Правовое положение лиц двойным гражданством. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Двойное гражданство и безгражданство и их правовые последствия

Двойное гражданство (бипатризм) представляет собой одновременное состояние лица в гражданстве двух или нескольких государств.

Такое состояние может возникнуть, например, при рождении ребенка граждан страны, в которой применяется принцип «права крови», на территории государства, применяющего принцип «права почвы». Двойное гражданство может возникнуть при браке женщины с иностранцем, если по законодательству страны мужа предусмотрено автоматическое предоставление ей гражданства. Состояние бипатризма часто возникает при натурализации лица в стране, которая признает двойное гражданство.

Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г.

Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.

Европейская (Страсбургская) конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случае множественного гражданства 1963 г.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства 1995 г.

Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. (в 2003 г. указом президента Туркменистана отменено двойное гражданство)

Соглашения о двойном гражданстве 1958 г. Испании с Чили, в 1959 г. - с Перу и Парагваем; в 1968 г. - с Доминиканской республикой; 1960 г. - между Португалией и Бразилией.

Правовое положение лица с двойным гражданством характеризуется тем, что каждое из государств, считающих его своим гражданином, может потребовать от него выполнения конституционных обязанностей, например воинской повинности, уплаты налогов и т.п. Поэтому большинство государств отрицательно относятся к явлению бипатризма, что повлекло за собой принятие многочисленных двусторонних и многосторонних международных договоров в целях устранения либо предотвращения двойного гражданства. Так, согласно Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г. совершеннолетние граждане, которые приобрели гражданство путем натурализации, оптации или реинтеграции, теряют предыдущее гражданство. Лицо, обладающее гражданством двух или более государств, может отказаться от одного из них. Статья 5 Конвенции предусматривает, что лица, обладающие гражданством двух или более договаривающихся государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из них. Аналогичная норма содержится в ст. 21 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г.

Что касается Республики Беларусь, то данный принцип отражен в ст. 11 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-3 «О гражданстве Республики Беларусь», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. № 105-3, где закреплено, что «за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами».

Подход белорусского законодателя к институту двойного гражданства претерпел определенные изменения. Законодательство Союза ССР всегда весьма негативно относилось к двойному гражданству. В нем содержались прямые указания на непризнание состояния бипатризма. Что же касается законодательства Республики Беларусь, то уже в Законе Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятом в октябре 1991 г., косвенно была закреплена возможность обладания двойным гражданством. В п. 1 ст. 20 Закона предусматривалась утрата гражданства Республики Беларусь «вследствие приобретения лицом гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Однако на практике ни с одним государством мира Беларусь до настоящего времени не заключила соответствующих соглашений.

Новый Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», принятый 1 августа 2002 г., сделал еще один шаг к фактическому признанию того обстоятельства, что на практике государство далеко не всегда в состоянии предотвратить получение второго гражданства его гражданами. Законодатель отменил норму, согласно которой получение гражданином Беларуси гражданства другого государства автоматически влекло за собой утрату белорусского гражданства (органы дипломатической службы Республики Беларусь, на которые возлагалась регистрация утраты гражданства такими лицами, постоянно проживающими за границей, зачастую просто не имели информации о наличии у лица паспорта другого государства).

Более практичный и гуманный подход белорусского законодателя к данной проблеме нашел отражение в ч. 2 ст. 11 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», которая гласит: «Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь».

Таким образом, действующий Закон Республики Беларусь о гражданстве допускает, чтобы гражданин Республики Беларусь имеет двойное гражданство, и предусматривает, что не допускается ограничение прав такого лица на основании его бипатризма.

      Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под иностранцами обычно понимают как иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих гражданство иностранного государства, так и лиц без гражданства (апатридов), т.е. тех, кто не имеет доказательства наличия у них гражданства какой-либо страны.

Правовой статус иностранцев определяется как внутренним законодательством каждого государства, так и международно-правовыми нормами. Правовой режим иностранцев - это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории государства пребывания.

В литературе обычно выделяют следующие виды правового режима иностранцев:

1) национальный режим, означающий уравнивание иностранцев в правах с гражданами данного государства. Он может быть предусмотрен как внутригосударственным законодательством, так и международными договорами. Обычно такое уравнивание устанавливается лишь на условиях взаимности, причем на практике невозможно полностью приравнять иностранцев к собственным гражданам;

2) режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранцам предоставляются в какой-либо области права и свободы, либо устанавливаются такие обязанности, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства.

Таким образом, этот режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который распространяется на любое третье государство. Его природа носит исключительно договорный характер. Он может предоставляться, например, в сфере международной торговли, транспорта, отправления правосудия;

    специальный режим – это дибо более жесткий режим по сравнению с двумя вышеназванными, означающий ограничение прав иностранцев по сравнению со статусом граждан данного государства, а также возложение на них дополнительных обязанностей либо предоставление определенных привилегий и преимуществ. Например, в сфере приграничного общения населения (с соседними странами) либо для военнослужащих, расквартированных на территории иностранных государств.

Под безгражданством (апатризмом, аполидизмом) понимается правовое положение лица, при котором оно не имеет никакого гражданства. Состояние апатризма возникает, например, в результате выхода из гражданства или его утраты, если лицо не приобрело гражданство другой страны. Апатриды пользуются ограниченной правоспособностью по сравнению с гражданами государства, на территории которого они находятся. Они не обладают многими политическими правами (избирательным, правом участвовать в референдумах и др.), не могут занимать большинство должностей, не пользуются правом на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства.

В международных договорах предусматриваются меры, направленные на ликвидацию негативных последствий безгражданства, а также касающиеся сокращения или устранения этого явления. К таким договорам относятся Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о замужестве женщины 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. Так, согласно п. 1 ст. 7 Конвенции о статусе апатридов 1954 г. (Республика Беларусь не является участником данной Конвенции), государства-участники обязуются предоставлять апатридам такие же права, которыми пользуются иностранные граждане, либо более благоприятный правовой статус. В соответствии со ст. 4, 16, 22, 24 указанного документа договаривающиеся государства должны приравнивать апатридов, находящихся на их территории, к собственным гражданам в отношении пользования такими правами, как право на обращение в суд, право на социальное обеспечение, право на начальное образование, право на свободу исповедовать свою религию и предоставлять своим детям религиозное воспитание.

Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

Любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом (п. 1 ст. 1);

Найденыш, обнаруженный на территории Договаривающегося государства, должен при отсутствии доказательств противного считаться рожденным на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства (ст. 2);

Любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному не на территории Договаривающегося государства лицу, которое иначе было бы апатридом, если во время рождения этого лица кто-либо из его родителей имел гражданство этого государства (п. 1 ст. 4);

Отказ от гражданства Договаривающегося государства не должен вызывать утраты гражданства, кроме тех случаев, когда соответствующее лицо имеет или приобретает другое гражданство (пп. а п. 1 ст. 7);

Никакое Договаривающееся государство не должно лишать никакое лицо своего гражданства, если такое лишение сделало бы это лицо апатридом (п. 1 ст. 8).

В 2006 г. была открыта для подписания Конвенция СЕ об избежании безгражданства при правопреемстве государств. Этот документ, основанный на Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., содержит более детальные правила, имеющие своей целью предотвратить либо свести к минимуму случаи безгражданства, связанные с правопреемством государств.

Большинство государств, включая Республику Беларусь, отразило положения указанных конвенций в своем законодательстве, независимо от участия (неучастия) в них.

      Право убежища и правовой статус беженцев

Убежище - предоставление физическому лицу иностранным государством возможности укрыться от преследований по политическим, религиозным, расовым и иным мотивам в государстве его гражданства или постоянного места жительства.

В зависимости от места предоставления убежища оно называется дипломатическим - на территории дипломатического представительства, военного судна или военного самолета, территориальным - на территории иностранного государства, религиозным - на территории храма (исторически).

Правовые источники: Декларация ООН о территориальном убежище 1967 г.

Положение о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в РБ, его утрате и лишении 2006 г., Гаванская конвенция об убежище 1928 г.

В ст. 1 Декларации подчеркивается, что предоставление убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является суверенным правом каждого государства и должно уважаться всеми другими государствами. В то же время не могут пользоваться правом на убежище лица, в отношении которых существуют серьезные основания полагать, что они совершили преступления против мира, человечества либо военные преступления.

Лица, получившие убежище, обладают особым правовым статусом, основные черты которого таковы:

1) они не должны выдаваться и высылаться в страну, где смогут подвергнуться преследованию;

2) они должны пользоваться основными правами и свободами человека в объеме не меньшем, чем другие иностранцы, проживающие в данной стране;

3) им может быть разрешена политическая деятельность, однако они не вправе заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

В современном мире традиционным и наиболее распространенным видом убежища является территориальное убежище. В ряде стран Латинской Америки сохранилась и практика предоставления дипломатического убежища. Договорное закрепление оно получило в Гаванской конвенции об убежище 1928 г., в конвенциях, заключенных в Монтевидео в 1933 и 1938 гг., и Конвенции о дипломатическом убежище, заключенной в Каракасе в 1954 г., которая подтвердила положения Конвенции 1928 г.

Беженец - это лицо, которое: - находится вне страны своего гражданства или обычного места жительства; - в отношении его отсутствует защита со стороны этого государства; - имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования - по признаку расы, вероисповедания, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе.

Международные акты: Конвенция о статусе беженцев 1951 г. (РБ с 2001 г.) Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 г.

Национальные акты: Закон РБ «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в РБ» 2008 г.

В Республике Беларусь дополнительная защита предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют вполне обоснованные опасения столкнуться при возвращении в государство гражданской принадлежности с угрозой смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания либо с угрозой жизни, возникшей по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера, и который не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют указанные опасения и которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений.

Дополнительная защита предоставляется иностранцу на срок до одного года. В случае сохранения в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства иностранца оснований, по которым ему предоставлена дополнительная защита, срок ее предоставления может продлеваться до одного года (ст. 21 Закона).

Временная защита предоставляется группе иностранцев, индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите которых невозможно по причине их одновременного массового прибытия и в этой связи необходимости решения вопроса об их допуске и пребывании в Республике Беларусь по основаниям, предусмотренным для предоставления статуса беженца или дополнительной защиты.

Срок предоставления временной защиты определяется Советом Министров Республики Беларусь, но не может превышать одного года.

Если после истечения срока предоставления временной защиты иностранцы, которым предоставлена временная защита, не возвратились в государства их гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства или не переселены в государства, согласившиеся их принять, в отношении данных иностранцев проводится индивидуальное рассмотрение ходатайств о защите (ст. 24 Закона).

Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения http://www.micetour.ru/grajdanstvo.html

Документом, удостоверяющим гражданство России, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются Федеральным законом.

Позиция Российской Федерации в отношении двойного гражданства определяется статьей 6 Федерального Закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года, в соответствии с которой:
1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также двойное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом о двойном гражданстве.
2. Приобретение гражданином Российской Федерации двойного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. http://www.allpravo.ru/diploma/doc29p/instrum2620/item2627.html

Особенности административно-правового статуса лиц с двойным гражданством

Правовой статус лиц с двойным гражданством имеет определенные особенности и специально регулируется законодательством государства. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Конституция РФ 1993г. ст.6.п.3

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации Конституция РФ 1993г. ст.6 п.2

Процедура получения гражданства Российской Федерации для иностранных граждан является многоступенчатой и состоит в следующем.

1. На момент подачи документов иностранный гражданин должен находиться на территории РФ. (за исключением тех случаев, когда обращение происходит в загранучреждения РФ за рубежом). Иностранный гражданин должен встать на миграционный учет в течении 72 часов после пересечения границы Российской Федерации по месту подачи документов на легализацию.

3. РВП официально оформляется в течение 2 месяцев и действует год. Хотя, может быть выдано и на 3 года с ежегодной перерегистрацией.

4. Имея РВП иностранный гражданин вправе подавать документы на гражданство РФ сразу если иностранец из СНГ, либо на вид на жительства в России, если он из дальнего зарубежья. Это правило действует для СНГ последний год.

Что касается отказа от гражданства, при вступлении в гражданство РФ. Если иностранец из страны, с которой у РФ не подписан договор о двойном гражданстве, ему предложат написать заявление об отказе от своего гражданства.

Получив РВП, иностранный гражданин может многократно пересекать границу используя свой статус как въездной визы в РФ, однако для выезда из Российской Федерации ему каждый раз придется оформлять въездную визу.

Имея вид на жительство в России иностранный гражданин может свободно въезжать и выезжать из страны без ограничений.

Двойное гражданство-это наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства.

Позиция Российской Федерации в отношении двойного гражданства определяется статьей 6 ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002г.

Квалифицированные специалисты проведут полный юридический анализ вашей ситуации и в зависимости от содержания исходных данных документов, предложат вам оптимальный вариант оформления рвп, вида на жительства или гражданства Российской Федерации.

Вы получите консультацию и реальную помощь в подготовке требуемых по процедуре документов.

Отсутствие у вас оснований, жилплощади для регистрации и прочие возникающие проблемы решаемы. Мы помогаем в любых сложных случаях, ориентировочная цена содействия в оформлении гражданства РФ, вида на жительства, разрешения на временное проживание, РВП или ВНЖ составляет 800-2000$. Окончательная цена услуг определяется в зависимости от объема работы и набора представленных исходных документов, фиксируется официальным договором об оказании юридических услуг в соответствии с действующим законодательством, что гарантирует полную легитимность получаемых с нашей помощью документов. Предусмотрена возможность поэтапной оплаты наших услуг по мере их реального осуществления. http://www.micetour.ru/grajdanstvo.html

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, т. е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и общественных органов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями граждан, обеспечивает его государственным принуждением, вследствие чего оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

Если юридическими нормами закреплено субъективное право граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан -- необходимое условие становления правового государства.

Основной гарантией прав граждан является деятельность существующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как по своей инициативе, так и в связи с поступлением к ним обращений (заявлений, жалоб, исков) граждан. По желанию последних им оказывают юридическую помощь коллегии адвокатов. Участие адвокатов в уголовном и гражданском процессах закреплено рядом законов и широко практикуется в нашей стране. Намного хуже обстоит дело в административном процессе. http://referat.kulichki.net Министерство общего и профессионального образования РФ

Разрешение на временное проживание в России по квоте и вне квоты.

Разрешение на временное проживание является подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительства или получения гражданства РФ.

Без учета утвержденной Правительством России квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

Родившемуся на территории РСФСР и состоящему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

Признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

Имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

Состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим постоянное место жительсвта в Российской Федерации. http://www.micetour.ru/grajdanstvo.html

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ

Двойное гражданство (бипатризм) или множественное гражданство - это правовой статус лица, обладающего гражданством двух или более государств. Второе гражданство лицо может получить как с ведома государства, в котором оно получило первое гражданство, так и без его ведома. Главной причиной двойного гражданства является расхождение законодательства государств об основаниях приобретения и утраты гражданства. Один из таких случаев связан с коллизией заложенных в законодательстве различных государств принципов "права крови" и "права почвы" при приобретении гражданства в силу рождения. Кроме того, двойное гражданство может возникнуть у женщины при вступлении в брак с иностранцем, если национальное законодательство не лишает ее гражданства после вступления в брак, а законодательство страны супруга автоматически предоставляет ей гражданство мужа. В этом случае происходит столкновение закрепленных в законодательстве государств различных принципов: принципа единства семьи (жена следует гражданству мужа) и принципа равноправия сторон в браке (вступление в брак не влечет за собой изменение гражданства супругов). Принцип единства семьи закреплен в законодательстве Испании. Принцип равноправия сторон в браке - в законодательстве большинства государств, в том числе Российской Федерации. Двойное гражданство может возникнуть и в результате усыновления, а также в случаях натурализации вследствие несовпадения оснований натурализации с основаниями утраты гражданства.

В некоторых государствах, например в ФРГ, Швеции, двойное гражданство не разрешается. С другой стороны, двойное гражданство при определенных условиях признается или допускается или не связано с требованиями отказа от пре-

§ 5 Двойное гражданство

жнего гражданства при приобретении нового, что предусмотрено законодательством ряда государств, например Ирландии, Испании, Канады, Бельгии, Франции, Италии, США. Согласно Закону о гражданстве Российской Федерации российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации.

В Законе подчеркивается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Положение о двойном гражданстве закреплено в Конституции Российской Федерации, ст. 62 которой предусматривает, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у российского гражданина гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.

В случае, когда двойное гражданство наступает автоматически, оно представляет для лиц, обладающих им, определенные неудобства - каждое государство вправе рассматривать бипатрида исключительно как своего гражданина, что вытекает из суверенитета государства. Бипатрид, осуществляя права и обязанности в отношении государства, гражданином которого является и на территории которого находится (налогообложение, гражданские повинности, военная служба и т. д.), будет вынужден осуществлять права и обязанности в отношении другого государства, гражданином которого также является, если окажется на его территории. Оба государства, гражданство которых лицо имеет, вправе оказывать ему защиту друг против друга. Но в то же время каждое из таких государств имеет право отвергнуть любую попытку другого оказать защиту их гражданину под тем предлогом, что он имеет и его гражданство. Особенно часто предметом межгосударственных споров в отношении лиц с двойным гражданством является вопрос о их военной службе. В этом случае оба государства претендуют на выполнение лицом воинской обязанности. Вопрос может быть урегулирован либо путем непосредственных дипломатических переговоров, либо путем заключения международного договора о военной службе лиц с двойным граж-

данством. Например, США до второй мировой войны заключили по данному вопросу договоры с Норвегией (1930 г) Швецией (1933 г.), Швейцарией (1937 г.), Финляндией (1939 г) Так, в договоре между США и Швецией 1933 г. устанавливалось, что лица, обладающие гражданством обеих сторон, обычно проживающие на территории одной из них и в действительности наиболее тесно с ней связанные, освобождаются на территории другой стороны от выполнения воинской обязанности. Пользование в полном объеме правами и свободами, а также несение обязанностей гражданина той стороны, на территории которой лицо с двойным гражданством проживает, закреплено Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. (ратифицировано Российской Федерацией 25 ноября 1994 г.). Это же касается социального обеспечения лиц, состоящих в гражданстве обеих сторон, - оно производится в соответствии с законодательством стороны, на территории которой они проживают, если иное не предусмотрено соответствующими договорами между государствами. Лица, обладающие гражданством обеих сторон, проходят обязательную военную службу на территории той стороны, где они на момент призыва постоянно проживают. Такие лица, прошедшие обязательную военную службу одной из сторон, освобождаются от призыва на военную службу другой стороной. В то же время они вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. Находясь на территории третьего государства, они получают защиту и покровительство той стороны, на территории которой постоянно проживают, либо, по их просьбе, другой стороны их гражданства.

В 1963 г. в Страсбурге между рядом государств Европейского Совета была заключена Конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и воинской обязанности в случаях множественного гражданства, согласно которой военную службу соответствующие лица проходят в государстве, на территории которого они имеют свое обычное местожительство. Но они вправе по достижении 19 лет вступить в качестве добровольцев на военную службу другого государства своего гражданства

Полностью исключить случаи двойного гражданства невозможно. Однако их можно сократить. Этого можно добиться как при помощи внутригосударственных средств, так и международно-правовых. К числу внутригосударственных способов сокращения двойного гражданства можно отнести, в час-

§ 5 Двойное гражданство

тности, следующие способы Законодательством ряда государств лицам предоставлено право выбора гражданства и, следовательно, отказа от одного из своих гражданств Такой порядок предусмотрен английским Законом 1981 г о британской государственной принадлежности В других странах предусмотрена утрата одного из гражданств лицами, которые приобрели его по "праву крови" за границей Например, согласно Закону о гражданстве Кипра 1967 г лица, которые приобрели гражданство Кипра по "праву крови" за границей, утрачивают свое гражданство, если они по наступлении совершеннолетия (21 год) не переселяются на постоянное жительство на Кипр Что касается предотвращения двойного гражданства при вступлении женщины в брак, то в абсолютном большинстве национальных систем в настоящее время введен принцип, согласно которому вступление женщины в брак с иностранцем не влияет на ее гражданство

Международно-правовые аспекты устранения двойного гражданства связаны с заключением соответствующих международных договоров Так, многостороннее Соглашение Скандинавских стран 1969 г.

устанавливало положение, согласно которому в случае приобретения лицом гражданства других договаривающихся сторон первоначальное гражданство считается утраченным Конвенция между бывшим СССР и Румынией о разрешении и предотвращении возникновения случаев двойного гражданства 1978 г. определяла, что имеющие местожительство на территории одной из сторон совершеннолетние лица, которых каждая из сторон в соответствии со своим законодательством считает своими гражданами, могут выбрать гражданство одной из сторон путем подачи заявления на условиях, предусмотренных Конвенцией Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г., признавая право за гражданами одной стороны приобретать гражданство другой стороны, не утрачивая первоначального гражданства, тем не менее устанавливает определенные условия в отношении гражданства детей Дети, оба из родителей которых состояли на момент рождения ребенка в гражданстве обеих сторон, приобретают с момента рождения гражданство этих сторон, однако до достижения этими детьми 18-летнего возраста их родители могут выбрать им гражданство одной из сторон путем отказа от гражданства другой стороны в форме совместного письменного заявления Лицо, достигшее 18-летнего возраста и состоявшее в гражданстве обеих сторон, мо-

IV Права человека и вопросы гражданства

Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. предусмотрела, что ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены.

Для оценки условий действия гражданства в отношении натурализованных лиц, женщин, вышедших замуж за иностранца, а также детей имеет значение Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией Закона о гражданстве от 12 апреля 1930 г. Она также фиксирует ряд общих принципов, в частности положение, согласно которому каждое государство само определяет на основе своего закона, кто является его гражданами. Однако такой закон будет признан другими государствами только в случае его соответствия международным конвенциям, международному обычаю и общепризнанным принципам права, затрагивающим вопросы гражданства. Другим общим принципом Конвенции является положение о том, что лицо, имеющее гражданство более чем одного государства, находясь в третьем государстве, рассматривается как имеющее только одно гражданство. Небезынтересна и норма, согласно которой лицо, обладающее гражданствами двух государств, приобретенными без какого-либо добровольного действия с его стороны, может отказаться от одного из них, если имеется разрешение государства, от гражданства которого лицо хочет отказаться. В Конвенции подчеркивается, что в таком разрешении не может быть отказано лицам, обычно и преимущественно проживающим за рубежом - с учетом условий, предусмотренных в законе государства, от гражданства которого лицо хочет отказаться.

Наконец, следует иметь в виду, что международными договорами регулируется право оптации, т. е. свободного выбора лицом собственного гражданства, о чем уже говорилось.

Российская Федерация, как и большинство государств мира, следуя принципу исключительности гражданства, в целом отрицательно относится к институту двойного гражданства (по общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь только с одним государством). Вместе с тем и Конституция РФ и Закон о гражданстве допускают возможность для гражданина России иметь одновременно и гражданство другого государства. В отдельных случаях наличие одновременно гражданства России и гражданства другого государства может рассматриваться как благо, например, для соотечественников, являющихся гражданами государств СНГ и Балтии. Обладание российским гражданином одновременно гражданством другого государства возможно в силу международного договора (договор этот должен быть, как правило, двусторонним, с конкретным государством) или прямого указания закона (договоры о двойном гражданстве заключены Российской Федерацией лишь с Таджикистаном и Туркменистаном. Кроме того, гражданин РФ может получить гражданство иностранного государства, если национальное законодательство этого государства предусматривает предоставление своего гражданства без обязательной утраты гражданства другого государства (в частности, России). Именно в силу последнего основания имеют двойное гражданство большинство «российских бипатридов».

Лица с двойным гражданством (бипатриды) рассматриваются российским государством только как граждане России, с соответствующим набором прав и обязанностей, изъятия из этого правила возможны лишь на основании закона (в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане РФ, прошедшие военную службу в иностранном государстве, освобождаются от военной службы в России) или международного договора (например, в силу межгосударственных соглашений об освобождении от двойного налогообложения).

Население любого государства составляют не только граждане данного государства, но и все люди, проживающие в нем, включая иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). В некоторых государствах Ближнего Востока, например, иностранцы и лица без гражданства, приезжающие на заработки, составляют около половины населения.

Статус иностранцев и лиц без гражданства в России регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 118-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и большим количеством подзаконных актов и зависит в том числе и от того, проживает такой человек в России постоянно (режим постоянного проживания) или находится здесь временно (режимы временного пребывания и временного проживания).

Специальному регулированию в Российской Федерации подвержен статус беженцев – лиц, не имеющих российского гражданства, прибывших или имеющих намерение прибыть на территорию российского государства в силу вынужденных обстоятельств, вследствие насилия или преследования по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений (Закон РФ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»). Беженцев следует отличать от вынужденных переселенцев, которые хотя и покинули место своего постоянного жительства по аналогичным причинам, что и беженцы, но являются гражданами России; кроме того, они могут вынужденно перемещаться не только из-за границы РФ, но и внутри Российской Федерации из одного региона в другой. Статус вынужденных переселенцев во многом схож со статусом беженцев и регулируется он Законом РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» с изм. и доп.

Если иностранные граждане и лица без гражданства вынуждены покинуть территорию другого государства в силу преследования за убеждения (по идеологическим мотивам), им в соответствии с признанными международными нормами может быть предоставлено политическое убежище. Предоставление убежища в России отнесено к компетенции Президента РФ (п. «а» ст. 89 Конституции РФ) и осуществляется в соответствии с утвержденным его указом Положением.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранцы и лица без гражданства пользуются в России в целом одинаковыми с ее гражданами правами и обязанностями, т. е. на них распространяется национальный режим. Исключения здесь могут быть установлены только законом и касаются главным образом политических прав и свобод.

Еще по теме 8.3. Двойное гражданство и безгражданство. Правовой статус иностранцев:

  1. 10.1. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство
  2. § 3. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство
  3. § 5. Особенности административно-правового статуса иностранцев
  4. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
  5. ВОПРОС 22. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  6. § 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
  7. § 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
  8. § 3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
  9. Тема 5. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  10. 32. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ, БИПАТРИДОВ, АПАТРИДОВ И ТРУДЯЩИХСЯ- МИГРАНТОВ
  11. 4.2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  12. 11.3. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации
  13. 7.5. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации
  14. 4.3. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ИНОСТРАНЦАМ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминальная психология - Криминология - Международное право - Муниципальное право - Налоговое право -


Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (часть 3 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ) 4.

Страница 2); Вопросы населения и гражданства в международном праве

Так, согласно Европейской конвенции о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства 1963 г. совершеннолетние граждане, которые приобрели гражданство путем натурализации, оптации или реинтеграции, теряют предыдущее гражданство. Лицо, обладающее двух или более государств, может отказаться от одного из них. Статья 5 Конвенции предусматривает, что лица, обладающие гражданством двух или более договаривающихся государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из них.

Правовое положение лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством

В отдельных случаях наличие одновременно России и гражданства другого государства может рассматриваться как благо, например, для соотечественников, являющихся гражданами государств СНГ и Балтии.

Обладание российским гражданином одновременно гражданством другого государства возможно в силу международного договора (договор этот должен быть, как правило, двусторонним, с конкретным государством) или прямого указания закона (договоры о двойном гражданстве заключены Российской Федерацией лишь с Таджикистаном и Туркменистаном.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

1 ст. 62 Конституции РФ может иметь иностранного государства (двойное). Наличие у гражданина России иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Гражданин Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел иностранного государства (двойное), рассматривается в России как российский гражданин.

В свое время известность в этом смысле приобрела ст.

25 имперского закона о гражданстве Германии 1913 года, которая подвергалась критике в правовой литературе. Согласно закону от 28 ноября 1991 г. гражданину России может быть разрешено иметь гражданство другого государства, с которым Россией заключен соответствующий договор. Однако граждане России, имеющие также иностранное, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из России. Двойное имеет определенные отрицательные последствия.

Электронный научный журнал Международный студенческий научный вестник ISSN 2409-529X ИФ РИНЦ 0, 488

Связано это с тем, что граждане бывших союзных государств, а сейчас – независимых государств – желали иметь гражданство как своей страны, так и России.

Очень часто порождаются проблемы, связанные с приобретением и изменением в связи с постоянными перемещениями людей, установлении браков, которые заключаются между гражданами разных государств. Большая часть практических вопросов, которые связаны с дефиницией такого понятия как – гражданство – решаются благодаря международному праву.

Двойное гражданство и безгражданство и их правовые последствия

В свое время известность в этом смысле приобрела ст. 25 имперского закона о гражданстве Германии 1913 года, которая подвергалась критике в правовой литературе. Согласно закону от 28 ноября 1991 г. гражданину России может быть разрешено иметь другого государства, с которым Россией заключен соответствующий договор.

Просмотров