Каково максимальное страховое возмещение по страховке осаго. От каких входных данных зависит сумма ущерба. Кого и от чего страхует покупка осаго

Относительно выплат по ОСАГО — все зависит от конкретных дорожных условий. В случае, когда в машину врезался другой автомобиль, он же виновник аварии, и пострадало сразу несколько человек, то может возместиться и 360 тысяч рублей. В случае небольшой аварии и поврежденной только машине потерпевшего, сумма выплат будет значительно меньшей.

В основном аварии, происходящие на дороге, небольшие, поэтому ущерб оценивается до 50 000 рублей. Но, все же, пострадавшему при аварии, надо придерживаться определённого порядка обращения к страховой компании.

Документы, необходимые для осуществления выплат по ОСАГО:

  • Паспорт или равноценный документ;
  • Водительское удостоверение и техпаспорт машины, генеральная доверенность в случае пользования чужой собственностью;
  • Справка ГИБДД о происшедшем ДТП, выданная и заверенная соответственным подразделением полиции;
  • Извещение о дорожно-транспортном происшествии, обязательно подписанное виновником аварии.

Следует обратить внимание: вышеперечисленные документы надо предъявить страховщику не позже 15 раб.дн. после наступления ДТП. При «разборе полётов», надо предоставить дополнительно такие документы:

  • Копию протокола о случившемся административном правонарушении;
  • Постановление о принятии решения согласно результатов рассмотрения протокола о случившемся административном правонарушении.

Какой срок выплат по ОСАГО?

После предоставления всех вышеперечисленных документов страховщик должен на протяжении 20 дней рассмотреть заявление о произведении страховой выплаты, составить акт о наступлении страхового случая, на основании чего принять решение о предоставлении выплат и при положительном решении их выплатить.

При затягивании страховой выплаты за все дни просрочки страховщик должен выплатить неустойку потерпевшему.

Если незаконно отказали в компенсации ущерба

Несмотря на исчерпывающий перечень условий невыплат по страховке, имеющийся в правилах ОСАГО, которые утверждены Постановлением Правительства России, страховая компания может отказать по абсолютно выдуманным поводам. Возмещение по страховке ОСАГО предоставляется пострадавшему лицу в случаях:

  1. Виновник аварии управлял ТС при опьянении;
  2. Виновник ДТП скрылся с места аварии;
  3. При имеющемся у виновника договоре «сезонного страхования» авария произошла не в указанный в соглашении период;
  4. В имеющейся у виновника аварии страховке ограничен допуск к управлению;
  5. Виновник ДТП не имеет водительских прав.

При ДТП выплаты по ОСАГО осуществляются при всех вышеперечисленных случаях, но при обязательном установлении виновного в аварии лица. После чего страховой компанией через суд будет возмещаться сумма выплат с виновника (регрессный процесс).

Калькулятор ОСАГО 2017 года - поможет узнать актуальную цену страховки, согласно обновленным тарифам (в зависимости от коэффициента местности).

Приблизительный расчет стоимости ОСАГО на 2017 год теперь можно провести через интернет, но стоит помнить, что конечную цену все же определяет страховая компания. Если Вы хотите купить ОСАГО и при этом сэкономить, то это возможно при постоянном увеличении своего стажа безаварийного вождения, а также при отказе от дополнительных услуг - «чистое» ОСАГО.

Полис ОСАГО сопровождает любого автовладельца в России уже полтора десятка лет – обязательная страховка появилась в России в 2003 году, намного позже, чем в странах Запада.

Сегодняшние особенности страхования ОСАГО в России связаны также с реформой 2014 года, положения которой вступили в силу в 2015 году, а некоторые продолжают «включаться» по сей день.

Несмотря на массовость страховки, остаются опросы – что даёт возмещение ущерба по ОСАГО при ДТП, как делается и какие есть ограничения?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно!

По своему замыслу автогражданка спасает водителя от всех или большей части последствий в случае аварии.

Для потерпевшего это означает компенсацию, иногда частичную, потерь, а виновнику снижает нагрузку после ДТП.

По закону выплаты по ОСАГО идут на:

  • восстановление повреждённого имущества;
  • компенсацию утраченных здоровья и жизни.

Моральный вред выплате по ОСАГО не подлежит, речь идёт только о восстановлении и компенсации утраченного в автоаварии.

Важно отметить, что после ДТП страховщик виновника платит пострадавшему.

Зачинщик же аварии тоже обычно нуждается в ремонте, но по ОСАГО ему на это денег не положено – платить надо или из своего кармана, или за счёт других страховок, в частности, КАСКО.

Пределы выплат по ОСАГО

Начнём с того, что же представляют выплаты при ДТП по ОСАГО. Это компенсация нанесённого не по своей вине вреда потерпевшему.

Цель ОСАГО – дать денег на восстановление состояния машины и здоровья к доаварийному состоянию:

  • выплачивается цена восстановления машины;
  • оплачиваются дополнительные услуги при ДТП, включая перевозку;
  • компенсируются травмы и увечья, а также утрата жизни и похороны – в счёт родственников.

Какая сумма возмещения ущерба по ОСАГО является максимальной? По действующим нормам установлены максимальные выплаты страховщика после ДТП:

  • 400 тысяч за повреждённое имущество;
  • 500 тысяч за ущерб здоровью.

Сегодня выплата за ущерб здоровью считается отдельно на каждого пострадавшего, то есть выплата может превышать полмиллиона. Выплаты на имущество считаются все вместе, по этой части страховщик заплатит не более 400 тысяч в любой аварии.

Получить выплаты потерпевший должен с рядом документов, подтверждающих:

  • право собственности;
  • сумму ущерба (заключение эксперта);
  • оплату понесённых расходов.

Тонкости определения ущерба

Выплаты по ОСАГО – тяжёлое бремя для страховщиков, которые всё больше стремятся избежать этих низкорентабельных и даже убыточных полисов.

Поэтому компании будут стремиться снизить свои потери любой ценой том числе обманывая потерпевшего.

Особенностью выплаты по ОСАГО является то, что она покроет не полное восстановление автомобиля. Если к аварии машина уже была побита и её цена стала ниже заводской, то и после страхового ремонта ситуация не улучшится. Страховая фирма оплатит только восстановление до состояния автомобиля незадолго перед аварией. Это законно.

Но страховщик может здесь «перегнуть палку». В ходе оценки ущерба эксперты должны составить список повреждений транспортного средства. И в итоге счёт формируется на основании этого списка. Если какие-то повреждения в список не войдут, сумма выплаты несправедливо упадёт.

Не считать часть ремонта позволяет и другая уловка. Часто страховщики основываются на справке ГИБДД и учитывают только указанные в ней повреждения. Но полиция составляет свою справку с другими целями. В неё входят царапины и вмятины, видные при простом осмотре – по ним можно судить о виновности в аварии. Но «травмы» железного коня могут быть и не видимы. Страховщик обязан опираться на экспертное заключение – что надо чинить, а не на справку с места ДТП.

Даже правдиво назвав все повреждения, страховщик может снова попытаться увильнуть. Для этого можно занизить стоимость ремонта, например, посчитать более дешёвые детали, не подходящие для автомобиля.

Так как восстановление идёт до предаварийного состояния, страховщики могут занизить его оценку. В методологии расчёта страховки есть графа износа автомобиля.

Чем выше износ, тем меньше стоит автомобиль и дешевле чинить его повреждения. Поэтому износ часто завышают в страховых. Максимальный износ по ОСАГО составляет 50%.

Неправильные поправочные коэффициенты к ремонту автомобиля могут применяться, чтобы снизить сумму выплат. Поправочные коэффициенты зависят от качества автомобиля и связаны со скоростью износа.

Неправильно могут учитываться и нормативы по работам в ремонтных мастерских. Страховщик может занизить необходимый труд слесарей по восстановлению автомобилей. Также компании, бывает, занижают в расчётах цену их нормо-часа работы. Это позволяет экономить на выплатах не в пользу потерпевшего.

Компенсация потерянной стоимости машины после ДТП часто не учитывается в страховых выплатах, а ведь «битая» машина стоит сильно дешевле даже после ремонта и страховщик обязан это возместить – сумма доходит до 5-10% цены авто.

Что делать, если денег не хватает?

Часто полученных от страховщика денег мало на ремонт автомобиля. Это может быть по разным причинам:
  • страховщик занизил цену ремонта;
  • ремонт дороже, чем предельная выплата;
  • пострадали много автомобилей и выплату разделили между всеми.

Для первого варианта необходимо стребовать недостающее с самой страховой компании. Средняя выплата по ОСАГО составляет 30 тысяч рублей и далеко не приближается к максимальной, поэтому ограничений быть не должно. От потерпевшего требуется заплатить за экспертизу и с её результатами обратиться к страховой компании виновника ДТП.

Возможны два варианта:

  1. Мирное соглашение.
  2. Взыскание через суд.

Оба метода действенные, но лучше суметь доказать страховщику в досудебном порядке его неправоту, чем тратить много времени и сил на суды. Либо нанять автоюриста – он профессионально занимается вопросом «выбивания» денег из страховых.

Затребовать деньги на ремонт можно и у виновника ДТП. Сколько бы ни заплатила страховая компания, ответственность за аварию лежит на нём и страховая лишь помогает ему с этой ответственностью. Если такой помощи недостаточно, учинивший аварию должен сам доплатить недостающее. Порядок действий тут такой же: сначала экспертиза, потом разговор и дальше – досудебно уладить дело или пойти в суд и вытребовать.

Основные принципы

Принцип первый: виновник и потерпевшие

Страхование общегражданской ответственности предусматривает возмещение вреда исключительно потерпевшим лицам. Это главный принцип ОСАГО! То есть, право на страховое возмещение имеют только пострадавшие, а не виновник.

Пострадавшими могут быть как физические, так и юридические лица, а также принадлежащее им имущество. Иными словами, автогражданка – это буквальная материальная ответственность одних лиц перед другими, через посредство страховых компаний.

Вы спросите, а для чего все это нужно, если можно самому все стребовать через суд?

Такая система разгружает судебные и другие органы власти, а также многократно повышает эффективность и оперативность самого факта возмещения. Ведь виновник зачастую не имеет средств для выплат по простому судебному решению, и пострадавшая сторона может получать их по крохам годами или не получить вообще.

Вот тут и помогает ОСАГО, быстро компенсируя весь причиненный вред или же какую-то его часть.

Принцип второй: автотранспорт и его водители

Покрытие возмещения по ОСАГО касается исключительно сферы автотранспорта и связанных с ним действий. Причем это относится только к обычным автомашинам в области их обычного использования. Например, к ОСАГО не имеют отношения некоторые категории как самого транспорта, так и целей его эксплуатации.


Toyota Chaser 100. Взял тут: drive2.ru/r/toyota/288230376151815053/

Мало того, сама автогражданка больше привязана не к транспортному средству (ТС), а к его водителю. Обратите внимание: именно водителю, а не собственнику. То есть, страховое возмещение производится в случае действенности страхового договора с самим водителем.

Тут все немного запутано, поэтому поясню вам на примере сложного случая возмещения.

Допустим вы виновник ДТП, имеете договор ОСАГО, но управляли чужим авто, у владельца которого свое обычное ОСАГО, и вы в него не вписаны, как водитель. Тогда потерпевшая сторона все равно получит оперативное возмещение от своей СК, или от страховщика владельца виновного авто.

А потом кто-либо из этих страховщиков уже сам взыщет уплаченные средства непосредственно с вас или с вашей страховой компании, в порядке досудебной претензии или судебного иска. Скорее всего ваша СК сразу отдаст свои деньги расплатившимся за вас страховщикам, а потом уже стребует их с вас, т. к. данный случай управления чужим транспортом она не обязана покрывать и конечный плательщик вы.

Принцип третий: использование автотранспорта

Покрытие причиненного вреда по ОСАГО касается только случаев прямого целевого использования автотранспорта. Это очень важный принцип, основанный на базовом определении возмещения вреда по автогражданской ответственности: «… при использовании ТС принадлежащего виновнику, за причиненный ущерб, включающий имущество, жизнь и здоровье потерпевшей стороны


Toyota Chaser 100. Взял тут: drive2.ru/r/toyota/288230376151815053/

То есть страховое покрытие возможно только при использовании ТС, причем только по его прямому назначению.

Страховщики подразумевают под понятием «использование автотранспорта» случаи его прямой эксплуатации в пределах дорожного движения по предназначенным для этого территориям. Что сюда входит? Это все автодороги, стоянки, места обслуживания авто и т. п.

А вот использование на автотранспорте оборудования не имеющего прямого отношения к передвижению на дорогах, и которое привело к аварии, в область прямой эксплуатации ТС не входит, соответственно и выплат не будет. Это все по нормативам ОСАГО, а не в общем понимании, конечно.

В некоторых случаях водители упорно отказываются принимать данное положение, часто идущее вразрез с логикой, что является причиной судебных тяжб. Подробнее обо всем этом рассказывается в статье о том, .

Страховые и не страховые случаи

Страховой случай

На основе указанных выше принципов, положений Гражданского кодекса и Закона об ОСАГО, а также частных обстоятельств страховыми компаниями (СК) определяются страховые случаи и объемы их покрытия.


Toyota Chaser 100. Взял тут: drive2.ru/r/toyota/288230376151815053/

Полный список подобных случаев довольно большой и на этот счет имеется соответствующая публикация, а полного перечня обстоятельств, приводящих к страховым случаям вообще не существует, т. к. учесть все возможные причины и следствия нельзя и по сложным вопросам СК применяются индивидуальные решения.

Но в обобщенном виде обстоятельствами страховых случаев можно считать ситуации, когда водитель, у которого есть действительная страховка, причиняет вред (жизнь, здоровье) или убыток (уничтожение или порча имущества) другим лицам вне зависимости от того, застрахованы они или нет.

Не страховые случаи

В страховании автогражданской ответственности применяются определенные ограничения, по которым страховое покрытие не распространяется на ряд случаев и обстоятельств. На этот счет существует конкретный перечень, когда страховщик освобождается от уплаты возмещения страхователю.


Toyota Chaser 100. Взял тут: drive2.ru/r/toyota/288230376151815053/

Причем, в данный список входят и такие обстоятельства, которые по логике должны бы покрываться страховкой, но не покрываются. Это связано с тем, что в ОСАГО объемы возмещения ограничены и не достигает особо больших сумм даже в расширенном варианте ДСАГО.

Вот перечень того, за что обычно не включается в страховое покрытие:

  • Убыток имуществу и вред здоровью виновной стороны – если нет сопутствующих дополнительных обстоятельств, наподобие групповой аварии, когда водитель может выступать одновременно виновником и пострадавшим.
  • При перемещении ТС по территории производственного участка – здесь вся ответственность ложится на предприятие.
  • Когда нанесен вред здоровью штатным работникам предприятий во время рабочей смены – тут все оплачивает работодатель, который не имеет права на регрессивное возмещение (т. е. возмещает все полностью из собственных средств).
  • При погрузочно-разгрузочном маневрировании – вне зависимости от того кому принадлежит груз и территория погрузки.
  • Когда вред или убыток причинен не непосредственно ТС, а грузом, в том числе опасным, который им перевозился – в некоторых случаях это покрывается страховкой, но только при особом указании данной возможности в договоре.
  • При использовании ТС не по его прямому назначению – сюда входят различные состязания, обучение управлению, испытательные заезды, а также передвижение по не предназначенным для этого поверхностям (например, льду) и т. п.
  • Если у пострадавшей стороны убыток классифицируется только как «возможно упущенная выгода».
  • При случаях, когда нанесен исключительно моральный ущерб.
  • Когда ТС наносит какой-либо экологический вред.
  • При нанесении вреда и убытков, связанных с т. н. обстоятельствами неодолимой силы – обычно под этим подразумевается стихия, в том числе и безо всяких ураганов/наводнений: например, банально отломившаяся под своим весом и упавшая на крышу авто крупная ветвь дерева.
  • Если был нанесен вред и убыток, связанный с различного рода движимыми и недвижимыми ценностями (антикварные, ювелирные, интеллектуальные, архитектурные, исторические и т. п.) – ну тут понятно, с ущербом такого уровня по автогражданке просто не желают связываться.
  • Некоторые страховые компании , если виновник оказался в какой-либо форме опьянения – это положение весьма спорно и часто оспариваются в суде. Действительно, если потерпевший трезв, какая разница в каком состоянии виновник?
  • Если обнаружен злой умысел, куда входит угон, частичное разворовывание, вандализм и т. д., тогда тоже ни на ремонт, ни на другие возмещения рассчитывать не приходится.

По поводу последнего пункта. У страховщиков есть очень нехорошее обобщение двух различных понятий: злого умысла и неосторожности. Например, в уголовном праве это строго разграничивается, а вот в страховом деле нет.

Обычно страховщики указывают злой умысел в перечне, но умалчивают о том, что сюда причисляется еще и неосторожность. Некоторые уточняют, что имеется в виду грубая неосторожность, но как это определяется неясно.

Действительно, большинство ДТП совершаются именно по неосторожности, в том числе и по грубой. И тем не менее выплаты производятся. Я думаю тут просто реализована скрытая возможность для СК формата «на всякий случай».

Суммы страхового покрытия

Страховые лимиты

Суммы страхового возмещения фиксированы и не зависят от региона. Интересное положение, не правда ли? Ведь с покупкой полиса ОСАГО подобной уравниловки нет и в разных регионах и населенных пунктах его стоимость отличается, порой существенно.


Но тут ничего не поделать – таковы правила. По ним существуют определенные страховые лимиты, определяющие какую сумму получает пострадавшая сторона в тех или иных обстоятельствах. Эти лимиты часто изменяются в худшую или лучшую сторону.

В 2014 году действовали следующие лимиты:

  • За вред по здоровью, каждому потерпевшему полагалось по 160 тыс. руб.
  • За ущерб имуществу одному потерпевшему полагалось 120 тыс., а нескольким 160 тыс. руб. на всех.
  • Если участники ДТП решали обойтись своими силами с составлением Европротокола, то сумма возмещений не превышала 25 тыс. руб.

С 2015 г. действуют уже обновленные страховые лимиты:

  • За вред здоровью на каждого потерпевшего полагается до 500 тыс. руб. – выплаты производятся по специальным таблицам в соответствии с тяжестью травмирования.
  • За убыток по имуществу до 400 тыс. руб. на каждого потерпевшего – тут отменено распределение одного лимита на всех и теперь каждому начисляется отдельная сумма в пределах 0.4 млн и в зависимости от тяжести повреждений.
  • При составлении Европротокола потерпевшему можно рассчитывать на возмещение в 50 тыс. руб. Причем, с 2016 г. в Московской и Ленинградской областях, при наличии подтверждений по спутниковому навигатору и видеофиксации, лимит Европротокола увеличивается до серьезных 400 тыс. руб.

Уровень страхового износа

Еще следует упомянуть о таком существенном нюансе, как страховой износ.

Этот горький плод авторов закона об ОСАГО предполагает страховые выплаты не по реальным убыткам потерпевшего, а только по фактическому ущербу. То есть, страховая платит не за то, сколько стоит замена поврежденного сегмента на новый, а за то, сколько стоит родной сегмент в его неповрежденном состоянии (например, на автобарахолке).


Причем платит СК по остаточной стоимости, а ее рассчитывают для страховщиков контрактные экспертные компании, на которые было много жалоб от потерпевших в отношении предвзятости их экспертизы.

Для определения степени износа был установлен предельный процентный уровень. Ранее он составлял целых 80%! Представляете к каким мизерам при желании страховщики и их эксперты могли низвести все выплаты по «железу»?

Некоторые водители из-за этого тратились на независимую экспертизу, но с 2016 г. ее запретили проводить для ОСАГО в частном порядке, что вызвало много недовольства. Однако хорошая новость в том, что на сегодня этот уровень страхового износа таки урезали до божеских 50%.

Ну хоть что-то. Хотя в любом случае потерпевшим на какую-то выгоду при выплатах по железу сейчас рассчитывать не приходится и ДТП это всегда неприятность, так что лучше быть вдвойне внимательным: и за себя и за того парня.

  • По новым правилам, Центробанк РФ не имеет права менять базовые тарифы ОСАГО более одного раза в год. Соответственно и страховые компании имеют право только на одно годичное изменением своих тарифов.
  • Имейте в виду, что если страховщик по какой-либо причине вернул вам ваше заявление по поводу страхового возмещения, то установленный законом срок выплат (по новым правилам 20 дней) сбрасывается и начинает идти снова при подаче нового заявления. Но если возврат заявления не обоснован, то для СК может быть начислена пеня от 0.5 до 1% от суммы покрытия за каждый лишний день ожидания.
  • По новым правилам страховая компания должна провести экспертизу ТС в течение 5 дней с даты подачи заявления о покрытии убытков. Но если авто (или его останки) не будет предъявлено контрактным экспертам в срок, то заявление могут обоснованно вернуть без рассмотрения, что может затянуть сроки оплаты.
  • По новым правилам страховые выплаты обязана осуществлять страховая компания потерпевшего лица, а все регрессивные возмещения от виновника и его страховщика она обязана брать на себя, а не перелаживать эти хлопоты на своего клиента.

Заключение

Теперь вы знаете базовые принципы на основе которых происходит покрытие ущерба потерпевшим:

  • Выплаты ОСАГО производятся только потерпевшей стороне;
  • Действие страховки распространяется на ущерб, причиненный непосредственно автотранспортом;
  • Ущерб признается страховым случаем только от эксплуатируемого ТС, а не от его оборудования.

Помня их, вы правильно сориентируетесь в возможной ситуации возникновения случая страхового покрытия.

Разнообразные забавные нелепости происходят со всеми, но иногда они случаются в прямом эфире и над ними смеются миллионы! Среди таких фейлов есть свой рейтинг популярности. Посмотрите на его первую десятку и ваши собственные крутые ляпы покажутся вам детской забавой:

На этом я с вами прощаюсь. Не отказывайтесь от удобства подписки на обновления блога, жмите кнопки социальных сетей на страницах понравившихся публикаций, не скучайте и до скорых встреч!

ОСАГО компенсирует ущерб нанесенный пострадавшим при ДТП. Сюда входят не только имущественные убытки, но и физический урон организму человека.

Материальный убыток и причинение вреда здоровью разграничиваются в правилах ОСАГО как понятия – они имеют разные методики расчета и разный размер предельной суммы возмещения.

Цель выплат по урону для организма до недавнего времени определялась двояко:

  • Компенсация затрат на лечение пострадавших при ДТП;
  • Возмещение близким при летальном исходе пострадавшего.

Данное разграничение давало возможность страховым компаниям легко уходить от расходов на выплаты по подавляющему большинству не летальных случаев, ввиду особенностей российской системы обязательного страхования.

Сегодня подобное положение исправлено и любой вред человеческому организму при дорожной аварии теперь рассматривается в первую очередь с позиции возмещения . А уже во вторую – как компенсация понесенных затрат.

То есть сейчас имеет место два вида страховых выплат по ОСАГО за вред здоровью:

  • Компенсационный – назначается в обязательном порядке;
  • Возместительный – может быть назначен в дополнение к первому и не является обязательным.

Многие водители до сих пор не понимают этих новых механизмов и часто недополучают положенное. Давайте разберемся что тут к чему подробнее.

Как вред здоровью при ДТП оплачивался по ОСАГО ранее?

Как я уже упоминал, ранее страховщики имели возможность уходить от выплат за почти все случаи не летального вреда здоровью. И даже если повреждения организма имели тяжкий характер страховая компания (СК) всячески пыталась уменьшить сумму возмещения, заставляя пострадавших ввязываться в продолжительные судебные хлопоты.


УАЗ 31519 🚙 "Брянский Партизан

Как такое возможно? Ведь подобное как-то не очень вяжется с логикой. Верно, но СК руководствуются не логикой или здравым смыслом, а исключительно финансовой стороной дела, т. к. это коммерческие организации, а не Красный Крест.

По общему законодательству все российские граждане (и даже иностранцы с ПМЖ) должны иметь полис обязательного медицинского страхования (ОМС), согласно ФЗ № 326. Это дает фактически бесплатную медицину в стране.

Но данный положительный факт СК бессовестно эксплуатировали. Выплаты за вред здоровью производились только в том случае, если их не покрывало ОМС (на основании гл. 59 ГК РФ). А ОМС покрывает почти все, за исключением особо тяжелых случаев. Вот и получалось, что вред здоровью в ОСАГО был де-факто прописан «для галочки» – реальных выплат по нему было крайне мало и у автоюристов данная тема считалась «мертвой».

Новые правила страховых выплат за вред здоровью

К счастью, реформы обязательного страхования коснулись и данной области: с 2015 г. принципы страховых возмещений по автогражданке кардинально поменялись – они были приведены в соответствие с общепринятой страховой практикой развитых стран.


УАЗ 31519 🚙 "Брянский Партизан

Сперва, с 2013 г., новые правила были успешно обкатаны в другой области обязательного страхования – пассажирской (полисы ОСГОП – Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика, ФЗ № 67). По положительной динамике реальных выплат было принято решение перенести новую модель на ОСАГО.

Правда, не обошлось без традиционного сопротивления СК. Они имели влиятельное лобби в правительстве и таки добились частичных уступок, которые ныне рассматриваются юристами как абсурдные.

Какая сейчас имеется законодательная база для возмещения ущерба здоровью по ОСАГО?

Законодательные нормативы, регулирующие выплаты за вред здоровью по ОСАГО, изложены в нескольких правовых актах.


УАЗ 31519 🚙 "Брянский Партизан

Это следующие документы:

  1. ФЗ № 40 («Закон об ОСАГО») – гл. II, ст. 12 (п. 2-9) и ст. 7 (пп. «а»), а также гл. III, ст. 18-20, в редакции от 2016 г.;
  2. Постановление Правительства РФ 1164 – «Правила расчета страховых сумм за вред здоровью» от 15.11.2012г.;
  3. Приложение к Постановлению № 1164 – нормативы для страховых сумм за вред здоровью потерпевшего в редакции от 21.02.2015 г.;
  4. Постановление Правительства РФ № 150 – «Изменение правил расчетов страховых сумм за вред здоровью потерпевшего» от 21.02.2015 г.;
  5. Положение Центробанка РФ № 431-П – «О правилах ОСАГО» от 19.09.2014 г. в ред. от 24.05.2015 г. (№ 34204) – гл. 4 (п. 1-11).

Что кардинально изменилось в законах по возмещению вреда здоровью?

В 2015 г. Медведевым было подписано Постановление № 150, которое поставило крест на прежних принципах возмещения вреда здоровью. Ранее они базировались на общих положениях ГК РФ ч. II (гл. 59, § 2). Как результат, выплаты по здоровью составляли в ОСАГО чуть более 1% и то – это были возмещения в основном за летальные случаи.


С 1 апреля 2015 г. Постановление № 150 вступило в силу и для всех выданных с этой даты полисов применяются обновленные «Правила расчета страховых сумм за вред здоровью» (Постановление № 1164).

К ним, в соответствии с передовой практикой стран Запада, было разработано Приложение («Нормативы для страховых сумм за вред здоровью»), которое отныне стало основой для страховых выплат в данной области.

Это приложение представляет собой медицинский перечень возможных повреждений организма при ДТП и процентное отношение каждого случая к максимальной сумме страхового возмещения.

Теперь все перечисленные диагнозы имеют свою фиксированную сумму выплат. Более того, Приложение разграничивает понятия страхового возмещения и страховой компенсации. Это заключено в самом названии документа:

  • «…для определения сумм страхового возмещения (страховой выплаты)…»;
  • «…а также для определения сумм компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью…».

Кроме этого в 2014 г., на основании ФЗ № 223, максимальная сумма страхового возмещения увеличена в 3 раза: со 160 до 500 тыс. руб. (ст. 7, п. «а» ФЗ № 40).

Таблица нормативов выплат за вред здоровью по ОСАГО

Согласно новым правилам, повреждения организма, полученные в результате ДТП и признанные страховым случаем, являются основанием для обязательного страхового возмещения.

Причем вне зависимости и безо всякой привязки к ОМС – стоимость проведенного бесплатного лечения по программе ОМС более не учитывается в расчетах страховых сумм!

Отныне каждый пострадавший в ДТП имеет законное право на:

  • Фиксированное денежное возмещение – в соответствии с процентным отношением категории повреждений по Приложению;
  • Нефиксированную денежную компенсацию – на основании документов, свидетельствующих о недостаточности фиксированных выплат.

Если ДТП привело к инвалидности

Это наиболее печальный результат дорожных аварий, исключая летальные случаи. И дело тут не только в самом факте получения временной или стойкой инвалидности.


УАЗ 31519 🚙 "Брянский Партизан

К сожалению, обновления законодательства нередко проходит с малопонятными и несправедливыми частностями. В данном случае пострадала категория для инвалидов – в ней существенно урезали возмещения, хотя могли бы и не делать этого.

Ранее инвалидам выплачивались такие суммы:

  • Первая группа – 2 млн. руб.
  • Вторая группа – 1.4 млн. руб.
  • Третья группа – 1 млн. руб.
  • Категория ребенок-инвалид – 2 млн. руб.

Вполне приличные были деньги.

Теперь же и инвалидов перевели на процентное отношение к максимальному возмещению в 500 тыс., и вот что из этого получилось:

  • Первая группа – 100% (500 тыс. руб.);
  • Вторая группа – 70% (350 тыс. руб.);
  • Третья группа – 50% (250 тыс. руб.);
  • Категория ребенок-инвалид – 100% (500 тыс. руб.).

Вот такие дела невеселые, но будем надеяться, что в будущих обновлениях законодательства подобный казус исправят.

Если пострадавший скончался

Это самая тяжелая утрата при ДТП и, к сожалению, она все еще вполне обычна на наших дорогах. Новые правила расширяют перечень близких погибшего, которым полагается возмещение.


УАЗ 31519 🚙 "Брянский Партизан

Ранее на него могли претендовать только иждивенцы покойного, а ныне (согласно ст. 12, п. 6-8 ФЗ № 40) в этот перечень включены все родственники первой степени (мать, отец, сын, дочь, супруга, супруг). Им полагается возмещение в 475 тыс. руб., которое разделяется в равных долях на каждого.

Также закон предполагает выделение страховщиком 25 тыс. руб. любому лицу, понесшему расходы на погребение погибшего в ДТП.

Может ли виновник ДТП получить по ОСАГО выплату за вред здоровью?

Принцип автогражданки не предполагает выплат для виновной стороны. Ведь здесь страхуется ответственность перед другими лицами, а не возможность получить травму – для этого есть иные классические формы страхования.


То есть, виновник ДТП не получает никакого возмещения: ни по материальному убытку, ни по ущербу здоровью. Однако данная формулировка верна лишь в очевидных случаях, а не все ДТП являются таковыми.

Немало аварий происходит с транспортных средств или же при обоюдной вине водителей. То есть, если при происшествии в чем-то можно усмотреть вину другого водителя в отношении основного виновника, то он имеет право на возмещение.

Также, если дело доходит до суда, то происшествие, стараниями юристов может быть разделено на несколько отдельных эпизодов, по одному из которых виновник может проходить как потерпевший.

Тогда ему также полагается выплата, на общих основаниях.

Какие документы необходимы для получения выплат за вред здоровью?

На сегодня ворох документации для получения выплат за вред здоровью по ОСАГО урезан, но он все равно немалый. Его определяет Положение № 431-П от Центробанка РФ.


В пункте 3.10 прописан базовый перечень необходимой документации:

  • Заявление о страховом возмещении;
  • Извещение о ДТП;
  • Справка о ДТП
  • Копия протокола административного правонарушения;
  • Копия гражданского паспорта в заверенной форме.

К этим документам могут прилагаться:

  • Доверенность представителя пострадавшего;
  • Согласие попечителей , если пострадавший не достиг возраста 18-и лет;
  • Банковские реквизиты потерпевшего для безналичного перечисления возмещения.

В пункте 4.1 указан дополнительный перечень документов необходимый при выплатах за вред здоровью:

  • Медицинская документация от врачебного учреждения, в которое обращался потерпевший для лечения или оказания первой помощи;
  • Подтверждающий диагностику документ со станции скорой помощи;
  • Заключение судебно-медицинской экспертизы по временной или постоянной утрате трудоспособности;
  • Документ подтверждающий инвалидность потерпевшего.

Дополнительно также может потребоваться:

  • Справка о доходах и заработке;
  • Справка о составе семьи;
  • Свидетельство о заключении брака;
  • Свидетельства о рождении детей;
  • Свидетельство о смерти потерпевшего.

Документов много, к ним еще можно прибавить чеки стоимости дополнительного лечения, медицинских услуг или реабилитации. Однако для получения базового возмещения по нормативной таблице будет достаточно основного пакета и одного медицинского заключения с предварительной диагностикой.

Посмотрите видео, в котором автоэксперт разъясняет обновление законодательства по части выплат по ОСАГО за вред здоровью.

  • Срок подачи документации страховщику сейчас установлен в пределах 15 рабочих дней с даты ДТП. Однако в случае с ущербом здоровью, при наличии объективных причин, данное ограничение можно успешно оспорить в суде, т. к. срок давности по ОСАГО составляет 3 года.
  • При использовании платных услуг , не входящих в сферу бесплатного обеспечения по программе ОМС, страховщик может легко оспорить в суде расходы, явно выходящие за рамки необходимого. Например, компания «Росгосстрах» редко брезгует подобными тяжбами, поэтому старайтесь не переборщить с излишними требованиями.
  • Если вред здоровью нанесен третьему пострадавшему двумя виновниками ДТП, возмещение выплачивается в пропорциональных виновности долях каждым страховщиком, как и компенсации сверх страховых выплат из личных средств водителей.

Заключение

Итак, вы теперь знаете, что выплаты за вред здоровью сейчас положены в обязательном порядке и больше не зависят от покрытия стоимости лечения по ОМС. Страховщику придется раскошелиться даже за простой синяк, если его зафиксировать как следствие ДТП.

Попадали ли вы в ДТП с травмами различной тяжести? Пытались ли получить возмещение за них по автогражданке? Расскажите мне и читателям чем это закончилось? Интересны будут случаи до и после обновления правил по выплатам за вред здоровью.

Если интересуют какие-то не указанные в статье моменты, то задайте по ним вопрос в комментариях, но не отклоняйтесь от темы статьи – для других вопросов поищите по блогу подходящую публикацию.

Какие русские слова общеприняты во всем мире? Затрудняетесь ответить? Тогда узнайте 15 самых известных из них, которые нигде не потребуют перевода с нашего родного языка.

Статья завершена, всем спасибо за внимание. Не забывайте ставить лайк за труды – поделитесь публикацией в соцсетях с вашими друзьями. Пока!

Фотки Уаза взял тут: drive2.ru/r/uaz/1626518

Программа обязательного страхования гражданской ответственности стала хорошим подспорьем для автовладельцев, которые попали в непредвиденную ситуацию на дороге.

Выплаты по нему позволяют покрыть значительную часть расходов пострадавших лиц. Страховые компании обеспечивают защиту, если в свое время они предприняли определенные действия. Также предусмотрено покрытие убытков, которые понесло потерпевшее лицо.

Что это такое

Под понятием «страховое возмещение» подразумевается некая денежная сумма, которая выплачивается страховой компанией в качестве компенсации ущерба, которое было нанесено здоровью либо жизни, имуществу потершего лица. Данное определение дано предписаниями законодательных актов.

В их число входят:

  • Федеральный закон «Об ОСАГО», статьи 1,12 от 25 апреля 2002 года за номером 40-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ», статья 10. Он был издан 27 ноября 1992 года.

В указанных актах также предусмотрен вариант замены выплаты производством ремонтно-восстановительных работ, если дорожно-транспортное происшествие не повлекло за собой полную гибель автотранспортного средства. Данная норма предусмотрена также в статье 1082 Гражданского кодекса.

В закон № 40-ФЗ неоднократно вносились изменения и корректировки в целях создания совершенной системы урегулирования убытков по ОСАГО. В нее было введено безальтернативное ПВУ, сообразно которому потерпевшее лицо может обратиться только к своему страховщику. В его обязанности входит рассмотрение дела и осуществление выплаты страховой суммы, покрывающей расходы потерпевшего лица.

Потерпевшее лицо предъявляет требование к своему страховщику, чтобы ему был компенсирован нанесенный при ДТП его имуществу ущерб. Сообразно нормативам закона «Об ОСАГО» гражданская ответственность виновника аварии должна быть застрахована. Правило распространяется на договора, которые находились в действии в период опубликования новой редакции закона.

Отказ в выплате


Страховая компания может удовлетворить требование пострадавшего лица, но не исключается возможность получения им отказа.

Соответственно нормативам законодательных актов, ему будет отказано, если:

  • автотранспортное средство в момент попадание в дорожно происшествие управляло лицо, не обозначенное в полисе ОСАГО;
  • повреждения автотранспортному средству было нанесено опасным грузом;
  • ущерб был нанесен в ходе учебных занятий по вождению, проведения спортивных соревнований при условии пребывания виновника аварии на площадке, специально оборудованной в целях обучения;
  • страховая сумма превышает учрежденный законодателем лимит;
  • у находившегося у руля лица в момент совершения авария отсутствовало водительское удостоверение;
  • у страхового полиса истек срок действия;
  • водитель находился за рулем в состоянии алкогольного либо наркотического состояния.

Нужно отметить, что страховое возмещение может быть отозвано, если ущерб имуществу либо вред здоровью был нанесен незастрахованным по программе ОСАГО лицом. Страхование гражданской ответственности автовладельца не предусматривает осуществление компенсации за моральный ущерб.

Страховая сумма по ОСАГО

При возникновении дорожно-транспортного происшествия нанесенный ущерб исчисляется значительной суммой. Законодатель ввел ограничения, установив размер подлежащей выплате максимальной страховой суммы. Помимо него учрежден лимит, перечисляемый в пользу пострадавшего в ДТП лица.

Сообразно нормативам законодательных актов, с 1 апреля 2015 года введены новые базовые показатели. Если произошел страховой случай с непосредственным столкновением двух автотранспортных средств, то оформление документов о произошедшем дорожно-транспортном происшествии осуществляется по упрощенной процедуре. При этом производится прямое возмещение

Размер выплаты текущего года


Выплата осуществляется в заявительной форме. Пострадавшее лицо должно подать заявление в страховую компанию об осуществлении выплаты, приложив к нему ряд потребных документов.Указанные ниже размеры страховой суммы распространены на полисы ОСАГО, которые были приобретены с 1 октября 2014 года по настоящее время.

Размер выплат в зависимости от вида нанесенного ущерба:

  • повреждение автотранспортного средства — 400 000 рублей ;
  • нанесение вреда жизни и здоровью участников дорожно-транспортного средства – 500 000 рублей .

Законодатель учредил размер максимальной компенсации за изношенность деталей в размере 50%. По большей части происходящие на автодороге происшествия не входят в категорию крупных ДТП, поэтому размер страхового возмещения по ОСАГО не превышает 50 000 рублей . Оно подлежит оплате при признании аварийной ситуации на дороге страховым случаем.

Страховое возмещение выплачивается в денежном эквиваленте:

  • наличной формой путем выдачи средств через кассу страховой компании;
  • безналичной формой, предусматривающей перечисление средств на расчетный счет, открытый в каком-либо банке, на станцию технического обслуживания в качестве оплаты ремонтных работ по восстановлению автотранспортного средства.

Как правило, страховая компания направляет пострадавшее лицо на СТО, с которым у нее заключен соответствующий договор.

При этом выплата осуществляется исключительно пострадавшему лицу страховой компанией, где застрахована его гражданская ответственность.

Если вред имуществу превышает лимит


При установлении суммы ущерба, превышающей предельную сумму, виновник дорожного происшествия может ее обжаловать. Он имеет право потребовать проведения новой экспертизы в целях уточнения заявленной суммы. Как показывает судебная практика сумма ущерба до 400 000 рублей остается неизменной, когда речь идет о дорогостоящих автомобилях.

К тому же, оспорить ее крайне затруднительно, если автотранспортное средство находилось на гарантийном сроке. В сложившейся ситуации единственным вариантом разрешения конфликта остается достижение мирного соглашения. Виновнику аварии следует признать допущенную им ошибку и компенсировать не достающуюся сумму ущерба. При обращении в судебный орган у него увеличится размер расходов, но желаемого результата он вряд ли достигнет.

Пострадавшее лицо вправе претендовать на компенсацию в двойном размере, если два участника аварии окажутся виновны в ее совершении. Сообразно нормам законодательных актов ограничения будут соразмерно распределены судебным органом на каждый полис ОСАГО.

Что делать при наступлении страхового случая?


Если автовладелец оказался одним из участников дорожного происшествия, то ему следует трезво оценить возникшую ситуацию.

Он должен предпринять нижеприведенные меры:

  • заглушить двигатель;
  • включить аварийное оборудование;
  • выйти из автотранспортного средства;
  • позвонить в управление ГИБДД;
  • вызвать скорую помощь, если имеются пострадавшие лица;
  • сфотографировать место происшествия с различных позиций, чтобы в кадр попали имеющиеся дорожные знаки, разметка дороги;
  • оформить справку о дорожно-транспортном происшествии;
  • написать заявление страховщику о возникновении страхового случая;
  • разыскать свидетелей происшествия в целях получения у них показаний;
  • выяснить контактные данные свидетелей, чтобы при возникновении необходимости связаться с ними.

До приезда сотрудников ГИБДД автотранспортное средство должно оставаться на месте происшествия. Его нельзя ни в коем случае передвигать на другое место, чтобы не была нарушена целостность произошедшего события.

Достоверность ситуации на дороге способствует осуществлению выплаты страховщиком.

По прибытию сотрудников ГИБДД участники аварии должны проявить активность в ее расследовании. Они должны дать показания, разъяснить детали происшествия, помочь составить схему. Протокол должен быть подписан ими только по его прочтению, если участники ДТП полностью согласны с изложенными в нем сведениями.

При первой возможности потерпевшее лицо должно поставить в известность страховщика о произошедшем страховом случае. Он должен сообщить любым путем сведения о месте дорожного происшествия, времени. Как правило, в полисе ОСАГО вписываются номера телефонов, которыми можно воспользоваться в экстренных ситуациях.

Сроки обращения к страховщику

Заявление об осуществлении выплаты страхового возмещения пострадавшее лицо должно подать в продолжение 5 рабочих дней. Письменное извещение с подробным изложением деталей ДТП также направляется в указанные дни. Они отсчитываются со дня, когда произошло дорожное происшествие. К нему нужно приложить ряд документов, подтверждающих о наступлении страхового случая.

Что касается срока рассмотрения страховой компанией заявления о выплате страховой суммы, то она должна принять решение в продолжение рабочих дней. Они отсчитываются со дня принятия страховщиком заявления. Если автовладельца не удовлетворит принятое им решение, то в течение 5 дней он имеет право подать повторное заявление. Как правило, срок выплаты страховой суммы устанавливается договором, который заключают страховая компания и автовладелец. Если страховая компания просрочит выплату, то она подлежит привлечению к административной ответственности. К тому же, она обязана выплатить неустойку за каждый просроченный день в размере 1% от страховой суммы.

Перечень документов

К заявлению прилагаются:

  • паспорт, удостоверяющий личность заявителя, его заверенная копия;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • технический паспорт автотранспортного средства;
  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • справка о произошедшей аварии, оформленная соответственно приказа № 154, испущенного министерством внутренних дел;
  • копия протокола о совершении административного правонарушения;
  • копия постановления об административном правонарушении, если оно было оформлено надлежащим образом;
  • копия определения об отказе в возбуждении дела, что произошло административное правонарушение, если оно было составлено;
  • документы с указанием банковских реквизитов для перечисления средств.

Если сроки обращения в страховую компанию упущены, то она не осуществляет выплату страхового возмещения. В добавлении к вышесказанному следует отметить, что с 1 сентября 2014 года стало возможным оформление ДТП европротоколом. Процедура осуществляется без участия сотрудников ГИБДД. Данное решение было принято Центральным банком РФ. При этом пострадавшее при ДТП лицо должно обращаться за оформлением страхового возмещения в свою страховую компанию.



Просмотров