Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по оренбургской области. Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по оренбургской области К междунар

Все городские поездки на наземных видах транспорта регламентируются законодательным актом № 259. Содержание ФЗ « и городского наземного электрического транспорта» регулирует деятельность компаний, оказывающих перевозки (регулярные, по заказам и на легковом такси) в сфере городского маршрута. Так же актуально знать содержание в последней редакции.

Федеральный Закон об автомобильном транспорте был принят членами Государственной Думы России 18 октября 2007 года. Сотрудники Совета Федерации приняли и одобрили настоящий законопроект 26 октября. А в законную силу вступил документ № 259 8 ноября 2007. С момента издания в документ периодически вносились поправки, последняя редакция законопроекта приходится на 3 июля 2016 года.

Состоит закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» из 8 глав и 44 статей. Краткое содержание 259 законодательного акта:

  • В первой главе настоящего закона описаны общие положения, такие как предмет регулирования, основные понятия, правила пассажирских перевозок и так далее;
  • Во второй главе документа указываются положения о перевозке грузов, процедура заключения договора о транспортировке, временные рамки по доставке груза и условия хранения;
  • Третья глава отражает правила по регулярным перевозкам, содержит виды регулярных перевозок, условия по продаже билетов, нюансы по возврату забытых вещей;
  • Глава четвертая настоящего закона характеризует условия по перевозке пассажиров и багажа по заказу;
  • В пятой главе указываются правила перевозки пассажиров на легковом такси;
  • Шестая глава обуславливает ответственность перевозчиков и иных лиц, участвующих в перевозке;
  • В седьмой главе описывается процедура подачи актов, претензий и исков;
  • Восьмая глава обуславливает заключительные положения закона.

Вышеуказанные главы регламентируют отношения участников автомобильной транспортной системы Российской Федерации.

Согласно законодательным нормам России, все транспортные компании, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов обязаны соблюдать правила перевозки. Требования к водителю (перевозчик):

  • наличие водительских прав соответствующей автотранспортной категории;
  • стаж вождения должен быть от трех лет.

Общие правила перевозки взрослых людей, согласно 259 закону:

  • перевозить положено определенное количество человек, соответствующее количеству обустроенных мест;
  • водитель перед началом поездки обязан рассказать пассажирам правила о посадке, поездке, размещения в салоне и о высадке;
  • по закону, водитель может начать движение по маршруту, убедившись, что соблюдены все условия безопасности;
  • при перевозке детей должна быть табличка на корпусе авто с надписью «Дети», в салоне автомобиля должен находиться хоть один взрослый;
  • посадка и высадка проводится при полной остановке городского автомобильного транспортного средства;
  • движение, после остановки автобуса, начинается после закрытия всех дверей.

Скачать 259 Федеральный Закон

Настоящий закон регламентирует не только правила перевозки взрослых и детей (скачать 220 ФЗ об организации регулярных перевозок можно ), но также и городскую автомобильную транспортировку грузов. ФЗ № 259 ссылается на , содержащий требования к перевозимым грузам.

Некоторые из обязательных требований при доставке груза автомобильным транспортным средством:

  • Должно быть хорошее и достаточное крепление. Это необходимо, чтобы груз не повредился и не выпал во время движения автомобильного транспортного средства;
  • При креплении и установке груза на автомобильное транспортное средство, не должна быть нарушена устойчивость машины;
  • Необходимо так закрепить груз, чтобы он не создавал помехи для управления автомобильным транспортным средством;
  • Груз не должен создавать шум и пыль.

Чтобы узнать все нюансы о перевозках на автомобильных транспортных средствах, необходимо более детальное изучение настоящего законодательного акта. Скачать последнюю редакцию Федерального Закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» можно по

Последние изменения, внесенные в 259 ФЗ «Устав автомобильного транспорта»

Правительство России периодически пересматривает законопроекты, внося в них изменения, дополнения и поправки. Своевременная корректировка законов необходима, чтобы документ был актуальным во все времена. И ФЗ № 259 не исключение. В июле 2016 года в рассматриваемый закон были внесены изменения.

Статья 3.1 Закона об автомобильных перевозках

Положения настоящей статьи гласят о проведении надзора за наземным видом общественного автомобильного транспорта. Осуществлять контроль вправе уполномоченные лица исполнительной власти. Согласно закону, внеплановый надзор положено проводить при наличии оснований:

  • если в орган государственного контроля поступило заявление о случившимся ДТП по вине перевозчика, с причинением вреда людям, животным, растениям;
  • если есть приказ от руководителя органа контроля о проведении внеплановой проверки;
  • если истек срок исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (в новой редакции был введен этот пункт под номером 3.1).

Работники органа государственного контроля, согласно положениям настоящего закона об автомобильном транспорте, вправе:

  • запрашивать у участников перевозки (юридические лица, ИП и т.д.) любую документацию, необходимую для проверки;
  • проводить мероприятия, направленные на осуществление проверки, предъявив при этом служебное удостоверение;
  • по окончанию проверки выдавать участникам перевозки (юридическим лицам, ИП и т.д.) предписания на устранение выявленных нарушений;
  • оформлять протоколы об административных нарушениях и принимать меры, направленные на предотвращение нарушений;
  • составлять документацию о нарушениях и направлять ее в уполномоченные учреждения для возбуждения уголовных дел;
  • оформлять иски о выплате компенсации из-за случившихся нарушений.

5 статья 259 Закона

Положения данной статьи указывают на разновидности перевозок пассажиров и багажа:

  • регулярные перевозки;
  • перевозки по заказам;
  • перевозки на легковом такси.

В настоящую статью изменения не вносились с момента издания законопроекта.

Статья 6 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

6-ая ст характеризует путевые листы. В ней указывается, что путевые листы и их оформление утверждается федеральным органом исполнительной власти. По закону, нельзя осуществлять транспортировку людей, багажа и грузов по средствам автомобильного наземного транспорта без путевого листа.

В последней редакции в ст 6 поправки не вносились.

21 статья закона об автомобильном транспорте

В 21 статье Федерального Закона № 259 содержатся правила по перевозке детей. Взрослый пассажир при езде на общественном автомобильном транспорте вправе:

  • перевозить с собой детей до 7 лет бесплатно, но без предоставления отдельного места для ребенка;
  • бесплатно перевозить с собой одного ребенка возрастом до 5 лет;
  • если в ТС не предусмотрена поездка детей без предоставления им мест, то взрослый пассажир вправе перевезти с собой двух детей, возрастом до 12 лет, на отдельных сидениях за плату 50% от полной стоимости билета;
  • взрослый обязан при себе иметь документы, подтверждающие возраст ребенка.

Статья 35. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира

1. За непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза, грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перевозчик также вправе потребовать от грузоотправителя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. За отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования, фрахтователь уплачивает фрахтовщику штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование этим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтовщик также вправе потребовать от фрахтователя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности, с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями.

4. За задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:

5. При задержке (простое) специализированных транспортных средств размер штрафа, указанного в части 4 настоящей статьи, увеличивается в два раза, если иное не установлено договором перевозки груза. Перечень специализированных транспортных средств определяется правилами перевозок грузов.

6. Штраф за задержку (простой) транспортных средств взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозок грузов, предусмотренных договорами перевозок грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств.

7. За задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных под погрузку, выгрузку, сверх норм, установленных договором перевозки груза, соответственно грузоотправители, грузополучатели уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.

8. Штраф за задержку (простой) контейнеров взыскивается независимо от штрафа за непредъявление для перевозки грузов, предусмотренных договором перевозки грузов. Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) контейнеров служат отметки в транспортных накладных, путевых листах или сопроводительных ведомостях о времени подачи и отправления контейнеров.

9. За отправление в составе багажа, сданного для перевозки, предметов, перевозка которых в составе багажа запрещена, пассажир уплачивает перевозчику штраф в размере десятикратной провозной платы за перевозку багажа.

1. За невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Грузоотправитель также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных перевозчиком убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. За непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования, фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтователь также вправе потребовать от фрахтовщика возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере:

1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;

2) одного процента среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным договором перевозки груза сроком перевозки, при перевозке в междугородном сообщении.

4. Грузоотправитель, фрахтователь в случае, указанном в части 3 настоящей статьи , также вправе потребовать от перевозчика, фрахтовщика возмещения причиненных ими убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

6. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

7. Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере:

1) стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;

2) суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;

3) доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;

4) объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.

8. Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

9. Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.

10. Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что несохранность ручной клади произошла по вине перевозчика.

11. Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

12. За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере трех процентов его провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы. Просрочка доставки багажа исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен багаж. Штраф за просрочку доставки багажа уплачивается на основании акта, составленного по требованию получателя багажа, не позднее чем в течение десяти дней со дня оформления этого акта. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд.

13. За задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства в пункт назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.

15. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких граждан - супругу, родителям, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, - гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.

16. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его здоровью, в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.

17. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни или здоровью, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

18. В целях определения периода перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, ручной клади, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства.


Судебная практика по статье 34 ФЗ от 08.11.2007 № 259-ФЗ

    Решение от 16 февраля 2019 г. по делу № А43-34234/2018

    ВНЕДРЕНИЯ «ПРОТЕК» (ИНН 7724053916, ОГРН 1027700266670), г. Москва, индивидуального предпринимателя Хайдаршина Олега Ахуньяновича (ИНН 665894322910, ОГРНИП 306967414900067), г. Екатеринбург, о взыскании 2 658 870 руб. 34 коп. при участии представителей сторон: от истца: не явились, от ответчика: Голубева М. В. - представитель по доверенности от 23.05.2018, от третьих лиц: не явились, установил: ...

    Решение от 11 февраля 2019 г. по делу № А53-38723/2018

    Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)

    Н 209 СВ 777. По смыслу пункта 2 части 1 статьи 7 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" наличие вины экспедитора (перевозчика) в несохранной перевозке презюмируется. Судом установлено, ...

    Решение от 8 февраля 2019 г. по делу № А43-35333/2017

    Арбитражный суд Нижегородской области (АС Нижегородской области)

    Либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) за невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором...

    Решение от 8 февраля 2019 г. по делу № А56-129121/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    А при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Согласно части 5 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его...

    Решение от 6 февраля 2019 г. по делу № А57-22870/2018

    Арбитражный суд Саратовской области (АС Саратовской области)

    Утрата, недостача или повреждение груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Частью 5 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусмотрено, что соответствии с названной нормой УАТ перевозчик несет ответственность за...

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ ¨Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта¨ :
Принят Государственной Думой 18 октября 2007 года; Одобрен Советом Федерации 26 октября 2007 года.

Дата принятия: 08.11.2007
Номер: 259-ФЗ
Принявший орган: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Информация обновлена :04.02.2008

Примечание: По состоянию на 1 февраля 2008 года.
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ. Глава 1 [Ст.ст. 1 - 7]
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ. Глава 2 [Ст.ст. 8 - 18]
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ. Глава 3 [Ст.ст. 19 - 26]
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ. Глава 4 [Ст.ст. 27 - 30]
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ. Глава 5 [Ст.ст. 31 - 33]
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ. Глава 6 [Ст.ст. 34 - 37]
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ. Глава 7 [Ст.ст. 38 - 42]
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ. Глава 8 [Ст.ст. 43 - 44]
Полный текст документа:

Глава 4. Перевозки пассажиров и багажа по заказам

Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу

1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

2. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:

1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств);

3) маршрут и место подачи транспортного средства;

4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;

5) сроки выполнения перевозки;

6) размер платы за пользование транспортным средством;

7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

3. Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.

4. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

5. В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.

Статья 28. Определение маршрута перевозки пассажиров и багажа по заказу

Маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, если иное не установлено законом.

Статья 29. Отказ от исполнения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу или изменение такого договора

1. Предоставление фрахтовщиком транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, не соответствующего условиям договора фрахтования, или с опозданием считается непредоставлением транспортного средства. В случае непредоставления транспортного средства фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора фрахтования и взыскать с фрахтовщика штраф, предусмотренный частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона.

2. При невозможности осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, аналогичными причинами фрахтовщик по согласованию с фрахтователем обязан предоставить другое транспортное средство или возвратить оплаченную фрахтователем стоимость пользования транспортным средством.

Статья 30. Перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров по заказу

1. Нормы перевозки багажа, провоза ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров по заказу, устанавливаются фрахтовщиком.

2. Фрахтовщик вправе отказать в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров.

3. Фрахтовщик вправе отказать в провозе ручной клади, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства.

Законодательство в сфере транспортного права очень широко развито в России. Включает множество нормативно-правовых актов: от Конституции РФ, являющейся правовым фундаментом всего российского законодательства, до более узконаправленных законов, один из которых мы рассмотрим в настоящей статье.

Общие положения закона

После вступления в силу в 1996 году второй части Гражданского кодекса РФ, государством последовательно принимались специальные законы, регулирующие условия и порядок осуществления перевозок людей и грузов для различных видов транспортных средств: транспортные кодексы и уставы.

Федеральный закон N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» был принят 8 ноября 2007 года. Также в этом году вносились коррективы в закон о политических партиях. Новая редакция и подробности

Предметом регулирования устава являются отношения, которые возникают в процессе оказания услуг автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, являющимися частью транспортной системы РФ. Закон определяет общие требования по перевозке людей, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобильными транспортными средствами и условия предоставления услуг различным участникам движения на объектах транспортной инфраструктуры.

Структурно устав представлен восемью главами, включающими 44 статьи. Отметим тезисы:

  • Глава 1. Общие положения закона : предмет регулирования, основные термины, правила пассажирских и грузовых перевозок, государственный надзор, виды транспортного сообщения, путевые листы, требования к оборудованию и оформлению транспортных средств и объектов инфраструктуры;
  • Глава 2. Транспортировка грузов : заключение договора, предоставление транспорта и контейнеров, предъявление и приемка груза, подлежащего транспортировке, погрузка-выгрузка, определение массы груза, пломбирование, сроки доставки, выдача груза, хранение в терминале перевозчика, очистка автомобильного транспорта и контейнеров, перевозка с сопровождением представителя владельца и без учета движения товарно-материальных ценностей;
  • Глава 3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа : виды, заключение договора, особенности перевозки инвалидов и правила для пассажиров с детьми, транспортировка багажа и ручной клади, продажа билетов на регулярные рейсы, возврат средств за проезд, провоз багажа, ручной клади, а также возврат вещей, которые были забыты, права пассажиров на пользование услугами объектов транспортной инфраструктуры;
  • Глава 4. Перевозки людей и багажа по заказу : заключение договора фрахтования и отказ от его исполнения, определение маршрута;
  • Глава 5. Перевозка людей и багажа на легковом такси : заключение договора фрахтования и отказ фрахтовщика от его исполнения, транспортировка багажа и ручной клади;
  • Глава 6. Ответственность участников : перевозчиков, фрахтовщиков и фрахтователей, грузо- отправителей и получателей, пассажиров, основания для освобождения от ответственности, ответственность за нарушение правил перевозки легковыми такси и заказным автомобильным транспортом пассажиров и их багажа;
  • Глава 7. Акты, претензии, иски : порядок предъявления и рассмотрения, срок исковой давности;
  • Глава 8. Заключительные положения устава : порядок применения и вступление в силу настоящего закона.

Читайте также: ФЗ 257 в последней редакции. Подробности

Следует пояснить значение термина фрахтование (в обиходе чаще называется «чартером»):

  • Фрахтование – это своеобразная аренда транспортного средства для перевозки грузов или пассажиров;
  • Объектом договора могут служить воздушные или водные суда, автомобильный или железнодорожный транспорт;
  • Субъектами (сторонами) являются фрахтовщик — лицо, предоставляющее транспортное средство, и фрахтователь — арендатор. Полное определение этих терминов дано в пунктах 21 и 22 статьи 2 закона ФЗ 259.

Устав за более чем 10 лет своего существования многократно претерпевал редакцию. Последние изменения в закон вносились в июле 2016 года.

Последние изменения, внесенные в 259 ФЗ

Последние изменения в устав автомобильного и электрического городского транспорта были внесены 3 июля 2016 года федеральным законом N 258-ФЗ. Тогда часть 4 статьи 3.1 о государственном надзоре пополнилась пунктом №3.

К числу возможных оснований для производства внеплановой проверки в отношении видов деятельности, которые не подлежат лицензированию, относят:

  1. Жалобы граждан, предпринимателей и компаний, сведения, поступившие от должностных лиц органов государственного надзора и местного самоуправления или от СМИ — о произошедших по вине перевозчика ДТП, в ходе которых был причинен вред жизни и здоровью людей, животных, нанесен ущерб окружающей среде;
  2. Приказ (распоряжение) руководителя органа госнадзора о проведении внеплановой проверки, изданный в связи с поручением властей страны (указами Президента, постановлениями Правительства), или же требованием прокурора из-за поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений;
  3. Истекший срок исполнения перевозчиком предписания об устранении нарушений, выданного ранее.

Рассмотрим также отдельные статьи устава, которых поправки не коснулись.

Статья 6 закона ФЗ 259 о путевых листах. Определение данного термина дано в статье второй закона. Путевой лист — это документ, который служит для учета и контроля работы автомобильного и иного транспорта и совершаемых водителем действий. Сведения, которые должен включать лист, а также порядок его заполнения прописаны в приказе Минтранса N 152 от 18 сентября 2008 г. Перевозка пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомашинами без составления указанного документа настоящим уставом запрещена.

Статья 5 устава гласит, что перевозки людей и багажа по видам подразделяются на:

  • Регулярные;
  • Заказные;
  • Осуществляемые легковыми такси.

Статья 21 устава прописывает дополнительные условия перевозки детей , сопровождаемых взрослыми пассажирами. При проезде в транспорте, осуществляющем регулярные рейсы, гражданин вправе:

  • Следуя городским и пригородным транспортом — бесплатно перевозить с собой детей возрастом до 7 лет;
  • В транспорте междугородного сообщения — одного ребенка возрастом до 5 лет.

В перечисленных случаях отдельные места для сидения детей не предоставляются перевозчиком. Если ребенок один, пассажиру следует посадить того на свои колени. Если детей больше, разумнее будет приобрести еще один билет.

В автомобильном, железнодорожном транспорте дальнего следования и самолетах проезд без предоставления отдельного места для ребенка запрещен настоящим уставом. В этом случае пассажир должен приобрести на каждого ребенка отдельный билет. Стоимость детского билета составляет до 1/2 от «взрослого билета», т.е. от полного размера оплаты. У сопровождающего должны быть в наличии документы, подтверждающие возраст несовершеннолетнего, которые беспрекословно предоставляются по требованию кассира, проводника или контролера.

Скачать действующую редакцию закона об автомобильном транспорте РФ

  • Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электротранспортом —
  • Правила транспортирования грузов автомобильным транспортом —

Данные правила являются нормативно-правовыми актами, которые регулируют порядок организации различных видов перевозки людей, багажа или груза, устанавливают требования к транспортировке в части безопасности для человека и окружающей среды, сохранности материальных ценностей, прописывают условия предоставления ТС для этих целей.

Область предоставления услуг по перевозке пассажиров и багажа регулируется дополнительно от 07.02.1992 N 2300-1 (глава III).

Предлагаем «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в последней редакции.



Просмотров