Средства для обеспечения безопасности движения тс. Система комплексного обеспечения безопасности движения транспортного средства, комфортных условий пребывания в салоне и защиты от несанкционированного использования. Измерение дымности – дымомер

Полезная модель относится к области автомобилестроения, а именно к приборам безопасности и может быть использовано для предотвращения запуска двигателя или ограничения скорости движения механического транспортного средства лицом (водителем), психическое и физическое состояние которого не отвечает требованиям безопасности дорожного движения. Устройство состоит из бортового компьютера транспортного средства с активным монитором и программным обеспечением, включающий блок тестирования, блок сравнения, блок повторного пуска, блок аварийного пуска и блок рекомендаций. Устройство контролирует параметры внимания и реакции водителя, на основании которых осуществляется возможность управления ТС.

Полезная модель относится к области автомобилестроения, а именно к приборам безопасности и может быть использовано для предотвращения запуска двигателя или ограничения скорости движения механического транспортного средства лицом (водителем), психическое и физическое состояние которого не отвечает требованиям безопасности дорожного движения.

Известен комплект приборов (тонометр, термометр и хронометр) для проведения предрейсового медицинского осмотра, когда врач по результатам измерения артериального давления, частоты сердечных сокращений, температуры тела и внешнего осмотра водителя дает заключение о возможности управления водителем транспортным средством .

Недостатками использования комплекта является обязательное наличие медицинского специалиста и невозможность получения объективных показателей внимания и реакции водителя, являющихся определяющими в безопасном управлении транспортным средством.

Известно устройство, которое может быть использовано при управлении функциональным состоянием водителя транспортного средства во время работы. Оно позволяет производить сравнение текущего темпа управляющих движений с эталонным значением, определяя при этом величину отклонения от эталона. Это достигается тем, что в состав каждого канала устройства, содержащего n основных и k дополнительных каналов, вводятся регистр (с параллельной записью информации), вычитатель; кроме того, в общую схему устройства вводится кнопка записи информации в регистры, сумматор и цифроаналоговый преобразователь для k дополнительных каналов. В каждый из n основных каналов вводятся цифроаналоговый преобразователь, аналоговый сумматор с перестраиваемыми весовыми коэффициентами и аналоговый измерительный прибор с оцифрованной шкалой .

Недостатком прибора является то, что темп выполнения водителем управляющих действий не является объективным показателем его психического и физического состояния.

Наиболее близким к предлагаемому является контрольно управляющая аппаратура транспортных средств , когда один из датчиков отклонения контролируемых параметров от допустимых значений указывает на неполадки в системе "водитель - транспортное средство" (например, нетрезвое состояние водителя и т.п.), и с помощью шифратора формируется соответствующий четырехразрядный двоичный код, под действием которого коммутаторы разрешают подачу частотного сигнала возбуждения на вибраторы.

Водитель, почувствовав вибрацию, заданную в определенном коде, действует таким образом, чтобы прекратилось действие виброраздражителя. В результате система переводится в нормальное состояние. Прибор с индикатором осуществляет периодический контроль содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе, автоматическую блокировку движения транспортного средства при наличии алкоголя в выдохе водителя. Прибор имеет фискальную память результатов с отметкой времени экспертизы.

Недостатком данной аппаратуры является то, что она срабатывает только на наличие паров алкоголя.

Целью создания полезной модели является обеспечение безопасности движения путем ограничения или полного исключения движения транспортного средства на основании объективных показателей внимания и реакции водителя.

Поставленная цель достигается путем создания устройства блокирования системы пуска двигателя (например, системы зажигания бензинового двигателя или электрической цепи стартера дизельного двигателя).

Сущность предлагаемой полезной модели поясняется чертежами, где на:

Фиг.1 изображено устройство обеспечения безопасности движения транспортного средства;

Фиг.2, фиг.3 представлена программа тестирования параметров внимания и реакции водителя;

Фиг.4 изображен блок управления разработанного устройства.

Предлагаемое устройство обеспечения безопасности движения транспортного средства (фиг.1) включает контролирующую систему и исполнительную систему.

Контролирующая система представляет собой бортовой компьютер транспортного средства с активным монитором и программным обеспечением, включающий блок тестирования 1, блок сравнения 2, блок повторного пуска 3, блок аварийного пуска 4 и блок рекомендаций 5. Исполнительная система представляет собой блок управления 6, включает контроллер 7, сигнальную лампу 8, динамик для подачи звукового сигнала 9, коммутационный ключ 10 для управления системой зажигания и устройство ограничения скорости 11 движения транспортного средства 12.

Устройство работает следующим образом. Для приведения системы зажигания транспортного средства в рабочее состояние водитель включает ботовой компьютер и вводит личный код в программу запуска для идентификации владельца.

С помощью разработанной программы и активного монитора бортового компьютера транспортного средства тестируются параметры внимания и реакция водителя.

Блок тестирования 1 контролирующей системы представляет собой компьютерную версию четырех известных психологических тестов. Три теста «Числа» (параметры внимания) - таблица, в которой имеется 49 цифр, из которых 25 имеют красный цвет, а 24 - зеленый (фиг.2). Тестирование осуществляется нажатием клавиш на активном мониторе компьютера в установленном порядке. Тест «Светофор» (тестирование сложных реакций) представляет собой виртуальный светофор с сигналами красного, желтого и зеленого цвета. На попеременно загорающиеся сигналы светофора в случайном порядке необходимо отреагировать нажатием одной из трех клавишей соответственно.

В блоке сравнения 2 регистрируется время выполнения каждого теста, и ошибки, допускаемые при тестировании, происходит сравнение полученных результатов с эталонными данными, после чего соответствующий сигнал поступает в блок управления 6.

Если результаты тестирования параметров внимания и реакции отвечают требованиям «полного соответствия» безопасности дорожного движения (критерии заложены в программе), контроллер 7 подает сигнал на коммутационный ключ 10 и замыкает электрическую цепь (например, стартера или системы зажигания), т.е. водитель получает возможность завести двигатель транспортного средства.

Если результаты тестирования отвечают критерию «частичного несоответствия 1», блок управления 6 подает сигнал на блок рекомендаций 5 и на мониторе в зависимости от результатов тестирования параметров психофизиологического состояния водителя появляются рекомендации по ограничению скорости движения и соблюдению режима труда и отдыха.

Если результаты тестирования отвечают критерию «частичного несоответствия 2», блок управления 6 включает устройство ограничения скорости 11 движения транспортного средства (например, привод управления дроссельной заслонкой карбюратора бензинового двигателя или ограничитель хода рейки привода топливного насоса высокого давления - для дизельного двигателя), и в зависимости от параметров психофизиологического состояния водителя скорость ограничивается величиной, соответствующей требованию безопасного движения. Через расчетное время управления транспортным средством водитель обязан остановиться, заглушить двигатель и отдохнуть, для чего контроллер 7 включает сигнальную лампу 8 и динамик 9. В случае игнорирования сигналов от лампы 8 и динамика 9 через определенное время контроллер 7 подаст сигнал на коммутационный ключ 10 и двигатель выключится.

Продолжительность времени труда и отдыха определяет программа. Случаи игнорирования требования остановиться после подачи звукового и светового сигнала фиксируются.

Если результаты тестирования отвечают критерию «полного несоответствия» (усталость, действие лекарственных, наркотических или психотропных веществ, алкоголя и др.), контроллер 7 не подает сигнал на коммутационный ключ 10 (он остается разомкнутым), т.е. двигатель запустить невозможно.

В экстремальной ситуации (оказание медицинской помощи пострадавшему, природные катаклизмы и т.п.) предусмотрен активационный код, который дает возможность завести двигатель транспортного средства без прохождения тестирования. Сигнал от компьютера через блок аварийного пуска 4 (минуя блоки тестирования 1 и сравнения 2) подается на контроллер 7 и коммутационный ключ 10.

Через 12 часов после активации системы управления запуском двигателя (тестирования) коммутатор 7 через коммутационный ключ 10 размыкает электрическую цепь стартера, после чего для дальнейшего использования машины требуется повторное тестирование психофизиологических параметров водителя.

Программа позволяет изменять параметры тестов в зависимости от цели тестирования (фиг.3).

Предлагаемое устройство работает от бортовой сети автомобиля (фиг.4). При включении устройства ток с разъема J1 через предохранитель FU1, диод VD3 (предохраняющий схему от неправильного включения питания), фильтр (дроссель L2 и конденсатор С19) и накопительный конденсатор С20 поступает на нелинейный преобразователь-стабилизатор напряжения, (например, 7805). Далее через выходные конденсаторы С21, С22 (с теми же функциями, что и С19, С20) ток поступает на контакт MCLR Vdd контроллера DD1 и дифференцирующие цепочки R4-С3 (задание частоты работы внутреннего RC-генератора контроллера, например, PIC16F84) и R7-С4 (задание времени задержки с момента включения питания до запуска контроллера DD1).

Сигнал (уровня TTL) с данными о работе двигателя контроллер DD1 получает на контакт А2 с датчика зарядки электрооборудования автомобиля через разъем J4, делитель, образованный диодами VD1, VD2 и сопротивления R8 и R9. Для фильтрации помех, возникающих от прохождения переменного тока, параллельно резистору R9 включен конденсатор С23.

Контроллер DD1 с контакта В3 подает управляющий сигнал на базу транзистора VT1, включенного коллектором в управляющую цепь реле К1, тем самым разрывая цепь замка зажигания и управляя возможностью запустить или заглушить двигатель (при отсутствии питания контакты J2 реле К1 разомкнуты).

Для получения данных о психофизиологическом состоянии водителя и связанных с этим ограничением времени управления транспортным средством связь микроконтроллера DD1 с компьютером ПК осуществляется через RS-232 (СОМ-порт), который через порт COM-USB подключается к порту USB компьютера. Для преобразования TTL уровня сигнала используется интегральная микросхема DD2, например, стандарта RS-232 МАХ3232.

Данные тестирования состояния водителя компьютер передает в виде разрешения на пуск двигателя и информацию о нарушениях рекомендуемого режима труда и отдыха (пакета сигналов) через контакт ТХ разъема J4. Сигнал поступает на контакт R2in микросхемы DD2 (преобразователя сигналов RS-232 - TTL), преобразуется из уровня RS-232 (СОМ) в уровень TTL и с контакта R2out микросхемы DD2 передается на контакт АО контроллера DD1 (порт А, первый вывод А1).

Контроллер DD1 обрабатывает полученный пакет сигналов, дает команду на компьютер для выдачи на монитор рекомендаций по соблюдению режима труда отдыха (если установленный режим водитель нарушает, информация о нарушениях фиксируется в памяти компьютера) и устанавливает на контакте В3 высокий уровень сигнала, открывающий транзистор VT1, в результате чего через управляющие контакты J2 реле К1 протекает ток, замыкая электрическую цепь, например, замка зажигания.

Через расчетное время (отсчитывается таймером-счетчиком контроллера) на контакте В5 контроллера DD1 устанавливается сигнал высокого уровня, открывается транзистор VT2, в результате чего питание через разъем J5 подается на звуковой и световой сигналы. При включении сигналов водитель обязан остановить автомобиль и заглушить двигатель на рекомендуемое время. В течение определенного времени контроллер DD1 периодически запрашивает уровень сигнала на контакте А2.

Если водитель не выполнит рекомендаций (уровень сигнала на контакте А2 остается высокий - двигатель не заглушен), в контроллере устанавливается флаг нарушения (число нарушений на счетчике контроллера увеличивается на единицу), на контакте В5 контроллера устанавливается низкий уровень сигнала и сигнализация выключается.

Если в течение расчетного времени водитель заглушил двигатель, на контакте В5 контроллера устанавливается низкий уровень сигнала (выключается сигнализация), в контроллере DD1 при инициализации запускается отсчет рекомендуемого времени отдыха. По окончании времени отдыха контроллер DD1, циклически запрашивая состояние контакта А2, устанавливает высокий уровень сигнала на контакте В5, вновь включает сигнализацию, свидетельствующую об окончании времени отдыха.

При появлении на контакте А2 контроллера сигнала высокого уровня на контакте В5 устанавливается низкий уровень сигнала. Если до поступления сигнала об окончании времени отдыха на контакте А2 появляется сигнал высокого уровня (запуск двигателя до окончания времени отдыха), в контроллере DD1 устанавливается очередной флаг нарушения, на контакт В4 подается пакет сигналов с информацией о допущенных нарушениях и их количестве. Сигнал на контакт В4 микросхемы DD2 передается на уровне TTL, где он преобразуется в уровень RS-232, затем с контакта T2out микросхемы DD2 - на контакт RX разъема J4 (СОМ-порт).

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает безопасность дорожного движения в зависимости от физического и психического состояния водителя.

Предлагаемое устройство, кроме того, сочетает в себе свойство защиты двигателя от несанкционированного запуска.

Литература

1. Клебельсберг Д. Транспортная психология: Пер. с нем. / Под ред. В.Б.Мазуркевича. - М.: Транспорт, 1989.

2. Пат. 93047894 RU, МКП 6 В60Q 9/00. Устройство для контроля и управления системой водитель - транспортное средство / Фарбер Б.С, Миркин А.С. - Заявка 94016271/28; Опубл. 1997.12.27.

3. Пат. 2100224RU, МКП 6 А6185/16. Устройство управлением водителя ТС/Кореневский Н.А., Плотников В.В., Овчинников А.Л. - Заявка 93047894/11, Опубл. 1996.10.20.

Устройство обеспечения безопасности движения ТС, содержащее бортовой компьютер транспортного средства с активным монитором, программное обеспечение и исполнительный механизм, отличающееся тем, что, с целью повышения объективности запрещения или ограничения времени или скорости управления транспортным средством водителем, показатели внимания и реакции которых не соответствуют критериям (эталону) безопасного управления транспортным средством, программное обеспечение включает, блок тестирования в виде компьютерной программы, состоящей из психологических тестов, блок сравнения в виде компьютерной программы, включающий численные эталоны параметров внимания и реакции человека с возможностью сравнения результатов тестирования параметров внимания и реакции водителя с эталонными параметрами и последующей выдачей сигнала (команды) соответствующего результату тестирования на исполнительный механизм, блок повторного пуска в виде компьютерной программы с возможностью при невыполнении теста вернуться в начало программы тестирования, блок аварийного пуска в виде компьютерной программы позволяющей выдать электрический импульс для исполнительного механизма, позволяющего осуществить запуск двигателя, минуя блок тестирования, блок рекомендаций в виде блока компьютерной памяти, с возможностью вывода рекомендаций по управлению транспортным средством на монитор бортового компьютера, кроме того, исполнительный механизм представляет собой блок управления, включающий контроллер, микросхему, позволяющих в зависимости от уровня и вида полученного сигнала преобразовать его и подавать соответствующий сигнал на входящее в состав исполнительного механизма блоки рекомендаций, аварийного и повторного пуска программного обеспечения, откуда исполнительный сигнал поступает на коммутационный ключ в виде реле для замыкания или размыкания электрической цепи системы пуска двигателя или на устройство ограничения скорости движения транспортного средства.

Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях ;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке , определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается:

допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий;

в какой бы то ни было форме понуждать водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения или поощрять за такое нарушение.

3. Юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям , предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;

обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;

организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА

Технико-коммерческое предложение

Подвижной комплекс обеспечения безопасности

дорожного движения транспортных средств ВАИ

(ПК ОБДД)


Научно-производственная фирма «МЕТА» является одним из основных поставщиков специальной техники для МВД, ГАИ-ГИБДД, МО РФ. Многолетний опыт собственных научных исследований, разработки специального оборудования по индивидуальным заказам МВД и МО РФ позволяют создавать сложное оборудование на высоком уровне с применением современных технологий.

НАЗНАЧЕНИЕ

Подвижной комплекс обеспечения безопасности дорожного движения (далее ПК ОБДД) предназначен для работы инспекторов военной автомобильной инспекциии на стационарных и контрольных постах ВАИ, а также для проведения скрытого контроля, и обеспечения выявления и контроля ТС ВС РФ из общего транспортного потока на дорогах, а именно:

    круглосуточный контроль за движением транспортных средств ВС РФ на автомобильных дорогах с идентификацией по государственным регистрационным знакам;

    проверка ТС ВС РФ по базам данных регистрации, государственного технического осмотра и ОСАГО, формирование базы данных по ТС ВС РФ, проследовавшим через зоны контроля;

    проверка водителей ТС ВС РФ, по базе данных нарушителей Правил дорожного движения, и формирование базы данных по водителям, нарушившим правила дорожного движения;

    организация сопровождения воинских колонн, регулирование дорожного движения и участие в составлении документов на месте ДТП.

РАЗМЕЩЕНИЕ

Рис.1. Салон автомобиля. Вид сверху

Обозначения:

1-Вакуумные фиксаторы;

2-Кронштейн;

3-Монитор;
4-АКПЭ-01.01М;

5-Футляр с радио-видеоблоком;

6-Кассетница;

7-Системный блок;

8,19-Место для укладки снаряжения регулировщика и футляра с рациями;

9-Вешки для конусов;

11-Чемодан инспектора ДПС;

12-Футляр с монитором;

13-Аптечка;

14-Огнетушитель;

15-Преобразователь напряжения;

16-Лента оградительная;

17-Конусы;

18-Фонари сигнальные;

20- Видеокамера системы «Поток»;

21-Видеокамера регистрации номера ТС;

22-Фотообъектив «SIGMA»;

23-Фотообъектив видеокамеры системы «Поток»

СОСТАВ

Наименование

Кол., шт

Автомобиль ВАЗ 21114

Программное обеспечение на CD-диске

Персональный компьютер

Радио-видеоблок: (измеритель скорости «Беркут», видеокамера «Поток», цветная видеокамера c объективом SIGMA, устройство сопряжения, кронштейн для крепления видеокамеры и устройства сопряжения)

Анализатор концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе АКПЭ-01.01 М

Преобразователь напряжения 12/220 В 500 Вт

Комплект кабелей

Жезл регулировщика электрифицированный

ТУ 5217-001-ИЧП00053

Снаряжение регулировщика световозвращающее (типа жилет)

Конус ТУ 5112-062-085-94016

Вешка для конусов ТУ 5112-062-085-94016

Чемодан инспектора ДПС (для осмотра ДТП)

Фонарь сигнальный ТУ 5212-062-085-94016

Лента оградительная, рулон

Радиостанция «Кенвуд»

Футляр для радиостанций

Сигнальное громкоговорящее устройство СГУ-120-М

Бортовая электрическая сеть ПК ОБДД состоит из штатного и дополнительного электрооборудования (кабель удлинитель для подключения приборов к электрической сети автомобиля).

Кабельная электрическая сеть автомобиля обеспечивает возможность подключения ее к постороннему источнику электрической энергии через один общий электроввод, оснащенный штепсельным разъемом.

Укладка и размещение технологического оборудования ПК ОБДД обеспечивают его надежное крепление, сохранность и работоспособность при эксплуатации и транспортировке.

Стойкость к внешним воздействиям:

ПК ОБДД имеет специальную окраску машин ВАИ, соответствующую требованиям приказа Министра обороны РФ 20005 года № 300.

ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Фирма «МЕТА» поддерживает гарантийные обязательства в течение 12 месяцев со дня поставки, а также по договору выполняет техническое обслуживание, профилактику и метрологическую аттестацию поставленных приборов в течение всего срока службы.

  1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР) ФГУП РОСДОРНИИ

    Документ

    ... технико -экономическому обоснованию, так как какой-либо опыт коммерческого строительства и эксплуатации дорожных ... движения транспортных средств по платному дорожному ... дорожной сети с приоритетом обеспечения безопасности дорожного движения ... комплекс (ПК ) ...

  2. Сибирский центр научно-технического обеспечения промышленной экологической и энергетической безопасности ано сцнто «промбезопасность – сибирь»

    Документ

    ... комплекс . ... техники безопасности при... дорожного движения . Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ... связанных с коммерческой деятельностью... предложения ...

  3. Правительство москвы постановление от 24 июня 2008 г n 530-пп о дальнейшем развитии инфраструктуры технического

    Документ

    Требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств" Федерального закона "О безопасности

Ответственность за содержание транспортных средств в исправном состоянии возлагается на субъект транспортной деятельности.

Субъект транспортной деятельности обязан:

1. Обеспечить эксплуатацию транспортных средств, используемых для выполнения перевозок пассажиров и грузов в соответствии с инструкциями по эксплуатации и действующим законодательством.

2. Использовать транспортные средства, допущенные к эксплуатации в установленном порядке.

3. Обеспечить защиту транспортных средств от актов незаконного вмешательства в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.

4. Обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.

Предрейсовый контроль транспортного средства.

Проводится в соответствии с приказом Минтранса РФ № 141 от 06.04.2017 г.

Цель предрейсового контроля – исключить выпуск на линию технически неисправных ТС.

Допуск транспортных средств к эксплуатации.

(Правила дорожного движения РФ. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств).

Движение транспортного средства запрещается даже до места ремонта и стоянки , если: (ПДД п. 2.3.1.)

Неисправна рабочая тормозная система;

Неисправно рулевое управление;

Неисправно сцепное устройство в составе автопоезда;

Не горят (отсутствуют) фары и задние габаритные огни в темное время суток или в условиях недостаточной видимости;

Не работают стеклоочистители со стороны водителя во время дождя или снегопада.

Эксплуатация транспортного средства запрещается , если: (ПДД. Приложение)

стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

Транспортного средства с полной нагрузкой на уклоне до 16 % включительно.

Транспортных средств категорий М2 и М3 в снаряженном состоянии на уклоне до 23% включительно

Транспортных средств категорий N2 и N3 в снаряженном состоянии на уклоне до 31% включительно.

(масса транспортного средства в снаряженном состоянии - масса транспортного средства без водителя, пассажиров и груза, но с топливом, охлаждающей жидкостью, смазочными материалами, набором инструментов и запасным колесом (если они поставляются предприятием-изготовителем).



суммарный люфт в рулевом управлении превышает:

Для транспортных средств категорий М 1 , N 1 - 10 градусов.

Для транспортных средств категорий М 2 , М 3 - 20 градусов

Для транспортных средств категорий N 2 , N 3 - 25 градусов

наименьшая величина остаточной высоты рисунка протектора шинменее:

Для транспортных средств категорий N 2 , N 3 , О 3 , О 4 1,0 мм.

Для транспортных средств категорий М 1 , N 1 , O 1 , О 2 1,6 мм.

Для транспортных средств категорий М 2 , М 3 2,0 мм.

Для транспортных средств категорий М 2 , М 3 при эксплуатации на горных маршрутах – 4 мм.

Для зимних шин марок "M+S", "M&S", ""MS" 4,0 мм.

а также, эксплуатация ТС запрещается, если:

На одну ось транспортного средства установлены шины с различным рисунком протектора;

На транспортном средстве установлены ошипованные шины совместно с неошипованными;

Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства;

Измерение уровня СО – газоанализатор.

Измерение дымности – дымомер.

дымностьХ ср автомобилей , не имеющих знак официального утверждения (паспортные данные), не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:

1,5 м -1 - для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов;

2,5 м -1 - для двигателей без наддува;

3,0 м -1 - для двигателей с наддувом.

на транспортных средствах категорий M 1, M 2, M 3 и N 1, N 2, N 3 отсутствуют:

Аптечка;

Огнетушитель;

Знак аварийной остановки.

на транспортном средстве категории N 2, N 3, М 3 отсутствуют:

2 противооткатных упора.

Безопасность транспортного средства включает в себя комплекс конструктивных и эксплуатационных свойств, снижающих вероятность дорожно-транспортных происшествий, тяжесть их последствий и отрицательное влияние на окружающую среду. Различают активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность транспортного средства.

Под активной безопасностью транспортного средства понимаются сто свойства, снижающие вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия. Активная безопасность обеспечивается несколькими эксп­луатационными свойствами, позволяющими водителю уверенно управлять автомобилем, разгоняться и тормозить с необходимой интенсивностью, совершать маневрирование на проезжей части, которого требует дорожная обстановка, без значительных затрат физических сил. Основные из этих свойств: тяговые, тормозные, устойчивость, управляемость, проходимость, информативность, обитаемость.

Под пассивной безопасностью транспортного средства понимаются его свойства, снижающие тяжесть последствий дорожно-транспортного про­исшествия. Различают внешнюю и внутреннюю пассивную безопасность автомобиля.

Основным требованием внешней пассивной безопасности является обеспечение такого конструктивного выполнения наружных поверхностей и элементов автомобиля, при котором вероятность повреждений человека этими элементами в случае дорожно-транспортного происшествия была бы минимальной.

К внутренней пассивной безопасности автомобиля предъявляются два основных требования:

Создание условий, при которых человек мог бы безопасно выдержать любые перегрузки;

Исключение травмоопасных элементов внутри кузова (кабины). Водитель и пассажиры при столкновении после мгновенной остановки автомобиля еще продолжают двигаться, сохраняя скорость движения, которую автобус имел перед столкновением. Именно в это время происходит большая часть травм в результате удара головой о ветровое стекло, грудью о рулевое колесо и рулевую колонку, коленями о нижнюю кромку щитка приборов.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что подавляющее большинство погибших находилось на переднем сиденье. По этому при разработке мероприятий по пассивной безопасности в первую очередь уделяется внимание обеспечению безопасности водителя и пасса­жира, находящихся на переднем сиденье.

Под послеаварийной безопасностью транспортного средства понимаются его свойства в случае аварии не препятствовать эвакуации людей, не наносить травм при эвакуации и после нее. Основными мерами послеаварийной безопасности являются противопожарные мероприятия, мероприятия по эвакуации людей, аварийная сигнализация.

Загрязнение атмосферы. Основная масса вредных примесей, рассеянных в атмосфере, является результатом эксплуатации автомобилей. Двигатель средней мощности выбрасывает в атмосферу за один день эксплуа­тации около 10 м 3 отработавших газов, в состав которых входит окись уг­лерода, углеводороды, окислы азота и многие другие токсичные вещества. Пути решения проблемы загазованности различны:

Совершенствование рабочего процесса двигателей;

Применение нейтрализаторов отработавших газов;

Применение топлив, обеспечивающих низкую токсичность отработавших газов;

Организация таких режимов движения, когда выброс токсичных веществ наименьший;

Проведение архитектурно - планировочных мероприятий, направленных на выветривание токсичных выбросов из мест скопления транспортных средств.

Шум и вибрация. Уровень шума, длительно переносимый человеком без вредных последствий, составляет 80 - 90 дБ. На улицах крупных городов и промышленных центров уровень шума достигает 120 -130 дБ. Коле­бания почвы, вызванные движением автомобилей, пагубно сказываются на зданиях и сооружениях. Для защиты человека от пагубного влияния шума транспортных средств применяют различные приемы: совершенство­вание конструкции, шумозащитные сооружения и зеленые насаждения вдоль оживленных городских магистралей, организация такого режима движения, когда уровень шума наименьший.

Влияние конструктивных особенностей и технического состояния транспортного средства на безопасность движения. Безопасность движения в значительной степени зависит от конструк­тивных особенностей транспортных средств. К основным конструктивным недостаткам механизмов и агрегатов машин относятся:

Недостаточная надежность деталей, особенно в узлах и механизмах, непосредственно влияющих на безопасность движения (в механизмах рулевого управления, тормозных системах);

Недостаточные приемистость, тормозные свойства, управляемость и устойчивость против заноса и опрокидывания;

Недостаточные удобства для работы водителя.

Статистика показывает, что большее число транспортных средств эксплуатируется с неисправными или неотрегулированными тормозами, рулевыми управлениями, приборами освещения и другими механизмами, не­посредственно влияющими на безопасность движения.

Специальные исследования показали, что из-за плохих условий работы водителя (неисправностей приборов освещения, ухудшения обзорнос­ти водителя, неисправностей стеклоочистителей, неправильной установ­ки зеркал заднего вида, отсутствия противосолнечных козырьков и т.д.) происходит до 25% всех дорожно-транспортных происшествий.



Просмотров