Понятие и содержание права человека тгп. Основные права человека и гражданина. Материалистическая теория происхождения государства

Арендный блок

Права человека – это права, образующие основу правового статуса личности.

Права человека – это права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека – это совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства.

1. Общее понятие и классификация прав и свобод человека.

1. Права и свободы человека мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать все, что не запрещено законом.

Права и свободы человека в России классифицируются по трем главным основаниям:

Политические;

Социальные, экономические и культурные.

Личные права определяют статус личности в РФ, то есть человека одновременно как биологического существа (жизнь, здоровье и др.) и наделенного разумом, чувствами, способностями, имеющего свои интересы и живущего в обществе.

Политические права регулируют статус человека как участника политической жизни и члена гражданского общества.

Экономические, социальные и культурные права способствуют реализации способностей человека в обществе и создают условия его нормальной жизнедеятельности.

2. Основными называются права и свободы, которые закреплены в конституции. Данные права не могут быть изменены или отменены, кроме случая принятия новой конституции. Запрещено издавать нормативные акты, умаляющие данные права.

Невнесение каких-либо прав и свобод в текст конституции не означает отсутствия данных прав и свобод.

В Российской Федерации за человеком признаются все возможные права и свободы, то есть все то, что не запрещено законом. К основным правам и свободам в России относятся личные права:

На жизнь;

На достоинство;

На свободу и личную неприкосновенность;

На свободное определение национальности и языка;

На свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства;

Выезда из РФ и возвращения в РФ;

Свободы совести и вероисповедания;

На неприкосновенность частной жизни;

На неприкосновенность жилища;

На тайну (и свободу) переписки, телефонных переговоров и телеграф- I ных сообщений;

Свободы информации;

Свободы мысли и слова.

Основные политические права в РФ составляют:

Право на объединение;

Право на публичное выражение своего мнения (митинги, шествия, пикеты, демонстрации);

Право участвовать в управлении делами государства;

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

Право на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти.

Спецификой политических прав является то, что некоторые из них (право участвовать в управлении делами государства, избирательное право) могут принадлежать только гражданам Российской Федерации. Избирательное право гражданин Российской Федерации приобретает с 18 лет. Пассивное избирательное право (для занятия некоторых должностей) наступает с более позднего возраста:

21 год для избрания депутатом Государственной Думы;

30 лет для избрания главой субъекта РФ;

35 лет для избрания Президентом РФ.

И активное, и пассивное избирательное право может быть ограничено

только в двух случаях:

Признания лица решением суда недееспособным;

Лишения свободы по приговору суда.

Основными экономическими правами человека в РФ являются:

Право частной собственности (в том числе на землю);

Право на предпринимательскую деятельность;

Право на защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции;

Запрет отчуждения имущества без соответствующего решения суда. Право частной собственности подразумевает возможность владеть,

пользоваться и распоряжаться своим имуществом, включая средства производства.

Предпринимательство - это деятельность, направленная на получение прибыли.

В Российской Федерации запрещена недобросовестная конкуренция (договоры об устранении субъекта с рынка, соглашения о поддержании цен и др.), а также монополистическая деятельность (за исключением естественных монополий газовая промышленность, железные дороги, производство алкоголя и т. д.).

В Российской Федерации человек может быть лишен своего имущества только по решению суда. (Это касается и случаев правомерной потери имущества, например при невыполнении обязательств, обеспеченных залогом.)

Разновидностью экономических прав считаются трудовые права, которые регламентируют статус человека как участника трудовых отношений (как правило, в качестве наемного работника). Трудовые права включают в себя:

Право на минимальный размер оплаты труда;

Право на защиту от безработицы;

Право на безопасные и гигиеничные условия труда;

Право на индивидуальные и коллективные споры;

Право на забастовку;

Право на отдых.

Социальные права призваны обеспечить нормальные условия жизни человека, поддержать (в том числе материально) слабозащищенные категории граждан инвалидов, сирот, пенсионеров, матерей с малолетними детьми и т. д. К ним относятся:

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

Право на жилище (в том числе бесплатное);

Право на благоприятную окружающую среду;

Право на пенсионное обеспечение;

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и других случаях, установленных законом.

Права человека в области культуры и образования включают в себя:

Право на образование (в том числе бесплатное);

Право на участие в культурной жизни;

Право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

право на свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания;

Право на охрану интеллектуальной собственности.

Особой разновидностью основных прав человека являются права в области правосудия (права по защите прав). В России это:

Равенство всех перед судом и законом;

Право на судебную защиту;

Право на обращение в межгосударственные правозащитные органы и организации;

Право на обжалование действий и решений государственных органов;

Право на юридическую помощь;

Презумпция невиновности;

Право не свидетельствовать против себя и близких родственников;

Право на возмещение вреда, вызванного незаконным осуждением.

Признаки права человека 1) Возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека. 2)складываются объективно 3)Принадлежат от рождения 4)Имеют неотчуждаемый характер 5)Являются непосредственно действующими 6)Признаются высшей социальной ценностью 7)Выступают необходимой частью права 8)Представляют принципы взаимоотношений между людьми и государством 9)Их признание и защита- обязанность государства.

Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий - Всеобщая декларация прав человека ООН.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Теории государства и права (ТГП), готовые ответы

Предмет теории государства и права. Готовые ответы на экзамен. шпаргалка.

К данному материалу относятся разделы:

Предмет и метод науки государства и права

Методология науки государства и права

Функции теории государства и права как науки

Государственная власть и управление понятие признаки виды

Общественное самоуправление и социальные нормы в первобытном обществе

Общие закономерности возникновения государства и права

Материалистическая теория происхождения государства

Теория возникновения государства и права

Понятие и признаки государства

Типология государства.

Основные концепции правопонимания

Соотношение права и государства

Понятие и признаки права.

Сущность и функции права.

Понятие и виды функций государства

Формы и методы осуществления функций государства.

Форма правления понятие и виды

Форма государственного устройства российский опыт

Политический режим.

Понятие и система государственного аппарата России.

Понятие, признаки и классификация государственных органов

Принципы организации и деятельности государственного аппарата Красноярского края

Законодательная власть общая характеристика

Исполнительная власть: общая характеристика

Судебная система

Понятие и структура политической системы общества

Сущность принципы и определение правового государства

Понятие, признаки гражданского общества. Соотношение и взаимодействие с правовым государством.

Государственное и гражданское общество вопросы взаимодействия.

Правовые нормы в их соотношении с другими видами социальных норм (политическими корпоративными религиозными)

Право и мораль единство различие противоречие

Понятие и признаки нормы права

Структура нормы права. Логическая (идеальная) норма и норма предписание (реальная норма)

Классификация правовых норм

Методы государственного управления. Нормативные правовые основы.

Понятие меры и принципы государственного принуждения

Юридическая ответственность понятие признаки виды

Цели и функции юридической ответственности

Понятие признаки и состав правонарушения

Основания (нормативные, фактические, процессуальные) и порядок применения юридической ответственности.

Виды правонарушений. Соотношение с злоупотреблением права.

Причины и условия правонарушений. Способы предупреждения правонарушений.

Общие и специальные принципы. Строение и содержание отрасли права.

Понятие и признаки и виды социальных норм

Нормативные правовые акты: понятие виды система

Действие нормативных актов во времени в пространстве. Действие в режиме ультраактивности (переживания) закона и обратная сила закона. По кругу лиц. Правовые имунитеты

Нормативно правовой акт: понятие виды. Отличие от нормативного правового договора.

Понятие признаки виды подзаконных правовых актов.

Правовое регулирование понятие и система. Способы и методы правового регулирования

В либеральной идеологии (Кант, Милль, Новгородцев), а также в анархизме интересы личности и государства противопоставляются. В тоталитаристских идеологиях (Гегель), в солидаризме (Дюги), в немецком национал-социализме, итальянском фашизме, русском коммунизме интересы личности поглощаются общественными и гос. интересами. Личность рассматривается не в качестве цели правопорядка, а в качестве средства для достижения коллективного блага – блага нации, государства, класса, народа. Марксизм понимал свободу как осознанную необходимость. Противоречие между интересами личности и государства характерно для эксплуататорского государства. После победы коммунизма государство отмирает и противоречия между интересами личности и общества исчезают. Развитие всех является условием развития каждого.

Идея прав человека возникла в рамках либеральной идеологии и бурное развитие получила в эпоху буржуазных революций. Первоначально речь шла о естественных правах человека, происходящих от естественного стремления людей к счастью (личная свобода и право собственности). Позднее система прав человека и гражданина была дополнена политическими правами (свобода слова, свобода ассоциаций, избирательные права).

Таким образом, первоначально декларировались лишь так называемые «формальные права»

Ценность прав человека наиболее ярко осознается после осознания существа тоталитаризма после победы союзников во Второй мировой войне. В 1948 г.

Генеральная Ассамблея ООН утверждает Всеобщую декларацию прав человека, где признаются не только формальные, но и социально-экономические права. Система прав человека и гражданина в России включает 3 блока прав:

1) личные права и свободы: 1) право на жизнь.

2) на свободу и неприкосновенность личности (включая неприкосновенность частной жизни и жилища, тайну переписки и иных сообщений уголовно-процессуальные гарантии личной свободы), 3) свободу передвижения и выбора места жительства, 4) свободу совести и вероисповедания, свободу слова;

2) политические права и свободы: 1) свобода печати и информации, 2) право на объединения, 3) право на манифестации, 4) право участвовать в управлении делами государства (в том числе избирательные права, право петиций, право на доступ к государственной службе);

3) социальные, экономические и культурные права: 1) право частной собственности, экономическая свобода, 2) на труд и на охрану труда, 3) социальные права (право на социальную защиту, на жилище, на охрану здоровья)

4) культурные права (право на образование, свободу творчества, на участие в культурной жизни).

В конституционном праве РФ принято различать права человека (т. е. права каждого, напр., все личные права) и права гражданина (т. е. права, которые принадлежат только гражданам РФ, напр. избирательные).

В общей шкале гуманитарных ценностей права человека, как и сам человек, занимают центральное место и доминируют над всеми остальными. Их приоритет и значимость неоспоримы, роль, назначение очевидны. "Человеческое измерение" - оселок любых общественных преобразований, точка отсчета в решении глобальных и текущих задач, в проведении всевозможных реформ, разработке государственных программ. Именно с этих позиций оцениваются сегодня все происходящие в стране и мире события и процессы.

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. Он - средство доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов. В то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства.

Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т.е. субъективными факторами.

Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), одновременно признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека.

Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современный мир движется по этому магистральному пути.

Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества.

Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.

Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности.

Оба эти документа фиксируют широкий спектр основополагающих идей, принципов, прав и свобод, а также обязанностей. Исходные их положения гласят, что права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.

Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно.

Закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество).

Утверждается равенство всех перед законом и судом. Никто не обязан свидетельствовать против себя или близких родственников. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке (презумпция невиновности).

Многие из вышеперечисленных прав являются новыми в российском законодательстве, их не было ни в бывших советских Конституциях, ни в Конституции РСФСР. Также впервые юридически закрепляется прямая обязанность государства защищать права человека (ст. 2 Конституции РФ).

При этом подчеркивается, что "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции РФ).

Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезные конфликты, очаги напряженности, создающие угрозу миру и требующие нередко (с санкции ООН) постороннего вмешательства.

Конституция России предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 45). Данное положение также закреплено впервые и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня это - безусловная норма.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе и российской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаимосвязь.

В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: первое - это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями; второе - социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье поколение - коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения и т.д.).

Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области.

В российской литературе подвергнута справедливой критике концепция иерархии прав по степени их значимости. В частности, отмечаются "зигзаги восприятия роли социально-экономических прав", попытки объявить их "социалистическим изобретением", неизвестным "цивилизованным странам". Эти права якобы лишены качеств "юридических возможностей, защищаемых судом". Смягченным вариантом такого подхода является оттеснение социально-экономических прав на второй план как прав иного порядка в сравнении с личными неотъемлемыми правами, относимыми к "высшему разряду" (Г.В. Игнатенко).

Однако вряд ли, думается, оправдано такое противопоставление прав - все они для личности важны и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы. Более того, именно сейчас российские граждане на себе почувствовали значимость многих социально-экономических прав, которые ранее были в большей мере гарантированы, чем сейчас, когда складываются "несоциалистические" отношения.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. не рассматривает их как "второстепенные". Так что искусственное создание некоего "антагонизма" между различными категориями прав несостоятельно.

Что касается различий между правами человека и правами гражданина, о чем также полемизируют в науке, то эти различия имеют под собой определенные основания, которые заключаются в следующем.

Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные.

Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует хотя бы название знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Сохранилось оно и в большинстве современных деклараций и Конституций. Однако в наше время указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и одновременно выступают и в качестве прав гражданина.

Во всяком случае внутри государства разграничение прав на "два сорта" лишено практического значения. Тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права.

В лексиконе средств массовой информации, в обиходе, да и в науке под правами человека обычно понимается то же, что и под правами гражданина, личности, субъекта, индивида, лица. Не случайно некоторые ученые-правоведы либо не разделяют этой концепции, либо делают существенные оговорки. Здесь многое заимствовано из прошлого, сохраняется по традиции.

Принятие нашей страной в 1991 г. Декларации прав человека и гражданина имело огромное общественное значение, так как этот без преувеличения исторический политико-правовой и нравственно-гуманистический акт определил принципиальную позицию России по вопросу, который на протяжении многих десятилетий был камнем преткновения во взаимоотношениях СССР со всем цивилизованным миром, ареной идеологического противостояния.

Как известно, Советский Союз воздержался при голосовании в ООН в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека и лишь позже присоединился к ней. Международный пакт о гражданских правах 1966 г. СССР подписал, но никогда полностью не выполнял. Только с наступлением разрядки, прекращением "холодной войны" (вторая половина 80-х гг.) эта позиция была пересмотрена.

Существенным прорывом в данной области было признание идей естественных прав, которые ранее отвергались как неприемлемые для "социалистического строя" и марксистского мировоззрения. Это признание привело к переоценке всей гуманитарной политики государства, изменению его "идеологических позиций" на международной арене. Была устранена одна из коренных причин долголетних разногласий между Советским Союзом и остальным миром. Теперь страна может беспрепятственно интегрироваться во все мировые и европейские структуры в целях взаимовыгодного сотрудничества с другими народами.

Итак, важнейшие отличительные особенности закрепленных в российской Конституции основных прав и свобод состоят в том, что они даны человеку от природы, носят естественный и неотчуждаемый характер, выступают в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам.

Виды подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ; 2) постановления и распоряжения Правительства РФ акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). В зависимости от особенностей правового положения субъекта привотворчества все нормативные акты подразделяются на: - нормативные акты государственных органов; - нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); - нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); - нормативные акты, принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: - общефедеральные; - нормативные акты субъектов Российской Федерации; - нормативные акты органов местного самоуправления; - локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как: - нормативные акты неопределенно-длительного действия; - временные нормативные акты.

72. Особенности соотношения нормативных актов в федеральном государстве.

НПА принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Система НПА совокупность всех видов НПА:

1) По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

2) Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство примеры комплексных нормативно-правовых актов.

3) По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: - на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; на акты ограниченного действия распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

4) По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

73. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Дей ст вие нор ма тив ных ак тов по вре ме ни

Установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права.

Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу.

1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

2. Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании зак власти.

3. НПА вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

Установление точного срока вступления, в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению.

Действие нормативных актов в пространстве

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

Действие нормативных актов по кругу лиц

Существует правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также не иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

74. Правообразование и правотворчество: понятие и соотношение.

Правообразование образование права, процесс обр пр норм в об-ве независимо от гос-ва: 1) формирование, 2) восприятие органами гос власти через непоср и представ демократию (формируется правосознание), 3) правотворчество.

Правотворчество это деятельность направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество госуд-ая деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой (исключ. правом) гос-ва.

75. Правотворчество и законотворчество. Понятие, этапы и основные стадии законотворчества.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: - оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; - основная продукция его юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); - это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; - уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); 2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме

Применительно к физическим лицам сложились две катего­рии прав: права человека и права гражданина.

Права человека - преимущественно международно-право­вой термин, употребляемый в международно-правовых доку­ментах. Права человека распространяются на любого человека независимо от его гражданства.

Права гражданина распространяются не на всех. Они обу­словлены гражданством лица.

Основные права граждан - это закрепленные в конституци­ях и конституционных актах права личности, составляющие ос­нову ее правового статуса в обществе.

Под гражданством (или подданством в монархических госу­дарствах) понимается политико-правовая принадлежность лица к государству, предоставляющая ему определенные права и на­лагающая определенные обязанности.

Выражение «граждане имеют право», встречающееся в пра­вовых документах, означает, что такое право принадлежит именно гражданам данного государства, а выражение «каждый имеет право» означает, что такое право принадлежит любому.человеку, находящемуся на данной территории.

Существуют два основных подхода к пониманию прав чело­века и основных прав гражданина:

1) эти права - естественные, прирожденные свойства, не зависящие от их признания государством;

2) права человека и основные права гражданина производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их объем и «дарует» их человеку.

Именно в первом понимании заложен пафос категории «права человека и гражданина». Современным международным общественным мнением, актами международного права они рассматриваются как неотъемлемые, присущие человеку от ро­ждения, а на все государства возлагается моральная (и не толь­ко) обязанность гарантировать их. Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита ныне не являются только внутренним делом того или иного государства. Права человека давно стали объектом меж­дународно-правового регулирования.

Наряду с термином «право» используется термин «свобода». Между ними нет принципиальной разницы. Вместе с тем тер­мин «право» призван подчеркнуть, что речь идет главным обра­зом о праве человека и гражданина получить от общества и го­сударства то или иное материальное, культурное или духовное благо (например, право на образование (ст. 43 Конститу­ции РФ), право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) и др.). Термин «свобода» говорит о праве человека и гражданина совершить тот или иной поступок, о свободе от внешней, при­нудительной силы в определенной сфере человеческой деятель­ности (например, свобода мысли и слова (ст. 29 Конститу­ции РФ), свобода совести (ст. 28 Конституции РФ)).

48. Понятие регулятора общественных отношений. Виды соци­альных регуляторов.

В любом обществе исторически складывается и действует систе­ма социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регулято­ры - система мононорм, регулировавших значимые для жизни ро­довой общины наиболее важные общественные отношения.

Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.

В регулятивной системе принято выделять нормативные и не­нормативные социальные регуляторы. К нормативному относится регулирование посредством норм,

т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных , четких рамок поведения участников общественных отношений.

Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет це­лью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального при­нуждения.

Социальное принуждение может быть:

государственным, применяемым в случае нарушения норм права;

моральным, которое выражается в общественном осуждении на­рушения норм нравственности и этических норм;

со стороны общественных объединений, когда нарушаются кор­поративные нормы, т.е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;

со стороны мирового сообщества - в случае нарушения обще­признанных норм и принципов международного права.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разно­видностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; су­дебный прецедент. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с дру­гими регуляторами, которые принято обозначать как ненорматив­ные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов - ценност­ный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценно­стей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных на­родов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памя­ти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последую­щих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и на­циональных отношений.

Директивный регулятор есть способ воздействия на обществен­ные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направ-

Глава 12. Право в системе регулирования общественных отношений

ленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, /99 директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области зако­нотворчества, планирования и др.

Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информа­ции (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Дейст­вие информационного регулятора, его эффективность , т.е. этот институт обеспечивает уча­стие населения в делах государства и его информирование о поло­жении дел в стране.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, бло­кировать или нейтрализовать, исказить их действие.

Не каждая норма права является социально полезной и эффек­тивной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспечен­ную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.

У ценностного регулятора, как известно, велика сила имита­ции, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учиты­вающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.

Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стиму­лы. Их влияние огромно, например невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взыска­ний, увольнением с работы и др.

49. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.

Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные и технические.

Социальные нормы - это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Иногда в юри­дической литературе социальные нормы характеризуют как прави­ла поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей. Или еще одно определение: это правила поведения общего характера, направленные на регулирование социально значимого поведения.

Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром - природой, техникой. Это отношения чело­век - машина, человек и производство. Технические нормы не имеют социального содержания, но их соблюдение важно, так как иначе неизбежны аварии, катастрофы, подобные чернобыльской.

К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигиенические, технологические, экологические и др. Их нельзя отождествлять с законами природы. Технические нормы создают­ся людьми, а законы природы существуют объективно, т. е. не за­висят от воли человека. Наиболее важные технические нормы за­крепляются в нормах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими. За их нарушение устанав­ливается юридическая ответственность. Это Правила противопо­жарной безопасности, Правила дорожного движения, Правила строительных работ, различные ГОСТы, стандарты и т. д.

В условиях научно-технического прогресса значение техниче­ских норм возрастает , так как технические ошибки могут привести к промышленным и экологическим катастрофам.

50. Право в системе социальных норм.

В современном обществе, о чем было сказано выше, действуют многочисленные социальные нормы (мо­ральные, правовые, политические, религиозные, кор­поративные, эстетические, нормы обычаев, традиций, правила этикета, обрядов, ритуалов и т. д.). Каждый из названных видов социальных норм в определенных жизненных ситуациях в той или иной степени взаимо­действует с правовыми нормами. Степень этого взаи­модействия неодинакова. Многое зависит от значения той или иной социальной нормы, от характера регули­руемых отношений, от роли права на определенном историческом этапе развития общества и т. д.

Вместе с тем следует отметить, что все социальные нормы, и правовые в том числе, возникают в силу их необходимости для общества. В этом заключается их общее сходство, общий качественный признак. Бес­цельных, бессмысленных, возникающих без необходи­мости социальных норм нет, как и не должно быть бесцельных и бессмысленных правовых норм. Каждая из них обусловлена социальной необходимостью и призвана регулировать определенные отношения, од­нако формы, методы, значение регулирования право­выми нормами и регулирования иными социальными нормами имеют существенные различия, поскольку в отличие от других социальных норм правовые нормы являются общеобязательными, имеют государственную поддержку и охрану, они четко определяют юридичес­кие права и обязанности для всех участников регули­руемых отношений, выступают в качестве равной меры (одинакового масштаба) оценки их поступков, и в этом качестве они формальны, как никакие другие.

Соотношение правовых и моральных норм

Правовые нормы и нормы морали являются важ­ными регуляторами общественных отношений. И пер­вые и вторые выполняют однопорядковые, с точки зрения социального назначения, функции: регулятив­ную, охранительную, воспитательную, оценочную, ЗчЬ информационную и др.

Следующее их совпадение заключается в том, что нормы права и нормы морали - это прежде всего правила поведения, т. е. они являются определенными моделями, установками для совершения тех или иных действий субъектами регулируемых отношений. Не­редко моральные и правовые требования совпадают абсолютно: не убий, не укради и т. д.

Право и мораль в любом обществе представляют собой систему правил, т. е. им присуще общее каче­ство - системность.

Право и мораль - это две взаимодействующие системы. Данное сходство объясняется наличием боль­шого числа (совокупности) моральных и юридических правил, возникающих в обществе в силу объективной потребности в них, в силу их необходимости для обще­ства.

Право и мораль имеют ряд общих исходных прин­ципов (базовых, основополагающих идей) - гуманизм, социальная справедливость , равенство. Ранее уже от­мечалось, что у права и морали в основном общий объект регулирования - общественные отношения, возникающие между их субъектами интересы, стрем­ления и вызываемые ими поступки. У права и мора­ли, в конечном счете, во многом совпадающие цели и задачи - урегулированность и упорядоченность об­щественных отношений, достижение благополучия и благоразумия в отношениях между людьми.

Наконец, нельзя не сказать о том, что право и мо­раль представляют собой несомненную социальную ценность, которую выработало человечество на своем длительном и противоречивом пути развития. Сегодня невозможно представить общество без правовых и мо­ральных основ его существования и организации. Пра­во и мораль - тот остов, на котором общество может держаться, существовать и развиваться в прогрессив­ном направлении.

Вместе с тем у права и морали имеется много несовпадений, различий и даже противоречий.

Правовые нормы - это правила, установленные государственной властью, они закрепляются в соответ­ствующих правовых актах - законах, указах, постанов­лениях, судебных решениях. Моральные нормы содержатся в сознании людей, они отражают нравственный уровень общества, в них содержится общественная оценка действий людей и всего того, что происходит в обществе, в отношениях между людьми.

Для оценки действий и поступков людей с пози­ций права используются такие понятия, как «право­мерно», «законно», «неправомерно», «незаконно», «противоправно» и т. д. У морали сформировались и используются другие критерии: «добро-зло», «хорошо-плохо», «честно-нечестно» и т. д.

Отсюда вытекает и другое различие права и мора­ли. Оценка действий и поступков людей с позиций права требует четкого оформления, строгой фиксации того, что может считаться законным, правомерным или незаконным, противоправным. Ведь в данном случае речь может идти о привлечении человека к юридичес­кой ответственности, о наказании, а для этого нужны четкие, фиксированные требования, установленные властью, которая будет привлекать правонарушителя к ответственности за их несоблюдение.

Моральные же требования существуют в обще­ственном мнении, они не оформлены в виде четких статей кодексов, уставов, положений и инструкций. Это идеальные требования , предъявляемые общественным сознанием к человеку и дающие оценку его поступкам.

С точки зрения морали, определенный поступок плохой, а человек его совершивший бессовестный, с позиций права - это правонарушитель, которого сле­дует привлечь к ответственности, поскольку совершен­ный им проступок противоправен.

Следует также отметить, что юридические нор­мы - это не просто записанные, четко сформулиро­ванные правила, а они представляют собой взаимо­связанную систему с присущей ей структурой и иерархией (конституционные, уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансовые, административ­ные и т. д. нормы). Любое государство стремится к тому, чтобы весь этот огромный комплекс правовых явлений не был противоречивым, чтобы правовые требования были однозначными, способными эффек­тивно регулировать общественные отношения.
У моральных норм такой системности и однознач­ности нет. Они возникают по другим причинам и осно­ваниям, нежели правовые нормы, действуя в раз­личных слоях общества в зависимости от моральных воззрений и установок этого слоя (а не как правовые - формально и однозначно в любой социальной группе). Время действия моральных норм не определено, они возникают и исчезают независимо от воли законодате­ля, их создает само общество, оно же их или сохраняет на длительное время, в нем они постепенно угасают (исчезают). Моральные нормы имеют более широкую панораму воздействия во времени и пространстве, в этом их преимущество перед правовыми и в этом их большая социальная ценность.

Еще раз приходится подчеркнуть, что правовые нор­мы характеризуются конкретностью, они всегда записаны и четко сформулированы, а нормы морали не ограниче­ны четкими словесными формулировками, они достаточ­но широки по своему смыслу и содержанию. Например, оценка с точки зрения морали- «хороший человек». Здесь можно очень долго перечислять достоинства этого человека, так и не исчерпав их полностью. Для права по­добные оценки и расплывчатые формулировки должны быть исключены. И когда к ним прибегает законодатель, это порождает бесконечные споры , судебные тяжбы. На­пример, ст. 6 ГК РФ, использующая понятия «добросове­стность», «разумность», «справедливость», которые весь­ма подвержены субъективным оценкам.

Различие между правом и моралью состоит в оцен­ке мотивов поведения. Для права в абсолютном боль­шинстве случаев на первом месте стоит формальное правоисполнение, выполнение возложенной юриди­ческой обязанности в установленный срок, в установ­ленной форме и т. д. Для морали важно, чтобы мотивы, побуждения этого выполнения были добросовестными, искренними, без злости и возмущения. Скажем, одно дело платить алименты на содержание ребенка по решению суда, т. е. по принуждению, и другое - доб­ровольно, честно, с искренним желанием оказать по­мощь в воспитании ребенка.

Весьма заметно различие права и морали в спосо­бах (методах) их обеспечения. Нормы права не только создаются государством, но и охраняются им от нарушения. В государстве имеется система правоохранительных органов - суды, проку­ратура, полиция, судебные исполнители, задачей кото­рых является обеспечение требований, содержащихся в нормах права, привлечение к ответственности нару­шителей этих норм, восстановление нарушенного пра­ва. Совсем другое дело - обеспечение требований норм морали. Их исполнение зиждется на общественном осуждении поведения нарушителя моральных норм, т. е. здесь главный инструмент охраны - общественное мнение, а не государственное принуждение. С точки зрения морали какой-либо человек является весьма непорядочной, отрицательной личностью (хам, циник, эгоист), но с юридических позиций его нельзя считать правонарушителем, так как требований закона не нару­шает, его поступки не переходят грани закона, когда, например, он грубит коллегам или не дает взаймы ни рубля ни при каких обстоятельствах.

Ответственность за нарушение норм права и мора­ли также существенно различна. За нарушение право­вых требований наступает юридическая ответственность, реализуемая в особых охранительных правоотношениях с участием государства, которое обеспечивает реализа­цию этой ответственности, принуждая виновное лицо возместить ущерб, уплатить штраф, отбыть уголовное наказание. Процесс привлечения к юридической ответ­ственности и ее реализации строго регламентируется законодательством, самодеятельность в данном случае не допускается, ибо это особая ответственность, она всегда сопряжена с государственным принуждением , ее несе­ние всегда связано с отрицательными последствиями для правонарушителя в виде материального, организацион­ного или личного характера.

Моральная ответственность осуществляется по-иному. Она не имеет той строгой регламентации, кото­рая присуща юридической ответственности, для ее ре­ализации нет специальных органов и механизмов. Главное здесь - моральное осуждение, общественное порицание нарушителя, придание ему отрицательной

Ш характеристики (молвы), неприятие его в определен­ной среде общества, исключение из коллектива и т. п.



Просмотров