этом случае требования об уплате таких процентов не являются текущими платежами.

Так же ВАС РФ в Письме от 07.02.2011 N ВАС-С03/УЧП-175 проинформировал, что все проценты по кредиту всегда следуют судьбе основного долга: если кредит был выдан до возбуждения дела и требование о возврате основного долга реестровое, то и все проценты по нему (в том числе за период наблюдения) будут реестровыми, а не текущими.

В реестр требований кредиторов подлежит включению требование об уплате получившейся денежной суммы, размер которой впоследствии не изменяется.

Следовательно, можно сделать вывод, что вопрос необходимости начисления процентов по договорам займа в отношении заемщика, находящегося в процессе банкротства, зависит от периода, в котором возникло соответствующее долговое обязательство.

В отношении заемных обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, следует учесть, что в рамках Закона №127-ФЗ к должнику могут быть применены различные процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

Следует отметить, что НК РФ не устанавливает, с какого момента необходимо прекращать начисления процентов по займу в связи с банкротством. При этом, со ссылкой на п.1 ст. 126 Закона №127-ФЗ, контролирующие органы, неоднократно высказывали мнение, что в налоговом учете начисление дохода в виде процентов по долговым обязательствам должника прекращается с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (см. Письма Минфина России от 25.03.2013 N 03-03-06/2/9219, от 19.07.2012 N 03-03-06/2/83, от 15.08.2011 N 03-03-06/2/125, от 12.08.2011 N 03-03-06/2/123, от 06.05.2010 N 03-03-06/2/88).

Однако, в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 88 был сделан вывод, что в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем десятым пункта 1 статьи 81, абзацем третьим пункта 2 статьи 95 и абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с пунктом 2 статьи 81, абзацем четвертым пункта 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

В вышеуказанном постановлении Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приравнял порядок начисления процентов при процедуре наблюдения к аналогичному порядку, который существуют в отношении других процедур банкротства.

Учитывая положения главы 25 НК РФ и вышеуказанную позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Минфином России в Письме 17.11.2014 N 03-03-06/2/57946 дано разъяснение, что проценты по долговому обязательству для целей налогообложения прекращают начисляться с момента введения процедуры наблюдения.

Таким образом, начисление процентов по долговым обязательствам, возникшим до возбуждения дела о банкротстве заемщика, прекращается с момента введения процедуры наблюдения (или иной первой из введенных процедур). Вместе с тем, обращаем внимание, что официальная позиция по данному вопросу высказана только Минфином России. Наличие арбитражной практики (например, Постановление ФАС Московского округа от 23.08.11г. №КА-А40/9297-11, ФАС Северо-Западного округа от 28.10.11г. по делу №А56-10459/2011) свидетельствует о возможно ином мнении ФНС России, в связи с чем, исключать риски претензий со стороны налоговых органов в полной мере исключать нельзя.
В отношении долговых обязательств, возникших после возбуждения дела о банкротстве, начисление процентов осуществляется в соответствии с условиями договора до погашения долга (в порядке очередности, предусмотренной п.4 ст. 134 Закона №127-ФЗ), либо ликвидации заемщика (исключения его из ЕГРЮЛ).

Указанные проценты, по своей природе отличаются от процентов, подлежащих уплате за пользование денежными средствами, предоставляемыми по договору займа, и представляют собой меру ответственности за неисполнение или просрочку исполнения обязательства. Прекращают начисляться с момента введения конкурсного производства.

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, связанными с начислением и уплатой процентов по требованиям кредиторов при банкротстве, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. Исходя из пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон), если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим, то есть они не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Для указанных целей под основными требованиями понимаются требования о возврате суммы займа ( Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ), об уплате цены товара, работы или услуги (статьи 485 и ГК РФ), суммы налога или сбора и т.п.

К упомянутым дополнительным требованиям относятся, в частности, требования об уплате процентов на сумму займа ( ГК РФ) или за неправомерное пользование чужими денежными средствами ( ГК РФ), неустойки в форме пени ( ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора ( Налогового кодекса Российской Федерации) и т.п. (далее - проценты) и об уплате неустойки в форме штрафа.

2. Если судебным актом, подтверждающим требования кредитора, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом (заявителя), взысканы проценты по дату фактического исполнения судебного акта, то на основании Закона о банкротстве в реестр требований кредиторов по результатам проверки обоснованности этого заявления включается сумма этих процентов, рассчитанная на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом, поскольку в таком случае вся эта сумма подтверждена судебным актом.

Для целей применения абзаца первого пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве под датой подачи заявления понимается дата его поступления в суд, а не дата вынесения судом определения о его принятии.

Если же судебным актом взысканы проценты по состоянию на определенную дату в конкретной сумме, то в реестр требований кредиторов включается только эта взысканная судом сумма процентов, а проценты за период с упомянутой даты до даты подачи заявления о признании должника банкротом, поскольку они не подтверждены судебным актом, не могут быть включены в реестр на стадии проверки обоснованности данного заявления.

С учетом требований пунктов 1 и 2 статьи 3 и пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве при определении общего размера требований заявителя для целей пункта 2 статьи 33 Закона учитывается вся сумма процентов, рассчитанная по указанным правилам; трехмесячной же просрочки не по основному требованию, а по процентам не требуется.

Проценты по требованию, на котором было основано заявление о признании должника банкротом, за период с даты, на которую они были установлены при введении наблюдения, до даты введения наблюдения могут быть предъявлены заявителем в деле о банкротстве в общем порядке по правилам статей 71 или Закона.

КонсультантПлюс: примечание.

Разъяснения, данные в пункте 3, применяются

3. Поскольку Закон о банкротстве позволяет предъявлять при банкротстве требования, срок исполнения которых по их условиям не наступил (пункт 3 статьи 63 и абзац второй пункта 1 статьи 126), при определении размера такого требования для целей включения его в реестр требований кредиторов надлежит учитывать следующее.

Если на сумму основного требования до наступления срока его исполнения не начисляются по условиям обязательства проценты, то размер такого требования уменьшается на сумму процентов, исчисляемых за период с даты введения наблюдения до даты наступления согласованного срока исполнения обязательства исходя из учетной ставки банковского процента на дату введения наблюдения.

Кроме того, если будет доказано, что размер основного требования был определен сторонами обязательства фактически с учетом процентов за пользование имевшим место кредитом (в том числе коммерческим кредитом), в частности путем увеличения обычной цены аналогичного товара или увеличения суммы векселя по сравнению с выданным путем его приобретения кредитом, то суд вправе уменьшить размер требования исходя из среднего размера ставки по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельности в месте нахождения должника на момент введения наблюдения. Такое уменьшение может быть произведено судом и в том случае, если для вида при одновременном фактическом включении процентов по кредиту в размер основного требования стороны обязательства также установили символические по размеру проценты, начисляемые до наступления срока исполнения обязательства.

При включении в реестр требований кредиторов требований по кредитному договору, по условиям которого кредит возвращается заемщиком путем ежемесячной уплаты в течение определенного периода фиксированной денежной суммы, в составе которой в первую очередь учитываются проценты за весь указанный в договоре срок пользования кредитом (аннуитетный порядок возврата кредита), если при этом наблюдение было введено до истечения срока возврата кредита, размер непогашенного основного долга пересчитывается исходя из размера процентов, рассчитанных по дату введения наблюдения.

КонсультантПлюс: примечание.

Разъяснения, данные в пункте 4, применяются при рассмотрении судами дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после опубликования данного документа на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

4. В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем десятым пункта 1 статьи 81 , абзацем третьим пункта 2 статьи 95 и абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с пунктом 2 статьи 81 , абзацем четвертым пункта 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

В связи с этим при заявлении кредитором своего требования не в наблюдении, а в ходе любой последующей процедуры банкротства при определении размера его требования в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 августа 2016 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ пункт 1 статьи 395 ГК РФ изложен в новой редакции, согласно которой размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

КонсультантПлюс: примечание.

Разъяснения, данные в пункте 5, применяются при рассмотрении судами дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после опубликования данного документа на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

5. По смыслу пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве при включении в реестр требований кредиторов процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами ( ГК РФ) их размер определяется исходя из учетной ставки банковского процента на дату введения наблюдения.

7. В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве мораторные проценты, начисляемые в ходе процедур банкротства на основании пункта 2 статьи 81 , абзаца четвертого пункта 2 статьи 95 и пункта 2.1 статьи 126 Закона (в том числе за время наблюдения), уплачиваются в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства в ходе расчетов с кредиторами одновременно с погашением основного требования до расчетов по санкциям.

Мораторные проценты начисляются только на сумму основного требования; на проценты по нему они не начисляются.

Если суд прекратил производство по делу в связи с полным погашением требований кредиторов (в том числе в части мораторных процентов) в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности или в ходе внешнего управления согласно плану внешнего управления (абзацы второй и третий пункта 1 статьи 57 , абзац второй пункта 6 статьи 88 , абзац второй пункта 6 статьи 119 и абзац второй пункта 2 статьи 120 Закона о банкротстве), то кредиторы не вправе после прекращения производства по делу требовать от должника доплаты разницы между мораторными и подлежащими уплате по условиям обязательства процентами.

Если утвержденным собранием кредиторов графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления или утвержденным собранием кредиторов планом внешнего управления предусмотрено неполное погашение включенных в реестр требований (например, без погашения мораторных процентов), то после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований на условиях указанных графика или плана кредиторы могут в общеисковом порядке потребовать от должника уплаты оставшихся неуплаченными мораторных процентов, если иное не предусмотрено графиком или планом; в качестве иного может быть предусмотрено, в частности, как отсутствие права требовать доплаты таких процентов, так и право требовать доплаты не мораторных, а подлежащих начислению по условиям обязательства процентов.

8. Мораторные проценты входят в состав процентов по требованию залогового кредитора, погашаемых в силу

Ст. 126 Закон о банкротстве в последней действующей редакции от 29 сентября 2015 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 29.10.2012 31.12.2008 02.12.2002

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трёх дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьёй 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьёй.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьёй размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьёй проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Начисленные в соответствии с настоящей статьёй проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьёй процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьёй 134 настоящего Федерального закона.

Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 72 настоящего Федерального закона, в ходе конкурсного производства решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов, могут приниматься арбитражным судом.




Просмотров