Структура нормы права. Виды структурных элементов правовых норм. Основные элементы структуры юридической нормы

Структура нормы права - это внутреннее строение правовой нормы, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов. Элементами нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза указывает на жизненные обстоятельства, с которыми связывается вступление нормы права в действие, реализация ее диспозиции.
Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные варианты их поведения. В диспозиции выражается властный характер правовой нормы, который позволяет ей при условиях, предусмотренных гипотезой, регулировать поведение людей. Диспозиция представляет собой главный элемент нормы права, ее сердцевину. Однако диспозицию нельзя полностью отождествить с нормой права, поскольку целостное правило поведения, полноценная норма права образуется только тогда, когда все элементы правовой нормы находятся в единстве.
Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру ответственности для нарушителя ее предписаний.
Таким образом, каждый элемент правовой нормы занимает в ее структуре свое особое место и выполняет собственную функцию. Итак, структура правовой нормы как логическая взаимосвязь трех ее элементов может быть выражена формулой: «если (условие, содержащееся в гипотезе) - то (правило, установленное в диспозиции) - иначе (последствие, закрепленное в санкции)».
Если подвергнуть анализу какую-либо правовую норму, то в ней, как правило, можно обнаружить присутствие всех трех элементов. Например, ч. 3 ст. 93 Конституции Российской Федерации: «Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным». Гипотезой является условие действия данной правовой нормы - принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента Российской Федерации от должности, диспозицией - требование принять такое решение не позднее трех месяцев с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, санкцию можно определить как отклонение обвинения против Президента в случае несоблюдения Советом Федерации трехмесячного срока принятия решения.
Гипотезы как составные части правовых норм подразделяются на несколько видов. В зависимости от строения гипотезы делятся на простые, сложные и альтернативные.
Простая гипотеза предполагает наличие какого-либо одного условия, при котором реализуется правовая норма. Например:
«...Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Гипотезой является часть нормы об официальном опубликовании для всеобщего сведения нормативных правовых актов. Условие об опубликовании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, является единственным условием для их действия.
Таким образом, норма с простой гипотезой действует тогда, когда наличествует единственное, указанное в гипотезе условие.
Сложная гипотеза содержит несколько условий. Они формируют юридический состав и ставят действие диспозиции в зависимость от всей совокупности содержащихся в них условий.
Например: «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет» (ч. 2 ст. 81 Конституции Российской Федерации). В данном случае для действия правовой нормы (возможности избрания Президентом РФ) необходимо соблюсти одновременно три условия: состояние в российском гражданстве, достижение 35-ти лет и проживание на территории России Федерации в течение 10-ти лет.
Таким образом, норма со сложной гипотезой действует, если она содержит все условия, перечисленные в гипотезе.
Альтернативная гипотеза указывает на несколько условий, наличие лишь одного из которых позволяет руководствоваться диспозицией правовой нормы.
Например: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). В данном случае диспозиция действует при наступлении одного из условий. Ограничение прав человека федеральным законом возможно или тогда, когда это необходимо для зашиты основ конституционного строя, или для защиты нравственности, или для защиты иных социальных ценностей, определенных в данной норме.
Для действия правовых норм, в которых имеется альтернативная гипотеза, необходимо наступление лишь одного из условий, указанных в гипотезе.
По способу изложения гипотезы подразделяются на абстрактные и казуистические.
Абстрактные гипотезы, устанавливая условия действия нормы, определяют их общими родовыми признаками. Например:
«Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях» (ч. 4 ст. 81 Конституции Российской Федерации). В данном случае полномочия Президента РФ представлять государство внутри страны и на международной арене обусловлены его статусом главы государства. Или: «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации» (ст. 94 Конституции Российской Федерации). В данном случае полномочие Федерального Собрания осуществлять законодательную власть обусловлено его положением в системе органов государственной власти как парламента.
И в первом и во втором случаях гипотеза носит абстрактный характер. В данной гипотезе не указывается на частные обстоятельства, с которыми связывается действие правовых норм, а дается общее их определение.
Казуистические1 гипотезы связывают реализацию правовой нормы с отдельными, перечисленными в ней частными случаями, которые невозможно определить через определенные родовые признаки. Примером гипотезы такого рода может быть норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств...». В данном случае в гипотезе перечисляются наиболее распространенные случаи ущемления равноправия человека и гражданина, в случае возникновения которых действует эта норма.
Казуистическая гипотеза правовых норм применяется в юридической технике тогда, когда сложно определить какое-либо обстоятельство через родовые признаки, требуется четко указать на совершенно определенные случаи, в которых норма права должна быть реализована.
Диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам права возможность действовать определенным образом, определяют тот или иной вариант дозволенного поведения. При изложении правил поведения в управомочивающих диспозициях используются слова: «вправе», «имеет право», «может».
Например: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации).
Однако управомочивающие диспозиции могут быть сформулированы и иным способом. Например: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28 Конституции Российской Федерации); или «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» (ст. 32, ч. 4 Конституции Российской Федерации). Однако в любом из этих случаев их содержание недвусмысленно говорит о том, что некоему субъекту предоставляется возможность действовать определенным образом.
Обязывающая диспозиция возлагает на субъектов права обязанность совершить определенные положительные действия, она предписывает определенный вариант должного поведения. В формулировках таких диспозиций используются слова: «обязан», «должен», «подлежит».
Например: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации); или: «...Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2 Конституции Российской Федерации); «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59, ч. 1 Конституции).
Обязывающая диспозиция может быть изложена и другим способом. Например: «Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом» (ст. 59, ч. 2 Конституции Российской Федерации). Хотя в данном случае отсутствует указание на обязанность гражданина, но диспозиция по своему смыслу является обязывающей.
Запрещающие диспозиции устанавливают запрет определенного поведения, они указывают, что некоторые действия (или бездействие) запрещаются государством. В формулировках диспозиций такого рода могут быть использованы слова: «не допускается», «не может», «не должен», «не вправе», «запрещается».
Например: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации); или: «...Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 1 ст. 14 Конституции);
«Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию...» (ч. 2 ст. 21 Конституции).
Третий элемент правовой нормы - санкцию - можно подразделить в зависимости от установленных в ней правовых последствий на два вида.
Правовосстановительные (возместительные) санкции направлены на то, чтобы полностью устранить или сократить ущерб, причиненный неисполнением предписаний, закрепленных в диспозиции.
Например: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются...» (ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации). В данном случае санкцией является запрет применять законы, неопубликованные официально для всеобщего сведения.
Кроме того, Правовосстановительные санкции могут предусматривать лишение юридической силы закона, противоречащего Конституции России; отмену незаконного нормативного правового акта или индивидуального акта; возмещение причиненного ущерба в денежном выражении; возложение на нарушителя обязанности совершить определенные действия в пользу пострадавшей стороны и т.п.
Штрафные (карательные) санкции направлены на то, чтобы причинить определенные лишения или страдания нарушителю правовой нормы. Перечень штрафных санкций закреплен в законе исчерпывающим образом.
К такого рода санкциям относятся: предупреждение, выговор, штраф, конфискация имущества, принудительные работы, запрет занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, административный арест, лишение свободы. Следует заметить, что штрафные санкции, даже имеющие имущественный характер (штраф, исправительные работы, конфискация имущества), отличаются от правовосстановительных санкций, поскольку выполняются в пользу государства, а не пострадавшего лица.
В зависимости от отраслевой принадлежности нормы права санкции подразделяются на:
- уголовно-правовые - установленные нормами Уголовного кодекса (штраф, конфискация имущества, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность, лишение свободы и иные, закрепленные в У К);
- административно-правовые - закрепленные в нормах административного права (предупреждение, штраф, конфискация имущества, явившегося орудием совершения правонарушения, лишение специального права, исправительные работы, административный арест сроком до 15-ти суток);
- дисциплинарные - предусматриваются трудовым законодательством и законодательством о государственной службе (замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение). Особой разновидностью данных санкций является материальная ответственность - обязанность правонарушителя возместить вред, причиненный по его вине работодателю (предприятию, учреждению, организации).
- гражданско-правовые - предусматриваются нормами гражданского права или договорами за невыполнение гражданско-правовых обязательств (неустойка, пеня, штраф, возмещение убытков, принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения, принудительное выполнение обязанности).
В зависимости от степени определенности санкции правовых норм подразделяются на:
- абсолютно-определенные - они точно указывают на меру государственного воздействия на правонарушителя.
Например: «Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях» (ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»1);
- относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на субъект права в случае несоблюдения им предписаний правовой нормы.
Например: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет» (ст. 281, ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации2); или: «Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» (ст. 290, ч. 2 Уголовного кодекса). В данном случае срок лишения свободы определен в промежутке «от... до... лет», а срок лишения права занимать определенные должности - в промежутке «до... лет».
альтернативные санкции устанавливают несколько мер государственного принуждения и позволяют правоприменителю самостоятельно выбрать один из них, исходя из обстоятельств дела.
Например: «Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет» (ст. 140 Уголовного кодекса Российской Федерации). В этом случае правоприменитель может оштрафовать должностное лицо или лишить его права занимать определенные должности. Выбор меры принуждения зависит в данном случае от тяжести совершенного деяния.

Норма права

Норма права – это установленное государством или санкционированное им общеобязательное правило поведения, соответствующее основным правовым принципам и обеспечиваемое при необходимости принудительной силой государства.

Правовая норма состоит из следующих элементов:

1. гипотеза

2. диспозиция

3. санкция

гипотеза, которая определяет условия и обстоятельства, при которых применяется данная правовая норма. Гипотеза отвечает на вопросы – кто, где, когда, при каких условиях.

Виды гипотезы: простой – указывает как правило на одно конкретное обстоятельство, сложной – указывает на несколько обстоятельств, альтернативной – содержит несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма действует.

диспозиция, которая содержит правило поведения, создает субъективные права и юридические обязанности. Диспозиция есть наиболее важная часть правовой нормы. Она отвечает на вопросы – что делать, чего не надо делать.

Виды диспозиции бывают: простой – содержит один вариант поведения, альтернативной – указывает на возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношений. Бланкетной – отсылать субъектов правоотношения к другим нормам.

Санкции, которая определяет меру государственного принуждения, применяемую к субъекту, за нарушение нормы права и указывает на неблагоприятные юридические последствия, которые должен претерпеть нарушитель.

Виды санкции: абсолютно-определенные – содержат конкретный вид наказания. Относительно-определенные – указывают пределы размера наказания либо минимальный либо максимальный. Альтернативные – указывают различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать необходимых

Классификация норм права может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:

а) по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и т.п. права.

б) по специфическим юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании нормы права подразделются на регулятивные, охранительные и специализированные (или нормы специального действия).

По предмету регулирования:

а) Материальные юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а т.же ответственность субъектов правоотношений. Например: нормы, определяющие обязанности соответствующих д/л принять и рассмотреть жалобу гражданина, определяющие основы компетенции субъекта исполнительной власти.

Определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и объектов управления.



б) Процессуальные определяют, каким образом и в каком порядке действуют органы государственного управления, какова процедура рассмотрения и разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления. Например: порядок приема, рассмотрение, разрешение жалоб и заявлений граждан, производство по делам об административных правонарушениях.

По характеру предписания :

а) обязывающие – предписывают в определенных условиях обязательно совершить обозначенные в норме действия. Например: при получении жалобы гражданина орган (д/л обязан рассмотреть ее в течение 30 дней, при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан полиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора.).

б) запрещающие, предусматривающие запрет на совершение действий, определенных в норме.

в) уполномочивающие разрешают действовать по своему усмотрению, но в рамках требований, заключенных в норме права (устанавливают права субъектов на совершение определенных действий).

По форме предписания:

а) императивные - эти нормы формируют права и обязанности субъектов строго обязательном, повелительном стиле и не могут быть изменены участниками регулируемых отношений, т.е. содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении указанных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения.

б) диспозитивные, которые формируют права и обязанности таким образом, что участники правоотношений могут сами в рамках нормы определить их.

В) рекомендательные, которые содержат определенные советы, рекомендации и целесообразности совершения тех или иных действий, т.е. формируют права и обязанности в форме рекомендаций органам, которым они адресованы.

По действию времени:

а) срочные – заранее определен срок действия. Например, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами, стихийными бедствиями, режимом ч/п.

б) бессрочные – не имеющие заранее установленного срока действия. Они действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется. Они действуют до тех пор пока не будут отменены.

По действию в пространстве : А) республиканскиеБ) местныеВ) локальные – принимаются как правило, руководством государственной кооперативной или иной организации и действуют, соответственно в рамках данной организации, ведомства и отражают цели, специфику их деятельности, направлены на упорядочение этой деятельности

Регулятивные нормы - это нормы расчитанные на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений. Они регулируют правомерные действия, установливают позитивные, положительные права и обязанности, вытекающие из характера этих отношений. Регулятивные нормы подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Охранительные (или правоохранительные) нормы расчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомерные, правонарушающие действия. Они охраняют от нарушений существующие в обществе общепризнанные ценности, нормальные отношения, охраняют, следовательно, и регулятивные нормы.

Охранительные нормы предусмотривают меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав.

Специализированные нормы - или нормы специального действия, это нормы о нормах. Они регулируют не психологическое поведение субъектов, а отношение к другим нормам. Они предписывают, как следует понимать другие нормы, термины, в них содержащиеся, и какие нормы следует применять в тех или иных ситуациях. К их числу относятся дефинитивные, коллизионные и оперативные нормы.

Дефинитивные нормы (дефиниция - определение) содержат легальные определение терминов, встречающихся в других нормах. Они, следовательно, предписывают, как следует понимать соответствующие термины.

Например, Ст.1 Закона РК “О браке и семье“ называется “Основные понятия, используемые в настоящем законе“. В данной статье содержатся нормы определяющие такие понятия как брак, фиктивный брак, семья, детство и т.д.

Коллизионные нормы- расчитаны на случай коллизий, столкновений норм права, на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания регулируют один и тот же случай. Коллизионная норма преписывает, какую из двух норм следует применять в том или ином случае.

Способы изложения нормы права в нормативных актах:

Норма права находит свое выражение в статьях нормативно-правовых актов.

По способам изложения возможны

Прямой способ – имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта

Отсылочный способ – имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы, отсылает к другой статье этого же нормативного акта. Н-р п.2 ст. 45

Бланкетный способ – имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к другому нормативному правовому акту либо к целому виду каких-то нормативных актов. Н-р п.3. ст. 6 Конституции РК

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Понятие, признаки и структура нормы права

Норма права выступает разновидностью социальных норм, первичным элементом механизма правового регулирования. К основным формально-юридическим признакам нормы права относятся: непосредственная связь норм права с государством, выражение государственной води, строгая формальная определенность, многократность или длительность действия правовых норм, охрана их государством.

Нормам права присущи все общие характеристики социальных норм, но они также обладают специфическими свойствами. В переводе с латинского «норма» означает правило, предписание, образец. «Норма права - это идеальный образец отношений, следование которому на практике приводит к построению необходимых для жизни отношений в реальности». Правовая норма является правилом для определенного отношения. Непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о должном поведении, норма права выступает коммуникативным средством передачи информации о вариантах допустимого и разрешаемого поведения.

В своей основе норма права является микромоделью механизма правового регулирования. Нормы права традиционно выражаются через систему источников права, особенно через систему нормативных правовых актов. Нормы права могут выражаться не только через систему нормативных правовых актов, но и через прецеденты (судебные или административные), нормативные договоры, правовые обычаи и другие источники права. В основе содержания правовой нормы заключено нормативное предписание в соответствии с принципами правового регулирования определенных отношений. Главное свойство понятия нормы права - это регулятивное и охранительное воздействие на общественные отношения.

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права выступает в качестве образца возможного или должного поведения и является мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, она обеспечивается и охраняется принудительной силой государственной власти.

Норма права имеет следующие признаки:

  • общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и должного поведения);
  • формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах - законах и подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию);
  • государственно-властный характер (предписание, закрепленное нормой права, исходит от государства и охраняет государственно-значимые интересы, обеспечивается мерами государственного воздействия - стимулированием и принуждением);
  • предоставительно-обязывающий характер (норма права - двустороннее правило поведения, одним субъектам она предоставляет права, на других возлагает обязанности);
  • микросистемность (норма права - системное правило поведения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права).

Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Эта структура показывает, из каких частей состоит норма права и как эти части между собой взаимосвязаны. Структура нормы права является ее логико-смысловой конструкцией, состоящей из определенных элементов. М.Н. Марченко определяет структуру нормы права как «ее внутреннее строение, ее внутреннюю форму, способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов». Норма права не только формулирует правило поведения участников общественных отношений, но и указывает на обстоятельства, при наличии которых это правило подлежит реализации, а также на последствия их несоблюдения. В соответствии с этим любая норма права обладает определенным строением, организацией или структурой.

Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Эти элементы формируют логическое содержание нормы, и лишь их единство образует норму права.

Элементы структуры юридической нормы могут быть различных видов. Каждый из этих элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль (без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна). Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Некоторые авторы считают, что норма права состоит не из трех, а из двух частей - гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Элементы структуры юридической нормы могут выступать основой для классификации норм права.

1. Гипотеза - это элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, при которых возникают права и обязанности. Гипотеза содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства, при которых норма права вступает в действие (время, место, субъектный состав и др.). Другими словами, гипотеза (основание, предположение) включает в себя юридические факты, являющиеся основанием для возникновения правоотношений. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого можно определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие конкретной нормы права.

Гипотезы классифицируются по следующим основаниям.

  • По характеру содержании или в зависимости от точности изложения условий, гипотезы могут быть общими (абстрактными) и конкретными. Первые определяют условия применения норм права общими, родовыми признаками, охватывают все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из них. Вторые определяют условия применения нормы частными специальными признаками, охватывают только конкретные случаи, указанные в норме права.
  • По степени определенности , т.е. в зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации нормы, гипотезы делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и неопределенные.

Абсолютно-определенные гипотезы четко называют те факты, наличие которых требует осуществления заключенного в норму предписания.

Относительно-определенные гипотезы имеют место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее действие каким-либо случаем или условием (ограничительные условия действия нормы).

Абсолютно неопределенные гипотезы не включают в себя определений фактов, обусловливающих ее применение. Определение фактов, подпадающих под действие юридической нормы, предоставляется правоприменительным органам.

По объему гипотезы делятся на простые и сложные.

Простые гипотезы содержат указание на одно условие действия

нормы права. Сложные (составные) гипотезы предоставляют перечень обстоятельств, каждое из которых в отдельности или все вместе служат основанием для реализации нормы права.

  • В зависимости от основания применения правовой нормы гипотезы подразделяются на односторонние и двусторонние.

Односторонние гипотезы в качестве основания применения нормы предусматривают только правомерные или неправомерные обстоятельства, приводящие в действие юридическую норму.

Двусторонние гипотезы включают в себя как правомерные, так и неправомерные обстоятельства. При этом предполагается, что правовые результаты будут различными в зависимости от характера поведения.

2. Диспозиция - это элемент нормы права, указывающий на само правило поведения (права и обязанности участников отношений). Диспозиция (расположение в определенном порядке по отношению друг к другу) и является собственно нормой, выступает основной регулирующей частью нормы, ее «ядром» или «сердцевиной», «стержнем». Она определяет модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиции норм права также очень разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

  • По степени определенности содержащихся в нормах правил поведения диспозиции подразделяются на абстрактные и конкретные.

Абстрактные диспозиции предусматривают определенный тип поведения, не конкретизируя деталей.

Конкретные диспозиции перечисляют предписываемые или запрещаемые действия, указывают на права и обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя места ни для какого усмотрения. Нормы с данными диспозициями неудачны в техническом отношении, не обеспечивают беспробельности закона и обусловливают его громоздкость.

  • По способу изложения диспозиции подразделяются на простые, описательные, отсылочные и бланкетные.

Простые диспозиции содержат лишь указание на само правило поведения, не раскрывая его признаков, так как они достаточно очевидны. Этот вид диспозиций охватывает ясные и четкие предписания, не допускающие сомнений в их содержании и смысле. Например, простая диспозиция в уголовном праве содержит, как правило, указание на вид преступления (кража, разбой, вымогательство и др.).

Описательные диспозиции подробно характеризуют правило поведения, перечисляют его наиболее важные отличительные признаки, они включают в себя не только, например, наименование деяния, но и перечень его основных признаков (например, уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере).

Отсылочные диспозиции вместо описания признаков правомерного или неправомерного поведения содержат отсылку на другую норму того же нормативного акта, в котором дается описание определенного правила поведения.

Бланкетные диспозиции не описывают признаков деяния, устанавливают правило поведения в самой общей форме. Например, бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет их разъяснение и установление специально уполномоченным органам. Разъяснение и конкретизация предписания бланкетной диспозиции содержатся в иных правовых актах, к которым и отсылает субъект реализации нормы. Иными словами, бланкетные диспозиции делают отсылку на другую норму другого нормативного акта. Они устанавливают в основном нормы ответственности.

  • По юридической направленности диспозиции бывают: предоставительно-обязывающими, обязывающими, управомочивающими, запрещающими, рекомендательными, ограничительными и закрепительными.

Предоставительно-обязывающие диспозиции содержат двусторонние правила поведения.

Обязывающие диспозиции указывают на характер поведения обязанного лица.

Управомочивающие (дозволительные) диспозиции содержат указание на вид и меру возможного поведения.

Запрещающие диспозиции содержат запрет на совершение противоправных действий.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго определенными рамками.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и задачи деятельности субъектов права.

3. Санкции - это элемент правовой нормы, определяющий меру государственною взыскания или положительной оценки деяния, которая применяется к нарушителю прав и обязанностей или к лицу, исполнившему предписания, с особой степенью заслуги или перевыполнения по критериям, предусмотренным диспозицией. Санкция (строжайшее постановление) есть мера ответственности в отрицательном или положительном смысле. Последствия для субъекта, реализующего диспозицию, могут быть как неблагоприятными, негативными (меры наказания), так и позитивными (меры поощрения).

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям.

  • По степени определенности различают абсолютно-определенные, альтернативные, кумулятивные и комбинированные санкции.

Абсолютно-определенные санкции имеют точно фиксированные выражения и не могут быть изменены правоприменительным органом. Этот вид санкций наименее распространен, поскольку ограничивает инициативу правоохранительных органов и не позволяет при их применении учитывать все обстоятельства правонарушения и личности правонарушителя.

Относительно-определенные санкции содержат в себе границы верхнего и нижнего пределов наказания (поощрения), в рамках которых правоприменительный орган сам определяет его точный размер.

Альтернативные санкции содержат несколько видов наказаний (поощрений), предоставляя правоохранительным органам право выбора (лишение свободы или штраф и др.).

Кумулятивные санкции включают в себя несколько видов наказаний (поощрений) различного рода и возможность их сложения (соединения). Например, лишение свободы может сочетаться с лишением специального права или права занимать определенные должности и др.

Комбинированные санкции представляют собой сочетание относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

  • По отраслевой принадлежности санкции могут быть уголовно-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарно-правовыми, гражданско-правовыми, налоговыми, таможенными и др.
  • По характеру последствий различают негативные, позитивные, правовосстановительные и правоотрицающие санкции.

Негативные санкции (карательные, штрафные) являются только мерами наказания (содержатся в нормах, устанавливающих ответственность правонарушителя в различных отраслях законодательства, прежде всего в уголовном и административном).

Позитивные санкции предусматривают стимулирующие меры или меры поощрения (например, за хорошую работу и деятельность в трудовых отношениях, в служебных отношениях).

Правовосстановительные санкции направлены на восстановление состояния, существовавшего до нарушения права. К подобным санкциям можно отнести возложение обязанности по возмещению причиненного вреда, отмену незаконных актов, принудительное осуществление невыполненной обязанности и др.

Правоотрицающие санкции представляют собой пассивную реакцию государства на нарушение предписаний нормы права. Выражается она в непризнании правового характера возникающих отношений (например, признание сделки недействительной, а с точки зрения недействительности различают сделки оспоримые и ничтожные).

Правоотрицающие санкции называют также санкциями ничтожности, так как правовые последствия не возникают независимо от того, стремилось или нет к этому конкретное лицо. Основанием к подобному правоотрицанию является несоблюдение участниками отношений необходимых правовых форм, отсутствие некоторых юридических фактов (например, отсутствует специальная правоспособность для заключения некоторых видов сделок, нет необходимого состава сторон, правосубъектности, свободы воли и пр.), необходимых для наступления определенных позитивно-правовых последствий.

  • По направленности неблагоприятных последствий санкции, как правило, делятся на личные и имущественные.

Личные санкции выражаются в том, что правовое воздействие направлено непосредственно на личность правонарушителя (лишение, ограничение свободы, права занимать определенную должность, заниматься определенным видом деятельности, лишение специального права, награды, классного чина, дисквалификация).

Имущественные санкции связаны с нанесением определенного имущественного ущерба правонарушителю, т.е. связаны для него с различными материальными потерями (штраф, запрет на осуществление сделок в области вещных или обязательственных отношений, арест денежных средств, возмещение ущерба или материальная ответственность).

Каждый человек современного общества, проживающий на территории какого-либо государства, наделен определенными правами и обязанностями, а также несет ответственность в случае нарушения законов этой страны. Именно поэтому он осуществляет всю свою повседневную деятельность согласно установленным нормам. И для него крайне важно знать законы своего государства, разбираться в их тонкостях, структуре, видах и степени ответственности в случае их нарушения. Следовательно, необходимо понимать, что такое норма права, понятие, признаки, структура ее.

В совокупности нормы права образуют институты (подинституты), а те, в свою очередь - отрасли. Но и сам этот элемент подразделяется на определенные звенья. Структура нормы права кратко - это ее строение. Каковы же ее виды, особенности и специфические черты, изложено далее по тексту.

Норма права всегда обращена к определенной категории лиц, оказавшихся в указанных ею ситуациях, и рассчитана на неизвестное заранее количество типичных случаев. Действие ее длится непрерывно.

От договоров или распоряжений индивидуального характера норма права отличается тем, что носит общий характер. Так, например, следует отличать НП, которая предусматривает наказание по УК РФ за убийство человека, от приговора, вынесенного какому-либо гражданину по данной статье. Приговор в данном случае является исполнением данной правовой нормы и носит разовый характер.

Таким образом, к специфическим чертам НП относятся:

  • Общая обязательность. Данное предписание должны соблюдать все без исключения граждане, к которым она обращена. То есть если норма права обращена к медработникам, например, то промышленные рабочие соблюдать ее не должны, а вот трудящиеся медицинских учреждений, оказавшиеся в условиях, прописанных в данном правовом положении, обязаны.
  • Связь с государством. Нормы права устанавливаются и регулируются компетентными органами власти. Их исполнение также контролируется посредством мер принуждения со стороны государства. В отличие, например, от норм морали, за нарушение НП специальные организации (суд, ОВД, прокуратура) могут возложить на человека, нарушившего их, определенные санкции (штрафы, взятие под стражу, назначение принудительных работ и т. д.).
  • Формальная определенность. Норма - это формальное правило, которое четко закреплено законодательством, даны конкретные формулировки ее самой и обязанностей, ответственности лиц, которые должны ее соблюдать.

Виды нормы права

Помочь разобраться в том, что такое норма права, понятие, признаки, структура данного определения, поможет знание видов данного юридического аспекта.

В зависимости от того, каковы по характеру правила поведения, которые содержатся в них, НП можно разделить на:

  1. Управомочивающие - дающие гражданину права и возможности выбирать. То есть человек может совершить какое-либо действие или же воздержаться от этого. Например, заключенный вправе отправлять письма и телеграммы в любом количестве за свой счет, но может и не делать этого, впрочем.
  2. Обязывающие - устанавливающие человеку обязательные действия. Например, каждый предприниматель обязан при регистрации заплатить госпошлину.
  3. Запрещающие - это нормы, определяющие запрет на что-либо. Например, в РФ существует табу на пропаганду гомосексуализма среди детей.

В зависимости от функций, которые выполняют нормы, они делятся на:

  1. Правоустановительные - прописывающие основные принципы.
  2. Правоохранительные - устанавливающие ответственность за нарушение закона. Подразумевают под собой санкционую систему.
  3. Регулятивные - регулирующие отношения между субъектами, устанавливающие их права и обязанности.

Исходя из степени определенности предписания, нормы права делятся на:

  1. Диспозитивные - не устанавливающие категорических правил. Например, при приобретении жилья покупатель обязан заплатить всю стоимость, если субъекты не установили иное договором (рассрочку).
  2. Императивные - напротив, определяют точное, неизменное правило. Например, никто не может быть подвергнут дискриминации по различным признакам согласно Конституции РФ.

Также НП можно подразделить по юридической силе (международные законы, законы страны, подзаконные акты), по отраслям права (нормы административного права, уголовного, семейного и т. д.), исходя из места действия (федеральные, региональные, местные). Классификация может быть проведена и по другим признакам.

Норма права - это звено системы законов, ее элемент. Следует также отметить, что все данные предписания действуют в тесной взаимосвязи между собой. Особенно это просматривается между правоустановительными и правоохранительными видами.

Когда рассматривается, что такое в целом норма права, понятие и структура ее обязательно должны быть изучены для общего понимания всей темы. Поэтому перейдем к рассмотрению строения (структуры) нормы права.

Структура

В общем понимании слова структура - этовнутреннее устройство, состав, пространственная конструкция чего-либо.

Структура нормы права - это же упорядоченность элементов, из которых она состоит, и отображение того, как они взаимодействуют между собой. Части НП даже могут превращаться друг в друга, соединяться и выступать единым фронтом.

Если рассматривать классическую модель строения, то элементами структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция. В этом строении части связаны между собой не в иерархическом порядке, а на синтетическом уровне, то есть все они равны между собой, и при потере хотя бы одной из них вся норма права разрушается.

Но не все НП имеют данное строение. Например, предписания Конституции зачастую обладают только диспозицией и гипотезой (регулятивные нормы), а иногда состоят только из одного из этих элементов (нормы-принципы). Структура нормы уголовного права может быть двухзвенной, включать в себя только диспозицию и санкцию. Это характерно для правоохранительных законов.

Как видно, структура и виды норм права тесно связаны между собой. Одни предписания включают в себя все три составные части, другие - только несколько.

В целом структура норм выполняет несколько функций:

  • отображает волю государственного органа в виде его властного вердикта, принятого закона;
  • устанавливает степень ответственности за невыполнение или несоблюдение общепринятых правил;
  • является критерием оценки человеческого поведения, с ее помощью решаются споры правового характера.

После того как рассмотрено, что такое норма права, понятие и структура ее в общих чертах, необходимо подробно разобраться в ее строении.

Классический вариант структуры нормы права

Структура нормы права может быть классической (гипотеза, диспозиция и санкция) и двухзвенной (предложение и распоряжение).

Сторонники первой теории являются приверженцами того, что правило поведения неразрывно с гранью его применения, а та, в свою очередь, - со средством защиты от нарушения этого предписания.

Данную модель можно характеризовать как систему " если..., то..., иначе". Так, гражданин государства обязан жить по законам собственной страны, во избежание наказания за их нарушение. При этом стоит отметить, что статья кодекса и норма права - это не одно и то же. В первую может входить сразу несколько НП.

Таким образом, выше было изложено, какова структура нормы права в традиционном ее понимании. Рассмотрим все звенья строения по отдельности.

Гипотеза

Структура нормы права состоит из трех элементов, как было отмечено ранее. Первый из них - гипотеза.

Это указание на ситуацию, условия, при возникновении которых возникает диспозиция (второе звено структуры). Она включает в себя прямое указание на факты юридического характера, влияющие на развитие или прекращение правоотношений. Например, если владелец имущества умирает, то его родственники получают наследство, или в случае сдачи в аренду жилья арендодатель приобретает плату согласно договору. В первом случае гипотезой является смерть человека, а во втором - сдача квартиры в аренду.

В гипотезе также присутствует обозначение лиц, на которых направлено данное предписание, а также может устанавливаться время, место и другие особенности события.

Виды гипотез

Логическая структура нормы права может включать в себя один из видов гипотез. Например, она может быть как абстрактной, так и конкретной. В первом случае гипотеза определяет участников и событие по общим признакам, а во втором - по частным. При этом первый вариант наиболее часто встречается в праве и является более продуктивным. Использование же конкретных гипотез ведет к неуклонному росту количества норм права, тем самым запутывая граждан. И с ее применением законодатель часто упускает другие частные случаи из виду.

В зависимости от степени сложности, данное звено структуры может быть сложным или простым. Простая гипотеза устанавливает одно условие, сложная - несколько сразу. При этом одной из разновидностей сложной гипотезы является альтернативная. В данном случае условия человеку выдвигаются или одни, или другие (одно из предложенных). Правило поведения в данной ситуации меняется от сложившихся условий.

Такие элементы структуры нормы права, как абсолютно определенная гипотеза, относительно определенная и абсолютно неопределенная, могут быть выделены исходя из степени своей определенности. Абсолютно неопределенный вид - это случай, когда норма не включает в себя четких формулировок, а предоставляет это право на усмотрение органа власти. Относительно определенная - это гипотеза, в которой законодатель не полностью ограничивает применение юр. нормы, а обуславливает это сдерживанием каких-либо условий, в отличие от абсолютно определенной, где четко и без других вариантов прописана норма.

Бывают гипотезы двухсторонние и односторонние. Первые из них называют только правомерные или запрещенные обстоятельства. А вторые включают в себя как правомерные, так и неправомерные действия, которые приводят в исполнение данную норму. При этом предполагается различное решение, выносимое по данной НП, в зависимости от данных обстоятельств. Например, в случае неявки в зал заседания определенных лиц, надлежащим образом извещенных о судебном процессе (месте его проведения и времени), по уважительным причинам, слушанье откладывается. Если эти же лица не были информированы по данному поводу, то заседание суда также переносится. А в случае их повторной неявки иск останется нерассмотренным.

Диспозиция

Второе звено, из которого состоитструктура нормы права, - это диспозиция. Это возможные и (или) обязательные для исполнения правила поведения, которые должны быть выполнены при возникновении тех или иных условий (гипотезы).

В этой части нормы права закрепляются права и обязанности участников отношений. А также разного рода запреты, поощрения или рекомендации, благодаря которым формируется поведение сторон.

В правоохранительных нормах диспозиция представляет собой описание действий, которые запрещены и посягают на охраняемые общественные отношения.

Виды диспозиций

В зависимости от сложности, можно выделить такие элементы структуры нормы права, как простая диспозиция и составная (сложная). Первый вид указывает единственное действие, которое необходимо выполнить при той или иной гипотезе, второй - несколько сразу.

Исходя из метода изложения, диспозиция может быть альтернативной, прямой или бланкетной. Прямая дает четкие указания на действия, альтернативная позволяет варьировать в зависимости от ситуации, а бланкетная отсылает к другим статьям закона или другим нормативно-правовым актам.

Как и гипотезы, диспозиции можно подразделить на абстрактные и конкретные. Первые - это перечисление предписаний, разрешенных или запрещенных деяний. А конкретная диспозиция - это четко сформулированные правила, права и обязанности сторон отношений. В законодательстве большее количество абстрактных диспозиций, чем конкретных, так как вторые все-таки не могут обеспечить бесперебойное соблюдение закона. Они слишком громоздки и технически неудачны в целом.

По форме выражения данные части структуры делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие. Значение этих видов элементов такое же, как у норм права (обязывающих, управомочивающих и запрещающих), которые изложены выше.

В случае если диспозиция нарушена, в действие вступает третье звено строения НП - санкция.

Санкция

Структура нормы права включает в себя и такой элемент, как санкция, которая представляет собой указания и меры воздействия на человека, нарушившего закон, со стороны государственного аппарата. Санкция неразрывно связана с диспозицией, так как в случае нарушения изложенных в диспозиции правил наступает ответственность человека в виде неблагоприятных последствий.

Логическая структура нормы права предполагает наличие одной или нескольких видов санкций, применяемых как по отдельности, так и в совокупности, в соответствии с нарушением.

Виды санкций

Виды санкций, как правило, различаются в соответствии с тем, к какой отрасли относится норма права. В Уголовном кодексе часто встречаются лишение свободы, штрафы денежного и имущественного характера, а также лишение возможности заниматься тем или иным видом деятельности. Вменяются данные наказания судом. В административном же праве чаще встречаются просто денежные штрафы и принудительные работы общественного характера. В этом случае санкции применяются административными органами и судом к лицам. В Налоговом кодексе - пени.

Также этот элемент НП можно классифицировать по степени неблагоприятных последствий на карательные и возместительные. К первым относятся штрафы, лишение свободы и другие наказания уголовные и административные. А ко вторым, например, санкции трудового характера или финансового.

А по степени определенности данное звено бывает альтернативным и кумулятивным. При альтернативной санкции могут быть объединены несколько видов наказаний в одной норме, при этом выбор остается за компетентным органом власти. Например, срок лишения свободы от полугода до двух лет или выплата штрафа. А кумулятивные включают в себя наказания разного рода, которые гос. орган вправе объединить.

В отличие от двух первых элементов нормы, санкция наиболее динамична, она меняется в соответствии с постоянно преобразующейся реальностью. То есть законодатель зачастую изменяет формы и размеры штрафов, так как предыдущие становятся неэффективными. Например, ежегодно происходит увеличение взысканий за нарушение правил дорожного движения. Связано это с тем, что с инфляцией деньги обесцениваются, и человеку ничего не стоит совершить правонарушение и заплатить указанную сумму государству, это для него становится неощутимо. Следовательно, законодатель должен повысить ставки.

Таким образом, были рассмотрены все элементы строения, структура нормы права. Примеры можно бесконечно приводить из различных отраслей законодательства. Но не все юристы-правоведы считают, что норма состоит из трех частей. Существует и другое мнение.

Двухзвенная структура

При двухзвенной системе в структуру нормы права входят два элемента: гипотеза (предложение) и диспозиция (распоряжение). Приверженцы данной модели появились еще в дореволюционный период. Тогда некоторые юристы предполагали, что норма состоит их определенных условий, при которых будет выполнено правило, и из формулировки самого этого закона. Каждая НП, согласно данной теории, может быть обусловлена тезисом: "если..., то".

Но другие ученые-правоведы считали, что по доброй воле человек не станет выполнять прописанные правила. Поэтому для их осуществления просто необходимо третье звено - санкция. При этом некоторые юристы просто не считали санкцию элементом структуры нормы права, они выделяли ее как самостоятельную величину, называя средством принуждения.

Что же касается современных правоведов (сторонников двухзвенной стуктуры), то они предполагают, что норма состоит из гипотезы и диспозиции или же из диспозиции и санкции.

Структура нормы административного права, уголовного, семейного или любого другого в целом не отличаются друг от друга. Различие можно заметить только между НП в отдельности (наличие двух или трех звеньев), при этом неважно, из какой они отрасли.

Итак, исходя из полученной информации о том, что такое НП,структура нормы права, примеры ее, можно сделать выводы:

  • Она является неотъемлемой, основной частью любого закона и права в целом.
  • Понимание ее строения очень важно как для обычного гражданина, так как он применяет данные предписания в своей повседневной жизни регулярно, так и для законодателя, который, принимая законы, должен обязательно брать во внимание необходимость и внутреннее содержание каждого звена в отдельности. Хотя структура правовой нормы в обыденной жизни рассматривается только при решении спорных ситуаций.
  • Рассмотренное строение является идеальной конструкцией, регулирующей правовые отношения между физическими и юридическими лицами. Структура возникла в результате стремления людей создать инструменты для освоения и познания правовой реальности.


39. Структура нормы права

Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Гипотеза является частью юридической, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях.

Логическая структура юридической нормы

Классификация норм права и характеристика их основных видов.

Структура нормы права

Определение понятие права и ее признаки.

Норма права - это общеобязательное, формаль­но определенное правило поведения, установленное и обеспечивае­мое государством и направленное на урегулирование обществен­ных отношений.

К признакам нормы права относятся:

— нормативность (она имеет общий, а не конкретный характер, распространяется на большое количество жизненных ситуа­ций и большой круг лиц);

— общеобязательность (она представляет собой властное пред­писание государства относительно возможного и должного поведения людей);

— формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего опреде­ляет рамки деяний субъектов);

— связь с государством (она устанавливается государственны­ми органами и обеспечивается мерами государственного воз­действия - принуждением и стимулированием);

— предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на дру­гих субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

— микро-системность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если - то следует - иначе»).

Норма права состоит из трех элементов: 1. Гипотеза – содержит условия, при возникновении которых данная подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется. С помощью гипотезы определенный в диспозиции абстрактный вариант поведения соотносится с конкретным субъектом, названными обстоятельствами, временем и местом. Классификация гипотез: а) по строению они подразделяются на простые и сложные.

Структура нормы права

Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность, это внутреннее строение нормы, которое раскрывает как состав и содержание ее необходимых элементов, так и способы их взаимосвязи.

Данная структура показывает, из каких частей состоит и как они взаимосвязаны.

Правовая норма отличается особой структурой.

Основные элементы структуры юридической нормы

По структуре норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции Структура нормы права поясняет, из каких структурных частей (элементов) состоит права и как эти структурные части между собой взаимосвязаны.

Структура нормы права 1 1 1 Гипотеза | Диспозиция | Санкция 1 Гипотеза - это элемент правовой нормы, который указывает на условия, при которых следует ею руководствовать-

Диспозиция - это элемент правовой, который содержит указание на то, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой.

Санкция - это элемент правовой нормы, который определяет, какие неблагоприятные последствия могут наступить для нарушителя правил, предусмотренных диспозицией.

права может регулировать общественные отношения только при наличии всех структурных элементов.

Если в норме права отсутствует гипотеза, то становится неясно, при каких условиях следует ею руководствоваться.

Юридическая Консультация

Структура права – внутреннее строение и связь ее элементов, таким образом, структура правовой нормы есть логи­чески согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, харак­теризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодейству­ющих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Существует три основные структуры правовой:

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов:

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и последствия, которые наступают за нарушение данного правила.

Без гипотезы бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.



Просмотров