Система гос закупок. Система государственных закупок, как живой организм. Госзакупки - начинаем и выигрываем

Все, что нужно знать о госзакупках с 2017 года, какие изменения в закупках уже вступили в силу, а какие только ожидаются, как по-новому формировать и вести план закупок, как по-новому формировать, вносить изменения в план-график.

Система государственных закупок призвана регулировать контрактные отношения между государственными, муниципальными заказчиками и поставщиками товаров, работ и услуг. Для государства понятны цели и задачи эффективной деятельности в сфере - повышение уровня конкуренции, обеспечение гласности госзаказа, упрощение процедур для заказчиков и участников при использовании электронных торгов и повышение итоговой результативности госзаказа.

Законы о госзакупках

Основные законы, регулирующие деятельность по государственному заказу - это:

  • закон № 44-ФЗ о контрактной системе (последняя редакция закона 44-ФЗ);
  • закон № 223-ФЗ о закупках отдельных видов юридических лиц;
  • закон № 135-ФЗ о защите конкуренции;
  • закон № 63-ФЗ об электронной подписи.

Госдума назначала на осень заседание о поправках по электронным закупкам. Это самые масштабные поправки за последние три года: они коснутся всех заказчиков, а изменения по тексту затронут минимум половину статей закона. Заранее подготовиться к изменениям поможет таблица, в которой мы сравнили нынешние правила закупок с электронными.

Что изменится в работе заказчиков с 1 января 2018 года? Мы раскрыли смысл всех запутанных изменений, которые начнут действовать с первого дня января.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Госзакупки по 44-ФЗ

Государственные заказчики в обеспечении своих нужд и профильной деятельности руководствуются Законом № 44-ФЗ. Он строго регламентирует способы и порядок реализации закупочной деятельности. Заказчики обязаны планировать, размещать информацию о закупках в ограниченные сроки, оперативно отвечать на запросы участников и при необходимости вносить изменения или отменять недостаточно проработанные закупки 44 фз.

Процедуры, которые может проводить заказчик в рамках закона - это:

  • запрос котировок (в основном при закупке товаров услуг не более чем на 500 тыс руб.);
  • электронный аукцион, определяется перечнем;
  • открытый конкурс (для определения исполнителя по принципам профессионализма и опыта);
  • конкурс с ограниченным участием;
  • запрос предложений (для малых закупок);
  • закупка у единственного поставщика (большая часть при закупках до 100 тыс руб.).

Госзакупки по 223-ФЗ

Если средства заказчика формируются не из федерального бюджета, или заказчик является коммерческой компанией с государственным участием, при осуществлении закупок он будет руководствоваться Законом № 223-ФЗ.

Организации, которые проводят закупки по этому закону, более свободны в определении требований к исполнителям по закупаемым услугам и продукции. Процесс определения исполнителей регулируется положением по закупкам у каждой организации. Тем не менее, пункты внутреннего положения о закупках не должны противоречить законам .

Участие в государственных закупках

Каждая организация и физическое лицо могут принять участие в госзакупках. Для этого необходимо найти информацию в Единой информационной системе zakupki.gov.ru по интересующему профилю деятельности.

В ЕИС размещаются все объявленные закупки, а также планы закупок на текущий и следующий годы. Быстрее всего организация может принять участие в конкурсах, котировках или запросах предложений. Для участия в электронных процедурах необходимо получить электронную цифровую подпись и пройти аккредитацию на электронных площадках. Поставщики работ или товаров по большей степени участвуют в электронных аукционах. Это обуславливает перечень предметов контракта, утвержденный правительством в Распоряжении от 21.03.2016 № 471-р.

Сайт закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Вся информация по закупкам государственных учреждений размещается в ЕИС. Кроме информационных карт и документаций, заказчики размещают актуальную информацию по этапам закупки: внесение изменений, разъяснения на запросы, протоколы вскрытия и протоколы оценки заявок.

Информацию по госзакупкам муниципальных и коммерческих заказчиков, которые работают по Закону № 223-ФЗ, также размещают в ЕИС. Необходимо соблюдать установленные законом сроки публикации рабочих документов по процедурам. Заказчики также обязаны размещать планы закупок на очередной финансовый и плановый год.

Госзаказ - примеры действия

Госзаказ - это договор об оказании услуг или поставку товаров, оплата которого осуществляется за счет государственного финансирования. Соответственно, в госзаказе могут принимать участие заказчики, которые являются представителями государства: само государство, субъекты территорий, муниципалитеты, предприятия, имеющие в своем капитале определенную часть государственной собственности, акций.

Государственный заказ может относится к любой сфере деятельности, в частности к сфере деятельности естественных монополий.

Госзаказ у субъектов естественных монополий крайне распространенная процедура закупок по 44-ФЗ. Практически ни один государственный или муниципальный заказчик не может обойтись без услуг, которые оказываются естественными монополиями. Нужно иметь в виду, что правила госзаказа особо определяют правила таких закупок.

Госзаказ у субъектов естественных монополий (СЕМ) реализуется в форме закупки у единственного поставщика. Это дает заказчику ряд преимуществ. Перечислим их:

  1. заказчик не сообщает и не уведомляет контрольный орган о подобном контракте по госзаказу.
  2. экспертиза, предусмотренная контрактом по госзаказу, проводится заказчиком самостоятельно.

Напомним, что к субъектам естественных монополий относятся не только компании, приведенные в реестре субъектов естественных монополий, но и другие компании, работающие в сфере, которая считается полем деятельности субъектов естественных монополий.

Также к закупкам по государственному заказу у монополий относятся :

  1. Транспортировка энергоносителей по трубопроводу (газ, нефть);
  2. Логистика (железнодорожный и авиатранспорт);
  3. Работы с радиоактивными отходами;
  4. Водо,тепло и электроснабжение;
  5. Услуги почтовой связи.

Планирование закупок: план-график и план закупок

Каждый заказчик должен понимать объем закупок для формирования собственного бюджета. При этом ему необходимо вести план закупок, в котором отражаются закупаемые в следующем году объемы товаров, работ и услуг. А также заказчик ведет план-график, указывая в нем конкретные сроки проведения процедур, выделяемые средства, способ определения поставщика, коды продукции и услуг.

Для верного планирования необходимо провести обоснование закупок. К этому относится, в том числе обоснование цены закупки. Приоритетным способом определения НМЦК является метод анализа и сопоставления рыночных цен .

При планировании необходимо учитывать нормирование закупок для внутреннего пользования. С 2016 года главные распорядители бюджетных средств определили для себя и подведомственных организаций нормы и требования к закупаемой продукции.

Объект государственной закупки

Для проведения закупки по 44-ФЗ заказчику необходимо верно описать предмет закупки. Характеризовать объект необходимо объективно, должны быть указаны технические, функциональные и качественные характеристики.

Теперь запрещено указывать конкретные товарные знаки или фирменные наименования. Описание может включать чертежи, спецификации, фотографии и эскизы, должны быть указаны показатели предмета закупки, по которым можно определить соответствие. Показатели указывают с максимальными и минимальными значениями.

Проведение закупок до 100 тыс. руб.

Стать исполнителем по договору с госзаказчиком можно и без участия в конкурентных процедурах. Заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на суммы до 100 тыс руб. без проведения торгов при общем объеме закупок не более 5% от общей годовой суммы закупок. Такая процедура закупки является самой быстрой для заказчика. Он вправе не отражать сведения по таким закупкам в плане-графике, только указав общую сумму.

Участие в закупках и заключение контракта

После проведения всех этапов госзакупки, определяется победитель. В большинстве случаев, через 10 дней после опубликования итогового протокола можно заключить контракт. В шаблон, приложенный к документации, вписывают реквизиты победителя, итоговая сумма по контракту, суммы пени и штрафов. Запрещено вносить другие изменения в контракт, не предусмотренные проектом. Существенными условиями являются предмет, цена и сроки контракта.

При обеспечении обязательств по контракту, исполнитель может предоставить денежные средства на счет заказчика, . Она должна быть внесена в реестр банковских гарантий, что проверяет заказчик, и получает оригинал данной гарантии, даже если контракт заключается в электронной форме на площадке.

Отмена процедуры определения исполнителя

Заказчик вправе отменить определение поставщика в ходе подачи заявок на участие в тендерной процедуре. Это необходимо сделать в случае, если не доведены средства на исполнение обязательств по контракту, изменились обстоятельства, влияющие на предмет или сроки исполнения, или в случае необходимости изменить сам предмет закупки.

Отменить процедуру заказчик вправе за 5 дней до окончания срока подачи и начала вскрытия конвертов с заявками. При этом ему запрещено вскрывать уже поступившие заявки.

Материал по теме:

Чтобы отменить свою закупку, если вам это необходимо, следуйте пошаговой инструкции и таблице сроков в нашей статье . Это позволит избежать претензий участников закупки и контрольных органов.

Демпинг в закупках и меры по противодействию

Давно стали известны случаи обвала цены одним из участников при осуществлении закупок. Такие ситуации были связаны с дальнейшим недобросовестным исполнением и получением аванса по контракту. После этого участники госзакупок отказывались выполнять условия контракта и не возвращали аванс. Для ограничения таких случаев, законом были установлены антидемпинговые меры.

В случае падения цены на 25% и более, победитель обязан предоставить обеспечение в 1,5 раза больше указанного в документации о закупке. Если НМЦК была менее 15 млн руб., исполнитель вместо обеспечения может предоставить сведения о своей добросовестности.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Закупочную деятельность со стороны заказчика можно обеспечить двумя путями. Если годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., заказчик может не формировать контрактную службу . В данном случае назначается контрактный управляющий. Если годовой объем выше 100 млн руб., заказчик создает контрактную службу, при этом не обязательно выносить ее как отдельную структурную единицу.

Контрактная служба занимается:

  • разработкой и корректировкой плана закупок;
  • подготовкой и внесению изменений в план-график;
  • проводит работу по внесению всех данных и документов в ЕИС;
  • осуществляет закупки;
  • обеспечивает заключение контрактов.

Внутри контрактной службы должны быть прописаны должностные регламенты и обязанности каждого члена по осуществлению видов деятельности. Если обязанности не прописаны, в случае нарушений закона и наложение штрафов, они будут наложены на всех членов контрактной службы.

Рассмотрением заявок и подписанием протоколов занимается комиссия по осуществлению закупок. Она формируется из членов контрактной службы, а также могут быть привлечены работники других подразделений.

Проведение экспертизы по 44-ФЗ: внутренняя и внешняя

Заказчик может заключить контракт на выполнение функций специализированной организации . В них входят разработка документации закупки и размещение в ЕИС информации о закупках. Остальные функции по осуществлению закупок остаются в обязанностях заказчика. Спецорганизация и заказчик несут солидарную ответственность за нарушение законодательства.

Эксперты и экспертные организации в закупах

Для оценки эффективности проведенных процедур и полученных результатов заказчик вправе привлекать экспертов и экспертные организации. Также сторонние эксперты могут привлекаться для оценки на процедурах рассмотрения заявок участников.

Извещение на сайте госзакупок

При объявлении процедуры на сайте закупок в ЕИС формируется извещение о конкурсе, аукционе или другой форме тендера.

В нем указывается информация:

  • о заказчике (место нахождения, почтовый адрес, контактное лицо и как с ним связаться);
  • изложение условий контракта: наименование и описание объекта, НМЦК, источника финансирования;
  • идентификационный код закупки;
  • преимущества и ограничения для участников;
  • место подачи заявок и срок;
  • условия и размер подачи обеспечения заявок;
  • размер обеспечения контракта.

Если информация в извещении и документации закупки будут различны, это повод для отмены процедуры и наложения штрафа.

Подача, изменения и отзыв заявок

Участник вправе подавать на одну процедуру или лот всего одну заявку. Если будет подано две и более заявки, они не будут допущены к участию. Поэтому при желании изменить или дополнить подаваемые сведения в составе заявки, участник может отозвать свою заявку или внести в нее изменения дополнительным конвертом. Сделать это необходимо до начала вскрытия конвертов с заявками.

Ограничения переговоров с участниками закупки

Законодательно запрещены любые переговоры заказчика и участников процедур до их окончания. Во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется избегать любых контактов и не встречаться с участниками, даже если они настаивают под предлогом дачи разъяснений по пунктам документации.

Открытый конкурс: проведение, участие, заявка

Конкурс является основным способом проведения закупки при определении исполнителя по принципам важности качественного исполнения предмета контракта, а также квалификации и опыта работы участников. В открытом конкурсе могут принять участие все организации, которые удовлетворяют требованиям документации . Участники подают сведения о квалификации и опыте исполнения аналогичных работ и выставляют приемлемую цену не выше НМЦК. При этом при оценке заявки вес предложенной цены может быть сведен к 0 баллам при некоторых видах работ и услуг.

Подача заявок на конкурс происходит в бумажном виде в запечатанном конверте. Объем заявки не органичен и может иметь огромное количество приложений и документов, подтверждающих квалификацию участника. На данный момент закон предусматривает подачу заявок в форме электронных документов посредством ЕИС. Но система пока еще не располагает возможностями подачи в электронной форме.

В случае если на открытый конкурс было подано не более 1 заявки, возможность заключения придется согласовать в ФАС. Ведомство проверяет соблюдение условий доступности участия в конкурсе и наличие вероятных ограничений конкуренции.

Закрытые способы определения исполнителей

К закрытым способам относятся:

  • закрытый конкурс с ограниченным участием,
  • закрытый двухэтапный конкурс,
  • закрытый аукцион,

Эти процедуры применяются в случаях закупки товаров, работ или услуг связанных с государственной тайной, а также при охране, транспортировке и страховании государственных ценностей, музейных экспонатов. Услуги по уборке помещений и услуги водителей для судей и судебных приставов также закупаются закрытыми способами.

Закрытость процедуры подразумевает направление приглашений к участию ограниченному количеству участников, которые удовлетворяют требованиям закона и способным исполнить предмет контракта.

Электронный аукцион: участие, проведение, электронные площадки

Наиболее распространенный способ закупки товаров и ряда работ и услуг - электронный аукцион. Перечень предметов контракта, обязательных к закупке путем аукциона в электронной форме, утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

Особенность процедуры заключается в освобождении заказчика от обязанностей принятия заявок, обеспечения и организации торгов. Эту функцию взяли на себя электронные площадки . Для торгов по Закону № 44-ФЗ утверждены 6 официальных электронных площадок. Также существует большое количество аккредитованных площадок по торгам согласно 223-ФЗ.

Заказчику остались работы в части рассмотрения соответствия частей заявок условиям электронного аукциона. В первой части заявки рассматривают поданные участником сведения о предмете закупки, соответствие требованиям документации. Ко вторым частям заявок электронная площадка открывает доступ после проведения торгов. Заказчик оценивает соответствие документов участников, полноту и достоверность поданных данных.

В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся и была подана одна заявка или остальные заявки были отклонены, то в отличие от открытого конкурса, заказчику не требуется согласовывать заключение контракта с надзорными органами.

Система государственных закупок представляет собой инструмент, с помощью которого могут быть удовлетворены государственные и муниципальные потребности в определенных видах товаров и услуг. В нашей статье мы рассмотрим, какова архитектура этой системы и основные принципы ее функционирования.

Что представляет собой система государственных закупок в настоящее время: основные элементы

Во-первых, система государственных закупок представляет собой комплекс мероприятий, цель которых — максимально выгодное для заказчика приобретение за счет бюджетных средств товаров и услуг, необходимых для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Во-вторых, система государственных закупок представляет собой не только совокупность действий в сфере госзаказа, но и включает в качестве своих элементов участвующих в закупке лиц, в т. ч.:

  • заказчиков;
  • поставщиков;
  • участников торгов/конкурсов и иных форм проведения госзакупок;
  • уполномоченные и контрольные органы;
  • федеральные органы исполнительной власти различных уровней по регулированию контрактной системы в рассматриваемой сфере;
  • специализированные организации;
  • операторы электронных торговых площадок;
  • экспертов / экспертные организации.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим данную область правоотношений, является закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ).

Специальным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ) урегулированы правила проведения госзакупок в тех ситуациях, когда в роли заказчика выступает организация, созданная при участии государства, а также в некоторых иных случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ.

Немаловажным фактором является и включение в систему госзакупок специальных технических и информационных средств, в т. ч. специализированной информационной системы.

Единая система госзакупок: заказчики и поставщики

В качестве заказчика могут выступать:

  • госорганы (в т. ч. органы госвласти);
  • органы управления государственным внебюджетным фондом;
  • государственные и муниципальные казенные учреждения, выступающие от имени РФ (субъекта РФ) или муниципального образования соответственно;
  • прочие получатели средств госбюджета различных уровней, уполномоченные на размещение заказов на поставку товаров или оказание услуг за счет бюджетного финансирования (пп. 5-6 ст. 3 закона № 44-ФЗ);
  • юрлица, имеющие долю участия государства в уставном капитале не менее 50% и их дочерние компании;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • организации, осуществляющие госзакупки за счет грантов от граждан и юрлиц, а также за счет субсидирования федеральным бюджетом (п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ).

Участвовать в госзакупках в роли потенциальных поставщиков могут юрлица абсолютно любых организационно-правовых форм, независимо от их формы собственности, местонахождения и места происхождения капитала, за исключением оффшорных компаний.

Система государственных закупок представляет собой также поле деятельности для физлиц, в т. ч. имеющих регистрацию в форме индивидуальных предпринимателей (п. 4 ст. 3 закона № 44-ФЗ, п. 1 ст. 1 закона № 223-ФЗ). Они также могут выступать в роли участников госзакупок.

Единая информационная система госзакупок как инструмент обеспечения контрактной системы в сфере закупок

Согласно положениям ст. 4 закона № 44-ФЗ все госзаказы должны быть размещены в Единой информационной системе (далее — ЕИС). ЕИС — это совокупность данных (с их перечнем можно ознакомиться в п. 3 ст. 4 закона № 44-ФЗ), а также технологических и технических средств, направленных на формирование, систематизацию и хранение этих данных и их представление на специальном ресурсе в сети интернет (п. 9 ст. 3 закона № 44-ФЗ).

Данная ЕИС размещается на официальной странице госзакупок в сети интернет, доступ к которой бесплатный (п. 4 Правил функционирования ЕИС в сфере закупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414, далее — правила № 1414).

Таким образом, система государственных закупок представляет собой в т. ч.совокупность действий участников госзаказа с использованием специализированной ЕИС (кроме случаев, когда это не предусмотрено законом).

Субъектам ЕИС доступ к ней будет предоставлен после прохождения процедуры регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации (п. 7 правил № 1414). При этом к субъектам ЕИС отнесены участники госзакупок, а также иные лица, использующие ресурс для реализации своих полномочий и функционала в рамках законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Прочим лицам, которые используют базы данных в чисто информационных целях, доступ предоставляется без регистрации в ЕИС (п. 8 правил № 1414).

Формы размещения госзаказов

Выбор способа размещения госзаказа предоставлен заказчику. При этом законом № 44-ФЗ в п. 2 ст. 24 установлен закрытый перечень форм организации госзакупок:

  • конкурс: открытый, с ограниченным участием, открытый 2-этапный, закрытый, закрытый 2-этапный;
  • аукцион : электронный и закрытый;
  • запрос котировок или предложений.

С 01.01.2019 заказчики должны проводить в электронной форме не только аукцион, но и конкурс, а также запрос предложений и котировок. Небольшие исключения из этого правила предусмотрены законом № 44-ФЗ.

Также ст. 93 закона № 44-ФЗ регламентирует, при каких условиях госзакупка может быть осуществлена у единственного поставщика.

Если в рамках названного выше закона система государственных закупок представляет собой строго регламентированный этим НПА порядок действий, производимых при определенных тем же законом условиях, то условия госзакупок по закону № 223-ФЗ во многом определяются самими заказчиками посредством их утверждения в положении о закупках (например, условия осуществления госзакупки у единственного поставщика).

Итак, можно сделать вывод: система государственных закупок представляет собой инструмент, используемый государством в целях удовлетворения госнужд в товарах и услугах. В роли потенциальных поставщиков могут выступать как юрлица всех организационно-правовых форм, так и физлица (в т. ч. индивидуальные предприниматели). Госзакупки строго формализованы - вплоть до того, что размер неустойки по госконтракту установлен нормативным актом.

Госзакупки - начинаем и выигрываем

Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.

Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.

Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.

Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на .

Что такое госзакупки?

Государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота - не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни

Где проводятся госзакупки?

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.

Способы закупок по 44-ФЗ

Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика », то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика - это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.

Закрытые способы применяются в следующих случаях:

  • информация о госзакупках является государственной тайной;
  • заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
  • заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.

Этапы электронного аукциона

1.Получить электронную подпись

Обязательным условием участия в торгах является наличие электронной подписи. Получать ее надо в аккредитованном удостоверяющем центре, подробнее об этом читайте в статье .

2.Пройти аккредитацию участников

Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

Для юридических лиц это:

  • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
  • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

3.Обеспечить заявку на участие

Обеспечение заявки - это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде , а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

  • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
  • вторая часть заявки признана несоответствующей;
  • с участником был заключен контракт по его заявке.

Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

4.Подать заявку на участие

Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

Вторая часть заявки включает в себя:

  • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
  • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот - отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

5.Участие в электронных торгах

В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

  1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% - 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
  2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

6. Подписание контракта с победителем аукциона

Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

Где пройти обучение процедуре госзакупок?

Закон № 44-ФЗ не просто объемный (около 180 страниц в формате Word), но и сложный для понимания, поэтому самостоятельно освоить процедуру госзакупок проблематично. Выше мы уже говорили, что на государственных площадках публикуется информация в виде пошаговых инструкций. Пройти полноценное обучение, но уже за некоторую сумму, можно и в специальном «Сбербанк-АСТ».

Кроме того, в Москве создан Единый центр госзаказа, в рамках которого представители малого и среднего предпринимательства могут получить бесплатное информационное сопровождение, которое включает:

  • семинары, круглые столы, форумы, очные, заочные и он-лайн консультации;
  • набор методических материалов, памяток, инструкций.

Если наша статья помогла вам разобраться в процедуре проведения госзакупок, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями - пусть она поможет и им. Нам будет очень приятно!

На современном этапе развития Российской Федерации экономическая ситуация сложилась таким образом, что частный бизнес, как таковой, практически отсутствует, чему способствует ряд специфических факторов: коррупция в госорганах, состояние банковской системы (невозможность получения нормального кредитования), тарифы ЖКХ, отсутствие денежной массы у населения.

Более 80 % всей «белой» денежной массы Российской федерации – это бюджетные средства.

Тот бизнес в России, который не только существует, но развивается и даже процветает, ведется в двух направлениях – это деятельность, связанная с наполнением бюджета (более чем на 70 % наполняемость бюджета – это поступление средств от продажи полезных ископаемых) и деятельность, связанная с обслуживанием бюджетных нужд (освоение бюджетных средств – выполнение Госзаказа).

Специализированный консультационный Центр Государственных закупок (Центр Госзакупок) оказывает полный комплекс услуг, связанных с развитием Вашего бизнеса по реализации товаров или услуг в сфере Госзакупок.

Центр Госзакупок оказывает помощь в подготовке, проведении или участии в торгах (тендерах) как государственным организациям – Заказчикам , так и частному бизнесу – Участникам (от нулевого уровня до среднего и крупного), от составления элементарной котировочной заявки до разработки индивидуальной стратегии и тактики ведения тендерных войн (никто добровольно делиться с Вами ни одной копейкой не собирается, добиться этого – тяжелый, кропотливый труд), от выполнения разовых услуг до комплексного обслуживания, защищает Ваши интересы в ФАС России и Рособоронзаказе, лоббирует Ваши интересы среди Заказчиков (помогает встретиться двум одиночествам для нахождения консенсуса в виде заключения Госконтракта), а так же помогает с получением тендерного кредита и банковской гарантии.

Все обратившиеся за помощью делятся для нас лишь по следующему критерию – либо это организатор торгов (Заказчик), либо – участник торгов (Участник размещения заказа).

Источник: http://center-goszakupok.ru/

Государственные закупки

Государственные закупки (сокр. госзакупки; на англ. government procurement, public tendering, public procurement) - это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств.

Закупки могут охватывать все сферы рынка, это может быть и приобретение медикаментов, и покупка автомобилей, и строительство. Чтобы в закупках не было места коррупции, их принято осуществлять по определенной схеме.

Основные принципы государственных закупок в России

Главными критериями для проведения госзакупок можно назвать следующие:

  • Справедливость и равенство по отношению к участникам торгов . Всем поставщикам, которые принимают участие в конкурсе, предоставляются равные права, возможности участия и равный доступ к информации.
  • Открытость и прозрачность . Госзаказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на сайте государственных закупок и давать извещение в СМИ о мероприятиях, связанных с закупками.
  • Эффективное использование государственных средств. Товары и услуги должны приобретаться за минимально возможные средства. Практика показывает, что уже сейчас, благодаря открытому размещению заказов на сайте госзакупок, удается оптимизировать расходы бюджета.
  • Ответственность . Должна вестись строгая отчетность по госзакупкам и обосновываться причины, по которым выбран тот или иной исполнитель. В случае сговора ответственность будут нести обе стороны, при этом исполнитель попадает в реестр, где указаны недобросовестные поставщики. Контроль за проведением тендера осуществляет ФАС.

Официальные сайты

В соответствии с действующим законодательством государственные закупки проводятся в виде тендеров (открытых конкурсов).

Вся информация о предстоящих, действующих и завершенных тендерах должна размещаться на сайте государственных закупок. У каждого региона страны есть свой сайт. Все сайты устроены одинаково, это облегчает поиск для поставщиков.

Информация на сайте открыта для всех, она постоянно обновляется и должна быть всегда актуальной.

На сайте, где проводился конкурс, организаторы обязаны опубликовать списки участников, объявить итоги и назвать победителя. Для достижения прозрачности указываются суммы заключенных контрактов и сэкономленных средств.

Способы размещения госзакупок

Сейчас заказы на закупки можно разместить различными способами: конкурсы, электронные торги, запрос котировок или закупки у одного поставщика.

Кроме того, есть одноэтапные и двухэтапные тендеры. В ходе проведения одноэтапного тендера требования к госзакупкам остаются неизменными.

Во время проведения двухэтапного тендера могут произойти некоторые изменения.

Сначала ведутся переговоры с поставщиками и лишь на втором этапе формулируются точные требования к поставкам.

Проведение открытых аукционов в электронной форме

Аукционы в электронной форме представляют все больший интерес. Этот способ не требует больших средств и прост в реализации.

В результате проведения аукциона достигается максимальная прозрачность выбора поставщика, потому что госзаказчик не знает, кто предлагает те или иные условия.

Поставщики получают через сайт госзакупок зашифрованные наименования, чтобы сохранять анонимность.

Данный способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, не требуется разрабатывать документацию, информация о тендерах уже содержится на сайте. Во-вторых, госзакупки могут быть проведены в кратчайшие сроки. И в-третьих, достигается максимальная экономия средств.

Когда победитель тендера определен, необходимо четко обговорить условия контракта. Все заключенные контракты попадают в реестр, размещенный на сайте государственных закупок.

Источник: http://www.FinancialGuide.ru/encyclopedia/goszakupki

(государственные закупки) – способ приобретения за счет средств бюджетного фонда продукции, услуг и работ для удовлетворения нужд государства.

Такой способ приобретения распространяется практически на все направления деятельности и может применяться для закупки медикаментов, оборудования, техники и др.

Ключевая особенность данного процесса – организация и проведение закупок для государственных нужд регулируется на уровне законодательства Градостроительным кодексом, ФЗ-94, а с 2014г.

ФЗ-44, и рядом других нормативно-правовых документов.

Организация госзакупок происходит путем размещения государственного заказа, под которым следует понимать общее количество заключенных контрактов за счет средств бюджета.

Составной частью госзаказа является муниципальный заказ.

В данном случае он осуществляется по инициативе органов самоуправления для определенной местности и направлен на удовлетворение нужд и решение проблем местного значения.

Госзакупки базируется на принципах:

  • Справедливости и равенства – для всех участников действуют единые правила, предоставляются единые возможности для участия.
  • Открытости и прозрачности – информация о планируемых и проводимых государственных закупках должна быть отображена на информационных ресурсах в сети Интернет и специализированных печатных изданиях.
  • Эффективности использования госсредств – это значит, что контракты на услуги, поставку продукции должны приобретаться по минимально возможной цене.
  • Ответственности – процедура проведения госзакупок является подотчетной. Согласно регламенту каждый этап мероприятия фиксируется, обосновывается выбор исполнителя, результат заносится в реестр. Контролирующую функцию в данном вопросе выполняет ФАС.

В случае выявления нарушения проведения госзакупок, законодательством предусмотрена административная ответственность.

Наказание предусматривает:

  • возложение штрафных санкций в размере от 3 до 500 тысяч рублей, в зависимости от вида выявленного нарушения;
  • фиксирование сведений о недобросовестных поставщиках в одноименном реестре.

Основными путями размещения госзаказа являются торги (конкурс, аукцион), запрос котировок, закупки у единственного поставщика или на биржах.

Выбор пути не является прерогативой заказчика: все четко регламентировано законодательством.

В законе указано, для каких видов работ применим конкурс, для каких электронный аукцион и котировки.

Претенденты на контракт являются участниками размещения заказа, выступать в роли которых могут физические и юридические лица. Участие в аукционах, конкурсах требует взвешенного решения.

Для этого необходимо учитывать:

  • Рентабельность предприятия, компании.
  • Наличие свободных средств для обеспечения заявки.
  • Укомплектованность штата профессиональным бухгалтером, который разбирается в тонкостях работы с бюджетными средствами.
  • Наличие специалиста, профилем работы которого является участие в госзакупках.
  • Отсутствие задолженности по налоговым выплатам.
  • Возможность выполнять работы или поставку продукции за счет организации с последующим погашением из бюджета.
Цитата:
«Официальный сайт Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг … предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.»

Для многих коммерческих и иных компаний система «госзакупок» является основным способом привлечения в хозяйственную деятельность государственных (бюджетных) средств. Информация о закупках товаров, услуг, исследовательских работ, осуществляемых компаниями с государственным участием (и другими отдельными видами компаний) в обязательном порядке (согласно федеральным законам №№ 223, 94, 44) размещается на сайте госзакупок. Коммерческие компании также зачастую публикуют свои тендеры именно на официальном сайте госзакупок.
  • Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
  • Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 12.03.2014, с изм. от 29.12.2014) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Таким образом, информация о конкурсах, публикуемая на сайте госзакупок, является центральным источником актуальных сведений о возможных «государственных» заказах по профилю для множества компаний из самых разных сфер деятельности - от услуг охраны до геофизических изысканий. Поэтому потребность иметь регулярно обновляемые сведения о проходящих конкурсах, попадающих под определенные критерии, возникает у каждой организации, участвующей в госзакупках. В настоящей статье рассмотрим различные способы и практический пример реализации указанной потребности.

Варианты получения сведений о госзакупках

Чаще всего задача ставится руководством перед маркетинговым или IT-подразделением компании примерно в следующей формулировке: «необходима ежедневная сводка по конкурсам госзакупок, удовлетворяющим следующим критериям…» . Именно ежедневная, так как иногда между публикацией конкурсной документации и окончанием подачи заявок на него объявляется срок менее 10 дней, в среднем - около двух недель. Времени для сбора всей необходимой документации для участия в конкурсе совсем не много, каждый день «на счету».

Перечислим варианты реализации задачи.

1. Сайт ООС (госзакупок)
Сам сайт http://zakupki.gov.ru/ дает возможности настраиваемого поиска и отбора конкурсов по параметрам.

Недостатки:

  • Поиск работает недостаточно корректно, иногда конкурсы «не находятся». Я свидетель долгой рабы именно через официальный сайт, утверждение мной проверено;
  • Сайт зачастую не работает по ночам и праздникам;
  • Ограничение в количестве результатов. Если поиск выдает более, чем 500 строк, скачивание данных о конкурсах (в виде таблицы.csv формата) средствами сайта невозможно.
Для частичной автоматизации процесса я в своё время написал плагин для браузера FireFox, который должен был делать ежедневное скачивание отобранных конкурсов.

В двух словах плагин формировал адрес в виде примерно такой строки:

"http://zakupki.gov.ru/epz/order/extendedsearch/search.html?" + "placeOfSearch=FZ_44" + "&orderPriceFrom=" + priceArray[i] + "&orderPriceTo=" + (priceArray-1) + "&orderPriceCurrencyId=-1" + "&orderPublishDateFrom=" + OrderDate + "&orderPublishDateTo=" + OrderDate + "&headAgencyWithSubElements=true&matchingWordPlace44=NOTIFICATIONS" + "&law44.okpd.withSubElements=true” + "&law44.okpd.ids=31301%2C37097%2C50876%2C51122" + "&law44.advantages=I&law44.advantages=I" + "&law44.advantages=I&law44.advantages=I" + "&morphology=false&strictEqual=false";
Естественно, для 94 и 223 закона параметры запроса другие. Как видно, ОКПД, диапазон цен и т.п. приходится «зашивать» в запрос, так как иначе количество найденных конкурсов будет слишком большим и результаты поиска можно будет скачать только частично.

2. Специализированные web - сервисы поиска конкурсов
В ответ на запрос рынка несколько компаний организовали сайты поиска информации о проводимых конкурсах. Зачастую такие сайты дают не только сведения о госзакупках, но и о «частных» тендерах с электронных площадок.

Несколько таких систем:

  • Мультитендер.ру : «бесплатная специализированная поисковая система, позволяющая отслеживать госзакупки и коммерческие тендеры»;
  • TenderCAT : «Каталог TenderCAT предназначен для облегчения поиска государственных и коммерческих тендеров и аукционов в огромной массе ежедневно публикуемых на портале госзакупок (http://zakupki.gov.ru) заказов по всем регионам и направлениям деятельности»;
  • Ист Бюджет : «Сайт госзакупок и тендеров - лучший поиск и аналитика от Ист Бюджет»;
И другие.
Отдельно упомяну Госзатраты , о которых на Хабре была .

Целью настоящей статьи не является сравнение или анализ указанных ресурсов, так что ни их достоинства, ни недостатки здесь не приводятся.

3. Самостоятельная разработка для скачивания конкурсов.
В некоторых (я знаю несколько) случаях руководство компании, участвующей в конкурсах, ставит очень специфические задачи, касающиеся параметров отбора информации, регулярности поиска или оформления результата поиска. В таких случаях обращаются к IT специалистам, «ручная работа» по мониторингу и отбору конкурсов становится слишком трудоемкой.

Встречаются примеры заказа описанных работ у фрилансеров. Например, на SQL.ru , на Weblancer . Наконец, можно приобрести готовое решение у «проверенных временем» исполнителей . Однако основная часть настоящей статьи описывает процедуру самостоятельного исполнения задачи.

Скачивание данных о конкурсах с http://zakupki.gov.ru средствами Excel VBA

Исходные данные
Основное необходимое знание об источнике данных: у ООС (общероссийский официальный сайт госзакупок) имеется публичный ftp-сервер . При этом если http регулярно (обычно в ночное время и праздничные дни) не доступен по причине «технического обслуживания», то ftp работает (согласно моей практике) вполне надежно.

Адреса ftp серверов разделены по федеральным законам, применяющимся для размещения тендеров:
ФЗ №223: ftp://ftp.zakupki.gov.ru/out/

Логин и пароль:


ФЗ №94 и ФЗ №44: ftp://zakupki.gov.ru

Логин и пароль:


Структура каталогов для 223 закона вполне прозрачна. Что же касается 94 и 44, здесь расположены следующие интересующие нас подкаталоги:
  1. 94fz каталог, содержащий данные публичных выгрузок в соответствии с 94ФЗ (остальные каталоги - 44ФЗ),
  2. fcs_regions каталог, содержащий данные полной региональной выгрузки опубликованной на ООС информации в соответствии с 94ФЗ.

Остальные каталоги содержат нормативно-справочную информацию, информацию по банковским гарантиям, выгрузки по правилам и в рамках решения задачи не представляют интереса.

Полная региональная выгрузка включают в себя все опубликованные на ООС документы следующих типов:
опубликованные извещения;
опубликованные изменения извещений;
опубликованные протоколы;
опубликованные сведения о контрактах;
опубликованные изменения контрактов;
опубликованные сведения об исполнении/прекращении действия контрактов.

Отметим, что в наших целях интересны только извещения (notice ). Все остальные виды документов в рамках задачи не используются!
Выгрузка осуществляется в архивируемые файлы формата XML.
В одном файле могут находиться документы только одного типа в количестве, не превышающем 3000 записей. Если количество документов, подлежащих выгрузке, превышает 3000 записей, система формирует несколько файлов и каждый помещает в отдельный архив.
Все сформированные и зархивированные XML-файлы выгружаются на FTP-сервер… файлы в выгрузке разделены по каталогам, соответствующим региону. В каждом каталоге региона есть еще 3 каталога: notifications, protocols и contracts. В каждом из каталогов notifications, protocols и contracts дополнительно есть каталог daily.
Опубликованные документы выгружаются на FTP-сервер в следующем порядке:
· Каждый календарный день (ежедневно) выгружается список документов, опубликованных за предыдущий календарный день. При этом…выгрузка извещений по региону делается в каталог <Наименование региона>/notifications/daily;
· Каждый календарный месяц (ежемесячно) выгружается список документов, опубликованных за предыдущий календарный месяц. При этом…выгрузка извещений по региону делается в каталог <Наименование региона>/notifications;
В ежедневной и ежемесячной выгрузках всегда выгружаются все типы документов, опубликованных за прошедший календарный день или календарный месяц соответственно.
Если на момент формирования выгрузки за истекший период не было ни одного опубликованного документа какого-нибудь типа, то XML-файл с данным типом документов выгружается пустым.
После завершения ежемесячной выгрузки, каталоги с ежедневными выгрузками за истекший месяц очищаются.
Имена файлов региональной выгрузки имеют следующую структуру:
<вид-документа_регион_начало-периода_конец-периода_номер.xml.zip>,
где:
вид-документа – принимает значение notification, protocol или contract для извещений, протоколов и сведений о контрактах соответственно;
регион – название региона выгрузки;
начало-периода – дата начала периода для отбора документов по дате-времени публикации выгружаемых документов в формате yyyyddmm_hhmmss, где yyyy – год, mm – месяц (номер), dd – день, hh – час, mm – минуты, ss – секунды;
конец-периода – дата конца периода для отбора документов по дате-времени публикации выгружаемых документов в формате yyyyddmm_hhmmss, где yyyy – год, mm – месяц (номер), dd – день, hh – час, mm – минуты, ss – секунды;
номер – порядковый номер сформированного файла;

Актуальную версию приведенной информации можно скачать с ООС в виде документов «Схемы информационного обмена…».
Описание программы автоматического скачивания конкурсной информации (VBA MS Excel, Windows).
Подготовка
  • Подключаем скриптинг Microsoft Scripting Runtime. Для функциональности FSO (\Windows\System32\scrrun.dll )
  • Подключаем скриптинг Microsoft XML, v.6
Для запроса диапазона дат, в котором следует скачать конкурсы, я сделал userForm с использованием элемента MonthView . Его настройки позволяют развернуть два месяца рядом (предположим, что диапазон не длиннее, чем месяц), показывать текущую дату (красная рамочка), установить выбранный диапазон дат по умолчанию.

На примере выбран диапазон с 26 февраля по 4 марта. Выбранные даты считываются со свойств Формы:

MonthView.SelStart и MonthView.SelEnd
Вот такой фильтр позволяет выбирать файлы (структура имен которых нам известна) в заданном диапазоне дат:

Fltr = "*_" & Format(targetDate, "yyyymmdd") & "*" & Format(targetDate + 1, "yyyymmdd") & "*.zip;" & "*_" & Format(targetDate, "yyyymmdd") & "*" & Format(targetDate, "yyyymmdd") & "*.zip"
Обратим внимание на то, что здесь точка с запятой разделяет альтернативные варианты, поэтому указанный фильтр подходит для файлов, формируемых по всем трем законам.

Скачивание файлов я осуществляю в заданную директорию, которую предварительно очищаю от старых закачек, применяя методы FSO:

Dim FSO As FileSystemObject Set FSO = New FileSystemObject
Далее выбираем целевую папку bFld = FSO.GetFolder(...) и уничтожаем поддиректории:

For Each SubFolder In bFld.SubFolders SubFolder.Delete Next
Совершенно не обязательным, но крайне удачным «фантиком» к программе оказалось использование Application.Speech.Speak Удобно не наблюдать за прогрессом долгой процедуры, а занимаясь своими делами регулярно слышать сообщения (приятным женским голосом) типа:

Application.Speech.Speak "Downloading purchase notices", True
Второй параметр - асинхронное выполнение.

Скачивание файлов
Начинаем скачивание. Убеждаемся, что целевая папка существует с помощью FSO.FolderExists и при необходимости создаем её функцией MkDir .
Создаем шелл - объект
Set myShell = CreateObject("Shell.Application")
и применяем основную «фишку» описываемого подхода - метод namespace :
Set ftpItems = myShell.Namespace(адресFTP).Items
Указанная строка реализует обращение к FTP, возвращая папки и файлы. Обратите внимание на то, что передаваемый параметр должен иметь тип Variant , а не String .

Выбрать все директории можно так:

FtpItems.Filter 32, "*".
Выбрать поддиректории и файлы (96=32+64 ) и применить фильтр вроде того, который был построен в начале параграфа для отбора фалов по дате - так:

FtpItems.Filter 96, fltr.
Остается указать целевую (локальную) папку для скачивания аналогичным способом:

Set tFolder = myShell.Namespace(tgtFolder)
И запустить «копирование» (оно же «скачивание») следующим образом:

TFolder.CopyHere ftpItems, 20
Эта команда запускает внешний процесс (в Windows отображается стандартный прогресс-бар копирования файлов), её выполнение из vba не контролируется напрямую. Однако нам необходимо дождаться окончания её выполнения, для чего мы следующим методом в цикле проверяем наличие последнего из копируемых файлов:

While Len(Dir$(tgtFolder & "\" & ftpItems.Item(ftpItems.Count - 1).Name)) = 0 Sleep 1: DoEvents Wend
Так устроенное «ожидание» длится в точности столько, сколько копируются файлы.

Распаковка (разархивация) скачанных файлов
Перебрав все директории и поддиректории и скачав все отфильтрованные файлы, приступаем к их обработке на локальной машине:

Application.Speech.Speak "Unzipping archives", True.
Для этого снова пользуемся методом namespace .
Перебираем все архивы в папке For Each fl In tFolderItems
и пользуемся тем, что эти архивы в Windows видны как поддиректории! Соответственно, всё содержимое архива доступно так:

Set flItems = myShell.Namespace(CVar(tgtFolder & "\" & fl.Name)).Items
(Снова обращаю внимание на то, что параметр должен быть Variant , из-за чего необходимо преобразование типа из строки).

И опять та же команда CopyHere позволяет «скопировать» (на самом деле извлечь) из архива все фалы в целевую папку: myShell.Namespace(tgtFolder).CopyHere flItems, 20
а асинхронное выполнение заставляет нас в цикле ждать окончания выполнения этой команды тем же образом, который описывался выше.

Среди разархивированных файлов немало «мусора». Например, по какому-то региону в определенный день не было никаких закупок, ООС генерирует пустой файл за эту дату. Поэтому прежде, чем парсить xml, я предпочитаю удалить лишнее. Используя FSO перебираем файлы

Set fold = FSO.GetFolder(tgtFolder) For Each fl In fold.Files
«Отсев» легко произвести по размеру файла (fl.Size <= 198) и фильтруя его название Not (LCase(fl.Name) Like "*noti*")) .

Удаление файла осуществляется предельно просто: fl.Delete

Расшифровка XML с данными о конкурсах
Расшифровка xml зависит от их схемы, которая на ООС иногда меняется. Поэтому далее приведены основные приемы, без концентрации на отдельных полях и данных. Начинаем, конечно, с

Application.Speech.Speak "Decoding files", True.
В этой части помимо FSO для работы с файлами нам понадобится XML:

Dim xml As MSXML2.DOMDocument60 Set xml = New DOMDocument60: xml.async = False: xml.validateOnParse = True
И, конечно, целевой лист (ActiveSheet ) в книге Excel, куда мы будем записывать информацию.
Начнем с того, что остановим отрисовку Excel на время, чтобы «не мельтешило»:

Application.ScreenUpdating = False
Принципиальным моментом является то, что

«XPath обрабатывает пустой префикс как пространство имен null. Другими словами, в запросах XPath можно использовать только префиксы, сопоставленные с пространствами имен. Это значит, что если нужно построить запрос к пространству имен в XML-документе, то даже если оно является пространством имен по умолчанию, для него необходимо определить префикс.»
Поэтому для успешного разбора полей скачанных документов для пространства имен по умолчанию добавляем некий префикс. Например, «q»:

Xml.setProperty "SelectionNamespaces", " xmlns:q= "http://zakupki.gov.ru/oos/export/1" xmlns:xsi="http://www.w3.org/2001/XMLSchema-instance" xmlns:oos="http://zakupki.gov.ru/oos/types/1""
Так выглядит определения пространства имен для разбора xml, сформированных по 94 ФЗ. Для 44 она будет немного другой:

Xml.setProperty "SelectionNamespaces", "xmlns:q="http://zakupki.gov.ru/oos/types/1" xmlns:ns2="http://zakupki.gov.ru/oos/export/1" xmlns:ns3="http://zakupki.gov.ru/oos/printform/1""
Собственно все приведенные данные берутся из заголовка любого скачанного xml - файла, только для пространства имен по умолчанию добавляется q .

Далее определяются поля (точнее, xpath , указывающий на них), которые нужно скачать. На текущий момент для 94 ФЗ они выглядят примерно так: ".//oos:notificationNumber", ".//oos:lot", ".//oos:orderName", ".//oos:maxPrice". Для 44 ФЗ - другая структура (спасибо программистам ООС): ".//q:purchaseNumber", ".//q:lot", ".//q:purchaseObjectInfo", ".//q:maxPrice|.//q:price|.//q:totalSum" .

Видим, что однозначности нет, настраивать парсинг приходится не только опираясь на опубликованные схемы, но и на собственный практический опыт расшифровки данных.

Проверить, «читается» ли xml -файл можно двойным условием:

If Not xml.Load(tgtFolder & "\" & fl.Name) then…If (xml.parseError.ErrorCode <> 0) then…
Если же файл прочитался (до сих пор у меня с закачанными с ООС файлами проблем не было), можно собственно разбирать его содержание. Прежде всего рекомендую прочитать поле, описывающее состав сообщения (notice ).

PurchaseType = LCase(xml.DocumentElement.ChildNodes(0).BaseName) documentType = LCase(xml.DocumentElement.BaseName)
И проверить, что содержимое файла - это именно объявление о конкурсе, а не отмена его, уведомление о публикации протокола и т.п. примерно так:

If Not (purchaseType Like "*cancel*" Or purchaseType Like "*protocol*" Or documentType Like "*cancel*") Then
Так как в xml, сформированных по 223 ФЗ, название типа документа «спрятано», то можно добавить:

If (purchaseType Like "*notification*" Or documentType Like "*notice*") Then
Далее идет собственно запись данных из xml в ячейки листа:

Range("A" & i) = xml.DocumentElement.SelectSingleNode(строкаXPathсоотвПоля).Text
И т.д.
Если XPath может давать несколько вариантов (указание, например, на названия лотов) и все их мы хотим сохранить, поможет такая конструкция:

For Each it In lot.SelectNodes(строкаXPathсоотвПолей) Range("E" & i) = Range("E" & i) & it.Text & "; " Next
Некоторые поля в документе могут отсутствовать, тогда пропускаем их условием:

If Not xml.DocumentElement.SelectSingleNode(строкаXPathсоотвПоля) Is Nothing Then

Заключение
Скачивание файлов с ftp можно реализовать разными способами. Я описал один, с использованием shell.namespace , работающий и ОЧЕНЬ просто реализуемый.

После скачивания, автоматического ранжирования (отбора) и форматирования списка конкурсов моя ежедневная подборка конкурсов (по всем ФЗ) выглядит примерно так:

Описанный выше подход позволяет скачивать данные о конкурсах, контрактах, планах закупок и т.п. с ООС, ведь вся эта информация публикуется на открытом ftp . Весь код программы я не привожу и не могу привести, так как он является «интеллектуальной собственностью». Однако восстановить программу по приведённым ключевым участкам кода может любой, владеющий основами vba и, что важнее, терпением.

Терпение понадобится, во-первых, при разборе фалов и поддиректорий на ftp: надо не скачать лишнего и не упустить нужное. И во-вторых, при парсинге xml. Однако здесь уже вопрос поставленной задачи: какие именно поля, в какой последовательности, как отформатированные хочет видеть заказчик.

Всем удачи и побед: - в конкурсах - и личных!



Просмотров