Государственное управление и исполнительная власть. Методы государственности управления. Государственное управление как область действия административного права

это целенаправленное организующая подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления в отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и административно-политического (устройства) строительства. Существует 2 подхода к определению понимания государственного управления.

1. Широкое понимание - это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.

В этом понимании государственное управление - более широкое понятие, чем исполнительная власть.

2. Узкое понимание - это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.д.

В этом понимании государственное управление и исполнительная власть тождественны.

Административное право как отрасль права

  • 1. Понятие административного права, его предмет.
  • 2. Метод административного права.
  • 3. Источники административного права.
  • 4. Система административного права.
  • 5. Соотношение административного права со смежными отраслями права.
  • 1. Административное право - это одно из важнейших отраслей права. При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций. Административное право - это управленческое право (право управления).

Административное право - это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

В предмет административного права входят следующие группы отношений:

1. управленческие отношения

Они встречаются в сфере организации и функционирования органов, осуществляющих хозяйственное, социально-культурное, административное и политическое строительство.

2. отношения, возникающие в связи с обеспечением правовой защиты прав и свобод граждан

Речь идет о так называемой административной юстиции. Она представляет собой систему судебных и иных органов, рассматривающих споры между гражданами и исполнительной власти.

3. административно-принудительные отношения

Возникают в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

  • 4. управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе функционирования субъектов представит., судебной власти и прокуратуры
  • 5. отношения. которые возникают при осуществлении общественными организациями делегированными им государством специальных государственно-властных полномочий.

Для всех указанных отношения характерны является то, что они возникают в области государственного управления и местного самоуправления.

2. Метод - совокупность приемов и способов.

Выделяют следующие методы:

  • 1. императивный (метод властных предписаний)
  • 2. диспозитивный (взаимодействие сторон)
  • 3. метод дозволения (разреш. вариант поведения)
  • 4. метод запрета

Все указанные методы правового регулирования характерны для административного права. Суть методов административного регулирования управленческих отношений может быть сведена к следующему:

1. императивный

Установление определенного порядка действий, предписание к действию соответствующих условий, надлежащим образом оформленные в административно-правовой норме.(метод предписаний) несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма. Новый Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что административные взыскания могут быть наложены не позднее 2 месяцев. Превышение срока не позволяет применить к лицу меры административной ответственности.

2. диспозитивный (согласования)

Он проявляется в административном праве при заключении административных договоров и при перераспределении или делегировании полномочий одних органов управления другим.

  • 3. метод дозволения - это предоставление выбора одного из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению - это жесткий вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, но они не вправе уклониться от такого выбора. Например: при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности к нему могут быть применены различные административные взыскания либо он может быть освобожден от ответственности.
  • 4. метод дозволения выражается также в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия. Это мягкий вариант дозволения. Например, гражданин сам решает, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он рассматривает как противоправные.
  • 5. метод запрета - запрещение определенных действий под угрозой применения соответствующих административно-правовых санкций. Например, запрещено направление жалоб граждан тем должностным лицам, действия которые обжалуются. Нарушение этого запрета влечет привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности. Во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно независимо от конкретной формы выражения властности.

Источники административного права - это органы законодательной и исполнительной власти, содержащие административно-правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере (управленческой деятельности) исполнительной власти.

К ним относятся:

  • 1. Конституция Российской Федерации
  • 2. Федеральный конституционный закон и федеральный закон, Кодекс об административных правонарушениях, федеральный конституционный закон "О правительстве" от 31 декабря 1997 г.
  • 3. Указы Президента
  • 4. Постановления Правительства
  • 5. Ведомственные акты - акты министерств и федеральных ведомств
  • 6. Законодательные и иные акты государственных органов субъектов РФ
  • 7. Административно-правовые договоры и соглашения. Например, между государственными органами РФ и субъектов РФ
  • 8. Локальные акты, инструкции, положения

Система административного права - это совокупность административно-правовых институтов и подотраслей.

Административное право состоит из Общей и Особенной части. В Общую часть включены следующие институты:

  • 1. государственное управление
  • 2. исполнительная власть
  • 3. формы государственного управления
  • 4. методы государственного управления
  • 5. институт правовых актов
  • 6. институт государственной службы
  • 7. институт административного принуждения
  • 8. институт административной ответственности
  • 9. институт административного процесса

В Особенную часть входят институты управления в области экономики, социально-культурной сфере, административно-политической сфере.

В административном праве выделяют следующие подотрасли:

Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Административное право взаимодействует со следующими отраслями права:

  • 1) конституционным. Оно берет начало в нормах конституционного права, регулирующих принципы организации и деятельности исполнительной власти, права и свободы граждан.
  • 2) гражданским. Нормами гражданского права регулируется правило движения имущества, передача, изъятие в сфере государственного управления, т.е. по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
  • 3) уголовным правом. В определенных случаях отдельные административные правонарушения могут перерастать в преступления и наоборот.
  • 4) финансовым, которые регулируют управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, налогов.
  • 5) трудовым. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным правом
  • 6) уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах.
  • 10. Характеристика исполнительно - распорядительной деятельности.
  • 11. Административное право как отрасль права.
  • 12. Система ап как отрасли права.
  • 14. Предмет и метод административно-правового регулирования.
  • 15. Административно - правовые нормы: понятие, структура, общая характеристика.
  • 16. Виды административно - правовых норм и их классификация.
  • 17. Реализация административно-правовых норм. Применение как особая форма реализации.
  • 18. Административно - правовые отношения: понятие и общая характеристика.
  • 19. Структура, содержание и виды административно - правовых отношений, их классификация.
  • 20. Основания возникновения, изменения и прекращения административно – правовых отношений.
  • 21. Наука административного права: предмет, методология, история развития в дореволюционной России, период советского строительства, современное состояние.
  • 22. «Лазаревские чтения» и их значение для развития науки административного права.
  • 23. Способы обеспечения законности в государственном и муниципальном управлении: понятие, система и сравнительная характеристика способов.
  • 24. Контроль в государственном и муниципальном управлении.
  • 25. Надзор прокуратуры в государственном и муниципальном управлении.
  • Глава 1. Надзор за исполнением законов
  • Глава 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих
  • 26. Административный надзор как способ обеспечения законности.
  • 29. Понятие и содержание административно-правового статуса.
  • 31. Административно - правовой статус религиозных объединений.
  • 32. Административно-правовой статус благотворительных организаций.
  • 33. Административно правовой статус общественных объединений
  • 34. Административно правовой статус средств массовой информации
  • 35. Административно - правовой статус некоммерческих организаций.
  • 36. Конституция рф об органах исполнительной власти в рф
  • 38. Органы исполнительной власти как субъекты административного права: содержание административно-правового статуса.
  • 40. Территориальные федеральные органы исполнительной власти
  • 41. Президент и исполнительная власть: взаимоотношения Президента рф с органами исполнительной власти.
  • 42. Правительство рф: административно - правовой статус и организация работы.
  • 43. Консультативные и координационные органы Правительства рф.
  • 44. Взаимоотношения Правительства рф и Федерального Собрания рф.
  • 45. Взаимоотношения Правительства рф и органов исполнительной власти субъектов рф.
  • 46. Взаимоотношения Правительства рф и судебной власти рф.
  • 47. Фкз рф «о Правительстве рф»: общая характеристика структуры и содержания, значение.
  • 48. Аппарат Правительства рф: понятие, правовые основы организации и деятельности, структура и значение.
  • 49. Характеристика содержания и значение Регламента Правительства рф.
  • 50. Вопросы, решаемые исключительно на заседаниях Правительства рф.
  • 51. Государственные органы исполнительной власти субъектов рф.
  • 52. Структура и содержание деятельности Правительства Самарской области.
  • 53. Административно - правовой статус исполнительных органов местного самоуправления.
  • 6. Государственное управление и право.

    Государственное управление (ГУ) - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность - наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

    Свойства государственного управления:

      В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.

      Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики.

      Объективно, системно, организовано.

    Субъектом ГУ выступает не аппарат, а государство, как политико-правовая организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей страны. ГУ - это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

    Правовое регулирование государственного управления - это деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение целепологания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов.

    Формы правового регулирования (должны быть согласованы как по своему характеру, так и по содержанию; должны создавать в совокупности систему правового регулирования государственного управления:

      Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

      Законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок ведения тех или иных дел.

      Указы и распоряжения Президента.

    Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

    Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны (например, договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.

    Административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным и другими отраслями права.

    Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.

    В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Административное право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

    Из серии: Конспект лекций

    * * *

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право (И. С. Петров, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

    Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в экономической сфере

    Государственное управление – это подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов; это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства через систему его органов и должностных лиц на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

    Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделенные властными полномочиями. Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.

    Цели правового регулирования деятельности государственной власти:

    – создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;

    – обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;

    – защита граждан и общества от административного произвола.


    Выделяют два подхода к государственному управлению: 1) деятельность всех государственных органов; 2) деятельность органов исполнительной власти.

    Основные характерные признаки государственного управления: 1) исполнительно-распорядительный характер; основное направление этой деятельности – проведение в жизнь нормативно-правовых актов, средство достижения этой цели – использование необходимых юридически властных полномочий; 2) организационная и практическая направленность; 3) подзаконная деятельность и подзаконное нормотворчество.

    Другие признаки государственного управления: 1) тесная связь с разработкой и практической реализацией государственной политики; 2) целевая и функциональная специфика; 3) наличие определенных ресурсов; 4) непосредственная ответственность за исполнение законов; 5) использование определенных форм и методов.

    Субъекты госуправления – госорганы и должностные лица, наделенные государственными властными полномочиями. Объекты госуправления – предприятия, органы, граждане, не имеющие властных полномочий.

    Функции государственного управления:

    – разработка и реализация государственной политики;

    – установление организационных основ хозяйственной жизни;

    – управление государственными учреждениями;

    – регулирование функционирования негосударственных учреждений;

    – обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц;

    – осуществление государственного контроля и надзора в процессе управления.

    Управление в области экономики охватывает промышленность, сельскохозяйственное производство, строительство, транспорт и связь, финансы, природные ресурсы и др.

    Промышленность. Минэкономики проводит государственную политику, реализует федеральные программы, осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию, участвует в разработке государственного оборонного заказа, проводит единую госполитику во внешнеторговой деятельности, регулирует и контролирует ее. Минатом занимается энергетикой и ядерным оружием, Минтопэнерго – топливно-энергетическим комплексом.

    Агропромышленный комплекс. Минсельхозпрод проводит государственную политику и осуществляет управление в агропромышленном комплексе, отвечает за обеспечение страны продовольствием и координирует деятельность в этой сфере.

    Транспортно-дорожный комплекс и связь. Министерство путей сообщения проводит государственную политику на железнодорожном транспорте, регулирует хозяйственную деятельность железных дорог, обеспечивает безопасность движения и сохранность грузов. Минтранспорта проводит государственную политику и осуществляет управление транспортным комплексом (зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность на морском, речном, автомобильном, городском пассажирском транспорте, работу водных первозчиков). Федеральная авиационная служба руководит гражданской авиацией. Федеральная дорожная служба осуществляет руководство дорожным комплексом.

    Госком по связи и информатизации проводит государственную политику и осуществляет управление в этой сфере, осуществляет межотраслевую координацию в области электросвязи, информатизации и почтовой связи.

    Строительно-жилищный комплекс. Госкомитет по строительству, архитектурной и жилищной политике осуществляет экспертизу проектов на строительство, издает нормы, стандарты, осуществляет контроль застройки городов, проводит государственную политику в ЖКХ и т. д. Природопользование. Министерство природных ресурсов управляет фондом недр и водным фондом. Финансы и кредит. Минфин проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую и валютную политику, координирует деятельность других органов исполнительной власти в этой сфере.

    Формы государственного управления – это внешне выраженные действия органа исполнительной власти и его должностных лиц.

    Признаки форм государственного управления:

    – выражают сущность деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих госуправление;

    – практически реализуют задачи и функции управления;

    – обеспечивают наиболее целесообразное достижение целей с наименьшими затратами;

    – вызывают наступление каких-либо последствий.

    Формы государственного управления шире, чем формы исполнительной власти, поэтому они могут выступать как: формы государственно-управленческой деятельности и как формы реализации исполнительной власти.

    Многообразие задач управления обуславливает многообразие форм управления. Выбор формы зависит от: характера компетенции органа исполнительной власти (должностного лица); особенности объекта; характера вызываемых последствий.


    Виды форм государственного управления

    1. Правовые: имеют четко выраженные юридические последствия; включают издание актов, влекущих за собой административные отношения между субъектами. В правовых формах четко проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер полномочий органов управления и их должностных лиц; включают издание нормативных актов органами исполнительной власти; содержат административно-правовые нормы, регулирующие управленческие отношения: а) нормативного характера (постановления Правительства РФ); б) ненормативного характера (распоряжения Правительства РФ); включают издание индивидуальных актов управления (разновидность юридических фактов, например, назначение военнослужащего на должность). Договорные отношения стоит относить к формам государственного управления, так как они влекут юридические последствия.

    Конец ознакомительного фрагмента.

    Управление организацией

    Факультет управления

    Кафедра государственного управления экономическими системами

    Составили: Петрович М.В., д.э.н., проф.; Балдин И.В., к.э.н., доц.; Загорец И.В., к.геогр.н.; Монтик О.Н., к.э.н., доц.

    Программа разработана на основе учебной программы «Управление организацией», утвержденной 17.06.2011, регистрационный № УД -06.13.П/уч.

    I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Учебная программа «Управление организацией» разработана для студентов высших учебных заведений по специальности 1-26 01 02 «Государственное управление и право» в соответствии с Образовательным стандартом и учебным планом специальности 1-26 01 02 «Государственное управление и право».

    Цель изучения дисциплины «Управление организацией» – сформировать у студентов необходимый уровень теоретических и практических знаний о сущности, принципах, целях, методах, функциях, организационных структурах и механизме управления социально-экономическими системами.

    Основными задачами дисциплины являются:

    На основе изучения содержания и проблематики учебной дисциплины сформировать у студентов необходимую теоретическую базу о социально-экономических системах, управлении, менеджменте, управленческом цикле, миссии, целях и задачах организации, механизме управления организацией;

    Обучить технологиям управления принятия управленческих решений в реальной хозяйственной деятельности организаций на основе их целей, задач, принципов, функций;

    Привить и развить навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой по тематике дисциплины «Управление организацией»;

    Обучить методам логического и системного анализа, синтеза, систематизации, структурирования, приемам публичного изложения и аргументации основных теоретических, методических положений и практических приемов, полученных в результате изучения дисциплины «Управление организацией».

    Место дисциплины в подготовке специалиста: дисциплина «Управление организацией» органично вписывается в учебный план подготовки специалиста по специальности 1-26 01 02 «Государственное управление и право». Она развивает и конкретизирует систему знаний по ранее изученным дисциплинам (экономическая теория, экономика организации) и создает методические основы для изучения последующих дисциплин: государственное управление, психология управления.

    К методам обучения, отвечающим целям изучения дисциплины, относятся:

    Элементы проблемного и вариативного изложения, реализуемые в ходе проведения лекционных занятий;

    Элементы учебно-исследовательской, творческой деятельности, реализуемые на практических и семинарских занятиях, а также при выполнении курсовой и научной работы студентов;

    Подготовка рефератов и выступлений с докладами по тематике дисциплины;

    Учебные дискуссии по темам дисциплины, реализуемые на практических и семинарских занятиях;

    Метод анализа конкретных ситуаций.

    К методам воспитания , отвечающим целям изучения дисциплины, относятся:

    Методы формирования сознания личности (лекция, дискуссия, диспут, метод примера);

    Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод создания воспитывающих ситуаций, иллюстрации, демонстрации, педагогическое требование, инструктаж);

    Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, дискуссия, соревнование, командная работа);

    Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

    В результате изучения дисциплины «Управление организацией» обучаемый должен:

    знать:

    Основные положения менеджмента, его генезис;

    Основные элементы системы менеджмента (принципы, методы, функции);

    Ключевые понятия и структуру стратегического менеджмента;

    Методы анализа среды в стратегическом менеджменте;

    Механизм формирования миссии и целей организации;

    Типы стратегий развития бизнеса;

    Функции стратегического менеджмента;

    Ключевые понятия и механизм управления персоналом;

    Задачи и функции службы управления персоналом;

    Главные исторические этапы развития управленческой мысли и эволюцию концепций организации;

    Систему целевых установок в управлении социальными системами;

    Виды и состав организационных структур управления и особенности взаимосвязей между элементами структуры;

    Современные методы принятия решений в организациях и оценки эффективности их реализации;

    Административные, экономические и социально-психологические основы управленческого процесса;

    Основные стили управления;

    Современные типы организаций;

    уметь:

    Анализировать используемые в организации функции и методы менеджмента;

    Применять на практике принципы и методы менеджмента;

    Обосновывать и оценивать управленческие решения;

    Анализировать факторы внешней и внутренней среды организации;

    Формулировать миссию и строить дерево целей;

    Выбирать и оценивать стратегию организации;

    Осуществлять организацию стратегического контроля;

    Организовывать деятельность персонала;

    Управлять развитием и деловой карьерой персонала;

    Обеспечивать деловую активность и мотивацию персонала;

    Проводить идеологическую и воспитательную работу в рамках основных положений государственной кадровой политики;

    Определять функциональное содержание систем управления;

    Определять особенности стиля и методов управленческой деятельности;

    Характеризовать сущность современных организационных форм;

    Анализировать преимущества и недостатки организационных структур управления;

    Анализировать состояние системы управления организацией, ее достоинства, недостатки и потенциал;

    Анализировать эффективность систем управления;

    приобрести навыки:

    Применения основных принципов и методов управления организацией в ежедневной практической деятельности субъекта хозяйствования;

    Анализа факторов внутренней и внешней среды организации, оценки ее потенциала и прогноза развития;

    Выбора и реализации методов управления в зависимости от конкретной ситуации;

    Анализа проблемных ситуаций и выработки управленческих решений;

    Эффективного управления трудовыми ресурсами организации;

    Высокой организационно-управленческой культуры и эффективной управленческой деятельности.

    Программа рассчитана на 166 учебных часов, в том числе объем аудиторных часов для очной формы обучения – 70, из них: лекции – 40 часов, практические занятия – 14 часов, семинарские занятия – 16 часов; для заочной формы обучения объем аудиторных часов – 16, из них: лекции – 8 часов, практические занятия – 8 часов, управляемая самостоятельная работа – 150 часов. Распределение учебных часов по семестрам для заочной формы обучения: 4 семестр – 4 часа лекции, 18 часов управляемая самостоятельная работа; 5 семестр – 4 часа лекции, 8 часов практические занятия, 132 часа управляемая самостоятельная работа.

    II. CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    Тема 3. Анализ внешней и внутренней среды организации

    Идентификация факторов ближнего и дальнего окружения организации. Построение «карт причастных». Анализ шансов и угроз для организации.

    SWOТ анализ. Анализ сильных и слабых сторон организации. Выбор ключевых областей деятельности. Выбор системы отнесения. Бенчмаркинг.

    Тема 11. Стиль руководства

    Понятие стиля руководства. Классическая классификация стилей. Классификация стилей в системе ГРИД. Стиль и эффективность деятельности руководителя. Портрет современного руководителя. Принципы оценки эффективности стиля руководства.

    Тема 17. Развитие персонала

    Понятие профессионального обучения. Формы обучения персонала. Субъекты обучения персонала, их цели. Методы обучения персонала. Процесс организации обучения. Мотивация обучения.

    Деловая карьера и ее виды. Управление деловой карьерой.

    Литература

    Основная

    1. Петрович, М.В. Управление организацией: учебник / М.В.Петрович [и др.]; под науч. ред. М.В. Петровича. – Минск: Дикта, 2008. – 864 с.

    2. Петрович, М.В. Управление организацией: пособие / М.В. Петрович [и др.]; под науч. ред. М.В. Петровича. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 316 с.

    3. Петрович, М.В. Вариативное управление: словарь-справочник руководителя / М.В. Петрович, А.А. Брасс. – Минск: Дикта, 2008. – 368 с.

    4. Петрович, М.В. Управление организацией: учеб. пособие / М.В. Петрович. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010. – 340 с.

    5. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: учебник / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1992. – 542 с.

    6. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 648 с.

    Дополнительная

    7. Адаир, Д. Искусство управлять людьми и самим собой: пособие / Д. Адаир. – М.: Эксмо, 2006. – 656 с.

    8. Балашов, А.П. Основы менеджмента: учебник / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 288 с.

    9. Баринов, В.А. Организационное проектирование: учеб. пособие / В.А. Баринов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 384 с.

    10. Брасс, А.А. Основы теории организации: учеб. пособие / А.А. Брасс. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2002. – 152 c.

    11. Брасс, А.А. Управление персоналом: курс лекций / А.А. Брасс. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 199 с.

    12. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 1998. – 402 с.

    13. Глумаков, В.Н. Организационное поведение: учеб. пособие / В.Н. Глумаков. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 352 с.

    14. Глухов, В.В. Менеджмент: пособие / В.В. Глухов. – 3-е изд. – СПб.: Питер: Лидер, 2010. – 600 с.

    15. Десслер, Г. Управление персоналом: учебник / Г. Десслер. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004. – 799 с.

    16. Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: пособие / П.Ф. Друкер. – М.: Вильямс, 2002. – 220 с.

    17. Друкер, П.Ф. Менеджмент: учебник / П.Ф. Друкер, Дж. Макьярелло. – М.: Вильямс, 2010. – 699 с.

    18. Красноженова, Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами: учеб. пособие / Г.Ф. Красноженова, П.В. Симонин. – М.: Инфа-М, 2008. – 157 с.

    19. Коул, Д. Управление персоналом в современных организациях: учеб. пособие / Дж. Коул. – М.: Вершина, 2004. – 350 с.

    20. Мильнер, Б.З. Управление знаниями: учеб. пособие / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 320 с.

    21. Управление современной компанией: учебник / под ред. Б. Мильнера и Ф. Липса. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 542 с.

    Для контроля качества образования используются следующие средства диагностики:

    Устный опрос во время занятий;

    Составление рефератов по отдельным разделам дисциплины;

    Выступления студентов на семинарах;

    Защита курсовых работ;

    Тесты по отдельным разделам и дисциплине в целом;

    Устный экзамен.


    Перечень вопросов к экзамену по дисциплине

    «Управление организацией»

    1. Организация как социально-экономическая система, ее основные признаки.

    2. Понятие управления, управленческий цикл, предмет и методы науки управления организацией.

    3. Системный, процессный и ситуационный подход в управлении организацией.

    4. Понятие внутренней и внешней среды.

    5. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия.

    6. Идентификация факторов ближнего и дальнего окружения организации, построение «карт причастных».

    7. Анализ шансов и угроз для организации

    8. SWOT– анализ. Анализ сильных и слабых сторон организации.

    9. Структура системы управления организацией, система и механизм управления организацией.

    10. Понятие принципов, функций, методов управления, стиля руководства.

    11. Сущность целей, классификация целей организации.

    12. Сущность, классификация целей, требования, предъявляемые к целям.

    13. Миссия организации и цели организации; факторы, влияющие на формирование миссии, механизмы формирования миссии организации.

    14. Понятие прогнозирования, его место в системе управления.

    15. Понятие и цели планирования, требования, предъявляемые к планированию.

    16. Понятие и классификация методов управления.

    17. Понятие и содержание административных методов управления

    18. Понятие и содержание экономических методов управления организацией.

    19. Мотивационные теории: понятие и классификация.

    20. Мотивация в системе функций управления, система мотивации персонала.

    21. Соотношение материальных и моральных мотивов трудовой деятельности, мотивация и стимулирование трудовой деятельности.

    22. Сущность функции организация, полномочия и власть, виды полномочий.

    23. Сущность делегирования, взаимоотношение полномочий, ответственности и власти.

    24. Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки.

    25. Понятие и этапы контроля, виды управленческого контроля: предварительный, текущий, заключительный

    26. Функция анализа в управленческом цикле.

    27. Административные методы управления: организационные, распорядительные, дисциплинарные.

    28. Экономические методы управления.

    29. Социально-психологические методы управления.

    30. Понятие стиля руководства, классическая классификация стилей.

    31. Классификация стилей в системе ГРИД.

    32. Ситуационная модель Ф. Фидлера.

    33. Теория жизненного цикла П. Херси и К.Бланшара.

    34. Модель принятия решений Врума-Йеттона.

    35. Стиль и эффективность деятельности руководителя.

    36. Понятие организационной структуры, классы организационных структур: бюрократические и адаптивные.

    37. Виды организационных структур: линейные, штабные, функциональные, продуктовые, региональные, проектные, матричные.

    38. Параметры организационных структур: уровень бюрократизации и централизации, соотношение норм управляемости на разных уровнях организации, соотношение линейных руководителей и административного аппарата.

    39. Факторы, влияющие на структуру организации.

    40. Проектирование и развитие организационных структур, принципы построения и эффективность организационных структур.

    41. Понятие организационной культуры.

    42. Виды и нормы организационных культур.

    43. Проявление организационной культуры в организационных процессах (кооперации, контроля, выработки и принятия решений, организационных коммуникаций).

    44. Факторы, определяющие культуру организации, дифференциация организационной культуры.

    45. Понятие управленческого решения, классификация управленческих решений, требования, предъявляемые к управленческим решениям.

    46. Методы выработки и оценки альтернатив.

    48. Человек как индивид, личность, индивидуальность, структура личности: темперамент, характер, способности, талант, предрасположенность, толерантность, эмпатия.

    49. Особенности персонала как ресурса организации.

    50. Понятие маркетинга персонала, внешние и внутренние факторы маркетинга персонала.

    51. Процесс маркетинга персонала: поиск источников маркетинговой информации, анализ внешних и внутренних факторов, разработка и реализация маркетинговых мероприятий.

    52. Сущность, источники, методы и принципы набора трудовых ресурсов.

    53. Роль отбора в механизме формирования трудовых ресурсов организации, оценка качеств кандидата на вакантные должности.

    54. Методы отбора: изучение документов, тестирование, решение задач, моделирование деятельности, испытательный срок, интервью.

    55. Интервью с кандидатами на вакантные должности, структурированное и неструктурированное, групповое и стрессовое интервью.

    56. Результативность интервью, оценка эффективности набора и отбора трудовых ресурсов.

    58. Понятие профессионального обучения, формы и методы обучения персонала.

    59. Деловая карьера и ее виды, управление деловой карьерой.

    60. Понятие и цели оценки деятельности персонала.

    61. Показатели, методы и технология оценки деятельности персонала.

    62. Понятие, эффективность, параметры команды.

    63. Процессы становления и развития команды.

    64. Роли членов команды, методика определения командных ролей.

    65. Понятие организационного конфликта, позитивные и негативные последствия конфликта.

    66. Типология конфликта.

    67. Управление конфликтами в организации, стили поведения в конфликте.

    69. Деятельность руководителя, ее целесообразность и особенности, оценка эффективности деятельности руководителя.

    70. Методы и технологии оценки труда руководителя.


    ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

    ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

    С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


    При наличии предложений об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине

    Управление организацией

    Учебная программа для специальности:

    Государственное управление и право»

    первой ступени высшего образования

    Факультет управления

    Тема 1 Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации

    Вопрос 1. Государственное управление: понятие, виды, признаки, функции

    Различными кодифицированными словарями управление понимается как функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности. То есть по своей сути управление представляет собой постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм.

    Объектом управления выступают: социальная общность, коллектив, человек, явления, процессы.

    Субъект управления - это всегда человек или коллектив людей, то есть так называемая администрация.

    Традиционно выделяют три вида управления:

    Механическое – управление технологическими процессами;

    Биологическое – управление процессами жизнедеятельности живых организмов;

    Социальное – управление людьми, организациями, общественными процессами.

    Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

    Социальное управление представляет собой специфический тип отношений между людьми, поскольку это прежде всего управление людьми, группами, обществом. Важно учитывать, что такое управление всегда осуществляется целесообразно и сознательно. Поэтому следующим квалифицирующим признаком социального управления является волевое поведение и выработка определенных программ поведения. Например, управление воинским коллективом осуществляется на основе Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, управление рабочим коллективом завода – на основе специальных локальных нормативных актов.

    Разновидностью социального управления выступает государственное управление, которое в теории административного права принято рассматривать в широком и узком понимании.

    Государственное управление в широком смысле - это деятельность органов всех ветвей государственной власти. Фактически в данное понятие включается деятельность по управлению государством, ввиду того что все структуры ветвей государственной власти участвуют в целенаправленной государственной политике по реализации соответствующих целей, задач, функций и несут в себе управляющее начало. Однако такое расширительное толкование государственного управления не учитывает особенности частного, поглощает их признаками общего.

    Государственное управление в узком смысле - это деятельность административного характера, то есть деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов (деятельность Президента РФ, федеральных министерств, служб, агентств, органов исполнительной власти субъектов РФ). В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком смысле.

    Признаки государственного управления

    Государственное управление – это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.

    В рамках государственного управления органы государственной власти в пределах своей компетенции вправе осуществлять правотворческую деятельность и контролировать ее соблюдение.

    Государственное управление распространяется не только на государственные подконтрольные сферы деятельности, но и на деятельность частных субъектов, например на некоммерческие организации.

    Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые действуют от имени и по поручению государства.

    Государственное управление реализует полномочия юрисдикционного характера, то есть фактически обеспечивает внесудебный порядок осуществления уполномоченными органами мер принуждения (применение административно-предупредительных и пресекательных мер, назначение административных наказаний).

    Виды государственного управления

    Внутреннее государственное управление.

    Внешнее государственное управление.

    Внутриорганизационное государственное управление.

    Функции государственного управления

    Информационное обеспечение деятельности уполномоченных органов.

    Прогнозирование.

    Моделирование.

    Планирование.

    Руководство.

    Координация.

    Контроль.

    Вопрос 2. Соотношение государственного управления и исполнительной власти

    Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь государственной власти. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви.

    Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов в общественном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно охарактеризовать как подсистему в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма.

    Исполнительная власть – непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями.

    Исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий, есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение субъектов; право и возможность подчинить других своей воле. Ее отличительным признаком является то, что власть реализуется в отношении различных (коллективных или индивидуальных) элементов государственно-организационного общества. Данное качество исполнительной власти наиболее существенно, так как раскрывает ее особую государственно-правовую природу.

    Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности – не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Власть – сущностное выражение такой деятельности, ее функциональной направленности и компетенционной определенности, то есть категория базового характера. В силу этого исполнительная власть не тождественна и государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственно-властной деятельности.

    Исполнительная власть имеет определенное субъективное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно, исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Естественно, что ими не могут быть ни законодательные, ни судебные органы государственной власти.

    Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

    Вопрос 3. Принципы государственного управления

    Принципы государственного управления делятся на две группы.

    Политико – правовые:

    Широкое участие граждан в государственном управлении (народовластие);

    Федерализм;

    Законность;

    Планирование и учет.

    Организационные:

    Отраслевой. Предполагает наличие единого организационного центра, которому по вертикали подчинена вся совокупность звеньев внутриотраслевого характера, то есть нижестоящие органы управления предприятий, учреждений и организаций. Предназначение данного принципа – осуществление централизованного руководства отраслевыми комплексами, единообразное решение общих для этих комплексов вопросов, наиболее полный учет особенностей и потребностей каждого из них;

    Территориальный. Учитывает расположение предприятий, учреждений и организаций различного отраслевого профиля на определенной территории – в районе, городе, области, крае, республике и т. п.;

    Функциональный. Обеспечивает в системе государственного управления межотраслевые связи, предназначенные для того, чтобы преодолеть несогласованность действий различных ведомств.

    Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора Коллектив авторов

    Исполнительная власть Таблица 21

    Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

    2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение) Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения ее на

    Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

    Тема 20. Государственное регулирование образования и науки в Российской Федерации 1. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах

    Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

    Тема 24. Государственное управление внешними связями Российской Федерации с иностранными

    Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

    1. Государственное управление иностранными делами Российской Федерации Иностранные дела Российской Федерации - это область внешнеполитической деятельности государства, связанная с осуществлением разнообразных внешних связей страны с иностранными государствами и

    Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора России Законодательство

    Тема 26. Государственное управление обороной Российской Федерации 1. Понятие обороны и системы военной организации государства На основании ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61 «Об обороне» под обороной понимается «система политических, экономических, военных,

    автора Автор неизвестен

    Тема 28. Государственное управление деятельностью разведки, контрразведки и других

    Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

    Тема 16 Исполнительная власть

    Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

    Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате

    Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

    86. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИВНЫМ ДЕЛОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, правительствами республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной

    Из книги автора

    Правительство Российской Федерации Исполнительная власть Таблица

    Из книги автора

    Тема 18 Государственное управление в области иностранных дел Вопрос 1. Система управления в области иностранных делОсновным нормативным правовым актом, определяющим осуществление важнейших функций в области внешнеполитической деятельности, возложенных на высшие

    Из книги автора

    Государственное управление и исполнительная власть Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.Основные характерные черты исполнительной власти:1) это относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность)

    Из книги автора

    Как соотносятся государственное управление и исполнительная власть? Исполнительная власть – это политико-правовая категория, в то время как государственное управление – категория организационно-правовая. Государственное управление – деятельность, без которой

    Из книги автора

    58. Правительство Российской Федерации как исполнительная власть Согласно гл. 6 Конституции, РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.Деятельность Правительства РФ, его основные функции и его состав регламентируются Конституцией РФ и Федеральным

    Из книги автора

    § 25. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации Правительство Российской Федерации – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные



    Просмотров