Россия - дом пресвятой богородицы. В турцию, за искуплением семилетних грехов

Сегодня Святой Дом в Лорето (или как его называют итальянцы, Santa Casa) — одна из самых почитаемых святынь, связанных с именем Богородицы, и одно из самых любимых мест паломников в Европе. Согласно легенде XIV веке, Дом Божией Матери был перенесен из Назарета в Италию небесными ангелами. О том, были ли ангелы на самом деле и какова история этого дома, мы побеседовали с Тимофеем Китнисом, историком и руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

История о спасении Дома Божией Матери небесными ангелами — это просто сказка? Или Ангелы и правда были?

Как это часто бывает, народный фольклор превратил реальную операцию по перенесению Дома Богородицы из Назарета в Лорето в красивую легенду. Первым с открытой ее критикой выступил русский путешественник, автор многих научных трудов епископ Порфирий (Успенский). В книге «Святыни земли италийской» он высказал предположение о том, что нельзя воспринимать слова о спасении святыни «ангелами небесными» буквально, на самом деле Дом Божией Матери из Назарета в Лорето перевезли греки по фамилии Ангелос. Это были влиятельные люди в Эпире, входившие и в военные, и в торговые круги. В XIII веке, когда началось интенсивное завоевание Святой Земли Саладином, Дому Богородицы, как и другим святыням, стала угрожать большая опасность. Чтобы спасти его от разрушения мусульманами, Ангелос перевезли Дом сначала к себе на родину в Далмацию (территория современной Хорватии), а спустя год передали в Италию в Лорето.

Зачем семья Ангелос взялась за это дело?

В этом нет ничего удивительного. Если вывезти одежду или иконы было легко, то для перемещения дома нужно было организовывать целую операцию. Были необходимы корабль, работники, требовались серьезные экономические затраты. Это было под силу только влиятельным и богатым людям. По поводу того, какой была мотивация семейства, высказываются разные мнения. Кто-то считает, что все это — чистый бизнес, и греки просто хотели получить деньги. Однако есть и те, кто думает, что семьей Ангелос двигало искреннее желание спасти святыню от разрушения. А возможно, в этом случае просто совпали благочестие и практическая хватка, как нередко бывает.

Почему Дом Божией Матери был перевезен именно в Лорето?

Область Марке и в частности городок Лорето являлись частью Папского государства и, когда Дом Богородицы был перевезен в Лорето, он автоматически попал под омофор Папы Римского. Кроме того, у семьи Ангелос была связь с викарием Папы — епископом города Реканти, что подтверждено документально. После того, как посланники Папы удостоверились в подлинности Дома, он был передан в Лорето, и викарий стал сам заниматься укреплением Святого Дома на его нынешнем месте.

А как выглядит Святой Дом сегодня?

На живописном холме располагается базилика Santa Cosa, купол которой виден еще издалека. Она представляет собой огромный храм со множеством капелл, настоящую сокровищницу искусства. В работе над базиликой принимали участие лучшие мастера своего времени, такие как Мелоццо да Форли и Луки Синьорелли. В центре храма — мраморный ковчег, создание которого Папа Юлий II в 1507 году поручил выдающемуся архитектору того времени Донато Браманте. Внутри драгоценного чехла и находится светлица, перевезенная из Назарета. Святой Дом имеет только три стены и следующие параметры: 8,5 на 3,8 метра в длину и ширину и 4 метра в высоту. В нем находится статуя Лоретской Божией Матери, о которой в своих дневниковых записях также писал преосвященный Порфирий (Успенский). Лоретская Мадонна с Младенцем — одна из самых известных и почитаемых в Европе. Интересно, что она очень похожа на почитаемую в России икону Бородицы «Прибавление Ума». Однако 1921 году скульптура Божией Матери XIV века сгорела в пожаре. В ходе работ по восстановлению и реставрации храма Леопольдо Челани была создана новая статуя.

Раз храм и скульптура были воссозданы, не мог ли и сам Святой Дом быть построен в Италии в XIV веке? Что свидетельствует о его подлинности?

Еще в 1491 году Папа Сикст IV издал буллу, которая подтверждала подлинность Дома, в 1507 такую буллу издал и Папа Юлий II. Позже, уже в 1900 году в Византии были найдены документы, подтверждающие предположение епископа Порфирия (Успенского). Святой Дом действительно был перевезен греческой семьей Ангелос из Назарета в Дальмацию, а потом передан викарию Папы Римского в Италию, в Лорето.

В XX веке, когда проводилось много исследований святынь, была проведена и проверка на подлинность Дома Божией Матери в Лорето. В 1962-1965 были организованы специальные экспедиции, в которых приняли участие историки и археологи.

Они установили, что Святой Дом является образцом типичного палестинского дома, причем, скорее всего, принадлежащего небогатой семье. В отличие от других домов в Лорето, он построен без фундамента и имеет только три стены. В Палестине дома часто примыкали к скале, в которой была выдолблена пещерка. Это позволяло экономить силы и средства на строительство (сегодня грот, выдолбленный в скале, где стоял Дом Богородицы, является одной из главных святынь базилики Благовещения в Назарете).

Камни, из которых сложен Святой Дом, также не характерны для Лорето, где даже не было каменоломни, но такие камни часто использовались в Палестине. На камнях Дома Божией Матери были обнаружены многочисленные пометки, которые историки, исследовавшие дом, датируют 1 веком. На некоторых камнях была замечена нумерация. Вероятно, Дом в Назарете разобрали, камни пронумеровали в нужном порядке, а потом уже в Лорето в том же порядке сложили заново.

Значит, сегодня сомнений в подлинности Дома Богородицы уже ни у кого не возникает?

Подлинность Дома подтвердили исследования, такова официальная позиция Церкви, а остальное уже дело веры. Но, по-моему, не столь важны детали истории и то, кто и с какой мотивацией принял в ней участие. Важно то, что мы имеем сегодня. Христос учил: «Всякое древо познается по плоду». А плод этой истории такой: сегодня Лорето — не только известнейший исторический, культурный и образовательный центр. Это место, где до сих пор происходит исцеление, не только телесное, но и духовное. Это место, куда люди приходят по обету, в благодарность, для того, чтобы получить благодать Духа Святого и Богородицы. Это мировой христианский центр, где молятся и католики, и православные, и где зримо ощущается Покров Божией Матери.

Сценарный план урока по ОПК в 8 классе

Учитель МКОУ «Залининская СОШ» Михренина Лариса Германовна

Тема урока :Россия – дом Пресвятой Богородицы

Цели для команды детей:

    умение использовать наработанный материал для использования собственного проекта;

    отработка умения анализировать собственную деятельность, вычленять проблему и строить пути её решения; - выполнение задания на уровне выступления об основных событиях земной жизни Богородицы.

Задачи:

    формирование у учащихся представлений о земной жизни Пресвятой Богородицы, о роли и значении образа Пресвятой Богородицы в жизни людей, о типах икон Прясвятой Богородицы;

    развитие образного мышления выразительными средствами различных видов искусств;

    развитие интереса к духовной музыке и литературе, иконописи как к яркому явлению русской православной культуре;

Опережающее задание: разработать собственный сценарий выступления о выбранном событии земной жизни Пресвятой Богородицы. Музыкальный ряд:

    Молитва «Богородица Дева радуйся» Оптинский хор.

Зрительно-литературный ряд:

    икона «Рождество Богоматери»;

    икона «Введение во храм»;

    икона «Благовещение»;

    икона «Рождество Христово»;

    икона «Успение Богоматери»;

    икона «Владимирская Богоматерь»;

    икона Божией Матери «Казанская»;

    икона Божией Матери Умягчение злых сердец

    икона Божией Матери Иверская

    Ветхий Завет

    Новый Завет

    Энциклопедия изобразительного искусства. Иконопись. Эпоха Возрождения. Советские художники.

    Мир православия « Богородица». Полное описание жизни и чудес.- Москва: «Эксмо», 2009г.

    Праздники православной церкви. - Москва: «Эксмо», 2009г.

    Олейникова Т.С. «Двунадесятые праздники».- Рязань: « Зёрна», 2006г.

Видео ряд:

  • фильм первый «Чудотворные иконы Божией Матери» Ветхий Завет. ТК «Радость моя»

Интернет ресурсы:

Оборудование урока:

    компьютер;

    мультимедийный проектор;

    презентация к уроку.

Подготовительный период.

Деятельность учащихся:

Помощь в организации визуальной среды (стенды с иконописными изображениями Богородицы, - подбор музыкального и поэтического материала;

Знакомство с основными событиями земной жизни Богородицы и распределение объема материала для исполнителей.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные УДД:

Общеучебные УУД

    Информационный поиск

    Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера: расширение кругозора в области православной культуры, пополнение знаний обучающихся отипа икон Богородицы, содействие возрождению традиционных духовно-нравственных ценностей через глубокое изучение материала.

Л огические УДД

    Построение логической цепи рассуждения

    Выдвижение гипотез, их обоснование

Постановка и решение проблем УДД

    Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Регулятивные

    формировать способность понимать учебную цель и задачу

Личностные

    сопереживание чувствам других людей.

Коммуникативные УУД :

    Формировать умения выражать свои мысли в оценочном суждении

    Построение речевых высказываний

    Умение слушать и слышать: развитие умения давать точный ответ на поставленный вопрос, выслушивать мнения других и уважительно к ним относиться

Нравственно-этическая ориентация

    нравственное воспитание через изучение Православного искусства.

Основные понятия: оранта, одигитрия, умиление, акафист, апокрифы.

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство, история, МХК.

Этапы урока:

    оргмомент: эмоциональный настрой;

    актуализация знаний: земная жизнь Богородицы

    целеполагание и мотивация: дать знания о типах икон Богородицы и о чудотворных иконах, которые не раз спасали Русь в трудные периоды истории.

План урока:

    1. Земная жизнь Богородицы.

      Типы икон Богородицы:

    самостоятельная работа обучающихся, тест.

    1. Чудотворные иконы Богородицы. Просмотр фильма.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Пресвятая Богородица считается покровительницей России. Поэтому русский народ в трудные периоды своей истории прежде всего обращался именно к ней, как к своей управительнице и постоянной заступнице перед Господом и всегда получал помощь и защиту.

Все упование на Тя возлагаю, Мати Божия, сохраниМя под кровом Твоим.

Таковы слова самой короткой молитвы, обращенной к Богородице. Они просты, чисты, благозвучны и Божественно задушевны. Такое же благозвучие в других молитвах и акафистах в честь Матери Божией, в честь чудотворных Ее икон. Слова идут прямо от души. Да и не может быть иначе, ведь Богородица прежде всего - Мать. Мать Иисуса Христа и духовная Мать каждого из нас. Оттого и слова, обращенные к ней, согреты душевным теплом, а лики Богородицы отвечают взаимностью, излучая то же тепло, но Божественное.

Ученик читает наизусть стихотворение Ю.В.Жадовской «Молитва»

МОЛИТВА

Мира Заступница, Матерь всепетая,

Я пред Тобою с мольбой:

Бедную грешницу, мраком одетую,

Ты благодатью прикрой.

Если постигнут меня испытания,

Скорби, утраты, враги, -

В трудный час жизни, в минуту страданья,

Ты мне, молю, помоги.

Радость духовную, жажду спасения

В сердце мое положи;

В царство небесное, в мир утешения

Путь мне прямой укажи.

Учитель.

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела свои земные черты характера - склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.

Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили о земной жизни Марии.

(Выступление обучающихся с показом презентации о земной жизни Девы Марии)

Смотрите приложения.

Ученик читает наизусть стихотворение П.Лебединского

К Тебе, Царице милосердной,

К Тебе, о Матерь Божества,

С молитвой теплой и усердной

Мы устремляем все сердца.

За всех Ты молишь непрестанно

Христа – Судью грядущих дней,

И по Твоей мольбе желанной

Он шлет спасенье для людей.

Он дал тебе покров державный,

Так заступи, о Госпоже,

Народ наш русский православный:

Надежда наша вся в Тебе.

Всех, кто в болезнях и напастях,

В скорбях, под бременем грехов

И в тяжких жизненных несчастьях,

Возьми под Свой святой покров.

Лишь с умиленною душою,

С надеждой на Тебя одну

И сокрушенною слезою

К тебе возносим мы мольбу:

Избавь от зол нас и от гнева,

Пошли все блага для рабов

И нас спаси, Царица-Дева,

Ты – наш Божественный покров.

II Часть Чудотворные Иконы Богородицыи их типы.

Учитель. Средневековое искусство невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери.

Искусство высокого Возрождения принесло такое понимание красоты, когда ярко стремление создать образ совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится Мадонна, дева Мария с младенцем Иисусом Христом – возвышенный идеал материнства и жертвенной любви к людям.

Если в Западной Европе существовал культ мадонны, то у нас на Руси – культ Богородицы, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед богом.

А что мы знаем о ней? Очень мало. В Евангелии о деве Марии сказано немного. Она всегда скромно держалась в стороне и лишь в страшный день смерти Сына была рядом с ним.

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел.

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел…

Первые христиане искали и хранили воспоминания о ней, записывали свидетельства тех, кто ее видел. Эти бережно собранные предания не вошли в Евангелие. Их собрали в отдельные книги и назвали апокрифами , что в переводе с греческого означает «тайные, отдельные книги». Не все апокрифы были одобрены церковью. Вот что в них говорилось о Богоматери:

«Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные… совершенно безыскусственная, простая. Она ни мало о Себе не думала, и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением… Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».

Именно таким, кротким и одухотворенным, писали лик Богоматери на иконах.

На Руси писали множество разнообразных икон. Со временем их стали называть по тому месту где они появились или прославились: Владимирская, Смоленская, Казанская, Курская, Тихвинская и т. д.

Как правило, это были образы Богоматери с младенцем Христом – лишь немного различались позы и символические детали.

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери.

Типы икон Богородицы

Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант – Оранта , от лат. orans - молящийся).

Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками.

Второй тип получил наименование "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница".

На иконе изображена Богоматерь, на одной Ее руке восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование " Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса", т.е. "Милостивая".

На этих иконах голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

Целая серия икон относится к виду акафистные . Такое название они получили за счет того, что каждая из них отражает ту или иную способность Богоматери, которые были описаны в акафистах. Сюда относятся такие известные иконы, как « », « » и другие. Им молятся в определенные минуты жизни, прося заступничество в той или иной непростой жизненной ситуации. Икона для молитвы выбирается согласно её свойствам.

Акафистная икона Божией Матери

Акафист – форма церковной поэзии, хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы или святых. Греческое слово акафист означает «неседальное пение», то есть гимн, при пении которого не сидят . Древнейшим является Великий акафист Богородице («Взбранной Воеводе…»), составленный по случаю избавления Константинополя в 626 году от персов и авар по молитвам перед иконой Божией Матери. Существует несколько икон с наименованием «Акафистная».

«Акафистными» часто называют , на клеймах которых изображены сцены из акафистов Пресвятой Богородицы. В центральной части таких образов нередко помещалась икона Божией Матери Арапетская (Аравийская или «О ВсепетаяМати»), поэтому некоторые иконописцы ошибочно стали называть Арапетскую икону «Акафистной».

На Балканах распространена «Акафистная» , на которой изображена Пресвятая Богородица, восседающая на троне.

Учитель: Для закрепления знаний о типах икон Богородицы, я предлагаю вам выполнить тест. Я думаю, что времени вам будет достаточно пока играет молитва в исполнении хора оптиной пустыни.

Рефлексия. Самостоятельная работа (тесты)

Богородица дева радуйся» . В исполнении хора Оптиной пустыни»

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований Её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы.

III часть. Просмотр фильма

Учитель: Давайте посмотрим фильм о Чудотворных иконах Божией Матери

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Послушав и просмотрев материал о земной жизни Богоматери, мы приходим к выводу, что вся её жизнь протекла возле Спасителя. Она не умела любить и служить иначе, как «… взирая на Иисуса Христа и сего распята». Только возле Спасителя, с крепкою верою в Него, как Сына Божия, с пламенной любовию к Богу, с твёрдою надеждою на Него и всякая женщина является истинной христианкой, исполненной достоинства, высокой в самом скромном положении своём. Нет такой христианской добродетели, которая бы не нашла образца в жизни и характере Матери Божией…

Домашнее задание: подготовить презентации по одной из икон Богородицы.

Приложение 1

Земная жизнь Девы Марии

Ученик 1.

Мать Марии звали Анной, отец носил имя Иоаким, обе родовые ветви имели за собой почтенных предков, среди которых были патриархи, первосвященники и правители иудейские из ветвей мудрого Соломона и могущественного Давида. Иоаким и Анна не считались зажиточными и знатными, хотя жили безбедно, разводя большие стада овец. Угнетала их только одна печаль: не было детей. Приход Мессии был уже предопределен, а бездетные люди заведомо лишались надежды иметь Мессию своим потомком, о чем мечтала втайне каждая семья. У израильтян в ту пору даже священнослужители воспринимали бездетного, как наказанного свыше. Это подтверждает факт из жизни Иоакима. В праздник обновления Храма Иерусалимского он вместе с другими жителями принес богатые дары для Храма, но священник отказался их принять - бездетность Иоакима была тому причиной. Он тяжело переносил свое горе, на какое-то время даже удалился в пустыню, где горько плача многократно обращался к Богу: "Слезы мои будут мне пищею, а пустыня домом до тех пор, пока великий и мудрый Господь не услышит мою молитву". И тогда Иоаким услышал слова Ангела Господня: "Я послан тебе возвестить, что молитва твоя услышана. Жена твоя Анна родит тебе чудную дочь, и Ты назовешь ее Марией. Вот тебе подтверждение слов моих: входя в Иерусалим, за Златыми вратами ты встретишь жену свою Анну, и она тебя так же обрадует радостным известием. Но помни, что твоя дочь есть плод божественного дарования".

Анне тоже явился Ангел Господен и тоже поведал, что родит она благословенную дочь. Небольшой южный городок Назарет, где жили Иоаким и Анна, был расположен в трех днях пути от Иерусалима. Они с самого начала совместной жизни ходили из Назарета пешком, чтобы в знаменитом иерусалимском Храме выразить Богу великую свою просьбу: иметь ребенка. И вот мечта сбылась, радости их не было предела.

9 декабря (по старому стилю.) православная церковь празднует зачатие Пресвятой Девы, а 8 сентября - рождение Ее. Трех лет от роду Мария была введена во Храм иерусалимский. Это был момент очень важный, не случайно православная церковь отмечает такое событие. Происходило оно в очень торжественной обстановке: шествие открывали девочки - ровесницы Пресвятой Девы, с зажженными свечами в руках, а за ними шествовали Иоаким и Анна вместе со своей благословенной дочерью, держась за руки. За ними следовали многочисленные родственники, среди которых были весьма знатные особы. Лица всех были озарены радостью. Девы шли с пением духовных песен, их голоса сливались с пением Ангелов.

Ученик 2

В Храме Иерусалимском Пресвятой Деве суждено было провести многие годы. Тот храм был прообразом монашеской обители. В стенах Храма было 90 отдельных просторных комнат-келий. Треть из них отводилась девам, посвятившим свою жизнь Богу, остальные комнаты занимали вдовы, давшие обед хранить безбрачие. Старшие опекали младших, учили чтению священных книг, рукоделию. Пресвятая Дева Мария сразу всех удивила тем, что легко постигала самые трудные места священных книг, лучше всех взрослых, изучавших эти книги всю жизнь.

После рождения желанного ребенка очень скоро умирают родители, сначала Иоаким в 80 лет, следом Анна. Даже навестить малое дитя, пребываемое в Храме, было некому. Сиротство и сознание своего одиночества еще сильнее обратили сердце Марии к Богу, в Нем была заключена вся Ее судьба.

Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, первосвященники объявили Ей, что настала пора выходить замуж. Мария отвечала, что желает посвятить свою жизнь Богу и хочет сохранить девство. Как быть?

Ангел Господень явился первосвященнику Захарии и поведал ему совет Всевышнего: "Собери неженатых мужей колена Иудова, из рода Давидова, пусть они принесут свои посохи. И кому Господь покажет знамение, тому ты и вручи Деву, чтобы он стал хранителем Ее девства".

Все так и случилось. Первосвященник Захария собрал неженатых мужей вблизи храма и обратился к Богу с молитвой: "Господи Боже, покажи мужа, достойного стать обручником Девы". Посохи приглашенных мужей были оставлены в святилище. Когда за ними пришли, то сразу увидели, как один посох расцвел, а на появившихся ветвях сидела голубица. Владельцем посоха оказался 80-летний вдовец Иосиф, занимавшийся плотничьим ремеслом. Голубица, слетев с посоха, стала кружиться над головой Иосифа. И тогда Захария сказал: "Ты примешь Деву и будешь хранить Ее". Поначалу Иосиф возразил, испугавшись того, что при взрослых сыновьях, которые старше Марии, он станет посмешищем людей. Предание гласит, что и сама Мария была сильно огорчена тем, что Ей надлежало покинуть Храм Божий. Но по воле Всевышнего обручение свершилось, только Иосиф стал не мужем Марии, в нашем привычном понимании, а хранителем святости и заботливым служителем Девы Марии.

Ученик 3.

Об Иосифе не слишком много сказано в Писании, но все-таки и по крупицам можно сложить довольно ясный образ. Старец был потомком царей Давида и Соломона, человеком твердого и правдивого нрава, скромный, внимательный, трудолюбивый. От первого брака с Соломией у него было две дочери и четыре сына. До обручения с Марией он прожил много лет в честном вдовстве.

Иосиф привел Богом данную отроковицу в свой дом в Назарете, и они погрузились в обычные будничные дела. Только Марию не покидало предчувствие великого свершения, чего-то неописуемого, необыкновенного. Прихода Мессии ждали все люди, как единственного избавителя от многочисленных пороков, опутавших людей словно паутиной.

Роскошествующий Рим, покоривший многие страны, изощрялся в наслаждениях, погрязал в разврате, извращениях, изуверстве, забыв о всех добродетелях. Катастрофа духа всегда приводит к катастрофе тела. Врачевателем же духа мог быть только Всевышний. И Дева Мария как бы инстинктивно, не отдавая себе в том отчета, готовилась к исполнению величайшего Божественного замысла. Она душой постигала явление на свет Спасителя, Она еще не знала, каким способом Бог пошлет на Землю Своего Сына, но душа Ее уже сама готовилась к этой встрече. Таким образом Пресвятая Дева вещей сутью Своей единственная могла соединить вековые основы Ветхого завета с новыми христианскими законами жизни.

Для благовестия о Своем Божественном замысле Господь избрал архангела Гавриила, одного из самых первых ангелов. Икона "Благовещение" (празднование 25 марта, 7 апреля) раскрывает нам это великое деяние Господа. На ней изображен тихий слет с небес на Землю ангела в облике великолепного юноши. Он передает Деве Марии небесный цветок - лилию и произносит бесценные слова; "Радуйся, Благодатная: Господь с тобою! Благословенна Ты в женах!" Смысл этих небесных слов в том, что Пресвятая Дева зачинает Сына, царству которого не будет конца. Прежде Она читала священные книги, в частности, пророка Исайи, о том, что некая Дева родит Сына Человеческого от Бога. Она готова была стать служанкой Той женщины, и не помышляла о собственном божественном предназначении.

Ученик 4

Праздник Сретение Господне , один из двенадцати главных праздников, который православный мир отмечает 15 февраля.

Установлен праздник Сретение Господне в Византии в VI веке. В VII веке он распространился на весь западный мир. Однако статус этого праздника в католичестве ниже, чем других двунадесятых праздников.

Корнями праздник уходит в Ветхий завет. В этот день, по истечении сорока дней после рождения младенца, по иудейским законам необходимо было совершить два обряда: матери – очиститься от родовых кровей, а младенца –-первенца мужеского пола посвятить Богу с дальнейшим его выкупом от служения Господу.

Во очищение роженицы приносились две жертвы: всесожжения – годовалый агнец, и за грех – молодой голубь. Бедным можно было агнца заменить голубем. Кроме того, за младенца-первенца мужского рода надо было родителям отдать выкуп в виде определенной суммы.

Итак, ровно сорок дней назад мы праздновали Рождество Христово, отмеченное знаменательными событиями: яркой звездой, поклонением волхвов, воспеванием рождения Богомладенца ангельским хором и возвещением о Рождестве вифлеемским пастухам.

Настало время принести Младенца в храм, как сегодня сказали бы – для крещения и посвящения младенца Богу. Поэтому завершает рождественский цикл.

Святое семейство – Иосиф-Обручник, Богородица с Младенцем несут с собой положенное – двух горлиц в жертвы и немного денег – для выкупа Младенца. Хотя Мария и осталась Девой после рождения, но все положенное законопослушным гражданам надо было совершить.
И случилось, когда пришли в храм Мария и Иосиф, пришел и . Симеон был одним из 72 толковников, которые переводили Ветхий завет (по указанию Птолемея II, собиравшего знаменитую Александрийскую библиотеку) с еврейского языка на греческий.

Каждому толковнику досталась отдельная книга. Симеону надо было перевести книгу Исайи - очень сложную, называемую еще ветхозаветным евангелием. В книге есть фраза

«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» .

Симеон усомнился: «Как? Разве Дева может зачать и родить без мужа». И решил перевести слово «Дева» по другому, заменив его на слово «Жена».
Тогда, по преданию, во сне явился ему Ангел и сказал: «Поскольку ты не поверил словам пророка, то не умрешь, пока сам не убедишься в его правоте и не увидишь живого Мессию».

По другой версии, когда Симеон возвращался в Иерусалим из Египта, он выкинул свой перстень в реку и сказал: «Найду перстень-поверю словам пророка». И купил он рыбу на базаре, обнаружив в ее чреве свой перстень. Тогда и услышал то пророчество Ангела.
И стали тянуться годы: прошло сто лет, потом - прошло и двести, и триста, и триста пятьдесят, уже исполнились все пророчества, указывающие на рождение обещанного Мессии, ожидаемого еврейским народом. А праведныйСимеон все еще жил. Оставалось последнее пророчество – «Се Дева во чреве приимет и родит Сына».

И вот однажды нашло на него вдохновение: «Ему надо идти в храм». В тот день пришли Мария и Иосиф с Младенцем. И Дух Святой подвел его к Младенцу, которого держала на руках Матерь. Симеон с нежностью взял в свои руки Младенца и с улыбкой сказал слова благодарения Богу:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк.2:29-32).

Эта песнь – одна из трех, взятая из Евангелия, и поется она на каждой вечерней службе. В ней звучит торжество окончания сроков ожидания Спасителя и раскрытие Симеоном тайны Боговоплощения.

Симеон посмотрел на Марию и говорит Ей страшные слова: «И Тебе пройдет оружие сквозь душу, потому что лежит здесь Тот, кто станет знаменем пререкания: одним на восстание, другим на падение».

Это пророчество исполнилось в день Распятия Иисуса и послужило сюжетом для известных в православии икон «Умягчение злых сердец» («Симоновопроречение») и «Семистрельная».

При храме служила также старица Анна,84 лет. Она все видела и слышала, и рассказывала о случившемся в храме людям, но не все верили ей. В церкви память Симеона, пророчицы Анны и иконы «Умягчение злых сердец» совершается на другой день – 16 февраля. По православной традиции считается, что СимеонБогоприимец умер сразу после этих событий. Ему было 360 лет.

Ученик 5

На всех этапах духовного подвига самого Иисуса Христа во имя спасения людей рядом с Ним стояла Его Мать - Пресвятая Богородица. Она с величайшим земным достоинством несла Свой крест. В холодную ночь Она, родив сына, не могла приютить Его в Своем доме ("Родила сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила в ясли, потому что не было им места в гостинице) Лк. 2:7". Неправедно повелевавший народом царь Ирод очень боялся прихода Мессии, он всячески препятствовал исполнению намерений Божиих. Прознав о рождении Христа, он пошел на жуткое, варварское злодеяние - повелел убивать всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, рассчитывая, что среди убитых окажется новорожденный Царь Иудейский - Спаситель. 14000 невинных детей - мальчиков - пали жертвой за Христа по воле царя Ирода. Какой же страх испытывала Богоматерь за жизнь Сына?!

Она переживала каждую секунду жизни Иисуса, от рождения до распятия и вознесения. И надо представить Ее горе, как оно содрогало душу, когда невежественная толпа измывалась над Святостью, когда кровь застывала на челе Ее Сына от тернового венка и когда пришлось снимать с креста Пречистое тело Иисуса...

После Вознесения Христова земной путь Богородицы был еще достаточно долгим и плодотворным.

Ей суждено было вместе с апостолами нести по свету учение Христа. Радуясь успехам учеников Сына, Сама Богородица почти никогда не выступала перед народом. Впрочем, есть в преданиях одно чудесное исключение... О нем позже.

Суть христианского учения Божия Матерь искала не в словах, а в самой жизни. Кстати, это самый результативный метод обучения детей родителями: можно мало говорить и много делать, тогда дети обязательно поймут, как надо делать и что делать. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Очень много времени отдавала молитвам у гроба Сына. Иосифа-обручника Дева Мария похоронила, когда Иисус был в отроческом возрасте.

Благодеяния Богородицы подобные афонским столь бесконечны, что из них можно составить целую летопись. Этому и посвящены многие иконы Божией Матери. К концу своей земной жизни Божия Матерь всем существом Своим стремилась к Небу. И однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил с ликом радостным и сияющим, как и десятилетия назад, когда принес от Всевышнего Благую Весть. На этот раз весть была о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. С такой же великой радостью она приняла это послание, ибо не могло быть для Нее большего счастья, как вечно лицезреть образ Своего Божественного Сына. Архангел Гавриил вручил Ей райскую финиковую ветвь, излучавшую необыкновенный свет днем и ночью. О явлении архангела Гавриила Божия Матерь первому поведала апостолу Иоанну, который почти не разлучался с Богородицей.

Уведомив всех домашних о своем предстоящем уходе с грешной Земли, Богородица повелела соответствующим образом подготовитьСвои покои: украсить стены и ложе, воскурить фимиам, зажечь свечи. Она увещевала близких не плакать, а скорее радоваться тому, что беседуя с Сыном Своим Она будет направлять Его благость на всех живущих на Земле, будет посещать и охранять бедствующих.

Проводить в последний путь Богородицу собрались наичудесным образом со всего света апостолы и ученики, оповещенные Святым Духом. Их оказалось около семидесяти - самых преданных проповедников учения Христа. В благовестный 15-й день августа и третий час от полудня все собрались в храме, убранном специально для священного небывалого действа. Пылало множество свечей, на благолепно украшенном одре возлежала Богоматерь и молилась самозабвенно в ожидании своего исхода и пришествия Сына и Господа Своего. По преданиям можно представить необыкновенную картину.

УЧЕНИК 6

В обозначенный срок весь храм облистал никем и никогда невиданный небесный торжественный свет. Словно раздвинулись стены и над головами людей вознесся Сам Царь Славы Христос, окруженный сонмом ангелов, архангелов и других бесплотных сил, с праведными душами праотцев и пророков.

Поднявшись с ложа Богородица поклонилась Сыну Своему и Господу со словами: "Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея!.. Готово сердие Мое; буди Мне по глаголу Твоему..." Взирая на пресветлое лицо Господа, дражайшего Сына Своего, без малейшего телесного страдания, как бы сладко засыпая, Богородица передала Ему в руки пресветлую и пречистую душу Свою.На земле же свершалось погребение тела Девы Марии. Святые Петр и Павел с Господним братом святым Иаковом и другими апостолами подняли одр на плечи и понесли его от Сиона через Иерусалим к селению Гефсиманскому. Святой Иоанн Богослов нес пред одром райскую финиковую ветвь, врученную Деве Марии архангелом Гавриилом. Ветвь сияла небесным светом. Над всем многолюдным шествием и пречистым телом Богоматери внезапно возник некий облачный круг - подобие венца. И радостное пение небесных сил разлилось в пространстве. Сияние и Божественное песнопение сопровождало шествие до самого погребения.

Предание свидетельствует о том, как неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса Христа, донесли об увиденном фарисеям. Последовал их приказ: уничтожить все шествие, а гроб с телом Марии сжечь! Но произошло чудо: сияющий венец - Божественная сфера, как защитным колпаком сокрыла шествие. Воины слышали шаги людей, провожающих Богоматерь, слышали пение, но никого не могли увидеть. Они натыкались друг на друга, на дома и заборы, чувствовали себя словно ослепшими. Ничто не могло помешать торжественному погребению.

Вся земная жизнь Богородицы укладывается в конкретные 72 года, об этом свидетельствуют расчеты древних святых отцов церкви (святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя СимеонаМетафраста), с ними соглашаются авторитетные церковные историки. Но из всей святейшей жизни Пресвятой Девы православная церковь выделила четыре важнейших духовных события, отмечаемые великими праздниками: Рождество Богородицы, Введение во Храм, Благовещение и Успение. Эти праздники причислены к так называемым - двунадесятым и приравнены к великим праздникам Господним. Всего их вместе взятых в году - двенадцать. За каждым праздником стоит великое духовное событие, отражением которого является бесконечное множество икон.

Дополнительный материал к уроку

Прекрасный лик,

Печальный взор,

Младенец на руках:

То Божья Матерь.

С давних пор

Она глядит сквозь годы и века.

Несет мне свет

Любви и доброты,

Несет мне скорбь

И нежность чистоты

И понимает

Все, чем я живу,

И верит –

Я ее пойму.

Что ждет,

Что будет впереди –

Неведомо пока.

Обняв дитя,

Прижав к груди,

Она идет ко мне

Издалека.

Еще свершится

Смертный приговор,

Еще распятье будет

И позор.

Но любит мать,

И бережно несет

Того, кто мир

Добром спасет.

Святая мать,

Как мне она

Знакома и близка.

Смотрю на лик

И в тишине

Я с нею

Говорю через века:

Скажи, зачем

Рожаем мы детей?

Неужто для распятий

И смертей?

Лишь одного

Для сына моего

Прошу я: счастья.

Больше – ничего.

Хождение Богородицы по мукам

XII в.

Краткое содержание апокрифа.

Читается за 4 мин.

Хотела святая Богородица помолиться Богу, чтобы архангел Михаил поведал ей о муке небесной и земной. Тогда с небес сошёл Михаил и с ним четыреста ангелов. Богородица и архангел приветствовали друг друга. Архистратиг Михаил сказал, что не перечислить всех мук, которые существуют. Но Богородица просила рассказать о всех муках.

Явились ангелы с юга, разверзся ад, и Богородица увидела множество мучающихся людей. Архангел объяснил, что это язычники, которые обожествляли силы природы и идолов. В другом месте Богородица увидела великую тьму. По её повелению тьма рассеялась - там находились люди, которые не верили в воплощение Иисуса Христа, его рождение от Богородицы. Пресвятая заплакала об участи грешников.

Ангелы повели Богородицу на юг. Там она увидела огненную реку, а в ней - множество мужей и жён. Это были люди, проклятые родителями, кумовья, враждовавшие между собой и творившие блуд. Ещё там были людоеды и те, кто ложно клялись, Целуя крест. Потом Пресвятая увидела подвешенного за ноги мужчину - это был ростовщик. А рядом была подвешена за зубы женщина - она была сварливой сплетницей.

Далее ангельские воинства повели святую Богородицу на север. Там она увидела раскалённые скамьи посреди огненного облака. На них лежали грешники, которые при жизни ленились вставать по воскресеньям на заутреню. На огненных столпах стояли те, кто не вставал навстречу священникам. За руки и за ноги был подвешен человек, который при жизни служил в церкви и продавал священные сосуды. Клеветники были подвешены за языки.

Ангел показал Богородице священников, подвешенных за края ногтей. Они, служа литургию, считали себя достойными, а сами небрежно обращались с просвирами. Одного мужа мучил крылатый змей: этот муж читал святые книги, учил людей, а сам жил беззаконно.

Богородица увидела в аду патриархов и епископов, которые не были достойны своего сана. Потом ангел показал ей мучающихся женщин: при жизни они были попадьями и после смерти своих мужей ещё раз вышли замуж. Других женщин также терзали змеи и пламя. Это были монахини, которые предавались блуду. Вновь увидела Пресвятая огненную реку, а в ней - словно кровь текла. Среди её вод было много людей - прелюбодеи, воры, сводники, клеветники, немилосердные князья, сребролюбцы. Богородица плакала при виде этих мук.

Ангелы повели Богородицу в левую сторону. Там была река смоляная, а волны её огненные. В них мучились евреи, которые распяли Христа, а также все народы, которые крестились, но продолжали верить в демонов. Здесь были кровосмесители, отравители и детоубийцы.

Потом архистратиг Михаил привёл Богородицу к огненному озеру, где мучились христиане. Они крестились, но продолжали творить дурные дела и перед смертью не успели покаяться.

Богородица сказала архистратигу, что хочет и сама принять муку вместе с грешниками. Но Михаил сказал: «Будь в раю». Тогда Богородица стала просить ангелов помолиться, чтобы Господь помиловал грешников. Однако ангелы и так молились об этом день и ночь. Богородица попросила, чтобы вознесли её на высоту небесную, к престолу Божию. Она стала молить Бога о помиловании грешников. Но Господь не исполнил её просьбы. Тогда Пресвятая призвала святых, и они стали молить вместе с ней. Господь же сказал, что грешники должны получить воздаяние. Ангелы и святые пали ниц перед престолом Божиим. Тогда Христос сошёл с престола, явился грешникам и сказал, что должны они мучиться, ибо назывались христианами только на словах, а заповедей Божиих не соблюдали. Но ради молитв Богородицы и всех святых Господь дал мучающимся грешникам покой от Великого четверга до Троицына дня. Грешники отвечали: «Слава милосердию Твоему».

Великая и славная некогда Родина наша Россия — Святая Русь — издревле имела великое и славное имя: Дом Пресвятой Богородицы. Или иначе: Необоримое Богородицы достояние, — напоминает архиепископ Аверкий (Таушев).

— Господь помог благоверному князю нашему постоять за веру православную, за Дом Пресвятой Богородицы — таким радостным восклицанием встречал народ святого князя Александра Невского, возвращавшегося домой после блистательной победы, одержанной им над ливонскими рыцарями.

— Православные люди! Захотим помочь Московскому Государству, не пожалеем животов наших. Встанем все, как один, за русскую землю, за Дом Пресвятой Богородицы, — такими словами взывал Козьма Минин — Сухорук к русским людям, убеждая их подняться на защиту и спасение отечества.

И как свидетельствует вся русская история на протяжении целого ряда столетий, это возвышенное наименование не было лишено самого глубокого смысла.

Все важнейшие события исторической жизни русского народа так тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты тотчас приходила ему на помощь, избавляя его от врагов сильнейших, что действительно Родина наша была как бы Домом Ее, в котором она постоянно обитала.

И это свое незримое, но, тем не менее, всегда реально ощутимое присутствие на русской земле Она являла через многочисленные Чудотворные Иконы. Которые благоговейно чтились русским народом, не как идолы, по наглому утверждению сектантов, но как видимые знаки, символы Ее невидимого присутствия и покровительства русскому народу.

По вере русских людей, от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в критические моменты, угрожавшие самому историческому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами, Пресвятая Богородица воистину чудесно спасала русскую землю от страшного разорения, а русский народ — от погибели.

Главная святыня русского народа, по молитвам перед которой Пречистая Матерь Божья неоднократно спасала русскую землю, это чудотворная икона Божьей Матери Владимирская. В самом святое-святых русского народа, в сердце русского государства в Московском Успенском соборе первою в иконостасе, слева от царских дверей, стояла эта великая, заветная святыня русской земли.

Перед ней короновались цари русские, перед ней избирались первосвятители Церкви Российской. В продолжении восьми веков перед этой святой иконой русский народ воссылал свои моления заступнице рода христианского, и она немедленно являла Свою благодатную помощь, пока, под действием темных сил, не явились в русском народе кощунники, хулители Пречистой Девы, обрекшие тем на гибель русскую землю, как пишет об этом в одном из своих писем великий святитель наш Феофан, Вышенский Затворник:

— Следует наказать нас: пошли хулы на Бога и дела Его гласные. Некто писал мне, что в какой-то газете напечатаны хулы на Божью Матерь. Матерь Божья и отвратилась от нас. Ради Ее и Сын Божий, а его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас? Увы!

Вот и причина страшного бедствия, постигшего нашу Родину: не захотели мы, чтобы Родина наша продолжала быть Домом Пресвятой Богородицы, а потому и лишились Ее покрова и заступления, который всегда так ощутителен был на протяжении всей нашей многовековой истории в прошлом.

Вспомним же, чем обязан был русский народ Пречистой Матери Божьей в этом своем прошлом и прежде всего, чем особенно дорога была нам эта величайшая из всех русских святынь — Чудотворная икона Божьей Матери Владимирская?

Особенно замечательно было заступничество Божьей Матери за русскую землю в 1395 году при нашествии страшного азиатского завоевателя Тамерлана. Этот свирепейший из завоевателей, которого недаром назвали бичом народов, истребив миллионы людей и проливая потоки крови, после опустошения целого ряда стран направился в пределы русского государства, всюду сея страх и ужас. Он дошел уже до реки Дона. Взял город Елец, и перебил там множество людей вместе с его князем.

Спешно собрав рать, великий князь Василий Дмитриевич вышел ему навстречу и остановился у Коломны на берегу реки Оки. Но, конечно, спасения от человеческой силы нельзя было ожидать, и по всей русской земле начали возноситься горячие молитвы к Богу, к Пречистой Его Матери, московским святителям Петру и Алексию и печальнику русской земли преподобному Сергию.

Пример этой горячей всенародной молитве подавал сам великий князь, который просил народ наложить на себя строжайший пост и велел перенести чудотворную икону Божьей Матери Владимирскую из Владимира в Москву. За святыней было послано во Владимир особое почетное посольство из духовенства.

В самый день Успения 15 августа, после литургии и молебна, святая икона была поднята со своего обычного места и принята на руки московским посольством. Десять дней продолжался путь иконы до Москвы. Это было потрясающее душу зрелище. По обе стороны дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, кричал:

— Матерь Божья, спаси Землю Русскую! В это время Митрополит Киприан, со всем духовенством и народом, наложив на себя строгий пост, не отходил от церкви, совершая службы днем и ночью и молясь со слезами о великом князе, о воинстве его и о всех православных христианах.

Когда святая икона приблизилась к Москве, ее ожидала там торжественная встреча: Весь град изыде противу иконы на сретение ее.

Во главе бесчисленного народа, вышедшего крестным ходом, был сам Митрополит Киприан со епископы и архипастыри. Со игумены и дьяконы. Со всем клиросом и причтом церковным. С черноризцы и черноризицами. Со благоверными князи, со благоверными княгинями. С боляры и болярынями. Народ густыми толпами окружал первосвятителя и сопровождавших его. Мужья и жены, девы и старцы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, нищие и убогие, всяк возраст мужска пола и женска, от млада до велика. Все множество бесчисленное народа людей, со кресты и со иконами, с Евангелии и свещами и с кадилы. Со псалмы и песньми и пении духовными. Паче же рещи вси со слезами, малии и велиции иже не обрести человека не плачущася. Но вся с молитвою и плачем, воздыхании немолчными и рыданием.

Увидев святую икону, все пали на землю и поклонились ей, как Самой Пречистой Матери Божьей, пришедшей к ним, и с великой радостью приняв ее, отнесли в Успенский собор, молясь Богоматери об избавлении от нашествия страшного врага. И что же? Эта общая всенародная слезная молитва не осталась бесплодной. В тот самый день 26 августа (8 сентября) и час, когда святую икону так торжественно встречали в Москве, Тамерлан задремал в своем шатре.

И вдруг видит он во сне высокую гору, с вершины которой спускаются к нему святители с золотыми жезлами, угрожая ему ими.

Над ними в воздухе, в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, стояла таинственная Жена. В багряном царственном одеянии, сиявшая паче солнца молниезрачными лучами.

Вокруг Нее находилось великое множество молниеобразных воинов, вооруженных огненными мечами.

Грозно обратив Свой взор на Тамерлана, Она повелела ему оставить пределы русской земли. И в то же время молниеобразные воины, подняв свои огненные мечи, устремились на него.

Тамерлан, трепеща, проснулся от охватившего его ужаса. Созвав своих князей и военачальников, а также мудрецов и гадальщиков, он весь, трясясь и стеная, находясь как бы в исступлении, рассказал им свой сон. Слушавшие сами пришли в трепет и ужас, а мудрейшие из созванных им объяснили, что виденная им во сне величественная Жена в царственном одеянии есть Заступница русских, Матерь Бога христианского. И что сила Ее неодолима.

Тогда Тамерлан сказал:

— Если русские имеют такую Помощницу, то мы напрасно идем против них. И тотчас же отдал приказ своим полчищам повернуть назад. По дороге им стало казаться, что русские их преследуют, и азиаты обратились в настоящее бегство, давя друг друга, бросая оружие и добычу, и оставляя пленных.

Так по молитвам Пресвятой Девы Богородицы дарована была победа русскому воинству над страшным завоевателем без боя и пролития крови. А летописец, описав это событие, прибавляет: И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы.

  • Адрес: Selçuk, 35920, Izmir Province
  • Сезонность: круглый год
  • Язык общения: английский / турецкий
  • Телефон: +90 232 894 10 12
  • Сайт: www.meryemana.info
  • Местоположение: Показать на карте

Согласно Евангелию, Иисус Христос, умирая на распятии, приказал своему любимому ученику Иоанну заботиться о матери и не оставлять ее. Поскольку после случившихся событий оставаться в Иерусалиме было небезопасно, Иоанн с Девой Марией отправились странствовать по Малой Азии и поселились недалеко от Эфеса. Однако никаких доказательств данному факту долгое время не было найдено, пока в 1812 году не случилась мистическая история, давшая начало дальнейшим поискам.

В это время в Германии жила ясновидящая Анна Катарина Эммерх, которая будучи прикованной к постели тяжелой болезнью, рассказывала свои видения, которые записывали ее родственники. Среди прочих предсказаний Анна упомянула о том, что видела смерть Девы Марии в возрасте 64 лет и дом недалеко от Эфеса. Она также описала окрестности и упомянула большую гору, на которой находилось жилище матери Христа.

В 1891 году под руководством французского священника была организована небольшая экспедиция, которая действительно в указанном месте обнаружила остатки маленькой церкви. Вид окрестностей полностью совпадал с описаниями Эммерик, а местные крестьяне, как оказалось, давно знали о святости этого места и находящемся рядом с домом чудотворным источником.

В 1892 году Архиепископ Смирны объявил Дом Девы Марии святым местом, а после посещения Папы Римского Павла VI в 1967 г. и Иоанна Павла II в 1979г. дом Девы Марии приобрел широкую известность и стал местном паломничества для христиан со всего мира. Для мусульман Дом Девы Марии - это тоже священное место, поскольку она является матерью Пророка Исы.

На территории Дома Пресвятой Девы Марии находятся три священных источника: любви, здоровья и счастья, воду из которых не только пьют и умываются ею, но и набирают и увозят с собой. Считается, что Дева Мария помогает женщинам, мечтающим о материнстве, а также излечивает от различных недугов.

С этим местом связано много удивительных историй. Так, например, в 2007 году во время сильнейших пожаров, когда жители всех окрестных деревень были вынуждены эвакуироваться, среди выжженного пепелища уцелел только один участок - территория вокруг дома Девы Марии - огонь остановился всего в нескольких метрах от жилища.

На территории комплекса расположена Стена Желаний, похожая на Стену Плача в Иерусалиме, где люди оставляют свои записки с желаниями. Каждый год 15 августа в день Успенья Богородицы все записки сжигаются, таким образом, оставленные желания отправляются на небо.

Могила Девы Марии, умершей, как полагают, в 48 году н.э., обнаружена не была, хотя, согласно видениям Эммерик, должна была находиться в 500 метрах от домика. Недалеко от самого дома Девы Марии было найдено чье-то захоронение, датируемое I веком н.э. Католическая церковь официально признало это захоронение святыней.

Сегодня Дом Девы Марии - это музей под открытым небом, принимающий каждый день большое количество туристов и паломников.

Часы работы:

  • Ноябрь - Февраль - с 8-00 до 17-00
  • Март – с 7-30 до 18-00
  • Апрель – Сентябрь – с 7-30 до 19-00
  • Октябрь – с 7-30 до 18-00

Вход: платный

Как добраться:

Дом Пресвятой Марии в Эфесе расположен примерно в 70 км от аэропорта города Измир в районе Сельчук, в 9 км от центра города Сельчук. К сожалению, добраться на общественном транспорте проблематично. Лучшим способом является аренда автомобиля или же организованный экскурсионный тур.

Покинуть Иерусалим Богородице пришлось после распятия сына и вследствие начала гонений на христиан. Своё последнее пристанище Мария нашла в долине неподалёку от Эфеса, в окружении ароматных хвойных лесов. Домик святой Девы Марии в Эфесе(Сельчук, современная Турция) находился на возвышенности(в то время - гора Сольмиссос), но о месте проживания Святой Марии эфесцы - местные жители даже не догадывались. Раз в году они поднимались на Сольмиссос, чтобы почтить богиню Артемиду, при этом нахождение Марии так и не было обнаружено. Лишь апостолу Иоанну была известна тайна пребывания матери Иисуса на территории теперешней современной Турции.

Дом Богородицы(англ. House of Virgin Mary) в окрестностях Эфеса обнаружили благодаря видению, явившемуся немецкой монахине Анне Катерине Эммерих (1774 - 1824), за два года до её смерти. Так, благодаря верующей и раскопкам, проведённым в 1892 году по инициативе священника П. Юнга, дом и нашли археологи. Как предполагают учёные, жилище Богородицы позднее было церковью, построенной в её честь в IX столетии. В 1896 году папа Лев XIII тоже поддержал факт проживания в найденном доме Девы Марии.


Паломники активно посещают это святое место , начиная с XX века. По значимости для христианина посещение этого жилища можно сравнить разве только с совершением хаджа мусульманином. Согласно официальной статистике, каждый год к дому приезжают поклониться более 2 млн. паломников и туристов. Бывали здесь и высшие церковные представители Ватикана - папа Павел VI(1967 год), папа Иоанн Павел II(в 1979 году) и Бенедикт XII - в 2006 году. Христианская святыня служит местом массового паломничества христиан.

Приехав в предместье Сельчука(Эфеса), вы увидите на горе маленькую католическую часовню, которая была отреставрирована в 1950 году, а рядом с ней - родник, его название - Марьям ана. Как гласит легенда, именно живая вода родника помогает в искуплении семилетних грехов - по числу лет, прожитых здесь Святой Марией.

Адрес: Selçuk, 35920 İzmir, Турция, тел. +90 232 89 41 012.

Дом Богородицы Девы Марии в Эфесе, Турция как добраться

Проще всего воспользоваться поездом Стамбул- Измир (Istanbul - Izmir), а затем - купить билет еще на один поезд - Измир-Сельчук(Izmir - Selcuk). Ж.д. станция Сельчук(современный турецкий городок на месте античного Эфеса) расположена в 20 км от эгейского порта и пляжного курорта Кушадасы , что примерно в 20 минутах езды на микроавтобусе.

Любознательному читателю хотелось бы подсказать ещё одно святое место, где бьёт животворный источник Богородицы. Для этого надо посетить Святой Афон (Греция) и его знаменитый Иверский монастырь ...

P.S. К сведению ценителей артефактов и почитателей сенсационных открытий: на сегодня археологические раскопки в античном Эфесе охватывают лишь десятую часть территории древнего города...


Интересные факты, связанные с образом Богородицы: 1. Апостол Андрей и Греция 2. Православные святыни, путешествие по святым местам 3. Кутлумуш

Достопримечательности Турции

Древний город Бурса, упоминания о котором датируются еще тринадцатым веком нашей эры, имеет серьезный повод для того, чтобы посвятить ему несколько дней для знакомства

Алания(другое часто используемое название - Аланья) - самый южный курорт Турции на Средиземном море.

Античный Тлос (ликийск. Tlawa) любопытный путешественник найдет в 35 км на восток от Фетхие(Турция). Ориентиром возьмите деревню Асаркале (Asarkale).



Просмотров