Представительный орган гос власти. Представительный орган власти - это что такое

К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Οʜᴎ формируются путем избрания их населœением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделœения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

При демократическом государственном строе высшим и представительным законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. ʼʼПарламентʼʼ - это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах данный государственный орган принято называть иначе (к примеру, Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в США).

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США - это Палата представителœей

и Сенат, в Австрии - Союзный совет и Национальный совет, в Индии - Народная палата и Совет штатов). В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата - Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это, в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной базе (к примеру, Палата общин и Палата лордов в Англии).

Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населœения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).

При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Οʜᴎ ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступностью, обороны страны и другими.

Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Финансовые полномочия парламента. Решение финансовых вопросов, прежде всœего рассмотрение проекта государственного бюджета͵ составляет особую парламентскую прерогативу. Утверждая государственный бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.

Контроль парламента над исполнительной властью . Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами. Первый из них состоит по сути в том, что парламент участвует в назначении различных должностных лиц, возглавляющих исполнительную власть.

Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства.

Представительные органы публичной власти

Такой контроль в полном объёме осуществляется в парламентарных

республиках. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на базе всœеобщего избирательного права, в т.ч. коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально. К примеру, Конгресс США занимается лишь подсчетом голосов избирателœей при выборах президента. Только в том случае, в случае если один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, Палата представителœей избирает президента͵ а Сенат-вице-президента. Во Франции в выборах кандидата на пост главы государства участвуют члены парламента͵ более того, каждый депутат должен заручиться поддержкой не менее 100 лиц, в числе которых должны быть члены парламента͵ члены Экономического и социального совета͵ генеральные советники или выборные мэры.

Учитывая зависимость отформы государственного правления парламент в какой-либо мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинœета и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. В ряде стран главы правительства и члены кабинœета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов государственной власти. При такой избирательной системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

В некоторых странах, согласно конституции, парламент выражает свою точку зрения на кандидатуру главы правительства до формального акта его назначения. Так, в Японии парламент назначает премьер-министра из числа своих членов, после чего император должен утвердить его назначение. Премьер-министр выдвигается резолюцией каждой из палат парламента. При этом если Палата представителœей и Палата советников не могут достичь соглашения в отношении кандидата͵ то по истечении 10 дней решение Палаты представителœей становится решением всœего парламента. Премьер-министр назначает государственных министров, которые образуют Кабинœет. В соответствии с Конституцией Японии большинство членов Кабинœета должны быть избраны из членов парламента.

В государствах с классическим президентским правлением как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие. При этом даже в США члены президентского Кабинœета назначаются не по прямому усмотрению президента͵ а ʼʼпо совету и с согласияʼʼ Сената. По такому принципу осуществляется назначение послов, консулов, судей, Верховного суда.

Представительные органы

Представительные органы – Советы депутатов являются основным звеном системы местного самоуправления. Они избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством и выражают волю всего населения территориального образования, придавая ей, общеобязательный характер и, осуществляя, таким образом, местную власть.

Сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы составляют систему Советов в Республике Беларусь, единство которой обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные Советы.

§ 3.

Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.

Советы являются юридическими лицами.

Советы в своей деятельности исходят из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, и общегосударственных интересов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы подведомственных им территорий, вносят по ним свои предложения в вышестоящие органы.

Главный признак представительного органа состоит в том, что, будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице все местное сообщество и уполномочен этим сообществом на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности.

Структурно, представительный орган состоит из:

  • председателя;
  • заместителя (ей) председателя;
  • комитетов и комиссий (постоянных и временных).

Представительный орган принимает решения коллегиально, в соответствии с законодательством и своим регламентом.

В марте 2003 года прошли выборы депутатов местных Советов двадцать четвертого созыва, в ходе которых сформировано:

  • 1528 Советов депутатов первичного территориального уровня, в том числе: 1440 сельских, 77 поселковых, 11 городских (городов районного подчинения) Советов депутатов;
  • 137 Советов базового уровня, в том числе: 20 городских (городов областного подчинения), 117 районных Советов депутатов;
  • 1 Минский городской Совет депутатов;
  • 6 Советов депутатов областного уровня.

Советы осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Советы самостоятельно определяют порядок своей деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Вышестоящие Советы осуществляют координацию деятельности нижестоящих Советов и их органов, оказывают им организационно-методическую помощь.

Советы подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.

Деятельность Советов обеспечивается за счет средств соответствующего местного бюджета.

Совет организует свою работу на основе регламента , в котором определяются порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях Совета и его комиссий, голосования по принимаемым решениям, формирования и деятельности комиссий Совета, заслушивания отчетов об их работе, рассмотрения депутатских запросов, организации предварительного обсуждения населением важных вопросов местного значения и решения других вопросов организации работы Совета и его комиссий, а также ответственность депутатов за систематическое неучастие в работе Совета без уважительных причин.

Основной формой деятельности Совета является сессия , которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Первая сессия вновь избранного Совета созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией при избрании более 50 процентов депутатов от общей численности, установленной для данного Совета, не позднее чем через 30 дней после выборов.

Сессия Совета проводится открыто и гласно, за исключением случаев, когда по решению Совета необходимо проведение закрытого заседания. Сессия правомочна, если в ней участвует более половины от числа избранных депутатов.

Вопросы на рассмотрение сессии Совета могут вносить председатель Совета, президиум и другие органы Совета, депутаты, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, – председатель исполнительного комитета, исполнительный комитет, местная администрация, органы территориального общественного самоуправления, избиратели.

Исключительно на сессиях Совета рассматриваются и решаются следующие вопросы:

1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, внесение при необходимости изменений в бюджеты;

2) установление местных налогов и сборов;

3) определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

4) назначение местных референдумов;

5) признание полномочий депутатов, досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителя;

7) утверждение в установленном порядке в должности председателя исполнительного комитета;

8) утверждение структуры Совета, определение расходов, необходимых для его содержания и деятельности;

9) образование и упразднение президиума, постоянных и временных комиссий Совета, утверждение и изменение их состава, избрание и освобождение от обязанностей их председателей;

10) заслушивание отчетов председателя Совета, постоянных комиссий, других органов, образуемых или избираемых Советом, избираемых, назначаемых или утверждаемых им должностных лиц, отчетов и информации председателя исполнительного комитета;

11) отмена в случае несоответствия законодательству Республики Беларусь распоряжений председателя Совета и председателя исполнительного комитета, решений исполнительного комитета, нижестоящего Совета, актов органов территориального общественного самоуправления;

12) рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений;

13) утверждение и изменение регламента Совета;

14) решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

15) принятие решений о выпуске местных займов;

16) перераспределение полномочий между Советами различных уровней, делегирование отдельных полномочий исполнительному комитету, местной администрации, органам территориального общественного самоуправления;

17) определение в соответствии с законодательством Республики Беларусь порядка компенсации депутатам расходов, возникающих при исполнении ими своих обязанностей;

18) иные вопросы, отнесенные к компетенции Совета законодательством Республики Беларусь.

По вопросам, рассмотренным на сессиях, Совет принимает решения . Решения принимаются тайным или открытым голосованием, в том числе и поименным. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.

Решения Совета должны соответствовать законодательству Республики Беларусь. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими Советами, исполнительными комитетами, местными администрациями, иными расположенными на соответствующей территории государственными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Советы полномочны решать вопросы, отнесенные к их ведению законодательством Республики Беларусь.

В пределах своей компетенции Советы независимы и вправе решать широкий круг вопросов. Например, к компетенции Советов первичного территориального уровня на подведомственной им территории относятся:

1) обеспечение соблюдения законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, других актов вышестоящих государственных органов, осуществление контроля за исполнением их всеми предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на этой территории;

2) утверждение программ жилищного строительства, благоустройства территорий, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы; контроль за выполнением этих программ и утверждение отчетов об их выполнении;

3) установление местных налогов, сборов и пошлин;

4) решение вопросов о приватизации коммунальной собственности;

5) распоряжение и контроль за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении административно-территориальной единицы;

6) участие в разработке, утверждении и реализации проектов планировки и застройки населенных пунктов, их генеральных планов, архитектурных решений; контроль за соблюдением норм и правил (в том числе и местных) при строительстве любых объектов на подведомственной Совету территории;

7) охрана прав и свобод граждан;

8) решение вопросов административно-территориального устройства;

9) решение иных вопросов в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь.

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов, а также организации и контроля за выполнением решений Советов и вышестоящих государственных органов на сессиях Советов из числа депутатов Советов избираются постоянные комиссии . В сельских Советах постоянные комиссии, за исключением мандатных, могут не образовываться.

Порядок избрания и деятельности постоянных комиссий определяется регламентом Совета.

В Советах областного и базового уровней создаются президиумы . Работу Советов первичного уровня организует председатель соответствующего Совета.

В состав президиума Совета входит председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета. Председатели постоянных комиссий, входящие в состав президиума, исполняют свои обязанности, не порывая с основной служебной или производственной деятельностью.

Полномочия Совета могут быть досрочно прекращены Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:

1) систематического или грубого нарушения Советом требований законодательства Республики Беларусь;

2) если Совет не менее трех раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов по неуважительным причинам;

3) если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии не образовал свои органы.

Полномочия Совета могут быть также досрочно прекращены в случаях, если:

1) избиратели выразят ему недоверие путем референдума;

2) Совет принял решение о самороспуске;

3) изменяется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, административно-территориальное устройство.

Представительные органы государственной власти

Представительные органы государственной власти – это законодательные учреждения и местные органы власти. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Представительные органы

Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства (федеральное собрание). Таковыми являются парламенты (сейм, конгресс). Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. Двухпалатная структура устанавливается для поддержания равновесия между законодательной и исполнительной властью.

Функции парламента:

1. Рассмотрение проекта государственного бюджета и его утверждение или отклонение.

2. Контролирует органы исполнительной власти, в парламентарных республиках парламент избирает президента, а также главу правительства и членов кабинета министров.

3. Высшие органы исполнительной власти несут ответственность перед парламентом за свою деятельность.

Местные органы государственной власти имеют представительный характер, действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. Избираются непосредственно населением, им подчинены местные предприятия, местный бюджет, местное благоустройство, транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение, поддержание правопорядка.

Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти:

Глава государства (принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов, ратифицирует международные договоры и соглашения, является главнокомандующим вооруженными силами страны, может распустить парламент, отказать в одобрении законопроекта, передать его на вторичное рассмотрение парламентом, имеет право смещать министров, чиновников, издает указы, регулирующие государственную жизнь в стране).

Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

В различных странах правительство имеет разные названия – совет министров, кабинет министров. Возглавляется главой правительства – премьер-министром; в состав правительства входят министры, возглавляющие министерства, ведомства, а также заместители главы правительства и помощники министров. В федерациях образуются правительства:

1. Федеральное.

2. Членов федерации.

Правительства бывают коалиционными и однопартийными. Министерства и ведомства призваны обеспечивать безопасность страны, поддерживать порядок, осуществлять эффективное, оптимальное управление наиболее важными сторонами жизни. При правительстве могут быть сформированы и специальные комитеты, например, комитет по внешнеэкономическим связям. Исполнительная власть на местах осуществляется либо местными органами, либо должностными лицами, назначаемыми центральной властью, либо совместно теми и другими при строгом разграничении их компетенций.

Судебные (правоохранительные) органы государственной власти

Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законом государства процессуальном порядке. Деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану прав и интересов граждан и организаций. Суд опирается только на закон и только ему подчиняется. Система судебных органов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах одновременно выполняют функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции, а их состав избирается парламентом. В России члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. Прокуратура занимается расследованием преступлений; принятием мер к нарушителям порядка, поддержанием в суде обвинения, осуществлением надзора за законностью. Нотариат – удостоверением имущественных сделок; оформлением имущественных прав; засвидетельствованием документов для придания им юридической достоверности.

Вооруженные силы

Основная задача Вооруженных сил – оборона страны от внешней агрессии. Руководство ими осуществляют глава государства или глава правительства. Как правило, верховным главнокомандующим является глава государства, при котором функционируют специальные органы: Комитет обороны, совет национальной безопасности и др. Непосредственное руководство Вооруженными силами осуществляет Министерство обороны. В состав Министерства обороны, как правило, входят: Генеральный штаб, управление главнокомандующих видами Вооруженных сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министерству обороны, генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаются повседневным управлением военными соединениями и частями. Комплектование Вооруженных сил осуществляется путем всеобщей воинской обязанности, по контракту или по смешанному принципу. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба.

Контрольные вопросы

1. Основные признаки механизма государства, в чем его отличие от аппарата политической партии, профсоюзной организации?

2. Какова динамика развития государственного аппарата у различных народов?

3. Какие существенные изменения претерпел механизм государства в процессе исторического развития?

4. Основные принципы построения и деятельности современного государства. Как они проявляются в государственной жизни РФ?

5. Что такое орган государства? Какие критерии лежат в основе классификации органов государства?

6. Краткая характеристика представительных органов государственной власти. Какое место они занимают в механизме государства?

7. Исполнительные органы государственной власти: их функции и структура.

8. Судебные органы государственной власти, их соотношение с представительными и исполнительными органами современного государства.

9. Место Вооруженных сил в механизме государства.

Темы рефератов

1. Механизм государства: понятие, признаки, структура.

2. Борьба с бюрократизмом в современной России: опыт и перспективы.

3. Законодательные, исполнительные и правоохранительные государственные органы: особенности и порядок взаимодействия.

Литература

1. Конституция РФ // Российская газета. – № 257, 25.12.1993.

2. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: центральные органы федеральной исполнительной власти / Ю.М. Козлов. – М.: МГУ, 1993.

3. Кряжков В.П. Местное самоуправления: правовое регулирование и структура / В.П. Кряжков // Государство и право. – 1992. – № 1.

4. Лушинский В. Президент: власть по праву мандата / В. Лушинский // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

5. Мальцев Г. Новый Российский парламент / Г. Мальцев, В. Ефимов // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

6. Матузов / Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М., 1997. – С. 95-111.

7. Скуратов Ю.И. Президентская власть в России: конституционные нормы и практика / Ю.И. Скуратов // Право и жизнь. – 1992. – № 4.

8. Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 1988. – № 1.

1. Органы государственной власти Российской Федерации.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис-полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст-венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по-вседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра-зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол-нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма-тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле-гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох-рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со-стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за-седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе-деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю-щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од-ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе-ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель-ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует-ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол-нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе-датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе-дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со-
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя-
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз-
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов- ный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре-делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Представительные органы государственной власти

Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды , которые рассматривают эконо-мические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкрот-стве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сто-ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар- битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит-ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

2. Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воров-ство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот… который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его ни-кто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?

В описанной ситуации изложены два факта:

1) коллективный, обязательный труд по уборке помещения — натирка полов;

2) испорченный труд — испачканный пол.

А.С. Макаренко резко отрицательно высказывается против двух вещей. И не только против того, что испорчен труд многих людей. Его возмущает, прежде всего, что сделано это лицемерно, тайно, человеком, который, возможно, у всех на виду ведет себя совсем по-другому, а вредит тайно.

Из этого отрывка видно, что одной из самых сильных сторон автора является его нетерпимость к лицемерию, неуважению к труду своих коллег (друзей). Что же касается воспитанников, то из от-рывка видно, каким сильным было чувство коллективизма, воспитанное у ребят.

3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспече-ния успешности начатого дела?

Для оценки каждого из предложенных проектов и принятия рационального решения необходимо рассчитать все затраты, которые пойдут на его реализацию. Бизнес-проект должен включить:

  1. Определение конкретной идеи и ее формулирование.
  2. Оценка востребованности произведенной продукции.
  3. Оформление соответствующих документов (так, например, необходимо установить, нужны ли разносчикам пиццы санитарные книжки, для открытия салона «Срочное фото», видимо, придется оформлять документы на регистрацию юридического лица и т.д.).
  4. Подбор помещения.
  5. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
  6. Распределение трудовых функций между членами коллектива.
  7. Экономическое обоснование (включая расчет арендной платы за помещение, налоги, износ обо-рудования, расходные материалы, расходы на рекламу, заработную плату и т.д.).

Необходимо учесть все факторы — расходы на начало проекта, время, которое все готовы тра-
тить ежедневно на реализацию проекта и т.д.

Представительная власть рассматривается как комплекс полномочий, которые делегируются народом либо его частью выборным лицам. Они объединяются в специальном учреждении на конкретный срок. Представительная власть – это также совокупность институтов, уполномоченных населением. Рассмотрим далее ее структуру, основные направления деятельности, особенности формирования.

Общие сведения

При парламентской форме государственного управления представительный орган наделяется широкими полномочиями. В его компетенцию входит в том числе назначение президента. Глава государства не располагает при этом реальной властью.

Президентская форма правления предполагает независимое избрание парламента и первого лица страны. Глава государства вправе распустить парламент.

Представительный орган РФ – двухпалатное Федеральное Собрание. В него входят Госдума и Совет Федерации. Существуют также муниципальные и региональные законодательные (представительные) органы.

Федеральный уровень

Госдума, как представительный орган ФС, формируется по итогам выборов. Они проводятся раз в 5 лет. В Госдуме присутствует 450 народных избранников. Половина из них выбирается напрямую в один тур голосованием по одномандатным округам. Оставшаяся часть формируется политическими объединениями, которые смогли преодолеть пятипроцентный барьер. В Совет Федерации включается по 2 представителя от каждого региона - по одному от исполнительного и законодательного органов. Кроме них в СФ присутствуют лица, назначаемые Президентом. Их количество - не больше 10% от общего числа членов.

Направления деятельности Госдумы

Она наделяется полномочиями в соответствии с конституционными положениями. Этот представительный орган:

  1. Дает согласие Президенту на назначение высшего должностного лица (Председателя) Правительства.
  2. Объявляет амнистию.
  3. Заслушивает ежегодные отчеты Правительства о результатах его работы, в том числе по вопросам, которые были поставлены перед ним Госдумой.
  4. Назначает и освобождает от должностей председателей Счетной палаты и ЦБ, а также уполномоченного РФ по правам человека.
  5. Решает вопрос о доверии Правительству.
  6. Выдвигает обвинения против Президента для снятия его с должности.

Принятие федеральных нормативных актов осуществляется большинством от общего количества депутатов, если другое не установлено в Конституции.

В полномочия этого органа включено:

  1. Утверждение границ территорий регионов страны.
  2. Решение о возможности использовать ВС России за пределами государства.
  3. Утверждение президентских указов о введении чрезвычайного либо военного положения.
  4. Назначение на должности судей КС, ВС, Генпрокурора и его заместителей, зампредседателя Счетной палаты и 50% состава ее аудиторов.
  5. Снятие с поста Президента.
  6. Назначение выборов главы страны.

В обязательном порядке Совет Федерации рассматривает законы, принятые Госдумой, по вопросам:


Региональный уровень

Образование представительных органов в субъектах осуществляется на основе прямого, всеобщего, равного и тайного голосования. Продолжительность их полномочий – 4 года. Численность региональных институтов колеблется от 27 до 130 человек. Порядок создания и количественный состав региональных парламентов определяются в конституциях и иных правовых актах.

Работа региональных институтов

Компетенция представительных органов в субъектах складывается из следующих групп полномочий: конституционное, социально-культурное и экономическое строительство, внешние отношения. В первом направлении работают республиканские представительные структуры. Они утверждают конституции, изменяют и дополняют их, контролируют порядок исполнения принятых положений. Кроме этого, в компетенцию региональных парламентов входит решение вопросов, касающихся проведения референдумов, назначения выборов глав субъектов и депутатов, утверждения структуры исполнительных органов.

В сфере социально-культурного и экономического развития принимаются перспективные планы, программы, бюджеты. В краях, областях, городах федерального значения представительные органы именуются законодательными собраниями, думами и пр. Они формируются на основе тайного, всеобщего, равного и прямого голосования.

Продолжительность полномочий выбранных депутатов – не больше 5 лет. В их компетенцию включаются:


В полномочия региональных органов входит также установление внешних связей, ратификация и денонсирование международных соглашений и договоров.

Муниципальная система

В качестве одного из способов прямого волеизъявления населения выступает местное самоуправление. Оно осуществляется в МО – сельских и городских поселениях, объединенных общей территорией, городах или их частях. Орган местного самоуправления обладает определенной степенью самостоятельности. Он сам решает вопросы территориального значения, осуществляют распоряжение, владение и использование муниципальной собственности.

Общие полномочия муниципальных институтов

Орган местного самоуправления решает вопросы, связанные с:

Представительные органы самоуправления

В качестве них выступают выборные структуры, имеющие право выражать интересы населения, от его имени принимать различные решения. Каждый депутат представительного органа избирается гражданами, проживающими на территории МО, равным, тайным, всеобщим и прямым голосованием в соответствии с нормативными актами федерального и регионального значения. Структура считается сформированной, если было выбрано не меньше 2/3 от установленного количества членов. Количественный состав и полномочия представительного органа определяются в уставе МО.

Исключительная компетенция

Местные представительные органы принимают решения коллегиально. К исключительной компетенции институтов относят:

  1. Принятие и изменение устава МО.
  2. Утверждение бюджета и отчета о его выполнении.
  3. Установление, отмена и изменение территориальных сборов и налогов в соответствии с НК.
  4. Принятие программ и планов по развитию МО, утверждение отчетов об их реализации.
  5. Установление порядка управления, распоряжения имуществом, являющимся муниципальной собственностью.
  6. Определение правил принятия решений о формировании, реорганизации, ликвидации предприятий и учреждений, расположенных на территории МО, расчете тарифов на их услуги.
  7. Установление порядка участия в объединениях межмуниципального сотрудничества.
  8. Определение правил организационного и материально-технического обеспечения работы местных органов.
  9. Контроль над исполнением уполномоченными структурами и их должностными лицами своих обязанностей в сфере решения вопросов территориального значения.

Другие направления работы представительных органов определяются в федеральном законодательстве и прочими нормативными актами, принимаемыми в соответствии с ним.

Заключение

Конституция РФ устанавливает разделение власти на 3 ветви. Каждая из них является относительно самостоятельным направлением деятельности уполномоченных структур, формирующих их. Вместе с этим работа институтов всех ветвей осуществляется при постоянном взаимодействии. В соответствии с конституционными положениями, основным носителем власти выступает народ. Он осуществляет ее реализацию различными способами. В частности, волеизъявление населения выражается через выборные представительные органы.

Нормативными актами закрепляется три их уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Наибольшей самостоятельностью пользуются местные законодательные структуры. В их полномочия входит решение территориальных вопросов, а также проблем, не относящихся к компетенции региональных и федеральных институтов.

Считается, что местные органы наиболее приближены к населению. Они принимают решения с учетом ситуации, складывающейся на территории конкретного МО. Местные институты не отчитываются перед федеральными. Однако все нормативные акты, которые принимаются на муниципальном уровне, должны соответствовать Конституции и ФЗ. Формирование представительных органов федерального, местного, регионального значения осуществляется путем выборов. Полномочия структур ограничиваются конкретными сроками.

К числу представительных государственных органов относятся законодатель­ные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются пу­тем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные ор­ганы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения вла­стей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает обще­обязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

При демократическом государственном строе высшим и представительным за­конодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет наро­да, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. «Парла­мент» - это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламен­том. В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например: Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в США).

Впервые парламент в России был учрежден подписанным царем Николаем II Манифестом от 17 октября 1905 г. Он предусматривал учреждение Государствен­ной Думы в России. Первым законом, который она приняла, было решение об отка­зе от смертной казни в стране.

Выборы были многостепенными, но не совсем всеобщими. В них не могли уча­ствовать студенты, женщины и малообеспеченные люди, не имеющие собственно­сти. В частности, великий реформатор Сперанский считал, что если человек не име­ет собственности, он не может быть ответственен и за судьбу государства. Депутаты не обладали депутатской неприкосновенностью. Например, в Государственной Ду­ме четвертого созыва за выступление против линии правительства депутаты-боль­шевики были арестованы, а затем сосланы в ссылку.

В современных государствах практически во всех парламентах работают жен­щины. Как следует из нижеприведенной таблицы, в ряде парламентов их доля весь­ма значительна. Россия к их числу не относится.

Место в рейтинге Страна Парламент (палата парламента) Процент женщин среди депутатов Женщины на высших государ­ственных постах в стране
1 Руанда Палата депутатов 48,75 Нет
2 Швеция Риксдаг 45,27 Нет
3 Багамы Сенат 43,75 Королева
4 Аргентина Сенат 43,66 Нет
5 Гренада Сенат 38,46 Королева
6 Финляндия Риксдаг 37,5 Президент
7 Канада Сенат 37,08 Королева, генерал-­губернатор
8 Дания Фолькетинг 36,87 Королева
9 Нидерланды Вторая палата 36,67 Королева
10 Св. Люсия Сенат 36,36 Королева
Россия Государственная 9,84 Нет
Совет Федерации 3,37

С точки зрения исторических свершений, произошедших в Западной Европе, Россия более медленно двигалась к созданию предпосылок гражданского общества. Это отличительная черта и закономерность российского менталитета. Считается, что Россия в свое время запоздала с отменой крепостного права, аграрной рефор­мой, введением парламентаризма. Выдающиеся представители России (Н. М. Ка­рамзин, А. С. Пушкин, Александр I, Сперанский, Новосильцев и другие) справед­ливо считали, что быстрые преобразования по западным образцам могут привести к хаосу, к распаду общества и краху всей государственной, политической и культур­ной системы России. Справедливость их точки зрения неоднократно подтвержда­лась российской историей.

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федера­тивных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней, кото­рые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США - это Палата представителей и Сенат, в Австрии - Союзный совет и На­циональный совет, в Индии - Народная палата и Совет штатов). В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя пала­та - Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Численность парламентов в различных странах неодинакова. Федеральное Со­брание России состоит из 450 депутатов Государственной Думы и 176 членов Сове­та Федерации (по 2 представителя от каждого из 88 субъектов Российской Федера­ции). В Польше - 460 депутатов. В Италии в нижней палате парламента 630 чело­век, а в верхней - 315. Например, на парламентских выборах в апреле 2006 г. избирательным правом обладало около 47 миллионов итальянцев. За уклонение от участия в выборах без уважительной причины государство предусмотрело возмож­ность применения штрафных санкций. В большинстве стран (втом числе и в Рос­сии) участие граждан в выборах является добровольным.

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных го­сударствах.

Это, в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчиво­му равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при кото­ром ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).

Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по террито­риальным размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).

При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, меж­дународные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борь­бы с преступностью, обороны страны и другими.

Широкое распространение в законодательных органах власти субъектов Рос­сийской Федерации (около 60) получила практика создания молодежных палат (молодежных дум) в качестве совещательного и консультативного органа для фор­мирования политической культуры у молодежи, отстаивания своих интересов (экс­пертиза законопроектов) и приобретения навыков работы в органах государствен­ной власти.

Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховны­ми финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной вла­стью а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Каждый народный избранник, как правило, недорого обходится избирателям- налогоплательщикам. Например, в Великобритании эта сумма составляет около трех фунтов стерлингов в год (стоимость двух английских воскресных газет). В то же время годовой оклад депутата английского парламента составляет 57 тыс. фун­тов стерлингов. Сверх зарплаты на покрытие служебных расходов он может потра­тить до 120 тыс. фунтов. Для сравнения: годовая зарплата медсестер в зависимости от стажа и классности колеблется от 17 до 35 тыс. фунтов;полицейского - от18 до 39 тыс.;преподавателей средней школы - от 18 до 27 тыс.;врача - консультанта - от 67 до 90 тыс.;министров - 129 тыс. 862 фунта;премьер - министра - 178 тыс. 922 фунта.

Несовместимость должностей. Под несовместимостью должностей понимает­ся правило, запрещающее члену парламента в течение срока его полномочий зани­мать другие государственные или общественные должности. Цель этого правила - не допустить, чтобы парламентарии могли попасть в зависимость от каких-либо го­сударственных органов власти или интересов частных лиц.

Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция, включающая депутатов парламентского меньшинства, которые расходятся по опре­деленным вопросам с политикой парламентского большинства и правительства.

Финансовые полномочия парламента. Решение финансовых вопросов, прежде всего рассмотрение проекта государственного бюджета, составляет особую парла­ментскую прерогативу. Утверждая государственный бюджет, парламент сравнива­ет общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жиз­ни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.

Контроль парламента над исполнительной властью. Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами. Первый из них заключается в том, что парламент участвует в назначении различ­ных должностных лиц, возглавляющих исполнительную власть.

Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью являет­ся назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в парламентарных республиках. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного пра­ва, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально. К примеру, Конгресс США занимает­ся лишь подсчетом голосов избирателей при выборах президента. Только в том слу­чае, если один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, Палата представителей избирает президента, а Сенат - вице-президента. Во Франции в выборах кандидата на пост главы государства участвуют члены парламента, более того, каждый депутат должен заручиться поддержкой не менее 100 лиц, в числе ко­торых должны быть члены парламента, члены Экономического и социального сове­та, генеральные советники или выборные мэры.

В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. В ряде стран главы правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов государственной власти. При такой избирательной системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу правительства, который затем пред­ставляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

В некоторых странах согласно конституции парламент выражает свою точку зре­ния на кандидатуру главы правительства до формального акта его назначения. Так, в Японии парламент назначает премьер-министра из числа своих членов, после чего император должен утвердить его назначение. Премьер-министр выдвигается резолю­цией каждой из палат парламента. Однако если Палата представителей и Палата со­ветников не могут достичь соглашения в отношении кандидата, то по истечении 10 дней решение Палаты представителей становится решением всего парламента. Пре­мьер-министр назначает государственных министров, которые образуют Кабинет. В соответствии с Конституцией Японии большинство членов Кабинета должны быть избраны из членов парламента.

В государствах с классическим президентским правлением, как известно, пол­номочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие. Однако даже в США члены президентского Кабинета назначаются не по прямому усмотрению президен­та, а «по совету и с согласия» Сената. По такому же принципу осуществляется на­значение послов, консулов, судей Верховного суда США.

Еще по теме Представительные органы государственной власти:

  1. 7.3. Органы законодательной (представительной) власти субъекта РФ
  2. 34. Государственные органы: понятие, компетенция. Разделение властей
  3. § 2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
  4. § 9. Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права
  5. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  6. Государственная власть [против разделения власти с точки зрения народного суверенитета; разграничение функций государственных органов вместо разрушения власти]
  7. Государство и государственная власть (властвование - необходимый атрибут государственности; сущность государственной власти; суверенитет)
  8. Государственная власть в правовом государстве [единство государственной власти; обособление властей]
  9. 3.7. Государственная власть и государственное управление 3.7.1. Понятие, структура и методы осуществления государственной власти

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право -

ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА (АППАРАТА) ГОСУДАРСТВА.

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Развиваясь, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Несмотря на функ циональное и структурное разнообразие государственного механизма, мы все же можем выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и совре менности.

МЕХАHИЗМ ГОСУДАРСТВА - это целостная система специальных органов и учреждений, осуществляющих государственное управление обществом и защиту его основных интересов.

Понятие "механизм государства" сле дует отличать от механизма политической системы общества. Механизм государства не включает в себя политические партии, движения, об щественные организации. Он состоит только из государственных органов, рассматриваемых в единстве и взаимодействии.

В научной и учебной литературе по разному решается вопрос о со отношении понятия государственного механизма и государственного аппарата. Государственный механизм рассматривается как совокупность раз личных государственных органов, организаций, вооруженных сил, матери альных средств государственной власти, а государственный аппарат огра ничивается лишь системой государственных органов. Наряду с данной точ кой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми "государственный механизм" и "государственный аппарат" представляются как идентичные понятия. Государственный механизм в таких случаях нередко именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов - аппаратом в узком смысле слова. Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. Именно они заполняют содержание, формируют структуру государственного аппарата. От каждого из них, взя того в отдельности или вместе с другими государственными органами, от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и ком петенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, - в значительной степени зависят уровень развития и эффективности государственного аппарата.

Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата следу ющие:

1. Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).



2. Государственный механизм представляет собой сложную целостную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи соподчинены друг с другом и иерархически соподчинены друг с другом при осуществлении своих непосредственных властных функций. Обособле ние отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателями кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

3. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

4. Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое обеспечива ет справедливые, гармоничные отношения между государством и личнос тью.

5. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех пол номочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

Структура механизма государства состоит:

1. Государственный аппарата - это часть механизма государства, пред ставляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

2. Государственные учреждения - это такие организации, которые осу ществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.д. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

3. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйс твенной деятельности в целях производства продукции либо его обес печения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли. Говоря об осуществлении государственного управления обществом, мы, прежде всего, имеем ввиду деятельность государства по реализации управленческо-обеспечительной и охранительной функции.

Государственный аппарат специально предназначается для осущест вления государственной власти, на его структуру и принципы формирова ния оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов госу дарства.

Механизм государственной власти, каждое его звено создают для своих нужд государственные учреждения - рабочий вспомогательный аппарат, который властной силой не обладает, но играет важную роль в под готовке государственных решений. Такие учреждения, как канцелярии, управления делами, как бы опосредуют деятельность государства. Имеют ся учреждения, решающие самостоятельные задачи, но подчиненные какому- либо государственному органу (школа, вуз и т.д.).

В литературе учреждения государственного аппарата принято назы вать "вспомогательными учреждениями", "материальным придатком". Это органы государства, но не государственные органы, так как от них не исходит обязательных, властных решений в адрес других субъектов. Од нако, надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать.

Тесная связь государственных органов и государственных учреждений дает основания сформулировать понятие "механизм государства", которое оказывается шире понятия государственного аппарата. Выделение в нем трех групп органов имеет фундаментальное значение. Эта классификация позволяет определить роль того или иного органа в выполнении функций государства.

В этой связи необходимо выделить, прежде всего, содержание и формы этой деятельности.

Формы деятельности механизма государства зависят от того, в какой мере используются в управлении законы, правовые механизмы.

Исходя из этого можно выделить следующие формы деятельности государственного аппарата:

1.Непосредственно-управленческие - это те формы, которые не но сят юридического (обязательного) характера, а состоят в выработке науч ных рекомендаций, передачи опыта. В какой-то степени эта форма деятель ности является отказом от прямого администрирования, что на протяжении довольно длительного периода времени было свойственно аппарату нашего государства. Что особенно важно для управления правоохранительными органами и, в частности, органами внутренних дел, деятельность которых настолько сложна и многогранна, что без определенной свободы в приня тии управленческих решений, которую представляют рекомендательные ме тоды, их эффективное функционирование просто невозможно.

2.Правовые формы - это формы, имеющие юридический характер, то есть являющиеся общеобязательными для всех субъектов управленческой деятельности и вызывают государственно-обязательные последствия.

К основным правовым формам деятельности аппарата государства относятся:

1. Правотворческая - это деятельность по подготовке проектов норматив ных юридических актов, их принятию и изданию. В результате этого появ ляются, изменяются или теряют силу юридические нормы, составляющие правовую основу деятельности людей и организаций.

2. Правоисполнительная - это деятельность по реализации требований юридических норм. Сюда же относятся и индивидуально-регулятивные дей ствия государственных органов, то есть когда на основании юридических норм тот или иной конкретный вопрос решается в индивидуальном порядке. Например, вопрос об опеке того или иного лица, вопрос о назначении или изменении пенсии конкретному лицу и т.д.

3. Правоохранительная - это деятельность по контролю и надзору за соблюдением законов, по привлечению виновных в неисполнении требований закона к юридической ответственности, рассмотрению дел в судах, других юрисдикционных органах, по исполнению решений этих органов, по проведению в жизнь карательных и правоохранительных мер.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясня ется экономическими, социальными причинами, национальным составом на селения государства, размерами его территории, географическим положени ем и другими факторами.

В следствии изменений, происходящих в общественной жизни, возни кают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает ос новным организующим началом политической системы общества.

Построение и деятельность государственного аппарата осуществляет ся на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эф фективность государственного управления обществом.

Изменения, происходящие в экономической, политической и духовной сферах нашего общества внесли коррективы в структуру, содержание и ха рактер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строится на иных принципах, которые должны обеспечить более эффективное функционирование механизма государства. Это прежде всего:

1. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях госу дарственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех орга нов государства, направленной на удовлетворение интересов личности.

2. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществление этого принципа позволяет сформировать эффектив ные механизмы сдерживания, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений.

4. Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы госу дарственной жизни в интересах всего народа. Этот принцип означает ис пользования в государственном управлении квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Использование на государственной службе людей, не обладающих управлен ческими навыками приводит к негативным последствиям, так как не всегда такие люди способны квалифицированно выполнять новые для них обязан ности, хотя до этого, вполне возможно, они были хорошими специалиста ми в другой отрасли.

5. Принцип законности , правовых начал в деятельности всех составных частей государственного механизма. Это прежде всего строгое и неуклон ное соблюдение правового закона государственными органами во взаимоот ношениях между собой, с населением страны, с различными негосударст венными, общественными движениями и организациями.

6. Принцип демократизма в формировании и деятельности государствен ных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев.

7. В федеральных государствах важным принципом в организации и дея тельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государст венной властью членов федерации. В национальных федерациях оптимальное разграничение полномочий между ними имеет важное значение, поскольку позволяет обеспечить суверенность членов федерации (объектов), их сос тоятельность в решении внутренних и внешних задач.

Итак, мы с вами познакомились с основными признаками государст венного аппарата, с содержанием и формами его деятельности, из кото рых, прежде всего правовые имеют наибольшее значение. И наконец, мы выяснили какие же принципы положены в основу построения и деятельности государственного аппарата. Таким образом, механизм государства являет ся основным субъектом осуществления государственной власти. Через аппа рат государство осуществляет возложенные на него обществом задачи, оказывает влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, спо собствует углублению демократии и организованности в стране, процвета нию и благополучию населения.

2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА И ЕГО КОМПЕТЕНЦИИ.

Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специ фическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Первичной единицей и основным элементом этого механизма является орган государ ства. ОРГАН ГОСУДАРСТВА - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго опреде ленные властные полномочия по управлению конкретной сферой обществен ной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государ ственного механизма, образующими единое целое. Например, министерства, управления, департаменты, органы прокурорского надзора, арбитражные су ды, налоговые инспекции и др..

Исходя из определения можно выделить следующие признаки государ ственного органа:

1. Все органы государства образуются в законодательном порядке, то есть образование и функционирование органа государства осуществляется на строго правовой основе.

2. Орган государства является самостоятельным элементом государст венного аппарата, действует специализированно, обособленно в системе других органов.

3. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый специальный организм, главной задачей которого является обеспе чение нормального функционирования общества, защита законных прав и ин тересов личности, охрана внешней безопасности, территориальной целост ности государства.

Каждый государственный орган имеет:

4. Государственное имущество, которое находится в его оперативном управлении.

5. Финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования из бюджета.

6. Установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности, служебную дисциплину.

7. Он состоит из государственных служащих.

8. Имеет необходимый объем властных полномочий, на основе которых должностные лица и коллегиальные органы совершают юридические обяза тельные действия - издают правовые нормы, принимают индивидуально-регу лятивные или правоохранительные решения.

Для государственных учреждений и организаций, относящихся к "не властной части государственного механизма, то есть для государственных хозяйственных предприятий, социально-культурных научных учреждений, характерны те же признаки, однако они не имеют властных полномочий. Такие полномочия, связанные, в частности, с обеспечением служебной дисциплины, могут быть только у органа управления предприятием, соци ально-культурным учреждением - директора, управляющего и т.д..

А теперь более подробно остановимся на двух последних признаках. Итак, государственный орган состоит из государственных служащих, т.е. людей выполняющих работу по управлению и получающих заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности и подчиненных служебной дисциплине. Положения, права и обязанности государственных служащих определяются законом, и призваны обеспечивать их соответству ющий государственный статус, служащие должны строго следовать высоким требованиям государственной службы. Они несут ответственность за над лежащее выполнение своих функций. Объем и порядок использования ими властных полномочий устанавливаются и фиксируются в особом юридическом документе - должностной инструкции, штатном расписании и других. К чис лу государственных служащих относится должностное лицо, если оно в силу занимаемой должности имеет властные полномочия и вправе самостоятельно принимать решения по их использованию. Если в стране есть глава госу дарства - Президент, то он является высшим должностным лицом.

Слой людей, работающий в государственном аппарате, известен под различными наименованиями: функционеры, чиновники, управленцы, но менклатура, менеджеры. В соответствии с Конституцией государственные служащие призваны выполнять функции государственного управления в ин тересах общества по принципу: «Можно то, что разрешено законом».

Наиболее важная черта государственного органа состоит в том, что он наделен функциями государственного властвования, обладает возмож ностью повелевать, обязывать к безусловному исполнению своих велений. Функция властвования государственного органа выражается в его компе тенции. КОМПЕТЕНЦИЯ - это содержание и объем властных полномочий (прав и обязанностей), которые имеет государственный орган, а также то или иное должностное лицо и которые фиксируются и закрепляются в соответствующем юридическом документе.

При строгом режиме законности го сударственный орган вправе осуществлять свои властные функции только в пределах компетенции. Компетенция реализуется в актах - действиях госу дарственного органа, должностного лица, устанавливающих, изменяющих, отменяющих в пределах компетенции юридические нормы или решающих юри дическое дело, тот или иной конкретный вопрос.

В зависимости от содержания и объема различаются общая компетенция (правомочия государственного органа охва тывают все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения) и специальная компетенция (в нее входят только точно поименованные в юри дическом документе вопросы). Например, в области управления органом общей компетенции является - правительство, специальной - конкретное министерство. Компетенция судов, других государственных органов, упол номоченных законом на решение юридических дел, называется понятием юрисдикции. Иногда этот термин используется для обозначения того, ка кой объем ведения, в ведении какого государственного органа находятся те или иные объекты, имущество.

Основное свойство государственного органа, качественно его харак теризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требо ваний этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

Веления государственного органа могут быть обязательными либо для всех граждан, либо для их определенного круга, они могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту или иную область или отрасль экономического, социально-культурного строи тельства, на административно-политическую деятельность, связанную с функционированием данного государственного органа.

Таким образом, мы выяснили, что механизм государства состоит из государственных органов, которые управляют конкретными сферами общест венной жизни и осуществляют свою деятельность в пределах компетенции. Безусловно определенную роль в каждом государственном органе играют работающие в нем служащие, которые каждодневно осуществляя свои право мочия и приводят в действие каждый конкретный орган и весь механизм государства в целом.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА И ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Выделяют самые разнообразные основания для классификации органов государства:

1. По субъектам формирования:

Представительные органы;

Органы, формируемые другими государственными органами.

2. По структуре государственных органов:

Простые, не имеющие внутренних подразделений (низовые звенья);

Сложные, имеющие внутреннее подразделение.

3. По территориальной сфере деятельности:

Федеральные;

Республиканские;

Местные.

4. По порядку осуществления компетенции:

Коллегиальные;

Единоначальные;

5. По организационно-правовым формам деятельности:

Полновластные;

Неполновластные.

Наиболее существенное значение имеет классификация государствен ных органов по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач . По указанным основаниям государственные органы можно подразделить на три основные группы:

Представительные органы;

Исполнительно-распоря дительные органы;

Судебные органы, в том числе органы конституционно го надзора.

Таким образом, основным критерием классификации органов государ ства является порядок их создания и характер выполняемых ими задач.

Руководствуясь именно этим критерием мы и будем подробно рассматривать представительные, исполнительные и судебные органы.

К числу представительных органов государства относятся законодательные органы власти и самоуправления. Их формирование происходит путем избра ния населением страны. Они действуют от имени народа и ответственны перед ним.

Законодательную власть осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательные органы занимают ведущее положение в меха низме государства. Ведь именно они разрабатывают и принимают акты, имеющие обязательное значение и служащие законодательной основой для деятельности судебной власти. Исполнительная власть должна проводить в жизнь решения, принятые законодательной. Hо это вовсе не значит, что законодательная власть имеет значительное преимущество и стоит намного выше исполнительной и судебной. В соответствии с принципом разделения властей она является одним из высших органов государства, осуществляю щих законодательную деятельность и не вмешивающихся в судебную и ис полнительную.

При демократическом государственном режиме высшим представи тельным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверени тет народа и правомочен, в отличие от всех иных органов, выражать его волю в форме закона. Hо не во всех странах высшие представительные органы именуются парламентом. Hапример, Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Конгресс - в США. В Канаде, Финляндии, Англии высшие законода тельные органы - парламенты.

Парламенты, как бы они не именовались, могут иметь однопалатную и двухпалатную структуру. В основном двухпалатная структура присуща федеративным государствам. И нижняя и верхняя палаты, в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями. В США это Палата представи телей и Сенат, в Австрии - Союзный Совет и Hациональный Совет, в нашей стране - Совет Федерации и Государственная Дума. Двухпалатная парла ментская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Функционирование в составе парламента двух палат необходимо для дости жения более устойчивого равновесия сил между исполнительной и законода тельной властями. При этом власть одной палаты сдерживается созданием второй, которая формируется на иной основе.

Hо в таких государствах как Дания, Польша, Финляндия существуют однопалатные парламенты. Это обусловлено их сравнительно небольшой территорией и относительно однородным национальным составом.

При парламентах создаются и действуют различные комитеты и комиссии (законодательные и временные), назначение которых - обеспечить наиболее эффективную работу законодательного органа. Они рассматривают конкретные вопросы, входящие в компетенцию парламента. Это бюджетно-фи нансовая деятельность, международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страны и другие. Кроме зако нотворческой деятельности парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, решает другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Финансовые полномочия парламента заключаются прежде всего в рассмотрении проекта государственного бюджета. Утверждая государствен ный бюджет парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяют их важность для экономики и других сфер общества. Таким образом, осуществляется эффек тивный парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.

Контроль парламента над исполнительной властью. Методы этого контроля весьма разнообразны. Один из них заключается в участии парла мента в назначении различных должностных лиц и учреждении органов, составляющих исполнительную власть. В парламентарных республиках глав ным видом парламентарного контроля является избрание парламентом гла вы государства. При президентском правлении, когда выборы главы госу дарства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том чис ле коллегии выборщиков, роль парламента в избрании главы государства уже не так существенна. Хотя парламент, при определенных условиях, мо жет оказать влияние на итоги выборов, оказывая влияние на формирование общественного мнения.

В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной степени участвует в назначении главы правительства и таким образом оказывает влияние на структуру и персональный состав, а также характер деятельности правительства. В некоторых парламентских респуб ликах главы правительства избираются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов. При такой избирательной системе парла мент абсолютным большинством голосов избирает главу правительства, ко торый затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в чле ны правительства. В некоторых странах парламент выражает свое отноше ние к кандидату на должность главы правительства еще до его назначения. Hапример, в Японии парламент назначает главу правительства из своего состава, но это стремление должно быть утверждено императором.

В государствах с президентским правлением полномочия главы государства и главы правительства могут совмещаться в одном лице. Парламент принимает лишь косвенное участие в избрании главы государства. Однако члены правительства назначаются "по совету и с согласия парла мента", хотя президент безусловно играет в этом процессе ведущую роль. По такому же принципу назначаются послы, судьи Верховного Суда.

Ответственность исполнительной власти перед парламентом выражается в следующем:

1). Глава государства по решению парламента может быть лишен своих полномочий.

2). Правительство одновременно с главой государства уходит в отставку.

3). Парламент может освободить от должности отдельных членов правительства и на их место назначить новых.

4). Роспуск парламента по требованию главы государства или правительства сопровождается их ответственностью перед паралментом.

Hесовместимость должностей. Члены парламента в течение срока его полномочий запрещается занимать другие государственные или общест венные должности. Это необходимо для того, чтобы не допустить зависи мости парламентариев от каких-либо государственных органов власти или от интересов частных лиц. Важнейшим фактором в деятельности многих парламентов является наличие оппозиции, включающей депутатов парламент ского меньшинства, которые по определенным вопросам не согласны с поли тикой парламентского большинства и правительства.

Местные органы государственной власти и местного самоуправле ния. Эти органы имеют представительный характер, избираются населением и действуют в пределах административно-территориальных единиц. Им под ведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснаб жения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопас ности. Местная власть строится на началах самоуправления. Hаиболее де мократической является такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (муниципальность самоуправления) различных уровней. Муниципальная власть - это власть местного самоуправления. Она тоже имеет "аппаратный" характер и ее ре шения обязательны для населения данного административно-территориально го подразделения (города, района, округа). Основная ее особенность в том, что она не обладает качеством государственной суверенной власти (т.е. полной самостоятельностью и независимостью ни от какой иной влас ти). В ряде стран органы местного самоуправления в определенных преде лах ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, тем не менее власть на местах могут осуществлять представители центра, иные органы государственной власти, действующей на началах государственного суверенитета. Hапример, поддержание правопорядка может возлагаться на лицо, назначен ное из центра.

Итак, представительные органы государственной власти играют существенную роль в организации нормального функционирования общества. Hаряду с правотворческой деятельностью, они осуществляют и парламентский контроль за исполнительной властью, следят за проводимой правительством политикой, конституционными методами, способствуют ее общественной полезности, ее направленности на реальное гарантирование свободного развития личности.

Представительные органы государственной власти – это законодательные учреждения и местные органы власти. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним. Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства (федеральное собрание). Таковыми являются парламенты (сейм, конгресс). Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. Двухпалатная структура устанавливается для поддержания равновесия между законодательной и исполнительной властью.

Функции парламента:

1. Рассмотрение проекта государственного бюджета и его утверждение или отклонение.

2. Контролирует органы исполнительной власти, в парламентарных республиках парламент избирает президента, а также главу правительства и членов кабинета министров.

3. Высшие органы исполнительной власти несут ответственность перед парламентом за свою деятельность.

Местные органы государственной власти имеют представительный характер, действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. Избираются непосредственно населением, им подчинены местные предприятия, местный бюджет, местное благоустройство, транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение, поддержание правопорядка.

Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти:

Глава государства (принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов, ратифицирует международные договоры и соглашения, является главнокомандующим вооруженными силами страны, может распустить парламент, отказать в одобрении законопроекта, передать его на вторичное рассмотрение парламентом, имеет право смещать министров, чиновников, издает указы, регулирующие государственную жизнь в стране).

Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

В различных странах правительство имеет разные названия – совет министров, кабинет министров. Возглавляется главой правительства – премьер-министром; в состав правительства входят министры, возглавляющие министерства, ведомства, а также заместители главы правительства и помощники министров. В федерациях образуются правительства:

1. Федеральное.

2. Членов федерации.

Правительства бывают коалиционными и однопартийными. Министерства и ведомства призваны обеспечивать безопасность страны, поддерживать порядок, осуществлять эффективное, оптимальное управление наиболее важными сторонами жизни. При правительстве могут быть сформированы и специальные комитеты, например, комитет по внешнеэкономическим связям. Исполнительная власть на местах осуществляется либо местными органами, либо должностными лицами, назначаемыми центральной властью, либо совместно теми и другими при строгом разграничении их компетенций.

Судебные (правоохранительные) органы государственной власти

Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законом государства процессуальном порядке. Деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану прав и интересов граждан и организаций. Суд опирается только на закон и только ему подчиняется. Система судебных органов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах одновременно выполняют функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции, а их состав избирается парламентом. В России члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. Прокуратура занимается расследованием преступлений; принятием мер к нарушителям порядка, поддержанием в суде обвинения, осуществлением надзора за законностью. Нотариат – удостоверением имущественных сделок; оформлением имущественных прав; засвидетельствованием документов для придания им юридической достоверности.

Вооруженные силы

Основная задача Вооруженных сил – оборона страны от внешней агрессии. Руководство ими осуществляют глава государства или глава правительства. Как правило, верховным главнокомандующим является глава государства, при котором функционируют специальные органы: Комитет обороны, совет национальной безопасности и др. Непосредственное руководство Вооруженными силами осуществляет Министерство обороны. В состав Министерства обороны, как правило, входят: Генеральный штаб, управление главнокомандующих видами Вооруженных сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министерству обороны, генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаются повседневным управлением военными соединениями и частями. Комплектование Вооруженных сил осуществляется путем всеобщей воинской обязанности, по контракту или по смешанному принципу. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба.

Механизм государства


Контрольные вопросы

1. Основные признаки механизма государства, в чем его отличие от аппарата политической партии, профсоюзной организации?

2. Какова динамика развития государственного аппарата у различных народов?

3. Какие существенные изменения претерпел механизм государства в процессе исторического развития?

4. Основные принципы построения и деятельности современного государства. Как они проявляются в государственной жизни РФ?

5. Что такое орган государства? Какие критерии лежат в основе классификации органов государства?

6. Краткая характеристика представительных органов государственной власти. Какое место они занимают в механизме государства?

7. Исполнительные органы государственной власти: их функции и структура.

8. Судебные органы государственной власти, их соотношение с представительными и исполнительными органами современного государства.

9. Место Вооруженных сил в механизме государства.

Темы рефератов

1. Механизм государства: понятие, признаки, структура.

2. Борьба с бюрократизмом в современной России: опыт и перспективы.

3. Законодательные, исполнительные и правоохранительные государственные органы: особенности и порядок взаимодействия.

Литература

1. Конституция РФ // Российская газета. – № 257, 25.12.1993.

2. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: центральные органы федеральной исполнительной власти / Ю.М. Козлов. – М.: МГУ, 1993.

3. Кряжков В.П. Местное самоуправления: правовое регулирование и структура / В.П. Кряжков // Государство и право. – 1992. – № 1.

4. Лушинский В. Президент: власть по праву мандата / В. Лушинский // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

5. Мальцев Г. Новый Российский парламент / Г. Мальцев, В. Ефимов // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

6. Матузов / Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М., 1997. – С. 95-111.

7. Скуратов Ю.И. Президентская власть в России: конституционные нормы и практика / Ю.И. Скуратов // Право и жизнь. – 1992. – № 4.

8. Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 1988. – № 1.



Просмотров