Какой источник права бывает административным и судебным. Судебный и административный прецедент как источник права. Понятие, предмет, метод и система судебного административного процессуального права. Соотношение с другими отраслями права

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»

Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте (1762 - 1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?

Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение. Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в итоге этим формирует не только историю общества, но и самого себя.

3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?

Человек, как социальное существо имеет:

Высокоорганизованный мозг;

Мышление;

Членораздельную речь;

Умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;

Способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;

Способность к самопознанию и саморазвитию;

Способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.

4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?

Самореализация - это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Американский учёный А. Маслоу (1908 - 1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».

В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.

Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.

Человек часть как общества, так и природы.

2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?

На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.

Личность-явление социальное. Она тесно связана со временем и выражает все, что есть в человеке исторического.

Личность - это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Личность - это человеческий индивид, выступающий как субъект сознательной деятельности и отношений. Можно сказать, что личность - это целостность, интегрирующая все психические процессы, свойства и состояния. Психические особенности личности проявляются и формируются в поведении, действиях и поступках личности, т.е. личностью становятся.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

Исследование социальных качеств личности имеет весьма солидную традицию, как в общей, так и в социальной психологии. Начиная c перечисления различных социальных качеств личности через описание их структуры, социальная психология пришла к выводу o необходимости понимания системы качеств личности. Но принципы построения такой системы до сих пор не вполне разработаны. B общем плане решение содержится, в частности, в работах А.Н. Леонтьева. Рассматривая саму личность как системное качество, он полагал, что такой подход должен диктовать психологии и новое измерение для исследования личности, "это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им?" Можно, очевидно, построить систему качеств личности, расположив их в соответствии с этими основаниями. Но более подробный ответ на вопрос можно дать, только изучив проявления личности в тех реальных группах, в которых и организуется ее деятельность.

Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.

Социальные качества людей - это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей.

Философская энциклопедия так трактует понятие социальные качества - это концентрация человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. Социальные качества содержатся в бытии людей, в их способностях, потребностях, умениях, знаниях, присущих им формах поведения и взаимодействия. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов, экономических и прочих взаимодействий между социальными общностями. Выступая в роли посредников между различными социальными качествами, они сами входят в состав этих качеств, становятся формами реализации их бытия. Иначе говоря, социальные качества "оживают" и "живут" только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей, в динамике воспроизводства и обновления социального бытия.

Коробицына Т.Л. характеризует воспитанность человека различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самому себе. Она считает, что в совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания. Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе.

Н.И. Монахов выделил социальные качества, которые могут быть сформированы у младших школьников.

  • 1. Товарищество - близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах; отношения между людьми, основанные на общности их интересов, проявляющиеся во взаимной помощи и солидарности, уважении и доверии, доброжелательстве и симпатии.
  • 2. Уважение к старшим - почтительное отношение, основанное на признании их достоинств. Уважение - одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности.
  • 3. Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  • 4. Честность - искренность, прямота, добросовестность и безупречность; моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед др. и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав др. людей на то, что им законно принадлежит.
  • 5. Трудолюбие - любовь к труду. Труд - работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо. Трудолюбие - моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления - трудовая активность, добросовестность, старание, усердие работника. Как социальное качество личности трудолюбие является одним из выражений ее положительного отношения к труду, которое в психологическом плане предполагает: потребность и привычку трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в достижении полезного результата труда.
  • 6. Бережливость - бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность; моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности.
  • 7. Дисциплинированность (организованность) - подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.
  • 8. Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость; внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности.
  • 9. Любовь к прекрасному (эстетическое развитие) - постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам
  • 10. Стремление быть сильным, ловким - настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.

Введение

Не смотря на то, что социальные качества человека изучаются большим количеством научных дисциплин, как то: социология, педагогика, философия, лингвистика, психология и др., тема остается спорной и неразработанной в достаточной степени, потому и весьма актуальной.

Целью настоящего исследования является дефиниция социальных качеств человека, виды и механизмы формирования.

Задачи исследования:

1. Анализ литературы по теме контрольной работы. Теоретическое изучение социально значимых качеств людей по материалам научной литературы.

2. Проведение эмпирического исследования социальных качеств людей.

3. Анализ полученных результатов.

Гипотеза: социальные качества людей не передаются по наследству и возникают исключительно в процессе социализации.

Объект исследования: социальные качества людей.

Предмет исследования: понятие, виды, механизмы формирования социальных качеств людей.

Методика исследования: анализ подобранной научно-практической литературы.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы.

Работа выполнена на 18 листах.

Понятие социальных качеств человека

Наиболее полное определение дает социология, объясняя социальное качество как понятие, фиксирующее те или иные общественно определенные характеристики личности, социальных групп и классов, неотделимые от способа существования и деятельности исторических субъектов. Уже само понятие "личность" обозначает в социологии исторически сложившееся, социально обусловленное типологическое единство (качество) индивида. Поэтому личность - это конкретное выражение общественной сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Термин "личность" образовался от латинских слов "persona" (маска актера, роль, положение, значение, лицо) и "personare" (говорить через). Таким образом, раньше он обозначал стилизованную маску актера. Поэтому в некотором смысле все люди носят "социальные маски". Долгие годы люди обучаются тому, как стать человеком среди людей, соблюдать определенные нормы, правила, ролевые предписания. В том смысле слово "личность" и обозначает совокупность таких социальных качеств (выражающихся в некоторых стереотипах поведения), которые индивид демонстрирует перед "аудиторией". Итак, личность - продукт общественного развития, и в этом плане главное в ней - ее социальное качество.

Социальные качества не сводятся к индивидуальным качествам, какими бы сложными они ни были сами по себе. Эволюционные предшественники социальных качеств личности - это формы унаследованного биологического поведения, т. е. такие психологические конструкции, которые частично используются при последующем генезисе социального. К ним относятся необходимость пребывания животного в группе, умение подчиняться "нормам" поведения, т. е. способность к самоограничению, перенос формы родительских отношений на чужих детенышей и слабых особей, преодоление "зоопсихологического индивидуализма" под давлением потребностей сообщества.

Природные силы человека, особенно высшие формы психики, наполняются социальным содержанием лишь тогда, когда они начинают выполнять определенные социальные функции.

Таким образом, социальные качества людей - это общие качества, повторяющиеся, устойчивые в поведении различных групп и общностей людей.

Философская энциклопедия так трактует понятие социальные качества - это концентрация человеческого опыта, совместной и индивидуальной деятельности людей, различные их комбинации, композиции, синтезы. Социальные качества содержатся в бытии людей, в их способностях, потребностях, умениях, знаниях, присущих им формах поведения и взаимодействия. Социальные качества вырабатываются, распространяются, усложняются (или упрощаются) в процессе развития человеческих контактов, культурных обменов, экономических и прочих взаимодействий между социальными общностями. Выступая в роли посредников между различными социальными качествами, они сами входят в состав этих качеств, становятся формами реализации их бытия. Иначе говоря, социальные качества "оживают" и "живут" только в социальном процессе, во взаимодействиях людей и людей, людей и вещей, в динамике воспроизводства и обновления социального бытия .

Лингвист Ким И.Е. так объясняет это понятие - социальные качества человека представляют собой его способности к социальной деятельности и характеристики его социального поведения.

Особенностью выражения качеств является наличие эталонного морфологического класса, предназначенного для их обозначения - прилагательного. Значение качества, однако, могут выражать существительные, глаголы и наречия, как отдельные лексемы, так и (у существительного и глагола) отдельные формы или частные парадигмы форм.

Качество может проявляться в разном количестве, что отражается в грамматике прилагательного (категория степени сравнения), в его деривационном потенциале (наличие регулярных дериватов со значением низкой и высокой интенсивности качества), а также в его семантических и синтаксических валентностях, а именно наличии зависимых наречий меры и степени. Существуют и другие грамматические, словообразовательные и лексические средства выражения градуальности качеств: существительное со значением лица, существительное со значением качества, прилагательное, краткое (предикативное) или полное (атрибутивное), глагол или глагольное словосочетание .

Кандидат педагогических наук Костюченко А.А. под социально-значимыми качествами людей понимает качества, способствующие решению общественно значимых задач, становлению личности как гражданина: организованность, самостоятельность, общественная активность, социальная инициативность, ответственность, коммуникабельность, рефлексия, эмоциональная устойчивость, эмпатия .

Психологи же сходятся на том, что при общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. И хотя проблема находится на самых начальных этапах ее разработки, однако, как минимум, можно установить согласие в одном пункте: социально-психологические качества личности - это качества, которые формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними. И тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность .

Именно они и являются главной характеристикой личности, благодаря которой она встраивается в общество, систему присущих ему отношений. В связи со сказанным можно предложить следующее определение: личность - это интегральная характеристика индивида, выступающая как совокупность его социально значимых свойств и качеств, которые позволяют ему включаться в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности и общения.
К социально значимым свойствам и качествам личности в первую очередь можно отнести:
цель деятельности;
выполняемые социальные роли и функции;
занимаемые социальные статусы;
нормы, ценности, обычаи (т.е. элементы культуры);
знаковые системы (в первую очередь язык, жесты);
совокупность знаний;
социально-психологические особенности;
уровень образования и профессиональной подготовки.
Исторически в социологии сложилась ситуация, при которой для определения личности использовались отдельные из перечисленных качеств и свойств: либо социальные роли и функции, либо статусы, либо ценности, нормы и т.д. Иногда появлялась комбинация из ряда качеств и свойств. На этой основе возникали социологические и социально-психологические теории личности: теория зеркального Я (Ч. Кули, Дж. Мид), ролевая теория (Р. Линтон, Дж. Морено, Т. Парсонс), теория нравственного развития личности (Л. Колберг), теория кризисного развития личности (Э. Эриксон) и другие. Так, в теории зеркального Я личность рассматривалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни, как функция, производное от социально обусловленного Я. В ролевой теории личность характеризуется как функция от выполняемой индивидом в обществе совокупности социальных ролей. В некоторых теориях личность рассматривается в связи с эта-пами ее становления в процессе социализации (подробнее см. главу 27).
Сегодня в отечественной социологии предпринимаются попытки пойти по такому пути и характеризовать личность как, например, устойчивую совокупность ценностных ориентации, верований, традиций, морали общества, а также знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей*. Ни в коем случае не отрицая полезности такого определения личности, представляется значимым использование в первую очередь более общего подхода, который был обоснован выше.

Еще по теме Социально значимые свойства и качества:

  1. 19. Значение механических и физических свойств при эксплуатации изделий Свойства, как показатели качества материала

Человек – социальное существо. Умение человека социально приспосабливаться в обществе показывает его достижения не только в карьере, но и в личной жизни. Поэтому личностные социальные качества напрямую влияют на приспособление человека в обществе.
Понятие личность нужно, чтобы сделать акцент на социальную суть человека и индивида. Личностью не рождаются, ею становятся в обществе при взаимодействии с новыми людьми путем приобретения разных социальных особенностей. Таким образом, существуют как наследственные, так и сформированные со временем качества характеризующие личность. Из этого следует, что личность может иметь множество самых различных качеств, но под социальными качествами личности положено понимать те, которые содействуют достижению общественно великих целей.
Социальные качества, важные для личности: самосознание, активность, интересы, уверенность, наличие цели в жизни и некоторые другие. Одно из самых главных социальных качеств личности – это самосознание. В него входит принятие себя и людей такими, какие они есть в сущности, это способность полагаться не на других людей, а только на свой опыт, умение объективно давать оценку жизненным ситуациям, надеяться только на себя в любых случаях. Сюда же можно отнести принятие осуждений, способность одолевать препятствия, прилагая меньшее количество усилий для достижения поставленных задач.
Активность – способность вырабатывать социально значимую деятельность, выражающуюся во взаимодействии с другими людьми.
Интересы – несменяемый источник деятельности, построенный на потребностях.
Уверенность – умение противостоять чужому давлению и идти на риск.
Наличие целей жизни и стремление их реализовать – это важнейшая характеристика сформировавшейся личности.
Мы видим, что все социальные качества состоят в тесной связи и образуют между собой определенную общность. Формирование и развитие эти качеств личности – сложная и достаточно длительная операция. Личностной взрослости человек добивается лишь будучи зрелым. Но эти качества формируются очень рано, представляя собой качественную особенность на каждой возрастной ступени.
Нужно понимать, что социальные качества личности передаются не генетически, а по наследству. Устройство личности дает возможность человеку играть однозначную роль в обществе и занимать определенное социальное положение. Социальные качества личности изменяются, поскольку социальное окружение человека тоже постоянно изменяются. Есть факторы социализации, ценность которых остается на протяжении всей жизни человека: национальность, менталитет, государственное устройство. Есть и другие факторы, которые не так стабильны во влиянии на личность: семья, сверстники, образовательные учреждения и организации производства, отношение к разным субкультурам. Они могут преобразовываться на протяжении жизни.



Просмотров