Презентация «Преступление Раскольникова. Презентация на тему: "Причины преступления Родиона Раскольникова" Раскольников в романе преступление и наказание презентация

Слайд 1

В чём преступление и наказание Родиона Раскольникова Арифметика теории против живой жизни
Презентацию подготовил ученик 10 класса МОУ «Зимстанская сош», Республика Коми, Усть-Куломский р-н, Клатт Семён. 2012 г.
Руководитель – Кочанова В.В., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

План презентации:
Художественные особенности романа Личность Родиона Раскольникова Причины возникновения теории Теория Раскольникова Роль Сонечки Мармеладовой в жизни Раскольникова Наказание Раскольникова Сны как отражение подсознания (четыре сна Раскольникова) Список используемой литературы

Слайд 3

Художественные особенности романа:
тонкость психологического анализа (внимание акцентируется на психологии человека, а не на внешности); часто используется приём полифонии (многоголосия) в романе (очень много «внутренних» монологов); лаконичность описания внешности позволяет: ✔обращать больше внимания на внутренний мир героев; ✔самому дорисовывать образы персонажей; Роман выводит читателя на глубинное философское осмысление жизни.

Слайд 4

Раскольников Родион Романович
Раскольников – главный герой романа «Преступление и наказание». Бывший студент юридического факультета, вынужденный по недостатку средств уйти из университета. Это личность далеко не заурядная, с богатым запасом умственных и нравственных сил. Его товарищ Разумихин так характеризует Раскольникова: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время, а может быть, гораздо прежде, мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит выказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без права на это». Достоевский в черновых материалах к роману сопоставляет Раскольникова с Жаном Сбогаром, героем одноимённого романа французского писателя Ш. Нодье (1818). Сам же говорит о его отношении к учёбе так: «Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был очень беден и как-то надменно горд и необщителен, как будто что-то таил про себя».

Слайд 5

Раскольников Родион Романович
Описание внешности Раскольникова так же немногословное: «…Замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». В статье критика Н. Н. Страхова «Наша изящная словесность» (1867) выдвигается на передний план мысль, что Достоевский вывел в лице Раскольникова новый образ нигилиста, изобразив «…нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием». Страхов увидел в Раскольникове черту истинного русского человека – своего рода религиозность, с которой он предаётся своей идее, стремление дойти «до конца, до края той дороги, на которую его завёл заблудший ум».

Слайд 6

Причины возникновения теории
Раскольников был бедным студентом, которому нечем было платить за занятия в университете. Поэтому он вынужден бросить занятия и временно уйти из университета. «Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его». Его мучило другое. Везде: в трактире, на улице, в квартирах, которые снимали бедные люди, - видит он невыносимое страдание и нищету народа. И он протестует против этого положения. «Мне вдруг ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепости, взять просто всё за хвост и стряхнуть к чёрту!» - говорит он. Но Раскольникову кажется, - и всё, что он видит вокруг себя, как бы подтверждает это, - что «так доселе велось и так будет всегда будет». На основании всего этого он создаёт свою теорию об устройстве общества.

Слайд 7

Теория Раскольникова

Слайд 8

Роль Сони Мармеладовой в жизни Раскольникова
Если Раскольников – главный герой романа, то Мармеладова Сонечка – главная героиня. Принадлежит к категории «кротких». «…Маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». И Раскольников, и Соня преступили нравственную черту: Раскольников совершил убийство, Соня пошла «по жёлтому билету». Но если Родион преступил через других, в первую очередь, ради себя, то Сонечка сделала это исключительно ради своей семьи, оказавшейся в глубокой нищете. И ещё одно роднит эти судьбы и характеры – умение страдать за других, способность к состраданию. У Раскольникова уязвимая душа, пылкая мысль, строгая совесть, и поэтому его замучило всеобщее горе окружающих: сестры Дунечки и матери, семьи Мармеладовых, обесчещенной девочки на Конногвардейском бульваре, самоубийцы на мосту, детей из трущоб Петербурга. Что же касается Сонечки, то образ её – воплощение «ненасытимого страдания», человеколюбия, умение понять и принять чужое страдание как своё. Именно поэтому и честь, и жизнь свою она приносит в жертву близким. У Сонечки Родион находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу и вместе с ним нести крест. Мармеладова читает ему Евангелие, пытается приобщить к вере в Бога, всячески подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идёт признаваться. Она едет за ним на каторгу. Сам он холоден и отчуждён с ней, пока к нему самому не приходит озарение, и тогда он понимает, что ближе её никого у него нет. Через любовь к Сонечке и через её любовь к нему Раскольников, по мысли автора, воскресает к новой жизни.

Слайд 9

В чём наказание Раскольникова?
Наказание Раскольникова – в страшных муках совести, которые терзают его душу всё время, даже до убийства старухи, пока существует теория. В своей черновой тетради Достоевский так определил наказание Раскольникова (его герой сравнивается с героем Пушкина): «Алеко убил. Соз- нание что он сам не достоин своего идеала, который мучает его душу. Вот – преступление и наказание». И Раскольников мучается именно потому, что он не переступил, по его сло- вам, оказался «тварью дрожащей». Для него признание в муках совести за совершённое им убийство – признание в собственном бессилии. Писарев так определяет состояние Раскольникова: «Раскольников находится в таком положе- нии, при котором все лучшие силы человека поворачивают- ся против него самого и вовлекают его в безнадёжную борь- бу с обществом».

Слайд 10

Первый сон Раскольникова
Первый сон в романе – сон Раскольникова об убийстве лошади. Герою снится, как он, будучи ребёнком, видит пьяных мужиков, которые насмерть забивают старую, тощую лошадь. Толпа, присутствующая при этой сцене, воодушевлена «забавой», и лишь» маленький Родя пытается остановить разъярённых мужиков. Раскольников не может не сочувствовать животному, он кричит: «Папочка, папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!». Но как бы ни молил Родион отца, ответ ему был один: «Шалят, пойдём!».Мальчик не выдерживает, бежит к лошади и целует её в окровавленную морду, глаза, губы. Ребёнок проявляет чуткость к чужой боли, чужим страданиям, он не может мириться с жестокостью, творящейся на глазах. Сон подчёркивает несовместимость задуманного Раскольниковым преступ ления с такими чертами его характера, как чуткость, сострадательность и нежность. Но бессилие отца лишило его этой детской, истинной веры в торжество добра - и стало всё разрешено, не стало никакой власти, кроме власти рассудка, склонного к заблуждениям.

Слайд 11

Второй сон Раскольникова
Второй сон снится Раскольникову после убийства и визита в полицию. Ему кажется, что убивают хозяйку, и вскоре с ужасом понимает, что бьёт её квартальный надзиратель Илья Петрович. Все соседи сбегаются смотреть, и Раскольникова охватывает страх, что скоро придут к нему, ведь эти побои – следствие его вчерашнего деяния. «Страх, как лёд, обложил его душу, задушил его…». Второй сон передаёт состояние героя после убийства, Раскольников в смятении, его охватил ужас от совершенного им поступка. Достоевский показывает, что на уровне подсознания у Родиона появляется мысль о признании – ужас может толкнуть героя на явку с повинной.

Слайд 12

Третий сон Раскольникова
Во время третьего сна Раскольников попадает в квартиру убитой им старушки. Во сне герою кажется, что ничего не изменилось, всё опять по-прежнему. Он снова достаёт топор и совершает убийство, но на этот раз старуха даже не шелохнулась, она сидит тихо и смеётся, её смех всё нарастает и превращается в зловещий хохот. Раскольниковым овладевает какое-то остервенение, он злится и бьёт старуху, потом бросается вон из комнаты, и на этом сон обрывается. Третий сон передаёт состояние героя, отражает его попытки признаться и одновременно страх перед этим. Раскольников постоянно думает о преступлении, мысли об этом не отступают ни на минуту. Старуха во сне смеётся, смеётся над его бессилием, над его внутренними мучениями. Едкий хохот чиновницы звучит как издевательство над попытками несчастного убийцы всё забыть.

Слайд 13

Четвёртый сон Раскольникова
Четвёртый сон сыграл важную роль в душевном возрождении Раскольникова. Ему снится, что все люди возомнили себя «власть имеющими», мир охватила язва убийства. И спастись от этой эпидемии могли только избранные несколько человек, но «никто и нигде не видал этих людей, не слыхал их слова и голоса». После этого «бессмысленного бреда» и начинается возрождение Раскольникова. Герой, наконец, освобождается от власти своей теории и начинает жить настоящей жизнью. Четвёртый сон очень прост для понимания. С его помощью писатель показывает страшную опасность теории Раскольникова, которая может привести к смешению нравственных норм и понятий, разрушению грани между добром и злом. Достоевский показывает, что эта теория не верна, что нельзя делить мир на «тварей дрожащих» и «право имеющих», писатель не верил в «кровь по совести».В своём романе он предупреждает будущее поколение о том, что нельзя построить гармоничное общество, если в его основе лежат кровь, жестокость и человеческие страдания.

Слайд 14

Причины крушения теории Раскольникова:
Идеи Раскольникова утопичны и бесчеловечны, а натура Родиона чужда холодному эгоистическому расчёту; Идеи Сонечки Мармеладовой противопоставляются идеям Раскольникова, и они вытесняют неверную теорию; Желая помочь обществу, главный герой совершает убийство, тем самым противопоставляет себя окружающим, обесценивая свой поступок.

Слайд 15

Список литературы:
Сайты - ru.wikipedia.org и briefly.ru Энциклопедия литературных героев. Русская литература второй половины XIX века (издательство «Олимп» и «Издательство АСТ» под общей редакцией кандидата филологических наук Е. А. Шкловского, 1997 год)

краткое содержание других презентаций

«Преступление Раскольникова» - Черты характера. Причины преступления Раскольникова. Суть теории Раскольникова. Раскольников. Письмо матери. Цитаты. Преступление Р.Раскольникова. Голос совести. Мое открытие Достоевского. Сон Раскольникова. Самообман Раскольникова. Н. В. Гоголь «Шинель». Одиночество. Страдания других людей. Разговор студента. Истоки преступления. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Достоевский. Преступление Раскольникова.

«Петербург в «Преступлении и наказании»» - Кому принадлежат комнаты. В сегодняшнем мире набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму. Развитие навыков анализа художественного произведения. Раскольников совершает убийство. Городской пейзаж. Раскольников и окружающий мир. Достоевский. Свидригайлов. Город пышный, город бедный. Вставьте пропущенные слова. Поверь себя. Оригинальность таланта Достоевского. Гениальность Достоевского.

«Раскольников и Мармеладова» - Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии. Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Смирение не предполагает самоубийства. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах.

«Роман Достоевского «Преступление и наказание»» - Петербург Достоевского. Опровержение теории Раскольникова. Урбанисты. Наполеон. Проекты. Теория Раскольникова. Крест Лизаветы, который собирается носить Соня. Преступление и наказание. Критерии оценивания. Человек идеи. Праведники. Вопросы по проекту.

«Образы в «Преступлении и наказании»» - Материал урока. Причины. Боклевский. Исторический деятель. Антуан Жан Гро. Семья Мармеладовых. Признание Раскольникова. Достоевский. Мармеладов находится на последней ступени нищеты. Люди делятся на два разряда. Грабарь. Мир «униженных и оскорбленных». Преступление Раскольникова. Знакомится с титулярным советником. Теория Раскольникова. Однажды в трактире. Раскольников. Идеи, которые носятся в воздухе.

«Опровержение теории Раскольникова» - Кровь по совести. Оппоненты Раскольникова. Расчет и случай. Опровержение теории Раскольникова. Правда Сони Мармеладовой. Противоречивость образа Свидригайлова. Петр Петрович Лужин. Раскольников. Самоубийство. Кто из героев является «двойником» Раскольникова. Теория «целых кафтанов». Тема наказания. Несправедливость. Чтение Евангелия. Свидригайлов Аркадий Иванович. Преступление и наказание. Слабость Сони.

«Вечный спор Ангела и
Демона происходит в
нашей собственной
совести, и ужаснее
всего то, что мы иногда
не знаем, кого из них
больше любим, кому
больше желаем
победы...»
Д. С. Мережковский

Двойники Р.Раскольникова

Центральная фигура
романа -Раскольников,
нищий студент, в голове
которого созрела
безумная теория,
вылившаяся в
преступление против
самого себя.

Теория о вседозволенности
избранных. Каждое лицо,
разговор, встреча здесь играют
важную роль в душевной эволюции
героя. Очень важное значение в
этом смысле приобретают образы
двойников Раскольникова -
Свидригайлова и Лужина

Как в зеркало, смотрит Раскольников на своих отвратительных двойников и видит... себя

Двойники, доводящие одну из сторон
его теории до ее крайнего проявления,
это доказывает противоестественность
умозаключений Раскольникова.

Раскольников
Свидригайлов
Лужин

Родион Романович Раскольников - убийца

Родион Романович Раскольников убийца

В чем смысл теории Раскольникова?

Чтобы помочь другим людям, можно использовать
«простую арифметику»: убить одного ради благоденствия
многих.
Чтобы убить, необходимо ради своей идеи
«…перешагнуть через кровь», т.е. решить для себя
важный вопрос:

«Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Пытаясь выяснить это,
Раскольников идет
на эксперимент над собой,
доказывая себе,
что имеет право поступать, поправ
основные христианские заповеди, оправдывая
себя тем, что идет на преступление во имя
любви к ближнему.

Его теория -
продукт крайнего
индивидуализма,
гипертрофированной
человеческой
гордыни, ведь
все, что он делает,
он делает во имя
себя.

Нет, мне жизнь
однажды
даётся, и
никогда её
больше не будет:
я не хочу
дожидаться
«всеобщего
счастья».
Я сам хочу жить, а
то уж
лучше не жить…

Черты людей, принадлежащих к двум разрядам
«Необыкновенные»
«Обыкновенные»
люди консервативные,
живут в послушании, любят
быть послушными
обязаны быть
послушными, потому что это
их назначение, и тут
решительно нет ничего для
них унизительного
обязаны приумножать мир
численно
Современники не признают Не признают права
их права на преступление, «необыкновенных» на
однако в будущем их
совершение преступления
оправдывают и возводят на
пьедестал
имеют право разрешить
себе совершить
преступление
имеют право разрушения
настоящего во имя лучшего
будущего
двигают мир и ведут его к
цели

Можем ли мы поступки Раскольникова разделить на хорошие и плохие?

-
Разработал зловещую
теорию
Презирает суд Божий и
людской
Убил
Не раскаялся
Спокоен, когда находят
мнимого убийцу
Нервничает, не хочет
защищаться на суде
+
Пожалел Мармеладовых
Спас пьяную девочку
Не выдержал, что
допустил «кровь по
совести»
Любит мать и Дуню
Отношение к товарищустуденту и его отцу
Спас детей на пожаре

В связи с чем появляется в
романе Лужин?
Зачем Лужину брать в жены
бесприданницу?
Почему появление Лужина в
романе затянуто?
Зачем автор сталкивает
Лужина с Соней?
Как раскрывается Лужин в
словах «а деловой человек
слушает да ест, а потом и
съест»?
Можем ли мы назвать его
«двойником»
Раскольникова?

Петр Петрович Лужин – законопослушный гражданин

Часть I, гл. 3.
Часть II, гл. 5.
Часть IV, гл. 2, 3
Часть V, гл. 3.

Лужин -герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя.

ЛУЖИН

«Это был господин немолодых
уже лет, чопорный, осанистый,
с осторожною и брюзгливою
физиономией, который начал
тем, что остановился в дверях,
озираясь кругом с обидно –
нескрываемым удивлением и
как будто спрашивая глазами:
«Куда ж это я попал?»

Какую характеристику внутренних
качеств Лужина дает его портретная
характеристика?
Что общего у Лужина и Раскольникова?

У Лужина есть своя теория – теория кафтанов- вульгарное
?
отражение теории «простой арифметики» ()
Схожесть в мотивах поступков пугает Раскольникова, и он
«не хочет так жить»
Образ Лужина – это возможное завершение пути
Раскольникова, неудавшегося маленького Наполеона.

Лужин

Лужин - деловой человек со своими
"экономическими теориями". В этой теории он
оправдывает эксплуатацию человека, и она
построена на выгоде и расчете.
Страдание людей тешат его душонку.

Зеркало

Столкнувшись с этими двумя персонажами,
образ мыслей которых, как в кривом зеркале,
отражает его собственные мысли и идеи, герой
убеждается, к каким ужасным последствиям на
практике может привести его теория о праве
«избранных» на «вседозволенность».

Такие как Лужин и Свидригайлов легко
опошляют и приспосабливают к своим мелким
эгоистическим интересам теорию
Роскольникова. А это и является первым
признаком ее несовершенства,
нежизнеспособности.

В своем произведении
"Преступление и наказание",
Достоевский убеждает нас в том,
что не всегда борьба добра и зла в
душе человека оканчивается
победой добродетели. Через
страдания люди идут к
преображению и очищению.

Можем ли мы поступки Лужина разделить на хорошие и плохие?

+
Довольно красивый
Солидный
Хорошо одетый
Аккуратно причесанный
?
-
Возлюби ближнего =
поступи непрактично…
«Подвиг» Лужина (часть IV,
глава3)
Поселил невесту и ее мать
в грязных и дешевых
комнатах
Совершает мелкие пакости
Это злодейство?
Преступление? Нет. Это
подлость и гадость.

Лужин – процветающий буржуа,
победитель, хозяин жизни, т.е.
человек необыкновенный
Он же подлец и мелкий
пакостник
Так стоит ли биться за место
«в высшем разряде», если
там лужины?..

Почему Лужин боится
полиции?
Как его теория,
выраженная в словах:
«Возлюби, прежде всех,
одного себя, ибо все на
свете на личном интересе
основано. Возлюбишь
одного себя, то и дела
свои обделаешь как
следует…» - связана с
теорией Раскольникова?
Лужин
Петр
Петрович

Аркадий Иванович Свидригайлов - убийца

Часть I, гл. 3.
Часть IV, гл. 2.
Часть VI, гл. 5.

- В чем сложность и
противоречивость этого образа?
- Почему появление
Свидригайлова связано с
Лужиным?
- Что мы узнаем о его прошлом?
- Кто виноват в том, что сильный
человек стал преступником?
- Чем привлекает Свидригайлов
Раскольникова?
- Как объяснить его отношение к
Дуне и детям Мармеладова?
- Почему он кончает жизнь
самоубийством?
Аркадий
Иванович
Свидригайлов

СВИДРИГАЙЛОВ

Аркадий Иванович Свидригайлов- тип более
сложный, чем Лужин. Из письма Пульхерии
Андреевны возникает образ деспота и развратника
?
().
Но Свидригайлов способен и на благородные
?
поступки()
Свидригайлов умен и хорошо понимает
?
Раскольникова: «…Одного поля ягоды»()
Но если для Раскольникова- это «временная мера», то
для Свидригайлова –закон жизни.

Свидригайлов наряду с Лужиным- одно из
кривозеркальных отражений Раскольникова.
Противоречивость и раздвоенность души и поступков,
приводят его к самоубийству.
Раскольников потрясен этим, потому что, внутренне
осознав свое «родство» с ним, понял:
цепь преступлений ведет к саморазрушению, даже если
человеком движет желание искупить вину.

Дворянин, служивший в кавалерии, Свидригайлов «рыскал» потом в Петербурге, был шулером. Он - вдовец. В свое время был выкуплен

женой из
тюрьмы, 7 лет жил в деревне.
Циничный и развратный
человек. На его совести
самоубийство слуги, 14летней девочки, возможно,
отравление жены.
Свидригайлов

Свидригайлов является «отрицательным двойником» Раскольникова. Герой утверждает, что они – «одного поля ягоды». Но Аркадий

Он испытывает мировую скуку. Свидригайлов развлекается как может, но ничто не помогает. По ночам герою являются привидения

Аркадий Иванович совершает и хорошие поступки: он помогает устроить детей Мармеладова, заботится о маленькой девочке в

Можем ли мы поступки Свидригайлова разделить на хорошие и плохие?

Презирает суд Божий и
людской…
Насильник
Сластолюбец и
растлитель
Убийца
Склонен к шантажу
Самоубийца
+
Берет на себя расходы по
организации похорон
Катерины Ивановны
Обеспечивает детей
Катерины Ивановны
Дает деньги Соне
Обеспечивает будущее
невесты
Отпускает Дуню
Когда начал делать эти
добрые дела?

Добрые дела начинает делать,
когда терпит жизненный крах:
Дуня, которую он искренно любит,
боится и ненавидит его
Ночью ему является отравленная
жена Марфа Петровна
Во сне приходит погибшая из-за
него совращенная девочка
Так он «обыкновенный» или
«необыкновенный» человек?
«Необыкновенный», но груза
«хозяина жизни» вынести не
смог…

Признает ли Родион
негодяев своими
двойниками?
Кого он зовет в союзники?
Противоречие очевидное.
Умом Раскольников стремится
в «высший разряд», душой – не
принимает никаких разрядов,
желая быть рядом с матерью,
Дуней, Соней, Разумихиным
(согласно его теории, «тварями
дрожащими», «вшами».)

Вывод:
отражаясь в «людях-зеркалах»,
Раскольников получает возможность
посмотреть на себя и на свои поступки
со стороны, а читатель находит ключ к
пониманию авторской позиции: путь к
счастью лежит не через насилие, а
через жертвенное смирение…

ИТОГ

Герой Достоевского видит, что реально, а не
фантастически стать «властелином» - значит,
идти по дороге таких как Лужин и
Свидригайлов: от одного преступления к
другому. И единственный выход и
возможность избежать полного нравственного
падения заключается для Родиона в том, чтобы
обрести мужество, преодолеть себя. Прийти к
пониманию этого, помочь герою принять
верное решение и свернуть с гибельного пути
и призваны образы его «двойников».

Вывод

Система двойничества, построенная
Достоевским в романе, необходима,
чтобы показать пагубность любых
теорий, даже светлых и чистых, если
на практике их начинают применять
нравственно нечистоплотные люди.

Совершив «разумно-полезное»
преступление,
человек никогда не будет счастлив,
спокоен, удовлетворен жизнью,
т.к.любое преступление (даже во
имя благого дела) безнравственно и
ведет к разрушению человеческой
личности.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Раскольников был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Весь его вид отображал бедность и нищету. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу. На голове у Раскольникова была шляпа: высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.

Cлайд 4

Cлайд 5

Видя несправедливость и бесправие низов, царившие в городе, Раскольников создает свою преступную теорию. По этой теории люди делятся на две категории: «низших» и «право имеющих». Родион решает проверить себя: сможет ли он переступить через свои нравственные ценности, свой характер. Если да, то он докажет самому себе и другим, что он относится к категории высшей, а не к «тварям дрожащим». Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для обществ ростовщицу, как он считает, "никчемную старушонку".

Cлайд 6

Cлайд 7

Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира - это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,- так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или... "или отказаться от жизни совсем!" .

Cлайд 8

Cлайд 9

Преступление совершено, почему же так тяжело и страшно нашему герою? Он переживает душевные терзания: его преследуют страшные воспоминания о пролитой крови, страх перед разоблачением и наказанием, а главное, ощущение безысходного одиночества и бессмысленности совершенного им преступления.

Cлайд 10

Cлайд 11

Раскольников избегает общества людей, даже ближайшего друга Разумихина, отталкивает сестру и мать. Он боится "запачкать" их своим преступлением. Лишь в разговорах с Соней Мармеладовой Раскольников смог открыть свою душу. Она такая же грешная, как и он (живет по желтому билету). На этот путь Соню тоже толкнула безысходная нужда. Она тяготится своим положением, но не может его изменить. Она уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу, чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.

Cлайд 12

Cлайд 13

Наказание не сводится к судебному приговору, оно заключено в нравственной пытке, которая для героя романа более тягостна, чем даже тюрьма и каторга. Муки совести, леденящий душу страх, преследующий Раскольникова на каждом шагу, сознание бессмысленности совершенного злодеяния, сознание своей ничтожности, неспособности стать «властелином», понимание несостоятельности своей теории - все это тяжелейшим гнетом ложится на душу преступника. Всем этим герой доказывает себе и нам, что нормальный человек не может безнаказанно совершить злодейство, что жизнь намного сложнее и "изобретательнее" любой теории. Убив старуху, Раскольников вынужден был убить и ее безобидную сестру Лизавету, вернувшуюся домой в момент убийства. Это двойное преступление тяготит Родиона Романовича. И в конце концов он признается следователю во всем содеянном. Раскаяние на площади и у следователя несколько примиряет Раскольникова с окружающими.

РРодион был
замечательно хорош
собою, с прекрасными
темными глазами,
темнорус, ростом
выше среднего, тонок и
строен, но настолько
плохо одет, что в таких
лохмотьях иному
человеку стыдно было
бы выйти на улицу.
Нищенствующий
бывший студент.

Антропоцентричный образ

Считает себя центром Вселенной и
целью всех совершающихся в мире
событий.

Страдает раздвоением личности

Раскольников жалеет страдающих и, в
то же время, презирает слабых.

Раскольников

Казнит себя за содеянное

Он попытался переступить через свою
натуру, но не смог, ибо нормальному
человеку чуждо кровопролитие и
убийство. Преступление отгородило
его от людей, а человек, даже такой
скрытный и гордый, как Раскольников,
не может жить без общения.

Одержим одной идеей

Раскольников долго не решается на
преступление. Он уверен, что, зная все
тонкости убийства и относя себя к людям
«необыкновенным», будет способен
переступить через себя и продолжить
спокойную, счастливую жизнь, уничтожив
старуху-процентщицу.
Его план тонко продуман, как ему
самому кажется, до мелочей.

Любит Соню

Когда мучения Раскольникова достигают
высшей точки, он открывается Соне
Мармеладовой, признавшись ей в своем
преступлении. Ведь она тоже убивает себя
как личность, но делает она это ради
своей несчастной, голодающей семьи,
отказывая себе даже в самоубийстве.
Значит, Соня сильнее Раскольникова,
сильнее своей христианской любовью к
людям, готовностью к
самопожертвованию. Кроме того, она
распоряжается своей жизнью, а не чужой.
Именно Соня окончательно опровергает
взгляд Раскольникова на окружающий
мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная
жертва обстоятельств. В страшных,
казалось бы, безвыходных обстоятельствах
она сумела остаться чистым и
высоконравственным человеком. Только
христианская любовь и
самопожертвование являются
единственным путем к преобразованию
общества.

Насилие вызывает у него отвращение

Раскольников человечен и добр,
но за мать, за честь сестры, за
идею – убил. При этом хочет, чтобы
его оправдали.

Идейный преступник

Достоевский неоднократно подчеркивает
физическое совершенство Раскольникова,
что символизирует его богатые духовные
ресурсы, но, подобно нравственным
идеалам, это качество «обезображено»
нищетой и мучительным поиском смысла
жизни. Но он ставит цель - стать прекрасным
полноценно душой, разумом и телом, что
требует от него прохождение сквозь всяческие
страдания и изыскания.

Причины преступления

Внешние
-идея Наполеона
-взгляды революционеровдемократов
-Петербург
-судьбы бедных людей
Внутренние
социальные
нравственные
психологические

Крайняя степень нищеты
Болезненное состояние
героя
Всеобщая
несправедливость жизни
Знакомство с
Мармеладовым и его
рассказ о своей семье
Письмо матери
Встреча на бульваре с
обманутой девушкой
Желание проверить
теорию
Понять, к какой
категории относится
сам герой
Боль за униженных
бедных, великая
любовь к людям.

=

Категорически отказывается от
Наполеоновских целей, но использует
его злые средства.

Осознаёт ценность обычной жизни

Раскольников - человек замечательного
ума, он глубоко и тонко чувствует,
способен к постоянному
интеллектуальному анализу своих и
чужих поступков. Он понимает, что
человеческая жизнь бесценна, но всё
же идёт на преступление.

Вопреки мнению окружающих, сумел воскресить
в себе человека.
(Раскольников претворяет в жизнь призыв Сони выйти на площадь, упасть на колени и покаяться
перед всем народом: «Страдание принять и
искупить себя им...»)

Наказание Раскольникова
П
Р
Е
С
Т
У
П
Л
Е
Н
И
Е
1
Ч
А
С
Т
Ь
Н
А
К
А
З
А
Н
И
Е
5
Ч
А
С
Т
Е
Й

Вывод

Образ Раскольникова в произведении
решает важные вопросы:
- о назначении человека
- о роли личности в истории
- о сострадании
- о неизменной природе человека и его
личной ответственности за
происходящее

Р- Родион Раскольников
А- Антропоцентричный образ
С- Страдает раздвоением личности
К- Казнит себя за содеянное
О- Одержим одной идеей
Л- Любит Соню
Ь
Н- Насилие вызывает у него отвращение
И- Идейный преступник
К- Категорически отказывается от Наполеоновских
целей, но использует его злые средства.
О- Осознаёт ценность обычной жизни
В- Вопреки мнению окружающих, сумел
воскресить в себе человека.

Просмотров