Комиссия по вопросам семьи и защиты материнства. Патриаршая комиссия РПЦ поддержала декриминализацию побоев в семье. Не все священники с этим согласны. Общие вопросы защиты материнства и детства

На круглом столе Общественной палаты РФ, где подводились итоги принятия закона о декриминализации побоев, доклад «Проблема криминализации наказаний в семье».

По мнению патриаршей комиссии, отмена уголовного наказания за первичные побои - это «победа гражданского общества над кулуарным лоббизмом и узкими, недобросовестными групповыми интересами». Публичное порицание домашнего насилия авторы доклада считает деятельностью, направленной на разрушение семьи и общества.

Некоммерческие организации, работающие с проблемой домашнего насилия, патриаршая комиссия называет спекулянтами: «Они манипулятивно спекулируют темами так называемого «домашнего» или «семейного насилия», необходимости постоянно защищать ребенка от его собственных родителей, противопоставляют ложно понимаемые права детей традиционным семейным ценностям и правам родителей, которые веками не подвергались сомнению».

Доклад без сочувствия

Позицию патриаршей комиссии раскритиковал в Facebook Виктор Судариков, ответственный редактор портала «Православие и мир». В беседе с ТД он отметил, что в своем докладе комиссия отрицает сам факт домашнего насилия.

«Я - православный человек и поэтому внимательно отношусь ко всему, что говорится от имени православной церкви. В докладе нет сочувствия к тем, кто пережил насилие, а сама проблема домашнего насилия отрицается. О насилии с пренебрежением говорят «так называемое». В тексте нет анализа проблемы, но при этом высказано требование полностью исключить из законодательства любое (!) преследование родителей. Вывод, который напрашивается: доклад - это попытка некоторых людей всеми силами избежать ответственности за насилие в семье», - заявил Судариков.

По его мнению, запрет на вмешательство государства в дела семьи будет работать на благо только вместе с запретом на насилие. Иначе в семьях начнется «полнейшее самоуправство».

«Почему комиссия поддерживает запрет на уголовное преследование за «насилие, не причиняющее вреда»? Ведь не причиняющий вреда легкий шлепок, или когда ребенка ставят в угол - это вещи недоказуемые, они не оставляют следов. Когда на теле ребенка остаются следы, это означает, что насилие было далеко не умеренное», - говорит Судариков. По мнению журналиста, комиссия выступают за право родителя наносить ребенку повреждения, прикрываясь словом «разумные».

«В России родители любят своих детей»

Протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии, заявил, что физические наказания детей - это псевдопроблема, которая раздувается с целью разрушения института семьи.

«Сейчас в уголовном кодексе есть все необходимые нормы, которые защищают ребенка от преступных действий, - отметил протоиерей. - То, что сейчас происходит - когда детей мгновенно изымают из семей или усложняют процесс усыновления ребенка родственниками, - это чиновничий произвол. Это выгодно тем, кто поддерживает педофилов. Мы хотим, чтобы у нас было как в Германии или Норвегии? Наша страна существует тысячелетия, и у нас свои ценности».

По мнению Дмитрия Смирнова, в случаях реального домашнего насилия - «когда муж избил жену», правоохранительные органы сразу реагируют, и агрессор получает срок.

«Семья - это самое безопасное место, - подчеркнул Смирнов. - Поэтому женщины хотят замуж. Наши родители любят своих детей. Детей чаще всего бьют любовники, а не родные отцы. Я бы вообще запретил так называемый гражданский брак».

Протоиерей также высказался за усиление профилактики домашнего насилия, а не радикальную борьбу «против шлепков».

«Нужно, чтобы участковые внимательно выслушивали женщин, которые приходят и жалуются. Сейчас полиция ленится разбираться в этих ситуациях. И, конечно, нужно, чтобы детям еще в школе объясняли недопустимость насилия в семье», - заявил Дмитрий Смирнов.

Наказание как забота

Мнение патриаршей комиссии разделяет детский педагог, психолог, вице-президент «Фонда социально-психической помощи семье и ребенку» Татьяна Шишова, неоднократно выступавшая в поддержку декриминализации побоев.

«Норма о декриминализации побоев была принята год назад и, слава богу, скорее всего уже не вернется в уголовный кодекс». Татьяна Шишова напоминает один из пунктов доклада - о том, что за педофилию был осужден западный идеолог запрета физических наказаний детей Питер Ньюэлл. По мнению Шишовой, этот факт указывает на заинтересованность именно педофилов в том, чтобы родитель за шлепок оказывался в тюрьме, а дети легко изымались из семей.

При этом психолог высказалась за допустимость телесных наказаний в некоторых случаях.

«Лучше обходиться без физического воздействия, но бывают ситуации, когда оно допустимо. Например, когда ребенок полутора-двух с половиной лет еще не понимает причинно-следственную связь. Его бывает трудно остановить от недопустимых действий, просто грозя пальцем или заявляя, что иначе он не получит сладкое. Если ребенок не слушается, лезет в драку с другими детьми, его допустимо и шлепнуть. Или подросток, который поднимает руку на мать, конфликтует с отцом. Родителям также допустимо его выпороть, чтобы он понял, кто здесь главный», - говорит Татьяна Шишова.

По ее мнению, необходимость прибегать к телесным наказаниям - это не педагогические недочеты родителей, а следствие внешних факторов, которые делают детей агрессивными.

«За последнее время сильно вырос уровень агрессии среди детей - на них влияют фильмы, игры, где насилие преподносится как геройство, - говорит Татьяна Шишова. - Есть даже специальные сайты, где детей учат издеваться над учителями, родителями, чтобы потом опубликовать видео этого в интернете. Родители умеренными наказаниями просто пытаются оградить ребенка от влияния этих факторов».

Эксперт обратила внимание и на тот факт, что сейчас органы опеки в первую очередь стремятся изъять ребенка, а уже потом начинают разбираться, действительно ли были факты насилия.

«Родителей зачастую запугивают, шантажом заставляют подписать добровольное согласие на изъятие ребенка. Это все нужно тем, кто хочет пополнить «банк» детей, которые могут быть сексуально использованы. Государство не должно вмешиваться в частную жизнь семьи. И уж тем более не должны вмешиваться некоммерческие организации, непонятно кем финансируемые», - заключила Шишова.

Церковь и культ маскулинности

Профессор богословия, протодиакон Андрей Кураев заявил, что позиция патриаршей комиссии - это следствие «культа маскулинности и брутальности», который сейчас транслирует высшее духовенство, и в качестве примера привел слова первого зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Александра Щипкова.

«Щипков сказал, что во время визита в Болгарию патриарх Кирилл говорил с президентом с позиции силы. Вдумайтесь: патриарх церкви - с позиции силы», - сказал Кураев. По его мнению, сегодня церковь предпочитает решать вопросы силой и поддерживать сильного - например, родителей, а не детей.

«В обсуждении уголовного преследования родителей за побои детей патриаршей комиссии можно было постоять в сторонке, а не выступать с защитой права сильного. Следует всегда вступаться за слабого, как учит христианство. Но здесь уже и речи нет о христианстве. Все идет сверху, а епископат сегодня встает на сторону элиты», - заявил Андрей Кураев и выразил убеждение, что при нынешнем патриархе ситуация не изменится.

«Насилие не может быть ценностью»

Православный священник, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Федор Людоговский отметил, что видит в заявлении патриаршей комиссии элемент пропаганды. По его мнению, обвинения в адрес НКО, помогающих семьям и детям-сиротам, появляются из-за того, что в ходе деятельности этих организаций всплывают различные неприглядные истории, которые чиновники хотели бы скрыть.

Людоговский также заявил, что современная семья не может быть абсолютно закрытой, однако вмешательство государства должно быть очень деликатным и четко регламентированным.

«Каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно, - сказал священнослужитель. - Часто органы опеки изымают детей, выполняя некую «разнарядку» по борьбе с правонарушениями в семье, иногда им действительно проще ребенка изъять. Госпрограммы профилактики домашнего насилия в России сейчас не существует, поэтому используются карательные меры».

При этом Федор Людоговский подчеркнул, что телесные наказания детей не могут считаться традиционной ценностью.

«Люди слабы, и родители действительно могут в некоторых ситуациях не выдержать, но на физическое наказание следует смотреть как на нечто нежелательное, хотя, увы, в какой-то мере неизбежное. Естественно, я не говорю о наказаниях, которые приводят к телесным повреждениям и психологическим травмам», - сказал Людоговский.

Декриминализацию побоев он признал неудачным решением. «Это привело к нескольким страшным случаям насилия в семье - не только над детьми, но и над женщинами, - сказал Людоговский.- Достаточно вспомнить, как в Подмосковье муж ».

29 мая 2017 года был подписан Указ Президента Российской Федерации, объявляющий 2018-2027 годы в нашей стране Десятилетием детства. Правительству Российской Федерации было поручено в трехмесячный срок утвердить план основных мероприятий, проводимых в рамках этого Десятилетия до 2020 года.

Православные верующие, как и многие другие российские граждане, ожидали, что Десятилетие детства продолжит движение нашей Родины в направлении, намеченном в утвержденной в 2014 году «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года», то есть станет одним из шагов, «направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе» .

Однако по приближении окончания срока, отведенного на подготовку плана мероприятий Десятилетия детства, в Русскую Православную Церковь, в том числе в Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства, поступает все больше обращений от граждан и организаций, обеспокоенных содержанием этого документа. По мнению их авторов, многие пункты готовящегося плана могут не только не содействовать укреплению и защите семьи, что является необходимым условием подлинной заботы о детях, но и стать источником опасности для семьи, прав родителей, традиционных семейных и нравственных ценностей народов России. Изучив сложившуюся ситуацию, Патриаршая комиссия вынуждена заявить, что в значительной мере разделяет эту обеспокоенность общественности.

Прежде всего, за все время работы над планом мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, ни один из вариантов проекта этого документа не был официально опубликован участвующими в его разработке ведомствами для всеобщего сведения. В результате многие общественные организации и эксперты, представители традиционных религиозных общин нашей страны, не говоря уже о самих российских родителях и семьях, интересы которых прямо затрагивает этот документ, оказались фактически исключены из процесса его обсуждения. Иными словами, доступ к участию в доработке проекта, его критической оценке, в реальности получили лишь представители довольно ограниченного круга «избранных» организаций и специалистов. Только благодаря усилиям некоторых из них широкая общественность смогла познакомиться с несколькими вариантами текста проекта, причем неофициально.

Такая ситуация не может быть признана здоровой и нормальной. Президент России В.В. Путин неоднократно отмечал, что вопросы, затрагивающие интересы российских семей, никогда не должны решаться келейно, без учета мнения всего нашего общества.

Необходимо подчеркнуть, что предложенный в июне этого года первый вариант проекта плана мероприятий, когда с ним все же смогло ознакомиться общество, вызвал серьезную и во многом обоснованную критику со стороны многих специалистов и организаций, выступающих в защиту семьи и прав родителей, российских семейных ценностей и традиций. Однако, как следует из доработанного варианта проекта, который стал доступен впоследствии, их замечания и критика были учтены лишь в весьма незначительной степени. Это вызывает серьезную тревогу.

Уместно напомнить в этой связи о прозвучавших некоторое время тому назад в стенах Государственной Думы РФ словах Святейшего Патриарха: «Серьезно угрожают семье, а значит, и обществу попытки ограничить права отца и матери, лишить их возможности воспитывать детей в духе своего мировоззрения и традиционных нравственных ценностей. Нередко права детей искусственно противопоставляются правам семьи и родителей. В то же время забота о защите подлинных интересов ребенка требует поставить во главу угла заботу о семье, определить, признать и защищать право родителей на воспитание детей» .

Между тем, многие пункты неофициально опубликованных вариантов проекта стали причиной обоснованной озабоченности экспертов и организаций, выступающих в защиту прав семьи и родителей, подчеркивающих значение традиционных семейных и нравственных ценностей. Они несут с собой серьезные риски и могут привести к нанесению вреда семье ― основе российского общества. Патриаршая комиссия убеждена, что мероприятия, реализуемые в рамках Десятилетия детства, не должны нести с собой рисков и угроз для семьи.

Так, у многих экспертов вызывает серьезную обеспокоенность внедрение в российскую практику термина «ответственное родительство». В документах международных структур этот термин, как правило, используется в контексте вопросов т.н. «планирования семьи» и тесно связан с контролем над рождаемостью, вопросами «сексуального и репродуктивного здоровья», т.н. «сексуального образования» детей и молодежи ― то есть со всем тем, что активно и системно используется как для разрушения традиционных семейных и нравственных ценностей, так и для фактического уничтожения самого нашего народа. Многие организации, популяризующие этот термин в России, весьма своеобразно понимают «ответственное родительство», считая его условием не только следование «правильным», с их точки зрения, методам воспитания детей, но и материальное благополучие семьи. В такой ситуации государственная поддержка «ответственного родительства» рискует стать инструментом не укрепления, а разрушения традиционных семейных ценностей, проводником фактического стороннего контроля над семьей и вмешательства в ее жизнь. Не менее серьезные опасения вызывает попытка навязать российскому обществу некоторые иные чуждые для него и ценностно небезопасные термины, такие как «замещающая семья».

Хорошо известно, что действующее российское законодательство в отношении защиты семьи весьма несовершенно. К сожалению, оно не обеспечивает в полной мере и достаточно эффективно надлежащей защиты прав семьи и родителей. Нормы действующего законодательства, предусматривающие возможности вмешательства в семейную жизнь и привлечения родителей к ответственности за те или иные, реальные или мнимые, нарушения, в значительной мере избыточны и чрезмерны. В таких условиях нельзя поддержать предложения, предполагающие введение новых мер юридической ответственности для родителей за те или иные действия, ужесточения такой ответственности.

Защита детей от реальных угроз и настоящего насилия ― это, разумеется, необходимое и благое дело. Но требования силами государства бороться «со всеми видами насилия» могут стать серьезной угрозой для семьи в нынешней ситуации, когда термины «насилие» или «жестокое обращение» часто чрезмерно широко понимаются как в теории, так и на практике. Не секрет, что сегодня «насилием» может объявляться и, увы, уже нередко объявляется нормальное поведение заботливых и любящих родителей, которые управляют жизнью и поведением своего ребенка, предъявляют к нему необходимые требования или применяют те или иные воспитательные меры. То, что преподносится обществу и политикам как «борьба с насилием», на этом фоне на практике может легко превратиться в борьбу против семьи, родителей и традиционной российской культуры семейной жизни и воспитания детей. Особенно серьезные опасения это вызывает в условиях, когда к планированию и осуществлению государственной семейной политики имеют допуск специалисты и организации, позволяющие себе всерьез заявлять, что «потенциал насилия скрывают в себе сами основания российской культуры».

Детство немыслимо вне семьи. Десятилетие детства должно стать временем подлинного уважения к семье, ее настоящей защиты и поддержки ― только так, через семью, можно действительно заботиться о детях. Но, к сожалению, многие важнейшие цели, заявленные в Концепции государственной семейной политики и других государственных документах, ― разработка и реализация мер подлинной поддержки семьи, в том числе экономической и налоговой, совершенствование защиты прав родителей, поддержка семейных и родительских клубов ― во многом остаются словами, далекими от воплощения в жизнь декларациями. Между тем, без их реализации нас ждет усугубление и без того тяжелой демографической ситуации, нашей стране угрожает новое падение рождаемости. О каком Десятилетии детства можно будет говорить в стране, где рождается мало детей?

Наконец, Десятилетие детства ― это прямой призыв к защите жизни детей во внутриутробном периоде их развития. Говоря о совершенствовании государственной политики охраны детства, было бы лицемерно забывать о том, что сотни тысяч детей ежегодно гибнут в нашей стране в результате сознательного пресечения их жизни абортом. Частью Десятилетия детства должна стать эффективная работа по предотвращению этой трагедии. Одним из шагов в эту сторону Патриаршая комиссия призывает сделать реализацию предложения Святейшего Патриарха по прекращению финансирования уничтожения детских жизней абортами в рамках программ обязательного медицинского страхования.

Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства призывает провести действительно открытое и широкое обсуждение проекта плана мероприятий, предполагаемых к осуществлению в рамках Десятилетия детства. Оно должно пройти с участием всех заинтересованных общественных сил, прежде всего самих семей и родителей, общественных организаций и экспертов, выступающих в защиту семьи, прав родителей, традиционных семейных и нравственных ценностей, представителей Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных общин России, выражающих нравственные убеждения огромной части жителей нашей Родины. Их голосу и требованиям должно быть уделено самое серьезное внимание при доработке этого важного государственного документа.

В обществе и церковной поддержке семьи.

История

14 сентября 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил создание Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства с рабочими группами по направлениям: просвещение, популяризация семейных ценностей в обществе; поддержка многодетной семьи ; противодействие абортам , помощь одиноким матерям ; помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей .

15 марта 2012 года решением Священного Синода Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства переименован в Патриаршую комиссию по вопросам семьи и защиты материнства .

6 апреля 2012 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства .

В июне 2012 года отмечалось, что данная комиссия должна сыграть особую роль в церковно-государственном диалоге по вопросам семьи. .

2 октября 2013 года решением Священного Синода название было изменено на «Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства», тем же решением было утверждено Положение о Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, а протоиерей Димитрий Смирнов становится председателем комиссии .

Состав

  • протоиерей Димитрий Смирнов , председатель, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата;
  • епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов) - заместитель председателя;
  • протоиерей Владимир Воробьёв , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  • протоиерей Артемий Владимиров , настоятель храма Всех святых в Красном Селе г. Москвы;
  • протоиерей Лев Махно , заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета;
  • протоиерей Андрей Воронин , директор Ковалевского православного детского дома Костромской области;
  • Легойда Владимир Романович , председатель Синодального информационного отдела;
  • Юрьев Евгений Леонидович , советник Президента РФ по социальным вопросам - по согласованию;
  • Малофеев Константин Валерьевич , председатель попечительского совета Благотворительного фонда свт. Василия Великого - по согласованию;
  • Якунина Наталья Викторовна , председатель Попечительского совета программы «Святость материнства» - по согласованию;
  • Иваненко Сергей Александрович - Секретарь Комиссии;

Напишите отзыв о статье "Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства"

Примечания

Ссылки

  • // patriarchia.ru
  • // patriarchia.ru
  • // Интерфакс -религия
  • // Вести ФМ

Отрывок, характеризующий Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства

В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь.
– А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?
Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.
– А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г…. – вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат.
Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, – это самое (чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком. Когда после этого один из генералов с вопросом о том, не прикажет ли главнокомандующий приехать коляске, обратился к нему, Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении.

8 го ноября последний день Красненских сражений; уже смерклось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться.
Мушкатерский полк, вышедший из Тарутина в числе трех тысяч, теперь, в числе девятисот человек, пришел одним из первых на назначенное место ночлега, в деревне на большой дороге. Квартиргеры, встретившие полк, объявили, что все избы заняты больными и мертвыми французами, кавалеристами и штабами. Была только одна изба для полкового командира.
Полковой командир подъехал к своей избе. Полк прошел деревню и у крайних изб на дороге поставил ружья в козлы.
Как огромное, многочленное животное, полк принялся за работу устройства своего логовища и пищи. Одна часть солдат разбрелась, по колено в снегу, в березовый лес, бывший вправо от деревни, и тотчас же послышались в лесу стук топоров, тесаков, треск ломающихся сучьев и веселые голоса; другая часть возилась около центра полковых повозок и лошадей, поставленных в кучку, доставая котлы, сухари и задавая корм лошадям; третья часть рассыпалась в деревне, устраивая помещения штабным, выбирая мертвые тела французов, лежавшие по избам, и растаскивая доски, сухие дрова и солому с крыш для костров и плетни для защиты.
Человек пятнадцать солдат за избами, с края деревни, с веселым криком раскачивали высокий плетень сарая, с которого снята уже была крыша.
– Ну, ну, разом, налегни! – кричали голоса, и в темноте ночи раскачивалось с морозным треском огромное, запорошенное снегом полотно плетня. Чаще и чаще трещали нижние колья, и, наконец, плетень завалился вместе с солдатами, напиравшими на него. Послышался громкий грубо радостный крик и хохот.
– Берись по двое! рочаг подавай сюда! вот так то. Куда лезешь то?
– Ну, разом… Да стой, ребята!.. С накрика!
Все замолкли, и негромкий, бархатно приятный голос запел песню. В конце третьей строфы, враз с окончанием последнего звука, двадцать голосов дружно вскрикнули: «Уууу! Идет! Разом! Навались, детки!..» Но, несмотря на дружные усилия, плетень мало тронулся, и в установившемся молчании слышалось тяжелое пыхтенье.
– Эй вы, шестой роты! Черти, дьяволы! Подсоби… тоже мы пригодимся.
Шестой роты человек двадцать, шедшие в деревню, присоединились к тащившим; и плетень, саженей в пять длины и в сажень ширины, изогнувшись, надавя и режа плечи пыхтевших солдат, двинулся вперед по улице деревни.
– Иди, что ли… Падай, эка… Чего стал? То то… Веселые, безобразные ругательства не замолкали.
– Вы чего? – вдруг послышался начальственный голос солдата, набежавшего на несущих.
– Господа тут; в избе сам анарал, а вы, черти, дьяволы, матершинники. Я вас! – крикнул фельдфебель и с размаху ударил в спину первого подвернувшегося солдата. – Разве тихо нельзя?
Солдаты замолкли. Солдат, которого ударил фельдфебель, стал, покряхтывая, обтирать лицо, которое он в кровь разодрал, наткнувшись на плетень.
– Вишь, черт, дерется как! Аж всю морду раскровянил, – сказал он робким шепотом, когда отошел фельдфебель.
– Али не любишь? – сказал смеющийся голос; и, умеряя звуки голосов, солдаты пошли дальше. Выбравшись за деревню, они опять заговорили так же громко, пересыпая разговор теми же бесцельными ругательствами.
В избе, мимо которой проходили солдаты, собралось высшее начальство, и за чаем шел оживленный разговор о прошедшем дне и предполагаемых маневрах будущего. Предполагалось сделать фланговый марш влево, отрезать вице короля и захватить его.

Естественное, природное назначение женщины - быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные женщины в России все реже стремятся заводить детей. Гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации).

Чтобы быть последовательными в нашем изложении, необходимо дать понятия основных категорий нашего исследования. Материнство - категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу - иными словами «материнство» - свойство только женщины.

«Материнство - реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними».

На этом фоне возникает логичный вопрос - равнозначны ли категории «материнство» и «отцовство», как принадлежности лица относительно конкретного ребенка? Конституция в п.2 ст.7 закрепляет государственную поддержку семьи, материнству, отцовству и детству. Конституции вторит и первая статья Семейного кодекса РФ. Можно с уверенностью предположить, что в отношениях по воспитанию ребенка, уходу за ним, общению с ним и пр. материнство и отцовство, совершенно равноправные категории.

Мать и отец имеют равноценный объем прав и обязанностей по отношению к детям, и поэтому выделение в ст. 38 Конституции РФ только «материнства» - это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления. Не вызывает сомнений, что социальное значение материнства и отцовства - т.е. роли обоих родителей в семье и в воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.

Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет. Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ). 18 лет - возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству - с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым. Однако в случае, когда ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации , это не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».


Термин «дети» может употребляться для обозначения конкретных кровных и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет . В 38 статье Конституции присутствует еще одно понятие, которое необходимо разобрать - «семья». Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества.

В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав. В российской правовой доктрине семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание.

Члены одной семьи связаны семейными правоотношениями. Семейные правоотношения возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми в их семьи детьми

Семейные правоотношения в их точном значении — это подпадающие под действие семейно-правового регулирования отношения между членами семьи в социологическом ее понимании, а также между родственниками первой и второй степени родства

Наряду с названными отношениями, СК РФ регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. В таких отношениях, как правило, сторонами выступают публичные образования, например, администрация организации. Так, факт смерти родителей ребенка порождает возникновение правоотношения по поводу его устройства, в рамках которого соответствующие органы местного самоуправления и государственной власти совершают действия по размещению ребенка способом, наиболее отвечающим его интересам. Это правоотношение является организационным и носит административно-правовой характер

Необходимо остановиться и на различии понятий «семейные правоотношения» и «семейные отношения». Последняя категория гораздо шире, т.к. включает в себя не только отношения членов семьи, урегулированные нормами права (семейного права), но и отношения между названными субъектами, которые не поддаются регулированию закона, а регулируются, скорее моралью, бытовыми нормами, традиционными и культурными факторами.

Итак, материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.

Охрана материнства и детства - это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:

1. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;

2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;

3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства - феномены динамичные, развивающиеся.

Права матери и ребенка и механизм их защиты

Механизмы защиты интересов матери и ребенка в семейном праве

Ребенок и мать - это уже семья. Защита их интересов в семье осуществляется путем многих механизмов. Часто интересы матери и ребенка совпадают, и рассматривать их раздельно не всегда оправданно, т.к. в период беременности и в первые годы жизни основным «интересом» ребенка представляется мать, а для добросовестной материи интересы ребенка являют первостепенными.

Законодатель предусмотрел определенные нормы, позволяющие еще до рождения беременной женщине защищать интересы свои и плода. Так, беременность и роды являются одними из оснований, когда брак может быть зарегистрирован до достижения невестой брачного возраста (ст.13 СК РФ), также беременность и роды предоставляют брачующимся выбор даты бракосочетания (т.е. возможность сделать это досрочно, даже в самый день подачи заявления) (ст.11 СК РФ). Такие нормы закрепляют условия того, чтобы ребенок родился и рос в юридически оформленной семье - естественной для него среде.

Государство в целях стимулирования рождаемости гарантирует целый ряд пособий гражданам, имеющих детей: ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Виды пособий:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- ежемесячное пособие на ребенка.

Кроме федеральных, региональные акты также гарантируют своим гражданам некое материальное довольствие.

После рождения ребенка устанавливается его происхождение. Пункт 1 ст.48 СК РФ устанавливает происхождение ребенка от матери (материнство) на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств. Установление материнства - процедура гораздо более простая, чем установление отцовства. Это, прежде всего, связано с видимой (внешней) стороной рождения ребенка - избавление женщины от бремени вынашивания плода.

Закон исходит из общего принципа, что матерью ребенка является именно та женщина, которая его родила, тем самым защищает права материнства и суррогатной матери - женщины, которой был имплантирован эмбрион в целях его вынашивания. В безусловном порядке матерью ребенка считается она (ст.51 СК РФ).

Если же женщина, родившая ребенка (суррогатная мать), отказывается дать свое согласие на запись других лиц в качестве родителей ребенка и хочет оставить ребенка у себя, она на основании справки медицинского учреждения, в котором произошли роды, сама регистрирует в органах загса рождение ребенка и записывается в книге записей рождений как мать этого ребенка. Если суррогатная мать состоит в браке, запись об отце производится в общем порядке. Если суррогатная мать не замужем, запись об отце ребенка производится также на общих основаниях; она в равной степени должна быть признана имеющей право подать совместное заявление о регистрации ребенка с мужчиной, желающим быть записанным отцом данного ребенка

Однако если родителями в книге записей рождения были записаны другие лица (семейная пара, давшая согласие на имплантацию эмбриона другой женщине), суррогатная мать не имеет права оспаривать данную запись, ссылаясь, что биологически матерью ребенка является она (п.3 ст.52 СК РФ). Такая норма необходима, прежде всего, для обеспечения спокойной жизни и безопасности как матери, так и ребенка во избежание психологических и социальных стрессов.

Дальнейшая защита материнства и отцовства (реализация ими родительских прав и исполнение обязанностей) в СК РФ представлена следующими нормами:

Статья 62. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и(или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет;

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей;

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

Статья 68. Защита родительских прав;

Статья 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей;

Статья 86. Участие родителей в дополнительных расходах на детей.

В браке интересы права и интересы беременной женщины защищены следующими нормами: согласно ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка ни в загсе, ни в суде).

Статья 89 СК РФ дает право жене в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка требовать уплаты алиментов от своего супруга. Алименты взыскиваются даже в том случае, если жена обеспечена средствами в размере, превышающем прожиточный минимум. Это связано с тем, что в период беременности, вскармливания ребенка грудью и осуществления ухода за малолетним ребенком возникает потребность в многочисленных расходах, которые должны нести оба супруга. Те же права остаются за женщиной после расторжения брака (ст. 90 СК РФ).

Семейные права ребенка по действующему семейному законодательству указаны в главе 11 СК РФ.

Можно выделить пять основных личных прав ребенка:

- право ребенка жить и воспитываться в семье;

- право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;

- право ребенка на защиту своих прав и законных интересов;

- право ребенка выражать свое мнение;

- право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Гарантией их осуществления является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из интересов и потребностей каждого ребенка. Более того, обеспечение этих прав — задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

Отвечая нормам международного права, СК РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и иные акты содержаны специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Ст.6 указанного закона закрепляет, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В свою очередь глава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей, и устанавливаем механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье.

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав - вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний).

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка. Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др

Как известно, в теории и на практике права принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав. Защита семейных прав согласно ст.8 СК РФ осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ - государственными органами или органами опеки и попечительства.

Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.

Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п.2 ст.64 СК РФ).

Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего, управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

Ребенок может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и исполнение такого права необходимо в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и содержанию его.

Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье не обращаются за помощью заключается в том, что несовершеннолетние не знают куда и по какому вопросу они могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы (уроки, ликбезы, консультации) по ознакомления детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

Кроме того, все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства. Такая норма предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети.

В целях улучшения положения детей в России было принято одноименное Постановление Правительства РФ, в котором утверждался целый ряд программ, направленных на поддержку семьи, материнства и детства: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Подобные программы продолжают действовать и сейчас, но, надо признать, что усилия, осуществляемые государством, часто малоэффективны, а потому необходимо выработать и обеспечить реализацию «посемейной» государственной политики, обеспеченной должным финансированием. Общество должно осознать, что именно семья является оплотом в воспитании патриотизма, любви и уважения к Родине и ее истории. Оно ответственно за социальную и нравственную безопасность семьи.

10 марта 2016 г. в Москве в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялось заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. На заседании были рассмотрены результаты работы Комиссии за истекший период, в частности, говорилось об исполнении поручения Священного Синода Русской Православной Церкви [Журнал № 105 заседания Священного Синода от 23.10.2014, п. 4] и основных приоритетных направлениях дальнейшей работы Комиссии и общецерковной работы в данной сфере. Были рассмотрены и одобрены Обращения Комиссии к общественным организациям и политическим деятелям и к епархиальным комиссиям и ответственным за семейное служение о необходимости усиления общественного служения православных христиан в сфере заботы о семье. Также был рассмотрен вопрос о деятельности Церковно-общественного совета по биомедицинской этике.

В совещании принял участие протоиерей Александр Зайцев, назначенный ответственным по вопросам защиты семьи в Юго-Западном викариатстве г. Москвы.

Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства сказал о том, что семья - это основа общества, опора государства, человеческий фундамент Церкви. Необходимо остановить кризис семьи, содействовать возрождению семьи и пониманию ценности рождения детей и жизни каждого ребенка с момента зачатия. «Семья по своей природе - колыбель жизни, и нельзя превращать ее в фабрику смерти», - подчеркнул отец Димитрий, назвав ситуацию с абортами национальной катастрофой России, которая остается одним из мировых лидеров в области убийства нерожденных детей. Печально, что до сих пор не реализовано сделанное Святейшим Патриархом Кириллом предложение о выведении абортов из системы ОМС. «Безнравственно народными средствами оплачивать уничтожение будущего самого народа и нашего государства», - добавил священник.

Также он сказал о распространении химических абортов, гормональной контрацепции с абортивным механизмом, о процедурах ЭКО, которые сопровождаются гибелью нерожденных детей. На миллиарды рублей, которые ежегодно идут из бюджетов на ЭКО, можно построить дома для тысяч многодетных семей. Тревожит ежегодное снижение числа браков и рост количества разводов, в т.ч. среди молодежи. Более половины браков заканчивается разводом. До 90% мужчин не платят алименты брошенным женщинам с детьми.

«К сожалению, - сказал о. Димитрий, - мы сталкиваемся сегодня с активной пропагандой, прямо направленной против семьи и брака. В частности, наше общество столкнулось с небывалым ростом спекуляций на тему семейного насилия, говорящих о семейном насилии, о семье как источнике угрозы». «Это подрывная работа, направленная на разрушение семьи как основы российского общества и государства. Но семья, наоборот, является наиболее безопасным местом для детей, женщин, пожилых людей», - подчеркнул глава Комиссии, напомнив о проблеме ювенальной юстиции. Русская Православная Церковь считает приоритетными права родителей, а не государства в деле воспитания детей.

Очень важными задачами являются подготовка к браку, к таинству венчания, организация на приходах семейных клубов и родительских центров, работа с духовенством, которое должно знать, в частности, о проблемах биоэтики и новых репродуктивных технологиях. О кризисе семьи шла речь в ходе встречи Святейшего Патриарха с главой Римско-Католической Церкви. Видение этих проблем и подходы к ним у православных и католиков во многом совпадают. В деле защиты семьи, жизни, естественных нравственных норм самоизоляция недопустима и невозможна. Но практическое сотрудничество не должно вести к каким-либо вероучительным уступкам или отклонениям. «Нам предстоит большая работа и на Всемирном Русском Народном Соборе, и на X Всемирном Конгрессе Семей, который в этом году пройдет в Тбилиси», - сказал отец Димитрий. В преддверие Великого поста он призвал всех через таинство покаяния изменить парадигму самоуничтожения на парадигму сохранения жизни.

Секретарь Комиссии Сергей Александрович Иваненко доложил о результатах работы Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства за истекший период. Основные цели и задачи деятельности Комиссии - популяризация семейных ценностей в целях укрепления духовных и нравственных основ общества, обсуждение актуальных вопросов в сфере защиты и поддержки семьи, материнства и детства, формирование политики Русской Православной Церкви по актуальным вопросам в сфере защиты и поддержки семьи. В 112 епархиях, включая викариатства Москвы, назначены ответственные клирики по работе с семьей.

Была отмечена положительная роль Комиссии в развитии государственно-общественного диалога. Положительным образцом сотрудничества Церкви, общественных сил и государства в сфере заботы о семье является содействие Комиссии общественному обсуждению двух важных правительственных документов - Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р) и Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996-р). В результате диалога экспертов Комиссии с разработчиками этих важных документов они были существенно усовершенствованы. В документах в явной форме нашли отражение некоторые фундаментальные принципы, без которых невозможна плодотворная, созидательная государственная семейная политика.

При участии Патриаршей комиссии в 2015 году в Общественной Палате РФ были проведены четыре Круглых стола: 1) «Семейные клубы и родительские сообщества - неформальное образование в области семейной культуры и семейных ценностей», 2) «Роль системы образования в подготовке молодёжи к созданию семьи и укреплении традиционных семейных ценностей», 3) «Как помочь развитию семейного образования: роль семейных объединений и школ в развитии семейного образования, необходимость государственной поддержки», 4) «Традиционные семейные ценности в системе высшего образования». Через Общественную Палату РФ одобренные рекомендации по итогам круглых столов направлены в органы государственной власти.

Участники заседания получили изданные Комиссией четыре сборника материалов, посвященных защите семьи и жизни, вопросам биоэтики.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, рассказал о социальной деятельности Русской Православной Церкви в деле поддержки многодетных и неполных семей, беременных женщин и молодых матерей с детьми.

На Заседании выступил Павел Алексеевич Астахов, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, с докладом «Современные вызовы и угрозы традиционным нравственно-духовным и семейным ценностям России».

Он предложил разработать и ввести в образовательные стандарты учебный курс, посвященный воспитанию детей в духе традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей (например, «Семьеведение»), исключить возможность проникновения в образовательные программы курсов сексуального просвещения детей, а также предложил использовать все гуманитарные курсы в школе для популяризации среди несовершеннолетних ценности семьи, материнства, отцовства и детства, уважительного и бережного отношения к человеческой жизни, в том числе жизни нерожденного ребенка.

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета сказал о необходимости поддержки многодетной семьи. В России, где с каждым годом наблюдается колоссальная убыль многодетных семей, необходимо создать положительный образ счастливой многодетной семьи. «Нужна пропаганда такой семьи. Мы в своем приходе помогаем многодетным семьям получать квартиры, даем льготы по оплате школы. Наши многодетные семьи живут лучше всех», - сказал отец Владимир.

В ходе заседания Комиссии также выступили со своими сообщениями и предложениями члены Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Лев Махно, заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета, протоиерей Максим Обухов, руководитель информационного отдела Комиссии, Силуянова И. В., заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова.

В этом заседании также приняли участие протоиерей Дмитрий Рощин, руководитель управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Лаврова Н.Ю., руководитель Управления по реализации Всероссийской программы «Святость материнства», клирики, назначенные в Москве и Московской области ответственными за пастырскую работу по семейной тематике: протоиерей Кирилл Каледа от благочиния ставропигиальных приходов и патриарших подворий Московской области, протоиерей Виталий Ткачев от викариатства Новых территорий г. Москвы, протоиерей Александр Краля от Московской (областной) епархии, представители викариатств города Москвы: протоиерей Андрей Речинский (Центральное викариатство), протоиерей Александр Зайцев (Юго-Западное), протоиерей Александр Березовский (Северное), протоиерей Михаил Мелешко (Северо-Восточное), священник Тимофей Куропатов (Южное), священник Сергий Сиротин (Юго-Восточное), приглашенные председатели епархиальных отделов по вопросам семьи, защиты материнства и детства: протоиерей Александр Дягилев (Санкт-Петербург), протоиерей Михаил Бень (Барнаул), священник Иоанн Золотавин (Ростов-на-Дону), священник Дмитрий Ваулин (Екатеринбург), а также сотрудники Патриаршей Комиссии.



Просмотров