Шнек зил. Шнекоходы: самые редкие вездеходы. И шнек, и снег

Замок Валансе запоминается посетителям своими садами и необычными формами башен, но кроме того история его связана с одной очень колоритной исторической личностью…

Речь идёт об одном из самых хитрых и безпринцыпных политиков в истории Франции - Шарле Талейране, о котором даже Наполеон когда-то сказал: "Лицо Талейрана столь непроницаемо, что совершенно невозможно понять его. Ланн и Мюрат имели обыкновение шутить, что если он разговаривает с Вами, а в это время кто-нибудь сзади дает ему пинка, то по его лицу Вы не догадаетесь об этом"


Но Талейран даже ещё не родился, когда был заложен первый камень в фундамент будущего замка Валансе. Произошло это на рубеже X-XI столетий, хотя по сути тогда это был ещё не замок, а простая оборонительная башня


Первый же настоящий замок появился лишь в XIII веке, благодаря местному феодалу Готье де Валансе. От первого расширения до нас сохранился Гвардейский зал со сводчатым потолком, попасть в который можно по подземному коридору


Тот Валансе, который мы видим сегодня, появился в 1540 году, благодаря Жаку д"Эстампу, удачно женившемуся на дочери богатого финансиста и решившего построить для своей семьи подобающее окрепшему финансовому положению жилище. В результате старое здание было почти полностью снесено, а на его месте построен новый замок


В 1803 году замок Валансе покупает тогда ещё министр иностранных дел при Наполеоне Шарль Талейран. Просто Наполеону потребовалось место, где он мог бы принимать важных гостей и он подрядил Талейрана найти ему такое место. Талейран же настолько умело планировал свою карьеру, что не отходил от дел вплоть до 1834 года


Кованая изгородь входа с оранжереей и служебными постройками восстанавливалась дважды - в 1785 и 1805 годах


В одной из отремонтированных служебных построек в 1810 году был открыт изящный театр в имперском стиле, доживший до нас благодаря реставрации 1989 года


Посетителей замка встречают красивые французские сады с фонтанами


Если не заходить сразу в замок, а пройтись вдоль южного крыла - можно увидеть удивительные круглые мансардные окна, прозванные за свою форму "Глазом Быка"


По двойной лестнице, разработанной в 1882-1883 годах архитектором Анри Доверном, можно попасть во внутренний двор замка, а именно - в небольшой Сад Герцогини. Отсюда открывается прекрасный вид на Гарсенлендский лес и небольшой охотничий домикпостроенный в 1810 году Чарльзом Боннардом и до сих пор считающийся одним из очень редких примеров итальянской архитектуры, всё ещё существующей во Франции


Под крылом XVIII столетия находится кухня и винный погреб


Размеры их просто огромны, что наглядно показывает, насколько Талейран заботился о еде, чей обеденный стол был известен во всей Европе


Стоит отметить, что большей частью известность к нему пришла благодаря талантливому повару Антонину Карему, которого Талейран нашёл и сразу же нанял в 1804 году


Входной павильон - огромное здание, спроектированное как сторожевая башня, но исполняющее больше показательную функцию, нежели защитную, о чём говорит множество окон, безопасных башенок и причудливых машикулей


Герб семейства Талейран-Перигор над аркой входа


О XVI столетии нам напоминает примыкающая к сторожевой башне наружная галерея с квадратными колоннами, интересными арками, скамейками, вазами и статуями



Статуя Париса, которую приписывают руке Пьетро Франкавилле, возможно прибыла сюда из далёкой флорентийской ратуши - Палаццо Веккьо


В центральной комнате сторожевой башни, в дополнение к потолку в французском стиле, выжили две фрески XVII столетия: натюрморт, изображающий корзину цветов и живописный пейзаж с рыбаком на переднем плане

В Большой Гостиной выставлена замечательная коллекция Имперских стульев, обитых материей с гобеленами. Если история не врёт, то сделано это было руками женщин Испанского суда во время их изгнания в замок Валенсе


За двумя колоннами в гостиной стоит стол Империи, который, возможно, прибыл сюда из пражского дворца Кауниц, где Талейран остался во время Венского конгресса. На стене висит портрет Талейрана в полный рост и портрет его матери. Южная башня замка была построена в 1770 году и поэтому упоминается как новая башня


На втором этаже находится Музыкальная комната, в которой стоит старинная арфа и прекрасное, обшитое деревянными панелями, форпепьяно времён Людовика XVI, сделанное Себастьеном Ераром в 1808 году


Королевская спальня на первом этаже, который был занят испанским монархом Фердинандом VII в течение шести лет, украшена ценными монотонными обоями, произведенными на фабрике Дюфо в 1816 году


На обоях изображена история Купидона и Психеи


Также на первом этаже находится большой вестибюль Людовика XVI и галерея, посвященная семье Талейрана с портретами его предков, нарисованными Жозэ Шабором в 1817 году. Имперские стулья и превосходная коллекция неоклассических скульптур XIX столетия завершают художественное оформление


Спальня Талейрана на первом этаже меблирована также в стиле Империи, причём некоторые образцы мебели прибыли сюда из его Парижского особняка, где министр умер в 1838 году


На столе в центре комнаты стоит бюст Талейрана, а рядом развешана одежда, церемониальные костюмы и декорации, напоминающие о его долгой дипломатической карьере


Также на первом этаже находится спальня герцогини Дороти фон Байрон, жены Талейрана. Интерьер спальни уставлен богатым набором мебели, включая кровать из кубинского красного дерева, украшенную четырьмя колоннами. На стене висит портрет герцогини во весь рост в церемониальном платье, также нарисованный в 1820 году Жозе Шабором


Следующей идёт спальня мадам де Сталь, находящаяся на первом этаже новой башни и получившая своё название благодаря находящейся здесь и принадлежавшей ей аккуратной кровати в Имперском стиле


Журнальный столик с египетскими мотивами раньше находился в одном из причудливых и ныне потерянных зданий дворцового сада - Египетском храме


В Комнате Перигоров также выставлена коллекция мебели, принадлежавшая Талейрану. Поговаривают, что он получил её в начале XIX столетия в подарок от принца Мурата. Как и в любой другой трансформируемой мебели, здесь также есть несколько секретных ящиков и тайников. Принц использовал этот рабочий стол, когда находился в Лондоне в качестве посла. Не знаю, кому принадлежит левый бюст, но справа определённо стоит бюст Вольтера


В Синей комнате стоит пара больших ваз китайского стиля, которые были модными в XIX столетии, радом с которыми находится бюро Булье, инкрустированное латунью и панцирем черепахи. Висящий на стене над ним портрет Фредерика-Августа I Саксонского во весь рост, который взошёл на престол в 1806 году, был подарен Талейрану лично королём

Роскошный лакированный письменный стол с бронзовой накладкой и аккуратными ящиками, расположенными ярусами друг над другом, был свидетелем подписания Соглашения Валенсе, которое состоялось 10 декабря 1813 года, спустя полчаса после полуночи. Часы в комнате, остановленные именно в эту минуту, как бы подчёркивают сей исторический момент


Длинная галерея на втором этаже ведёт к верхним апартаментам, также заполненным всевозможными предметами старины


В противоположном конце галереи находится небольшая комната, некогда служившая часовней. Сегодня в ней хранится динамичная бронзовая фигурка нагой Дианы на охоте, созданная в 1777 году выдающимся французским скульптором Жаном-Антуаном Гудоном

Спустившись по Лестнице Чести, мы попадаем в столовую


За большим столом из красного дерева может уместиться до 36 гостей сразу


Висящий на стене портрет Луи-Филиппа был королевским подарком Талейрану в честь его возвращения из Лондона

Вообще замок Валансе находится немного поодаль долины Луары, в регионе Берри, но он не мог не быть включённым в список избранных замков Луары из-за эпохи, в которую он был построен, и своих значительных размеров, сравнимых, разве что, с размерами замка Шамбор


Замок Валансе — один из замков Луары, охраняемых ЮНЕСКО как Всемирное наследие. Выдающийся памятник архитектуры Возрождения и французского (мансаровского) классицизма с роскошной анфиладой интерьеров в стиле ампир, созданных при самом знаменитом владельце шато —Талейране. Расположен в одноимённой коммуне департамента Эндр.

Замок Валансе запоминается всем своими садами и необычными формами башен, но кроме того история его связана с одной очень колоритной исторической личностью…

Шарль-Морис де Талейран. Сэр Дэвид Уилки
Речь идёт об одном из самых хитрых и безпринципных политиков в истории Франции — Шарле Талейране, о котором даже Наполеон когда-то сказал: "Лицо Талейрана столь непроницаемо, что совершенно невозможно понять его. Ланн и Мюрат имели обыкновение шутить, что если он разговаривает с Вами, а в это время кто-нибудь сзади дает ему пинка, то по его лицу Вы не догадаетесь об этом"

Глава французской дипломатии приобрёл замок в 1803 году по приказу Наполеона, который желал иметь подобающее по своему величию место для приёма иностранных послов.

Портрет Шарль-Морис де Талейран-Перигор.П.Прудон

Принимать у себя трех знаменитых персонажей с единственной целью — их позабавить — вполне отражает национальный характер, равно как и характер людей вашего ранга.

Жозефина опускается на колени перед Наполеон во время своей коронации в соборе Нотр-дам. Позади него сидит папа Пий VII.
Коронации императора Наполеона I и Коронации императрицы Жозефины в Notre-Dame de Paris, 2 декабря 1804 г..жак-Луи давид

Талейеран.Фрагмент картины

Наполеон I дает верительные грамоты барону Винсенту, австрийскому послу, в Эрфурте, 1808 г. Николас Госсе
Наполеон Талейрану

9 мая 1808 года в Байонне император Наполеон I написал своему министру иностранных дел господину Талейрану письмо следующего содержания:
«Принц Астурийский, его дядя инфант Дон Антонио, его брат инфант Дон Карлос в среду уедут отсюда, в пятницу и в субботу останутся в Бордо и ко вторнику будут в Валансе. Будьте готовы встретить их в понедельник вечером… Я желаю, чтобы этих принцев приняли без внешнего блеска, но достойно и с интересом, и чтобы вы сделали все возможное, дабы развлечь их. Если у вас в Валансе имеется театр, пригласите нескольких комедиантов, в этом не будет ничего дурного. Вы можете также пригласить мадам Талейран с четырьмя или пятью женщинами. Если принц Астурийский увлечется какой-нибудь красивой женщиной, в том не будет ничего неуместного, ибо это даст нам еще один способ лучше уследить за ним»
Безнравственный тон письма заставляет предположить, что император сам был хозяином Валансе. Однако ничего подобного. Прекрасный дом принадлежит одному Талейрану, и для нас не составит труда вообразить, какая у него была мина во время чтения вызывающего послания, которое опускало его до роли тюремщика, даже не Разъясняя странной роли, которую Наполеон столь пренебрежительно отвел его жене.

Но на самом деле с тех пор, как пять лет тому назад император помог ему купить Валансе, причем тогда его милость простерлась даже до того, что Наполеон помог деньгами — с тех самых пор принц Беневентский все время ожидал чего-либо подобного. Это означало, что он знал своего хозяина даже больше, чем тот знал сам себя, ибо такие решения Наполеон принимал из иных побуждений.

«Однажды Императору подробно доложили о той жизни, которую герцог Шуазель вел в Шантелу до своего изгнания, — пишет герцогиня де Дино, бывшая племянницей и запоздалой великой любовью Талейрана, — пораженный большими возможностями этого министра и роскошью, отсветы которой падали на короля и на всю страну, он пожелал, чтобы его Министр иностранных дел мог собирать в одном из красивых замков всех благовоспитанных иностранцев».

Можно заметить, что существует огромная пропасть между тем, чтобы собирать разных гостей для праздников, и тем, чтобы держать некоторых из них под стражей. Однако Наполеон частично оплатил дворец и, как заключает герцогиня, «с тех пор он счел, что может располагать Валансе без согласия владельца».
Талейран был слишком большим дипломатом, чтобы досадовать на оскорбительную фантазию своего хозяина. Он в свою очередь окунул перо в чернила и ответил:
«Я отвечаю всеми возможными трудами на доверие, которым Вы, Ваше Величество, меня почтили. Принцам будут предоставлены все удовольствия, которыми позволяет воспользоваться это неприятное время года. Я предоставлю им возможность ежедневно ходить к мессе, парк для прогулок, лес, где можно прогуливаться верхом, разнообразную еду и музыку. Театра здесь нет и найти актеров чрезвычайно трудно. У нас к тому же будет достаточно молодежи, чтобы принцы могли танцевать, если это их развлекает»
Ни следа горечи в этих строках. Талейран уже успел привязаться к восхитительному жилью, которое его в свое время обязали взять на себя. Возможно, потому что оно великолепно гармонировало с его тягой к блеску и величию.

Говорили, что замок был построен для очень важного господина и даже для князя церкви, что не могло не понравиться бывшему епископу Отенскому. В действительности тот, кто в 1540 году построил Валансе на остатках земли герцогов Бургундских, затем — семейства Шалон-Тоннер, был Жаном д"Этампом, гувернером Блуа; потом его внук, рыцарь Мальтийского ордена, епископ, а затем кардинал приложил руку к отделке дворца, желая достойно принять у себя папу Урбана VIII.

Воспоминания, связанные с замком, оказались достойны того, чтобы привлечь внимание сыновей Христианнейшего Короля.

В то время как их отец, лишенный власти король Карл IV и их мать, Мария-Луиза направляются в Компьен, избранный для них резиденцией, инфанты отправились по дороге, ведущей в Валансе, куда они прибудут 19 мая.

Талейран и его семья, конечно, встретят их: «Принцы были молоды, — напишет вынужденно гостеприимный хозяин, — и все на них, вокруг них, в их одеждах, в их каретах, в их ливреях, — все составляло образ прошедших эпох. Карету, из которой они вышли, можно было принять за произведение эпохи Филиппа V. Этот дух древности, напоминавший об их величии, делал их положение еще более своеобразным»

В самом деле, Талейран был еще слишком пропитан величием Старого Режима, стилем Версаля и чувством, подсказывающим, что необходимо сделать, дабы не уронить достоинства перед лицом этих молодых отпрысков одной из самых старых монархий мира. Он окружит их всевозможным вниманием и тем, в чем отказал им Наполеон. Особенно — принца Астурийского.

Портрет молодого принца Фердинанда

Придворный этикет царил в Валансе, но — этикет французского двора, все же менее суровый, чем то было принято в Эскуриале. Так, никто не мог предстать перед принцем иначе, чем в парадных одеждах. Но вне регламентированных по испанскому обычаю часов: мессы, отдыха, прогулок и совместных молитв, что прерывалось обильной едой, — принцы узнали свободу, прежде, вплоть до этого момента, им неведомую.

К примеру, удовольствие прогуливаться вместе «без письменного разрешения короля. Оставаться одним, по желанию выходить в сад или парк… Охота, прогулки верхом, танцы, составляли для них совершенно новые развлечения»

Каждый в Валансе стремился понравиться молодым людям, и если кто-то и не испытывал по отношению к ним симпатии, то жалостью к их злоключениям прониклись все.

Принц Астурийский Фердинанд был совершенно непривлекателен. Этот принц, «полумонах-полудикарь», по выражению герцогини Дино, познакомившейся с ним в Валансе, имел очень мало привлекательных черт: коварный, жестокий и бесхарактерный, он не обладал ни грацией, ни красотой, чтобы привязать к себе кого-либо. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к портретам Гойи.

Принц Фердинанд Уильяма Коллинза

Он одновременно напоминал мать и отца, — а те оба были неудачей матери-природы… Более милыми оказались его дядя Дон Антонио и особенно его младший брат Дон Карлос; они смогли в достаточной степени оценить праздники, устраиваемые в их честь Талейраном. В свите принцев было также еще два человека: каноник Эскоикиц и герцог Сан Карлос.

Доротея фон Бирон де Талейран-Перигор.Ф.Жерара

Тогдашние хроники повествуют о том, что именно герцога Сан Карлоса связала нежная дружба с мадам Талейран. Хроники, а также ежедневные доклады, которые полиция Фуше исправно доставляла на стол императора. Всем сердцем ненавидя Талейрана, Фуше аккуратно начинил Валансе своими агентами.

Идиллия была прервана возвращением в Париж принцессы. Очевидно, Наполеон беспокоился о любовных интригах, начавшихся по его же приказу…

Однако присутствие в Валансе потомков Филиппа волновало французских аристократов, в особенности антибонапартистов. Они мечтали о том, чтобы извлечь инфантов из их позолоченной тюрьмы и с триумфом препроводить в Испанию. Таким образом фактически в соседнем замке Сель-сюр-Шер образовался заговор, предводителями которого были маркиз де Бартилья и Сен-Эньяны. Эта преданность была совершенно излишней: принцы вовсе не жаждали быть спасенными, и заговорщики вскоре оказались в Венсенне под охраной бдительной стражи.

Дон Фердинанд не только отвергал всякие попытки освободить его, он дошел даже до того, что сам стал доносить о них полковнику Анри, жандарму старой гвардии, которому Наполеон поручил охрану пленников. Ситуация была довольно странной: в то время как испанский народ самоотверженно сражался против Наполеона, принц — наследник трона, который так мечтали отвоевать для него, невозмутимо довольствовался своим положением пленника.

Еще никогда не было видано более нежное отношение пленника к своему тюремщику. В день Ангела Наполеона Фердинанд собственноручно зажигал фонари в парке, — Фердинанд нимало не усомнился, написав императору письмо с поздравлениями по поводу победы над Испанией, так вдохновенно называя его «дорогим кузеном», что в конце концов это стало Наполеона раздражать.

Триумфальное шествие Фердинанда. Мигель Парра я Абриль
Однако и все хорошее приходит к концу. Валансенский договор от 11 декабря 1813 года обеспечивал вывод французских войск. Инфанты вернутся в свою страну, а Фердинанд будет править под именем Фердинанда VII.

Фердинанд VII. Висента-Лопеса

Без сомнения, это было самое отвратительное царствование в истории Испании, так как молодой король проявил невероятную жестокость и замашки тирана. Но в 51своих возвращенных дворцах Фердинанд сохранил ностальгическое воспоминание о времени, проведенном в гостях у Талейрана. Он основал орден Валансе для своих последователей, дал одному из подразделений своей гвардии имя Валансе и даже окрестил этим именем один фрегат.

Коронация Фердинанда.Хосе Апарацио
В конце концов в 1819 году он послал Талейрану свой портрет огромных размеров, который до сих пор можно созерцать на одной из стен дворца, о котором он столь тосковал.

В 1817 году Людовик XVIII сделал это владение герцогством, титул был передан внучатому племяннику принца, однако принц оставил за собой право владения дворцом вплоть до своей смерти. Он часто появлялся там в обществе герцогини де Дино, которая оставила очаровательное описание замка и его владений.

После смерти дипломата (здесь же и похороненного) усадьбой владели потомки его брата, последний из которых умер в 1952 году. Они старались поддерживать обстановку, созданную в замке трудами их знаменитого предка.

Регулярный парк вокруг замка был разбит в начале XX века. Во время Второй мировой войны принц Талейран укрывал в своей усадьбе такие сокровища Лувра, как Венера Милосская и Ника Самофракийская. В качестве номинального герцога Сагана он считался медиатизованным германским подданным и потому мог не опасаться обысков гестапо.

Но Талейран даже ещё не родился, когда был заложен первый камень в фундамент будущего замка Валансе. Первый замок Валансе был феодальным замком, от которого на сегодняшний день остался лишь один зал, находящийся под парадной площадью, практически на том месте, где сейчас находится водоем.

Произошло это на рубеже X—XI столетий, хотя по сути тогда это был ещё не замок, а простая оборонительная башня
Первый же настоящий замок появился лишь в XIII веке, благодаря местному феодалу Готье де Валансе. От первого расширения до нас сохранился Гвардейский зал со сводчатым потолком, попасть в который можно по подземному коридору

Тот Валансе, который мы видим сегодня, появился в 1540 году, благодаря Жаку д"Эстампу, удачно женившемуся на дочери богатого финансиста и решившего построить для своей семьи подобающее окрепшему финансовому положению жилище. В результате старое здание было почти полностью снесено, а на его месте построен новый замок

Это Луи Д"Этамп и его жена Мария заложили первую кладку нынешнего замка в самом начале XVI века. И это их сыну Жаку принадлежит постройка входа в замок в форме большого донжона. Последний считается шедевром эпохи Ренессанса. На протяжении целого века замок, спланированный в четырехугольной форме, не претерпел изменений.

Став в 1765 году новым владельцем замка, господин де Вильморьен предпринял новые работы, которые придали замку современный нам облик. Его сын, господин де Люсэ в 1803 году продал замок Талейрану за один миллион шестьсот тысяч ливров. Император сделал дар "того, что недостает для завершения" сделки, а на самом деле заплатил большую часть суммы.

Шарль-Морис де Талейран-Перигор. Х.Ф. Helmol
Владение замка Валансе включало в себя земли общей площадью более 12 000 гектаров, в том числе 23 общины (коммуны), сотню ферм, леса, поля, виноградники - все вместе взятое было одним из трех самых больших владений во Франции. Талейран, не посетив замок ни разу до покупки и купивший его практически вслепую, был покорен им с самого первого своего посещения. Он приехал впервые в Валансе вместе с женой в сентябре и в течение 3 дней обследовал свои необъятные владения.

Сам замок состоит из более чем ста помещений, распределенных между 25 апартаментами, коммуны вокруг него составляют целую деревню, а огороженный парк раскинулся на сто гектаров.

Замок переходил по наследству от одного герцога Валансе к другому; теперь он принадлежит государству
Если не заходить сразу в замок, а пройтись вдоль южного крыла — можно увидеть удивительные круглые мансардные окна, прозванные за свою форму "Глазом Быка"

По двойной лестнице, разработанной в 1882—1883 годах архитектором Анри Доверном, можно попасть во внутренний двор замка, а именно — в небольшой Сад Герцогини. Отсюда открывается прекрасный вид на Гарсенлендский лес и небольшой охотничий домикпостроенный в 1810 году Чарльзом Боннардом и до сих пор считающийся одним из очень редких примеров итальянской архитектуры, всё ещё существующей во Франции

Под крылом XVIII столетия находится кухня и винный погреб

Размеры их просто огромны, что наглядно показывает, насколько Талейран заботился о еде, чей обеденный стол был известен во всей Европе

Стоит отметить, что большей частью известность к нему пришла благодаря талантливому повару Антонину Карему, которого Талейран нашёл и сразу же нанял в 1804 году

Входной павильон — огромное здание, спроектированное как сторожевая башня, но исполняющее больше показательную функцию, нежели защитную, о чём говорит множество окон, безопасных башенок и причудливых машикулей

Герб семейства Талейран-Перигор над аркой входа

О XVI столетии нам напоминает примыкающая к сторожевой башне наружная галерея с квадратными колоннами, интересными арками, скамейками, вазами и статуями

Статуя Париса, которую приписывают руке Пьетро Франкавилле, возможно прибыла сюда из далёкой флорентийской ратуши — Палаццо Веккьо

В центральной комнате сторожевой башни, в дополнение к потолку в французском стиле, выжили две фрески XVII столетия: натюрморт, изображающий корзину цветов и живописный пейзаж с рыбаком на переднем плане

В Большой Гостиной выставлена замечательная коллекция Имперских стульев, обитых материей с гобеленами. Если история не врёт, то сделано это было руками женщин Испанского суда во время их изгнания в замок Валенсе

За двумя колоннами в гостиной стоит стол Империи, который, возможно, прибыл сюда из пражского дворца Кауниц, где Талейран остался во время Венского конгресса. На стене висит портрет Талейрана в полный рост и портрет его матери. Южная башня замка была построена в 1770 году и поэтому упоминается как новая башня

На втором этаже находится Музыкальная комната, в которой стоит старинная арфа и прекрасное, обшитое деревянными панелями, форпепьяно времён Людовика XVI, сделанное Себастьеном Ераром в 1808 году

Королевская спальня на первом этаже, который был занят испанским монархом Фердинандом VII в течение шести лет, украшена ценными монотонными обоями, произведенными на фабрике Дюфо в 1816 году

На обоях изображена история Купидона и Психеи

Также на первом этаже находится большой вестибюль Людовика XVI и галерея, посвященная семье Талейрана с портретами его предков, нарисованными Жозэ Шабором в 1817 году. Имперские стулья и превосходная коллекция неоклассических скульптур XIX столетия завершают художественное оформление

Спальня Талейрана на первом этаже меблирована также в стиле Империи, причём некоторые образцы мебели прибыли сюда из его Парижского особняка, где министр умер в 1838 году

На столе в центре комнаты стоит бюст Талейрана, а рядом развешана одежда, церемониальные костюмы и декорации, напоминающие о его долгой дипломатической карьере

Также на первом этаже находится спальня герцогини Дороти фон Байрон, жены Талейрана. Интерьер спальни уставлен богатым набором мебели, включая кровать из кубинского красного дерева, украшенную четырьмя колоннами. На стене висит портрет герцогини во весь рост в церемониальном платье, также нарисованный в 1820 году Жозе Шабором

Следующей идёт спальня мадам де Сталь, находящаяся на первом этаже новой башни и получившая своё название благодаря находящейся здесь и принадлежавшей ей аккуратной кровати в Имперском стиле

Журнальный столик с египетскими мотивами раньше находился в одном из причудливых и ныне потерянных зданий дворцового сада — Египетском храме

В Комнате Перигоров также выставлена коллекция мебели, принадлежавшая Талейрану. Поговаривают, что он получил её в начале XIX столетия в подарок от принца Мурата. Как и в любой другой трансформируемой мебели, здесь также есть несколько секретных ящиков и тайников. Принц использовал этот рабочий стол, когда находился в Лондоне в качестве посла. Не знаю, кому принадлежит левый бюст, но справа определённо стоит бюст Вольтера

В Синей комнате стоит пара больших ваз китайского стиля, которые были модными в XIX столетии, радом с которыми находится бюро Булье, инкрустированное латунью и панцирем черепахи. Висящий на стене над ним портрет Фредерика-Августа I Саксонского во весь рост, который взошёл на престол в 1806 году, был подарен Талейрану лично королём

Роскошный лакированный письменный стол с бронзовой накладкой и аккуратными ящиками, расположенными ярусами друг над другом, был свидетелем подписания Соглашения Валенсе, которое состоялось 10 декабря 1813 года, спустя полчаса после полуночи. Часы в комнате, остановленные именно в эту минуту, как бы подчёркивают сей исторический момент

Длинная галерея на втором этаже ведёт к верхним апартаментам, также заполненным всевозможными предметами старины

В противоположном конце галереи находится небольшая комната, некогда служившая часовней. Сегодня в ней хранится динамичная бронзовая фигурка нагой Дианы на охоте, созданная в 1777 году выдающимся французским скульптором Жаном-Антуаном Гудоном

Спустившись по Лестнице Чести, мы попадаем в столовую

За большим столом из красного дерева может уместиться до 36 гостей сразу

Висящий на стене портрет Луи-Филиппа был королевским подарком Талейрану в честь его возвращения из Лондона

la Chambre de la princesse de Беневан

Вообще замок Валансе находится немного поодаль долины Луары, в регионе Берри, но он не мог не быть включённым в список избранных замков Луары из-за эпохи, в которую он был построен, и своих значительных размеров, сравнимых, разве что, с размерами замка Шамбор


А это для души-некоторые высказывания Талейерана:
. Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали, какие мелкие люди властвуют над ними.
. Некоторые должности похожи на крутые скалы: на них могут взобраться лишь орлы и пресмыкающиеся.
. Язык дан человеку, чтобы скрывать свои мысли.
. Одни горы рождают мышей, а другие — вулканы.
. Лучший помощник дипломата — это его повар.
. Кофе должен быть горяч, как пекло, черен, как дьявол, чист, как ангел и сладок, как любовь.
. В Англии есть всего два соуса и триста конфессий. Во Франции, напротив, — всего две конфессии и триста соусов.
. Верить можно только тем, кто верит в себя.
. Политика - это всего лишь способ возбуждать народ таким образом, чтобы суметь его использовать.
. Если хочешь вести людей на смерть, скажи им, что ведешь их к славе.
. Есть штука пострашнее клеветы. Это - истина.
. Надо полюбить гениальную женщину, чтобы понять, какое счастье любить дуру.


Франция: Замок Валансе (замки Луары)
Замок Валансе запоминается посетителям своими садами и необычными формами башен, но кроме того история его связана с одной очень колоритной исторической личностью…

Речь идёт об одном из самых хитрых и безпринцыпных политиков в истории Франции — Шарле Талейране, о котором даже Наполеон когда-то сказал: "Лицо Талейрана столь непроницаемо, что совершенно невозможно понять его. Ланн и Мюрат имели обыкновение шутить, что если он разговаривает с Вами, а в это время кто-нибудь сзади дает ему пинка, то по его лицу Вы не догадаетесь об этом".


Но Талейран даже ещё не родился, когда был заложен первый камень в фундамент будущего замка Валансе. Произошло это на рубеже X—XI столетий, хотя по сути тогда это был ещё не замок, а простая оборонительная башня.


Первый же настоящий замок появился лишь в XIII веке, благодаря местному феодалу Готье де Валансе. От первого расширения до нас сохранился Гвардейский зал со сводчатым потолком, попасть в который можно по подземному коридору.


Тот Валансе, который мы видим сегодня, появился в 1540 году, благодаря Жаку д"Эстампу, удачно женившемуся на дочери богатого финансиста и решившего построить для своей семьи подобающее окрепшему финансовому положению жилище. В результате старое здание было почти полностью снесено, а на его месте построен новый замок.

В 1803 году замок Валансе покупает тогда ещё министр иностранных дел при Наполеоне Шарль Талейран. Просто Наполеону потребовалось место, где он мог бы принимать важных гостей и он подрядил Талейрана найти ему такое место. Талейран же настолько умело планировал свою карьеру, что не отходил от дел вплоть до 1834 года.


Кованая изгородь входа с оранжереей и служебными постройками восстанавливалась дважды — в 1785 и 1805 годах.

В одной из отремонтированных служебных построек в 1810 году был открыт изящный театр в имперском стиле, доживший до нас благодаря реставрации 1989 года.


Посетителей замка встречают красивые французские сады с фонтанами.

Если не заходить сразу в замок, а пройтись вдоль южного крыла — можно увидеть удивительные круглые мансардные окна, прозванные за свою форму "Глазом Быка".


По двойной лестнице, разработанной в 1882—1883 годах архитектором Анри Доверном, можно попасть во внутренний двор замка, а именно — в небольшой Сад Герцогини. Отсюда открывается прекрасный вид на Гарсенлендский лес и небольшой охотничий домикпостроенный в 1810 году Чарльзом Боннардом и до сих пор считающийся одним из очень редких примеров итальянской архитектуры, всё ещё существующей во Франции.


Под крылом XVIII столетия находится кухня и винный погреб.


Размеры их просто огромны, что наглядно показывает, насколько Талейран заботился о еде, чей обеденный стол был известен во всей Европе.

Стоит отметить, что большей частью известность к нему пришла благодаря талантливому повару Антонину Карему, которого Талейран нашёл и сразу же нанял в 1804 году.

Входной павильон — огромное здание, спроектированное как сторожевая башня, но исполняющее больше показательную функцию, нежели защитную, о чём говорит множество окон, безопасных башенок и причудливых машикулей.



В Большой Гостиной выставлена замечательная коллекция Имперских стульев, обитых материей с гобеленами. Если история не врёт, то сделано это было руками женщин Испанского суда во время их изгнания в замок Валенсе.


За двумя колоннами в гостиной стоит стол Империи, который, возможно, прибыл сюда из пражского дворца Кауниц, где Талейран остался во время Венского конгресса. На стене висит портрет Талейрана в полный рост и портрет его матери. Южная башня замка была построена в 1770 году и поэтому упоминается как новая башня.


Вообще замок Валансе находится немного поодаль долины Луары, в регионе Берри, но он не мог не быть включённым в список избранных замков Луары из-за эпохи, в которую он был построен, и своих значительных размеров, сравнимых, разве что, с размерами замка Шамбор.



http://lifeglobe.net/

Вездеходы на шнеко-роторном ходу - уникальный, экзотический тип внедорожных транспортных средств, разработкой которых занимались очень немногие компании в мире. Шнеки на машинах, заменяющие собой колеса или гусеницы, - это расположенные вдоль кузова машины горизонтальные цилиндры с небольшим конусом спереди и сзади. Наружную поверхность шнеков обвивают винтовые грунтозацепы. При движении шнеки вращаются, а грунтозацепы, как винты по резьбе, «вкручиваются» в то, что находится под машиной: грунт, снег, лед, воду, болото. Поворачивает машина за счет торможения правого или левого шнека, подобно тому, как гусеничный транспорт поворачивает за счет торможения одной из гусениц. Легкие полые или наполненные изнутри полимером (например, пенопластом) шнеки позволяют машине плыть по воде, пересекать такие гиблые места, где застревает или тонет любая колесная и гусеничная техника. Однако так как шнеки изготовлены из твердого материала, обычно из цветных металлов, вездеход на шнеко-роторном ходу абсолютно непригоден для дорог с твердым покрытием. По асфальту, бетону и даже щебню такую машину придется везти на эвакуаторе. Иногда шнеки зовут также архимедовыми винтами или роторами.

В Советском Союзе основные работы над шнеко-роторными снегоболотоходами производились в 60-70-е годы. Разработкой таких транспортных средств независимо друг от друга занимались два предприятия. Первое - специальное конструкторское бюро ЗИЛа в Москве, которое возглав лял В.А. Грачев. Второе - конструкторское бюро РАЛСНЕМГ при Политехническом институте в Горьком, во главе которого стоял А.Ф.Николаев. Интересно, что ранее, перед Великой Отечественной войной, Грачев и Николаев работали вместе на ГАЗе над первыми в СССР полноприводными автомобилями. Первые шнеко-ротоные вездеходы оба КБ построили практически одновременно - в 1966-1968 годах. По понятным причинам, Грачев ориентировался на применение силовых агрегатов грузовиков ЗИЛ, а Николаев - на узлы автомобилей ГАЗ. Созданные в РАЛСНЕМГ конструкции оказались востребованными гражданскими ведомствами, отвечавшими за лесное и водное хозяйство страны. Машины СКБ ЗИЛ выполняли военный заказ - их планировали использовать в комплексах поиска спускаемых аппаратов космических кораблей и спутников. По некоторым данным, ими заинтересовался также КГБ для розыска спецсредств, заброшенных в труднодоступные районы страны, и летательных аппаратов, принадлежавших иностранным спецслужбам.

В "Зиловском" КБ Грачева строили шнеко-роторные вездеходы различных размеров, мощности и грузоподъемн ости. Среди них были совсем легкие машины с двигателями от легковых автомобилей ЛУАЗ и ВАЗ, средние шнекоходы с мотором ЗИЛ-130, и, наконец, как вершина модельного ряда, огромный ЗИЛ-4904 (он же ПЭУ-3) полной массой 9-10 тонн с двумя силовыми агрегатами ЗИЛ-375 от внедорожного грузовика «Урал».

Постройку опытного образца ЗИЛ-4904, так и оставшегося в единственном экземпляре, завершили к 1 мая 1972 года. Ведущим конструктором выступал А.П. Селезнев, а за разные этапы испытаний отвечали Н.Н. Яковлев и Ю.П. Федин. Для снижения веса кабина, как, впрочем, у большинства транспортных средств, созданных в СКБ ЗИЛа, изготовлена из стеклопластика, но водонепроницаемый низ корпуса был стальной. Каждый из двигателей агрегатировался с автоматической гидромеханической коробкой передач. Крутящий момент силовые агрегаты передавали через раздаточную коробку на редуктор специальной главной передачи. С двух выходов редуктора момент передавался на правую и левую бортовые передачи, которые вращали каждая свой шнек. Поворот машины осуществляла система, состоящая из рычагов, сухих многодисковых фрикционов со стальными дисками и тормоза главной передачи, действовавшего на один из бортов. Сначала водитель управлял дроссельными заслонками моторов автомобильной педалью акселератора, позднее эту функцию возложили на рукоятку, установленную на рычаге торможения одного из бортов. Тормоза были ленточного типа. Шнеки изготовлены из легкого сплава АМг-61. Двигатели оснащались предпусковым подогревателем, а кузов - системой откачки попавшей внутрь воды. Для перевозки ПЭУ-3 по дорогам с твердым покрытием, специально изготовили трехосный прицеп-эвакуатор на внедорожных шинах. В качестве тягача выступал грузовик ЗИЛ-131.


Одну и ту же машину ЗИЛ-4904 испытывали в двух вариантах - пассажирском и грузовом. В первом случае за кабиной находился остекленный пассажирский кузов из стеклопластика на 8 человек, вездеход носила индекс ПЭУ-3А. В таком виде снегоболотоход проходил летние испытания в июне-августе 1972 года. Второй - грузовой вариант - марки ПЭУ-3Б вышел на зимние испытания в феврале 1973-го. С машины просто сняли пассажирский модуль, и на его месте освободилась грузовая платформа, которую покрыли тентом.






Техническая характеристика

Число мест 3 в кабине (+ 4 в салоне пассажирского варианта)
Грузоподъемность 2500 кг
Габаритные размеры 8300х3600х3100 мм (высота по кабине 3000 мм)
Длина шнека 5990 мм
Диаметр шнека 1500 мм
Колея 2085 мм
Дорожный просвет 1100 мм на твердом основании
Двигатель два бензиновых, карбюраторных, V-образных, восьмицилиндровых, верхнеклапанных ЗИЛ-375Я
Рабочий объем 2х6,9 л
Мощность 2х180 л.с. при 3200 об/мин
Снаряженная масса ПЭУ-3А/ ПЭУ-3Б 7065 / 6540 кг
Полная масса ПЭУ-3А / ПЭУ-3Б 10165 / 8500 кг
Максимальная скорость ПЭУ-3А / ПЭУ-3Б на снегу 16 / 10.8 км/ч, на болоте 7.3 / 10 км/ч, на воде 10.5 / 9.25 км/ч
Расход топлива без груза - с грузом на болоте 65 - 73 л/100 км, на воде 75 - 85 л/100 км, на снегу 78.9 л/ч

С каждым годом все интенсивнее идет освоение труднодоступных районов страны, хранящих в своих недрах неисчислимые богатства, столь необходимые народному хозяйству. Разыскивая эти тайники природы, работают многочисленные геологоразведочные партии. Они преодолевают сотни и тысячи километров непроходимой тундры, форсируют болота и топи, не замерзающие и в суровые зимы реки, глубокие снега.

В этом им помогают различные транспортные машины - гусеничные вездеходы-амфибии, автомобили высокой проходимости, вертолеты и самолеты. И тем не менее в особо сложных условиях имеющаяся техника часто оказывается бессильной. Приходится использовать вьючных животных, оленьи упряжки, а порой пробираться пешком, надев охотничьи лыжи или снегоступы.

Поэтому понятны попытки разработать такой движитель, который обеспечивал бы высокую проходимость не только машинам, но и более простым, малым транспортным средствам, не менее необходимым для работы в отдаленных осваиваемых районах.

И движитель подобного рода существует: шнековый, или винтовой. Он, конечно, имеет свои недостатки, но и обладает многими преимуществами. Главное из них - обеспечение вездеходности в таких условиях бездорожья, где все остальные транспортные средства проходимости не обеспечивают.

У шнекового движителя есть своя довольно долгая история. Его появление относят к 1900 году, когда русскому изобретателю Ф. Дергинту был выдан патент на сани, приводимые в движение шнеком. Вслед за тем во Франции и Швеции появляются шнековые движители, приспособленные к автомобилям и предназначенные для обеспечения им возможности передвижения по снегу.

Эти машины имели винтовой движитель, установленный между задними колесами автомобиля. Шнек приводился во вращение от двигателя через специальную передачу. Первоначально на автомобили ставился один такой движитель, а позднее два параллельных.

Что же представлял собой сам шнек! Внешне он напоминал винт в мясорубке: это определенного диаметра стержень, на который навито высокое спиральное ребро. Шнеки устанавливались на шарнирной подвеске, водитель машины, посредством системы рычагов мог опускать и поднимать их, то есть регулировать высоту по отношению к колесам автомобиля. Что это давало! При движении по глубокому, рыхлому снегу, например, достаточно было опустить шнек, чтобы он погружался в более плотный слой, обеспечивая лучшее сцепление. Позднее шнек начали ставить на пружинной подвеске - и та же операция выполнялась автоматически, упразднялась сложная рычажная система управления движителем.

Но в первых вездеходах шнек все же работал недостаточно надежно, а сами машины имели слишком узкие колеса, которые под весом автомобиля глубоко погружались в снег и создавали большое сопротивление движению. Да и конструкция шнека была также несовершенна. Небольшого диаметра стержень и высокое узкое ребро его винтовой нарезки не уплотняли снег, а на твердом насте автомобиль мог перемещаться и без такого движителя.

Следующий этап развития шнекового транспорта - увеличение диаметра винтового движителя, резкое уменьшение высоты спирального ребра и замена колес на лыжи. Эти усовершенствования резко повысили эффективность работы шнека. Теперь он превратился в цилиндр большого диаметра, который при перемещении хорошо уплотнял снег, а винтовое ребро, хотя и было меньшей высоты, работало значительно лучше. Испытания показали, что сцепление такого шнека с грунтом возрастает с увеличением приходящейся на него нагрузки.

Это наблюдение привело к следующему этапу развития вездеходов рассматриваемого типа, который можно назвать современным, так как он захватывает и сегодняшний день. Конструкторы отказались от приспособления шнекового движителя к автомобилю, а стали строить специальные машины, в которых вся масса распределяется между двумя винтовыми движителями и передними управляемыми лыжами.

Почти одновременно появилась и еще одна разновидность шнековых машин. У них уже не было ни колес, ни лыж, а движители представляли собой цилиндры большого диаметра с трех-, четырехзаходной навивкой рабочего ребра. Управление осуществлялось как на гусеничных машинах: торможением одного из шнеков. Такая конструкция считается наиболее перспективной, поскольку дает возможность использовать подобные машины не только зимой, но и в условиях полного бездорожья.

Здесь стоит упомянуть об испытаниях зимней техник», которые были организованы в Подмосковье в конце двадцатых годов. Проверялись возможности различных снегоходных машин, автомобилей, тракторов и приспособлений к ним, повышающих проходимость по снегу. В испытаниях участвовала техника, созданная институтом НАМИ, отдельными конструкторами. Были и зарубежные машины, среди них шнекоход «мотобоб» и трактор «фордзон» на червячных барабанах.

Проведенное сравнение позволило выявить ряд преимуществ машин со шнековыми движителями: относительная простота, плавность хода, хорошее тяговое усилие. Но тогда же вскрылись и минусы, в основном заключавшиеся а небольшой скорости, плохой маневренности, недостаточной надежности конструкции. Немаловажным фактором явилась и ограниченность мест целесообразного использования шнекоходов по сравнению с гусеничными машинами и автомобилями повышенной проходимости. Все это послужило причиной ослабления внимания транспортных организаций к шнековому движителю.

Возрождение интереса к машинам с «винтовыми» движителями как у нас в стране, так и за рубежом, приходится на 60-е годы. Оно связано с поиском вездеходных конструкций, применимых не только в ЗИМНИХ, но и в других особо тяжелых дорожных условиях. Различные экспериментальные шнекоходные машины, предназначенные специально для работы на сильно заболоченной местности, были созданы в США, Англии, Японии.

В нашей стране большую исследовательскую работу, в том числе и по теории шнековых движителей, проделала лаборатория снегоходных машин Горьковского политехнического института имени А. А. Жданова. Под руководством кандидата технических наук, доцента С. В. Рукавишникова был разработан ряд легких шнековых машин (ГПИ-16Р, ГПИ-16ВА, ГПИ-16ВС и ГПИ-0,5), испытания которых подтвердили предположение о перспективности применения «роторно-винтовых» движителей для снегоходов и выявили ряд неоспоримых преимуществ этих движителей: более высокий КПД, повышенная долговечность и надежность, более высокие тягово-сцепные качества, меньший вес и простота конструкции.

Испытания легкой шнекоходной машины ГПИ-16Р с двигателем «Иж-Планета» мощностью 12 л. с. показали, что машина устойчиво движется по снегу глубиной от 200 до 800 мм, свободно преодолевает заструги высотой до 400 мм. Шнекоход имеет винтовые барабаны с диаметром Цилиндра 300 мм и шагом винтовой линии зацепов 840 мм, что соответствует углу подъема винтовой линии зацепа 42°. Длина барабана, включая передний и задний конусные участки, - 1650 мм, при числе витков 3 и высоте зацепов 50 мм. Зацепы выполнены в форме трапеции с основанием 35 мм и углом при вершине 20°.

При испытаниях были проведены сравнения с полугусеничным ГПИ-15, имевшим аналогичные весовые и мощностные характеристики: обе машины показали одинаковые результаты по замеряемым параметрам. В выводах по испытаниям указано, что использование винтовых барабанов с углом подъема спиральной линии зацепов 42° возможно для снегоходной машины, однако желательно уменьшение угла, что позволит увеличить запас тяги го сцеплению. Отмечалось также, что боковые перемещения во время движения - наиболее существенный недостаток винтоходной машины. Необходимы устройства, стабилизирующие прямолинейное движение, особенно на неровностях пути.

О боковых смещениях винтовых барабанов известно давно. Еще инженер А. А. Крживицкий писал об этом в книге «Механические средства передвижения по снегу», вышедшей в 1926 году. И уже тогда рекомендовал ограничивать шнеки врезающимися по бокам в снег полозьями, стабилизирующими движение и воспринимающими боковые усилия, возникающие на винтовом ребре барабанов.

Созданные лабораторией машины ГПИ-0,5, выпущенные небольшой партией, были использованы зимой на Камчатке для объезда линий электропередачи, где заменили применявшиеся до этого мощные гусеничные машины ГАЗ-71.

Лыжно-винтовой снегоход ГПИ-0,5 состоит из кузова, двигателя, силовой передачи (трансмиссии), ходовой части, рулевого управления и систем питания двигателя и электрооборудования. Кузов - цельнометаллический, сварной, открытый, рассчитанный на перевозку 2-3 человек или перевозку животных, также вы можете обратится в компанию “Удачный полёт” https://www.luckyfly.ru/raschjot-marshruta.html и без собственного транспортного средства заказать перевозку собак, но если вы находитесь в непроходимой местности, то вам поможет снегоход кузов которого является основным несущим элементом конструкции. Передний капот, под которым размещен двигатель, сделан откидным для обеспечения удобства обслуживания двигателя в эксплуатации.

Р - равнодействующая сила, перпендикулярная рабочей плоскости винтовой нарезки зацепа, Р1 - сила тяги, α - угол наклона рабочей плоскости винта по отношению к плоскости его вращения.

1 - стабилизирующий полоз, 2 - корпус снегохода, 3 - винтовой барабан-шнек.

Мотоциклетный двигатель «Иж-Плакета» снабжен принудительным охлаждением. При частоте вращения коленчатого вала 3200-3500 об/мин он развивает мощность 15,5 л. с. Силовая передача включает в себя цепные передачи на сцепление и коробку передач, выполненные в блоке с двигателем, от коробки передач - на редуктор, а также бортовые - с главного вала на конические редукторы привода движителей. На главный вал посажен тормозной диск.

Ходовая часть состоит из двух управляемых лыж с амортизацией листовыми рессорами и двух винтовых барабанов движителя с их подвесками. Барабаны клепаные, негерметические, с зацепами из нержавеющей стали, число заходов навивки - 4. Шаг зацепов 1100 с углом по барабану 40°. Движители сзади подрессорены, что позволяет им иметь лучшее сцепление с грунтом для преодоления неровностей пути.

Рулевое управление у шнекохода - с обычным рулевым колесом и механизмом реечного типа; соединение с поворотными рычагами пыж - тягами.

Следует остановиться и на разработанных в Горьковском политехническом институте имени А. А. Жданова машинах особого назначения. В 1968 году вышли на испытания специальные вездеходы на шнековых движителях типа ГПН-63 и ГПИ-72, созданные под руководством профессора А. Ф. Николаева (см.: «М-К», 1972, № 4). Эти машины, имея высокую энерговооруженность, снабжены герметичными винтовыми барабанами большого диаметра, которые обеспечивают возможность свободного передвижения не только по снегу или заснеженному льду со скоростью до 20 км/ч, но даже по воде и непроходимым болотам. На них смонтированы ледово-фрезерные установки для окалывания льда вокруг зимующих судов в северных портах, для охраны от разрушения льдом гидротехнических сооружений. При толщине льда в 1,5 м скорость такой фрезерной проходки достигает 560 м/ч.

Большой интерес представляет и машина ГПИ-92, сконструированная специально для механизации обработки илообразных осадков на площадках очистных сооружений больших городов. Такие отстойники имеют площадь до нескольких сот гектаров и должны при современных очистных мощностях поглощать в крупных городах до 16000 м3 илообразных осадков в сутки. Будучи обезвожены, эти массы могут быть использованы в промышленности и сельском хозяйстве. Но практика показала, что цикл обезвоживания затягивается на несколько лет, в основном из-за зарастания поверхности площадки сорными травами, которые препятствуют интенсивному испарению влаги.

Машина ГПК-82 показала хорошую проходимость по иповым отстойникам при любой влажности, а роторно-винтовые движители к тому же интенсивно разрушают и погружают в их растительный покров без применения каких-либо дополнительных навесных орудий. Они перемешивают верхний слой на глубину 500-600 мм, что способствует более интенсивному испарению влаги.

При мощности двигателя 115 л. с. и диаметре герметичных роторно-винтовых барабанов 800 мм машина обеспечивает скорость от 5 до 20 км/ч, в зависимости от степени влажности ила.

Мощные машины на шнековых движителях быки созданы и на Московском автозаводе имени Лихачева. Шнекоход ШН-I снабжен двигателем в 180 л. с. и герметичными роторно-винтовыми барабанами с Ø 800 мм, с рабочим зацепом трапециевидной формы высотой 120 мм и углом наклона 17°. Для повышения жесткости на внутреннюю поверхность барабанов напылен слой полиуретана. Машина рассчитана на передвижение по глубокому снегу, болотам.

Необычной конструкции шнековая болотоходная машина создана в Московском институте народного хозяйства имени М. Н. Губкина. Ее два шнека, вращаясь в противоположных направлениях, позволяют двигаться вперед и назад; когда же они движутся в одну сторону, машина может перемещаться боком, причем даже по асфальту. Этот болотоход предназначен для транспортировки бурового оборудования по труднопроходимым грунтам - например, грузовой платформы на воздушной подушке.

Из зарубежных машин особый интерес представляет японская модель шнекохода «дороти». У нее не два, а четыре шнека, последовательно размещенные по два с каждой стороны. Причем любой шнек может вращаться в обе стороны. Благодаря этому машина обладает исключительной маневренностью.

Не обошли вниманием роторно-винтовой движитель и любители технического творчества. В 1965 году инженер П. Г. Гаврилов из Темиртау предложил переоборудовать стандартный автомобиль «Победа», установив на нем два шнека и передние управляющие лыжи. Шнеки монтировались на специальных кронштейнах без элементов амортизации и приводились во вращение карданными валами, идущими от закрепленного на двигателе редуктора с угловыми шестернями.

В 1973 году инженер П. В. Олейников из поселка Зареченский Мурманской области построил шнеконарты КРАБ-1. Надо отдать должное настойчивости любителя технического творчества: потребовалось три года, чтобы сделать машину не только работоспособной, но и надежной: она эксплуатируется в течение всего зимнего периода без поломок.

1 - управляемая лыжа, 2 - редуктор, 3 - двигатель, 4 - радиатор и вентилятор системы охлаждения, 5 - карданный вал, 6 - шнековый движитель, 7 - опорный подшипник.

1 - управляемая лыжа, 2 - упорный подшипник рулевой колонки, 3 - корпус, 4 - рулевая колонка, 5 - руль, 6 - сиденье водителя и пассажира, 7 - бензиновый бак; 8 - двигатель, 9 - редуктор, 10 - муфта соединения двигателя с редуктором, 11 - цепь привода шнека, 12 - подшипник, 13 - ведомая звездочка, 14 - ось шнека, 15 - шнек, 16 - винтовые зацепы, 17 - передний подшипник, 18 - поворотная ось рамы шнека, 19 - амортизатор, 20 - упорная резиновая подушка, 21 - рессора; α - угол отклонения рамы шнека по отношению к корпусу.

Шнеконарты КРАБ-1 состоят из лыжи-корпуса, одного шнека, моторной установки и одной передней управляемой лыжи, которая при движении уплотняет снег перед шнеком. Корпус имеет П-образную форму: боковые плоскости, снабженные подрезами, скользят по снегу, а в вырезе размещается шнек. Подрезы нейтрализуют боковые силы, возникающие на работающем шнеке, обеспечивая устойчивое прямолинейное движение машины. А сами плоскости-лыжи ограничивают пространство, в котором работает шнек, что значительно повышает его эффективность. Движитель закрепляется на раме, которая передней частью шарнирно кропится к силовым узлам П-образного выреза. Ее задняя часть не связана с корпусом-лыжей и выходит за его задний обрез. На ней с помощью специального кронштейна установлен двигатель Иж-56 с принудительным воздушным охлаждением, а также редуктор (реверс). Последний из/оговлен из заднего моста инвалидной мотоколяски. От редуктора на привод шнека идет цепная передача.

Такая схема при движении позволяет раме шнека совместно с двигателем перемещаться в вертикальной плоскости, обеспечивая улучшение сцепления движителя с дорогой на неровностях. Этому же способствует оптимальная нагрузка шнека, несущего на себе вес двигателя и редуктора.

Движитель, как и у всех подобных машин, представляет собой цилиндрический барабан Ø 320 мм и длиной 1500 мм с тремя спиралями зацепов, сдвинутых относительно друг друга на 120°. Шаг зацепов 450 мм - это означает, что за один оборот шнек продвигается вперед на 0,45 м. Трехзаходная спираль увеличивает сцепление со снегом, так как на расстоянии 1,5 м Длины шнека в зацеплении участвуют. одновременно 9 ребер. Для изготовления зацепов конструктор использовал отработавшие свой срок диски от муфты сцепления трактора.

Передняя управляемая лыжа снабжена мягкой подвеской из рессоры, двух амортизаторов от мопеда «Рига» и ограничителей: резиновых подушек, предотвращающих жесткие удары и предохраняющих рессору от поломок.

Даже столь краткий обзор шнекоходных машин показывает, что развитие этого специфического вида транспортной техники продолжается, как продолжаются и поиски новых конструктивных решений.

И. НИКОЛАЕВ, инженер

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Так как для передвижения по особо тяжелому бездорожью, представленному непрочными поверхностями, обычные колеса не подходят, на предназначенные для таких условий транспортные средства устанавливают механизмы, снижающие давление на грунт. Обычно они представлены колесами пониженного давления либо гусеницами. Весьма редко используют шнеки. Далее рассмотрена конструкция, принцип функционирования оснащенных ими машин и некоторые их модели.

Определение

Шнекороторный вездеход, или шнекоход, представляет собой транспортное средство, которое передвигается путем использования шнекороторного двигателя. Ввиду большого разнообразия видов поверхностей, по которым такие машины могут перемещаться, они носят и некоторые другие названия.

Конструкция

Шнекороторный движитель представлен обычно двумя расположенными соосно с направлением движения состоящими из высокопрочного материала. Данный механизм представляет собой наклоненную трубу с винтом внутри. Винт создан в виде наклонной плоскости, навернутой на цилиндр.

Созданные, предположительно, Архимедом в 250 г. до н. э. либо даже ранее, в Греции, изначально данные приспособления предназначались для подъема воды в оросительные каналы. Значительно позже, во второй половине XX в., появились транспортные средства, у которых вместо колес либо гусениц были установлены такие механизмы. Эти современные аналоги Архимедовых винтов называют шнеками.

Приспособления, применяемые на машинах, внешне представляют собой горизонтальные цилиндры, оканчивающиеся конусами с обеих сторон. Снаружи они покрыты грунтозацепами спиралевидной формы. Шнеки обычно производят из цветных металлов. Они либо полые, либо наполнены каким-либо легким полимером, например пенопластом. Это обеспечивают низкое удельное давление на поверхность, благодаря чему оснащенные ими транспортные средства способны перемещаться по таким мягким поверхностям, как снег и грязь, и даже по воде.

Принцип функционирования

Суть работы рассматриваемых двигателей состоит в том, что при вращении шнеков грунтозацепы по резьбе вкручиваются в поверхность. Поворот в такой системе организован по тому же принципу, что и у гусеничных машин: внутренний шнек замедляется.

Функциональные качества

Рассматриваемый механизм обеспечивает высокую проходимость при движении по льду, снегу, раскисшим грунтам, а также дает возможность перемещения по воде. При этом такие транспортные средства не пригодны для передвижения по твердым поверхностям вроде асфальта. Однако в условиях бездорожья данный тип ходовой части также не является идеальным вариантом, так как существенно повреждает поверхность, в том числе растительность.

Данный шнековый вездеход создали в 1972 г. Разработчиком являлся ЗИЛ. Причем еще до этого он вел экспериментальные работы над такими транспортными средствами. Так, с 1968 по 1969 гг. был разработан опытный вездеход ШН-1. Для новой машины использовали эти наработки.

Ее оснастили двумя двигателями ЗИЛ-375 с предпусковыми подогревателями. Это 8-цилиндровый V- образный мотор объемом 6,9 л, развивающий 180 л. с., который установили и на ШН-1. Каждый из них имеет собственную гидромеханическую АКПП. Крутящий момент через раздаточную коробку передается на редуктор главной передачи, имеющий два выхода. Через них он поступает на бортовые передачи, каждая из которых приводит в движение соответствующий шнек.

Управление дроссельной заслонкой на ЗИЛ-4904 изначально осуществлялось педалью акселератора, затем данную функцию перенесли на рукоятку. Для поворота служит система, включающая рычаги, сухие многодисковые фрикционы и тормоз главной передачи. типа. Шнеки изготовили из легкого сплава. Диаметр каждого составляет 1,5 м, длина — 5,99 м. Данный шнековый вездеход оснастили системой откачки воды, упростив таким образом передвижение по болотам и воде. А по твердым дорогам его перевозили на специализированном прицепе-эвакуаторе.

Кабину в целях снижения веса изготовили из стеклопластика, но водонепроницаемый корпус стальной. В кабине размещалось 3 человека, еще 4 в салоне. ЗИЛ-4904 существовал в пассажирском и грузовом вариантах. Причем один сделали из другого. Изначально за кабиной установили остекленный пассажирский отсек из стеклопластика на 8 мест. Затем его сняли, а освободившуюся грузовую платформу покрыли тентом. Так получился грузовой шнековый вездеход грузоподъемностью 2-2,5 т. Размеры корпуса составляли 8,575 м в длину, 3,6 м в ширину, 3,44 м в высоту. За счет этого ЗИЛ-4904 стал наиболее крупным транспортным средством такого типа. Его масса равна 7,065 т.

Однако он имел очень скромные динамические характеристики. Причем скорость перемещения варьировала в зависимости от покрытия. Быстрее всего этот шнековый вездеход перемещался по снегу (10,5 км/ч) и по воде (10,1 км/ч). По болоту он мог разогнаться до 7,3 км/ч и медленнее всего двигался по сплавнине (4,45 км/ч). При этом очень большим был расход топлива. При движении по болоту он достигал 65-73 л/100 км, а по воде — 75-85 л/100 км.

ЗИЛ-2906

Данный амфибия-вездеход был разработан в 1973 г. с применением конструктивных решений рассмотренной выше машины. Так, для него использовали аналогичные компоновки органов управления, схему трансмиссии, материал шнеков.

В отличие от прежней модели, которая так и не нашла применения, данную машину изначально разрабатывали для поисково-спасательного комплекса космонавтов, где е е используют и по сей день . Так как их приземление может происходить в любых условиях ландшафта, лучшим вариантом такого транспортного средства сочли шнекороторный снегоболотоход.

Э та машина значительно компактнее предшественника, так как для данных задач не требуется высокая грузоподъемность, но нужна большая быстроходность . Длина его равна 3,8 м, ширина — 2,3 м, масса - 1280 кг . Было предусмотрено 2 сидячих и 2 лежачих места. Ввиду столь компактных размеров и для снижения массы, а также упрощения конструкции использовали два двигателя МеМЗ-967А мощностью по 37 л. с . Каждый из них состыкован с однодисковым сцеплением, планетарным механизмом, 3- ступенчатой вальной КПП с механизмом реверса , установленной под углом в 45 ° к двигателю. Максимальная скорость составляет 15 км/ч.

В 1979 г. разработали модернизированную версию, ЗИЛ-29061. Данный амфибия-вездеход отличается большими размерами кузова. Длину увеличили до 4,86 м, ширину — до 2,39 м. Двигатели от «Запорожца» заменили на моторы ВАЗ мощностью по 77 л. с. в комплекте с 4-ступенчатыми МКПП. Масса равна 1,855 т. Максимальная скорость возросла на 10 км/ч.

Прочие модели

  • DAF Amphirol. Создан в Голландии в 1966 г., то есть раньше рассмотренных выше советских машин. При этом он был значительно быстрее них (по суше мог разгоняться до 35 км/ч) и также перемеща лся по воде. Однако данный амфибия-шнекоход был не заводским изделием, а частной разработкой, оснащенной двигателем DAF.

  • Fordson Snow Devil. Единственная американская серийная машина такого рода компании Armstead Snow Motor. Е е производили в 1920-х гг. на основе тракторов Fordson.

  • ШН-67 «Шнек». Это первый шнековый вездеход разработки ЗИЛ, созданный в 1967 г. В дальнейшем разработали модернизированный вариант ШН-68. На основе данных машин был создан рассмотренный выше ЗИЛ-4904.

  • ГПИ-16. Данная модель отличается по конструкции от остальных рассмотренных, так как представляет собой мотонарты. То есть в ходовой части шнеки совмещены с полозьями. Данный шнековый вездеход был разработан лабораторией снегоходных машин Горьковского политехнического института. Существовало весьма много его моделей, но каждая в одном экземпляре, и обширного распространения они не обрели.

  • Snowbird 6. Современная британская модель, созданная в 2001 г. Представляет собой шнекоход-трансформер, который б ыл предназначен специально для экспедиции Ice Challenge.

  • MudMaster. Представлен в 2002 г. компанией Residue Solutions. Разработан для обслуживания ирригационных станций иловых полей, а также для работ на болотах, береговых линиях, в мангровых лесах и т. д. Благодаря данной модели к настоящему времени Residue Solutions стала лидером в производстве таких машин.

Применение

Функциональными качествами обусловлено целевое назначение: шнековые движители устанавливают на вездеходы и амфибии для особо тяжелых условий. Однако в силу разрушительного воздействия, оказываемого на поверхность, а также по причине узкоспециализированности данные механизмы в сфере вездеходостроения не обрели обширного применения.



Просмотров