Презентация преступление и наказание родиона раскольникова. Презентация «Преступление Раскольникова. Он испытывает мировую скуку. Свидригайлов развлекается как может, но ничто не помогает. По ночам герою являются привидения




Социальное положение. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Он был до того худо одет, что иной, даже и приличный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.




Семья. У Раскольникова есть мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня. Письмо дрожало в руках его; ему хотелось остаться наедине с этим письмом. Он быстро поднес его к губам и поцеловал… Он упал перед нею на колени, он ноги ей целовал, и оба, обнявшись, плакали.








Раскольников и Христос. Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. Он сам попросил его у нее незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. Он ходил в церковь молиться вместе с другими. -Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! – кричали ему. – Убить тебя надо.



  • Литература 10 класс
  • ГБОУ «Ленинская ООШ № 1»
  • Подготовила:
  • учитель русского языка и литературы
  • Куценко Наталья Владимировна
  • Г. Свердловск, ЛНР
  • Вечный спор Ангела и Демона происходит
  • в нашей собственной совести. И ужаснее
  • всего, что мы никогда не знаем, кого из них
  • любим, кому больше желаем победы.
  • Д.С. Мережковский
СИНКВЕЙН
  • СИНКВЕЙН
  • СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
  • ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
  • ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ
  • ВЫВОД
Соня: "... Говорите лучше прямо, чего вам надобно! <...> вы опять на что‑то наводите… Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли!...»
  • Соня: "... Говорите лучше прямо, чего вам надобно! <...> вы опять на что‑то наводите… Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли!...»
  • Раскольников:
  • "...я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…»
  • "... предположи, что я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию...»
  • ".. Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! <...> Я просто убил; для себя убил, для себя одного <...> И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил <...> мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!...»
  • "... Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так‑таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я…»
  • Соня: « Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете
  • Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.
люди консервативные, живут в послушании, любят быть послушными;
  • люди консервативные, живут в послушании, любят быть послушными;
  • обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного;
  • обязаны приумножать мир численно;
  • не признают права «необыкновенных» на совершение преступления
  • имеют право разрешить себе совершить преступление;
  • имеют право разрушения настоящего во имя лучшего будущего;
  • двигают мир и ведут его к цели;
  • современники не признают их права на преступление, однако в будущем их оправдывают и возводят на пьедестал
судьбы обездоленных людей, несправедливость и жестокость окружающего мира,
  • судьбы обездоленных людей, несправедливость и жестокость окружающего мира,
  • идеи Наполеона о праве сильной личности,
  • тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются,
  • комната, похожая на шкаф
внутренне состояние героя: задавлен бедностью, не равнодушен, есть желание действовать,
  • внутренне состояние героя: задавлен бедностью, не равнодушен, есть желание действовать,
  • характер героя: одинокий, замкнутый, болезненно-самолюбивый
  • Раскольников приходит к мысли, что добро по отношению к другим требует зла по отношению к себе, что люди так или иначе преступают нравственные законы.
  • Предположим, что Раскольников родился в богатой семье и жил где-нибудь в Подмосковье, тогда:
  • http://prezentacii.info/
  • http://prezentacii.info/wp-content/uploads/2016/07/aDnL5ife1dQn6USz/6.jpg
  • https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fb5/0002ced4-7bb5fb4a/hello_html_m40dd0fcd.jpg
  • http://photos.lifeisphoto.ru/86/0/865003.jpg
  • http://images.myshared.ru/5/500130/slide_24.jpg
  • https://img-fotki.yandex.ru/get/16155/135135391.51/0_11f1a1_81a0d708_XL.jpg
  • Презентация составлена учителем русского языка и литературы ГБОУ «Ленинская ООШ № 1» г. Свердловска ЛНР Куценко Натальей Владимировной

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ф.М. Достоевский

Образ Раскольникова Родиона Романовича

Раскольников был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Весь его вид отображал бедность и нищету. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу. На голове у Раскольникова была шляпа: высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.

Видя несправедливость и бесправие низов, царившие в городе, Раскольников создает свою преступную теорию. По этой теории люди делятся на две категории: «низших» и «право имеющих». Родион решает проверить себя: сможет ли он переступить через свои нравственные ценности, свой характер. Если да, то он докажет самому себе и другим, что он относится к категории высшей, а не к «тварям дрожащим». Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для обществ ростовщицу, как он считает, "никчемную старушонку".

Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира - это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,- так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или... "или отказаться от жизни совсем!" .

Преступление совершено, почему же так тяжело и страшно нашему герою? Он переживает душевные терзания: его преследуют страшные воспоминания о пролитой крови, страх перед разоблачением и наказанием, а главное, ощущение безысходного одиночества и бессмысленности совершенного им преступления.

Раскольников избегает общества людей, даже ближайшего друга Разумихина, отталкивает сестру и мать. Он боится "запачкать" их своим преступлением. Лишь в разговорах с Соней Мармеладовой Раскольников смог открыть свою душу. Она такая же грешная, как и он (живет по желтому билету). На этот путь Соню тоже толкнула безысходная нужда. Она тяготится своим положением, но не может его изменить. Она уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу, чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.

Наказание не сводится к судебному приговору, оно заключено в нравственной пытке, которая для героя романа более тягостна, чем даже тюрьма и каторга. Муки совести, леденящий душу страх, преследующий Раскольникова на каждом шагу, сознание бессмысленности совершенного злодеяния, сознание своей ничтожности, неспособности стать «властелином», понимание несостоятельности своей теории - все это тяжелейшим гнетом ложится на душу преступника. Всем этим герой доказывает себе и нам, что нормальный человек не может безнаказанно совершить злодейство, что жизнь намного сложнее и "изобретательнее" любой теории. Убив старуху, Раскольников вынужден был убить и ее безобидную сестру Лизавету, вернувшуюся домой в момент убийства. Это двойное преступление тяготит Родиона Романовича. И в конце концов он признается следователю во всем содеянном. Раскаяние на площади и у следователя несколько примиряет Раскольникова с окружающими.

Цель урока: раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется в своей жизни, определить художественные средства, которыми пользуется автор для достижения поставленной цели.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Теория Раскольникова

Создание Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года

Сам Ф.М. Достоевский так определил создание своего романа: «Это психологический отчёт одного преступления… Молодой человек, исключённый из студентов университета, живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным» идеям, решил разом выйти из скверного положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты». Содержание

Сюжет и композиция Сюжет Преступление Действие преступления и его причины на душу преступника

Сюжет и композиция Роман состоит из шести частей и эпилога. Часть первая – совершение преступления (рассказывается о замысле и совершении преступления) последующие пять частей – наказание («психологический отчёт» преступника; рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию); эпилог – раскаяние.

Сюжет и композиция Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: детектива (совершено преступление, которое раскрывается), социального жанра (даны картины униженных и оскорблённых), наличие любовной интриги, серьёзных философских и религиозных размышлений и психологических исследований, роман признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе.

Главная идея Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Он был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, утверждавшими, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору». Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.

Родион Раскольников Разночинец, бедный студент. Наделен привлекательной внешностью: « замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами… ростом выше среднего, тонок и строен». Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль острее собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, даёт деньги на похороны едва знакомого ему Мармеладова.

Что есть преступление? Разумихин: «…преступление есть протест против ненормальности социального устройства…» (Среда заела) Порфирий Петрович: «…среда многое в преступлении значит…» Раскольников: « …существуют на свете… лица, которые могут… полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления» (часть III, глава 5)

Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий.

Вывод: по мнению Раскольникова, «все люди разделяются на “ обыкновенных ” и “ необыкновенных ” ». Что понимает Раскольников под этим разделением людей?

Нет, мне жизнь однажды даётся, и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья». Я сам хочу жить, а то уж лучше не жить…

Черты людей, принадлежащих к двум разрядам « Необыкновенные » « Обыкновенные » имеют право разрешить себе совершить преступление имеют право разрушения настоящего во имя лучшего будущего двигают мир и ведут его к цели Современники не признают их права на преступление, однако в будущем их оправдывают и возводят на пьедестал люди консервативные, живут в послушании, любят быть послушными обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного обязаны приумножать мир численно Не признают права «необыкновенных» на совершение преступления

«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей» Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничтожении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, я принцип убил!». Принцип этот – совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона Раскольникова противится нечеловеческой, безнравственной теории.

Созданная теория оказалась безнравственной На каторге Раскольников всё ещё уверен, что теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнёс. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека». В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места.

Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию – и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому всё позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

К чему привела теория умного и доброго человека?

теория Преступление Признание Соне Разговор с Дуней «Покаяние» на площади Поведение на суде Поведение на каторге Сон на каторге Любуется весенним пейзажем Изменился по отношению к Соне Начал говорить с людьми Взял Евангелие Он раскаялся Он хочет жить

Так что победило: душа или теория? душа

Вывод Бесчеловечная идея привела Раскольникова к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе. И, только раскаявшись, герой вновь обретает себя.

Приём антитезы У Достоевского человек противоречив. Его герой сочетает в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма. Даны два портрета Раскольникова: до совершения преступления автор говорит о красоте, о прекрасных глазах Родиона, но преступление оставляет трагический отпечаток не только в душе героя, но и на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы Использование различных художественных приёмов в романе

В романе широко использована символика имён и цвета, чисел и снов, евангельских имён и сюжетов. Символика

Раскольников. Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой. Софья. Софья означает «смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и не перестаёт верить в добро и справедливость. Значение некоторых имён и фамилий

Лебезятников. Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Авдотья Романовна. Прототипом сестры Раскольникова является Авдотья Яковлевна Панаева – первая любовь Ф.М.Достоевского. Лизавета Ивановна. Елизавета – «почитающая Бога» Значение некоторых имён и фамилий

Символика цвета в романе Жёлтый цвет – основой цвет романа. Использование и значение Родион Раскольников живёт в жёлтой каморке, похожей на шкаф, с жёлтыми обоями. Соня Мармеладова живёт по жёлтому билету, в её комнате тоже жёлтые обои. Старуха-процентщица одета в пожелтевшую кацавейку, её комната обставлена мебелью из жёлтого дерева. От постоянного пьянства лицо Мармеладова стало жёлтым.

Символика цвета в романе Дома Петербурга окрашены в жёлто-серый цвет. У Порфирия Петровича в доме мебель из «жёлтого отполированного дерева». Свидригайлов остановился в гостинице в комнате с жёлтым цветом обоев. Перстень с жёлтым камнем у Лужина. Женщина-самоубийца с жёлтым постным лицом встречается Раскольникову на улице.

Символика цвета в романе Жёлтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни, он усиливает атмосферу безысходности, надрыва, истеричности. Все «жёлтые» детали в романе являются предвестниками недобрых событий.

Зелёный цвет имеет «фамильный мармеладовский платок» (его как крест сначала носила Катерина Ивановна, потом Соня). Но этот платок – не только олицетворение страданий, которые выпадали на долю его обладательниц. Он же является искупительной силой этих страданий: Зелёный цвет в романе

(Соня надевает зелёный платок, отправляясь за Раскольниковым, который едет сознаваться в своём преступлении. Она готова на себя принять его страдания и искупить вину Родиона). Зелёный цвет в романе

В эпилоге (сцена возрождения) Соня появляется в этом же платке. В этот момент зелёный цвет страданий и надежды «превозмогает», пересиливает жёлтый цвет болезненных заблуждений Родиона Раскольникова и «больного» Петербурга. Зелёный цвет в романе

Теория Родиона Раскольникова и её крушение (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Домашнее сочинение

Трофимова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№1 г. Энгельса 2013-2014 учебный год


Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Тема урока: «Истоки преступления
  • Р.Раскольникова.
  • Теория и проверка ее жизнью»
  • Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
  • Ф. М. Достоевский
  • Художник Воробьёв М.
  • «Дуб, раздробленный молнией».
«Давным-давно как зародилась в нём теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и созрела приняв форму ужасного вопроса, который замучил его сердце и ум… Теперь же письмо матери вдруг как громом в него ударило…».
  • «Давным-давно как зародилась в нём теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и созрела приняв форму ужасного вопроса, который замучил его сердце и ум… Теперь же письмо матери вдруг как громом в него ударило…».
  • Исторические
  • Нравственные
  • Социальные
  • Идеологические
  • Причины
  • Как вы понимаете каждую причину?
60–70 гг. 19 века – эпоха драматическая.
  • Ф.М.Достоевский писал: “…теперь беспорядок всеобщий, беспорядок везде и всюду, в обществе, в делах его, в руководящих идеях, в убеждениях… в разложении семейного начала…Треснули основы общества под революцией реформ, замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы Добра и Зла”.
Суть преступления Раскольникова в том, что совершено оно по «идейным» соображениям.
  • Суть преступления Раскольникова в том, что совершено оно по «идейным» соображениям.
  • 1 группа определит цель визита к следователю, проследит, как Раскольников хочет предстать перед ним и в чём притворяется, проследит состояние Раскольникова во время беседы, которую называют «психологическим поединком» (внутренние монологи и мысли). Почему по ходу развития действия Раскольников становится все более грустным?
  • 2 группа готовится рассказать о теории Раскольникова. В чем суть выделения "двух разрядов"? Изложите основные тезисы статьи Раскольникова (привести цитаты). Зачем герой обращается к истории, какие и зачем упоминает имена собственные? Также подумаете, в чём отличие изложения теории Порфирием Петровичем и самим героем?
  • 3 группа проанализирует образ Порфирия Петровича. Кто он? Противоречивость внешности и характера. Что говорит о нём Разумихин? Почему его заинтересовала статья Раскольникова? Почему по ходу развития действия Порфирий Петрович меняется: сначала насмешлив, подмигивает Раскольникову, хихикает, а потом становится серьёзным, в конце беседы - чрезвычайно ласковым и любезным?
Теория Раскольникова
  • люди делятся на два разряда: «на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово ».
  • Последние, утверждает Раскольников, имеют право «разрешить своей совести… перешагнуть через иные препятствия » во имя спасительной идеи человечества
  • «законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний <…> и, уж, конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь <…> могла им помочь ».
  • Все предрассудки истребя,
  • Мы почитаем всех - нулями,
  • А единицами - себя;
  • Мы все глядим в Наполеоны;
  • Двуногих тварей миллионы
  • Для нас орудие одно…
  • А.С.Пушкин.
Теория «наполеонизма»
  • В 1865 г. на русский язык была переведена книга французского императора Наполеона III «История Юлия Цезаря», где развивались идеи об особом предназначении великой личности. В этой книге оправдывалась политика войн, насилия, угнетения. Навязывалась мысль: «Сильному все дозволено!» и «Свобода и власть, а главное – власть».
  • Сильной личности разрешено все, даже преступление для достижения своих целей. Большая часть человечества представляют собой «материал» для великих людей.
  • Эта теория была особенно популярна среди молодежи, многие мечтали стать «наполеончиками». Об этом свидетельствуют и слова Порфирия Петровича – пристава следственных дел. «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает».
  • Кто он сам?
  • Что есть преступление? Разумихин : «…преступление есть протест против ненормальности социального устройства…» (Среда заела) Порфирий Петрович : «…среда многое в преступлении значит…» Раскольников : « …существуют на свете… лица, которые могут… полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления» (часть III, глава 5)
«Настоящей и единственной причиной являются все-таки тяжелые обстоятельства, пришедшиеся не по силам нашему раздражительному и нетерпеливому герою» (Д.И. Писарев).
  • «Настоящей и единственной причиной являются все-таки тяжелые обстоятельства, пришедшиеся не по силам нашему раздражительному и нетерпеливому герою» (Д.И. Писарев).
  • “Преступление его идейное,т.е. вытекает не из личных целей, не из эгоизма, как более распространенный тип нарушения закона,а из некой теоретической идеи, каковы бы ни были ее качества” (Д.С. Мережковский).
  • “Почему Раскольников убивает старуху- процентщицу и ее сестру? Очевидно, чтобы спасти свою семью от бедности, освободить сестру... Он совершает убийство еще и потому, что, согласно излюбленной идее Достоевского, распространение материалистических идей нравственно опустошает молодого человека и может сделать убийцей чрезвычайно положительного юношу” (В.В. Набоков).
  • “Я утверждаю, - писал Достоевский, - что сознание своего совершенного бессилия помочь или принести хоть какую-нибудь пользу или облегчение страдающему человеку… может даже обратить в сердце вашем любовь к человечеству в ненависть к нему”.
  • Назовите социальные, мировоззренческие и психологические причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.
  • внесло ли это перемены, прошло ли то состояние удушья, от которого страдал Раскольников? Нет, жизнь стала еще невыносимее. Раскольников воспринимает ее как путь на казнь. Он испытывает ко всему физическое отвращение, ему гадки все встречные, не нужны родные люди, друзья. Он боится разоблачения, его преследуют кошмары, он страдает физически.
  • Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)
Преступление Раскольникова
  • <…> <…> ». Раскольников удивляется тому, насколько мысли студента совпадают с его собственными, и через некоторое время осуществляет «общую мечту».
  • Можно ли, преступив закон нравственно, прийти к счастью?
  • «Тварь ли я дрожащая
  • или право имею»
  • Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем – это психологические поединки, в которых логически опровергается теория Раскольникова.
Достоевский знал, что теории, сформулированные в 19 веке, станут еще более жесткими в 20 веке.
  • Ведь весь фашистский геноцид, мнение Сталина, что нельзя построить коммунизм без жертв – всё это основывается на теории Раскольникова.
  • Поэтому некоторые исследователи называют «Преступление и наказание» романом-предупреждением.
О чем предупреждает Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ?
  • В умах людей в разные эпохи всегда будут бродить самые разные…
  • Даже самый бесчувственный человек не должен забывать ….
  • Любое насилие, задуманное из лучших побуждений, оборачивается преступлением прежде всего против…
О чем предупреждает Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ?
  • В умах людей в разные эпохи всегда будут бродить самые разные ИДЕИ.
  • Даже самый бесчувственный человек не должен забывать о ДУШЕ.
  • Сколько стоит человеческая жизнь?
  • Любая человеческая жизнь бесценна!!!
  • Любое насилие, задуманное из лучших побуждений, оборачивается преступлением прежде всего против бесправных, обездоленных и самого человека
  • Автор умышленно не даёт внутренних монологов этого героя и показывает его только глазами Раскольникова. Родион подмечает подмигивания и знаки, которые делает Порфирий Петрович. Непонятно, плод ли это воспаленного воображения героя, или следователь в самом деле что-то дает понять Раскольникову. Таким образом, вносится интрига, элемент умолчания. Порфирий Петрович становится фигурой таинственной и оттого страшной.
  • Одним из главных моментов в данном эпизоде является вопрос Порфирия Петровича. Он интересуется, что будет с «обыкновенным» человеком, если он совершит преступление, посчитав себя «необыкновенным» и выдумав себе какую-нибудь цель-идею. Раскольников отвечает, что если совесть есть, то будет страдать, коль осознает ошибку: «Это и наказание ему, - опричь каторги». Эти слова героя стали пророческими для него самого, для его совести и судьбы.
  • Перечитать эпизоды о Свидригайлове:
  • Ч.4, гл.1, 2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым)
  • Ч.6, гл.3, 4, 5, 6 (последняя встреча Свидригайлова с Раскольниковым и Дуней, смерть Свидригайлова)
  • Ответить на следующие вопросы:
  • Как относится Раскольников к Свидригайлову? Отметить в тексте материал, связанный с ответом на этот вопрос.
  • Каким представлен Свидригайлов в письме Пульхерии Александровны?
  • Меняется ли ваше отношение к этому герою во время чтения романа?
Однажды в трактире Раскольников подслушивает разговор студента и офицера. Студент убежденно говорит том, что если найдется человек, который убьет и ограбит старушку-процентщицу, то он сделает доброе дело и будет оправдан «по совести», потому что на ее деньги, обреченные в монастырь, можно сделать тысячу добрых дел: «с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная <…> С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки <…> не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? ».
  • Однажды в трактире Раскольников подслушивает разговор студента и офицера. Студент убежденно говорит том, что если найдется человек, который убьет и ограбит старушку-процентщицу, то он сделает доброе дело и будет оправдан «по совести», потому что на ее деньги, обреченные в монастырь, можно сделать тысячу добрых дел: «с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная <…> С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки <…> не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? ».
  • Раскольников удивляется тому, насколько мысли студента совпадают с его собственными, и через некоторое время осуществляет «общую мечту».
  • ВЫВОДЫ:
  • Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию – и самую передовую.
  • Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться.
  • Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому всё позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.
  • Строить жизнь по теории нельзя!
  • Теория
Домашнее задание:
  • Всем: Ответ на вопрос: «Почему теорию Раскольникова считают антигуманной?»
  • Читать 1,2,3 главы IV части.
  • По рядам:
  • 1 - Образ Свидригайлова (Ч.1, гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове)
  • 2 - Ч.4, гл.1, 2 (Лужин о Свидригайлове,
  • 3 - Первая встреча Раскольникова со Свидригайловым)


Просмотров