Литература по праву социального обеспечения. Правоотношения в сфере социального обеспечения. §2. Функции социального обеспечения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев и проанализировав все вышеизложенное мы можем сделать вывод, что правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированная нормами права связь между определенными в законе субъектами - гражданином и соответствующими органом социального обеспечения или иными уполномоченными государством органами, организациями или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми работодателями - по поводу предоставляемого социального материального блага в денежной и (или) натуральной формах в рамках существующих организационно - правовых способов его осуществления; правоотношения, имеющие претензионно - обеспечительный характер, отличительной чертой которых являются материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей, т.е. субъекты можно условно разделить на:

1. лиц - получателей благ по социальному обеспечению;

2. лиц - предоставителей благ по социальному обеспечению.

В материальных правоотношениях по социальному обеспечению объектом является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов, а в процедурных и процессуальных - непосредственно само поведение субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению служат специфические жизненные обстоятельства (юридические факты), закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

В итоге хотелось бы отметить, что, несмотря на схожесть правоотношений по социальному обеспечению по своему характеру, среди ученых нет единого мнения касательно данной темы. Это позволяет говорить о своеобразной неоднородности предмета данной отрасли, его слоистости и сложности, что создает известные проблемы при изучении данной отрасли права.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2. Федеральный закон от 15.12.2001 №166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»//СЗ;

3. Федеральный закон от 17.12.2001 №173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»//СЗ;

4. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: учебник.- М., 1987.

5. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: Учебник. М., 2004. С. 18-19.

6. Горшков А.В. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Омега-Л, 2011.- 160 с.

7. Гусов К.Н. Право социального обеспечения России.- М.: Издательство Проспект, 2012.- 640 с.

8. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник. - М.: КНОРУС, 2010. - 512 с.

9. Добромыслов К.В., Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Книжный мир, 2010.- 416 с.

10. Зайкин А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. - М., 1974.

11. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Издательство БЕК, 2010.

12. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. - М., 1986.

13. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Юрайт, 2013.- 576 с.

14. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения.- М.: Издательство РИОР, Инфра-М, 2011.- 64 с.

15. Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении.- Томск, 1980.

16. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Юрайт,2011.- 560 с.

17. Тарасова В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения.- М., 1974.

18. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Юрайт, 2012.- 576с.

19. Шайхатдинов В.Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения.- Свердловск: Уральский университет, 1986.

20. Право социального обеспечения: учебное пособие. Тамбов: издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2012. 64 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

НОУ ВПО «Институт законоведения и управления ВПА»

Контрольная работа

По дисциплине: Право социального обеспечения

Тема: Социальное обеспечение

Выполнил

Студент группы: 2303

Заочной формы обучения

Специальность: 03090062 «Юриспруденция»

Захарова Юлия Юрьевна

Проверил

Преподаватель Заварзин С.В.

Тула 2013 г.

Введение

Глава 1. Понятие и предмет права социального обеспечения

§1.Понятие социального обеспечения

§2.Функции социального обеспечения

§3. Социальное обеспечение и социальная защита

§4. Предмет права социального обеспечения

Глава 2. Метод и система права социального обеспечения

§1. Метод права социального обеспечения

§2. Система права социального обеспечения

Заключение

Список литературы

Введение

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение.

Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких порой мало совместимых критериях, в частности на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России -сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем - наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

Глава 1. Понятие и предмет права социального обеспечения

§1. Понятие социального обеспечения

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких порой мало совместимых критериях, в частности на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства.

К числу субъектов, Которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России -сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем - наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей.

Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение - это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной.

Представителями этой теории являлись В. М. Догадов Н. А. Вигдорчик, Н. А. Семашко. Однако ее сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных.

В. Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения строго целевой направленностью. По его мнению, такой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека».

Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому и субъектному явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной мысли но вопросу о понятии социального обеспечения.

Развивая позицию В. Дурдеиевского, В. С. Андреев указывал, что социальное обеспечение - это «совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и нри нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности».

Однако позиция B.C. Андреева не была однозначно принята учеными.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной.

В соответствии с актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Процесс формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных основных положений международных норм.

В развитие этого Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В связи с этой политикой охраняются труд, здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечением сегодня следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Исходя из этого определения к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий| компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем - по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.

§2. Функции социального обеспечения

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т.д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т.д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Нам представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию - защитную. Прежде всего именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.) являются основным назначением социального обеспечения.

§ 3. Социальное обеспечение и социальная защита

В правовой литературе понятие социального государства справедливо увязывается с понятием социальной защиты, а также его соотношение с социальным обеспечением.

Разработка понятия социальной защиты ведется с позиций тех элементов и свойств феномена, которые входят в круг проблем, связанных с предметом той или иной науки. В результате неоправданно сужается понятие социальной защиты, наблюдается фрагментарный подход к ее организации. Это связано еще и с тем, что на сегодня термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания.

Выделяя место «социального» в системе общественных процессов и отношений, следует подчеркнуть, что социальные отношения отражают определенный срез в рамках «общественного». Причем социальная защита личности, социальное обеспечение имеют теснейшую связь с такой категорией, как мораль. Именно по состоянию социальной защищенности и социальному обеспечению личности в обществе можно судить о его моральной стороне. То есть эти социальные факторы выступают в некотором роде критерием зрелости общества, уровнем его нравственных и юридических норм.

В широком смысле слова под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. Он как бы социально «само-обслуживается». В данном значении социальная защита практически совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду конкретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, социальная защита и социальное обеспечение - все же различные категории и, во-вторых, социальная защита может иметь своим объектом и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением. Конечно, Конвенция не охватывает все социальные и иные проблемы, требующие социальной защиты граждан, однако она рассчитана на государства, находящиеся на этапе позитивного (нормального) социального развития. Россия же пока к таким странам не относится. Нашей стране сегодня необходима более широкая и эффективная система органов социальной защиты.

Некоторые авторы отождествляют социальную защиту с общим понятием социальной политики. Так, Я. И. Фельдман полагает, что социальная защита в широком смысле означает круг мероприятий, направленных на создание благоприятных условий работы и жизни в условиях рынка, обеспечение повышения жизненного уровня населения.

Вывод, на наш взгляд, хотя и логичный (ибо социальная политика социального государства должна быть направлена прежде всего на социальную защиту своих граждан), однако указанный круг мероприятий лишь частично обозначает должные направления социальной защиты. За ее пределами остались такие меры, как предупреждение и борьба с преступностью, защита природы и окружающей среды, меры, направленные на их сохранение.

Следует полагать, что создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных, отношений. Оно выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности. Основное предназначение социальной политики государства - защита всего населения и каждого человека. При этом агрессия рыночных отношений умножает основания Для социальной защиты и требует усиления внимания государства к социальной сфере. Вместе с тем по мере стабилизации ситуации и повышения уровня жизни населения идеи социальной защиты звучат менее актуально. В социальной политике возрастает интерес к проблемам социального развития - совершенствованию социальной структуры общества, обеспечению его процветания. Весьма характерно, что термин «социальная защита» при всём этом иногда воспринимается как уничижительный по отношению к экономически активному населению, что представляется неверным. Все категории населения, так или иначе, нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для предпринимательства, приобретения жилья и т.д. Социальное государство как раз и обеспечивает такую социальную защиту.

Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права, таких, как:

Трудовое право - это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения.

Гражданское право - государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право - это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д.

Экологическое право - это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков.

Исходя из изложенного совершенно очевидно, что приятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

§4. Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения -- это совокупность общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

По своей экономической сущности отношения в сфере социального обеспечения являются отношениями распределительными. В экономической науке выделяют обычно пять способов распределения: 1) бесплатно, на началах равного доступа каждого гражданина к распределяемым благам, но пропорционально разумным (рациональным) потребностям и экономическим возможностям общества; 2) безэквивалентно, но нормированно, с учетом затрат прошлого или текущего труда, потребностей производства, материальной обеспеченности; 3) на льготных условиях с частичной оплатой стоимости, т.е. возмездно-неэквивалентно; 4) за плату; 5) по труду в соответствии с его количеством и качеством.

Исходя из этих способов распределения жизненных благ, понимаемых в экономическом смысле, можно различать три типа распределительных отношений, которые качественно разнородны и требуют различных методов правового регулирования. Отношения, основанные на принципе платного предоставления услуг, составляют сферу регулирования гражданского права. Сюда же относятся распределительные отношения и третьего способа, но лишь в той части, которая базируется на возмездности. К трудовому праву относятся распределительные отношения пятого вида. Распределительные отношения, обусловленные первыми тремя способами распределения, в основном относятся к праву социального обеспечения.

Что касается правовой природы правоотношений в сфере социального обеспечения, то традиционно их классификация проводится по таким основаниям, как виды социального обеспечения, сроки существования во времени; на материальные, процедурные, процессуальные. Возможна также классификация по видам и формам социального обеспечения.

По видам социального обеспечения выделяют правоотношения в связи с предоставлением:

Денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации и натуральных видов помощи (продукты, вещи, лекарства, транспорт и технические средства для инвалидов и т.д.);

Социальных услуг и льгот (социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и т.д.).

По срокам существования во времени правоотношения в сфере социального обеспечения делятся на три группы:

1) правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, правоотношения по поводу единовременных пособий -- по случаю рождения ребенка; на погребение и др.);

2) правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени. Особенностью данного вида правоотношений является то, что с момента их возникновения заранее известно, когда они будут прекращены. К этой группе правоотношений можно отнести, например, правоотношение по выплате пособия за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; правоотношение по выплате пенсии по инвалидности, установленной на определенный срок, и т.д.);

3) правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, правоотношение по поводу выплаты пенсии по старости; правоотношение по социальному обслуживанию пожилых, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, и т.д.).

По видам социального обеспечения в зависимости от источника денежных средств можно выделить следующие виды правоотношений:

Правоотношения по обеспечению за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

Правоотношения по обеспечению из негосударственных средств (негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды, средства отдельных юридических или физических лиц и др.).

По формам государственного социального обеспечения можно провести следующую классификацию:

Правоотношения по государственному социальному обеспечению;

Правоотношения по государственному социальному страхованию, в том числе правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи.

Производными от перечисленных видов общественных отношений и входящими в предмет права социального обеспечения являются процедурные и процессуальные правоотношения.

Процедурные правоотношения возникают по поводу:

Назначения всех видов социального обеспечения;

Установления юридических фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социального обеспечения. Например, для назначения пенсии по инвалидности необходимо установить факт инвалидности, а для назначения пособия по временной нетрудоспособности необходимо установить факт нетрудоспособности и т.д.

Глава 2. Метод и система права социального обеспечения

§1. Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования является юридическим признаком самостоятельности отрасли права и всегда определяется характером общественных отношений, входящих в ее предмет.

Воздействуя на общественные отношения, право использует два способа регулирования: императивный и диспозитивиый. Для каждого из них характерно особое сочетание таких правовых приемов воздействия на волю участников общественных отношений, как запреты, веления, дозволения и материальные предоставления. Наиболее полно служебное назначение метода правового регулирования в аспекте юридической характеристики отрасли права определил Д. С. Явич. Он указывает, что метод дает возможность проанализировать и обнаружить специфику отрасли по следующим пяти параметрам: 1) порядку установления прав и обязанностей субъектов права; 2) степени определенности предоставленных прав и «автономности» действий субъектов; 3) взаимоотношениям субъектов правоотношений; 4) наличию или отсутствию конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей; 5) путям и средствам обеспечения установленных субъективных прав и юридических обязанностей1. Не отрицая значения перечисленных черт метода, С. С. Алексеев считает, что «решающей чертой отраслевого метода правового регулирования является общее юридическое положение субъектов, их правовой статус»2. Представляется, что, выдвинув этот элемент в качестве основной черты метода, С. С. Алексеев нашел главную опорную точку, в которой концентрированно собраны, сфокусированы юридические особенности отрасли нрава.

Кроме того, С. С. Алексеев более четко обозначил и признаки метода правового регулирования, сформулированные Л. С. Явичем, а именно: 1) характер способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов; 2) характер оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений; 3) характер общего юридического положения субъектов; 4) характер юридических мер воздействия.

Между тем в теории права есть и другой подход к понятию метода правового регулирования. Если первая позиция ученых-правоведов основана на том, что существует столько методов правового регулирования, сколько имеется самостоятельных отраслей права, то, в частности, В. Д. Сорокин утверждает, что существует лишь один метод правового регулирования разных общественных отношений, составляющих предметы правового регулирования самостоятельных отраслей права. При этом, с одной стороны, он полагает, что эта правовая категория может существовать реально только как объединение трех критериев регулирования: дозволений, предписаний и запретов, а с другой - «что пропорции между дозволением, предписанием и запретом неодинаковы в различных конкретных ситуациях, и прежде всего применительно к предметам регулирования отраслей права».

Единый метод правового регулирования есть не что иное, как научная абстракция, позволяющая выделить лишь общие признаки для всех реально существующих разновидностей методов отраслей права.

Впервые к проблеме метода правового регулирования права социального обеспечения обратился его основатель В. С. Андреев, выделив три признака, которые в своей совокупности характеризуют специфику этого метода; во-первых, метод связывался им с той особенностью предмета регулирования, что все входящие в него отношения имеют алиментарный характер, причем предоставлять социальное обеспечение обязано государство в лице его органов управления или учреждений или по поручению государства профсоюзы или органы колхозов; во-вторых, одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья, а другим - органы государства или по его поручению профсоюзы либо органы колхозов; в-третьих, посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение.

§ 2. Система права социального обеспечения

Право социального обеспечения представляет собой самостоятельное, относительно обособленное и цельное правовое образование, регулирующее указанный круг специфических общественных отношений на основе определенных принципов и своеобразным методом правового регулирования.

Совокупность норм, институтов и пединститутов, входящих в такое правовое образование, составляет систему отрасли права социальною обеспечения. В структуре нормативных актов, регулирующих общественные отношения по социальному обеспечению, различаются:

правовые нормы, определяющие содержание указанных отношений в составе всех их элементов (Общая часть);

регламентирующие отдельные виды (элементы) этих отношений (Особенная часть).

Внутренней структурной дифференциацией каждой правовой отрасли российского права является деление этой отрасли на ряд правовых институтов.

В науке «правовой институт» определяется как законодательно обособленный комплекс юридических норм, обеспечивающий цельное регулирование данной разновидности общественных отношений или ее сторон. И если отрасль права регулирует при помощи особого метода всю совокупность качественно однородных общественных отношений путем специфических приемов и способов их юридического опосредования, то правовой институт призван детально урегулировать при помощи тех же приемов и способов лишь конкретное общественное отношение, входящее во всю совокупность указанных качественно однородных общественных отношений права социального обеспечения. Именно потому правовой институт однороден по своему фактическому содержанию. Для него характерно, что нормы нрава, образующие его, выступают как единый комплекс, цельная система, точнее - относительно обособленный «блок», в совокупности с другими институтами, составляющими нормативный механизм отрасли.

В соответствии с положениями теории права Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

Общая часть права социального обеспечения находится сегодня в стадии формирования. В современной литературе нет однозначного подхода к определению ее структуры и содержания.

Происходящие изменения в законодательстве о социальном обеспечении отражаются на методе регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального, обеспечения. Меняются и руководящие начала, определяющие основные черты права социального обеспечения (принципы правового регулирования), расширяется круг субъектов социального обеспечения и т.д. Указанные факторы замедляют темпы формирования Общей части этой отрасли права.

Некоторые авторы полагают, что Общая часть правовой отрасли не может иметь самостоятельных институтов, так как представляет собой лишь совокупность соответствующих норм без их организации внутри этой части. Другие считают, что Общая часть права социального обеспечения состоит из самостоятельных правовых институтов: главный; правосубъектности; социальных рисков. При этом главный (основной) институт понимается как комплекс нормативных предписаний, посвященных определению предмета отрасли, ее задачам, отраслевым принципам.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сформировался сегодня достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов: трудового стажа; пенсионного обеспечения; пособий и компенсационных выплат; обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; социального обслуживания; медицинской помощи и лечения; по установлению юридических фактов; по разрешению жалоб и споров; институт юридической ответственности.

При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными, состоящими из нескольких пединститутов.

Следует заметить, что в правовой литературе до сих пор продолжается полемика по поводу соотношения системы права и системы законодательства.

Законодательство - это всего лишь одна из форм установления и выражения норм позитивного права. Поэтому вряд ли можно настолько оторвать форму права как явления от его содержания - правовых норм. Объективность присуща развитию как права, так и законодательства. Но состоит она не в том, что природа норм определяет, какова должна быть структура законов.

По моему мнению, общие черты системы отрасли права и системы соответствующего законодательства должны находиться в единстве и соответствии как форма (система законодательства) и содержание (система права). С другой стороны, система права социального обеспечения и система его институтов должна служить исходной базой для системы законодательства о социальном обеспечении.

Заключение

Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, следует вместе с тем выявить основные современные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Таковыми, являются:

1.источники финансирования.

Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством.

В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных государственных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

Круг лиц, подлежащих обеспечению.

С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (в том числе по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные, и т.д. Круг этих лиц устанавливается применительно, к конкретным видам обеспечения;

Условия предоставления обеспечения.

Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам и когда помощь общества является ему крайне необходимой; Цель предоставления обеспечения.

Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели.

социальный государственный гуманитарный

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм. на 14 февраля 2013 года.)

2. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с ред. от 25.11.2013)

3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с ред. от 02.07.2013 года).

4. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с ред. от 02.07.2013 года).

5. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство, 2011.

6. Соловьев А.А. Оформление пенсий: Методические указания. - М.: Издательство, 2010.

7. Пенсионная реформа/ Под редакцией М.Ю. Зурабова. - М.: Издательство «Современная экономика и право», 2011.

8. Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2011.

9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г, Практический и научный комментарий к закону Российской Федерации: «О государственных пенсиях в Российской Федерации». М.,2012.

10. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М. 2012.

11. Мачульская Е.Е. Круг лиц, подлежащих государственному (обязательному) социальному страхованию 2012.

12. Мачульская Е.Е. Право на социальное обеспечение - естественное и неотъемлемое право человека. // 2011

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Понятие, основные виды и общая характеристика социального обслуживания как предмета права. Общественные отношения как предмет отрасли права.

    реферат , добавлен 27.04.2011

    Понятие, функции и виды социального обеспечения, его организационно-правовые формы. Организация работы органов, осуществляющих социальное обслуживание в России. Обеспечение гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2014

    Социальное обеспечение как форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан. Общая характеристика видов функций социального обеспечения. Анализ Пенсионного фонда Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2014

    Понятие, предмет, система и метод права социального обеспечения. Монетизация льгот в Тульской области. Понятие организационно-правовой формы социального обеспечения. Классификация его функций. Основные источники и правоотношения социального обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2013

    Анализ концепции социальной защиты населения России. Предмет, методы и система права социального обеспечения. Основные составляющие социального обеспечения, его виды. Критерии определения социального обеспечения, характеристика его ключевых функций.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Понятие и характеристика принципов права социального обеспечения. Единство и дифференциация правового регулирования как его основной принцип. Конституционный принцип равенства, социальное обеспечение граждан, имеющих детей. Восстановление нарушенных прав.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2016

    Понятие становления социального государства и его конституционно-правовые характеристики. Основные составные элементы социального обеспечения. Особенности социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Сущность, принципы, объекты, субъекты и источники правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации. Социальная защита отдельных категорий граждан. Международная система сохранения прав в области социального обеспечения.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2014

    Понятие права социального обеспечения и его организационно-правовые формы и виды. Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества. Назначение денежных выплат. Предмет, система, принципы и источники права социального обеспечения.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Законодательное закрепление в России конституционного права на социальное обеспечение. Установление федеральным законом государственной поддержки в виде пенсий, пособий. Механизм финансирования реализации прав граждан в сфере занятости населения.

    Конвенция МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952 г.).// (Принята в г. Женеве 28.06.52 на 35-ой сессии Генеральной конференции МОТ)

    Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. № 237.- 25 декабря.

    Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831

    Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822

    Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования"// Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3686

    Федеральный Закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 29.12.2014, с изм. от 06.04.2015) "О погребении и похоронном деле"//Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 146

    Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ//Российская газета, N 153-154, 12.08.1998.

    Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"//Российская газета, N 142, 23.07.1999

    Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"//Российская газета, N 295, 30.12.2013

    Федеральный закон от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ//Российская газета, N 104, 02.06.1998

    Федеральный закон от 07.11.2011 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" N 306-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 07.11.2011, N 45, ст. 6336

    Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму"//Парламентская газета, N 32, 10.03.2006

    Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 939н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому".

    Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 938н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания".

    Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 935н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания".

    "Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

Основная и специальная литература:

    Беребина О. Характеристика состояния уровня пенсионного обеспечения в России на современном этапе // Юрист.- 1999.- N3.- С.20.

    Бочарова О.В., Право социального обеспечения: Учеб. пособие / Юж.-Рос.гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. – 152 с.

    Васильева Ю.В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? // Известиия вузов. Правоведение. 2009. № 4. С. 116

    Васильчиков В. М. Муниципальный сектор социального обслуживания пожилых людей и инвалидов: состояние, динамика развития, тенденции и перспективы // Муниципальная система социальной защиты населения: опыт, проблемы, перспективы. М., 2002. С. 33.

    Галаганов В.П. Проблемы обязательного социального страхования (правовой аспект): монография. - М.: ИД АТИСО, 2009

    Графова В.С. Социальное страхование и его функции // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4

    Замараева З. П. Социальная защита. Учебное пособие. – Пермь, 2009.-244с.

    Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. 2-е изд., испр. и перераб. - М.: изд-во БЕК, 2002. -560 с.

    Иванова Р.И. Социальное обеспечение в государственно организованном обществе: генезис, развитие и функционирование (правовой аспект): автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1987. 51 с.

    Коновалова Мария Петровна, Проблема социального страхования в России и возможные пути их решения // Вестн. Том. гос. ун-та. 2006. № 292.

    Лепихов М. И. Право и социальная защита населения (социальное право). – М., 2000.- 312 с.

    Лушникова М.В. Право социального обеспечения (Общая часть): Учебное пособие. Ярославль. 1997 – 70 с.

    Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения (2-е изд., доп.).- "Юстицинформ", 2009 г.- 656 с.

    Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения - М., 1999, 312 с.

    Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный мир», 2001.

    Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.- 575 с.

    Милоенко Елена Васильевна Пенсионная реформа в России: достойная старость или бедность // jsrp . 2013. №3. С.74-78.

    Основные институты социальной защиты населения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование). Монография / Лепихов М.И. - М.: Изд-во РАГС, 2005. – 195 с.

    Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы. Учебное пособие. – М., 2012.- 592 с.

    Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2013. - 717 с.

    Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: Юрид. лит., 1980. – 312 с.

    Право социального обеспечения России: учеб. / М. О. Буянова, К. Н. Гусов [и др.]- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2008 г.

    Право социального обеспечения. Учебник / Под ред. К. Н. Гусова. – М., 2001 – 328 с.

    Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М.В. Филипповой. - М.: Юристъ, 2006.

    Российская юридическая энциклопедия/Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Инфра-М, 1999. С. 324

    Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736

    Состояние и перспективы развития системы социальной защиты в России / Золотарева А. [и др.]. – М.: Ин-т Гайдара, 2011. – 268 с.

    Социальная помощь: На пути к адресности: Сборник статей / Под ред. М.И. Либоракиной.– М.: Фонд "Институт экономики города", 2001.– 43 с.

    Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование: монография / Н. Л. Зуева; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. С.171

    Фирсов М.В. Введение в профессию «Социальная работа» - М.: КНОРУС, 2011. – 224 с.

    Юдин В. П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Учебно-методическое пособие. – Казань, 1995 - 525 с.

    Ящерицына О. Проблемы организации социального обслуживания // Социальная сплоченность и доступ к социальным правам: материалы Моск. конф. (11–12 апреля 2005 г.) / под общ. ред. О. И. Косенко. М., 2005.

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. № 237.- 25 декабря.

1 Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный мир», 2001. – С.15

1 Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы. Учебное пособие. – М., 2012

1 Замараева З. П. Социальная защита. Учебное пособие. – Пермь, 2009.

2 Лепихов М. И. Право и социальная защита населения (социальное право). – М., 2000.

3 Юдин В. П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Учебно-методическое пособие. – Казань, 1995.

4 Право социального обеспечения. Учебник / Под ред. К. Н. Гусова. – М., 2001.

1 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Издательство БЕК, 2003.

1 Право социального обеспечения в СССР. Учебник / Андреев В.С.. - 2-е изд., с изм. и доп. - М.: Юрид. лит., 1980. - С. 12

1 Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования" (16 июля 1999 г.)// "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3686

1 Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Издательство Юрайт, 2013. - с.45

1 Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения (2-е изд., доп.).- "Юстицинформ", 2009 г. С. 177

1 Основные институты социальной защиты населения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование). Монография / Лепихов М.И. - М.: Изд-во РАГС, 2005. – С. 170, 171

2 Лушникова М.В. Право социального обеспечения (Общая часть): Учебное пособие. Ярославль. 1997. С. 10, 11.

3 Захаров М.Л.. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер. 2004. С. 36..

1 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. 2-е изд., испр. и перераб. - М.: изд-во БЕК, 2002. - С. 63

2 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: Дисс. докт. юрид. наук. М., 2000. С. 111

1 Право социального обеспечения. Ершов В.А., Толмачев И.А. М.: ГроссМедиа, 2009. С. 2

1 Российская юридическая энциклопедия/Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Инфра-М, 1999. С. 324

1 Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М.В. Филипповой. - М.: Юристъ, 2006. - с. 28

2 Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования" //Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3686

1 Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования" ст. 8

1 Галаганов В.П. Проблемы обязательного социального страхования (правовой аспект): монография. - М.: ИД АТИСО, 2009

2 Графова В.С. Социальное страхование и его функции // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4

1 Коновалова Мария Петровна, Проблема социального страхования в России и возможные пути их решения // Вестн. Том. гос. ун-та. 2006. №292.

1 Иванова Р.И. Социальное обеспечение в государственно организованном обществе: генезис, развитие и функционирование (правовой аспект): автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1987. С.36

1 Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736

1 Милоенко Елена Васильевна Пенсионная реформа в России: достойная старость или бедность // jsrp . 2013. №3. С.74-78.

1 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения - М., 1999, С. 186

1 Социальная помощь: На пути к адресности: Сборник статей / Под ред. М.И. Либоракиной.– М.: Фонд "Институт экономики города", 2001.– с. 11

1 Ящерицына О. Проблемы организации социального обслуживания // Социальная сплоченность и доступ к социальным правам: материалы Моск. конф. (11–12 апреля 2005 г.) / под общ. ред. О. И. Косенко. М., 2005. С. 122.

2 Фирсов М.В. Введение в профессию «Социальная работа» - М.: КНОРУС, 2011.

1 Васильчиков В. М. Муниципальный сектор социального обслуживания пожилых людей и инвалидов: состояние, динамика развития, тенденции и перспективы // Муниципальная система социальной защиты населения: опыт, проблемы, перспективы. М., 2002. С. 33.

2 Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование: монография / Н. Л. Зуева; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. С.171

1 Состояние и перспективы развития системы социальной защиты в России / Золотарева А. [и др.]. – М. : Ин-т Гайдара, 2011. – с. 161

1 "Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165592/)

1 Васильева Ю.В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? // Известии вузов. Правоведение. 2009. № 4. С. 109-116

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. // Российская газета. - М., 2015

2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 52 (ч. I). - Ст. 6965.

3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 52 (ч. 2). - Ст. 6992.

4. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О ветеранах" // Собрание законодательства РФ. - 03.02.2016. - № 8. - Ст. 2411

5. Федеральный закон от 22.12.2014 N 426-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах"// Собрание законодательства РФ. - 15.01.2015. - № 5. - Ст. 3422

6. Закон Астраханской области от 27 декабря 2004 года N 68/2004-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан" (в ред. Законов Астраханской области от 13.04.2011 N 19/2011-ОЗ, от 10.04.2012 N 11/2012-ОЗ, от 26.12.2012 N 90/2012-ОЗ, от 08.05.2014 N 19/2014-ОЗ, от 10.11.2014 N 67/2014-ОЗ) // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 1 от 15.01.2015.

Научная литература

7. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. - М.: КноРус, 2014. - 293 с.

8. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 2011. - 168 с.

9. Зверева В.А. О правах и льготах ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах. № 4. 2014. - 208 с.

10. Исайчева Е.А. Право социального обеспечения. - М.: Экзамен, 2012. - С. 286.

11. Исайчева Е.А. Право социального обеспечения. - М.: Экзамен, 2012. - 514 с.

12. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. - М.: Экономика, 2010. - 466 с.

13. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2012. № 2. - 142 с.

14. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2014. № 2. - 138 с.

15. Корякин В.М. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный) // За права военнослужащих, 2014. - 215 с.

16. Корякин В.М. О правах и льготах ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах. № 4. 2013. - 118 с.

17. Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения. - М., 2011. - 314 с.

18. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник. М.: Юрайт, 2012. - С. 240.

19. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // СПб., Русская философия собственности. 2010. - 342 с.

20. Орловский Ю.П. Право социального обеспечения: учебник. М.: Юрайт, 2016. - 326 с.

21. Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2015. - 220 с.

22. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 2010. - 231 с.

23. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. - С. 128.

24. Чепурной А.Г. Социальная защита ветеранов в Российской Федерации как юридический институт: взаимодействие международно-правовых и внутригосударственных факторов // Государство и право. 2013. № 4. - 412 с.

Материалы судебной практики

25. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 435-О // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.

26. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 603-О // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.

27. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 965-О // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.

28. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 г. № 1066-О // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.

29. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2014 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.10.2014) // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2014. - № 22.

30. Решение Астраханского областного суда от 20 октября 20134 г. по делу N 28-1164 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 11.03.2016.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра гражданского и предпринимательского права

М.Н. Бронникова, Л.А.Шемонаева

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ

Практикум

УДК 349.3 ББК 67.405я73

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета

Бронникова М.Н., Шемонаева Л.А. Право социального обеспечения России. Практикум. – Самара: Издательство «Самарский университет»,

2015. – 86 с.

Практикум составлен в соответствии с программой курса «Право социального обеспечения России» и может быть использован в учебных целях. Практикум рассчитан на последовательное изучение студентами каждой темы учебного курса с учетом проблемного характера отдельных вопросов, сложности в овладении материала некоторых разделов учебной дисциплины. Практическое занятие имеет цель развития навыков краткого изложения теоретического материала по предложенной тематике, юридического анализа конкретных ситуаций и правильного применения к ним закона.

Настоящее издание подготовлено с учетом положений законодательства РФ и субъектов РФ по состоянию на 1 октября 2015 года, а также материалов судебной практики последнего времени.

Пособие предназначено для студентов очной формы обучения специальности «Юриспруденция», аспирантов и преподавателей юридических вузов.

© Бронникова М.Н., Шемонаева Л.А. 2015

Введение…………………………………………………………….…..... 4 Занятия № 1. Понятие права социального обеспечения ………...…. 7 Занятие № 2. Принципы права социального обеспечения ………... 13 Занятие № 3. Источники права социального обеспечения ………... 17 Занятия № 4. Правоотношение в праве социального обеспечения.. 21 Занятия № 5. Стаж как основание возникновения права на социальное

обеспечение ………………….…………………………….………….…..... 25 Занятия № 6. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации …. 35 Занятия № 7. Пособия по обязательному социальному страхованию 48 Занятия № 8. Социальные пособия и иные выплаты …………..…. 61 Занятия № 9. Социальное обеспечение, предоставляемое в

натуральной форме …………………………..……………………………. 71 Примерные темы курсовых и дипломных работ по курсу «Право

социального обеспечения России»...………………………….……………. 82 Список вопросов по праву социального обеспечения……………….. 83 Приложение № 1. Виды пенсионного обеспечения в Российской Федерации …….……………………………………………….………....….. 85

Введение

В современных условиях «социализации» российского права, динамики социально-экономического развития, требующей принятия мер, направленных на совершенствование механизмов оказания адресной социальной поддержки, перевод их на качественно новый уровень, знание права социального обеспечения представляет собой одну из важнейших предпосылок обретения высокой квалификации и успешной профессиональной деятельности специалистов-юристов.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет» студенты всех форм обучения изучают право социального обеспечения России в течение одного семестра.

Целью настоящего издания является оказание помощи студентам дневного отделения в постижении основных вопросов курса, в поиске нормативных и правоприменительных актов для подготовки к практическим занятиям.

Освоение курса должно опираться на анализ действующих нормативных актов, перечень которых указан применительно к каждой теме. В списках литературы приведен достаточный перечень учебной литературы, изучение которой позволит получить необходимый объем информации в области правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, развития науки права социального обеспечения.

Подготовка к практическим занятиям предполагает обязательный анализ норм действующего законодательства о социальном обеспечении, например, по видам стажа, пенсий в РФ и т.д., а также практическое применение указанных правовых норм в процессе разрешения конкретных дел (казусов).

Следует обратить внимание на то, что предлагаемый список нормативных и правоприменительных актов составлен по состоянию на 1 октября 2015 года. При подготовке к занятиям студенты должны проверять действие соответствующего правового акта и изучать нормативные акты в редакции, действующей в этот момент. Кроме того, необходимо учитывать нормативные акты, принятые после 1 октября 2015 года. При этом рекомендуется использование электронных информационно-справочных правовых систем, например, «Гарант», «Консультант Плюс».

В процессе изучения курса «Право социального обеспечения России» студентам нужно систематически следить за публикациями в периодической печати по вопросам социального обеспечения, накапливать

и обобщать информацию по практике применения правовых норм в сфере

социального обеспечения. Полезным будет обращение студентов к журналам «Юрист», «Пенсия», «Трудовое право» и другим специализированным юридическим научным изданиям, а также сайтам в системе «Интернет»: http://www.rospensia.ru, http://www.fss.ru и др.

В начале настоящего издания содержится перечень основной литературы по курсу, далее располагаются материалы по каждой теме практического занятия в следующей последовательности:

Дается примерный, достаточно подробный план изучения темы; - указываются нормативные и правоприменительные акты, изучение

которых необходимо для уяснения содержания темы и решения ситуационных задач;

Предлагаются ситуационные задачи (казусы); - в заключение по всем темам приводится дополнительное задание,

которое необходимо выполнить тем студентам, которые самостоятельно изучают отдельные темы курса, не посещая практические занятия согласно установленного учебного расписания.

Решение задач оформляется в письменном виде, все имеющиеся в ответе выводы должны носить развернутый характер и быть обоснованными ссылками на конкретные правовые нормы. Задачи и составленные документы, предъявляются преподавателю, ведущему практические занятия.

В качестве основной литературы для изучения рекомендуются следующие издания:

1.Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М. : КноРус, 2008.

2.Гусов К.Н., Буянова М.О. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Проспект, 2010.

3.Захаров М.Л., Э.Г. Тучкова Право социального обеспечения России: Учебник для вузов. М.: Волтерс Клувер, 2005.

4.Право социального обеспечения: учебник / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

5.Право социального обеспечения: Учеб.пособ.для вузов / под ред. Гусова К.Н. - М. : Проспект, 2008.

6.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010.

7.Никонов Д.А. Стремоухов А.В. Крюков С.В. Право социального обеспечения России. – М. : Изд-во НОРМА, 2005.

8.Право социального обеспечения России: Учебник / под ред. М.В. Филипповой. – М. : Юрист, 2006.

9.Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2006.

По итогам освоения учебной программы студент должен:

- положения Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, подзаконных нормативных актов в области социального обеспечения;

- законодательные акты Самарской области в области социального обеспечения;

- постановления и определения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения высших судебных инстанций РФ (Верховного Суда РФ), судебную практику мировых судов и судов общей юрисдикции Самарской области по вопросам социального обеспечения;

- правильно проводить юридическую квалификацию жизненных ситуаций,

- давать заключения и консультации по вопросам социального обеспечения в точном соответствии с законодательством РФ;

- составлять процессуальные документы, необходимые для реализации и защиты прав граждан в области социального обеспечения;

- понятийным аппаратом права социального обеспечения;

- методами сбора информации, имеющей значение при применении правовых норм о социальном обеспечении.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

РФ - Российская Федерация; СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации; ФЗ – Федеральный закон;

БНА - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти; ФСС РФ – Фонд социального страхования Российской Федерации;

ФФОМС РФ – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Занятие № 1. Понятие права социального обеспечения

1.Социальное обеспечение как социально-экономическая категория. Соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита». Роль государства в реализации этого права каждого человека на социальное обеспечение.

2.История развития законодательства о социальном обеспечении 2.1.Законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении в России до Октябрьской революции.

2.2.Первые декреты советской власти о социальном обеспечении. 2.3.Советское законодательство о социальном обеспечении до принятия Конституции СССР 1936 г.

2.4.Правовое регулирование социального обеспечения в СССР до принятия Конституции СССР 1977 г.

2.5.Развитие законодательства о социальном обеспечении в период, предшествовавший распаду СССР.

2.6.Формирование в России федеральной системы социального обеспечения и состояние законодательства о пенсионном обеспечении, об обеспечении населения социальными пособиями, компенсациями, субсидиями, услугами, льготами на современном этапе. Пенсионная реформа, реформа системы социального обслуживания населения.

3. Предмет права социального обеспечения.

4. Метод права социального обеспечения.

5. Перспективы развития права социального обеспечения в России.

6. Соотношение права социального обеспечения с гражданским, трудовым, административным и налоговым правом. Межотраслевые связи права социального обеспечения.

Нормативные и правоприменительные акты к занятию № 1:

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ [федер. закон: принят Гос. Думой ФС РФ 17.07.2009 г.]. - СЗ

«Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ [федер. закон: принят Гос. Думой ФС РФ 30.11.2001 г.]. - СЗ РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4832.

Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ [федер. закон: принят Гос. Думой ФС РФ 09.06.1999 г.]. - СЗ РФ. 19.07.1999. № 29. Ст. 3686.

Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ [федер. закон: принят Гос. Думой ФС РФ 08.04.1998 г.]. - / СЗ РФ. 11.05.1998. № 19. Ст.

Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ [федер. закон: принят Гос. Думой ФС РФ 20.07.1995 г.]. - СЗ РФ. 27.11.1995. № 48. Ст. 4563.

Дополнительная литература к занятию № 1:

Адриановская, Т.Л. Компенсации в праве социального обеспечения и в трудовом праве // Социальное и пенсионное право. 2014. N 4. С. 27 - 30.

Байматов, П.Н. О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение // Российский юридический журнал. 2014. N 6. С. 129 - 138.

Барков, А.В. О соотношении норм гражданского права и права социального обеспечения при регулировании оборота социальных услуг // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Материалы Всероссийской IV научной конференции молодых ученых (г. Самара, 2324 апреля 2004 г.) / А.В. Барков; отв. ред. Ю.С. Поваров, В.Д. Рузанова. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004.

Барышникова, Т.Ю. К вопросу о включении отношений по обязательному социальному страхованию в предмет правового регулирования отрасли трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 30 - 34.

Бондарь, Н.С. Конституционный суд Российской Федерации – гарант социальных прав граждан / Н.С. Бондарь // Право и власть. 2002. № 2.

Братановская, М.С. Правовая организация управления социальным обеспечением в СССР в довоенный период (1918 - 1941 гг.) // История государства и права. 2010. № 19. С. 5 - 9.

Васильева, Ю.В. О правовой политике в сфере права социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4. С. 23 - 26.

Гусева, Т.С. Демографическая функция права социального обеспечения // Журнал российского права. 2013. № 2. С. 58 - 67.

Гусева, Т.С. Метод сравнительного исследования в праве социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2011. № 2. С.

Гусева, Т.С. Проблемы правового регулирования юридической ответственности за непредоставление денежных выплат по системе социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2010. № 4. С.

Гусева, Т.С. Конституционное право на социальное обеспечение и роль государства в его реализации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 18.

Гусева, Т.С. Тенденции развития законодательства о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства // Социальное и пенсионное право. 2012. № 1. С. 7 - 11.

Ерофеева, О.В. О защите права на социальное обеспечение в рамках реализации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах // Социальное и пенсионное право. 2013. № 3. С. 38 - 42.

Игольникова, В.А. Социальное страхование как форма российского социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2011. № 3. С.

Калашников, С.В. Новая книга о социальном законодательстве / С.В. Калашников // Журнал российского права. 2006. № 2.

Кулаков, В.В. Обязательство и осложнения его структуры в гражданском праве России: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РАП, Волтерс Клувер, 2010.

Лушникова, М.В., Барышникова, Т.Ю. Предмет и метод права социального обеспечения: новые подходы. Сер. "Гуманитарные науки" // Вестник Ярославского государственного университета им П. Г. Демидова.

2009. - № 3 (9). - С. 17-27.

Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008.

Мачульская Е.Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения / Е.Е. Мачульская // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1999. № 1.

Мидонова, Е.А. Формы защиты интересов в праве социального обеспечения / Е.А. Мидонова // Трудовое право. 2007. № 8.

Миронова, Т.К. Право социального обеспечения и социальное право / Т.К. Миронова // Трудовое право. 2006. № 12.

Родионова, О.В. Характерные черты социальной функции современного государства / О.В. Родионова // История государства и права. 2007. № 3.

Седельникова, М.Г. Методологические аспекты совершенствования законодательства о социальном обеспечении // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 35 - 37.

Сергеев, Д.Б. Муниципальное образование как часть социальноюридического механизма обеспечения прав человека // Административное и муниципальное право. 2012. № 12. С. 17 - 26.

Серебрякова, Е.А. К вопросу о реализации права на социальное обеспечение // Социальное и пенсионное право. 2010. № 1. С. 36 - 37.

Снежко, О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан/ О.А. Снежко // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7.

Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения: материалы Международной научнопрактической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007.

Социальное законодательство: Научно-практическое пособие / отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Тихомиров; к.ф.н., доцент В.Н. Зенков. М. : Юридическая фирма "Контракт"; ИНФРА-М, 2005.

Стремоухов, А.В. Правовое понимание социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2013. № 3. С. 15 - 18.

Талеров, К.В. О правовой природе обязательного страхования // Социальное и пенсионное право. 2009. № 3. С. 5 - 9.

Федорова, М.Ю. Ограничение прав граждан в системе социального обеспечения // Российский ежегодник трудового права. 2007. N 3 / под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Юридическая книга, 2008. С. 523 - 534.

Шумило, М.М. Аксиоматический метод и правовые аксиомы при исследовании проблем социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 37 - 41.

Яблокова, И.А. Защита права граждан на социальное обеспечение при регулировании различных видов социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2010. № 4. С. 30 - 32.

Ввиду отсутствия легального определения понятия «социальное обеспечение», в юридической литературе сложилось два подхода к толкованию этого термина: в широком смысле – как форма выражения социальной политики государства (ст. 7 Конституции РФ); в узком – как материальное благо, предоставляемое при наступлении социально значимых обстоятельств (ст. 39 Конституции РФ). В соответствии со ст. 72 Конституции РФ социальное обеспечение является одним из видов социальной защиты. Однако в науке права социального обеспечения имеются и другие точки зрения по поводу соотношения социального обеспечения и социальной защиты. При изучении этого вопроса необходимо учитывать не только легальный, но и доктринальный подход к определению понятия «социальная защита», а также следует исходить из общепризнанных в юридической науке определений понятий «охрана» и «защита».



Просмотров