Какие органы отвечают за дороги. Как добиться ремонта дорог в деревню. В Росавтодоре отреагировали на мнение, что на дороги нет денег из-за Крымского моста

Фото Илья Безручко

Автомобильные пути сообщения между российскими городами, поселками и деревнями отличаются не только качеством покрытия и количеством выбоин, но и собственником. К слову, первое от второго, зачастую, зависит напрямую. Сегодня мы расскажем, в чем же разница.

Бывает так: едешь ты по дороге, едешь, а она внезапно заканчивается. Вернее начинается нечто, состоящее больше из выбоин, нежели из асфальта. В этой ситуации, чтобы в будущем сохранить подвеску своего авто, не лишним будет включить гражданское самосознание и обратиться к властям, чтобы те, несмотря на отговорки об отсутствии денег, выполнили ремонт. Да-да, это работает! Но для начала лучше знать, куда именно обратиться. Давайте разберемся, какие бывают в России дороги, и кто за них отвечает.

На первый взгляд, структура проста и понятна, но, как показывает практика, даже журналистам ведущих изданий не сразу удается в ней разобраться. Пару лет назад на пресс-конференции с главой Росавтодора некое уже далеко не юное создание выдало: «Роман Владимирович, на этот раз мы все выучили, чтобы без ошибок. Прокомментируйте ход ремонта на трассе М-4». Юмор в том, что за эту дорогу отвечает совершенно другое ведомство – Госкомпания «Автодор». Но, обо всем по порядку.

Росавтодор

Полное название – Федеральное дорожное агентство, сокращенно ФДА или Росавтодор. Подчиняется непосредственно Министерству транспорта. В ведении Росавтодора порядка 50 тысяч километров дорог, из которых около 20 тысяч – международные транспортные коридоры. Это федеральные автомобильные дороги, соединяющие крупнейшие города страны, а также ведущие за границу. Причем их число и протяженность не постоянны – после определенных процедур региональные дороги могут получить федеральный статус, и наоборот. К этому часто прибегают, чтобы привести «убитую», но приобретающую значимость дорогу в нормальное состояние.


Федеральная трасса М-10 «Россия»/фото Илья Безручко

Главная задача ведомства в последние годы заключалась в приведении всей своей сети к нормативам. Говоря простым языком, основные силы направлены на то, чтобы сделать дороги ровными, безопасными и долговечными, способными принять современный трафик. Для этого покрытие старых дорог ремонтируют, иногда капитально, с усилением основания. Порой дело доходит до реконструкции – то есть дорогу фактически перестраивают заново. Но самое главное – федеральные дорожники начали более тщательно следить за содержанием вверенной им сети. Это предполагает не только своевременное латание ям, но и много других технологических и технологичных операций, в том числе превентивных, чтобы предотвратить появление выбоин. Сегодня на эти цели – на ремонт и содержание дорог – уходит около половины бюджета ФДА. Кстати, деньги в полном объеме (согласно нормативу) на выполнение этих работ, впервые в истории новой России начали выделять всего года четыре назад. Но финансовую сторону мы рассмотрим ниже.

Как уже сказано, качеством дорог федеральные дорожники всерьез озаботились не так давно. Сюда же можно присовокупить и работу по внедрению новых технологий и обновлению нормативно-технической базы, то есть правил, как строить и ремонтировать автотрассы. Зачастую в ситуации, которую мы рассмотрели в самом начале статьи, «хорошая дорога» – это именно федеральные участки, а «выбоины» находятся в ведении региональных или муниципальных властей. Кстати, федеральные дороги можно определить не только по качеству – на километровых столбиках под цифрой с 2012 года находится надпись «Росавтодор».

Регионы и муниципалитеты

По протяженности эти дороги занимают первое место. В совокупности их в России порядка полутора миллионов километров. Региональные дороги обычно соединяют крупные населенные пункты субъекта федерации, а муниципальные находятся в населенных пунктах, или непосредственно ведут к ним. И состояние этих дорог самое плачевное. Главная причина как раз в том, что денег на них не хватает. Но, как мы обещали выше, денежный вопрос мы рассмотрим отдельно, потому как система финансирования дорожного хозяйства представляет особый интерес.


Участок трассы между Петрозаводском и Выборгом/фото Илья Безручко

За региональные дороги обычно отвечают местные министерства транспорта (могут быть вариации в названии, но подчиняются они непосредственно правительству субъекта федерации), а за муниципальные – местное самоуправление. Например, если это город, то в структуре администрации должен быть специализированный отдел, а если поселок, то можно смело идти к главе поселения.

Беда с этими дорогами в том, что их много, протяженность большая, бюджет невелик, зачастую на это накладывается недостаточно высокая квалификация заказчика, и, как следствие, низкий уровень качества выполняемых работ подрядчиком при отсутствии должного контроля. Но опять же от региона к региону ситуация может меняться кардинально, очень многое зависит от грамотности и мотивированности руководящего состава.

Стоит отметить, что федеральные дорожники с региональными периодически контактируют. Так через ФДА организован процесс софинансирования, то есть из федерального бюджета выделяются суммы, покрывающие часть расходов регионов на строительство крупных объектов, например мостов. Или же оказывают помощь, когда ситуация с дорогами совсем аховая.

Необходимо также упомянуть один важный проект под названием «Безопасные и качественные дороги», который был запущен год назад. Идея его состоит в том, чтобы привести в порядок пути сообщения в трех десятках агломераций с населением свыше 1 млн человек. Половину денег выделяет регион, половину федерация, контроль берет на себя Росавтодор. Но этот проект требует отдельного рассмотрения. Кстати, следует упомянуть еще одного игрока на федеральном поле…

Госкомпания «Автодор»

Полное название – Государственная компания «Российские автомобильные дороги», или же Госкомпания «Автодор». Сокращение «ГК» представители этой структуры недолюбливают, путаница с Росавтодором (эту ошибку допускают в именовании даже некоторые губернаторы) вызывает вполне обоснованное негодование.


Строительство М-11/фото Илья Безручко

«Автодор» создали около семи лети назад специальным федеральным законом в общем-то для одной цели – начать строить в России платные автодороги, а заодно внедрять в отрасли передовые технологии, с чем компания успешно справляется. Конечно, это крайне грубое упрощение, но оставим этот тезис без расшифровки, иначе придется писать отдельный материал.

Далеко не все дороги, которыми управляет «Автодор» платные. Госкомпании передали в доверительное управление федеральные дороги М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», часть малой бетонки А-107. Постепенно «Автодор» их перестраивает, преимущественно организуя платные участки скоростных магистралей. Кроме того на основе государственно-частного партнерства «Автодор» строит новые трассы: М-11 «Москва – Санкт-Петербург », а также очередное кольцо вокруг столицы – ЦКАД. Частично «Автодор» будет заниматься новым международным транспортным коридором «Европа – Западный Китай».

Важно упомянуть инновационную деятельность Госкомпании. Сегодня «Автодор» аккумулирует в себе лучший зарубежный и отечественный опыт строительства дорог. И их дороги, особенно новые, можно считать самыми лучшими в стране. Но это не мудрено – все новые платные дороги соответствуют высшей технической категории Iа, которая по ряду параметров строже, чем у немецких автобанов.

К слову, сейчас Гокомпания разрабатывает концепцию строительства скоростного автодорожного каркаса России, который представляет собой сеть скоростных автодорог, которые свяжут все наиболее крупные промышленные центры страны.

Платные автодороги – отдельная категория. Строятся они на основе различных моделей государственно-частного партнерства. И помимо «Автодора» в стране есть несколько таких крупных примеров. Самый яркий – Западный скоростной диаметр в Петербурге. При этом автомобили поехали по мосту через Каму в Удмуртии, запущен проект строительства обхода Хабаровска, на низком старте возведение четвертого моста в Новосибирске. Число таких объектов, проезд по которым будет платным, а при их строительстве используются частные деньги, будет лишь увеличиваться. Вкладываться в инфраструктуру рискованно, но выгодно.


Западный Скоростной Диаметр/фото Илья Безручко

Здесь выбоин, пожалуй, и не встретишь. За состоянием дороги следит специальная организация – оператор (впрочем, это справедливо и для объектов «Автодора»), главная цель которой сделать проезд по трассе максимально безопасным и комфортным. Иначе зачем платить за проезд по такой дороге.

Деньги есть

А теперь о самом интересном – о денежках! Не будем развязывать полемику на тему, что «все врут», вернее – «все крадут», остановимся непосредственно на системе. В России с 2013 года введен институт дорожных фондов. Это обособленная, так называемая «окрашенная» часть бюджета – средства, которые можно потратить только на дороги. Формируется он из разных источников (их около полутора десятков), но главные из них – акцизы на ГСМ и транспортный налог. Дорожные фонды разделяются на федеральный, региональные и муниципальные.


фото Илья Безручко

То есть у каждого владельца дорог есть свой мешочек с золотом, которое можно и нужно (в соответствии с законом) потратить только на дорожное хозяйство. Вот только федеральный дорожный фонд пополняется в требуемом объеме, а у регионов ситуация сложнее – дорожные фонды субъектов наполняются в среднем около трети от норматива. Но при этом наблюдается странная штука – многие регионы часть «дорожных» денег тратят совсем на другие нужды, например, на социалку, а в сторону федерального бюджета не устают повторять избитое «дайте денег». Муниципальные дорожные фонды – также обособленные финансовые мешочки, часть денег в которые должен выделять регион. И здесь тоже многое зависит от знаний, умений и активности чиновников, от чего напрямую зависит эффективность управления местными дорогами.

Так что, если видите яму – узнайте, на какой дороге вы находитесь, опознайте ближайший километр, и сообщите об этом владельцу дороги. Впрочем, обращаться следует не только в организацию, которая отвечает за конкретный участок трассы, но и в контролирующие органы. На всякий пожарный.

Кто отвечает за дороги.

Автомобильные дороги в России распределены между собственниками дорог. Согласно закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» владельцы автомобильных дорог — исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

1. Собственность на автомобильные дороги.

1.1. К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (закон о дорогах…).

1.2. Перечень федеральных автомобильных дорог утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928.

1.3.Автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства , за исключением автомобильных дорог, переданных в установленном порядке в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги». 1.4. К собственности субъекта Российской Федерации (области, края, республики, округа) относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (постановлением правительства области, края, республики или округа).

1.5. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения утверждается постановлением Главы муниципального образования (поселения).

1.6. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения утверждаются постановлением администрации городского округа.

1.7. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень дорог утверждаются постановлением главы администрации муниципального района.

1.8. К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, муниципального района и городского округа.

2. Осуществление дорожной деятельности.

Дорожная деятельность — деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

2.1. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается:

— федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства (Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), находящимся в ведении Министерства транспорта РФ;

— или в случае, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией. 2.2. Дороги , закрепленные за Федеральным дорожным агенством (Росавтодор):

— М2 «Крым»: Москва — Тула — Орел — Курск — Белгород — граница с Украиной;

М5 «Урал»: Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа – Челябинск;

М7 «Волга»: Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань – Уфа;

М8 «Холмогоры»: Москва — Ярославль — Вологда – Архангельск;

М9 «Балтия»: Москва — Волоколамск — граница с Латвийской Республикой;

— М10 «Россия»: Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург;

— Р21 (М18) «Кола»: Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — граница с Норвегией;

— Р22 (М6) «Каспий»: автомобильная дорога М-4 «Дон» — Тамбов — Волгоград – Астрахань;

— другие дороги в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 928 “О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения”.

2.3. Дороги , закрепленные за компанией «Российские автомобильные дороги» (в дальнейшем Автодор»):

-Автомобильная дорога М1 «Беларусь» (Минское шоссе) - автомобильная дорога федерального значения Москва - Смоленск - государственная граница с Республикой Беларусь.

— Автомобильная дорога М-3 «Украина» Москва – Калуга – Брянск — государственная граница с Украиной.

— Автомобильная дорога М-4 «Дон» Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск.

— М11 – строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург;

— строящаяся центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области (ЦКАД).

2.4. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такими органами являются департаменты дорожного хозяйства, департаменты автомобильных дорог областей, краев, республик и округов. Департаменты осуществляет право оперативного управления в отношении региональных дорог, закрепленных за ними правительствами регионов.

2.5. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (в городских округах, муниципальных районах) обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (департаменты транспорта, дорог и благоустройства; управления по благоустройству; отделы жилищно-коммунального хозяйства; отделы транспорта, связи и благоустройства и т.д.).

2.6. Ремонт и содержание региональных автомобильных дорог и дорог местного значения осуществляется дорожными подразделениями (ДРСУ, ДЭУ и т. д.), а также привлекаемыми в отдельных случаях на основе конкурсов (подрядных торгов) другими специализированными организациями.

За дорожными организациями закрепляются автомобильные дороги по линейному или территориальному принципу. Протяженность участков дорог, обслуживаемых дорожными организациями, устанавливается в зависимости от категории дороги, климатических особенностей и типов покрытий, начертания сети автомобильных дорог и т.п.

2.7. Ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог осуществляется федеральными казенными учреждениями – управлениями автомобильных дорог, федеральными государственными унитарными дорожно эксплуатационными предприятиями, дорожными организациями других форм собственности.

Автотранс-консультант.ру.

Нередки ситуации, когда, к примеру, в центре дороги во дворе появилась яма, – пройти либо проехать на автомобиле к подъезду стало для жильцов проблемой. Кто и как должен осуществлять ремонт? Каким образом организации, которые несут ответственность за данный вид работ, экономят на ремонте дороги во дворе?

Кто отвечает за дорогу во дворе

Каждый год в России проводится капитальный ремонт дорог, во время которого первым делом снимают верхний слой асфальта, затем укладывают новый и наносят разметку. Такие же работы должны регулярно проводиться с дорогами во дворах и тротуарами.

Попробуем разобраться в том, кто должен осуществлять ремонт дороги во дворах, как жильцы многоквартирных домов могут ускорить проведение этих работ, а также во многих других важных аспектах.

Чтобы понять, кто по закону ремонтирует дороги во дворах, прежде всего стоит определить, кто является их хозяином.

Согласно Постановлению Правительства РФ №491, ответственность за содержание и ремонт дороги внутри двора, которая является частью придомовой территории и оформлена в общедолевую собственность, несет управляющая организация. Что касается границы придомовой территории, они обозначены в документах кадастрового учета или техническом паспорте МКД.

Если участок дороги, который нуждается в ремонте, относится к общедолевой собственности жильцов многоквартирного дома, то все вопросы, касающиеся проведения работ, решает общее собрание собственников МКД.

Если же дорога во дворе многоквартирного дома является частью городских улиц, а не общего имущества жильцов, то ответственность за ее содержание и ремонт, согласно ФЗ РФ №196 «О безопасности дорожного движения» (статья 12 п. 2.), несет муниципалитет.

  • Содержание муниципальных автомобильных дорог: как грамотно на этом сэкономить

Дороги во дворе по ГОСТу

Вопросы, связанные с дорогами во дворе, регламентируются следующими нормативными документами:

  • СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
  • Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений (Москва, 1994 год).

В соответствии с их нормами, улицы в жилой застройке имеют свою классификацию, которая определяет ширину пешеходной части тротуара и полосы движения.

Основное
назначение

Ширина полосы движения

Минимальная
ширина пешеходной
части тротуара

Основная

Связь с главной улицей и внутри жилых территорий

Второстепенная (переулок)

Связь между основными жилыми улицами

Связь улицы и жилых домов, расположенных в глубине квартала

Что касается требований к ширине противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию либо сооружению (допустимо также включение тротуара, который примыкает к подъезду), то они изложены в статье 67 раздела II Федерального Закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Итак, ширина проезда должна составлять не менее 6 метров, а также:

  • не более 16 метров – для зданий высотой более 28 метров;
  • не более 8 метров – для зданий высотой не более 28 метров.

Размеры площадок для разворота пожарной техники, которыми должны заканчиваться тупиковые проезды, должны составлять не менее 15×15 метров.

Требования к размерам ям на дорогах заключаются в следующем:

  • ширина – менее 60 см;
  • длина – меньше 15 см;
  • глубина – менее 5 см.

В соответствии с требованиями ГОСТа яма, не соответствующая данным параметрам (даже одному), должна быть ограждена, после чего отремонтирована.

Жалоба на дорогу во дворе, или откуда ждать проблем

Действующие законодательные нормы гласят, что обязанностью коммунальных служб является круглогодичное проведение во дворах жилых домов ряда мероприятий, в том числе по содержанию и ремонту покрытий дворовых проездов, тротуаров, гостевых парковок и пешеходных дорожек. При этом на дорогах во дворе не должны быть ям, а на отремонтированных участках - трещин, неровностей, рубцов или пустот.

Укладка асфальта во время ремонта должна быть выполнена в течение суток, сколотые части дорожного покрытия должны быть вывезены не позднее суток после окончания работ. На одном уровне с проезжей частью следует располагать люки колодцев (решеток).

Порядок на придомовой территории относится к сфере компетенции управляющей компании или ТСЖ (в зависимости от способа управления МКД). Поэтому, если состояние дорог является неудовлетворительным, собственники квартир первым делом обращаются именно в эти организации.

Кроме того, жильцы могут подать обращение в комитет городского хозяйства администрации города или департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Специалисты ведомств занимаются обследованием дороги во дворе, составлением акта и определением объема работ.

Следующей инстанцией, в которую жильцы МКД могут обратиться с жалобой, является государственная жилищная инспекция, осуществляющая контроль за:

  • обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению ЖКУ, которые соответствуют требованиям федеральных стандартов качества;
  • сохранностью и использованием жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в МКД независимо от их принадлежности.

Часто найти лиц, которые несут ответственность за ремонт дороги во дворе многоквартирного дома, бывает крайне сложно.

Чтобы в кратчайшие сроки решить проблему ремонта дороги во дворе, следует обратиться в местную ГИБДД с заявлением, которое содержит требования:

  • о ремонте поврежденных участков дороги во дворе;
  • об установлении виновных лиц и привлечении их к ответственности в соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ «Нарушение правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или иных дорожных сооружений».

Сотрудники ГИБДД уполномочены применять меры административной ответственности в отношении лиц, которые ненадлежащим образом исполняли свои обязанности по благоустройству и ремонту дороги во дворе. На практике случалось, что инициативные жильцы МКД подавали иски в суд. Главное при этом – чтобы владельцы квартир не имели долгов по оплате ЖКУ.

  • Cуд обязал подрядчика за свой счет заново провести ремонт дорог

Мнение эксперта

Как взыскать долги за ремонт дороги во дворе с жителей МКД

Иван Спирин,

генеральный директор компании Proplex, Подольск

Вы можете добиваться оплаты задолженности за ремонт дороги во дворе своими силами либо воспользоваться услугами коллекторских агентств.

Если вы приняли решение справиться самостоятельно, то можете избрать лояльную, агрессивную или нейтральную стратегию.

  1. Следуя лояльной стратегии поведения, периодически совершайте должнику телефонные звонки и напоминайте о долге. Имейте в виду, что результат вы получите лишь в том случае, если клиент не оплачивает задолженность по забывчивости. Часто сотрудников компаний – поставщиков услуг, которые используют данную тактику, подстерегает одна и та же ошибка: входя в положение дебитора, они начинают оправдывать его перед руководством. Генеральный директор фирмы должен объяснить своим сотрудникам, что входить в положение неплательщика бесконечно недопустимо. Часто в общении с должниками эффективна фраза «Я бы не стал так настаивать, я знаю о ваших обстоятельствах, но поймите и вы: с меня начальство спрашивает».
  2. Агрессивный подход подразумевает жесткие переговоры, скрытые или явные угрозы с описанием последствий перехода дебитора в статус злостного неплательщика. В качестве самого весомого аргумента вы можете использовать угрозу обратиться в суд и взыскать долги по полной программе, включая пени за просрочку.
  3. Универсальной можно назвать нейтральную стратегию, которая предполагает сухое описание должнику положения дел со ссылкой на законодательные акты и пункты договора, а также конкретизацию требований. Уместной будет фраза сотрудника о личном восприятии ситуации с задолженностью, например: «Для нас каждый клиент является большой ценностью, и мне досадно в очередной раз видеть, что вы не оплачиваете услуги. Мне известны ваши трудности, но все же долг следует погасить». Затем описываются последствия – негативные в случае неоплаты (это может быть обращение компании в суд) либо позитивные, если долг будет оплачен (к примеру, предоставление услуг, которое было приостановлено или ограничено, в кратчайшие сроки возобновится).

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (статья 117) гласит, что ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги возможно, если услуга оплачена не полностью, через 30 дней после письменного предупреждения. Вместе с тем статья 119 (пункт «в») запрещает отключать должнику отопление, а в многоквартирных домах – и холодное водоснабжение.

4.Нестандартный метод не противоречит закону и не требует привлечения к разбирательствам третьей стороны. В чем суть данного подхода? Закон запрещает отключать отопление и холодную воду, однако умалчивает насчет коллективной телевизионной антенны. Конечно, некоторые жильцы обеспечены кабельным ТВ, поэтому результат нестандартного метода не гарантирован. Однако, даже если те неплательщики, которые остались без телевидения, оплатят хотя бы частично долги за жилищно-коммунальные услуги, в масштабах государства речь идет о миллионах.

В качестве примера приведем историю одной из управляющих компаний Москвы (ДЕЗ2), задолженность жильцов перед которой составила около 2 млн руб. Воспользовавшись услугами коллекторов, за один месяц УК смогла добиться оплаты задолженности и даже суммы пеней. Что предприняли коллекторы? Сначала они направили каждому должнику письмо с претензией, затем провели с ним переговоры и проконтролировали оплату. Некоторые жильцы и после получения писем отказывались платить. Тогда коллекторы подали заявления в арбитражный суд, после чего неплательщики, дабы избежать судебного процесса, оплатили долги.

Итак, схема работы коллекторских фирм выглядит следующим образом. Сначала они отправляют должникам уведомления и устанавливают для них срок добровольной оплаты задолженности. Если данные меры не приносят результата, юристы отправляют неплательщикам извещения с приглашением на заседание комиссии, в ходе которой им разъясняют дальнейшие последствия неуплаты. Эта мера является последней возможностью должника избежать судебных разбирательств или получить рассрочку. Если он не пользуется этим правом, коллекторы направляют обращение в суд с требованием о взыскании не только суммы долга, но и пени.

Жители больших городов изобретают самые разные способы, чтобы не платить за ремонт дороги во дворе. Коллекторские компании в их отношении используют особые методы, к примеру, обращение об ограничении выезда должника за пределы РФ. На данный момент проходит обсуждение закона, который позволит лишать должника водительского удостоверения.

Как выбрать подрядчиков для ремонта дороги во дворе

Общепринятых критериев выбора подрядчиков на рынке, сожалению, не существует. Многие управляющие организации, выстраивая сотрудничество с партнерами на долгосрочной основе, определяют основные критерии качества ремонта дороги во дворе еще до начала работ, что помогает совместными усилиями достигать общих целей.

В большинстве случаев подрядчиков, которые должны соответствовать заданию, выбирают по принципу компетенции. Хотя различные нюансы могут возникать от проекта к проекту, отбор чаще всего осуществляется комплексно по направлениям деятельности. Подрядчику, который не может квалифицированно исполнить задачи, лучше своевременно найти замену.

Наиболее популярным и простым является отбор по цене, однако немалую роль играют и репутационные параметры. Чтобы убедиться в высоком уровне квалификации потенциального подрядчика, компания может запросить его портфолио. Наилучшим подтверждением надежности партнера служит мнение тех, кто ему доверяет. Если это такие гиганты, как «Мега» или «Ашан», либо известный иностранный бренд, то с большой степенью вероятности данному подрядчику можно доверить выполнение ответственных работ по ремонту дороги во дворе.

Об ответственном отношении к делу и профессионализме свидетельствует членство компании в какой-либо знаковой ассоциации, ведь недобросовестных подрядчиков попросту исключают из ее рядов.

Однако на российском рынке критериев оценки качества работ по ремонту дороги во дворе нет как таковых, система рейтинга компаний и их независимая оценка, которая могла бы быть сформирована на уровне ассоциаций, также отсутствуют.

В современных условиях отсутствия гарантии качества работы исполнителя все управляющие организации, которые сегодня озадачены выбором подрядчиков, сталкиваются с немалым риском. Многие стремятся сотрудничать с компаниями, имя которых на слуху, а не с новичками, считающимися темными лошадками. Хотя и среди известных операторов встречаются и те, к которым обращаются лишь при необходимости сэкономить.

1. Техническое задание.

До начала работ управляющей компании следует сформировать комплексную производственную программу с четким описанием операций и их периодичности. Вести переговоры с подрядчиком на уровне «подумай сам, как лучше сделать» недопустимо. УК должна заблаговременно определить, что делать и как. Пользуясь подобным подходом, выбирать подрядчиков намного проще. В таком случае задача сводится к поиску добросовестного исполнителя, который четко соблюдает условия и сроки, прописанные в договоре. Уменьшаются риски подрядчика, снижаются издержки, контроль выполненных работ сводится к мониторингу их количества и технологичности.

Задача управляющей компании заключается в четком и пошаговом планировании работ по ремонту дороги во дворе, которое бы не оставляло сомнений у подрядчиков. Если речь идет об оперативных действиях по инцидентам, то производить проверку управленцам следует по инструкции произведенного действия.

При взаимодействии с подрядчиками управляющая компания должна выступать от имени жильцов многоквартирного дома как квалифицированный заказчик. Чего же хотят собственники квартир? Безусловно, чтобы в их жилье все было надежно и работало без сбоев. Именно управленцы должны перевести эти слова на язык технологических регламентов, оформить всю необходимую документацию, провести запланированные мероприятия, выполнить все инструкции и т. д.

При правильном подходе функции подрядчика заключаются в подборе квалифицированного персонала, обучении и аттестации, контроле за ходом выполнения работ, работе над дисциплиной, следовании срокам, формировании маршрутных листов и т. д. Иными словами, исполнитель должен выполнять задачи по количеству и качеству, не думая о том, как спланировать работы по ремонту дороги во дворе.

2. Нормативы контроля.

Нормативы контроля непрерывно разрабатываются и обновляются. Программы по контролю исполнения заказа, которые формируются в зависимости от здания и ситуации, могут касаться поведения подрядчика, его внешнего вида, количества мероприятий и многих других аспектов. В большинстве случаев для проверки несколькими способами выбирают 5–10 % мероприятий.

Способы контроля классифицируются:

  • на документарные (если проведение мероприятия не зафиксировано документально, то его считают невыполненным);
  • визуальные (осмотры участков дороги во дворе);
  • инструментальные (выборочная разборка установленных элементов, измерения и т. п.).

Контроль может быть проведен как по окончании работ, так и непосредственно в ходе их проведения, когда проверяющий приезжает без предупреждения. Если в результате проверки появились замечания, то следующим важнейшим этапом является их тщательная отработка.

Вместе с тем чрезмерно терроризировать подрядчиков все же не стоит. Важно, чтобы управляющая компания ставила перед ними выполнимые задачи и понимала, что идеально на 100 % их не выполнит никто.

Если по итогам работ по ремонту дороги во дворе были выполнены 97 % договоренностей, это можно считать успехом. Однако не стоит судить о каждом мероприятии отдельно, нужно оценивать общий объем информации, который в дальнейшем будет тщательным образом обработан. Важным критерием является то, критичны или нет те 3 % мероприятий, которые не были выполнены. От этого зависит алгоритм дальнейших действий управляющей компании и подрядчиков.

Среди специалистов на сегодняшний день нет единого мнения относительно того, как улучшить положение на рынке. Оценка должна быть выражена в системе показателей: к примеру, 97 % исполнено – нареканий нет. Должен быть принят определенный комплекс показателей, которые обязан выполнить подрядчик.

В качестве наказания за отклонения от договора или сметы сегодня используются фиксированные штрафы. Однако все более активно управляющие компании используют систему комплексных показателей для подрядчика. Работа в данном направлении проходит тяжело, ведь штрафы и необъективные суждения более привычны в нашей среде. К примеру, распространены ситуации, когда подрядчики не выполнили 100 % работ, и управляющая компания на свое усмотрение снизила оплату их услуг. Споры о том, справедливо это или нет, начинаются уже по факту случившегося, что говорит о незрелости рынка.

3. Контроль со стороны жителей.

В некоторых регионах было решено обязать заказчиков применять средства видеофиксации как инструмент непрерывного контроля за процессом ремонта дороги во дворе. Нововведение коснулось государственных и муниципальных контрактов по выполнению соответствующих мероприятий. Видеозапись можно вести на жесткий диск либо онлайн, что позволяет жильцам МКД со своей стороны контролировать ход работ. На сайте местной администрации, к примеру, планируется создать раздел «Онлайн-камеры», в котором каждый гражданин, не покидая своего дома, сможет наблюдать за ремонтом дороги во дворе.

Как можно сэкономить на ремонте дорог во дворе

Чтобы не переплачивать за ремонт или не оказаться ответственным за плохое состояние дороги во дворе после его проведения, нужно следовать следующим правилам:

  1. Проводите ремонт исключительно в сезон.
  2. Уделите несколько часов своего времени для того, чтобы собрать информацию по теме ремонта дороги во дворе.
  3. Определитесь с подрядчиком заблаговременно.
  4. Изучите материально-техническую базу исполнителя работ.

Не забывайте о мудрой поговорке: «Cкупой платит дважды».

  • Содержание дорог в зимний период: межгосударственные стандарты

Содержание дороги во дворе в зимний период

Если уровень содержания дороги низкий, то она дорого обходится государству. Такой вывод сделали эксперты VTI, крупнейшего европейского автодорожного института. Эксперименты, проводимые ими на протяжении нескольких лет, доказали, что понижение класса содержания дорог во дворе неизбежно приводит к росту общих экономических издержек. Едва ли не самым дорогостоящим способом считается удержание проезжей части под уплотненным снежным покровом.

Обеспечить бесперебойное и безопасное движение зимой – эта задача является первоочередной для дорожных служб. При этом следует оптимизировать расходы, используя противогололедные материалы с оптимальным соотношением стоимости и качества.

Какой метод борьбы с гололедом наиболее выгодный? Казалось бы, ответ очевиден: применение дешевых реагентов снижает затраты на уборку.

  • Закон о тишине в Москве и области с 1 января 2018 года и как УК правильно его использовать

Однако, тщательно разобравшись в теме, можно понять, что использование недорогих противогололедных материалов обойдется дороже не только подрядной организации, но и государству.

Чтобы улучшить состояние дороги во дворе зимой и сделать движение по ней безопасным и быстрым, следует повысить коэффициент сцепления шин транспорта с покрытием. Есть два основных способа это сделать:

  1. Растопить снежный налет до поверхности с помощью солевых реагентов. Под действием влаги эти вещества тают вместе с отложениями снега и льда, после чего на дороге образуется не замерзающий рассол.
  2. Повысить шероховатость снега и льда, покрывающих дорогу, с помощью фрикционных материалов (щебня и песка), в некоторых случаях с добавлением соли.

Метод с использованием соли и песка считается наиболее экономичным и на данный момент является основным в арсенале российских дорожных служб. В то время как цена тонны современных реагентов колеблется в пределах 13–15 тыс. руб., тонна пескосоли в среднем стоит около 1200 руб.

Однако, к сожалению, других преимуществ смесь песка и соли не имеет.

Проведем приблизительный расчет стоимости обработки 1 кв. м дороги пескосолью и многокомпонентными реагентами.

Итак, примерная стоимость тонны смеси соли и песка составляет 1200 рублей, реагента - 14 500 рублей.

Для обработки 1 кв. м дороги во дворе требуется:

  • пескосоли - 450 г (стоимость около 50 коп.);
  • реагента - 60 г (около 80 коп.).

Иными словами, обработка реагентом обойдется дороже не в 10, а в 1,5 раза.

Продолжим расчет. Любое вещество (и песок, и реагент) необходимо распределить по дороге во дворе, что составляет следующую статью затрат. Дополнительные расходы составляет цена топлива, которое расходуется во время обработки дорог.

Машина грузоподъемностью 5 тонн со смесью соли и песка обработает около 11 000 квадратных метров дороги во дворе, а с реагентом - около 83 000 квадратных метров, что в 7,5 раз больше.

Иными словами, пока машина с реагентом будет обрабатывать дорогу, машина с пескосолью 7 раз вернется на базу, осуществит загрузку, вернется на то место, где закончила посыпку, и только после этого продолжит работу. Очевидно, топлива для работы с «дешевой» смесью соли и песка потребуется по меньшей мере в 7,5 раз больше, чем при обработке дороги во дворе многокомпонентными противогололедными реагентами.

Не стоит забывать и о том, что песок не плавит снег и не растворяется, поэтому впоследствии потребуется собрать его с улиц и транспортировать на снегосвалки, заплатив за каждую тонну. Весь этот комплекс работ повлечет за собой очередные расходы (в том числе и на топливо), которые исчисляются десятками и десятками миллионов рублей.

Что касается современных реагентов, то они бесследно тают и растворяют часть снега, снижая затраты на его вывоз и утилизацию.

К примеру, в Нью-Йорке снег повсеместно плавят реагентами, после чего вода уходит в городскую канализацию. Данный подход позволяет снизить расходы на уборку и утилизацию, а также избежать дополнительных пробок на дорогах во дворе.

Применение песка приводит к необходимости проводить ежегодные чистки ливневых стоков, что также составляет немалую статью расходов. При использовании многокомпонентных реагентов проводить эти работы не требуется.

Не стоит забывать и о расходах на подготовку и хранение соли и песка перед проведением противогололедной обработки дорог во дворе.

Пескосоль перемешивается с применением дополнительной техники (погрузчиков и бульдозеров) и хранится на крупных полигонах. Современные реагенты хранятся на поддонах под полиэтиленовой пленкой, транспортируются в мешках, а перед началом работ не требуют дополнительной подготовки.

Итак, стоимость многокомпонентных реагентов выше по сравнению со смесью соли и песка. Однако, сравнив косвенные затраты (подготовка, хранение, распределение, утилизация, последующая уборка), делаем вывод, что использование современных противогололедных средств более выгодно, чем применение пескосоли.

  • Готовимся к зиме: требования к противогололедным материалам

Мнение эксперта

Многокомпонентные реагенты становятся наиболее оптимальным выбором

Задорожная А. Ю. ,

руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог

Если рассматривать вопрос о целесообразности того или иного метода содержания дорог во дворе в зимний период с точки зрения ущерба и расходов, которые ложатся на государство и граждан, то оптимальным выбором становятся многокомпонентные реагенты.

Таков вывод шведских ученых из дорожно-исследовательского института VTI, которые в течение 5 лет проводили различные замеры и эксперименты. Полученные результаты позволили специалистам разработать модель расчета расходов, которые сопутствуют тому или иному методу ликвидации наледи и снега, по следующим статьям затрат:

  • экономический ущерб в виде увеличения расходов на топливо, к которому приводят снижение скорости движения и увеличение времени в пути;
  • экологический вред из-за увеличения объема выхлопных газов;
  • рост числа аварий и расходов на восстановление автомобилей и т. д.

Рассмотрим алгоритм расчета стоимости для двух методов обработки дороги во дворе в зимний период, которые являются диаметрально противоположными:

  • очищение дороги до асфальта с использованием многокомпонентных солевых реагентов - метод, который называют наиболее дорогостоящим в России;
  • содержание поверхности под уплотненным снежным покровом- дешевый способ.

Результаты анализа показали, что метод обработки дороги во дворе с использованием современных реагентов («черный асфальт») более экономичен по сравнению со способом «несоленого содержания».

Скорость движения транспорта по дороге под снежным покрытием ниже, чем по асфальтному покрытию. Двигаясь по снегу на низкой скорости, водитель несколько экономит на топливе. Однако разница средней скорости движения по асфальту и по снежному покрытию составляет 20 км/ч.

Объем выхлопных газов от транспорта при движении по рыхлому снегу также резко возрастает. К сожалению, данный показатель редко используют при проведении расчетов, однако его влияние на экологический статус региона сложно переоценить.

Не стоит забывать и об ущербе в результате дорожно-транспортных происшествий, который вполне ощутимым грузом ложится на плечи участников движения. Снижение стандартов зимнего содержания дороги во дворе, а также переход от использования солевых реагентов к несолевым (фрикционным), приводит к тому, что площадь очищенной поверхности снижается, а доля снежно-ледовых отложений, напротив, возрастает. Все эти факторы неминуемо ведут к росту числа аварий.

Диаграмма показывает, каким образом при сравнении стоимости того или иного метода содержания дороги во дворе в зимний период распределяется общий объем расходов:

Диаграмма показывает, что при изменении стандарта содержания дороги во дворе наиболее существенно изменяется такой показатель, как время в пути. Вместе с тем при пересчете в стоимость эта статья расходов оказывает меньшее влияние на общую сумму по сравнению с ростом количества аварий, который во всем расчете составляет наиболее весомую часть. Расходы населения при снижении качества уборки возрастают более чем на 20 %. В ходе эксперимента были рассмотрены две дороги, рост издержек при переходе от метода содержания «черный асфальт» до грейдирования снега составил с 19,8 млн евро до 24,6 млн евро.

Затраты на восстановление растительности при использовании солевых реагентов также были учтены. Однако сегодня нормы расхода противогололедных веществ снижаются, и данная статья издержек имеет незначительный вес. Добиться этого позволяет применение современных реагентов с пониженным содержанием хлоридов, а также техники, оснащенной цифровыми дозаторами, систем погодного наблюдения и т. д.

Был принят во внимание также тот факт, что воздействие снега на металл приводит к ржавлению от влаги. Однако и фрикционные материалы (песок и щебень), повреждая поверхность автомобилей, способствуют коррозии. Иными словами, при солевом и бессолевом методе содержания дороги во дворе в зимний период затраты на коррозию можно считать равноценными.

Проанализировав статьи сопутствующих расходов, ученые из Швеции сделали вывод, что содержание дороги во дворе под снежным покрытием и обработка его фрикционными материалами обходится дороже, чем очистка современными реагентами до «черного асфальта», на 3,9 млн евро в год.

Таким образом, использование методов борьбы с гололедом, которые мы привыкли считать дешевыми, на самом деле наносит существенный ущерб бюджету страны и ее гражданам.

К полномочиям органов местного самоуправления относятся (п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ):

  • дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест);
  • муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения.

Дорожная деятельность в отношении дорог местного значения осуществляется за счет местных бюджетов. Она включает в себя в том числе текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог (ст. 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).

Органы местного самоуправления обязаны поддерживать состояние дорог местного значения в соответствии с техническими требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения (БДД). Полномочия местных властей в этой области – расходные обязательства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют мероприятия по организации дорожного движения, чтобы повысить его безопасность и пропускную способность дорог (Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Органы государственной власти проводят государственный надзор и контроль за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения БДД (ст. 5, ч. 4 ст. 6, ч. 1 ст. 21 Закона № 196-ФЗ).

Когда суды признают муниципалитет вин овным за ненадлежащее содержание дорог

Плохое качество дорожного полотна часто становится причиной серьезных аварий. Если других виновников дорожно-транспортного происшествия нет, суд обяжет органы местного самоуправления компенсировать вред жизни и здоровью граждан, а также имуществу пострадавших физических и юридических лиц.

Пример 1. Гражданин обратился в суд с иском к МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов муниципального образования города Казани» и потребовал возместить ущерб, причиненный в результате ДТП. Истец указал, что он пересекал трамвайные пути на автомобиле. Машина провалилась передним левым колесом в залитую водой яму, ударилась защитой картера о рельсы и получила механические повреждения.

Судьи отметили, что в соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью (ст. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93). Просадки и выбоины не должны превышать 15 см по длине, 60 – по ширине и 5 – по глубине. Яма, в которую попал автомобиль истца, была значительно больше. Ее длина – 60 см, ширина – 50, глубина – 10. Сотрудник ГИБДД составил акт выявленных недостатков дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

Судьи указали, что орган местного самоуправления должен был обеспечить безопасность дорожного движения. Они удовлетворили иск гражданина и взыскали стоимость ремонта с администрации муниципального образования (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 21 апреля 2016 г. по делу № 33-6195/2016).

Иногда местные власти ссылаются на то, что владелец автомобиля знал об особенностях участка дороги и был недостаточно осторожным. Судьи не принимают такие аргументы.

5 см – максимальная глубина выбоины по ГОСТу. Ширина не должна превышать 60 см, длина – 15 см.

Пример 2. Автомобиль наехал на неисправную ливневую канализацию. Владелец обратился в суд с просьбой взыскать ущерб. Администрация муниципального образования заявила, что ДТП произошло по вине истца. Он знал о наличии ливневой канализации на данном участке дороги.

В акте выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения зафиксировано, что на этом участке дороги разрушена решетка дождеприемника ливневого колодца. Суд указал, что дорога не соответствует требованиям ГОСТ 50597-93, и удовлетворил заявленные требования (определение Приморского краевого суда от 12 мая 2014 г. по делу № 33-4079).

  • Закон о тишине в Москве и области с 1 января 2018 года и как УК правильно его использовать

Участки дороги, на которых проводятся ремонтные работы, должны быть огорожены и оснащены дорожными знаками. Их отсутствие создаст аварийную обстановку на дороге. В случае ДТП суд признает орган местного самоуправления виновным в аварии и потребует компенсировать ущерб.

Пример 3. Компания обратилась с иском о возмещении ущерба, причиненного автомобилю в результате наезда на препятствие – провал в дорожном покрытии. Требования ГОСТ Р 50597-93 соблюдены не были. Провал не был огорожен или обозначен какими-либо дорожными знаками. Суд удовлетворил заявленные требования (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2016 г. № 07АП-9957/2016 по делу № А45-9069/2016).

Какие доводы помогают из бежатьштрафа за ненадлежащее содержание дорог

Крайне редко органам местного самоуправления удается избежать ответственности за ненадлежащее содержание дорог. Это происходит, если муниципалитет может подтвердить свою невиновность документально. Изучите схему ДТП. Она может содержать веские аргументы в вашу пользу.

Пример 4. Гражданин попал в ДТП и повредил автомобиль. Причиной, по мнению водителя, стали снежные накаты по краям дороги. Проезжая часть оказалась суженной, что привело к столкновению. Гражданин попытался судиться с администрацией, но получил отказ. Судьи сослались на схему ДТП. Из нее следует, что ширина полосы для движения автомобиля истца между снежными накатами составляла 2 м 15 см. Этого было достаточно для безопасного движения автомобиля шириной не более 1,7 м. Кроме того, водитель должен был выбрать скорость движения в соответствии с дорожной ситуацией и метеорологическими условиями. Он нарушил пункт 10.1 Правил дорожного движения (апелляционное определение Свердловского областного суда от 1 сентября 2016 г. по делу № 33-14969/2016).

Пример 5. Страховая компания выплатила стоимость ущерба владельцу автомобиля, а затем обратилась с иском к администрации города и муниципальному предприятию. Судьи установили, что ответственность за содержание дороги была возложена на предприятие по условиям муниципального контракта. Поэтому именно МУП должен компенсировать страховщикам расходы на возмещение ущерба (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 января 2016 г. № Ф01-5363/2015).

Кто ответит, если дерево упало на машину

Ответственность за содержание дороги местного значения и благоустройство прилегающих к ней территорий несет местная администрация. Это касается и состояния зеленых насаждений. Если дерево упало на автомобиль, когда он двигался по дороге местного значения, именно местные власти будут отвечать за последствия.

Пример 6. Дерево упало на автомобиль, который двигался по проезжей части, и повредило его. Водитель и владелица автомобиля обратились с иском к городской администрации.

Чиновники заявили, что администрация выделила субсидии на содержание дорог учреждению. Оно и должно выступить ответчиком по иску. Но судьи взыскали стоимость ущерба с администрации. Они указали, что ДТП произошло на дороге местного значения. Ответственность за ее содержание несет муниципалитет. Субсидии, которые он выделил учреждению на содержание дорог, не содержат их адресного перечня (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 9 июня 2014 г. по делу № 33-5303/2014, А-56).

Если дерево упало на автомобиль, припаркованный во дворе, ответственность возлагается на управляющую компанию или ТСЖ в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом.

Пример 7 . Гражданин обратился с иском к администрации и управляющей компании о возмещении ущерба, причиненного в результате падения дерева. Суд удовлетворил требования к управляющей компании, но отказал в иске к администрации. Дерево находилось на территории, ответственность за содержание которой несла управляющая компания (решение Заводского районного суда г. Новокузнецка от 7 мая 2014 г. по делу № 2-59/2014).

Если дерево упало на территории, которая находится в ведении органа местного самоуправления, его вину или невиновность суд установит по документам. Они должны подтверждать все обстоятельства дела. Полицейский обязан осмотреть дерево и отразить в протоколе состояние ствола, корней и т. д. Из протокола должно быть понятно, упало ли дерево само или его спилили либо срубили, повредили каким-либо иным способом.

Истец должен пригласить представителей администрации или организации, ответственной за содержание зеленых насаждений, чтобы зафиксировать в акте неудовлетворительное состояние дерева. Если он этого не сделал и других доказательств ненадлежащего состояния дерева нет, судьи откажут в иске.

Пример 8. Дерево упало на автобус и повредило его. Компания обратилась к администрации с иском о возмещении ущерба. Суд отказал, поскольку в справке о ДТП не было описано состояние упавшего дерева. Истец не вызывал представителей администрации города и учреждения, занимающегося благоустройством, на место ДТП (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2016 г. № 06АП-2897/2016).

Дендрологическая экспертиза в отношении упавших деревьев сегодня не проводится. Хотя именно она может установить, было ли дерево аварийным и подлежащим спилу.

Ремонт автомобиля, который пострадал от падения дерева на частном земельном участке, оплатит собственник участка. Также не возмещайте ущерб, если автомобиль стоял на месте, где парковка транспортных средств запрещена (в лесу, лесопарковой зоне, на тротуаре и т.п.). Собственник будет оплачивать ремонт сам.

Выводы: как избежатьштрафа за ненадлежащее содержание дорог

Если на администрацию подали иск в связи с ненадлежащим содержанием дороги, определите возможные способы защиты.

1. Выясните, в чьей зоне ответственности находится дорога, где произошло ДТП. Ответственность за содержание дорог общего пользования регионального или федерального значения несут органы государственной власти.

2. Проверьте, не нарушил ли истец скоростной режим (п. 10.1 Правил дорожного движения). Если данное нарушение отражено в справке о ДТП, вероятность того, что суд примет решение в пользу муниципалитета, повышается.

3. Заявите ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, чтобы определить степень вины в ДТП. Это позволит уменьшить размер ущерба.

4. Проанализируйте указанные в справке о ДТП причины аварии. Если причиной стала яма на дороге, то в справке должны быть указаны ее размеры для определения соответствия или несоответствия ГОСТу. Отсутствие таких документальных доказательств повышает шансы администрации получить положительное решение суда.

5. Если транспортное средство получило повреждение в результате падения дерева, выясните, как был составлен акт о его состоянии. Истец должен был известить о случившемся администрацию либо организацию, которая отвечает за содержание зеленых насаждений. Проверьте, был ли акт составлен в присутствии представителей администрации или указанной организации. Если это не отражено в акте и других доказательств ненадлежащего состояния дерева нет, суд откажет в удовлетворении требований к органу местного самоуправления.


Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 08.06.1999 № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», осуществляют контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог.

  • Прокуратура, которая в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г.

Кто должен ремонтировать в деревне дорогу?

Где бы ни был, куда бы ни поехал — в город или деревню, в первую очередь бросаются в глаза дороги и подъездные пути. Мне вспоминается приезд в Калугу председателя Совета Министров РСФСР М.С.Соломенцева, который положительно отозвался о городе, но обратил внимание на необходимость сделать хороший въезд. Только после этого началось бурное освоение окраины.
Теперь, когда въезжаешь в город, любуешься его красотой. В прежние времена между уездными городами были в основном дороги, мощенные камнем, а между деревнями — грунтовые. Дорожные мастера следили за их состоянием. Между деревнями Андреевское и Корекозево на дороге Калуга — Перемышль, на берегу речки Желовь, стоял когда-то дом дорожного мастера.


По мере развития техники и транспорта строились соответствующие дороги. Многое было сделано за годы Советской власти и делается в настоящее время.

Кто отвечает за дороги в деревне

дороги муниципальные? вот пусть администрация их и ремонтирует. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Статья 15. Осуществление дорожной деятельности 1. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией. 2.

Дороги-содержание, ремонт, надзор. кто ответственный.

ТСЖ, управляющая компания Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает государственный надзор, муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог.Так, государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кто отвечает за дороги в деревне?

Но еще раз обратите внимание! Надеяться на какие-то действия со стороны администрации можно лишь в том случае, если дороги уже нанесены на общую планировку. Если нет, то вот мнение, заслуживающее внимания. DozenучастникНадо с администрации «трясти», где должны быть дороги. На данном этапе, в принципе, проблем возникнуть не должно.


Тем более, что земельный участок с капитальными постройками или правом на их возведение должен быть обеспечен проездом к нему. Это сказано в статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». И это как раз тот случай, когда администрация с большой долей вероятности пойдет жителям навстречу.
Если нет, то возможность обращения в прокуратуру еще никто не отменял.

Новости

В сельском совете нам сказали, что по деревне если жителям нужно, то пусть чистят за свой счёт. законно ли это? А в летний период по деревне дорога практически непроходимая, а на её ремонт в сельском совете нет средств (по их словам), можно ли добиться того, чтобы отремонтировали дорогу за счёт государства? 1432-1 В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дороги в сельском поселении

Внимание

О проблемах дорожного строительства в сельской местности Раз уж тему строительства дорог относят к одной из двух злополучных российских проблем, то и внимания она заслуживает более чем пристального. Особенно с этим будут согласны жители российской глубинки и обитатели многочисленных дачных поселков. Порою самым животрепещущим вопросом для них бывает следующий: кто должен строить дороги в их родном населенном пункте? Развернутый ответ на него можно получить, обратившись к пункту 5 главе 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».


В нем ясно изложено, что строительство дорог общего пользования (также это касается остановок и других инженерных сооружений) в пределах населенного пункта – это прерогатива местной администрации. Причем выполняться она должна за счет средств местного бюджета.
Росавтодор, подведомственное Минтрансу РФ, осуществляет функции по реализации такого нормативно-правового регулирования, выступая органом, непосредственно организующим использование автомобильных дорог и осуществляющим дорожную деятельность в пределах своих полномочий. Вид дороги Орган, ответственный за его содержание Дороги, находящиеся в собственности Российской Федерации Органы государственной власти Российской Федерации Дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации Органы государственной власти субъектов Российской Федерации Дороги, находящиеся в собственности поселения, городского округа и муниципального района Органы местного самоуправления Рассмотрим, какой конкретный орган является ответственным за содержание дорог.

Кто отвечает за содержание грунтовых сельских дорог

  • к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
  • к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Федеральным законом от 10 декабря 1995 г.

законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. 2. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. 3.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 3. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. 4. Осуществление дорожной деятельности в отношении частных автомобильных дорог обеспечивается физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

Статья 34. Финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения 1.

Главная / Новости / сообщение прокуратуры Содержание дорог в сельских поселениях в зимний период Прокуратурой района в период с 22.10.2014 г. по 28.10.2014 г. совместно с государственным инспектором ДН ОГИБДД (дислокация с. Юсьва) МО МВД РФ Кудымкарский Колыхматовым Н.И. проведена проверка соблюдения администрациями Пожвинского, Майкорского, Купросского, Юсьвинского сельских поселений, а также ООО «Северный альянс» законодательства в сфере дорожной деятельности. Проверкой установлено, что обязанность по содержанию дорог в сельских поселениях лежит на администрациях поселений.

В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г.



Просмотров