Право первой ночи в африке. Средневековая свадьба. право первой ночи. Смоленская торговая правда

Что такое право первой ночи ? Это древний обычай, предусматривающий половой контакт невесты не с мужем, а с другим мужчиной. Таковым мог быть вождь племени, помещик, феодал или какое-либо другое лицо, от которого молодожёны зависели. Зависимость эта выражалась по-разному. Крепостное право, долговые обязательства, религиозные устои, древняя традиция, соблюдаемая неукоснительно.

Для современного человека данное действо представляет собой довольно унизительный и неприятный факт в самом начале семейной жизни. Но в давние времена люди иначе смотрели на подобные вещи. Деревенская девочка уже с ранних лет знала, что лишать её девственности будет не будущий муж, а, скажем, граф, живущий в большом и красивым замке, стоящем на холме возле деревни.

При этом бабушка и мать ребёнка также в своё время подвергались подобной процедуре, поэтому ничего постыдного и ужасного юное создание в этом не видело. Девочке даже льстила мысль, что целую ночь она проведёт с господином благородных кровей. Если к тому же она будет послушной и сумеет понравиться, то очень возможно, что ей дадут какой-нибудь подарок.

Что касается жениха, добровольно отдающего невесту другому мужчине, то здесь опять же надо понимать менталитет людей, живших в то далёкое время. Если человек рождался крестьянином, то он и умирал крестьянином. А если человек рождался дворянином, то и умирал дворянином.

Между разными социальными группами или классами лежала пропасть. Представители низшего сословия вовсе не считали себя равными представителям высшего сословия. Крестьяне смотрели на знатных господ с искренним почтением и раболепием. Поэтому жених считал за честь отдать свою невесту важному господину благородных кровей. Его привело бы в ужас, если бы, скажем, граф отказался от своего права. Это был бы страшный позор как для молодого мужа, так и для его жены.

В демократические времена подобного обычая не было. Его не знали в Древней Греции и Древнем Риме, так как в этих государствах отсутствовало жёсткое разграничение на социальные группы. Любой солдат мог стать императором, а рядовой городской житель философом. То же самое наблюдалось и в Киевской Руси. Во многих городах практиковалось вече , и простой народ назначал князей или смещал их. Поэтому почтение и уважение заслуживались не происхождением, а конкретными делами.

А вот в Западной Европе картина была совсем иная. Феодалы, жившие в своих замках, имели неограниченную власть над крестьянами. У каждого такого герцога или графа имелся свой вооружённый отряд, и любое неповиновение наказывалось жесточайшим образом. Рыцари даже частенько игнорировали власть короля, что уж говорить про отношение к простолюдинам. Крестьяне являлись такой же собственностью, как коровы или овцы. Ни о каком чувстве собственного достоинства и разговора не велось.

Когда же появилось право первой ночи в европейских землях? Тут сложно назвать конкретную дату и даже столетие. Всё теряется в нескончаемой череде лет и веков. А вот закончился этот обычай примерно в XVII веке. В Швейцарии он приказал долго жить ещё в начале XVI века, в Германии на 100 лет позже. Во Франции о нём забыли в середине XV столетия. Чуть позже подобное перестали практиковать и в Англии.

Многое также зависело от самих дворян. Просвещённые и умные люди сами отказывались от позорной практики, а невежды и сластолюбцы с удовольствием занимались этим делом, пока на защиту простых людей не встало законодательство.

Истоки же возникновения обычая ищут, как правило, в родовом и общинном строе. Это было время, когда люди жили племенами, а женщина являлась собственностью не отдельного мужчины, а всего сообщества. Затем начал развиваться институт брака, но некоторые древние традиции остались. Именно они и стали причиной права на первую ночь сильных мира сего.

Данная практика превалировала у германских племён. Они покорили Рим, расселились на землях империи, но значительно отставали в своём социальном и нравственном развитии от местных жителей. Переняв у них всё передовое и новое, они в то же время сохранили свои первобытные нравы, которые мало изменились за последующую 1000 лет.

Что касается других уголков планеты, то право первой ночи практиковалось у народов Африки и Южной Америки. Но африканцы не уподоблялись чванливым феодалам Средневековой Европы. Не вождь племени лишал невесту девственности, а самые уважаемые гости на свадьбе. При этом их могло быть несколько человек. Все они вступали в половое сношение с девушкой.

Но совсем не значит, что имел место полноценный половой акт, каким он представляется в наше время. Гости просто «входили в невесту и выходили». Это был ритуальный обряд, связанный с древними обычаями и традициями, о которых мы ничего не знаем.

Девственная плевра и менструальный цикл всегда представлялись людям чем-то мистическим, связанным с высшими божественными силами. Поэтому женихам, в силу их неопытности, не доверяли такой важный вопрос, как лишение девственности. Эту обязанность брали на себя опытные мужчины, которые знали, как правильно и безболезненно лишить женщину невинности.

Поэтому групповые соития на свадьбах можно рассматривать как дружеское участие и отеческую заботу о молодых людях. Жених же практически ничего не терял. С годами он приобретал опыт и потом уже сам принимал участие в подобных обрядах. Здесь не было ни унижения, ни поругания чести. Всё делалось на глазах у всех и вызывало только чувство глубокого удовлетворения и уважения.

Африканцы и индейцы относились к половой жизни как к естественному физиологическому процессу. Они никогда не ограничивали себя в телесных радостях и не смущались присутствия других людей. А вот европейцы совсем иначе воспринимали процесс соития.

Католическая церковь всегда проповедовала воздержание и ограничения. Священники давали обет безбрачия, а остальные граждане рассматривали интимную жизнь как необходимую, но греховную часть человеческой жизни. Без полового акта невозможно зачать ребёнка, поэтому супруги, сделав главное, прекращали всякие половые контакты, пока не возникала необходимость в следующем малыше.

Ещё в XIX веке такая практика считалась нормой. Истинные католики всегда были аскетами и придерживались строгих нравов. Что касается православия, то здесь было больше вольностей. Практиковались даже общие бани, в которых совместно мылись и мужчины, и женщины. Но это вовсе не указывает на половую распущенность, а просто говорит об определённом менталитете наших предков.

Держать свои страсти в узде считалось высшим проявлением силы духа. Те же, кто кидался на каждую юбку, не пользовались уважением, так как представлялись для окружающих людьми духовно убогими и безвольными.

Право первой ночи вовсе не являлось признаком деградации и безнравственности. Это был древний обычай, и люди относились к нему с уважением и пониманием. Другое дело, что уже в более поздние времена некоторые помещики в той же крепостной России, пользуясь своей властью, склоняли молодых крестьянок к сожительству.

Но с древним обычаем это не имело ничего общего. Скорее здесь можно усмотреть связь с нынешними временами, когда начальники сексуально домогаются своих сотрудниц. Они грозят увольнением в случае отказа. Некоторые дамы сами не прочь вступить в интимные отношения с руководством, чтобы обеспечить себе беспроблемное существование. Так что у каждого времени свои понятия о морали и этических нормах.

Мне был задан вопрос "Что из того, что вы знаете про Средневековье, вы предпочли бы забыть?". Наверное, первое, что в качестве ответа приходит в голову – право первой ночи. Я тогда про это явление подумала, но говорить не стала, так как коротко про миф сказать сложно, а тут большей частью устоявшаяся страшилка про мрачное Средневековье, которой пугают впечатлительных девушек.

Картина не по теме. Лукас Кранах Старший. Неравная пара. 1532. Национальный музей Швеции, Стокгольм. Цветопередача музея / The Ill-matched Couple. Lucas Cranach d.ä. (German, born 1472, dead 1553). Olja på trä. 108 x 119 cm. Frame: 135 x 146 x 8 cm. Dating Sign. 1532. Nationalmuseum, Stockholm. , via .

Всем известное право право первой ночи – primae noctis – право сеньора перед первой брачной ночью потребовать невесту своего крестьянина и даже любого своего вассала. Обычай на современный взгляд совершенно дикий, но он осуществлялся не так часто как про то в рамках "черной легенды о Средневековье" рассказывают. Часть ученых даже доказывала, что его не существовало вовсе. Однако, сомнительно, чтобы законы, запрещающие применять обычай, появились на пустом месте. В любом случае, сама теоретическая возможность применения подобного обычая радости не доставляет.

Историк, специалист по средневековым юридическим вопросам Александр Марей в материале на «ПостНауке» рассказывает о том как "на самом деле" в Средние века обстояло дело с первой ночью :

Право первой брачной ночи - " Это больше миф, чем реальность. Оно было не столь распространено и далеко не везде. Жаловалось оно, как правило, верховным сеньором, то есть королем, в качестве дополнительной привилегии. Чтобы ему было не так грустно оттого, что мы даем ему поместье так далеко от нас, мы ему дадим еще право первой ночи.


2.

Картина не по теме: богатый старик и молодая куртизанка. Лукас Кранах Старший «Неравная пара». Около 1530. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф / Lucas Cranach the Elder (1472–1553). An ill-matched Pair. Circa 1530. Oil on beech wood. 38.7 × 25.7 cm. Museum Kunstpalast. Google Cultural Institute. via

Модельное правоотношение здесь тоже понятно. Феод, который выдается вассалу, - это не земля, это право взимания доходов с земли. Но при этом люди, живущие на этой земле, - свободные люди.

Культура свободы сохраняется с римского права и проходит через всю историю Средних веков, выходя в итоге в Новое время. И поэтому, когда сеньор требует право первой ночи, он тем самым вроде бы заявляет: вы все, живущие на земле, - это мое имущество. И здесь кроется это разногласие: люди не имущество, и они прекрасно это понимают. Они осознают себя свободными людьми. И отсюда возникает противоречие. То есть сеньоров, которые злоупотребляли этим правом, убивали восставшие. " [*]

Если посмотреть на ритуальную сторону вопроса, то свадебные и похоронные обряды во многом похожи: девушка умирает и возрождается в новом качестве жены.

Может быть когда-то, в древние времена, лишение девственности невесты не женихом, а господином было в изначальном смысле что-то типа инициации в ходе свадебного ритуала и приема женщины под покровительство? Эти действия могли совершаться не реально, а ритуально-символически. Я вопрос не изучала, это моя гипотеза, которую надо проверять.

[*] Беседа полностью, источник цитаты : «ПостНаука» – talks «Если бы в Европе в XI–XII веках не зародился университет, понятия “общее право” никогда бы не было» . Интервью с историком Александром Мареем. Ивар Максутов. 08.08.2014

И обычаев, получивших распространение по всему миру, особое место занимает так называемое право первой ночи. Обряд заключается в лишении девственности невесты, которая только что сыграла свадьбу и ей предстоит первая ночь любви. Жених будто отодвигается на второй план и становится сторонним наблюдателем происходящего, а дефлорацию невесты, или, проще говоря, самый в ее жизни совершает другой человек.

Как правило, хозяин вотчины и всего населения, на его земле проживающего, или это вождь многочисленного племени, или помещик, имеющий несколько сотен крепостных. В любом случае, невеста доставалась жениху уже не девственной. А в некоторых странах прямо на свадьбе с невестой должны были совершить половой акт по очереди все гости мужского пола. После совокупления мужчина преподносил ей подарок. После этой интимной части дружба между женихом и его друзьями по линии невесты становилась еще крепче.

На европейском континенте во времена средневековья право первой ночи было закреплено законодательно. Считалось, что сюзерен или даже любой мелкий феодал давал молодой женщине своеобразную путевку в жизнь, лично лишив ее невинности. В большинстве случаев жених всецело поддерживал право первой ночи, так как в то далекое время чувство суеверия и религиозный настрой были настолько всепоглощающими, что женихи почитали за счастье, если их избранница проходила через чужую постель.

Через несколько столетий картина изменилась. Все чаще можно было встретить жениха, который не желал делиться своей любимой невестой с престарелыми князьями и графами, отдавая право первой ночи. Он предпочитал откупиться, заплатить за неприкосновенность своей жены. Во многих странах Европы и Азии половой акт с невестой заменили другими ритуальными действиями. Господин должен был переступить через постель с лежащей невестой или протянуть свою ногу поперек кровати. Это считалось равноценным половому сношению.

А иногда первая ночь молодых обставлялась таким количеством шумных и беспокойных проявлений живого участия в свадебном процессе, что иной жених и рад был бы уступить свое место друзьям или даже случайному прохожему. В Македонии, например, отправляя молодоженов в комнату, где они должны были провести свою первую ночь и отдавая жениху право первой многочисленные дружки поднимали невообразимый шум, колотили в кастрюли и били палками по стенам. Потом прикрывали дверь в покои и уходили, чтобы вернуться ровно через пять минут, открыть дверь и спросить, все ли получилось, где простынь со следами крови и почему так долго нет никаких известий.

А уж когда простынь была получена и пожилые женщины выносили ее на всеобщеее обозрение, радости свадебных гостей не было конца. Таким образом, кровавое право первой ночи все-таки брал на себя жених. Простынь вывешивалась на видном месте и после этого разбивались десятки глиняных горшков: «сколько черепков, столько и детишек будет у молодых». А сильные мира сего, графья, помещики, дворяне и иже с ними, на равных участвовали в свадебном торжестве, хоть уже и не в качестве исполнителей ритуала, а в роли просто почетных гостей, что не мешало им веселиться вместе со всеми.

Первая брачная ночь на Руси устраивалась особым образом и имела очень много отличий от аналогичной традиции других наций. У народов Африки, Европы и Индии право первой ночи подразумевало интимный контакт невесты с посторонним мужчиной. Зачастую это был старейшина племени, знатный господин, а то и просто первый встречный.

На Руси право лишения девушки девственности традиционно принадлежало ее будущему мужу. По церковным канонам венчанный брак священен и любое покушение на чужое брачное ложе является большим грехом. Позднее феодалы нередко пренебрегали этим законом и пользовались правом первой брачной ночи, но церковь это не приветствовала.
Время проведения
Обряд свадьбы на Руси был сложным таинством, соединившим в себе христианские и языческие традиции. Время проведения свадьбы всегда тщательно подбиралось. У многих народов мира первое соитие новобрачных могло произойти на третьи или четвертые сутки, а то и позднее (некоторые мусульманские страны, Индия и др.).

У русских же первая брачная ночь происходила во время свадебного торжества, поэтому очень важно было назначить свадьбу на разрешенную церковью дату. По православным законам нельзя иметь половые отношения в пост и в церковные праздники, поэтому и свадьбы на это время не назначались.
Ритуал подготовки к брачной ночи

У русского народа брачную ночь долгое время именовали подклетом. Это связано с тем, что ложе молодых всегда устраивали в прохладном месте: в подклети избы (на фото), чулане, амбаре или бане.
Это всегда происходило на территории жениха, поскольку девица после свадьбы переходила жить к нему. Для новобрачных готовили высокое ложе на крепком деревянном основании. Его застилали постельными принадлежностями из приданого девушки. Подготовкой ложа для жениха и невесты занимались женщины-постельницы из числа свах. Также постель могла готовить мама или сестра жениха.

На ложе укладывали много ритуальных предметов, которые должны были защитить молодоженов от порчи и обеспечить им в будущем безбедное существование. К таким оберегам относились небольшие ржаные снопы, мешки с мукой, матрасы, перины. Сверху ложе застилали белоснежным вышитым покрывалом. Под кровать постельницы клали несколько поленьев, сковородник, кочергу, можжевеловую ветку. Эти предметы должны были уберечь пару от всякой нечисти. Поленья символизировали будущее потомство, поэтому их нужно было класть побольше.
Проводы новобрачных

В подготовленную таким образом «опочивальню» новобрачных провожала целая толпа гостей: дружки, свахи, родственники и вообще любой, кто хотел поучаствовать в шумном и веселом действе. Проводы сопровождались песнями, непристойными шутками и советами. Дружка бил кнутом по ложу, выгоняя нечистую силу. Затем он должен был заплатить выкуп постельницам.
Наедине

После всех этих ритуалов новобрачных наконец оставляли одних. Дверь закрывали на замок, а возле нее оставляли охранника-клетника. Он тоже должен был оберегать молодоженов от злых чар и разной нечисти. Но и гости нередко оставались под дверью и попросту подсматривали за молодыми.

Оставшись одни, жених с невестой сначала угощались хлебом и курицей. Эта пища должна была дать паре плодовитость. После еды девица обязана была снять с ног парня сапоги. Тем самым она демонстрировала смирение перед будущим мужем и показывала готовность во всем его слушаться. Также девушка должна была спросить у мужа разрешения лечь с ним. Затем обязательно должен был состояться половой акт. Об этом несколько раз приходил осведомиться дружка. Как только девушка теряла девственность, брак считался физически подтвержденным, о чем громогласно объявлялось всем гостям. Молодых могли снова вывести на пир и радовать их песнями самого непристойного содержания, либо гости сами приходили в подклеть к молодоженам и оставались там с ними до самого рассвета.
Невинность как главный атрибут
Самым главным моментом во всем этом ритуале была демонстрация рубашки невесты с пятнами крови. Если невеста сохранила девственность до свадьбы, она считалась честною. В противном случае она навлекала позор не только на себя, но и на родителей. На шею свахе и родителям нечестной новобрачной вешали хомут. Отцу подносили чарку вина с дырявым дном. Девушку могли даже вернуть в отчий дом.


Потерю девственности в первую брачную ночь символически отмечали развешиванием расшитых красными нитками полотенец и битьем горшков. После этого девица становилась «молодкой», а парень - «молодым». После брачной ночи молодку обряжали в одежду замужней женщины и надевали ей соответствующий головной убор. Весь ритуал нужно было строго соблюсти, иначе новой семье грозили бесплодие и нищета.

Первая ночь или право первой ночи (Jus primae noctis, Recht der ersten Nacht, Herrenrecht, Droit de cuissage, Droit de prélibation) - обычное право феодалов пользоваться первой брачной ночью своих крепостных женщин при выходе их замуж.

Это наиболее позорное проявление крепостного права служит предметом спора среди ученых: некоторые исследователи (Шмидт) совершенно отвергают существование такого обычая, как явления правомерного, но большинство приводит ряд фактов, свидетельствующих о несомненном существовании "права первой ночи". Оно было распространено почти во всех странах Европы; пережитки его доходят до нашего века. Даже лица, принадлежавшие к духовенству, в качестве феодалов широко пользовались этим правом, на что имеется много указаний у ревностного исследователя этого вопроса.

Так, например, каноникам собора Сен-Виктор в Марселе официально разрешалось пользоваться первой брачной ночью их крепостных девушек. Тот же Collin de Plancy приводит факт продажи права первой ночи одним владельцем в Орлеане за 5 су, другим феодалом - за 9½ су. Относительно происхождения этого права существуют различные мнения. Некоторые, как Вольтер, видят в нем неизбежное следствие рабства: "человек, могущий распоряжаться другим человеком, как животным, имеющий власть над его жизнью, может столь же легко спать с его женой".

В. Поленов. Право господина.

Другие объясняют происхождение права Первой ночи тем, что крепостные могли жениться и выходить замуж не иначе, как с разрешения своего господина. Виллан, чтобы получить такое разрешение, должен был пойти на некоторые "уступки"; иные господа давали свое разрешение только под известного рода условиями, а из единичных случаев развился малу-помалу обычай, обратившийся в право.

Как ни справедливы такого рода объяснения для отдельных случаев, но факт существования права Первой ночи в различных странах и у различных народов указывает на более древнее происхождение этого обычая. Бахофен, Морган, Энгельс видят в праве Первой ночи остаток группового брака.

В эпоху, когда уже начинала складываться парная семья, мужчины сохраняли еще право на всех женщин своего племени. С постепенным развитием культуры круг людей, имеющих право на женщин, становится все меньше, осуществление этого права ограничивается и во времени, и, наконец, оно сводится к одной лишь брачной ночи, сначала для всех, потом только для главы семьи, для жреца, военачальника и для сеньора - в средние века.

"Jungferzins" (подать девственности), сохранившаяся до самых последних дней господства феодализма, самым своим названием свидетельствует, что она явилась прямым продолжением jus primae noctis. Знаменателен также обряд, по которому господин в день свадьбы своих крепостных после венчания должен был перешагнуть через брачную кровать или поставить на нее свою ногу.

К этому символическому подтверждению права на первую брачную ночь относится характерный указ 1486 г., изданный Фердинандом Католиком и подтверждающий сам факт существования jus primae noctis; "мы полагаем и объявляем, - гласит указ, - что господа (сеньоры) не могут также, когда крестянин женится, спать первую ночь с его женой и в знак своего господства в брачную ночь, когда невеста легла в кровать, шагать через кровать и через упомянутую женщину; не могут также господа пользоваться против воли дочерью или сыном крестьянина, за плату или без платы" (цитировано в каталонском оригинале у Sugenheim, "Geschichte der Aufhebung der Leibeigenschaft", СПб., 1861, стр. 35).

Когда вышло из употребления право Первой ночи - сказать трудно, так как не во всех странах оно удержалось одинаково долго. Во Франции, этой классической стране феодализма, еще в 1789 г. были единичные случаи пользования этим правом - правда, случаи, окончившиеся печально для феодалов.

Указание на существование права первой ночи в России исследователи (Шлецер, Эверс, Татищев, Елагин) видят в рассказе летописи о замене княгиней Ольгой "княжьего" черной куной. Обычай давать выкуп помещику перед свадьбой удержался до отмены крепостного права; подать эта известна была под названием "выводной куницы".

Во всяком случае насилие со стороны помещика над новобрачными из крепостных в последние столетия были фактом, а не правом. Князь Васильчиков в своей книге "Землевладение и земледелие" удостоверяет, что в бытность предводителем дворянства ему не раз случалось встречаться с фактами подобного насилия помещиков над крестьянками. В 1855 г., за 6 лет до отмены крепостного права, тайный советник Кшадовский был судим и присужден к денежному штрафу за пользование правом первой ночи.



Просмотров