Современная структура законодательства рф о библиотечном деле. Российская федерацияфедеральный закон о библиотечном деле. Федеральный закон "О библиотечном деле" - основа нормативно-правовой базы регулирования библиотечной деятельности

Библиотечное дело - это отрасль информационной, культур­ но-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формиро­ вание и обработка их фондов, организация библиотечного, ин­ формационного и справочно-библиографического обслужива­ ния пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития биб­ лиотек.

Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле включает Основы законодательства РФ о культуре, Феде­ ральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»1 , а также другие федеральные законы и иные норматив­ ные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области библио­ течного дела.

Законодательством устанавливаются принципы деятельно­ сти библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобще­ ние к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Зако­ нодательство также регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Библиотека - информационное, культурное, образователь­ ное учреждение, располагающее организованным фондом доку­ ментов и предоставляющее их во временное пользование физи­ ческим и юридическим лицам; библиотека может быть само-

1 СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.

стоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации. Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уров­ ней, органами местного самоуправления, юридическими и фи­ зическими лицами. Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей дея­ тельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие.

Библиотеки, имеющие в своих фондах книжные памятники, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за свое­ временное представление сведений о них для регистрации в реестре книжных памятников.

В соответствии с порядком учреждения и формами собст­ венности выделяются следующие основные виды библиотек:

1) государственные библиотеки, учрежденные органами го­ сударственной власти, в том числе: федеральные библиотеки, включая библиотеку Президента РФ; библиотеки субъектов РФ; библиотеки министерств и иных федеральных органов ис­ полнительной власти;

2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами ме­ стного самоуправления;

3) библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреж­ дений;

4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

5) библиотеки общественных объединений;

6) частные библиотеки;

7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организа­ циями в соответствии с международными договорами Россий­ ской Федерации.

Для более полного удовлетворения потребностей пользова­ телей библиотек в информации, рационального использования фондов библиотек государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. С этой целью органы государственной власти финансируют деятельность государственных библиотек, в том числе выполняющих функции центральных, по созданию усло­ вий для взаимоиспользования их ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, автоматизированных баз дан­ ных, депозитариев).

В целях обеспечения рационального использования государ­ ственных информационных ресурсов библиотеки взаимодейст­

228 Глава 10. Правовые основы библиотечного дела

вуют с органами научно-технической информации, архивами, другими предприятиями, учреждениями, организациями, кото­ рые имеют информационные банки данных разных уровней. Порядок взаимодействия определяется действующим законода­ тельством, федеральными государственными программами, а также договорами, заключенными между этими учреждениями и организациями.

Основным видом библиотеки является общедоступная биб­ лиотека, под которой понимается библиотека, предоставляю­ щая возможность пользования ее фондом и услугами гражда­ нам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии и юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В основе государственной политики в области библиотечного делалежит принцип создания условий для всеобщей доступно­ сти информации и культурных ценностей, собираемых и пре­ доставляемых в пользование библиотеками. Государство высту­ пает гарантом прав библиотек и других субъектов библиотечно­ го дела и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законо­ дательством Российской Федерации. Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведе­ ния соответствующей налоговой, кредитной и ценовой полити­ ки. Государство поддерживает развитие библиотечного обслу­ живания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пен­ сионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местно­ сти, жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). Органы государственной власти стимулируют пу­ тем материальной поддержки библиотеки негосударственных форм собственности, организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения.

На территории Российской Федерации создаются и действу­ ют библиотеки различных форм собственности. Библиотека счи­ тается учрежденной и приобретает права юридического лица со дня ее регистрации в порядке, установленном действующим за­ конодательством. Библиотека на правах оперативного управле­ ния владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом. Запрещаются разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек, включая поме­ щения и здания, в которых они расположены. Библиотеки, не обладающие правами юридического лица, в случае придания

им статуса юридического лица проходят соответствующую регистрацию в порядке, установленном действующим законода­ тельством.

Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо

ческое лицо имеет право на создание библиотеки на террито­ рии Российской Федерации в соответствии с ее законодатель­ ством.

Учредитель библиотеки утверждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому

основные задачи деятельности библиотеки, условия ее доступ­ ности, имущественные отношения между библиотекой и ее уч­ редителями, порядок управления библиотекой. Имуществен­ ные и финансовые отношения между библиотекой и ее учреди­ телем регулируются действующим законодательством и учредительными документами.

Библиотека может быть реорганизована или ликвидированапо решению ее собственника или учредителя, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, в обязательном порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юриди­ ческих лиц, создает ликвидационную комиссию из представи­ телей учредителя, профессиональных объединений и трудового коллектива библиотеки и публикует в местной печати уведом­ ление о решении не позднее чем за два месяца до намеченного срока ликвидации. При ликвидации библиотеки преиму­ щественным правом приобретения ее библиотечного фонда об­ ладают органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления и библиотеки соответствующего про­ филя. Неправомерное решение о ликвидации государственных п муниципальных библиотек может быть обжаловано граждана­ ми. общественными объединениями либо попечительскими (читательскими) советами в судебном порядке.

Реорганизация библиотеки в форме слияния, присоедине­ ния, разделения, выделения, преобразования может происхо­ дить в порядке, установленном действующим законодательст­ вом, как по инициативе учредителя библиотеки, так и по ини­ циативе библиотеки при согласии всех сторон.

сваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной библиотеки субъекта РФ, функции которой выполняют:

в республике - национальная или республиканская библио­

в крае, области - краевая, областная библиотека;

в автономном округе, автономной области - окружная или областная библиотека.

Функции центральных библиотек могут распределяться меж­ ду несколькими библиотеками, которые в этом случае обеспе­

чиваются бюджетным финансированием в соответствии с объе­ мом их деятельности.

Органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке ста­ тус центральной районной библиотеки. Органы местного само­ управления городских округов могут присваивать ведущей уни­ версальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки. Центральные биб­ лиотеки могут учреждаться также министерствами и иными фе­ деральными органами исполнительной власти.

Центральная библиотека в пределах обслуживаемой террито­ рии обязана формировать, хранить и предоставлять пользовате­ лям библиотеки наиболее полное универсальное собрание до­ кументов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечно­ го абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, ока­ зывать методическую помощь библиотекам.

Федеральные органы государственной власти, органы госу­ дарственной власти субъектов РФ и органы местного само­ управления также могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию осо­ бых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и др.).

Полномочиями в области библиотечного дела наделены феде­ ральные органы государственной власти, органы исполнитель­ ной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Федеральные органы государственной власти обеспечивают: 1) контроль за соблюдением особого режима хранения и ис­ пользования национального библиотечного фонда; 2) создание и финансирование национальных и других федеральных биб­ лиотек, управление этими библиотеками; 3) определение принципов федеральной политики в области подготовки и пе­

реподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда; 4) создание и финансирование образовательных учреждений

федерального подчинения, осуществляющих подготовку и пе­ реподготовку библиотечных кадров, управление этими образо­ вательными учреждениями; 5) содействие научным исследова­ ниям и методическому обеспечению в области библиотечного дела, а также их финансирование; 6) установление государст­ венных библиотечных стандартов и нормативов, организацию системы информационного обеспечения библиотечного дела; 7) организацию государственного статистического учета биб­ лиотек.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы ме­ стного самоуправления обеспечивают финансирование ком­ плектования и сохранности фондов соответственно государст­ венных и муниципальных библиотек, а также реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание.

Федеральные органы государственной власти, органы госу­ дарственной власти субъектов РФ и органы местного само­ управления не вправе принимать решения и осуществлять дей­ ствия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджет­ ном финансировании, их перевод в помещения, не соответст­ вующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

Решения указанных органов, а также действия их должност­ ных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и их пользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Правительство РФ разрабатывает федеральные программы развития библиотечного дела, а также программы, являющие­ ся составной частью федеральных государственных программ сохранения и развития культуры в Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти организуют ко­ ординацию межрегиональных и межведомственных связей по библиотечному обслуживанию, в том числе информатизации общества.

В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могут создаваться него­ сударственные фонды развития библиотек. Источником их фор­ мирования являются взносы учредителей этих фондов, поступ­ ления от предприятий, организаций, благотворительные взносы граждан и общественных объединений, доходы от проведения специальных лотерей, аукционов и других коммерческих меро­

приятий. Средства указанных фондов используются в целях фи­ нансирования программ развития библиотечного дела, коорди­ нации и кооперации деятельности библиотек, на финансирова­ ние иных мероприятий в порядке, предусмотренном уставами этих фондов, утверждаемыми их учредителями. Средства фон­ дов развития библиотек могут использоваться в целях стимули­ рования деятельности любых библиотек независимо от их форм собственности.

Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного об­ служивания, профессиональной консолидации, защиты своих социальных и профессиональных прав.

Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями. Граждане, имеющие в частной собственности книжные памятники, имеют право на поддерж­ ку государства для обеспечения их сохранности при условии регистрации данных книжных памятников.

§ 2. Правовой статус библиотек и их пользователей

Правовой статус библиотек включает их обязанности и права. Государственные и муниципальные библиотеки, централизо­ ванные библиотечные системы получаютстатус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном дей­ ствующим законодательством. Статус других библиотек опреде­ ляется их учредителями.

В обязанности библиотек входит обслуживание пользовате­ лей в соответствии со своими уставами, правилами пользова­ ния библиотеками и действующим законодательством. Не до­ пускается государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библио­ течным фондам, а также использование сведений о пользовате­ лях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и органи­ зации библиотечного обслуживания. Государственные библио­ теки по требованию пользователей обязаны предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и ис­ пользованию фондов.

Библиотеки имеют преимущественное право на приобрете­ ние документов, выпускаемых по федеральным государствен­ ным программам книгоиздания, и первоочередное приобрете­ ние документов ликвидируемых библиотек. Они также имеют право: 1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задача­ ми, указанными в их уставах; 2) утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками; 3) опреде­ лять сумму залога при предоставлении книжных памятников, редких и ценных изданий, а также в других случаях, опреде­ ленных правилами пользования библиотеками; 4) определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек; 5) осуществлять хозяйственную деятельность в це­ лях расширения перечня предоставляемых пользователям биб­ лиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;

6) определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;

7) образовывать в порядке, установленном действующим зако­ нодательством, библиотечные объединения; 8) участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и ре­ гиональных программ развития библиотечного дела; 9) осуще­ ствлять в установленном порядке сотрудничество с библиоте­ ками и иными учреждениями и организациями иностранных

государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организа­ ции, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ; 10) самостоятельно определять источники комплектования своих фондов; 11) совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.

Законодательство также определяет правовой статус пользо­ вателей библиотек. Права граждан в области библиотечного об­ служивания приоритетны по отношению к правам в этой об­ ласти государства и любых его структур, общественных объеди­ нений, религиозных и других организаций.

Каждый гражданин независимо от пола, возраста, нацио­ нальности, образования, социального положения, политиче­ ских убеждений, отношения к религии имеет право на библио­ течное обслуживание на территории Российской Федерации. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается созданием государственной и муниципальной сети общедоступ­

ных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания, а также многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.

Все пользователи библиотек имеют право доступа в библио­ теки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. Порядок доступа к фон­ дам библиотек, перечень основных услуг и условия их предос­ тавления библиотеками устанавливаются в соответствии с уста­ вами библиотек, законодательством об охране государственной тайны и законодательством об обеспечении сохранности куль­ турного достояния народов Российской Федерации. Пользова­ тель библиотеки имеет право бесплатно получать в любой биб­ лиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах кон­ кретного документа.

В государственных и муниципальных библиотеках пользова­ тели библиотек имеют право на обслуживание и получение до­ кументов на русском языке как государственном языке Россий­ ской Федерации, а в республиках Российской Федерации также

и на государственном языке данной республики.

В общедоступных библиотеках граждане имеют право:

1) стать пользователями библиотек по предъявлении докумен­ тов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в воз­ расте до 16 лет - документов, удостоверяющих личность их за­ конных представителей; 2) бесплатно получать полную инфор­ мацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов

и другие формы библиотечного информирования; 3) бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источ­ ников информации; 4) бесплатно получать во временное пользо­ вание любой документ из библиотечных фондов; 5) получать до­ кументы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек; 6) пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой.

Законодательством установлены особенности библиотечного обслуживания ряда категорий пользователей. Так, националь­ ные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек. Сле­ пые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслужива­ ние и получение документов на специальных носителях инфор­

Государственной Думой


В дальнейшем право библиотечных работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением нашло закрепление в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 2 июля 1974 года N 384 "О предоставлении льгот штатным клубным и библиотечным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках", статье 59 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года, а также в Постановлении Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26 января 1988 года N 31 "О предоставлении льгот штатным работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках" (в установленном законодательством порядке не признано утратившим силу). Само же библиотечное дело было отнесено к сфере культуры ( Федерального закона от 29 декабря 1994 года "О библиотечном деле").


Введение

Актуальность темы работы состоит в том, что библиотечное дело, относясь к сфере культуры, объектом нормативно-правового регулирования. 23 ноября 1994 г. Государственная Дума России принимает Федеральные законы "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документа". Впервые в стране появляются законодательные акты, гарантирующие своим гражданам право на информацию, образование, культуру посредством общедоступных библиотек. В это время, благодаря инициативе продвинутых социальных групп, происходит широкое осознание ценности народного просвещения, образования для народа, которое начинает восприниматься как необходимое условие дальнейшего развития общества.

Именно в этот рассматриваемый переходный период произошли серьезные изменения в деятельности библиотек, в возможностях удовлетворения потребностей граждан в библиотечном обслуживании. Эти изменения достаточно противоречивы. Часть библиотек превратилась в современные информационные и культурные центры, обеспечивающие своим пользователям не только доступ к своим фондам, но и выход в глобальные информационно-библиотечные сети.

Цель работы - анализ нормативно-правовой базы регулирования библиотечного дела в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы:

  • 1. характеристика содержания Федерального закона "О библиотечном деле", его основных понятий и норм;
  • 2. анализ нормативно-правового регулирования деятельности национальных библиотек в Российской Федерации.

Федеральный закон "О библиотечном деле" - основа нормативно-правовой базы регулирования библиотечной деятельности

Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле включает Основы законодательства Российской Федерации о культуре, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела (так как социальная и культурная деятельность включена Конституцией РФ в число предметов совместного ведения Федерации и её субъектов).

Принятие Федерального закона "О библиотечном деле" имеет принципиальное общественное значение, совершенно не ограниченное рамками библиотечной сферы. Прежде всего необходимо учесть высокий формально-правовой статус данного акта. В соответствии с принятой иерархической структурой федерального законодательства выделяются следующие его уровни: Конституция РФ, конституционные федеральные законы, федеральные законы, нормативные указы, подзаконные нормативные правовые акты. Статус "федеральный" применительно к Закону означает, что последний принимается Федеральным Собранием страны и является обязательным для исполнения, так как в соответствии с п. 2 ст. 4 Конституции РФ "Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации". Это означает, что любые другие акты, принимаемые как на федеральном уровне (указы Президента, постановления Правительства и т. д.), так и на уровне субъектов Федерации (законы субъектов Федерации, указы губернаторов, постановления администрации и т. д.), не могут противоречить Закону "О библиотечном деле". Практически все они должны соответствовать формуле "на основе и во исполнение закона". Необходимо также отметить, что Закон был первым, вышедшим после принятия "Основ законодательства о культуре", из законов, посвященных регулированию одной из подотраслей культуры. Хотя отнесение библиотечного закона по предметному принципу к отраслевому может быть только очень условным, поскольку в нем затрагиваются базовые гражданские права.

В настоящем Федеральном законе применяются следующие понятия:

  • · библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации;
  • · общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии;
  • · библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек;
  • · документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования;
  • · пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки;
  • · централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование.

Согласно ст. 4 Закона, библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

  • 1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:
    • · федеральные библиотеки;
    • · библиотеки субъектов Российской Федерации;
    • · библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
  • 2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;
  • 3) библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;
  • 4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
  • 5) библиотеки общественных объединений;
  • 6) частные библиотеки;
  • 7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Законодательное закрепление права на библиотечное обслуживание как конкретизирующее право на доступность информации и культуры произошло в России позднее, чем в большинстве стран.

Наиболее значимой характеристикой Закона является то, что он закрепляет право каждого на свободный выбор и получение информации, на доступность сосредоточенных в библиотеках культурных ценностей. Можно действительно расценивать это как шаг. Но более точным будет оценка Закона "О библиотечном деле" как основы формирующегося информационного общества. Его создание является результатом длительного процесса подготовки соответствующего правового обеспечения. При этом законодательно обеспеченное право на "свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность" лежит в основе данного процесса. Примечательно структурное соответствие Закона "О библиотечном деле" Конституции России. В обоих документах вторая глава посвящена правам граждан ("права граждан в области библиотечного дела" - "права и свободы человека и гражданина"). Права граждан гарантируются как в сфере библиотечного обслуживания, так и в сфере организации деятельности библиотек. Права граждан на библиотечное обслуживание обеспечиваются ответственностью государства за создание государственных и муниципальных общедоступных библиотек, предоставляющих основные виды библиотечного обслуживания бесплатно. Поскольку вопрос об "основных видах" всегда вызывал дискуссию, в правовом акте дан их конкретный перечень. Гражданин свободен в выборе библиотек, а всякий выбор предполагает многообразие. Поэтому в Законе закреплена поддержка государством создания юридическими и физическими лицами различных библиотек и стимулирования их общедоступности. Важным является то, что помимо государственных (а для них это обязательно) любая библиотека заинтересована в провозглашении статуса общедоступности, поскольку в таком случае ее деятельность может получить дополнительную поддержку со стороны государства (в области финансирования и налоговых льгот). Порядок доступности библиотек негосударственных форм собственности устанавливается самой библиотекой по согласованию с учредителем. Однако граждане имеют право на получение бесплатной информации о наличии в фонде конкретного издания из любой библиотеки.

Новым является закрепление приоритета прав граждан в области библиотечного обслуживания по отношению к правам государства и любых его органов, общественных движений, политических партий, конфессиональных, профессиональных и иных объединений, что не совсем обычно для наших недавних традиций. В основе этой нормы лежит постулат, что основным субъектом деятельности в сфере культуры является человек, творческая личность, а не какие-либо группы или институализированные объединения граждан. Данное положение соответствует и подходу, закрепленному в "Основах законодательства в сфере культуры". Акт чтения является глубоко индивидуализированным процессом, и это обусловливает больший демократизм библиотек по сравнению с другими образованиями в сфере социальной коммуникации.

Право граждан на библиотечное обслуживание органично сочетается с правом на создание любых библиотек. Нарушения прав граждан в соответствии с установленным порядком могут быть обжалованы в суде. Право на создание библиотеки важно именно как демократическое право. Во всех странах мира основа библиотечного обслуживания - это создаваемые государством или непосредственно населением библиотеки, содержащиеся за счет средств общественных фондов (библиотеки, формируемые за счет налогов). Однако многообразные и индивидуализированные интересы граждан (в том числе и не всегда поощряемые обществом, хотя и не противоречащие законам) всегда могут послужить основанием для создания принципиально иной библиотеки. И это право важно иметь.

В Закон включено и право на поддержку со стороны государства частных собирателей, которые имеют коллекции, включающие в себя уникальные либо ценные издания. Высокая культура и традиции библиофильства до сих пор имеют в России широкое распространение. Большинство этих коллекций недоступны публике, выпадают из культурного оборота. Закон предлагает их владельцам регистрацию в качестве памятников письменности и культуры. В такой ситуации возможна организация совместной работы не только по созданию условий сохранения коллекций, но и по ее раскрытию, в удовлетворительных для владельца формах.

Впервые в российской практике столь многокритериально выделены "особые группы пользователей", имеющие право на "особое внимание" библиотек. Это национальные меньшинства, слепые и слабовидящие, лица преклонного возраста, лица, имеющие физические недостатки, а также пользователи детского и юношеского возраста.

Права граждан в области библиотечного дела гарантируются не только обязанностями государства, но и библиотек. Соответственно их главная обязанность - "обеспечить реализацию прав граждан, установленных Законом "О библиотечном деле"". При этом библиотеки свободны в определении содержания своей деятельности. Механизм контроля за деятельностью библиотек предполагает только соблюдение норм устава и учредительного договора, которые согласуются с учредителем на стадии образования (либо перерегистрации) библиотек.

Другой системообразующий фактор, выделенный в Законе,-- это дополнительные обязанности центральных библиотек. Принципиально важно, что центральные библиотеки не только должны иметь наиболее полное универсальное собрание документов на своей территории. Сегодня все более значимым представляется то, что они должны организовывать взаимоиспользование библиотечно-информационных ресурсов. Эти две характеристики центральных библиотек приведены в Законе. Происходящее сегодня в различных регионах формирование библиотечно-информационных сетей свидетельствует об их необходимости и достаточности, ибо наиболее активно они формируются именно там, где центральные библиотеки организуют межбиблиотечное взаимодействие. Одной характеристики - относительная полнота фонда - сегодня недостаточно. Как правило, в большинстве регионов при финансировании библиотек учитываются оба фактора.

Функции центральной библиотеки связаны с ее реальными возможностями и признанием на территории. Поэтому в силу местных особенностей в качестве центральной может определяться не только государственная (например, областная), но и любая другая библиотека, обладающая необходимым потенциалом и желанием. В таком случае по договору с местными органами власти она принимает на себя подобные обязательства, получая взамен дополнительное финансирование. Возможен вариант и распределения функций центральной библиотеки между несколькими библиотеками территории - каждая из них будет получать дополнительное финансирование.

Существующая система библиотек достаточно инерционна, и на практике ситуации распределения функций центральной библиотеки между несколькими библиотеками немногочисленны. Однако при условии провозглашенной Законом поддержки деятельности этих библиотек государством подобное распределение целесообразно. Не всегда областная либо краевая библиотека, имеющая уникальный фонд и не менее уникальные традиции, несущая бремя признания своих заслуг, оказывается мобильной при освоении новых направлений работы. Ситуации везде уникальны - это могут быть университетские, академические библиотеки и т. д. Закон предполагает различные варианты развития взаимодействия.

Таким образом, Закон не фиксирует систему (которой может и не быть), а создает механизм реальной заинтересованности в ее образовании на разных уровнях. Ибо государство берет на себя обязательства по целевому финансированию конкретных видов деятельности (независимо от видов библиотек, которые в ней участвуют), по созданию условий для взаимоиспользования ресурсов библиотек.

Практика подтверждает, что там, где эти нормы работают, взаимоиспользование ресурсов обеспечивается, информация для пользователя доступнее. Специальная статья о центральных библиотеках во многих регионах помогла преодолеть периодически возникающие кризисные финансовые ситуации. В таких случаях возникали предложения ликвидации всех специфических функций, например, областной либо краевой библиотеки с последующей возможной передачей их на городской (муниципальный) бюджет. Если бы это произошло, то негативные последствия не ограничивались бы региональным масштабом. Сейчас центральные библиотеки субъектов Федерации - ключевые звенья формирующейся библиотечно-информационной сети России.

Перечислим некоторые ключевые положения Закона,:

  • · право каждого гражданина на библиотечное обслуживание (ст. 5).
  • · права особых групп пользователей (ст. 8).
  • · поддержка государством развития библиотечного дела путем проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики (ст. 14);
  • · гарантированное финансирование комплектования (ст. 15);
  • · недопустимость действий, ведущих к ухудшению материально-технического обеспечения деятельности библиотек (ст. 15);
  • · создание фондов развития библиотек (ст. 25).

Закон определяет обязанности и права библиотек (ст. 12 и 13).

В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.

Не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.

Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политические многообразие.

Библиотеки (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), которые имеют в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части культурного достояния народов Российской Федерации, а также за их включение в автоматизированные базы данных в рамках федеральных программ сохранения и развития культуры.

Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек.

Государственные библиотеки по требованию пользователей обязаны предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов.

Библиотеки имеют право:

  • 1) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах;
  • 2) утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками;
  • 3) определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками;
  • 4) определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек;
  • 5) осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности;
  • 6) определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами;
  • 7) образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, библиотечные объединения;
  • 8) участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;
  • 9) осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ;
  • 10) самостоятельно определять источники комплектования своих фондов;
  • 11) изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством;
  • 12) совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.

Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по федеральным государственным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек.

Библиотеки Российской Федерации являются весомой составляющей частью культурного наследия населения страны. Помимо современных книг, в них хранятся архивные и редкие издания, требующие кропотливого и бережного отношения. Огромную роль играют библиотеки в развитии подрастающих поколений. Но, как и всё в современном мире, библиотечное дело требует правомерного упорядочивания. С этой целью был разработан и принят соответствующий Федеральный закон.

Федеральный закон «О библиотечном деле» N 78-ФЗ принят Государственной думой 23 ноября 1994 года. Рассматриваемый нормативный акт вступил в силу 29 декабря того же года. Актуальный текст закона содержит 8 глав и 28 статей.

Предметами регламентирования настоящего закона являются:

  • Принципы работы современных российских библиотек;
  • Планомерное развитие библиотечного дела;
  • Регулировка доступа к информации для свободного духовного развития граждан;
  • Принципы личной и юридической безопасности работников и посетителей публичных библиотек.

В тексте рассматриваемого закона о библиотечной деятельности применяется следующая терминология:

  • Библиотека - организация, располагающая фондом документации, выдаваемой на временное пользование частным и юридическим лицам;
  • Публичная (общедоступная) библиотека - культурная или просветительская организация, не ограничивающая допустимый для посещения круг физических и юридических лиц;
  • Библиотечное дело - отрасль, в функции которой входит основание и планомерное развитие библиотечных фондов, осуществление библиотечного и информационного обслуживания посетителей библиотек, осуществление ухода за экземплярами фонда и подготовка квалифицированных библиотекарей;
  • Пользователь библиотеки - читатель, пользующийся документацией библиотечного фонда;
  • Книжные памятники - редкие издания, манускрипты, обладающие культурной или исторической ценностью;
  • Централизованная библиотечная система - существующее на добровольной основе содружество библиотек.

Библиотеки могут быть учреждены любыми государственными органами, физическими и юридическими лицами. Хранилища документации и печатной продукции могут быть следующих видов:

  • Государственные;
  • Муниципальные;
  • Частные;
  • Научно-исследовательские;
  • Состоящие при предприятиях, школах, институтах;
  • Учреждённые иностранными частными или юридическими лицами.

Согласно статье 5 рассматриваемого Федерального закона о библиотечном деле, на библиотечные услуги имеет право любой гражданин и любое предприятие Российской Федерации. Законное право населения на пользование библиотечными услугами осуществляется посредством:

  • Создания сетей федеральных и муниципальных библиотек;
  • Организации многообразия библиотечных услуг;
  • Предоставления доступа к «Национальной Электронной Библиотеке»;
  • Подготовки библиотекарей, обладающих обширными знаниями в данной области.

Граждане имеют юридически подтверждённое право на создание частных коллекций книг (ст. 7) . В случае наличия в личной собственности гражданина книжных памятников, данное лицо уполномочено обратиться за государственной помощью по уходу и сохранению указанной печатной ценности в наилучшем виде.

Права и обязанности пользователей библиотеки

Согласно действительному закону о библиотечном деле, пользователь имеет право на предоставление бесплатной информации о хранящейся документации (ст. 7). В книжных хранилищах общего доступа читатели имеют право:

  • Стать зарегистрированным пользователем на основании предоставления удостоверения личности;
  • Пользоваться каталогами при поиске необходимых книг и прочей документации;
  • На бесплатное консультирование библиотекаря в процессе поисков;
  • Получать искомые книги на временное пользование бесплатно;
  • Оформить документы для межбиблиотечного абонемента;
  • Пользоваться остальными видами платных и бесплатных библиотечных услуг.

В библиотеках государственного и муниципального значения большая часть документации предоставляется на государственном языке. Исключение составляют специализированные иностранные отделы. Обслуживание во всех общедоступных хранилищах осуществляется на русском языке.

Представители национальных меньшинств могут получить необходимую литературу на любом языке мира через систему библиотек государственного значения.

Граждане с особыми потребностями имеют право на особый подход. Лицам с плохим зрением или слепым в специализированных библиотеках предоставляется документация, отпечатанная шрифтом Брайля. Пожилым людям или инвалидам, не способным в силу возраста или недуга посещать книгохранилища, предоставляется возможность заказа библиотечной документации на дом.

Для несовершеннолетних граждан существуют библиотеки детского и юношеского направления. Подобные книгохранилища существуют как отдельно, так и при общеобразовательных школах, колледжах, училищах, университетах и других специализированных учреждениях.

Читатель обязан соблюдать правила пользования библиотечными услугами и фондом, а именно:

  • Возвращать взятую на временное пользование документацию в заранее определённые сроки;
  • Следить за сохранностью и невредимостью книг;
  • Не вывозить данную документацию за границу Российской Федерации;
  • Соблюдать тишину в библиотеке и не провоцировать конфликты.

Как и другие нормативные акты Российской Федерации, в Федеральный закон о библиотечной деятельности регулярно вносятся актуальные поправки. Последние изменения текста закона осуществлены 3 июля 2016 года.

Скачать закон о библиотечном деле

В целях подробного ознакомления с работой библиотек, правами и обязанностями читателей и библиотекарей, необходимо ознакомиться с нормативами действительного Федерального закона.

Актуальный текст Федерального закона «О библиотечном деле» N 78-ФЗ можно скачать

ФЗ-78 о библиотечном деле с изменениями

Последние поправки в актуальный нормативный акт внесены 3 июля 2016 Федеральным законом N 342-ФЗ. Указанные изменения освещают новые принципы работы книгохранилищ в связи с созданием «Национальной электронной библиотеки».

Таким образом, глава 5 рассматриваемого нормативного акта о библиотечном деле дополнилась статьёй 18.1, текст которой гласит о принципах работы электронного книжного резерва. Главный принцип - доступность документации, в том числе и представляющей историческую или культурную ценность.

Объектами хранения указанного фонда являются электронные копии:

  • Печатных изданий, в том числе и редких;
  • Электронных книг;
  • Диссертаций и прочих научных работ;
  • Книжных памятников.

Документация для внесения в базу Национальной электронной библиотеки отбирается на основе следующих показателей:

  • Культурная, научно-просветительская или историческая ценность;
  • Актуальность в среде читателей;
  • Актуальность в рамках образовательных целях;
  • Уникальность конкретных документов;

Ограничения доступа к оригиналу в связи с ветхостью книги также входит в число.



Просмотров