Организация дорожного движения: какие обязанности имеют пешеходы и пассажиры. Основные понятия и термины. Где можно переходить дорогу

1. Водитель механического ТС обязан иметь при себе, а по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

Водительское
удостоверение

  • водительское удостоверение той категории, которая соответствует категории транспортного средства. К ТС категории А относятся мотоциклы, а к ТС категории В — легковые и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонны, у которых количество предусмотренных конструкцией пассажирских мест не более восьми;
  • регистрационные документы (свидетельство о регистрации) на транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
  • страховой полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО);
  • в специально оговоренных случаях — другие документы, предусмотренные Правилами.

Пристегнуть
ремень безопасности

2. При движении на ТС быть пристегнутым ремнем безопасности и добиться от пассажиров, в том числе едущих на задних сиденьях легкового автомобиля, чтобы они тоже были пристегнуты ремнями.

При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

3. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние своего ТС.

4. По требованию сотрудников полиции проходить освидетельствование на состояние опьянения, которое может быть проведено на месте остановки либо в наркологической лаборатории.

5. Предоставлять своё ТС в случаях предусмотренных законодательством:

Право остановки ТС предоставлено регулировщикам. Лица, обладающие правом остановки ТС, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение, или номерной жетон.

Водителю запрещается

Управление ТС в
нетрезвом виде

  • управлять транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих внимание и замедляющих реакцию, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
  • передавать управление лицам, находящимся в таком состоянии;
  • употреблять опьяняющие вещества между совершением ДТП и прохождением освидетельствования на состояние опьянения, либо между остановкой с целью проведения освидетельствования и его проведением;
  • передавать управление лицам, не имеющим водительского удостоверения или не вписанным в страховой полис ОСАГО;
  • пересекать организованные транспортные и пешие колонны и занимать место в них;
  • управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха;
  • пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством «хэнд-фри», которое позволяет вести переговоры без использования рук.

Действия водителя при ДТП

При дорожно-транспортном происшествии с пострадавшими или погибшими водитель, причастный к нему, обязан:

Выставить знак
аварийной остановки

  1. Немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
  2. Вызвать «Скорую медицинскую помощь» или спасателей (с мобильного телефона — по номеру 112). До их прибытия оказать первую помощь пострадавшим.В исключительных случаях допускается отправка пострадавших в ближайшее лечебное учреждение на попутном или на собственном транспортном средстве. В последнем случае после доставки пострадавшего в больницу участник ДТП обязан вернуться на место происшествия.
  3. Сообщить о случившемся в полицию (с мобильного телефона — по номеру 112). Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.Освобождать проезжую часть можно только по команде сотрудников полиции. Однако если движение других ТС невозможно, то водитель должен зафиксировать в присутствии свидетелей все следы и предметы, имеющие отношение к происшествию и организовать их объезд. После этого можно освободить проезжую часть.
  4. Известить о происшествии свою страховую компанию. После оформления ДТП сотрудниками полиции заполнить совместно с другими участниками происшествия Извещение о ДТП. Впоследствии заполненное извещение подается в страховую компанию вместе с документами, оформленными сотрудниками полиции:
    • копией справки о ДТП;
    • копией протокола об административном правонарушении;
    • копией постановления по делу об административном правонарушении.

При ДТП без пострадавших необходимо выполнить пункты 1, 3 и 4. До прибытия полиции следует тщательно осмотреть место происшествия и повреждения на своем транспортном средстве.

Собранная вами информация может очень пригодиться при оформлении ДТП.

Если в ДТП нет пострадавших и разногласий между его участниками, то допускается вместо вызова ГИБДД самостоятельно приехать на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции с составленной и подписанной обоими участниками схемой ДТП.

Поскольку схема ДТП является доказательством по делу о дорожно-транспортном происшествии, подписывать ее можно, только убедившись, что всё изображенное на схеме соответствует действительности.

Если в ДТП без пострадавших участвует только два ТС, владельцы которых имеют действующие полисы ОСАГО, и отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия и характера причиненных повреждений, допускается не привлекать сотрудников полиции к оформлению происшествия, а ограничиться заполнением Извещения о ДТП, чтобы страховая компания возместила потерпевшему причиненный вред.

При этом потерпевший должен иметь в виду, что при упрощенной процедуре оформления максимально возможная сумма возмещения составляет 25 тысяч рублей. Если предварительная оценка причиненного вреда превышает эту сумму, необходимо оформить ДТП с привлечением сотрудников ГИБДД.

Обязанности пассажиров

1. Пассажиры обязаны:

  • во время поездки в транспортном средстве быть пристегнутыми ремнями безопасности, а при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме;
  • посадку и высадку из автомобиля производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки. Посадка и высадка со стороны проезжей части допускается при условии, что это будет безопасно для пассажира и не создаст помех другим участникам дорожного движения.

2. Пассажирам запрещается:

  • отвлекать водителя во время движения;
  • при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
  • открывать двери ТС во время его движения.

Обязанности пешеходов

  1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, обочинам или по пешеходным дорожкам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек и обочин пешеходы могут двигаться в один ряд по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств.
  2. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии, продолжающей линию тротуара или обочины. На нерегулируемых пешеходных переходах и перекрестках пешеходы могут выходить на проезжую часть только после того как оценят расстояние до приближающихся ТС и их скорость, и убедятся в том, что переход дороги будет для них безопасен.
    При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу строго поперек проезжей части при условии, что участок дороги не имеет разделительной полосы и ограждений и хорошо просматривается в обе стороны.
  3. В местах где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами светофора или регулировщика.
  4. Если к месту, где пешеход переходит дорогу, приближается ТС с включенными спецсигналами (синим проблесковым маячком и сиреной), то пешеход должен воздержаться от перехода. Пешеход, который в этот момент уже находится на проезжей части, должен незамедлительно освободить ее, не создавая помех специальному ТС.
  5. Ожидать трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное и обычное такси разрешается только на посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или на обочине. Выходить на проезжую часть для посадки в ТС разрешается лишь после его остановки (это требование относится и к посадке в трамвай, остановившийся посередине проезжей части).

Одной из важнейших для каждого из нас тем является организация дорожного движения. и пешеходов не менее важны, чем те, которые выполняют люди, сидящие за рулём. Многие ошибочно полагают, что дорога — это место, на котором за всё происходящее ответственность несут исключительно водители. Отнюдь. Дорога — это место, на котором каждый может стать как виноватым, так и потерпевшим.

Вкратце о теме

Очень важна правильная и пешеходов многочисленны, как и те, которые исполняет водитель. В связи с этим хотелось бы отметить первый момент. И заключается он в том, что участником дорожного движения является то лицо, которое принимает непосредственное участие в движении. И для того, чтобы последнее было упорядоченным, все обязаны соблюдать установленные законом правила.

Самое главное, что нужно усвоить, — то, что в нашей стране узаконено правостороннее движение. Это значит, что при осуществлении такового транспорт придерживается названной стороны дороги. Теперь второй момент. Дорога может включать в себя одну или же несколько проезжих частей, а также тротуары, трамвайные пути, разделительные полосы и обочины. Каждому участнику — свое место. Проезжая часть — для безрельсовых ТС. Трамвайные пути — соответственно, для трамваев. Тротуары — для пешеходов. Обочина тоже предназначена для их движения, а также для остановки машин.

Об остановках на проезжей части

По факту, чаще пешеходы нарушают ПДД, чем водители. Взять, к примеру, случаи, когда они переходят проезжую часть, на которой осуществляется активное движение. Когда к ним приходит осознание, что машины летят в обе стороны, и быстро перебежать не получится (иначе будет авария и прочие последствия), то они решают остановиться на… разметке. Будь она либо двух-, либо однополосная. Многие считают это нормальным, ведь автомобили проезжают мимо. Однако отнюдь не все учитывают тот факт, что машины бывают разной ширины. И порой два авто едут буквально впритык, а такого горе-пешехода могут задеть зеркалом, например. Да и просто нужно запомнить: разметка предназначена для разграничения рядов, а не для остановки человека, поленившегося дойти до перехода, которые обычно находятся в паре десятков метров. Благо теперь есть административная статья 12.29 КоАП (часть 1). Согласно ей штрафуют пешеходов, нарушающих ПДД и переходящих дорогу в неположенном месте.

Островки безопасности

Многие знают об их существовании или же, по крайней мере, видели. Для чего они нужны? Закон о дорожном движении гласит: цель островка безопасности состоит в том, чтобы разбить переход через дорогу на две части. И в каждой из них пешеходы следят лишь за одним направлением движения. Отпадает необходимость постоянно крутить головами из стороны в сторону, чтобы увидеть, откуда приближается автомобиль. Все намного проще в данном случае. Глянул налево — добрался до островка, повернул голову направо — дошел до тротуара.

Еще эти островки созданы для снижения скорости машин, поскольку полоса движения начинает сужаться и смещаться в сторону. Так удается сделать более безопасными левые повороты, имеющиеся на перекрестках. А все благодаря уменьшению радиуса поворота. Безусловно, в таком случае лучше не перестараться автомобилисту и не сделать тот самый радиус минимальным.

Знаки

Правила дорожного движения (1 раз лучше выучить их и быть в безопасности) — это то, что должен усвоить каждый человек. Даже тот, который считает, что машину ему не придется никогда водить. Это тема, необходимая каждому для изучения, как азбука или таблица умножения. Ну, или если не вызубрить всю книжку, то хотя бы знаки надо выучить.

В основном людям надо знать, где разрешено переходить дорогу. Знак пешеходного перехода — казалось бы, что может быть проще? Но тут есть один нюанс, который многих может удивить. Некоторые люди, встречая предупреждающий “треугольник” в красной рамочке, в котором изображен человек, двигающийся по “зебре”, считают, что именно тут, в этом месте, можно перейти дорогу. Нет! Этот знак лишь предупреждает о том, что через 50—100 метров будет пешеходный переход. Важно это запомнить! Знак, который обозначает место, где разрешено пересекать проезжую часть, это голубой прямоугольник.

Чему должен строго следовать пешеход

Еще, помимо перечисленного выше, надо запомнить круглый указатель в красной рамке. Внутри него изображен человек. Он перечеркнут красной линией. Означает, что переход там запрещен. Это может быть опасно для жизни. И переход будет оставаться запрещенным либо до знака отмены, либо до следующего перекрестка. Его, кстати, частенько устанавливают на автомагистралях.

Еще один указатель — в виде голубого квадрата. На нем нарисован человек, спускающийся вниз по ступенькам. И это означает, что в данном месте пешеход обязан (!) воспользоваться подземным переходом.

Где можно переходить дорогу?

Банальный вопрос, но раскрыть его можно очень даже подробно. Всем известно, что если на переходе загорелся зеленый светофор, то можно идти. Этих знаний не хватает. Именно по этой причине сейчас многие проходят тесты дорожного движения, чтобы понять, насколько они грамотные пешеходы.

Что же, переходы бывают как нерегулируемыми, так и наоборот. На регулируемом стоит светофор. На остальных его нет, а есть только знак перехода и “зебра”.

Важно знать, что даже если загорается зеленый светофор, лучше подождать пару мгновений, посмотреть по сторонам и переходить. Не нужно думать: “Цвет сменился, можно спокойно идти и не волноваться — я прав!” Да, пешеход прав. Вот только вполне может быть, что машина проскочила светофор, водитель не увидел, как сменился цвет. Он, заметив человека на “зебре”, начал тормозить, но… всем известно, что остановочный путь составляет пару десятков метров. Так что не нужно спешить. Лучше себя обезопасить.

Если это перекресток, и перехода там нет, то можно перейти по линии тротуаров или же обочин — правила это разрешают. А если нет ни того, ни другого? правила) и этот случай предусмотрели. В таких ситуациях человек имеет право перейти дорогу под прямым углом на участке, где нет ограждений и разделительных полос. Обязательно двигаться к краю проезжей части. И местность должна просматриваться в обе стороны.

Штрафы

Выше было вкратце упомянуто о наказаниях, которые грозят неосторожным пешеходам. Теперь стоит затронуть данную тему более подробно.

Итак, за или же на красный свет придется заплатить 500 рублей. Если же человек нарушил обязанности пешеходов, и вследствие его неосторожности возникли помехи в движении одной или несколько машин, — штраф составит тысячу руб. И наконец 1000—1500 рублей придется заплатить тем людям, которые своими неосмотрительными действиями причинили вред легкой или средней тяжести здоровью человека.

Что должен знать пассажир об остановках маршуток

Все, что было перечислено выше, это далеко не вся информация, которую можно рассказать касательно такой темы, как организация дорожного движения. Обязанности пассажиров и пешеходов — очень обширная тема. Хотелось бы поговорить о первых. У пассажиров тоже имеется немало обязанностей.

Так, например, они могут заходить в маршрутку, троллейбус или в другой вид ТС только в тех местах, где это разрешено. Насчет выхода — то же самое. На деле это происходит так: люди стоят где угодно и “ловят” автобус. А когда тот пролетает мимо, ругаются, что не остановился. И правильно сделал, так как штраф за остановку в неположенном месте немаленький. Еще пассажиры нередко просят водителя: “Остановите вон там”. Нарушение в этом случае то же самое. Посадка и высадка пассажиров производятся исключительно на остановках.

Другие вопросы

Есть еще немало положений, которые пешеходы обязаны соблюдать, потому что они также имеют прямое отношение к понятию “дорога”. Дорожное движение нередко нарушается именно пассажирами. Чаще всего это происходит так: человек планирует перейти на другую сторону, чтобы ждать там автобус, и тут видит, как он приближается с другой стороны. Дабы успеть, он начинает перебегать дорогу, чтобы успеть сесть в него. Последствия могут быть разными, но это всегда вносит небольшой хаос в движение. Но сейчас не об этом.

Каждый гражданин должен соблюдать очередность при входе в ТС и выходе из него. Во время поездки все люди, которые стоят, обязаны держаться за поручни. В случаях, когда над определенными местами имеется указатель, то нельзя их занимать. Они могут быть предназначены для инвалидов, пожилых людей или тех, кто вошел в транспорт с маленьким ребенком.

Важно соблюдать общественный порядок и быть вежливым по отношению к другим пассажирам и к работникам транспорта. Многие личности, особенно когда машина переполнена, начинают злиться, толкаться, высказываться касательно сидящих. Нужно помнить: это общественный транспорт. Каждый вошедший заплатил и имеет право на пространство и место. И багаж свой надо ставить так, чтобы он не доставил никаких неудобств и помех остальным.

Что обязан делать пассажир?

Итак, про было сказано. А что же пассажиры? Они у них тоже имеются. Во-первых, все должны оплачивать проезд и перевозку багажа, если тот занимает лишнее место. Имеются льготы? Надо предъявить соответствующее удостоверение.

Билеты надо компостировать. Если это маршрут дальнего следования (междугородный или в иной регион), то надо занимать место, указанное в билете. Выходить из автобуса можно только после полной его остановки. Если человеку надо покинуть транспорт на следующей остановке, об этом следует заблаговременно предупредить, причем громко. Машина сразу не затормозит. Помнят об этом не все, зато ругается на водителя каждый. Если в салоне человек увидел подозрительную вещь или же что-то, забытое другим, надо об этом оповестить водителя.

Что пассажиру непозволительно?

Современная школа дорожного движения учит многому. Выше было сказано, что пассажир делать обязан, а вот сейчас стоит поведать о противоположном.

Человек не имеет права отвлекать водителя от дороги, разговаривать с ним во время поездки и требовать высадить его или просить “немедленно остановить машину”. Также нельзя просить “подвезти за бесплатно”. Водитель находится на работе, и он берёт деньги. Странно, что некоторым личностям данный факт не известен. Также пассажиры не должны настоятельно требовать кого-то уступить место. Опять-таки, все платят. И недаром автобусы именуются маршрутными такси. У всех равные права.

Еще нельзя шуметь в салоне и громко разговаривать по телефону. И тем более самостоятельно открывать двери машины. В общем, надо соблюдать порядок и вести себя подобающим, культурным образом.

Метро

Многое было сказано про обеспечение дорожного движения. Но метро — это тоже вид транспорта, и о том, как себя необходимо вести в нем, во время посадки или ожидания поезда, тоже стоит упомянуть. Итак, стоять надо справа, а идти слева — первое, что нужно запомнить. По ступенькам эскалатора нельзя бежать или же сидеть на них. На платформе категорически запрещается заходить за ограничительную линию. И если у человека что-то упало на рельсы, ни в коем случае нельзя доставать вещь самостоятельно. Для этого есть дежурный. Надо обратиться к нему, и он все сделает по правилам.

Памятка водителю

Весьма подробным образом была описана организация дорожного движения. Обязанности пассажиров и пешеходов — тоже. Напоследок стоит сказать пару слов водителям.

Естественно, внимательность на дороге никто не отменял. Все должны быть осторожны, без исключения. И водитель, двигаясь даже по безгранично пустой дороге, обязан оставаться сконцентрированным. Не напряженным, а именно сконцентрированным. Хотя всё приходит с опытом. Ведя машину, человек осваивает умение делать несколько вещей одновременно: следить за дорогой, за появлением пешеходов, знаками, разметкой, светофорами и т.д.

Но сколько известно таких аварийных ситуаций, когда автомобилист сбивал пешехода, а потом оправдывался: “Я его не видел, он действительно появился из ниоткуда!” Иногда так кажется. Поле зрения сужается, когда человек долго едет за рулем. И можно действительно не увидеть некоторых моментов.

В общем, осторожным на дороге обязан быть каждый. И соблюдать ПДД. Это — два главных условия.

Обязанности пешеходов

1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4 - 7 Правил.

Обязанности пассажиров

1. Пассажиры обязаны:

при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;

посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

2. Пассажирам запрещается:

отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

открывать двери транспортного средства во время его движения.

Обязанности велосипедистов, скутеристов и др.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров Предмет: ОБЖ. Класс: 8. Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Глава 2. Безопасность на дорогах. Урок 5. §2.2. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Цель: рассмотреть основные вопросы профилактики пожаров в повседневной жизни и организации защиты населения Разработал: преподаватель-организатор ОБЖ Филимонов Виктор Алексеевич

Записать: «Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. 1. Организация дорожного движения 1.1. Определение и виды дорог

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Организация дорожного движения 1.2. Элементы дорог Проезжая часть и тротуары Обочина Трамвайные пути Проезжая часть

1. Организация дорожного движения 1.3. Некоторые понятия о дороге и ее элементах Дорожная разметка является одним из эффективных средств организации дорожного движения. Нанесенные по проезжей части линии разметки обеспечивают более стройное движение транспортных средств и пешеходов и помогают водителям лучше ориентироваться в местах остановок для пропуска транспортных средств через перекресток и в других действиях, необходимых для выполнения требований правил дорожного движения. Разметка проезжей части осуществляется в строгом соответствии с Государственным стандартом и выполняется специальными красками, термопластиками или другими материалами, обеспечивающими ее хорошую видимость. Проезжая часть улиц и дорог размечается белым цветом, за исключением линий, обозначающих зоны запрещения остановок и стоянки транспортных средств, а также зоны остановок транспортных средств общего пользования и стоянок такси, которые должны иметь желтый цвет. Разметка может применяться самостоятельно, а также в сочетании с дорожными знаками или светофорами. Вдоль проезжей части проводят белую линию. Это осевая линия; она может быть сплошной или прерывистой. Сплошную линию пересекать нельзя, а прерывистую – можно. Осевая линия разделяет встречные потоки транспортных средств. Пешеходный переход -Участок, по которому пешеходам разрешается переходить дорогу, обозначается широкими белыми линиями, параллельными оси проезжей части. Это обозначенный пешеходный переход типа «зебра». Он хорошо виден водителям и пешеходам. «Островок безопасности » - место, где пешеходы могут, если они не успели перейти улицу, обождать, пока транспортные средства освободят проезжую часть или остановятся. Водителям запрещается заезжать на «островок безопасности». Посадочная площадка – участок, выделенный на проезжей части сплошной линией для людей, ожидающих трамвай, троллейбус или автобус. Транспортным средствам запрещается заезжать на посадочную площадку. Стоп-линия указывает место остановки транспортных средств при сигналах светофора, указаниях регулировщика или дорожного знака «Движение без остановки запрещено».

1. Организация дорожного движения 1.4. Дорожная разметка Сплошная продольная линия осевая и для обозначения края проезжей части дороги Сдвоенная сплошная продольная осевая линия осевая Разделительная полоса Ограждение проезжей части

1. Организация дорожного движения 1.5. Типы перекрестков

1. Организация дорожного движения 1.6. Дорожные знаки - записать! Всего более 200 знаков! Группы дорожных знаков: Предупреждающие Приоритета Запрещающие Предписывающие Особых предписаний Информационные Сервиса Дополнительной информации

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

2.Основные обязанности пешеходов 2.1. Правила движения пешеходов - записать! Пешеходы должны двигаться: По тротуарам, пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, обочин или при невозможности движения по ним – по велосипедной дорожке, Друг за другом по краю проезжей части, На дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части, На загородной дороге – навстречу движению транспортных средств, За исключением: пешеходы в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл должны следовать по ходу движения транспортных средств.

2. Основные обязанности пешеходов 2.2. Правила пересечения пешеходами проезжей части. 2.2.1. Места пересечения проезжей части – записать! Места пересечения проезжей части дороги: По пешеходным переходам (где они есть); При отсутствии пешеходных переходов – на перекрестках: по линии тротуаров, по линии обочин; При отсутствии пешеходного перехода или перекрестка, если дорога хорошо просматривается в обе стороны на участке без разделительной полосы и ограждений под прямым углом к краю проезжей части

2.Основные обязанности пешеходов 2.2. Правила пересечения пешеходами проезжей части. 2.2.2. Порядок пересечения проезжей части 1. Регулируемые перекрестки На перекрестках движение пешеходов может регулироваться: Регулировщиком (руководствоваться только его сигналами!) ; Пешеходным светофором; Транспортным светофором (при отсутствии пешеходного светофора и регулировщика) 2 . Нерегулируемые перекрестки и пешеходные переходы Перед выходом на проезжую часть необходимо: Оценить расстояние до приближающихся транспортных средств (ТС должны успеть остановиться), Убедиться, что переход будет безопасен. 3. Вне пешеходных переходов Быть особо внимательным! Не выходить на проезжую часть: из-за какого-нибудь препятствия (стоящего у тротуара автомобиля и др.), мешающего обзору проезжей части, Не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств! 4. Всегда и везде: Выйдя на проезжую часть - Не задерживаться и не останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения! При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом ОБЯЗАТЕЛЬНО: Воздержаться от перехода проезжей части, При нахождении уже на проезжей части – незамедлительно освободить ее, усту3пив дорогу такому автомобилю!

2.Основные обязанности пешеходов 2.2. Правила пересечения пешеходами проезжей части. 2.2.3. Сигналы регулировщика – записать! Если руки регулировщика вытянуты в стороны или опущены, то со стороны левого и правого боков пешеходам разрешено переходить проезжую часть, а со стороны груди и спины – запрещено Если регулировщик поднял руку вверх, то переходить дорогу вообще запрещено. Пешеходы должны освободить проезжую часть, то есть закончить переход дороги, а если это невозможно, то остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений Если правая рука регулировщика вытянута вперед, то пешеходам разрешено переходить дорогу только за спиной регулировщика

2.Основные обязанности пешеходов 2.3. Общие (основные) требования безопасности для пешеходов Пешеход должен соблюдать следующие основные требования безопасности: При выходе из дома обратить внимание – не приближается ли к нему автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед или другое транспортное средство; Если у дома стоит автомобиль растут деревья или есть другие предметы, препятствующие обзору дороги – прежде чем выйти на проезжую часть:, осмотреться, нет ли за препятствием движущего транспортного средства (посмотри налево, посмотри на право…); При движении по тротуару всегда придерживаться правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения; Проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, обратить внимание – не выезжает ли машина; Готовясь перейти дорогу – осмотреть проезжую часть (посмотри налево, посмотри направо…)

3. Обязанности пассажиров 3.1. Правила безопасного поведения в общественном и личном транспорте В соответствии с требованиями ПДД пассажиры обязаны: при поездке на ТС, оборудованном ремнями безопасности - быть пристегнутыми ими; при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме. В общественном транспорте: Посадка на ТС производится после его полной остановки через передние двери; Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать удобное место, где вам не будут мешать; Посмотреть, где расположены запасные и аварийные выходы; Если нет свободных мест для сидения – нужно постараться встать в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальные подвески; Нельзя стоять у двери, а тем более опираться на нее – она может случайно открыться; Передвигаться по салону общественного транспорта можно только при полной его остановке; Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя отвлекать водителя от управления

3. Обязанности пассажиров 3.2. Правила поведения в трамвае, автобусе и троллейбусе Ожидать автобус, троллейбус и трамвай только на посадочной площадке, а там, где ее нет, - на тротуаре или обочине дороги; При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы, пересечь проезжую часть дороги, чтобы подойти к остановке трамвая. Перед переходом надо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись, что транспортные средства притормаживают и пропускают вас, направиться к остановившемуся трамваю; Посадку осуществлять через передние двери, а высадку – через двери с надписью «Выход»; При высадке из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно внимательными, учитывая интенсивное движение транспорта; При выходе из автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода; На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет – подождать, когда автобус отъедет, осмотреть дорогу и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти ее

3. Обязанности пассажиров 3.2. Правила поведения в метрополитене Опасные зоны метрополитена: Турникет: - Через турникет можно проходить только после загорания зеленого сигнала; Эскалатор: На эскалаторе необходимо стоять только справа, лицом по направлению движения, держась за поручень, проходить с левой стороны; нельзя: бежать по эскалатору, садиться на его ступени, задерживаться при сходе с эскалатора; Платформа для ожидания поезда, посадки в него и высадки из него: Не заходите за ограничительную линию! Не спускайтесь на пути! Если необходимо поднять с путей оброненную вещь – обратитесь к дежурному по станции; Вагон поезда: Не подходите к вагону до полной остановки поезда; Заходите в вагон быстро, но без суеты; Старайтесь занять место в средней части вагона; Не становитесь непосредственно у дверей, не опирайтесь на них; Не задерживайте открытие и закрытие дверей на остановках; В случае возникновения опасности для жизни людей и угрозы безопасности движения через переговорное устройство сообщите об этом машинисту поезда

Выводы Правила дорожного движения написаны «кровью жертв и пострадавших в ДТП» в целях обеспечения безопасности дорожного движения, спасения жизней и сохранения здоровья его участников, сохранности материальных средств; Безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от его участников; Соблюдать Правила дорожного движения в условиях все возрастающего потока автомобилей на дорогах стало намного важнее и сложнее, чем раньше. У многих участников дорожного движения не хватает для этого выдержки, самодисциплины и общей культуры в области безопасности; Каждый человек независимо от социального положения и возраста может оказаться и оказывается на дороге в качестве пешехода или пассажира транспортного средства; Важно всегда соблюдать меры безопасности и обязанности пешехода и пассажира всех видах пассажирского транспорта; Качества, присущие надежному водителю, должны формироваться с детства: Общая культура безопасности; Знания, необходимые водителю и пешеходу; Умения выполнять обязанности водителя и пешехода; Навыки в выполнении этих обязанностей.

Задания: - записать! Из Правил дорожного движения выберите дорожные знаки, которые регулируют движение пешеходов на дороге. Занесите в дневник безопасности. Из Правил дорожного движения выберите сигналы светофора, которыми должен руководствоваться пешеход при переходе дороги. Занесите в дневник безопасности


Правила дорожного движения В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила дорожного движения, введенные в действие с 1 июня 1994 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в 1998, 2000 и 2006 гг. Участник дорожного движения это лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства Дорога это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).


Дорога и её разметка Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы. Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути - для трамваев, тротуары для пешеходов, обочина для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения. Дорожное движение регулируют дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики Насчитывается более 200 знаков. Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на 8 групп: Предупреждающие. Приоритета. Запрещающие. Предписывающие. Особых предписаний. Информационные. Сервиса. Дополнительной информации (таблички). К каждой группе относятся знаки, передающие информацию одинакового значения. Запомните! Для того чтобы уверенно себя чувствовать на улицах и дорогах и безопасно двигаться по ним, каждый участник дорожного движения должен знать дорожные знаки


Для регулирования очередности пропуска участников дорожного движения через определенный участок дороги применяют светофоры, которые имеют сигналы зеленого, желтого и красного цвета Я красный сигнал, запрещаю движение. Я жёлтый сигнал запрещаю движение и предупреждаю о предстоящей смене сигналов Я зеленый сигнал светофора, разрешаю движение


Для регулирования дорожного движения применяются две группы светофоров: транспортные и пешеходные. Транспортные светофоры могут быть трехсекционными, с вертикальным расположением сигналов сверху вниз: красный, желтый, зеленый. Транспортные трехсекционные вертикальные светофоры могут иметь расположенные по горизонтали дополнительные секции со стрелками зеленого цвета, указывающими направление движения транспортных средств. Пешеходные светофоры бывают двухсекционные и имеют два вертикально расположенных сигнала с изображением на них красным цветом стоящего пешехода (запрещающий сигнал) и зеленым цветом идущего пешехода (разрешающий сигнал). Пешеходные светофоры размещают на тротуарах с обеих сторон проезжей части. транспортныепешеходные


Регулировщик находится в центре перекрестка, на линии, разделяющей встречные потоки транспорта, или на краю проезжей части. Сигналы, подаваемые регулировщиком с центра перекрестка или с Осевой линии дороги, обязательны для всех участников дорожного движения. Основные сигналы, подаваемые регулировщиком Руки вытянуты в стороны или опущены пешеходам разрешено переходить проезжую часть со стороны правого и левого бока регулировщика. Правая рука вытянута вперед пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика. Рука поднята вверх движение запрещено. Внимание! Если на перекрестке, где работает светофор, вы видите регулировщика, то необходимо подчиняться именно его сигналам.


Что означают сигналы регулировщика на картинке? На какие группы подразделены дорожные знаки? Кто является участником дорожного движения? Что из себя представляет дорога? С какого возраста разрешено ездить по проезжей части на велосипеде, если нет велосипедных дорожек?


Это должен знать каждый Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеход­ным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам. Пеше­ходы, перевозящие или переносящие громоздкие предме­ты, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает по­мехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешехо­ды могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с раздели­тельной полосой по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в тем­ное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со светоотражающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.


Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны нахо­ диться сопровождающие с красными флажками, а в темное вре­ мя суток и в условиях недостаточной видимости с включен­ ными фонарями: спереди белого цвета, сзади красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии и по обочи­нам, но лишь в светлое время суток и только в сопровожде­нии взрослых. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеход­ным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрест­ка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной поло сы и ограждений там, где она хорошо просматривается i обе стороны.


В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии транспортного светофора. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могу выходить на проезжую часть после того, как оценят рас стояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен При пересечении проезжей части вне пешеходного перехо­да пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничи­вающего обзорность, не убедившись в отсутствии прибли­ жающихся транспортных средств. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживать­ся или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транс­портные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейше­го движения, и с учетом сигнала светофора (регулировщика). На остановочных пунктах, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на про­езжую часть для посадки в транспортное средство лишь по­сле его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.


Обязанности пассажира Правила безопасного поведения пассажира во всех видах общественного транспорта В легковом автомобиле наиболее безопасное место справа сза­ди от водителя. А самое опасное место переднее сиденье рядом с водителем. В поезде самое безопасное место на нижней полке. При следовании железнодорожным транспортом, войдя в вагон, нужно достать из багажа все, что потребуется в дороге, прежде чем положить его на багажную полку или в специальное отделение нижней полки. Деньги и документы должны находиться при вас. В случае аварии не­обходимо в первую очередь спасать жизнь, а не вещи! Посадка в транспортное средство производится после его полной остановки через передние двери. Если у вас на плечах находится рюкзак, нужно его снять и держать в руках. Девушкам при посадке рекомендуется сумочку всегда держать перед собой, а в сидячем положении на коленях.


Войдя в салон, необходимо осмотреться, выбрать удобное место, где вам не будут мешать. Следует посмотреть, где расположены за­пасные и аварийные выходы. Если в транспорте нет свободных мест для сидения, нужно постараться встать в центре прохода, держась рукой за поручень или за специальные подвески. Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на нее она может случайно открыться. Передвигаться по салону общественного транспорта рекомендуется только при полной его остановке. Необходимо помнить, что в общественном транспорте нельзя шуметь, шалить, громко разговаривать, есть мороженое. Нельзя высовываться из окон транспортного средства во время его движения, отвлекая водителя от управления.


Привила поведения при пользовании трамваем, автобусом и троллейбусом Ожидать автобус, троллейбус, трамвай только на посадочной площадке, а там, где ее нет, на тротуаре или обочине дороги. При посадке в трамвай, если трамвайные пути расположены посередине улицы, пересечь проезжую часть дороги, чтобы по­дойти к остановке трамвая. Перед переходом надо осмотреть обе стороны дороги и, убедившись в отсутствии движущегося транспорта, направиться к остановившемуся трамваю. Посадка должна производиться через передние двери, а высад­ка через задние или через двери, на которых имеется над­пись «Выход». После высадки из общественного транспорта при переходе проезжей части дороги необходимо быть особенно вниматель­ным, учитывая интенсивное движение транспорта. При выходе из автобуса, если необходимо перейти проезжую часть, безопаснее всего дойти по тротуару до ближайшего пешеходного перехода. На загородной дороге, где обозначения пешеходного перехода нет, следует подождать, когда автобус отъедет, осмотреть дорогу и, убедившись в возможности безопасного перехода, перейти ее.


Привила поведения в метро Поведение на эскалаторе стойте справа, идите слева; нельзя бежать по ступенькам эскалатора и сидеть на них. Поведение на платформе: не заходите за ограничительную линию; если у вас что-то упало на рельсы, не пытайтесь достать этот предмет сами, обратитесь к дежурному.




Для чего предназначено регулирование дорожного движения и при помощи чего оно осуществляется? Кто является участниками дорожного движения и какие общие обязанности определены пешеходу и пассажиру? Какие меры безопасности необходимо соблюдать пешеходу и пассажиру как участникам дорожного движения? Какие качества пешехода могут характеризовать уровень его об­щей культуры в области безопасности дорожного движения?



Просмотров