Понятие формы трудового права. Соотношение трудового права и трудового законодательства

Источниками трудового права являются нормативные акты самого различного уровня, содержащие в себе правовые нормы.

Главное место среди источников трудового права занимает Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основные трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их реализации. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Некоторые предприниматели, чтобы сэкономить на государственных пособиях, выплачиваемых государственным служащим, связались с их сотрудниками с требованием получить торговые сертификаты для деятельности, которую они ранее выполняли в своих трудовых отношениях, а затем заключили с ними бизнес-контракт вместо трудового договора. На самом деле, это просто трудовые отношения, потому что, если какое-либо лицо совершает личную деятельность другого лица в соответствии с инструкциями такого предпринимателя и от его имени, за заработную плату, рабочее время, на рабочем месте предпринимателя за счет этого предпринимателя и под его ответственность, несомненно, работа зависимой занятости и, следовательно, трудовые отношения по смыслу Трудового кодекса, хотя между этими лицами заключен договор о сотрудничестве, и лицо, осуществляющее такую ​​деятельность, официально выполнило бы это на основании своего торгового сертификата.

Конституция Российской Федерации законодательно закрепляет право каждого гражданина на свободу труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы. Она признает право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Основное занятие и вспомогательные

По причинам, изложенным выше, такая работа должна выполняться только на основании трудового договора или одного из соглашений о проделанной работе вне трудовых отношений, то есть трудового или трудового договора. Для обычных читателей может быть немного удивительно, что термин «трудовые отношения» не определен в Трудовом кодексе или в любом другом законодательном регулировании Чешской Республики.

Если работник работал в течение трудовых отношений, в которых он работает после указанного недельного рабочего времени, в исключительных случаях работа также в следующих трудовых отношениях, то это были вторичные трудовые отношения. Таким образом, вторичная занятость была только оборотной в течение более короткого, чем указанное недельное рабочее время.

Также Конституция гарантирует работающим по трудовому договору право на отдых. Работнику, который заключил трудовой договор, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Поэтому вторым важным источником трудового права России являются международные договоры (конвенции).

Однако это не означает, что работник не может быть занят в следующей работе. Другой работодатель может быть другим, но тем же работодателем. Однако это не вторичные трудовые отношения, а второе трудовое отношение. Таким образом, если сотрудник действовал с одним работодателем на фиксированное еженедельное рабочее время, а другой работодатель работал бы меньше, чем предписанное еженедельное рабочее время, было бы два трудовых отношения с разными рабочими часами.

В случае, если работник установил новые трудовые отношения или заключил контракт на работу вне трудовых отношений, то есть соглашение о проведении работы или соглашение о работе с тем же работодателем, он не может выполнять работу, которая в равной степени классифицируется как работа, уже это работодатель. Если работник снова нанимается работодателем - государством и другим работодателем для работника, то работник не может выполнять однотипную работу только в случае работы в той же организационной единице государства.

В сфере трудовых отношений первостепенное значение имеют международно-правовые нормы, содержащиеся в многочисленных конвенциях Международной организации труда (МОТ) (хотя Россия ратифицировала не все заключенные под эгидой этой организации конвенции).

Следующим по юридической силе источником трудового права являются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Среди них главным источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Он вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и состоит из шести частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между этим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс Российской Федерации. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в данный Кодекс.

Если работник того же работодателя выполняет работу в более трудовых отношениях, то есть в трудовых отношениях или в правовых отношениях, основанных на контракте на работу, выполненную вне трудовых отношений, тогда заработная плата или другие выплаты, вытекающие из трудовых отношений, затем оцениваются в каждом трудовом отношении отдельно, отдельно.

Занятость в соответствии с применимыми правовыми нормами

Трудовые отношения включены в категорию так называемых трудовых отношений. Для трудовых отношений мы можем ссылаться на социальные отношения, которые возникают между работником и работодателем и которые содержат трудовые права и обязанности. Основными трудовыми отношениями являются трудовые отношения и правовые отношения, основанные на соглашениях о проделанной работе вне трудовых отношений.

Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствующее место принадлежит указам Президента Российской Федерации, регулирующим общественные отношения в сфере труда. Также к подзаконным актам как источникам трудового права относятся и постановления Правительства Российской Федерации. Постановления Правительства, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Благодаря трудовым отношениям осуществляется участие физического лица в рабочем процессе. Трудовые отношения основаны на трудовом договоре между работодателем и работником. Работодатель - это лицо, для которого физическое лицо взяло на себя обязательство выполнять зависимую работу в основных трудовых отношениях. Работодатель может быть физическим или юридическим лицом, в том числе государством, действующим для него и осуществляющим права и обязанности своей организационной единицы. Сотрудник является физическим лицом, которое взяло на себя обязательство выполнить свою работу, но должно быть лицо, достигшее 15-летнего возраста и получившее обязательное школьное образование.

Постановления, инструкции и разъяснения Федеральной службы по труду и занятости (до апреля 2004 г. - Минтруд РФ) - следующие источники трудового права.

Эти акты, как правило, издаются с целью дать основу для закрепления соответствующих положений на локальном уровне, обеспечения правильного, единообразного толкования и применения, разъяснения трудового законодательства. Другие федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты Федеральной службы по труду и занятости не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Трудовые отношения возникают с даты, оговоренной в трудовом договоре, в качестве дня начала работы или даты, когда он был назначен на дату назначения на должность руководителя сотрудника. На практике принято, что день, заключенный в трудовом договоре в качестве рабочего дня, не совпадает с днем ​​фактической занятости, например, из-за так называемых барьеров со стороны сотрудника.

Если сотрудник уведомляет работодателя об этом факте, будут возникать трудовые отношения. Однако, если работник не вступил на работу в согласованный день, не препятствуя препятствию, или работодатель не знает о препятствии в течение недели, работодатель может отказаться от трудового договора в этих условиях.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также могут быть источниками трудового права. Они выстраиваются по такой же схеме, как и указанные выше федеральные нормативные правовые акты. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ,

Вывод средств должен производиться в письменной форме или иным образом не учитываться. Поэтому на таком слушании не требуется никакой инвалидности. Если работодатель заполняет письменную форму, трудовой договор аннулируется с самого начала, а это означает, что он выглядит так, как будто он никогда не закрывался. Работодатель может использовать только право отказаться от трудового договора, пока работник не приступит к работе.

Внутреннее регулирование - это правило, содержащее корректировку прав и требований работников, выданных работодателем. Работодатель может предписывать внутреннее регулирование в трудовых отношениях, от которых работник имеет право, более благоприятно, чем Трудовой кодекс. Запрещается внутреннее регулирование налагать обязанности на работников или уменьшать их права, предусмотренные Трудовым кодексом. Если работодатель отклоняется от этого запрета, он не учитывается.

иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

В пределах своей компетенции документы, содержащие нормы трудового права, могут принимать также органы местного самоуправления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т.п.). Такие источники трудового права действуют только на территории соответствующего муниципалитета.

Внутреннее регулирование должно быть издано в письменной форме, не должно противоречить закону и не может быть выпущено ретроактивно, иначе оно было бы совершенно недействительным или недействительным таким образом. Внутреннее регулирование является обязательным для работодателя и всех его сотрудников. Эффективность вступает в силу с даты, указанной в нем, но не позднее, чем в день, когда внутреннее регулирование было объявлено работодателю.

Внутреннее регулирование обычно выдается на определенный срок, но не более одного года. Внутреннее регулирование, регулирующее вознаграждение, также может быть выпущено на более короткий период времени. Работодатель обязан информировать всех сотрудников по внутреннему регламенту, сотрудники должны быть проинформированы о выдаче, изменении или отмене внутреннего правила в течение 15 дней с момента выпуска, изменения или аннулирования. Внутреннее регулирование должно быть доступно всем сотрудникам работодателя.

Широкое распространение в настоящее время получили заключаемые на различном уровне акты-соглашения между работниками (в лице их представителей) и работодателями. Эти акты представляют собой результат договоренностей сторон, участвовавших в переговорах на равноправной основе. Они могут быть как дву- (представители работников и представители работодателя), так и трехсторонними (третья сторона - представители государства). Участники соглашений на основе двустороннего и трехстороннего сотрудничества уполномочиваются государством на соответствующее нормотворчество в сфере применения труда.

Работодатель обязан соблюдать внутреннее регулирование в течение 10 лет после его истечения. В случае, если работники будут иметь право на заработную плату, заработную плату, заработную плату, другие льготы в соответствии с положениями внутренних правил, тогда внутреннее правило будет отменено, это не повлияет на продолжительность и выполнение этого права.

Положения о персонале являются особым типом внутреннего регулирования, регулирующего управление и организацию работы сотрудников. Он может быть выпущен как единое целое или может иметь несколько отдельных частей, которые выпускаются на постоянной основе.

Наконец, специфическим источником трудового права являются локальные нормативные акты, т. е. акты, действующие в пределах только той организации, в которой они были приняты (от лат. locus - место). Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Можно выделить следующие отличия этого вида источника трудового права: 1)

Положения о персонале дополнительно уточняют положения Трудового кодекса или, в зависимости от обстоятельств, конкретного законодательства в отношении конкретных условий работы конкретного работодателя в отношении обязательств работодателя и работника в результате трудовых отношений. Положения о персонале не могут налагать на работников обязанности или сокращать их права в соответствии с Трудовым кодексом.

На основании положений Трудового кодекса определенные работодатели обязаны выдать распоряжение о работе, например, административные органы, суды, прокуратуры, органы местного самоуправления. Положения о персонале являются обязательными для работодателей и всех их сотрудников. Эффективность вступает в силу с указанной в нем даты, но не раньше даты, когда работодатель объявляет о правилах трудоустройства.

локальные акты действуют в пределах конкретной организации (включая филиалы и представительства); 2)

в основном действие их ограничено по времени; 3)

они не должны противоречить указанным выше нормативным правовым актам, снижать установленный там уровень правовых и социальных гарантий работников; 4)

локальные акты отражают специфику производства, характер и профиль деятельности организаций и учитывают их экономические возможности.

Работодатель обязан информировать всех сотрудников о Условиях Занятости, сотрудники должны быть проинформированы о выдаче, изменении или отмене Условий Занятости не позднее, чем через 15 дней после его выпуска, изменения или аннулирования. Правила найма должны быть доступны для всех работников работодателя.

Трудовой кодекс и профсоюзная организация

Если профсоюз нанимается работодателем, необходимо дать предварительное одобрение и внести какие-либо изменения в Условия занятости. Это согласие должно быть дано профсоюзом в письменной форме, иначе вопрос или поправка к Положениям о персонале недействительны.

Примером локальных нормативных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании или положение организации о вознаграждении по итогам работы за год и т. д.

Существуют в определенной форме. До их объективации, т. е. внешнего проявления, о норме права можно говорить только как о результате нормообразования. Форма трудового права - это система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые разрабатываются и принимаются в процессе правового нормотворчества органами государственной власти, организациями, работодателями — физическими лицами.

С другой стороны, работодатель не нуждается в согласии профсоюза, потому что это зависит только от решения работодателя независимо от того, нужен он ему или его сотрудникам. В случае работодателя, с которым профсоюз не действует, положения о трудоустройстве могут быть выданы на основе одностороннего акта работодателя.

Рабочие и старшие сотрудники

Рабочее время - это ограниченное по времени назначение работника работодателем для выполнения работы вне согласованного места работы. Иностранная рабочая поездка означает поездку за пределы территории Чешской Республики. Затем работник работает на рабочем пути по указанию руководителя сотрудника, который отправил его в такую ​​рабочую поездку.

По форме трудового права следует различать нормативные правовые акты; правовые акты, содержащие нормы трудового права; индивидуальные акты с элементами нормативного содержания.

Нормативный правовой акт всегда содержит правило должного поведения (норму) участников совместного труда. Эта норма рассчитана на неоднократное применение и на неопределенный круг лиц, которые окажутся субъектами регулируемых социально-трудовых отношений.

В случае, если работодатель отправляет сотрудников на рабочий путь для выполнения своих задач в другом организационном подразделении, они могут поручить другому старшему сотруднику давать инструкции для работы или организовывать, управлять и контролировать свою работу, а работодатель должен определить сферу действия такого мандата. Сотрудник должен быть знаком с этими учетными данными, но не должен соглашаться с полномочиями.

Тем не менее, старшие сотрудники другого работодателя не могут действовать юридически по этому сотруднику от имени отправляющего работодателя. Общая продолжительность времени, в течение которого работник отправляется на рабочий путь, частота трансляции или расстояние от места жительства или его обычного рабочего места ограничивается законом только таким образом, что сотрудники могут быть отправлены на рабочий путь только на необходимое время.

Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта. Правовым актом , т. е. актом, обязательным для исполнения субъектами трудового права, на которых он рассчитан, могут быть индивидуальные акты — акты применения норм трудового права, соглашения сторон социально-трудовых отношений. Так, по соглашению работодателя и трудового коллектива может быть разработан и принят коллективный договор. Статья 40 ТК РФ определяет коллективный договор как правовой, а не нормативный правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Такой правовой акт может содержать нормы трудового права, например формы, системы оплаты труда в организации; пособия и компенсации и другие нормы, установленные по соглашению сторон (ст. 41 ТКРФ).

Индивидуальные правовые акты с элементами нормативного содержания , т. е. акты применения норм трудового права, также в ряде случаев включают нормы трудового права. В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения трудовых договоров. В трудовом договоре работник по соглашению с работодателем может, например, предусмотреть особый режим своего рабочего времени, отличный от установленного в организации для данной категории работников, особые условия оплаты труда.

Виды нормативных правовых актов

Социально-трудовые отношения регулируют целый ряд нормативных правовых актов. В теории права выделяют определенные виды нормативных правовых актов. Известны и критерии такого деления: содержание нормативного правового акта; процедура его принятия; орган, принимающий такой акт; круг лиц, на которых распространяется его действие, и др.

В ст. 5 ТК Р(1) определены следующие виды нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения:

трудовое законодательство (включающее законодательство об охране труда), состоящее из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы ;

  • иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В основе данной классификации — орган, принимающий нормативный правовой акт о труде. По этому же основанию законодатель выделяет локальные нормативные правовые акты (ст. 8 ТК РФ). Вряд ли обоснованно данный вид нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исключать из перечня нормативных правовых актов, закрепленных в ст. 5 ТК РФ. Локальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, разрабатываются и принимаются работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно (документы технологического процесса), с учетом мнения представительного органа работников, совместно либо по согласованию с ним (ч. 2, 3 ст. 8 ТК РФ).

Нормы трудового права любого вида нормативных правовых актов не должны противоречить ТК РФ, Конституции РФ, международным правовым актам, принятым МОТ, Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, Российской Федерацией по соглашению со странами СНГ и дальнего зарубежья (международные договоры, соглашения). Частью 5 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. В том случае, если международным договором РФ закреплены иные права, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Это положение продублировано в ст. 10 ТК РФ.

Приведенная система нормативных правовых актов характеризуется соответствующей субординацией, запретом ухудшать положение работников актами нижестоящих органов государственной власти и управления. Так, всс российские нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут противоречить ТК РФ. В то же время допускается на любом уровне нормотворче- ской деятельности улучшать правовое положение работников, начиная с локальных актов и заканчивая федеральными законами. В необходимых случаях в ТК РФ могут вноситься соответствующие изменения, уже нашедшие закрепление в иных нормативных правовых актах, выработанные судебной практикой.

Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г., а 31 декабря 2001 г. опубликован в «Российской газете».

В ТК РФ вносились изменения и дополнения начиная уже с 25 июля 2002 г. Его практически полностью новая редакция была принята Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Объяснить неэффективность ТК РФ 2001 г. нельзя ссылками на быстро меняющуюся социально-экономическую обстановку в стране. Ее анализ показывает, что каких-либо особых неожиданных для законодателя событий, которые бы побудили за столь короткий период внести изменения в почти 3/4 статей ТК РФ, не было.

Анализ разработки и принятия ТК РФ позволяет сделать ряд выводов, которые характерны для любого вида нормотворчества в сфере социально-трудовых отношений.

Во-первых, до принятия нормативного правового акта, а тем более закона, необходим социологический подход к изучению целей, задач, практического значения принятия такого нормативного правового акта. Использование возможностей трудоправовой социологии, герменевтики и логики трудового права — важное условие эффективности работы нормотворческого органа.

Во-вторых, в настоящее время нельзя говорить о разработке и принятии в сфере труда нормативных правовых актов, не обращаясь к детальному изучению уже сложившихся систем локальных нормативных правовых актов и практики их применения в отдельных организациях.

В-третьих, в процессе нормотворчества должна исследоваться практика правоприменительных органов, судов. Принятие упомянутого Закона во многом обусловлено позицией Верховною Суда РФ, которая впоследствии нашла отражение в ряде постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в том числе в постановлении от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс РФ — кодифицированный законодательный акт (Федеральный закон №197-ФЗ от 30 декабря 2001 года) о труде.

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями.

Трудовое законодательство в Российской Федерации создано с целями установления государственных гарантий трудовых прав и свобод, создания благоприятных условий труда и защиты прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ).

Основные задачи трудового законодательства:

  • создание необходимых правовых условий для достижения согласования интересов сторон трудовых отношений;
  • правовое регулирование трудовых отношений;
  • регулирование отношений связанных с организацией труда, трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой и повышением квалификации работников;
  • надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • разрешение трудовых споров;

Разделы Трудового кодекса РФ

  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
  • Раздел III.
  • Раздел IV.
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VII. Гарантии и компенсации
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок,
  • Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
  • Раздел X. Охрана труда
  • Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
  • Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
  • Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  • Раздел XIV. Заключительные положения

Роль судебной практики в урегулировании социально-трудовых отношений

Судебная практика в регулировании социально-трудовых отношений выполняет следующие функции.

Во-первых, ее обобщение на уровне Верховного Суда РФ, как уже отмечалось выше, способствует совершенствованию действующего законодательства о труде. В процессе применения норм трудового права суды выявляют их недостатки, которые сказываются на результатах правоприменения. В ряде случаев в процессе применения норм трудового права суды выявляют его пробелы, неполноту, двусмысленность, синонимию, коллизии отдельных норм.

Во-вторых, постановления Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судебных органов. Их решения не могут противоречить требованиям Верховного Суда РФ; в противном случае они будут отменены вышестоящими судебными инстанциями.

В-третьих, любой правоприменитель, в том числе работодатель, понимает, что в случае трудового спора и его разрешения в судебном порядке будет учитываться мнение Верховного Суда РФ. Хотя для него требования Верховного Суда не имеют законной силы, т. е. не являются нормами права, косвенно они определяют поведение работодателя в разрешении трудового спора, возникшего у него с работником.

Трудовой кодекс РФ не включает акты судебных органов власти о применении трудового законодательства в систему нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В Российской Федерации не признается прецедент, который характерен для систем общего права Великобритании и США.

Несколько иную роль выполняют постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания Конституционным Судом нормы противоречащей Конституции РФ она утрачивает юридическую силу. Нормотворческий орган обязан на основании решения Конституционного Суда РФ внести соответствующие изменения в законодательство о труде, в том числе в ТК РФ. Однако это не дает достаточных оснований для признания решений Конституционного Суда прецедентом. Согласно праву судебного прецедента каждый суд обязан следовать решению более высокого по положению суда. В Англии апелляционные суды (кроме палаты лордов) связаны своими прежними решениями. В англосаксонской правовой системе принципы общего (прецедентного) права считаются нормами трудового права, имеющими обязательную юридическую силу.

В Российской Федерации решения Конституционного Суда РФ не являются нормами, на основании которых осуществляется правоприменительная деятельность в сфере трудовых отношений.

Особенности нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, имеют свою специфику.

Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы.

Так, согласно ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст. 45), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органомпредставительным органом работников» — ч. 3 ст. 8).

В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом — профкомом.

Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: Народный комиссариат труда СССР, народные комиссариаты труда союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только в области труда и заработной платы, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и на заседаниях Государственной Думы РФ обсуждается необходимость создания министерства труда РФ — органа, который занимался бы нормотворчеством исключительно в сфере груда. Ежемесячно Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает специальный журнал — «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации», в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы техпроцесса.

В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, различаются как общие и специальные, т. е. распространяющие свое действие на всех работников или определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т. п.)).


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
206 Кбайт 682



Просмотров