Айнур Зулькарнаев Адвокатский запрос: границы возможностей. Что такое адвокатский запрос? Образец адвокатского запроса Требования к форме адвокатского запроса

В последнее время активно обсуждается вопрос обеспечения населения квалифицированной юридической помощью путем распространения адвокатского статуса на всех юристов.В связи с этим актуально рассмотреть одно из адвокатских «оружий» - адвокатский запрос.

Адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.
п. 3, ст. 6, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»


И это действительно эффективный инструмент - право адвоката запрашивать справки, характеристики и другие документы от органов государственной власти и иных организаций является средством получения сведений, необходимых для оказания юридической помощи.

В формулировке законодателя возможности адвокатского запроса выглядят необъятными. Насколько же они широки? Как соотносятся адвокатский запрос и налоговая тайна, персональные данные, банковская тайна, врачебная тайна, коммерческая тайна.

Адвокатский запрос и налоговая тайна.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением ряда сведений
ст 102 НК


Вопрос об обязанности раскрывать налоговую тайну по адвокатским запросом решен Определением КС от 30 сентября 2004 г. N 317-О :

В пункте 3 статьи 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закреплены права адвоката, среди которых упомянута возможность собирать необходимые для оказания юридической помощи сведения, в том числе запрашивать документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций, которые обязаны выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии в порядке, установленном законодательством. Однако он не включен законодателем в число лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну


Адвокатский запрос и персональный данные

Соотношение права на сбор сведений путем направления адвокатского запроса и права на защиту персональных данных регламентировано Определением КС от 29 сентября 2011 г. N 1063-О-О:

Исходя из приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации исключение информации, относящейся к персональным данным, которая была запрошена заявителем, из режима свободного доступа полностью соответствует предписаниям статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации


В котором КС признал законным отказ в предоставлении персональных данных по адвокатскому запросу заявителя.

Еще одним знаковым судебным решением являетсяОпределение Санкт-Петербургского городского суда от 17 января 2012 г. N 33-252/2012. Истец, являющийся адвокатом, заключил соглашение об оказании юридической помощи, в соответствии с которым истцу было поручено осуществить адвокатский запрос в ООО «Владимирский пассаж», с постановленными вопросами относительно законности действующей стоянки. Истец опротестовывал отказ администрации ООО «Владимирский пассаж» от ответа на адвокатский запрос.

Суд определил:

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд пришел к выводу о том, что предметом соглашения об оказании юридической помощи является получение информации относительно законности парковки, т.е. не оказание юридической помощи, направленной на защиту нарушенных прав гражданина, а истребование определенной информации.

Суд, проанализировав в решении содержание договора об оказании юридической помощи от <дата> и сопоставив его с запросом от <дата> N <...>, направленным истцом в адрес ООО «Владимирский пассаж», пришел к выводу о том, что истец, как адвокат, имел право истребовать запрошенные сведения от ответчика в том случае, если бы правовая помощь адвоката была направлена на защиту прав конкретного гражданина.


Т.о. согласно позиции суда, заключение соглашение о направлении адвокатских запросов не порождает право направлять адвокатский запрос.

Соотношение адвокатского запроса и банковской, врачебной или коммерческой тайны определено конкретно соответствующими законами – ни один вид из этих сведений не может быть раскрыт адвокатским запросом.

Адвокатский запрос и банковская тайна:

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом


Адвокатский запрос и врачебная тайна:

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно


Адвокатский запрос и коммерческая тайна:

предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации


Однако наиболее мощное ограничение применения адвокатского запроса создано не законом, а скорее вопреки ему – отсутствие законодательно определенной ответственности за неисполнение адвокатского запроса, что придает обязанности на ответ декларативный характер.

Не включает адвоката в число лиц, непредставление сведений которым влечет административную ответственность, в отличии от должностных лиц и государственных органов.
Кроме того, не определенно должен подкрепляться адвокатский запрос – ордером или доверенностью, что оставляет пространство для маневра адресату запроса.

Запись от 27.12.2016

Изменение от 31.07.2017

П риказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 декабря 2016 года № утверждены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса в соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» .

Установлено, что адвокатский запрос оформляется как на бумажном носителе, так и в электронной форме, образец которого утвержден Приказом. Запрос может быть выполнен от руки, посредством электронных печатающих устройств, машинописным способом. Если запрос оформляется в электронной форме он должен быть удостоверен квалифицированной электронной подписью. Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.

В адвокатском запросе в обязательном порядке должно содержаться:

  • полное или сокращенное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, куда направляется запрос;
  • почтовый адрес запрашиваемого органа, объединения, организации;
  • фамилия, имя, отчество адвоката;
  • регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта РФ;
  • реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности;
  • полное или сокращенное наименование адвокатского образования, в котором адвокат осуществляет свою деятельность;
  • почтовый адрес адвоката; электронный адрес и номер телефона/факса адвоката;
  • наименование документа – «Адвокатский запрос »;
  • регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;
  • указание в преамбуле запроса нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос;
  • Ф.И.О. физического лица или полное/сокращенное наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела;
  • указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах; при необходимости — обоснование получения запрашиваемых сведений;
  • указание на способ передачи запрашиваемых сведений;
  • перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);
  • дата регистрации адвокатского запроса;
  • подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

Приказом оговаривается, что адвокатский запрос на бумажном носителе может быть направлен факсом, почтой, передан лично или через представителя. В электронной форме адвокатский запрос может быть направлен в запрашиваемые органы, если у них имеется организационная и техническая возможность для рассмотрения запроса в электронной форме.

Приказ зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2016 г. № 44887 и вступает в силу с 3 января 2017 гoда.

Изменение: Верховный Суд Российской Федерации решение решением от 24 мая 2017 г. N АКПИ17-103 признал недействующими требования Приказа N 288 об обязанности адвоката указывать фамилию, имя, отчество физического лица, в чьих интересах он действует, а также обосновывать получения запрашиваемых сведений ( )

Апелляционная коллегия Верховного суда разобралась, как должен выглядеть адвокатский запрос. Изначально новая форма запроса предполагала раскрытие данных доверителей, но в ВС адвокатам удалось добиться возможности не заполнять данные, касающиеся их доверителей - физических лиц. При этом необходимость указывать наименование юрлица осталась. Также в запросе по-прежнему надо писать номер дела и процессуальный статус доверителя, что позволяет без труда идентифицировать его, указал адвокат Иван Павлов, обжаловавший решение Верховного суда.

Минюст утвердил форму адвокатского запроса в приказе № 288 в конце 2016 года. Весной 2017 года адвокаты Андрей Николаев и Иван Павлов оспорили документ в ВС. По мнению юристов, утвержденная форма запроса некорректна, поскольку предполагает раскрытие данных лиц, в интересах которых действуют адвокаты. В частности, запрос должен был содержать реквизиты соглашения об оказании юрпомощи и информацию о лице, в чьих интересах выступает защитник: ФИО физлица или полное наименование компании. Также надо указать процессуальное положение клиента, включая номер дела, при участии адвоката в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, утверждали заявители, если адвокат укажет ФИО доверителя, то он рискует лишиться статуса за нарушение адвокатской тайны, а если не укажет - статуса лишат уже за систематические нарушения формы документа. Вопросы вызвало и то, что следует указывать в ситуации, когда адвокат действует в интересах неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения дела в ВС представитель Минюста заявлял, что документ - "компромиссный вариант", который продвигали правоохранители (см. "). До этого весь правоохранительный блок настаивал, чтобы к запросу адвокат прикладывал также копию ордера и доверенность, пояснял представитель Минюста в суде. Юрист министерства также объяснял форму запроса попыткой избежать злоупотреблений со стороны адвокатов, которые могут направлять запросы “абстрактно”. ФПА полагала, что требования заявителей необоснованные и не подлежат удовлетворению.

При рассмотрении дела в первой инстанции ВС счёл аргументы адвокатов обоснованными и частично удовлетворил требования заявителей. Так, суд ряд пунктов спорного приказа Минюста недействующим и разрешил адвокатам не заполнять часть формы запроса, касающуюся данных физических лиц, а также отменил часть требований, устанавливающую, что адвокатский запрос при необходимости должен содержать обоснование получения запрашиваемых требований. Правда, незаконность была обусловлена не той причиной, на которую указывали заявители. Судья Алла Назарова , что раскрытие в адвокатском запросе имени доверителя без его согласия - нарушение не адвокатской тайны, а закона о персональных данных.

При этом требования о необходимости указать в запросе информацию о юридических лицах суд отменять не стал. Осталась у адвокатов и обязанность заполнять процессуальное положение клиента-физлица и номер дела. Номер дела и процессуальное положение без указания ФИО лица не позволяют его идентифицировать, решила судья Назарова.

Однако один из истцов - адвокат Иван Павлов - с частичным удовлетворением требований не согласился и обжаловал судебный акт. Он попросил признать нормы полностью незаконными. Позиция первой инстанции нуждается в корректировке, заметил он в ходе заседания в ВС: в нынешнем варианте она защищает только физлиц, основываясь на законе о персональных данных, но адвокатская тайна защищает и юрлиц тоже. Кроме того, суд не учёл, что сегодня по номеру дела и процессуальному статусу лица можно узнать очень многое - как минимум, идентифицировать доверителя, указал Павлов.

Не всегда адвокатскую деятельность можно назвать публичной: если речь идет о консультировании, доверитель часто хочет сохранить в тайне сам факт обращения к адвокату.

"Адвокатский запрос - не оружие массового поражения, мы просим не усилить его, а не ослаблять и без того достаточно слабый инструмент. Я прошу продолжить логику суда первой инстанции и защитить не только персональные данные, но и адвокатскую тайну, которая находится под угрозой. От норм пострадают не адвокаты, хотя и такие возможности есть, а наш доверитель. Именно в его интересах закон защищает адвокатскую тайну", - подчеркнул Павлов.

В свою очередь, представители Минюста, МВД и Следственного комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

Суд признавать норму незаконной полностью отказался: коллегия под председательством судьи Галины Манохиной оставила в силе решение первой инстанции.

Адвокатский запрос - образец 2018 года мы предложим в статье далее - представляет собой один из инструментов для сбора доказательств и защиты интересов доверителя. При этом важно, чтобы он соответствовал требованиям действующего законодательства, так как иначе в его исполнении может быть отказано. В статье мы расскажем о требованиях, предъявляемых к такому документу, а также процедуре его применения и рассмотрения.

Зачем Минюст исправил форму адвокатского запроса

Верховный суд РФ решением от 24.05.2017 № АКПИ17-103 признал недействующими некоторые положения приказа Минюста РФ «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса» от 14.12.2016 № 288.

Законодатели, исполнившие данное решение, внесли следующие корректировки, которые обязательно должны учитываться адвокатами:

  1. Был признан частично недействующим подп. 11. п. 5, касающийся персональных данных лица, интересы которого представляет адвокат. Суть новеллы состоит в том, что теперь указание в тексте запроса фамилии, имени и отчества доверителя допускается только с его согласия.
  2. Ранее существовавшая обязанность адвоката обосновывать необходимость запрашиваемой им информации вызывала сложности в применении, так как не было разъяснено, кто должен определять необходимость такого обоснования — сам адвокат или получатель запроса. Поправки исключили эту обязанность, благодаря чему теперь в адвокатском запросе должна содержаться только просьба предоставления запрашиваемых данных без указания каких-либо обоснований их запроса.

Изменения требований к адвокатскому запросу вводились с целью устранения правовых коллизий и пробелов в отечественном законодательстве. Увенчалась ли законодательная попытка сделать адвокатский запрос более эффективным инструментом, в дальнейшем покажет судебная практика. С формой адвокатского запроса образца 2018 года можно ознакомиться в приложении № 1 к приказу № 288.

Требования к форме и содержанию адвокатского запроса

В измененной Минюстом форме адвокатского запроса 2018 года должны указываться следующие сведения:

  1. Полное или сокращенное наименование организации, которой документ адресуется (обязательно прописывается почтовый адрес).
  2. Ф. И. О. адвоката, телефон для связи, адрес электронной почты.
  3. Присвоенный номер из адвокатского реестра, форма адвокатского образования, в которую входит адвокат.
  4. Точные реквизиты ордера на защиту интересов доверителя, а также доверенности и соглашения об оказании квалифицированной помощи.
  5. Норма закона, согласно которой направляется запрос (в преамбуле).
  6. Персональные реквизиты доверителя, его процессуальное положение, а также номер дела, участником которого он является.
  7. Просьба предоставить запрашиваемые данные.
  8. Обозначение способа, которым должен быть дан ответ. В частности, сведения могут быть переданы почтой, непосредственно на руки либо посредством использования электронной или факсимильной связи.

Кроме того, адвокатский запрос о предоставлении информации должен иметь соответствующее наименование, дату и номер регистрации, а также подпись адвоката с расшифровкой. Утвержденный Минюстом РФ образец запроса адвоката предполагает внесение в содержание документа также перечня дополнительной информации или документов, которые прилагаются при надобности.

Допускается не только письменная форма адвокатского запроса, но и электронная. Однако во втором случае важно принять во внимание два момента:

Не знаете свои права?

  1. Электронный документ всегда подписывается квалифицированной электронной подписью.
  2. Адвокату следует учитывать, имеются ли у организации технические средства, необходимые для рассмотрения такого запроса.

Срок получения ответа по запросу о предоставлении информации

Законодатель, в соответствии с п. 2 ст. 6.1 закона об адвокатуре от 31.05.2002 № 63-ФЗ, установил для ответа срок в 30 дней. В связи с этим получатель запроса обязан после его принятия в течение месяца направить адвокату всю запрашиваемую им информацию.

Часто бывает, что отведенного срока для сбора подготовки материалов не хватает. В таком случае в ситуации, когда требуется дополнительное время, срок может быть продлен (п. 2 ст. 6.1 закона № 63), не более чем на 30 дней. При этом получатель запроса обязан письменно уведомить адвоката о необходимости увеличения срока для сбора сведений. Однако компетентные органы, как показывает практика, нередко пренебрегают адвокатскими запросами, не относятся к ним с достаточным вниманием, хотя именно на них по большей части базируется адвокатское расследование.

В таких случаях следует помнить, что за неправомерный отказ в предоставлении ответа на адвокатский запрос предусмотрена административная ответственность: согласно ст. 5.39 КоАП РФ должностные лица, проигнорировавшие адвокатский запрос, могут быть оштрафованы на сумму от 5000 до 10 000 руб.

Когда отказ адвокату в исполнении запроса правомерен

Запрос, согласно п. 4 ст. 6.1 закона № 63-ФЗ, может быть отклонен, если:

  • у получателя запроса отсутствуют запрашиваемые данные (в таком случае следует уведомить об этом отправителя, то есть адвоката);
  • документ не соответствует требованиям, предъявляемым к его форме, порядку оформления и направления;
  • запрашиваемая информация в соответствии с федеральным законодательством имеет ограниченный доступ (например, истребуются сведения, содержащие врачебную или банковскую тайну). Так, КС РФ в определении 29.09.2011 № 1063-О-О признал соответствующим закону отказ в предоставлении персональных данных по запросу, который отправил адвокат.



юрист

Руководителю любого государственного или муниципального учреждения или организации хотя бы изредка приходится сталкиваться с тем, что принято называть адвокатскими запросами. Адвокаты, представляя интересы своих доверителей, запрашивают разнообразную информацию: о судимостях, фактах привлечения граждан к административной ответственности, о праве собственности на автотранспортные средства, об учете в наркологических, венерологических и психоневрологических диспансерах, о фактах обращения за медицинской помощью и т. п.

При этом энергия профессионального правозащитника и ссылка на положения Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон №63-ФЗ) наряду с отсутствием опыта работы с этой категорией представителей юридического труда часто дезориентируют руководителей организаций, у которых указанная и иная информация запрашивается. Действительно, руководителю государственного учреждения довольно трудно принять решение о том, нужно ли давать адвокату ответ. И, что намного важнее - можно ли такой ответ давать.

С одной стороны, в соответствии с рядом законов отказ в предоставлении информации грозит наказанием. Так, например, ст. 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) грозит штрафом за неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо за несвоевременное пре доставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо за предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации. Поэтому если адвокату будет необоснованно отказано в предоставлении информации или его запрос будет проигнорирован, руководитель организации рискует быть подвергнутым административному наказанию по ст. 5.39 КоАП РФ.

С другой стороны, нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 13.11 КоАП РФ.

Но это еще не все. Спектр составов административных правонарушений в этой сфере довольно широк. Это и ст. 13.14 КоАП РФ, карающая за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 указанного кодекса, и еще несколько узкоспециальных составов, на которых мы отдельно останавливаться не будем.

Как же действовать руководителю, в подразделение которого поступил адвокатский запрос, чтобы соблюсти закон? В этом мы разберемся на страницах предлагаемой статьи.

Во-первых, нельзя искать простой выход. Рассматриваемая ситуация не относится к разряду таких, в которых для подстраховки можно действовать по единому, наиболее безопасному шаблону. В частности, нельзя отказывать подряд всем адвокатам (и прочим гражданам), так как в том случае, если отказ будет необоснованным, возникает угроза наказания по ст. 5.39 КоАП РФ. Нельзя и отвечать на все запросы без разбора - ведь в случае предоставления излишнего объема информации грозит наказание уже по ст. 13.14 КоАП РФ.

Поэтому каждый запрос должен быть проанализирован на соответствие действующему законодательству.

Алгоритм действий по проверке адвокатского запроса включает:

  1. проверку полномочий адвоката;
  2. проверку права адвоката на доступ к информации.

По первому пункту проблема состоит в том, что адвокаты часто, обращаясь в административные органы, ссылаются на ст. 6 Закона № 63-ФЗ и прилагают к своим запросам ордер. Нередко лицо, к которому поступил такой запрос, проверяет полномочия адвоката на основании этого ордера. Это неправильно. Необходимо запомнить правило:

Юридическая аргументация здесь такая. Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

В настоящее время случаи, в которых адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием, предусмотрены следующими федеральными законами:

  • Кодексом РФ об административных правонарушениях, ч. 3 ст. 25.5 которого гласит, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. При этом необходимо принимать во внимание ч. 2 той же статьи, в которой идет речь о том, что в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Следовательно, ордер представляется адвокатом только тогда, когда он вступает в производство по делу об административном правонарушении;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, согласно ч. 4 ст. 49 которого адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера;
  • Гражданским процессуальным кодексом РФ, согласно ч. 5 ст. 53 которого право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием;
  • Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Статья 31.2 этого закона называется «Порядок и сроки рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел», а абз. 3 ч. 1 этой статьи гласит, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием;
  • Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Согласно ч. 1 ст. 18 этого закона подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера;
  • Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому в качестве защитника к участию в производстве (в военных судах) по материалам о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 2 ст. 28.1);
  • эта же норма дублируется в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.12.2006 № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».

Приведенный список исчерпывающий. Это значит, что никаких других федеральных законов, допускающих (и предписывающих) удостоверение полномочий адвоката посредством предъявления ордера, не имеется.

Из приведенного перечня видно, что все действия адвоката, для которых требуется (и допускается) оформление ордера, исчерпываются судебным процессом и посещением следственного изолятора.

Следовательно, согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ при обращении во все другие органы и организации полномочия адвоката должны быть подтверждены доверенностью.

Согласно ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Доверенность, оформленная от имени гражданина, должна быть нотариально удостоверена.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

  1. доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
  2. доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих частей, соединения, учреждения или заведения;
  3. доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;
  4. доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Если все же найдется (или будет издан после выхода в свет настоящей статьи) федеральный закон, позволяющий адвокату обращаться в органы определенного вида с запросами на основании ордера, следует проверить, оформлен ли такой ордер в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. Форма ордера утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 08.08.2002 № 217. Согласно этому приказу ордер должен содержать следующие реквизиты:

  • реквизиты соглашения, на основании которого выписан ордер (номер, дата);
  • фамилию и инициалы должностного лица, выдавшего ордер;
  • номер ордера;
  • дату выдачи ордера;
  • полное наименование и адрес адвокатского образования, руководитель которого подписал ордер;
  • место, где предстоит исполнить поручение;
  • фамилию и инициалы доверителя.

Лицом, уполномоченным на подписание ордера, является только руководитель адвокатского образования. Такими руководителями являются:

  • председатели президиумов, председатели коллегий адвокатов;
  • управляющие партнеры адвокатских бюро;
  • руководители юридических бюро;
  • адвокаты, учредившие адвокатский кабинет (в этом случае адвокат подписывает ордер, выданный себе же. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, не вправе подписать ордер, выданный другому адвокату).

Другие лица из числа руководителей адвокатских структур не вправе подписывать ордера. В частности, этого права лишены:

  • заместители руководителей адвокатских образований, тем более секретари этих образований;
  • президенты адвокатских палат субъектов федерации;
  • президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

Здесь необходимо обратить внимание еще на один момент. Адвокат только тогда действует в этом статусе, когда он представляет интересы иного лица. Если лицо, наделенное статусом адвоката, действует в своем интересе, то его действия являются частными, а не адвокатскими.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 63-ФЗ адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Если в рамках интересующего адвоката дела он не оказывает какому-либо физическому либо юридическому лицу, которые могли бы являться по отношению к нему доверителями, квалифицированную юридическую помощь, а действует исключительно в своем интересе, то при таких обстоятельствах деятельность по защите своих собственных интересов не может быть признана адвокатской деятельностью в смысле ч. 1 ст. 1 Закона № 63-ФЗ.

Следовательно, права и полномочия, предоставляемые адвокатам Законом № 63-ФЗ, применительно к рассматриваемой ситуации на адвоката, действующего в своем интересе, не распространяются.

Вторая часть алгоритма предполагает проверку того, может ли быть предоставлена адвокату (полномочия которого проверены) запрошенная информация.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к:

  1. нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  2. информации о состоянии окружающей среды;
  3. информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  4. информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  5. иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Приведенная статья федерального закона довольно обширна, но для упрощения восприятия ее содержание можно подать кратко:

Это означает, что, если лицо запрашивает у организации любые сведения, касающиеся самой организации, включая организационную структуру, должностные инструкции работников, регламенты работы, отчеты об основной и дополнительных видах деятельности, вполне можно принять решение о направлении лицу такой информации в случае, если она не имеет грифа секретности или ограниченного доступа. При этом гриф секретности или ограниченного доступа может применяться к информации только в соответствии с прямыми предписаниями нормативных правовых актов.

При этом следует учитывать, что представляется такая информация только в обезличенном виде. Это означает, что она не может содержать персональных данных сотрудников учреждения. Поэтому не могут быть представлены в ответ на адвокатский запрос такие документы, как:

  • штатное расписание;
  • приказы о назначении на должность и перемещении по службе сотрудника, иные кадровые приказы;
  • правоприменительные акты, иные носители информации, содержащие персональные данные третьих лиц.

Также следует помнить, что понятие коммерческой тайны применимо только к коммерческим юридическим лицам. Основным признаком коммерческого юридического лица является извлечение прибыли в качестве основной цели его деятельности. Поэтому руководитель любого государственного или муниципального органа не может отказать в выдаче информации со ссылкой на коммерческую тайну.

Какую информацию не следует выдавать? Выдавать действующим законодательством запрещено (кроме информации, отнесенной к государственной или служебной тайне законом) персональные данные граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, составляет персональные данные.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется:

  1. в случае обезличивания персональных данных;
  2. в отношении общедоступных персональных данных.

Если запрашиваемая адвокатом информация (персональные данные) не относится к числу общедоступных в смысле ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», то такой адвокатский запрос выходит за пределы правовых предписаний, содержащихся в чч. 1 и 2 ст. 7 указанного закона, по причине чего не может быть удовлетворен.

Вышеизложенные правила об ограничении доступа к персональным данным применяются только в том случае, если адвокат, действуя в интересах одного лица, запрашивает информацию о другом лице. Тогда следует отказать в ответе на запрос.

Если же адвокат, действуя в интересах доверителя, подтвердивший свои полномочия доверенностью, оформленной и заверенной в установленном законом порядке, запрашивает информацию, касающуюся личности своего доверителя, то он имеет на это полномочия, и на адвокатский запрос должен быть дан положительный ответ.

И последнее: при рассмотрении адвокатского запроса следует соблюдать установленный для этого месячный срок (п. 1 ч. 3 ст. 6 Закона № 63-ФЗ). В этот срок нужно дать адвокату либо положительный, либо отрицательный ответ об интересующей его информации. При этом не следует направлять ответ по почте, так как статус адвоката подтверждается удостоверением адвоката. Поэтому в адрес адвоката следует направить уведомление о том, где и в какое время он может получить ответ на свой запрос, а ответ выдать ему на руки после предъявления адвокатом удостоверения, выданного управлением юстиции субъекта Российской Федерации.

В приложении к статье приводится образец письма с различными мотивировками отказа в удовлетворении адвокатского запроса.

Также по этой теме.




Просмотров