Кому положены детские пособия до 3 лет. Положен ли отпуск и пособие по уходу за третьим ребенком — расчет выплаты на примере

В целях улучшения демографических показателей в стране предложено увеличить срок выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет до достижения ребенком 3 лет. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

Что случилось?

Государственная Дума планирует в ближайшее время рассмотреть в первом чтении законопроект № 478277-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет», авторами которого выступила группа депутатов Госдумы во главе с руководителем фракции «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым. Они намерены улучшить демографические показатели в стране путем повышения реальных доходов населения, точно так же, как это происходило в последние годы. Депутаты отмечают, что именно такое направление имеет государственная политика последних лет в сфере социальной поддержки семей с детьми. А их предложение, помимо прочего, позволит повысить шансы женщин с детьми на трудоустройство.

Новые принципы выплаты детских пособий

В пояснительной записке к законопроекту его авторы обосновывают, почему является несправедливой выплата пособия на ребенка только до достижения им возраста 1,5 года. Они, в частности, отмечают:

Проблема материального обеспечения семей с малолетними детьми до трех лет усугубляется тем, что в России число ясельных групп для детей младше 1,5 лет ничтожно мало, женщина с малолетним ребенком не может трудоустроиться и оказывается полностью зависима от поддержки семьи и окружения. По данным Контрольного управления Президента Российской Федерации, за последние двадцать лет количество дошкольных учреждений в целом по стране сократилось почти в два раза. Часть учреждений были закрыты и перепрофилированы, сданы в аренду коммерческим организациям. Повышение рождаемости в последние пять лет на фоне сокращения 5 количества детских садов привело к тому, что тысячи детей лишены возможности пользоваться услугами дошкольных учреждений. А при рождении или усыновлении второго ребенка малообеспеченные семьи могут получать ежемесячные дополнительные выплаты из средств материнского капитала. Эта мера также действует с начала этого года и распространяется на период, пока ребенку не исполнится полтора года.

Повышение возраста выплаты детских пособий до достижения ребенком возраста 3 лет позволит повысить социальную защиту семей, в том числе тех, где несколько детей. Благодаря этой мере детей станет появляться в семьях больше, так как их родители не будут переживать о том, что не смогут достойно обеспечить ребенка, когда ему исполнится 1,5 года. Ведь пособие платить перестанут, а места в детском саду может не оказаться.

Кроме того, парламентарии напомнили, что по Трудовому кодексу РФ каждой женщине в России предоставено право на получение отпуска по уходу за ребенком продолжительностью в 3 года. При этом после 1,5 лет такого отпуска пособие по уходу за ребенком становится чисто символическим — всего 50 рублей в месяц. В связи с этим путем продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет фактически будет исполнено требование действующего трудового законодательства.

  • студентками вузов;
  • учащимися профессиональных училищ;
  • слушательницами курсов дополнительного профобразования.

Право на пособие, если законопроект будет одобрен, получат все женщины, которые работали в течение одного года за двухлетний период, предшествующий беременности и родам.

Пособие по уходу за ребенком до достижения им 3х-летнего возраста представляет собой одну из разновидностей компенсационных выплат. Для назначения государственной помощи, гражданину (матери или отцу ребенка) необходимо подготовить соответствующие документы и обратиться с заявлением по месту работы либо в органы социальной защиты населения.

В этой публикации мы детально разберемся кому положено и как рассчитывается пособие по уходу за ребенком до 3-х лет, какие необходимы шаги и документы для его оформления через работодателя и в каких случаях заявителю может быть отказано в компенсационных выплатах.

Размер детского пособия до трех лет

Величина пособия по уходу за ребенком до 3 лет регулируется Указом Президента РФ№111 от 30.05.1994 года, на текущий момент она не проиндексирована и совершенно не соответствует текущему уровню цен даже если опираться на . Приведем выдержку из данного законодательного акта:

«Ежемесячные компенсационные выплаты положены лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком (отцам, матерям и прочим родственникам), состоящим в трудовых отношениях с предприятием или учреждением любой организационно-правовой формы собственности, а так же женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком (детьми) до достижения им 3х-летнего возраста. Размер пособия составляет – 50 рублей».

Цифра эта является общей по РФ, с поправкой на то, что каждый субъект федерации вправе самостоятельно регулировать размер данной компенсационной выплаты. Так, например, в столичном регионе родителям детей, не достигших 3-х летнего возраста, выплачивают порядка 2000 рублей. В областях, имеющих повышающие коэффициенты к среднему заработку, те же самые коэффициенты применяются относительно пособия по уходу за детьми.

Какие документы понадобятся для получения пособия

Компенсационная выплата гражданам, осуществляющим уход за ребенком до 3-х лет, назначается с первого дня отпуска и прекращается месяцем, следующим за тем, в котором ребенку исполнилось три года. Для получения пособия необходимо подготовить следующие документы:

  1. Заявление;
  2. Оригинал и копию свидетельства о рождении ребенка (детей);
  3. Трудовую книжку;
  4. Копию приказа о предоставлении работнику отпуска по уходу за ребенком.

Все вышеназванные документы предоставляются в бухгалтерию организации – работодателя.

Кроме работающих матерей законом предусмотрена еще одна категория лиц, которая может претендовать на получение пособия по уходу за ребенком. Это работники, уволенные в связи с ликвидацией предприятия и не получающие пособие по безработице (в обязательном порядке подтверждается соответствующей справкой). Данная категория граждан подает документы в районный отдел социальной защиты населения. Решение о назначении либо отказе в выплате выносится уполномоченным органом в течение 10 дней с момента получения документов.

Порядок подачи документов на пособие до 3-х лет

Заявление и все необходимые подтверждающие документы (в зависимости от категории лиц) предоставляются гражданами лично по месту официального трудоустройства либо в отдел социальной защиты. При наличии определенных причин, если личное присутствие невозможно, документы на пособие могут быть доставлены законным представителем.

Кроме этого, заявление может быть подано гражданином через многофункциональные центры (МФЦ) или на электронном носителе с использованием интернет ресурса « Единый Портал государственных услуг». В случае получения пакета документов в электронном виде, работники фонда социальной защиты населения обязаны проверить их подлинность.

Если матерью не была предоставлена справка от биржи труда с подтверждением того, что она не получает пособие по безработице, то орган социальной защиты обязан запросить её самостоятельно. Запрос между ведомствами обрабатывается в течение двух дней с момента поступления заявления в электронном виде.

Кому может быть назначено пособие по уходу

Начнем с того, что существует несколько категорий матерей, которые могут обратиться за получением ежемесячных выплат по уходу за ребенком до 3-х лет:

  • женщины, имеющие и 2 группы;
  • матери, обучающиеся в высших учебных заведениях на заочном отделении;
  • женщины, ведущие предпринимательскую деятельность;
  • состоящие на государственной службе ();
  • женщины, официально получившие статус безработной в связи с ликвидацией предприятия;
  • безработные мамы, находящиеся на профессиональной переподготовке (обучении);
  • женщины, ухаживающие за детьми-инвалидами первой группы или пожилыми людьми старше 80-ти лет.

Кроме самих матерей, за назначением компенсационного пособия по уходу за ребенком до 3-х лет к работодателю могут обратиться следующие лица:

  1. отец ребенка;
  2. опекуны или усыновители;
  3. бабушка или дедушка;
  4. любой другой родственник, который фактически присматривает за ребенком.

Законные причины для прекращения выплаты пособия до трех лет

Существуют некоторые обстоятельства, при наступлении которых выплата пособия по уходу прекращается на следующий день. Остановимся на них более подробно.

  1. Женщина по собственному желанию прерывает отпуск по уходу за ребенком и возобновляет трудовые отношения на полный рабочий день.
  2. Если во время отпуска по уходу за первым ребенком у женщины рождается второй, т.е. наступает отпуск по беременности и родам.
  3. Гражданину, осуществляющему уход, назначается пособие по безработице.
  4. Работник, находящийся в отпуске, увольняется по собственному желанию.
  5. Ребенок переводится на полное обеспечение за счет государства.
  6. Родителя, который осуществлял присмотр за малолетним ребенком, лишают родительских прав

При наступлении любого из вышеназванных обстоятельств, получатель пособия обязан уведомить об этом органы социальной защиты либо своего работодателя.

Особенности начисления и выплаты пособия: что еще нужно знать

Многие считают, что компенсационная выплата по уходу за ребенком назначается исключительно в период с 1,5 до 3 лет. С точки зрения законодательства это не так. Пособие может быть назначено с первого дня отпуска по уходу за ребенком при условии своевременной подачи заявления и всех необходимых документов.

Размер пособия не менялся и не индексировался с 1994 года и на сегодняшний момент все так же составляет 50 рублей. Возможно, такое «постоянство» связано с тем, что данное пособие выплачивается гражданам за счет средств, аккумулируемых у работодателя, в то время как другие (например, выплата по беременности и родам) осуществляются Фондом социального страхования за счет государственных ассигнований. При этом величина выплаты не зависит от количества детей. Так, например, если в результате многоплодной беременности детей родилось двое или трое, мама будет получать все ту же сумму, равную 50 рублям. Это объясняется тем, что пособие назначается матери не на содержание детей, а в качестве компенсации за отсутствие возможности осуществлять трудовую деятельность.

При трудоустройстве матери на неполный рабочий день выплата пособия не прекращается. Но если мать решит искать работу с полной занятостью, то ей необходимо будет найти другого родственника, который смог бы взять на себя функцию присмотра за ребенком с последующим оформлением пособия по уходу. В противном случае выплата будет прекращена.

Для матерей-одиночек выплата может быть предоставлена в двойном размере с учетом регионального коэффициента.

Обязанности работодателя по выплате пособия до трех лет

Существует ошибочное мнение, что компенсационная выплата для матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, осуществляется по воле работодателя. Это неверно. Закон обязывает работодателя производить начисления и выплату по уходу за ребенком до 3-х лет как только получено соответствующее заявления от работника или работницы.

Пособие по уходу до 3 лет не облагается никакими налогами, поэтому работодатель не несет никаких дополнительных затрат. При этом данная выплата должна производиться вне зависимости от того, предусмотрено ли это внутренней документацией предприятия (коллективным или трудовым договором, дополнительным соглашением между работником и работодателем). Она осуществляется в силу закона, на основании Указа президента РФ от 30.05.1994 N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

Однако, если в качестве работодателя выступает индивидуальный предприниматель, то он компенсационные выплаты по уходу за ребенком своим работникам не производит. Закон возлагает данную обязанность только на юридические лица (организации) вне зависимости от организационно-правовой формы собственности, а индивидуальный предприниматель (ИП) организацией, по действующему в России законодательству, не является.

В 2018 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но . Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей , никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2018 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки это пособие с учетом современных реалий). Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в :

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Законопроект № 1174985-6 от 15 сентября 2016 года

Накануне очередных выборов в Госдуму 18.09.2016 г. депутаты от ЛДПР внесли проект федерального закона № 1174985-6, предусматривающий:

  • продление срока выплаты пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет;
  • увеличение его минимального размера кратно величине минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • в размере одного МРОТ (9489 руб. с 1 января 2018 г.) - на первого ребенка;
    • двух МРОТ (15000 руб.) - на второго ребенка и последующих.

По мнению законодателей, только в этом случае будет обеспечен «минимально необходимый уровень ухода за ребенком» будут выполнены требования международной Конвенции от 20.11.1989 г. о правах ребенка.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не установлена, однако в связи с тем, что документом предполагается значительное увеличение расходов федерального бюджета, в соответствии с п. 3 ст. 104 Конституции для его внесения в Госдуму требуется одобрение Правительства РФ, которое авторами документа, вероятнее всего, получено не было. На этом основании уже было отклонено немало хороших предложений, внесенных в предыдущие годы.

Таким образом, это может рассматриваться как нарушение регламента работы Государственной Думы, и более того - такой закон не может сейчас вообще быть одобрен Правительством ввиду сложной экономической ситуации (вспомним знаменитое «денег нет» в исполнении премьер-министра Дмитрия Медведева ). Поэтому пока рассматривать этот документ иначе как предвыборное обещание, к сожалению, не приходится.

10 октября этот закон был возвращен депутатам на доработку, а 8 ноября 2016 года он был повторно внесен в Госдуму и зарегистрирован под номером 22852-7 . В этот раз авторы законопроекта постарались выполнить все формальности и получили заключение Правительства - к сожалению, отрицательное. Правительство не поддержало этот законопроект, поскольку в его финансово-экономическом обосновании не указывается источник на дополнительное финансирование выплаты пособия из федерального бюджета.

Законопроект № 648289-6 от 11 ноября 2014 года

Депутатами Государственной Думы от фракций КПРФ и Справедливая Россия 11 ноября 2014 года внесен очередной законопроект с инициативой продления срока выплаты с полутора до трех лет. Кроме того, документом, зарегистрированным под номером № 648289-6 , также предусматривается установление минимального гарантированного размера данного вида государственной социальной помощи кратно величине прожиточного минимума для трудоспособного населения , установленного в целом по Российской Федерации:

  • на первого ребенка - в размере одного прожиточного минимума;
  • на второго ребенка и последующих детей - в размере двух прожиточных минимумов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1291 величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по России за III квартал 2016 года установлена в размере 10678 руб. , что в 3.5 раза превышает выплат на первого ребенка в виде ежемесячной суммы 3065,69 руб.

Минимальные ежемесячные пособия, эквивалентные на начало 2018 года суммам 10678 руб. (при осуществлении присмотра и ухода за первым ребенком) и 21356 руб. (за вторым и последующими) в соответствии с действующим законом предлагается устанавливать:

  • гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ( и ), а также матерям, уволенным во время беременности в связи с ликвидацией организации;
  • работающим гражданам во время пребывания в до 3 лет при условии низкой продолжительности страхового стажа или низкой официальной заработной платы.

Кроме того, законопроектом предусматривается максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере четырех прожиточных минимумов трудоспособного населения (42712 руб. в суммах, эквивалентных на начало 2018 года) для отдельных категорий граждан:

  • лицам, проходящим военную службу по контракту или иную приравненную к ней службу;
  • лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, а также матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации.

При этом в соответствии с действующим законом максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком для данных категорий граждан в 2018 году составляет 12262,76 руб. (что в те же 3.5 раза меньше предлагаемого депутатами от КПРФ и Справедливой России).

Дата рассмотрения законопроекта № 648289-6 в первом чтении на настоящий момент не установлена. Справедливости ради необходимо отметить, что предлагаемые к выплате суммы слишком велики в сравнении с другими выплатами семьям с детьми, чтобы быть правдой.

Законопроект № 558761-5 от 28 июня 2011 года

Еще в июне 2011 года депутатами Госдумы от фракции Справедливая Россия Е.Б. Мизулиной, А.В. Кузьминой, О.Л. Михеевым (Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей) был внесен законопроект № 558761-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты » .

Рассмотрение законопроекта после очередного переноса сроков было намечено на середину 2014 года, однако снова было перенесено - теперь на неопределенный срок .

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) - в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе - Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) - в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) - в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике - Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге - городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была .

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников , на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами:
«Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода . Для этого было предложено:

  • выработать семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или );
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах» , в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день ;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график .

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы , в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

В июне 2015 года министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил по результатам работы правительственной экспертной группы о том, что установление полноценного на основании адресных принципов потребует ежегодно не менее 50 млрд рублей федерального бюджета, что может быть затруднительно в условиях кризиса.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы - это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.

Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.

Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.

На сегодняшний день выплаты на содержание детей, достигших 3-летнего возраста, является одним из вариантом государственной материальной помощи семьям с невысоким уровнем доходов. Они также положены тем, у кого на воспитании имеется ребенок с признанной категорией инвалидности. Матери-одиночки и многодетные родители также вправе рассчитывать на подобную поддержку. В статье расскажем какое ежемесячные пособия на ребенка после трех лет в 2019 году, рассмотрим порядок выплат.

Несмотря на то, что выплаты на малышей старше трех лет установлена на федеральном уровне, средства на осуществление платежей семьям исходят из регионального бюджета, а потому правила получения денежных пособий и их величина утверждаются властями на местах. На федеральном уровне предусмотрена лишь одна выплата на малыша старше трех лет, ряд прочих начислений определен нормативно-правовыми актами регионов.

Особенности назначения пособий детям старше 3 лет

По состоянию на текущий 2017 год, закон стал позволять властям на местах перечислять суммы пособий федерального значения единожды за 3 месяца (ежеквартально), руководствуясь при назначении выплат адресным принципом и уровнем доходов. В первую очередь средства будут получать те, кто нуждается в них больше всех.

Нововведения в отношении пособий на ребенка старше 3 лет

В некоторых районах России введены дополнительные ограничения, оказывающие влияние на возможность получения пособий. В качестве примера можно привести город Нижний Новгород, где местные власти установили норму, согласно которой родители несовершеннолетних старше трех лет могут надеяться на материальную помощь, только если доход каждого члена семьи оказывается ниже половины суммы действующего МРОТ (7800 рублей).

Чтобы провести расчет среднего уровня заработка членов семьи, нужно взять всю сумму семейного месячного бюджета в целом и поделить ее на численность членов семьи. В случае, когда результат соответствует требованиям региональных властей, родители ребенка могут подать заявление и набор документов на назначение им пособия.

Общий порядок назначения пособий на детей старше 3 лет

Выплаты на несовершеннолетних после исполнения им трех лет являются мерой финансовой поддержки семейств с достаточно низким уровнем заработка. Также они полагаются матери и отцу ребенка с ограниченными возможностями, маме-одиночке и многодетным мамам.

Средства на указанные нужды идут из региональных бюджетов, а потому правила обращения за денежными средствами и величину отчислений стоит уточнять в районных органах соцзащиты по месту прописки семьи с детьми. Читайте также статью: → « ».

Кому полагаются выплаты на ребенка, достигшего трехлетнего возраста

  • многодетным матери и отцу, если среднедушевой заработок семейства оказывается меньше действующего регионального МРОТ,
  • мамам-одиночкам без официального места работы или лишившихся места из-за сокращения штата сотрудников,
  • опекуны и попечители, не имеющие работы или зарабатывающие меньше районного МРОТ,
  • семьям с ребенком-инвалидом.

Выплаты на ребенка до 14 лет

Семейство, нуждающееся в государственной поддержке и воспитывающая детей, которым нет еще четырнадцати лет, вправе обратиться за материальной помощью на каждого несовершеннолетнего. Написать заявление на зачисление средств может любой из родителей, главное, чтобы он был зарегистрирован на той же жилплощади, что и ребенок.

Если каждый год заботиться о переоформлении пособия, его можно получать вплоть до исполнения несовершеннолетнему шестнадцатилетия. И факт получения образования или вид образовательного учреждения, будь то университет, академия, институт или лицей, роли не играет.

В том случае, если ребенок продолжает учиться именно в школьном учреждении, но ему уже исполнилось шестнадцать, выплата продолжится до его совершеннолетия.

Выплаты на ребенка до 16 и 18 лет

Существует особенное пособие на несовершеннолетнего, которому не исполнилось еще шестнадцати, назначаемое безработным мамам-одиночкам. К таковым причисляются женщины, у которых ребенок появился спустя 300 дней после развода с супругом или же вне брака. Сумма выплаты варьируется от 500 до 1000 рублей и может начисляться либо до исполнения несовершеннолетнему иждивенцу 16 лет, либо до окончания его обучения, если он где-то получает образование.

Когда несовершеннолетний достигнет возраста 16 лет, пособие прекращает начисляться на счет его родителей, однако выплаты можно продлить, если имеется основание – продолжение обучения ребенка в школе. Тогда пособие можно получать еще 2 года, пока ребенок не станет совершеннолетним.

Процедура оформления выплат и место обращения за их назначением ничем не отличается от порядков получения средств до четырнадцати и шестнадцати лет. Средства будут начисляться семьям, особенно нуждающимся в дополнительном материальном обеспечении. Читайте также статью: → « ».

Выплаты на ребенка-инвалида

Семья, воспитывающая ребенка с группой инвалидности, также может претендовать на государственную поддержку. А поскольку средства выделяются из бюджета Пенсионного Фонда России, данное пособие можно назвать разновидностью социальной пенсии. Назначается выплата пособия только после предоставления заключения специальной медицинской комиссией, устанавливающей наличие оснований для признания ребенка инвалидом.

Условия признания несовершеннолетнего инвалидом:

  • неудовлетворительное состояние здоровья – болезни, травмы,
  • невозможность самостоятельного передвижения, обучения, общения, частичная/полная утрата способности к уходу за собой,
  • период реабилитации после перенесенного заболевания.

Средства могут быть утверждены к выплате только безработным родителям и опекунам, на иждивении которых находится ребенок с первой группой инвалидности. Условием является прохождение очередной медкомиссии каждые 3 года с целью подтвердить категорию инвалидности, иначе право на пособие теряется.

Выплата на ребенка с ограниченными возможностями является прибавкой к пенсии по инвалидности. Региональные власти на местах зачастую самостоятельно назначают некоторые дополнительные разновидности материальной помощи семьям, в которых воспитывается несовершеннолетний инвалид. Для примера рассмотрим город Уфу и Республику Башкортостан – здесь определено пособие в размере 6325 рублей (с учетом повышающего коэффициента Урала).

В случае, если у матери малыша имеется официальное место работы, она также не остается без поддержки, только теперь ей будет полагаться льгота, установленная Трудовым кодексом. Родители ребенка-инвалида могут обратиться за предоставлением им льготы на оплату услуг коммунальных служб в размере половины стоимости. Также им доступны льготы на проезд в общественном транспорте, на санаторно-курортные мероприятия и медицинское обслуживание.

Размер пособий на ребенка старше 3 лет

Величина детского пособия на малыша, достигшего 3-летнего возраста, могут варьироваться от 500 до 1300 рублей, в зависимости от города прописки семьи. Для содержания ребенка-инвалида выплачивается пособие в размере 1200 рублей вдобавок к пенсии по инвалидности, равной 11445 рублей 68 копеек.

Ежемесячное пособие на ребенка старше 3 лет в Москве и Санкт-Петербурге

В Москве срок рассмотрения заявления на выплату детского пособия не превышает 10 дней. Средства подлежат перечислению на счет в банке, принадлежащий заявителю. Размеры пособий на детей старше 3 лет по Москве:

Матери-одиночке На ребенка-инвалида Многодетной семье Опекунам
750 рублей в качестве компенсации при росте стоимости жизни 600 рублей в качестве компенсации при подорожании жизни 600 рублей (3-4 ребенка в семье), 750 рублей (более 5 детей) – возмещение расходов, связанных с подорожанием жизни 12000 рублей на каждого ребенка
300 рублей, если заработок выше прожиточного минимума 6000 рублей безработному родителю или некоторым другим родителям 522 рублей (3-4 ребенка), 1044 рубля (более 5 детей) – на ЖКУ 928 рублей на ЖКУ

Размеры пособий на детей старше 3 лет по Санкт-Петербургу:

Матери-одиночке На ребенка-инвалида Многодетной семье Опекунам
Различные компенсации и льготы 848 рублей (1,5 – 7 лет) 1224 рубля (1,5 – 7 лет) 7583 рубля
787 рублей (до 16 лет или до окончания учебы) 1137 рублей (до 16 лет или до окончания учебы)
5778 рублей (до 18 лет) 2624 рубля (мать-пенсионерка с 5 и более детьми)
13019 рублей (на ребенка с инвалидностью, имеющего особые потребности в уходе)

В Санкт-Петербурге деньги будут перечислены на специальную детскую карточку, предназначенную специально для начисления на нее социальных выплат.

Как оформить выплаты на ребенка старше 3 лет

Оформление пособий на детей старше 3 лет происходит в региональном отделении Управления соцзащиты в городе прописки семьи, воспитывающей ребенка, на которого и назначается выплата. В некоторых городах учреждены Многофункциональные Центры – в них также можно обратиться за предоставлением данной услуги.

В некоторых субъектах РФ доступно обращение за выплатами удаленно, через официальный сайт Госуслуг, где работает электронная запись на прием к специалисту и прием документов и формы заявления в режиме онлайн в отсканированном виде.

Сведения о семье и ребенке необходимо подтверждать каждый год, чтобы начисление выплат не прекратилось. Если же родители не обращались в уполномоченные органы на протяжении 12 месяцев, размер доплаты при следующем переоформлении не превысит величину пособия за 6 месяцев.

Сроки получения пособий

Обычно на рассмотрение документов и заявления у органов соцзащиты уходит не более 10 дней с даты обращения заявителя. В некоторых случаях срок назначения выплат зависит от времени обучения несовершеннолетнего и от его возраста:

  1. Если обучение в школе завершилось, а ребенку еще нет 18 лет, пособие нельзя переоформить.
  2. Если 18-летие еще впереди, а ученик перешел в следующий класс, предоставляется соответствующая справка.
  3. Если справка об обучении предъявлялась после шестнадцатилетия, а срок действия справок о доходах семьи истек, придется обновлять набор бумаг и снова писать заявление.
  4. Пособие не выплачивается, когда наступает эмансипация ребенка до исполнения ему 18 лет в судебном порядке, при заключении трудового контракта или при вступлении в брак.
  5. Если и на период совершеннолетия ребенок остается обучаться в школе, выплаты все равно прекращаются.

Необходимые документы для оформления

Для оформления денежного пособия на ребенка до исполнения ему 14 лет нужно предоставить сотруднику УСЗН следующий набор бумаг:

  1. Свидетельство о рождении ребенка, которому еще нет 14 лет.
  2. Свидетельство о заключении брака родителями ребенка или свидетельство о расторжении брака, если оно имело место. Подойдет также справка об установлении отцовства.
  3. Справка о составе семьи, доказывающая, что родители или один из них проживает вместе с ребенком.
  4. Справки о совокупных доходах семейства за тот период, за который документ требуется в каждом отдельном регионе.
  5. В случае, если у матери или отца (или у обоих родителей сразу) нет официального места работы, к списку документов добавляются:
  • трудовые книжки,
  • дипломы или аттестаты о получении образования (для никогда не работавших женщин),
  • военный билет (для никогда не работавших мужчин),
  • справка о том, что заявителю не назначалось пособие по безработице (из районной Службы занятости),
  • заявление о том, что неофициальной работы также не имеется.
  1. Копия сберегательной книжки для начисления средств.
  2. Внутренний паспорт РФ со штампом регистрации в регионе обращения за выплатой.

Для продления начисления выплат на ребенка до исполнения ему шестнадцати или восемнадцати лет, придется предоставить справку из школы о прохождении им обучения. Нужно также указать номер приказа о том, что он переводится в класс.

  1. В случае, когда в текущем году документы уже предъявлялись для переоформления выплат, но из-за достижения несовершеннолетним 16-летнего возраста начисления завершились, потребуется справка об учебе в школе.
  2. Когда в текущем году набор документов для продления платежей еще не предъявлялись в УСЗН, или информация не обновлялась более 12 месяцев, или родители пишут заявление в первый раз, нужен полный комплект бумаг плюс справка на ученика.

Иногда могут потребоваться также:

  • справка от работодателя (если заявитель трудится по договору найма),
  • справка от местного отделения УФНС, включающая сведения о величине доходов семейства за предшествующий год.

Дополнительный набор документов на оформление пособия для ребенка-инвалида:

  • справку от МСЭК с указанием присвоенной ребенку категории инвалидности,
  • ксерокопия трудовой книжки, где отсутствовала бы запись о месте трудоустройства матери, или справка из Службы занятости о присвоении статуса безработной. Читайте также статью: → « ».

Основания для прекращения начисления пособий

Выплаты не могут быть назначены, а ранее начисленные выплаты более не будут перечисляться на счет родителей ребенка, если:

  • несовершеннолетний оказался в детском соц. учреждении, где он пребывает на полном гос. иждивении,
  • мать и отец детей полностью лишены родительских прав на них или ограничены судом в своих родительских правах,
  • ребенок попал к опекунам, а те в свою очередь получают деньги на его содержание,
  • у матери и/или отца ребенка появилась официальная работа,
  • срок признания ребенка инвалидом истек,
  • опекун или родитель нашел источник постоянного заработка,
  • семья или только ребенок сменил место постоянного проживания.

Законодательные акты



Просмотров