Хозяйственное право и его источники. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Список использованной литературы

Особенность хозяйственного права как отрасли права в значи­тельной степени определяется его источниками.

Источники хозяйственного права - внешняя форма выра­жения правил поведения в сфере хозяйствования, обеспечиваю­щая их общеобязательность и регулятивное действие.

Источники права форма выражения существования юридических норм.

К источникам хозяйственного права Украины относятся:

1. хозяйственное законодательство;

2. нормативные договоры;

3. судебная практика;

4. деловые обычаи;

5. юридическая доктрина.

В своей совокупности источники хозяйственного права опреде­ляют рамки юридически значимого поведения субъектов хозяй­ствования.

Виды источников права:

2. Нормативный договор - это соглашение двух или нескольких субъектов (членов корпорации, корпораций, госу­дарств и т. д.) которые устанавливают права и обязанности как об­щие правила поведения на будущее (неопределенное) время для неопределенного (неперсонифицированного, кроме участвующих в заключении соглашения) круга субъектов.

Нормативные договоры можно условно разделить на внутриго­сударственные и межгосударственные.

Внутригосударственные нормативные договора (типичные договора, примерные уставы, учредительные договора о создании хозяйственных обществ, уставы хозяйственных обществ и др.);

К внутригосударственным нормативным договорам относят­ся договоры присоединения, рассматриваемые в литературе как формулярное право. Такие договоры основываются на волеизъяв­лении экономически сильного субъекта хозяйствования, выра­женном в формуляре или иной стандартизованной форме, когда договор заключается путем присоединения другой стороны к этим условиям без возможности предложить свои условия (ч. 1 ст. 634 ГК). К таким договорам относятся, например, правила биржевой торговли и биржевого арбитража, договоры на поставку энергоре­сурсов, договоры перевозки, договоры банковского счета и т.п.

Межгосударственные (международные) нормативные договора (соглашения, конвенции, пакты и др.).

Межгосударственные нормативные договоры занимают особое место в системе источников хозяйственного права. Согласно ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украи­ны, становятся частью национального законодательства Украины.

Наиболее важными для хозяйственного права являются такие межгосударственные договоры, как:

1. Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.;

2. Конвенция ООН 1980 г. о международном договоре купли-продажи;

3. Женевская конвенция 1930 г., устанавливающая Единооб­разный закон о переводном и простом векселе;

4. Парижская конвенция 1965 г. об охране промышленной собственности;

5. Вашингтонская конвенция 1965 г. об урегулировании инве­стиционных споров между государствами и лицами других государств и другие.

3. Судебная практика как источник хозяйственного права

Вопрос о судебной практике как источнике хозяйственного пра­ва является дискуссионным. Господствующая доктрина не призна­ет судебный прецедент в качестве источника права.

Судебный прецедент - решение по конкретному делу суда или административного органа, которое приняло норму для решения будущих аналогичных дел.

В то же время практические исследования и многие ученые отмечают активное воздействие судебных решений на формирование общеобязатель­ных правил поведения, в том числе в сфере хозяйствования. Приве­дем лишь некоторые обстоятельства, свидетельствующие в пользу мнения последних.

1.Решения Конституционного суда устраняют пробелы в праве.

Норма, которая подлежит проверке на конституционность Кон­ституционным судом Украины, является всегда конкретной нор­мой, но выводы суда имеют, как правило, более общее значение и могут быть распространены на аналогичные по юридическому со­держанию нормы других актов законодательства. В связи с этим правовые позиции, сформулированные Конституционным судом Украины, могут рассматриваться как судебные прецеденты, кото­рые заполняют пробелы в законодательстве и формируют судеб­ную практику, обеспечивая ее одинаковость.

2.Являясь участником Европейской конвенции «О защите прав и основных свобод человека», Украина согласилась с при­менением процессуальных механизмов, принятых в деятельно­сти судебных органов, обеспечивающих применение конвенции. В свою очередь данные процессуальные механизмы допускают использование прецедентов в качестве источников права.

Так, при рассмотрении дела о нарушении права собственности по иску «Совтрансавто-Холдинг» к Украине Европейский суд по правам человека «руководствовался своим прецедентом, впервые сформулированным в решении по делу «Спорронг и Леннрот про­тив Швеции» и применяемом впоследствии в своих решениях, ка­сающихся защиты права собственности».

3.Законодательство Украины имеет оценочные понятия и дру­гие неоднозначные категории, которые должны быть истолкованы судами общей юрисдикции.

К таким категориям относится, в частности, «публичный поря­док», «интересы», «добросовестность» и т.п. «Содержание таких понятий определяется не законодателем при принятии соответс­твующей нормы, а при ее применении». Поэтому решения судов, в особенности высших инстанций, по определению данных оце­ночных понятий становятся неотъемлемой частью правил осу­ществления хозяйственной деятельности.

4. Большинство писем, решений высших судебных инстанций, разъяснений Пленума ВСУ (Верховного суда Украины) и правовые позиции ВСУ фактически являются источником права при рассмотрении дел для всей систе­мы судебных органов по принципу: аналогичные дела Хозяйственное процессуальное законодательство в ряде слу­чаев прямо предписывает использование в процессуальной де­ятельности судебных прецедентов.

Так, в ст. 111-15 ХПК Украины одним из оснований пересмотра Верховным Судом Украины в кассационном порядке постановле­ний Высшего Хозяйственного Суда Украины называется «выявле­ние разного применения Высшим хозяйственным судом Украины одного и того же положения закона или иного нормативно-право­вого акта в аналогичных делах».

6.Наконец, дальнейшая дифференциация и непрекращающее­ся, порой бессмысленное увеличение количества актов хозяйствен­ного законодательства, нередкое отсутствие системного подхода к нормированию экономического уклада, приводят к практической необходимости судебного прецедента для формирования обще­ственного представления о реальном содержании хозяйственных правоотношений.

Объем настоящего курса не позволяет раскрыть значение юри­дической доктрины как источника хозяйственного права. Соот­ветствующие положения подробно рассмотрены в хозяйственно-правовой литературе.

4. Под деловым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени. Обычай становится правовым, обязательным, если он санкционирован нормативно-правовыми актами или воспринят судебной практикой.

В ст. 7 ГК Украины дается общее легальное определение обы­чая. Под обычаем понимается правило поведения, которое не установлено актами гражданского законодательства, но яв­ляется устоявшимся в определенной сфере гражданских отно­шений.

Это правила поведения, широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности, не предусмотренные законодательством:

Могут использоваться только в сфере предпринимательской деятельности;

Не должны противоречить действующему законодательству;

Должны быть широко известны сторонам в силу многократного применения;

Особенно широко применяются в международном праве.

Особенно велика роль обычаев в хозяйственном (торговом) праве.

О применении обычая в хозяйственном праве свидетельствуют специальные указания норм права типа «торговые и иные честные обычаи» (ст. 32 ХК Украины), «профессиональная этика» (ст. 38 ХК), «условия, необходимые для договоров данного вида» (ст. 180 ХК Украины), «требования, которые обычно предъявляются» (ст. 193 ХК Украины), «виды обеспечения исполнения обяза­тельств, которые обычно применяются в хозяйственном (деловом) обороте» (ст. 199), «обычный уровень качества» (ст. 268 ХК Укра­ины), «банковские обычаи» (ст. 344 ХК Украины) и т.п.

Учитывая, тот факт, что хозяйственное право в ряде случаев допускает использование норм ГК Украины для регулирования диспозитивных отношений, следует выделять случаи соответствую­щего санкционирования обычаев со стороны ГК Украины. Так, ГК Украины указывает на «обычай делового оборота» в ст.ст. 213, 526,529,538,627,630,652 и др.

Косвенно на необходимость применения обычаев в хозяйствен­ных отношениях указывают также такие оценочные понятия, как «добросовестность» (ст. 162 ХК), «своевременные меры» (ст. 211 ХК), «непреодолимая сила» (ст. 218 ХК) и др.

Обычай применяется также в тех случаях, когда необходимо определить «разумные критерии» сроков, качества, количества и других общепринятых характеристик обязанности стороны. На­пример, согласно ч. 1 ст. 298 ХК Украины коммерческий агент должен уведомлять субъекта, которого он представляет, о каждом случае его посредничества. В данном случае уведомление должно поступить в разумный срок, хотя ХК об этом прямо не говорит.

В ряде случаев ХК Украины санкционирует возможность офор­мления торговых и других честных обычаев. В частности, согласно ст. 38 ХК Украины субъекты хозяйствования при содействии за­интересованных организаций могут разрабатывать правила про­фессиональной этики в конкуренции для отдельных сфер хозяй­ствования и определенных областей экономики. Эти правила со­гласовываются с Антимонопольным комитетом Украины и могут использоваться при заключении договоров, разработке учреди­тельных и других документов субъектов хозяйствования. В ст. 7 ГК Украины также говорится о том, что обычай может быть зафик­сирован документально.

Проблемным является вопрос о юридической силе обычаев в иерархии иных источников хозяйственного права и хозяйственных договоров. Обычай применяется в большинстве стран субсидиарно , когда нет источников права более высокого порядка. ХК Украины не содержит прямых указаний на этот счет. В то же время, исходя из смысла ст.ст. 5, 7 этого Кодекса, а также руководствуясь прави­лом о субсидиарном применении к регулированию хозяйственных договоров норм ГК Украины (ч. 7 ст. 179 ХК Украины), можно сде­лать вывод о том, что обычай, противоречащий актам хозяйствен­ного законодательства или договору, в хозяйственных отношениях применяться не может (ч. 2 ст. 7 ГК Украины).

Но нередко формализованный обычай становится в один ряд с законом. Так, в ст. 265 ХК Украины говорится, что условия дого­воров поставки должны излагаться сторонами в соответствии с требованиями Международных правил толкования коммерческих терминов «Инкотермс». Тем самым обычай наделяется силой нор­мативно-правового акта.

Важно учитывать, что для эффективного использования обы­чаев в судебном споре они должны быть представлены в письмен­ном виде: подтверждаться опросами общественного мнения, за­ключениями торгово-промышленных палат, кодификациями, осуществленными общественными объединениями предпринима­телей и т.п.

5. Юридическая доктрина - это научные правовые идеи, принципы, теории, что концептуально сформированные и содержатся в трудах, а также устных речах ученых-юристов, официально признанные в виде общеобязательных положений (норм) для осуществления юридической практики;

Тема 5. Правовой статус предприятий

План

1. Предприятие как основной хозяйствующий субъект

2. Государственные и коммунальные унитарные предприятия

3. Понятие и виды предприятий коллективной собственности

4. Частные предприятия и другие виды предприятий

5. Объединения предприятий: понятия, виды, особенности

правового положения

6. Холдинговые компании

7. Кредитные союзы

8.Торгово-промышленные палаты.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Господарський кодекс України: Закон України № 436-ІV вiд 16.01.2003 р.

2. Цивiльний кодекс України: Закон України № 435-IV вiд 16.01.2003 р.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями.

Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.

Предмет хозяйственного права - это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.

В предмет хозяйственного права входят:

1. профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

2. отношения по реализации, доставке, хранению товаров и т.д.;

3. хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;

4. хозяйственное правовое регулирование предпринимательской деятельности предприятия;

5. государственное воздействие на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Источниками хозяйственного права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Основным видом источников хозяйственного законодательства являются законы Российской федерации.

Главным источником является Конституция Российской Федерации.

Тема исследования - "Источники хозяйственного права".

Источники хозяйственного права

Хозяйственное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения имущественного и организационного характера, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности, а также по поводу государственного регулирования и управления данной деятельностью.

Хозяйственное право -- отрасль права, нормы которой регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности и государственного управления ею.

Термин "Хозяйственное право" более всего характерен для времен СССР, в настоящий момент данная отрасль правового регулирования называется Предпринимательское право.

В существующей системе права в нашей стране не выделено хозяйственное право. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно, таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, фондовое, земельное и таможенное.

Гражданское право - отрасль права, нормы которого регулируют товарно-денежные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Финансовое право - совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.

Фондовое право - представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг (фондовом рынке).

Административное право - регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, исполнительно-распорядительной деятельности управленческих органов (правительств, кабинетов министров) министерств, государственных комитетов и ведомств, органов местного самоуправления.

Трудовое право - отрасль права, регулирующая труд рабочих и служащих на предприятиях в учреждениях, организациях и иных юридических лицах.

Таможенное право - комплексная отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих отношения в сфере таможенного дела.

Земельное право - отрасль права, задачей которого является регулирование земельных отношений в целях рационального и эффективного использования и охраны земель, охрана прав различных организаций и граждан как землепользователей.

Экологическое право - система норм, направленная на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий, охрану окружающей среды.

Правовая система - органически целое явление, включающее в себя следующие структурные элементы:

1. отрасли права;

2. институты права;

3. нормы права.

Применяемый в хозяйственном праве метод регулирования отношений характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов, что дало основание утверждать, что в хозяйственном праве существует не один, а несколько методов правового регулирования.

Взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества, характерная черта хозяйственно-правового метода регулирования.

Принципы хозяйственного права. Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.

Хозяйственно-правовые отношения регулируются, как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных в ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится в первую очередь на основе следующих принципов:

1. Принцип экономической свободы, защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании;

2. Принцип государственного воздействия на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов;

3. Принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма;

4. Принцип законности.

Под источником права в общем значении понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. В конкретном значении источником права являются именно эти акты, содержащие правовые нормы. Для каждой отрасли права важно определить, в каких актах содержится отраслевое регулирование.

Для хозяйственного права эта задача тем более важна, поскольку в основе хозяйственного законодательства не было и нет системообразующего акта и законы хозяйственной сферы представляют собой неупорядоченный ряд актов, принимаемых различными государственными органами вне какой-либо системы. Установление круга источников хозяйственного права осложнено и научными представлениями о данной отрасли, ее системе, субъектах и т.п.

Источники хозяйственного права - это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы. К ним можно отнести следующие группы:

Акты федеральных органов государственной власти;

Акты государственных органов субъектов РФ;

Акта органов местного самоуправления;

Международные акты.

Нужно отметить, что наряду с нормативными актами источниками хозяйственного права служат и обычаи делового оборота, которые применяются в случае пробела в законодательстве, но не вопреки нему. Понятие обычаев делового оборота дается в ст. 5 ГК РФ:

Это сложившееся и широко применяемое, в какой либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Под источниками права понимается воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются:

1. Конституция Российской Федерации - главный источник всей системы права;

3. Федеральные законы Российской Федерации;

4. Указы Президента Российской Федерации;

5. Российской Федерации;

6. Постановления Правительства Российской Федерации;

7. Государственные стандарты на продукцию (услуги, работы), устанавливаемые Госстандартом и другими компетентными органами;

8. Акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;

9. Акты региональных органов власти и управления;

10. Акты местных органов власти и управления, имеющих хозяйственно-правовое содержание.

И так, главным источником права является Конституция РФ. Для хозяйственного права основополагающее значение имеют нормы статьи 8 и 9, определяющие равенство форм собственности.

Необходимо также обратить внимание на статью 34, провозглашающую право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и запрещающую экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

С позиций регулятивного воздействия в конституционном регулировании предпринимательской деятельности следует выделить нормы статьи 35, устанавливающей, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а также статьи 57, требующей, чтобы каждый платил законно установленные налоги и сборы. Эти и ряд других норм подобного рода дают возможность при рассмотрении спора непосредственно применять их, а не противоречащие им законы.

Значение конституционных основ предпринимательского права состоит в том, что они, во-первых, программируют правовое регулирование предпринимательской деятельности, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг (ст.8).

Государство на уровне Конституции создает гарантии сферы реализации товаров, работ и услуг, устанавливая при этом некоторые правила и принципы.

Во-вторых, конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен. К числу таких прав и свобод нужно отнести право на собственность, право на информацию, право на судебную защиту и т.п.

Конституционные положения развиваются в федеральных законах. Особое значение имеет ГК РФ. Первая часть ГК РФ закрепляет основные принципы регулирования экономических отношений: свободу договора, неприкосновенность собственности, возможность беспрепятственного осуществления субъектами своих прав (ст.1.).

В статье 2 закреплены признаки предпринимательской деятельности. Кодекс устанавливает наиболее важные для регулирования предпринимательской деятельности положения, касающиеся организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима ценных бумаг, содержания права собственности, права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поставки товаров, кредитно-расчетных отношений.

ГК РФ провозгласил регулирование предпринимательской деятельности сферой гражданского законодательства.

Федеральные законы РФ - это следующий источник хозяйственного права. В их числе следует прежде всего назвать законы, регламентирующие исходные позиции рыночной экономики. Большая группа законов посвящена правовому положению субъектов, действующих в новых условиях.

В законах решаются также многие вопросы регулирования хозяйственной деятельности в различных сферах: поставки продукции и товаров, инвестирования, приватизации, закупки сельскохозяйственных продуктов, перевозки грузов и др.

Следующим источником предпринимательского права являются указы Президента РФ. Они составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения.

В соответствии со статьей 90 Конституции РФ указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а в случае противоречия им действуют нормы Конституции и законов РФ.

Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

Постановления Правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского (хозяйственного) права.

Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей издаются в развитие и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, а также на их основании.

К числу источников предпринимательского (хозяйственного) права относятся акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди них наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере.

Важнейшими для осуществления предпринимательской деятельности являются акты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Центрального банка РФ. Большинство из них принимается во исполнение и на основании постановлений Правительства РФ.

Также источниками хозяйственного права являются - акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня.

Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

Наряду с нормативными актами источниками хозяйственного права служат обычаи делового оборота, обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

хозяйственное право

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели хозяйственное право как отрасль права, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения.

В существующей системе права в нашей стране хозяйственное право не выделено. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно, таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, фондовое, земельное, таможенное и т.д.

Источниками хозяйственного права является воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются: Конституция РФ- главный источник всей системы права, Кодекс РФ, Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Государственные стандарты на продукцию (услуги, работы), устанавливаемые Госстандартом РФ и т.д.

Список использованной литературы

1. Белов В.Н. Я - индивидуальный предприниматель. - М.: Финансы и статистика, 2000. -397 с.

2. Дойников И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учеб. пособие. - М.: Нолидж, Брандес, 2008. - 44 с.

3. Ершова И.В. Предпринимательское право.М., 2004. - 54 с.

4. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. - М., 2008. - 98 с.

5. Круглова М.Ю. Хозяйственное право.М., 2004. - 326 с.

6. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. - Москва: Русская деловая литература, 2000. - 169 с.

7. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство РДЛ, 2001. - 223 с

8. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие, субъекты. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 570 с.

9. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. Олейник О.М., М., 2005. - 120 с.

10. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. - М.: Юрист, 1999. - 324 с.

11. Хозяйственное право: Курс лекций / Под ред. В.П. Грибанова, О.А. Красавчикова. - М.: Издательство "ПРИОР", 2010. - 225 с.

12. Хозяйственное право: Учебник для вузов. Т.2 / Отв. ред. проф. В.С. Мартемьянов. - М.: БЕК, 2004. - 168 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и наука хозяйственного права. Классификация, принципы и методы правового регулирования хозяйственных отношений, источники хозяйственного законодательства. Формы государственного воздействия на субъекты хозяйствования в Республике Беларусь.

    курс лекций , добавлен 14.12.2011

    Понятие, предмет и метод правового регулирования хозяйственного права. Система, основные принципы и источники (формы) хозяйственного права. Общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 06.12.2010

    Предмет, метод и источники хозяйственного права. Главным источником права является Конституция РФ. Конституционные основы устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2008

    Изучение понятия, сущности, задач хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды. Методы правового регулирования хозяйственных отношений. Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров. Правовое положение частных предприятий.

    шпаргалка , добавлен 05.09.2010

    Понятие и система хозяйственного процессуального права. Хозяйственный процесс как совокупность процессуальных действий и возникающих в ходе правоотношений. Принципы хозяйственного процессуального права. Принцип гласности разбирательства дел в судах.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Отличительные черты подотраслей финансового права: бюджетного, налогового, банковского, фондового права. Хозяйственные и акционерные общества, холдинги, концерны и ассоциации, как субъекты хозяйственного права. Понятие, признаки и права юридических лиц.

    лекция , добавлен 03.02.2011

    Предмет, понятие и методы хозяйственного права, его источники и принципы. Субъекты хозяйственных правоотношений. Характеристика способов обеспечения выполнения обязательств. Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации.

    курс лекций , добавлен 25.03.2014

    Нормативный правовой акт как источник хозяйственного права Республики Беларусь. Источники правового регулирования хозяйственной деятельности. Нормы уголовного законодательства РБ. Законы Республики Беларусь. Международный и нормативный договора.

    дипломная работа , добавлен 03.04.2009

    Предмет, метод и система хозяйственного права, отграничение от смежных отраслей. Дуалистическая концепция. Состав и структура хозяйственного законодательства. Отношения по государственному регулированию экономики. Диспозитивные и императивные нормы.

    реферат , добавлен 02.08.2008

    Осуществление хозяйственного судопроизводства. Способы законодательного закрепления принципов хозяйственного процессуального права. Материально-правовой аспект принципа законности. Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в суде.

Список использованной литературы

§ 1. Понятие и виды источников предпринимательского(хозяйственного) права

В современной теории права выражение «источник права» чаще используется в двух значениях: в материальном и формальном. В первом значении под ним понимается сила, создающая право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Во втором (формальном) значении под источником права понимается форма выражения государственной воли. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы. Именно последнее значение источника права преобладает в учебной и научной литературе.

Обычно в теории и истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации принято говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Вместе с тем не надо забывать о применении на территории Российской Федерации норм международного права и международных договоров (ст. 7 ГК).

Нормативный правовой акт - основной источник права России в целом и предпринимательского в частности. Официальная доктрина не признает индивидуальные акты, которые рассчитаны на конкретный случай и обращены к отдельным лицам, в качестве источника права.

Нормативный договор как источник предпринимательского права. Прежде всего следует отметить, что от нормативного договора необходимо отличать гражданско-правовой договор, в том числе публичный договор. Гражданско-правовой договор есть вид сделки (ст. 154 ГК), индивидуальный правовой акт. В этом качестве гражданско-правовой договор не обладает такими свойствами права, как нормативность и общеобязательность. По этой причине нельзя полностью согласиться с распространенным в литературе мнением о том, что источником права является нормативный договор.

В большинстве случаев договор играет роль индивидуального регулятора общественных отношений.

Причем сказанное относится в равной степени и к публичным договорам в области гражданского права. В силу ст. 426 ГК публичный договор - это договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которую такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. По общему правилу цена товаров (работ, услуг), а также иные условия публичного договора одинаковы для всех потребителей.

Таким образом, публичный договор относится к разновидности гражданско-правового договора, хотя и содержит элементы публичного права. Поэтому вряд ли можно признать верным утверждение В. С. Нерсесянца о том, что нормативно-правовое значение (в смысле источника права) имеет так называемый публичный договор. По мнению авторитетного ученого, положения публичного договора распространяются на неопределенное множество лиц и обязательны для сторон всех конкретных договоров, которые могут быть заключены на основе общих правил (норм)

соответствующего публичного договора.

В данном случае произошло, на наш взгляд, смешение разных понятий - «публичного договора» и «публичной оферты». Именно положения (существенные условия) последней распространяются на неопределенное множество лиц, т. е. на тех, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК).

Публичный договор представляет собой конкретный гражданско-правовой договор, заключенный между коммерческой организацией и потребителем (например, договор банковского вклада). От публичного договора, юридическая конструкция которого очерчена ст. 426 ГК, надо отличать публично-правовой договор, используемый в конституционном (государственном), административном, финансовом, бюджетном, налоговом и других отраслях публичного права.

Нормативный характер договор приобретает при его заключении между государствами. Так, в силу ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Более того, международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила договора.

О нормативном договоре можно говорить применительно к публичноправовым соглашениям. Ю. А. Тихомиров предлагает следующую классификацию публично-правовых договоров: учредительные договоры; компетенционно-разграничительные соглашения; соглашения о делегировании полномочий; программно-политические договоры о дружбе и сотрудничестве; функционально-управленческие соглашения; договоры между государственными и негосударственными структурами; договоры о гражданском согласии; международные договоры.

Не вдаваясь в какую-либо дискуссию по этому вопросу, отметим, что приведенная классификация не является жесткой. Подвижность договоров и соглашений подчас затрудняет их строгое разграничение. В то же время надо посмотреть на содержание публично-правовых договоров, с тем чтобы отнести их либо нет к нормативным договорам.

И, наконец, правовой обычай как источник предпринимательского права.

Правовой обычай - это неоднократно и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права.

Эти свойства правового обычая отличают его от традиций, обыкновений и заведенного порядка.

Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота. В Гражданском кодексе РФ (ст. 5) дано определение обычаев делового оборота в какой-либо области предпринимательской деятельности.


Список использованной литературы.

1. Предпринимательское право России: учеб. / В. С. Белых,

П71 Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко [и др.]; отв. ред. В. С. Белых. - М.: Проспект, 2009. - 656 с.

Принципы хозяйственного права – его основополагающие начала – распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Для данной отрасли права характерны следующие принципы.

  • 1. Принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйственных правоотношений.
  • 2. Принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народно-хозяйственном комплексе: нормы нрава, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений.
  • 3. Принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций.
  • 4. Принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции.
  • 5. Принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов – рабочих) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов.
  • 6. Принцип законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.

Под методом правового регулирования , применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Обычно считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый, метод регулирования. В гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов, в административном – в наличии отношений власти и подчинения. Однако наряду с этим в науке права широко обсуждается вопрос о единстве метода правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения , предписания и запрета .

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода правового регулирования. К ним относятся:

  • большое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;
  • самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;
  • рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;
  • организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;
  • возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.

Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.

Метод хозяйственного права должен обеспечивать:

  • 1. Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия.
  • 2. Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы.
  • 3. Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, или (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовой норме.

Этим требованиям к методу правового регулирования соответствует пространственная модель воздействия на предмет регулирования (объект управления), следование которой обеспечивает разнообразие регулирующих правовых воздействий и их синтез в правовой механизм в составе комплексного механизма управления (рис. 1.12).

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. В силу этого правовое регулирование приобретает итеративный характер (рис. 1.13). С установлением реальных хозяйственных отношений производится отбор правовых норм, которыми руководствуются субъекты этих отношений и, таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений (связь 1–2). При этом может потребоваться коррек-

Рис. 1.12.

Рис. 1.13.

тировка реальных хозяйственных отношений (связь 2–1). Целесообразно при формировании пары (реальные хозяйственные отношения, хозяйственные правоотношения) сформировать ряд альтернатив и выбрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативой необходимо включить сформированные правоотношения в комплексный механизм управления (связь 2–3) и определить управляющие воздействия мотивационного, экономического, организационно-административного и политического характера. Чем шире и разнообразнее совокупность факторов, присущих реальным хозяйственным отношениям, тем разнообразнее должна быть природа воздействий. Искусство формирования конкретного механизма управления является важнейшим достоинством менеджера и требует от него определенных качеств. Овладение этим искусством возможно лишь в том случае, если менеджер освоит метод синтеза основополагающих категорий управления в сложные категории. Один из таких методов был показан ранее (см. рис. 1.2). Формирование пары [хозяйственные правоотношения, управляющие воздействия] дополняет этот метод (рис. 1.13). Не исключено, что данный процесс потребует корректировки правоотношений (связь 3–2). При оценке эффективности устанавливаемых правоотношений следует в первую очередь оценить возможное влияние правовой нормы на мотивацию деятельности субъектов данных хозяйственных отношений: безусловно недопустимо снижение плотности мотивации в достижении поставленных целей под влиянием установленной нормы. Правовая норма выполняет свою роль только в случае, если ее реализация усиливает мотивацию целенаправленной общественно необходимой деятельности. Таким образом, формирование этой пары носит также итеративный характер.

Однако окончательно оценку эффективности правового регулирования хозяйственной деятельности можно дать лишь по полученному результату (результатам), так как в хозяйственные отношения всегда вступает несколько субъектов хозяйствования. Если получаемые результаты устраивают, то задача правового регулирования выполняется (выполнена) успешно. Если же полученные результаты не устраивают, то необходимо на последующем этапе хозяйственной деятельности или вновь пересмотреть правоотношения (связь 5-2), или установить новые хозяйственные отношения, возможно, с иными субъектами хозяйствования (связь 5–1).

Не исключено, что некоторые существующие хозяйственные правовые нормы не позволяют получить нужный хозяйственный результат, так как сдерживают (ограничивают) использование имеющихся возможностей. В этом случае хозяйственник может воспользоваться принципом: законно все, что позволяет получить нужный общественно необходимый эффект и прямо не противоречит закону, хозяйственному обычаю и нормам нравственности.

Под источником права понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются:

  • Конституция РФ – главный источник всей системы права;
  • кодексы Российской Федерации;
  • федеральные законы – основной вид источника;
  • указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;
  • постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;
  • технические регламенты на продукцию; процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; на выполнение работ или оказание услуг;
  • акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Для хозяйственного права наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (Минфина России, Минэкономразвития России, Банка России и др.);
  • акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ;
  • акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости : правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, федеральные законы и указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

Определение 1

Право, которое имеет любое государство мира, состоит из различных отраслей и звеньев, которые называются отраслями государственного права. Стоит отметить, что хозяйственное право – это центральная отрасль государственного права, которая включена в общую систему российского права. С целью качественного разграничения правовой отрасли следует использовать методы и предметы правового регулирования. Подобное регулирование происходит на территории конкретного государства и позволяет должным образом устанавливать правовые и прочие системы.

Предметом российского хозяйственного права являются установленные общественные отношения, которые позволяют грамотно регулировать конкретную отрасль российского права. Методом же современного хозяйственного права считается схоже е регулирование отрасли права.

Источники хозяйственного права в России

Источники хозяйственного права на территории Российской Федерации позволяют обеспечить полную картину информирования населения. Именно при помощи источников могут быть восстановлены и урегулированы общественные отношения. Современное хозяйственное право включает в себя четыре основных составляющих. Во-первых, это определенная совокупность государственных правовых норм. Во-вторых, это российские предпринимательские отношения, которые создают и регулируют предпринимательскую и иную экономическую направленности в стране. В-третьих, это российская хозяйственная деятельность , которая подвергается контролю со стороны государственных структурных организаций. В-четвертых, это система государственного регулирования деятельности хозяйственного права в Российской Федерации.

Замечание 1

Стоит отметить, что именно совокупность российских правовых норм создает систему общеобязательных правил, которые закреплены на основании федеральных законов. Для хозяйственного права важную роль также играет и предпринимательская деятельность. Современные предпринимательские отношения – это самостоятельная деятельность физических и юридических лиц, которая осуществляет процесс работы гражданского оборота в стране.

Источники хозяйственного права установлены на основании федеральных законов, актов и норм. Кроме того, часть источников хозяйственного права в стране определяется на основании законов и постановлений органов местного самоуправления, а также на основании государственных органов.

Правовые нормы хозяйственного права

Правовые нормы, которые установлены на территории Российской Федерации, и позволяют регулировать хозяйственное право в стране, определяется следующими значениями:

  • Единая система установленного и определенного хозяйственного законодательства на территории Российской Федерации. Здесь необходимо говорить об определенной совокупности государственных правовых норм, которые содержаться в правовых и нормативных актах. Эти нормы могут регулировать порядок хозяйственной деятельности.
  • Наука, то есть определенная система знаний, а также определенных совокупностей научных представлений. Данные представления используются и могут быть применены в хозяйственном праве.
  • Учебная дисциплина, она используется в виде обобщенных знаний, а также сведений в системе российского хозяйственного права.
  • Отрасль государственного права. Стоит отметить, что это определенная совокупность установленных правовых норм, которые могут должным образом регулировать хозяйственные отношения и систему права. Специалисты отмечают, что возникают отношения, которые касаются системы регулирования хозяйствования.


Просмотров