Конституция в иерархии нормативных правовых актов государства. Иерархия нормативно-правовых актов рф. Нормативно-правовой акт. Понятие, виды, иерархия

Одним из фундаментальных понятий в праве принято считать «источник права». Понятие существует уже сотни лет и на протяжении нескольких веков его применяют правоведы всего мира.

Источники права

Право, как явление, берет начало в жизни индивида и общества в целом, и мы можем сказать, что его источником являются общественные отношения и жизненная реальность.

Но когда мы говорим о праве, как о юридической реальности, то тогда оно должно иметь конкретную форму выражения. А формой выражения права в данном случае служит источник, с помощью которого и можно получить знание о содержании права.

Источником права называют официально закрепленные формы выражения содержания права. Существует множество разных форм закрепления права.

Чаще всего упоминают основные источники права, к которым принято относить правовой обычай, нормативно-правовой акт, судебный прецедент. Также к основным источникам права принято относить и естественное право.

Правовой обычай

Правовой обычай считается первой формой выражения содержания права. Некоторые нормы обычного права используются до сих пор. Правовым обычаем принято считать правило поведения, вошедшее в привычку у народа и которому государственные органы придали общеобязательное значение.

Но не каждый обычай становится нормой права. В данном случае, правовой обычай носит принудительный характер.

Судебный прецедент

Такой источник права, как судебный прецедент, представляет собой судебное решение по юридическому делу, которое в конечном итоге становится образцом при рассмотрении других аналогичных дел.

По-другому судебный прецедент называют судебным правом или правом судей. Алгоритм возникновения такого источника права довольно прост и справедлив.

Случается, что при рассмотрении определенного дела невозможно найти соответствующую норму, и тогда судья самостоятельно принимает решение. А если такое решение оказывается убедительным, то впоследствии его начинают использовать как отдельный источник права.

Нормативно-правовой акт

Абсолютно все нормативно-правовые акты санкционируются исключительно государственными органами, поэтому полное название этого источника права звучит, как нормативно-правовой акт государственных органов.

Нормативно-правовым актом принято называть официальный документ, выраженный в письменной форме и созданный государственными органами. Подобный документ должен содержать в себе нормы права.

Естественное право

Как источник права, естественное право представляет собой прирожденные, естественные права человека, признанные государством и закрепленные в конституции и других правовых документах.

Еще во времена Римской империи естественное право стало одним из основных источников права. В дальнейшем естественное право оказало значительное влияние на развитие права разных стран.

Конституция в иерархии нормативных актов

В иерархии всех нормативных актов Конституция РФ занимает наиболее высокое положение по этой причине, что она имеет высшую юридическую силу. Такая сила есть у Конституции, так как она принята путем всенародного голосования. Это произошло при помощи референдума 12 декабря 1993 года.

Ни один нормативно-правовой акт не может противоречить тем нормам, которые указаны в Конституции. Если такой акт противоречит главному закону страны, то он подлежит отмене и не будет иметь юридической силы.

Конституция в иерархии нормативных актов.

А1. В чем наиболее полно выражается демократический смысл Конституции РФ?

1) во введении двухпалатного парламента 2) в закреплении основных обязанностей граждан

3) в провозглашении федеративного устройства государства 4) в закреплении принципа разделения властей

А2. Согласно Конституции РФ вопросы предоставления политического убежища решает

1) Верховный Суд 2) Министерство внутренних дел

3) Президент РФ 4) Федеральная Служба Безопасности

А3. Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством, то есть государством, политика которого направлена на

1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека

2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства

3) совершенствование обороноспособности страны 4) развитие свободного рынка

А4. Согласно Конституции РФ решение об отставке Правительства РФ может принять

1) Конституционный суд РФ 2) Президент РФ 3) Совет Федерации РФ 4) Государственная Дума РФ

А5. Отличительным признаком конституции как нормативного документа является

1) общеобязательность 2) обеспеченность силой государственного принуждения

3) высшая юридическая сила 4) соответствие принятым в обществе представлениям о добре и зле

А6. Согласно Конституции РФ, высшим органом исполнительной власти является

1) Администрация Президента РФ 2) Правительство РФ

3) Государственная Дума РФ 4) Совет Федерации

А7. В конце 80-х годов вышел закон, согласно которому администрация предприятий обязана была увольнять работников пенсионного возраста, имевших трудовой стаж, достаточный для получения полной пенсии. Несколько уволенных на этой основе пенсионеров за восстановлением своих прав обратились в

1) Европейский Суд по правам человека 2) Верховный Суд

3) Арбитражный Суд 4) Конституционный Суд

А8. В ведении федеральных органов власти находится

1) защита прав и свобод человека и гражданина 2) разработка конституций субъектов Федерации

3) система органов государственной власти республик 4) вопросы местного самоуправления

A 9. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет

1) Председатель Верховного Суда РФ 2) Председатель Правительства

3) Председатель Совета Федерации 4) Председатель Конституционного Суда

А10. Верны ли следующие суждения о Конституционном Суде?

А. Конституционный Суд проверяет конституционность только тех актов властей, которые имеют юридические последствия.

Б. Конституционный Суд имеет право официально устанавливать содержание и смысл конституционной нормы, которая может быть истолкована двояко.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А11. Федеральный закон об автономной области может быть принят но представлению

1) Президента РФ 2) органов местного самоуправления

3) Правительства РФ 4) законодательных и исполнительных органов автономной области

А12 Внесение поправок в тексты принятых законов является в РФ непосредственной функцией

1) Президента РФ 2) Правительства РФ 3) Федерального Собрания РФ 4) Верховного Суда РФ

А13. Верны ли следующие суждения о судебной власти?

A. Судебная власть действует лишь тогда, когда есть конфликт или спор по поводу закона.

B. Важной функцией судебной власти является применение правовых норм в конфликтной ситуации.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А14. В состав Правительства РФ входит правоохранительный орган

1) Арбитражный Суд 2) Министерство внутренних дел

3) Верховный Суд РФ 4) Генеральная Прокуратура РФ

А15. Экономический спор между юридическими лицами по вопросу о признании права собственности подведомствен суду

1) арбитражному 2) мировому 3) присяжных 4) конституционному

А16. Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что

1) В РФ признается идеологическое многообразие

3) государственная власть самостоятельно устанавливает и обеспечивает единый правопорядок

4) единая государственная власть разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную

А17. Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает, что

1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью

3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования

4) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

А18. К компетенции арбитражных судов относится рассмотрение

1) уголовных дел об имущественных преступлениях 2) имущественных споров физических лиц

3) хозяйственные споры фирм 4) дел об административных правонарушениях

А19. Конституция провозглашает РФ правовым государством. Это означает, что

1) государство и все его органы подчинены закону

2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

3) церковь отделена от системы образования и социального призрения

4) государственная власть самостоятельно издает общеобязательные для всех правила поведения

А20. К сфере компетенции Конституционного Суда РФ относится

1) экспертиза нормативных актов на их соответствие Конституции

2) рассмотрение споров хозяйствующих субъектов

3) принятие федеральных законов

4) внесение поправок в Конституцию

А21. Конституция - это

1) концепция развития государства 2) основной закон государства

3) свод законов государства 4) форма государственного устройства

А22. Конституция РФ устанавливает принцип федерализма. Он означает, что

1) носителем суверенитета и единственным источником власти является народ

2) в РФ гарантирована свобода вероисповедания

3) существуют различные формы национальной государственности

4) РФ признает, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина

А23 . Конституцию как Основной Закон государства характеризует то, что

    положения, включаемые в нее, не могут быть изменены

    она принимается парламентом страны

    ей должны соответствовать все нормативные акты

    она детально определяет нормы всех отраслей права

А24 . Согласно Конституции РФ, высшей ценностью в Российской Федерации является

    земля и другие природные ресурсы 2) человек, его права и свободы

3)государственная власть 4) частная собственность

А25. Конституция РФ была принята

    решением обеих палат Федерального Собрания 2) всенародным референдумом

3)Советом Федерации 4) согласованным решением представителей всех ветвей власти

А26. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о

государственном контроле средств массовой информации

финансировании органов местного самоуправления

приоритете частной формы собственности

политическом и идеологическом многообразии

А27. . Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?

А.

Конституция РФ предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.

Б.

Нормы Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А28. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право

    на выход из состава РФ 2) на сохранение родного языка

3)быть субъектом международных отношений 4) на всю полноту государственной власти

А28. Дела о соответствии нормативных актов Конституции РФ разрешает

только

1) Верховный Суд 2) Арбитражный Суд

3) Конституционный Суд 4) Верховный суд республики в составе РФ

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов №1 рядом с номером задания (В1–В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

Судебная ветвь власти в Российской Федерации

Виды судов

Роль в судебной системе

Высший судебный орган по гражданским и уголовным делам

Высший Арбитражный суд

Высший судебный орган по решению экономических споров

Ответ: _____________________

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Государственная власть в Российской Федерации

Ветви власти

Высшие органы государственной власти РФ

Законодательная

Исполнительная

Правительство РФ

Ответ: __________________

В4. Найдите в приведенном ниже списке функции Верховного Суда РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рассматривает особо важные дела высших должностных лиц

2) является судом кассационной инстанции

3) высший судебный орган по экономическим спорам

4) рассматривает запросы о соответствии нормативно-правовых актов Конституции РФ

5) высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам

Ответ: _____________________

В4. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гражданка М. отравилась купленным в магазине кефиром

2) по достижении четырнадцатилетия подросток получил паспорт

3) в результате скоропостижной смерти господин X . не смог вернуть долг

4) супруги К. купили загородный дом в кредит

5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла

Ответ:

В6. «Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым. Декларируется

реальное ________________________(1), частная

__________________(2) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности. Закреплен принцип разделения _____________(3). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского________________(4). В ней закреплено

положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ________________(б) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности ______________(6) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти н в____________(7)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) народовластие Б) собственность В) инициатива Г) власть Д) государства

Е) парламент Ж) человек 3) народ И) референдум К) общество

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

_______

С7, Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента г обоснование своей позиции.

Ведущее место в системе законодательства государства занимает конституция (от лат. constitutio - установление, учреждение, устройство). Конституция - это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологическим по своему характеру документом. По этой причине ее содержание закрепляет соотношение социально‑классовых сил в обществе, сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция:

а) является актом основополагающего характера (конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти, т. е. фактически «учреждает» государство);

б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные законы, основываясь на принципах конституции, развивают ее нормы);

в) обладает высшей юридической силой (всœе текущее законодательство должно по крайней мере не противоречить конституционным положениям, а сами законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается конституцией);

г) отличается стабильностью, ибо закрепляет самые основы государственного строя;

д) характеризуется особым (затрудненным в сравнении с остальными законами) порядком принятия и изменения.

Первая писаная конституция была принята в США в 1787 ᴦ. (кстати, она с небольшими изменениями действует до сих пор). История знает различные способы принятия конституций: конституционным собранием, или конвентом (США), учредительным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 ᴦ., Япония в 1889 ᴦ.). Последний способ, называемый октроированием, характерен для абсолютных монархий. В Англии существует неписаная конституция, состоящая факти‑нескольких тысяч некодифицированных

Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всœенародным голосованием 12 декабря 1993 ᴦ. Текст Конституции состоит из преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и усло‑ния ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Первая глава закрепляет основы конституционного строя, вторая глава - права и свободы человека и гражданина, третья глава - федеративное устройство государства, четвертая глава - правовой статус Президента͵ пятая глава - правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава - порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава - принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной власти, восьмая глава - основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.

Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются Федеральным Собранием. Для их одобрения крайне важно не менее 2 /з от общего числа голосов депутатов Государственной Думы и не менее 3 /4 голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать эти изменения, однако в законную силу они вступают лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2 /з субъектов РФ.

Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении конституционно‑правового статуса субъекта Федерации.

В системе российского законодательства особое место занимают федеральные конституционные законы, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой‑либо определœенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединœение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно‑правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определœенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй со‑держатся непосредственно действующие правовые нормы.

Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъектах Федерации актом основополагающего значения являются уставы. В соответствии с ними в рамках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта).

Нормативно - правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

В совокупности нормативно - правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархическая структура НПА

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Конституция РФОн определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Московская дума Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные, научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Законы субъектов РФ стопка законов Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно - правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними.

Актами высшей юридической силы являются законы. Законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.

Высшую юридическую по отношению к другим нормативно-правовым актам силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, должны исходить из Конституции и не противоречить ей.

Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то предпочтение должно быть отдано закону.

Подзаконные акты - указы Президента, постановления Правительства, местные и ведомственные нормативные акты (приказы, инструкции) обладают меньшей юридической силой, чем законы.

Это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества нормативно-правовые акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нижестоящие нормативно-правовые акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответ­ствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру.

В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость, приобретает применение норм международного права к внутригосударственным отношениям. Например, Конституция Российской Федерации в связи с этим устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).

Аналогичные нормы содержатся и в конституциях ряда других государств. Так, в Конституции Испании говорится, что "международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями после их официальной публикации в Испании, являются составной частью внутреннего законодательства".

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Еще по теме 3. Иерархия нормативно-правовых актов:

  1. § 4. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов 1. Подача заявления по делам об оспаривании нормативных правовых актов


Просмотров