Понятие, виды и компетенция образовательных учреждений. Организации, осуществляющие образовательную деятельность

В статье 23 Федерального Закона «Об образовании в РФ» указаны все типы образовательных организаций, их особенности, цели и задачи. Далее мы проанализируем данную статью и уточним ее детали.

Критерии для деления учебных заведений на отдельные типы

При подразделении всех учебных заведений на типы, учитываются общеобразовательные программы, выбранные для их деятельности. Кроме того, деление осуществляется и с учетом вида программ. Это может быть:

  1. Основные образовательные программы.
  2. Программы дополнительного обучения.

Общеобразовательные программы подразумевают профессиональное и общее обучение. В Законе предусмотрено шесть различных типов образовательных организаций: четыре, предполагающих реализацию основных образовательных программ, и два вида, направленных на дополнительное развитие школьников.

Все учреждения, которые реализуют образовательные программы, дополнительно подразделяют на 4 типа:

По Закону РФ от 10 июля 1992 г. предполагалось всего два типа учреждений образования, причем они не были четко указаны в статье. Специальное образование в Законе отводилось учреждениям коррекционного типа, именно в их обязанности входило обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно выделялись и учреждения для воспитания и обучения детей сирот.

Особенности коррекционных учреждений

По поводу специальных учреждений отметим, что нынешнее переименование их в общеобразовательные организации не предполагает их ликвидации.

Закон предусматривает образование государственными органами субъектов РФ такие образовательные организации, в которых обучение бы велось по специальным программам, адаптированным для слепых, слабослышащих, умственно отсталых или глухих детей, а также для учеников с проблемами опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, аутизмом и иными дефектами здоровья.

Профессиональное обучение детей, имеющих ограничения по физическому состоянию, также выполняется на базе специальных программ, которые адаптированы для этих категорий школьников.

О порядке осуществления образовательной деятельности

По статье 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено существование четырех вариантов образовательных учреждений, которые имеют право на реализацию основных образовательных программ.

Первой из них называется образовательная дошкольная организация - учреждение, основной целью деятельности которого является уход и присмотр за детьми, а также реализация обучения и воспитания по образовательным программам для дошкольников.

30 августа 2013 года Приказом Министерства науки РФ (№1014) был утвержден специальный Порядок, согласно которому организуется и осуществляется вся образовательная работа по основным программам. Их варианты для дошкольного образования разработаны для тех организаций, что осуществляют уход за малышами, включая и частные детские сады, и группы дневного пребывания.

Дошкольное воспитание

Важно помнить о том, что рассчитывать на дошкольное образование, малыши могут не только в специализированных детских учреждениях, но и в семье. В п.6 указано, что в организации уход, присмотр, дошкольное обучение, осуществляются от 2 месяцев до полного прекращения отношений (в случае достижения воспитанником 6-7 летнего возраста). Группы, создаваемые для реализации данной цели, могут быть оздоровительной, компенсирующей, общеразвивающей и комбинированной направленности.

Приказ Минобрнауки от 27 октября 2011 года был признан утратившим свою юридическую силу. Письмо от 8 августа 2013 года Минобрнауки содержало Рекомендации Департамента гос. политики относительно комплектования тех учреждений образования, которые занимаются реализацией основных общеобразовательных программ дошкольного воспитания и обучения. Причем в письме шла речь о создании единых подходов к количеству детей, которые нуждаются в посещении дошкольных образовательных учреждений.

Имелись в письме и рекомендации муниципальным органам власти о создании единого информационного ресурса «электронной очереди» в детские сады. Были определены и сроки предоставления информации о количестве заявлений (движения) на текущий учебный год. Для постановки на учет в реестре, родители либо законные представители дошкольника заполняют в Интернете форму, представленную в свободном доступе, или же пользуются консультацией специалиста из УО муниципалитета. Также можно лично обратиться в уполномоченный орган с письменным заявлением о предоставлении места в детском дошкольном учреждении.

Школьное образование

Общеобразовательная организация является учреждением, которое своей основной целью ставит выполнение программы начального, среднего и Их функционирование подчинено постановлению Правительства РФ от 2001 года. Несмотря на то что документ был издан давно, периодически модернизируется и переиздается, он не утратил своей силы и используется в настоящее время.

По этому документу к общеобразовательным организациям причисляют:

  • начальную общеобразовательную школу;
  • основную общеобразовательную школу;
  • среднюю общеобразовательную школу;
  • учреждения среднего звена с углубленным изучением определенных предметов;
  • гимназии, осуществляющие подготовку школьников по естественнонаучному, техническому, гуманитарному направлению;
  • лицеи, реализующие программы среднего и основного образования по профилям (направлениям).

Специфика ст. 23 закона РФ «Об образовании»

Описываемый Закон не предполагает отдельного деления на типы образовательных организаций, которые обеспечивают углублённую (дополнительную) подготовку школьников, как лицей либо гимназия, поэтому и появились вопросы еще до его введения в действие.

Были опасения, что он не предусматривает развитие одаренных (талантливых) детей. Но на самом деле все не так, данный закон об образовании в Российской Федерации направлен именно на формирование талантливой молодежи. Независимо от статуса образовательного учреждения, педагогический состав создает для школьников благоприятные условия.

Разные типы образовательных организаций предполагают отличия не только в статусе, но и в особых условиях финансирования. По новому Закону предусматривался переход и классического варианта финансирования на финансирование по итогам выполнения муниципального (государственного) заказа. Все требования к выпускнику школы прописаны в стандартах нового поколения: воспитание гражданственности, патриотизма, способности к саморазвитию, самосовершенствованию.

Профессиональное образование

Профессиональной образовательной организацией считается учреждение, основной целью функционирования которого является образовательная деятельность по специальным программам профессионального среднего образования.

Постановление Правительства РФ №543 от 18 июля 2008 года регулирует эти виды образовательных организаций. В качестве основных задач учебного заведения выделяются:

  • реализация потребностей личности в культурном, интеллектуальном, нравственном развитии, путем получения профессионального среднего образования;
  • насыщение рынка специалистами, имеющими среднее профессиональное образование;
  • развитие у подрастающего поколения трудолюбия, гражданственности, ответственности, творческой активности, самостоятельности;
  • сохранение культурных и нравственных ценностей общества.

По данному закону предусмотрены такие типы образовательных организаций среднего звена:

  1. Техникум, в котором реализуется программы по базовой подготовке.
  2. Колледж, предлагающий подготовку по углубленным программам.

Наименование образовательных учреждений

Высшее образование

Рассматривая различные формы, типы образовательных организаций, нельзя обойти вниманием высшие учебные заведения. Основной целью их является образовательная и научная деятельность по специальным программам. По типовому положению о структуре высшего образования, постепенно вводятся стандарты к каждому направлению обучения и к специальностям высшего звена.

Дополнительное образование

Центры дополнительного образования созданы для организации внеурочной деятельности дошкольников и детей школьного возраста. В законе об образовании РФ даны разъяснения по поводу наполняемости групп, секций, кружков, нормативного и финансового обеспечения деятельности. В последнее время интерес к подобным учреждениям возрастает, в каждом районном центре есть как минимум одни центр дополнительного образования, причем большая часть секций, кружков, предлагаемых ребятам, бесплатные.

Образовательный процесс в ЦДО осуществляется на основе индивидуальных учебных планов. Группы создают по интересам, возрасту, направлению деятельности. Разнообразные лаборатории, секции, клубы, кружки, ансамбли, оркестры, студии, театры: все это предлагается ребятам вне школьных стен. Помимо групповых вариантов, дополнительное образование предлагает и индивидуальные формы работы.

Дополнительное профессиональное образование

Цель создания таких организаций - осуществление деятельности по специальным профессиональным программам. Они по «Закону об образовании» выполняют следующие функции:

  1. Помощь специалистам в овладении информацией о новейших достижениях в науке и технике, передовом зарубежном и отечественном опыте.
  2. Повышение квалификации и переподготовка специалистов учреждений, организаций, высвобождаемых работников, государственных служащих, безработных специалистов.
  3. Проведение научных исследований и экспериментов, осуществление консультационной деятельности.
  4. Полноценная научная экспертиза индивидуальных проектов, программ, иных документов по профилю организации

Заключение

В статье 23 Закона «Об образовании РФ» в полной мере объяснена вся классификация образовательных учреждений, их цели и задачи, особенности финансирования и правовая форма. Указаны в ней и виды образовательных программ. Кроме того, российское законодательство определет порядок создания учреждений государственного образования разного вида и типа.

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Федеральное государственное образовательное учреждение - образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 14-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.


оглавление | вперед >>

В повседневной жизни для потребителя такие слова, как «школа», «лицей», «гимназия», «институт», «университет», порой объединены в общем названии «учебное заведение», при этом потребитель обычно не задумывается о конкретной организационно-правовой форме образовательной структуры. По сути, это вполне правильное представление, если рассматривать его с точки зрения общности целей перечисленных образовательных заведений. Однако далеко не каждое образовательное заведение занимает одинаковое правовое положение в существующей на сегодня системе образования. В названии образовательных организаций помимо собственно наименования (например, средняя общеобразовательная школа № 12; гимназия № 58; «Колледж менеджмента», «Саратовская государственная академия права»), отражающего конкретную индивидуализацию и характер деятельности, встречаются такие аббревиатуры, как ГОУ, МОУ, НОУ и др. Именно данные аббревиатуры и являются основой наименования любых образовательных организаций, поскольку указывают на их организационно-правовую форму, от которой отчасти и зависят условия дальнейшего обучения. В связи с этим, прежде чем подойти к конкретному выбору того или иного образовательного заведения, необходимо научиться определять суть (смысл) его наименования. Попробуем разобраться, что же включает в себя понятие «организационно-правовая форма».

Под организационно-правовой формой понимается:

Способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом;

Правовое положение хозяйствующего субъекта и цели осуществляемой им деятельности.

Хозяйствующими субъектами признаются любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

Способы закрепления и использования имущества хозяйствующего субъекта определяются либо самим субъектом (если это индивидуальный ) либо его учредителем (если субъект - юридическое лицо или организация без прав юридического лица) в соответствии с установленными правовыми нормами. Согласно гражданскому законодательству имущество может закрепляться за хозяйствующим субъектом на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании (например, на правах аренды).

Правовое положение (правовой статус) хозяйствующего субъекта- это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, характеризуемое и определяемое совокупностью права и обязанностей, ответственностью и полномочиями, вытекающими из законодательных и иных нормативных актов.

Исходя из целей осуществляемой деятельности, хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами, разделяются:

На коммерческие организации - организации, для которых извлечение прибыли и возможность распределять ее среди участников является основной целью деятельности;

Некоммерческие организации - организации,основной целью деятельности которых является не извлечение прибыли и распределение ее между участниками, а удовлетворение нематериальных потребностей граждан.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями , могут создаваться в формехозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями , могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и т.д.). Некоммерческие организации могут осуществлять скую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей и задач, ради которых они созданы.

К вышеизложенному следует добавить, что под юридическим лицом понимается учреждение, предприятие или организация, которая обладает самостоятельными гражданскими правами и обязанностями и характеризуется следующими отличительными признаками:

Организационным единством;

Наличием в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества;

Самостоятельной имущественной ответственностью по своим обязательствам;

Участием в гражданском обороте от своего имени;

Наличием расчетного или иного финансового счета в банке, самостоятельного баланса и сметы;

Участием в судебном процессе в качестве истца и ответчика.

Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие скую деятельность без образования юридического лица. К индивидуальным предпринимателям также относятся частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Когда речь заходит об образовательном заведении того или иного вида, необходимо знать следующее. Основной целью любой образовательной организации является удовлетворение нематериальных потребностей граждан, выражающееся в двух основных функциях: воспитание и обучение. В связи с этим образовательные заведения могут осуществлять свою деятельность только как некоммерческие организации. В большинстве случаев образовательные организации создаются в форме учреждения.

Федеральным законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ были внесены изменения в Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон РФ «Об образовании»), Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. «О некоммерческих организациях», Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) и ряд других нормативно-правовых актов. В частности, в соответствии с п. I, 2 ст. 120 ГК РФ учреждения отныне подразделяются на следующие виды:

Частные (создаваемые гражданами или юридическими лицами);

Государственные (создаваемые Российской Федерацией и (или) субъектами РФ);

Муниципальные (создаваемые муниципальными образованиями).

Под частным учреждением понимается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Государственные и муниципальные учреждения в свою очередь, могут быть бюджетными или автономными. Понятие бюджетного учреждения не является новым, оно и ранее было закреплено в п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, однако Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ конкретизировал содержание этого понятия: казенные предприятия и автономные учреждения, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не могут признаваться бюджетными учреждениями. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Для осуществления своей деятельности, образовательные заведения вправе выбрать и любую иную организационно-правовую форму, которая предусмотрена гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Образовательное учреждение - это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ. Официальное определение образовательного учреждения сформулировано в ст. 12 Законе РФ «Об образовании».

Видтого или иного образовательного учреждения определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:

Органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;

Отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

Отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

Общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Состав учредителей образовательного учреждения может быть ограничен в двух случаях. Во-первых, учреждения, реализующие военные профессиональные программы, могут создаваться только Правительством РФ. Во-вторых, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть созданы только федеральными органами исполнительной власти РФ и (или) субъектов РФ.

В настоящее время существует три основных вида образовательных учреждений:

Государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);

Муниципальные;

Негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных учреждений могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления. Имущество государственных и муниципальных образовательных учреждений (и бюджетных, и автономных) находится в собственности органа государственной власти Российской Федерации (субъекта РФ, органа местного самоуправления). Финансирование деятельности бюджетных образовательных учреждений полностью или частично осуществляется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Размер выделяемых денежных средств определяется по нормативам финансирования, исходя из расчета затрат на одного воспитанника или обучающегося, а также на иной основе. Собственник бюджетного образовательного учреждения осуществляет непосредственный контроль за использованием денежных средств в соответствии с установленной сметой. В наименовании бюджетных образовательных учреждений стоят аббревиатуры ГОУ (государственное образовательное учреждение) или МОУ (муниципальное образовательное учреждение).

Имущество, которым собственник наделяет государственное или муниципальное образовательное учреждение, закрепляется за ним на праве оперативного управления. Под оперативным управлением понимается право владения, пользования и распоряжения имуществом по его назначению, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности и определенными собственником задачами. Бюджетные образовательные учреждения не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться (продавать, сдавать в аренду, предоставлять в залог и т.д.) закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником по смете. Однако если бюджетному образовательному учреждению предоставляется право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы, равно как и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Деятельность бюджетных государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями, которые утверждаются Правительством РФ. В соответствии с данными положениями бюджетные образовательные учреждения разрабатывают свои уставы. Устав - это один из видов учредительных документов, на основании которого действует юридическое лицо. Требования, предъявляемые к уставам образовательных учреждений, перечислены в ст. 13 Закона РФ «Об образовании».

Поскольку Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ действует сравнительно недавно, то говорить о существовании автономных образовательных учреждений (как одном из возможных видов государственных и муниципальных образовательных учреждений) пока еще рано. Однако стоит заметить, что автономные учреждения, несмотря на определенное сходство с бюджетными, имеют ряд некоторых отличий. Так, в частности, учредитель устанавливает для автономного учреждения задания в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с этими заданиями и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, частично за плату или бесплатно. Финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных, не запрещенных федеральными законами источников. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством РФ и в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем автономные образовательные учреждения появятся в России.

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ), как и бюджетные, являются некоммерческими организациями, и могут создаваться в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. Учредителями негосударственных образовательных организаций, как правило, выступают государственные высшие учебные заведения (например, университеты и академии), а также - учреждения общественных и религиозных организаций (объединений) и частные лица. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Право негосударственных образовательных учреждений взимать плату с обучающихся и воспитанников за (в т.ч. и за обучение в пределах государственных образовательных стандартов) закреплено в п. 1 ст. 46 Закона РФ «Об образовании». Платная образовательная деятельность НОУ не считается ской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Как и бюджетные образовательные учреждения, НОУ и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 39 Закона РФ «Об образовании»). Однако вопрос о праве собственности на имущество НОУ вызывает противоречивые мнения, возникающие в связи с применением норм п. 2 ст. 48 ГК РФ. В данной части Кодекса указано, что учредители имеют право собственности на имущество учреждения, следовательно, негосударственная образовательная организация, созданная в форме учреждения, не может владеть этим имуществом на праве собственности. Представляется, что нормы ГК РФ в данном случае имеют приоритет по сравнению с нормами Закона РФ «Об образовании», поскольку в п. 5 ст. 39 указанного Закона содержится отсылка на соответствие с законодательством РФ. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).

Образовательные учреждения, являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять скую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах. Так, в частности, образовательные учреждения имеют право:

Торговлю покупными товарами, оборудованием;

Оказание посреднических услуг;

Долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией;

Сдачу имущества в аренду.

Образовательные учреждения вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители - на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.

Н.А. Агешкина

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Одним из важнейших элементов системы образования являют­ся образовательные учреждения. В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение - это учреж­дение, которое осуществляет образовательный процесс, реализует одну или несколько образовательных программ и (или) программ, обеспечи­вающих содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Обра­зовательное учреждение является юридическим лицом. Юридиче­ским лицом признается организация, которая имеет в собственно­сти, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособ­ленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим иму­ществом, может от своего имени приобретать и осуществлять иму­щественные и личные неимущественные права, нести обязанно­сти, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Юридическая личность образовательных учреждений обеспечивает их участие в образовательном процессе в качестве полноправного субъекта.

Закон «Об образовании» подразделяет образовательные учреж­дения в зависимости от их организационно-правовой формы на государственные, муниципальные и негосударственные. К последним он относит частные учреждения, а также учреждения религиоз­ных и общественных объединений. Таким образом, в законе обра­зовательные учреждения разграничиваются не с точки зрения их организационно-правовой формы, а с точки зрения формы соб­ственности, на которой они основаны.

Существенные изменения в части, касающейся порядка созда­ния высших учебных заведений, были внесены в 2004 г. в Феде­ральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Государственные образовательные учреждения выс­шего профессионального образования (вузы) теперь могут созда­ваться только как федеральные. Органы государственной власти субъектов РФ с 1 января 2005 г. не имеют права создавать высшие учебные заведения. Но они сохранили за собой управление вузами, 1 сходящимися в ведении субъекта РФ по состоянию на 31 декабря 2004 г. Также в их компетенцию входят реорганизация и ликвида­ция указанных учебных заведений, требующие согласования с Минобрнауки России. Законодательством в сфере образования предусматривается возможность создания муниципальных вузов. Согласно ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузов-


Ском профессиональном образовании» муниципальные высшие учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются органами местного самоуправления городских округов.

В п. 1 ст. 11 Закона РФ «Об образовании», введенным Федераль­ным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, предусматривается, что образовательную деятельность могут осуществлять не только учреждения, но и организации (как государственные, так и него­сударственные), которые созданы в организационно-правовых формах, установленных для некоммерческих организаций.


Государственные и муниципальные образовательные учрежде­ния могут быть бюджетными или автономными.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение представляет собой организацию, созданную органами государственной власти Российской Федерации, органами государ­ственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправле­ния для осуществления управленческих, социально-культурных, науч­но-технических или иных функций некоммерческого характера, дея­тельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государ­ственных внебюджетных фондов, так и от осуществления пред­принимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования го­сударственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в со­ответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федераль­ное казначейство Российской Федерации либо другой орган, ис­полняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам рас­ходов при исполнении сметы. Необходимо подчеркнуть, что бюд­жетное учреждение при исполнении сметы самостоятельно в рас­ходовании средств, полученных за счет внебюджетных источни­ков. Бюджетные средства расходуются исключительно на цели, определенные ст. 70 Бюджетного кодекса РФ. К ним относятся: расходы на оплату труда, командировочные и иные компенсаци­онные выплаты работникам, перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законодательством (например, стипендии, компенсационные выплаты, пособия); расходы на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам либо без таковых. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не

допускается. Бюджетные учреждения, подведомственные федераль­ным органам исполнительной власти, используют бюджетные сред­ства исключительно через лицевые счета, которые ведутся Феде­ральным казначейством.

Бюджетные учреждения, имеющие право на получение бюд­жетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соот­ветствующий год, являются получателями бюджетных средств и в этом качестве наделены соответствующими правами и обязанно­стями. Так, они имеют право: на своевременное получение и ис­пользование бюджетных средств в соответствии с размером, утвер­жденным бюджетной росписью с учетом сокращения и индекса­ции; на своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассиг­нованиях и лимитах бюджетных обязательств, а также на компен­сацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны своевременно пода­вать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств, эффективно использо­вать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначени­ем. Они должны своевременно и в полном объеме возвращать бюд­жетные средства, предоставленные на возвратной основе и вно­сить плату за пользование ими. Важной обязанностью бюджетных учреждений является своевременное представление отчетов и иных сведений об использовании бюджетных средств.

Согласно Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ « Об автономных учреждениях» автономным учреждением призна­ется некоммерческая организация, созданная Российской Федера­цией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполне­ния работ {оказания услуг) в целях осуществления полномочий ор­ганов государственной власти и местного самоуправления в раз­личных сферах, в том числе в образовательной.

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ист­цом и ответчиком в суде, а также вправе открывать счета в кре­дитных организациях. Оно отвечает по своим обязательствам за­крепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждени­ем за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Собственник имущества автономного учреждения не несет от­ветственности по обязательствам автономного учреждения. Авто­номное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоя­тельное распоряжение и используются им для достижения целей,


Ради которых оно создано, если иное не предусмотрено указан­ным федеральным законом.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным уч­реждением деятельности и использования закрепленного за авто­номным учреждением имущества.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учрежде­ния является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движи­мым имуществом, закрепленными за ним учредителем или при­обретенными автономным учреждением за счет средств, выде­ленных ему учредителем на приобретение этого имущества. Осталь­ным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учрежде­ние по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно.

Под особо ценным движимым имуществом понимается иму­щество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Пра­вительством Российской Федерации.

Учредитель устанавливает задания для автономного учрежде­ния в соответствии с предусмотренной его уставом основной дея­тельностью и осуществляет финансовое обеспечение его выпол­нения.

В образовательном законодательстве используется понятие «го­сударственный статус образовательного учреждения». Государствен­ный статус образовательного учреждения означает его тип и вид, определенные в соответствии с уровнем и направленностью реа­лизуемых образовательных программ. Он устанавливается при го­сударственной аккредитации образовательного учреждения. Это дает право на пользование печатью с изображением Государствен­ного герба Российской Федерации и выдачу выпускникам доку­мента об образовании государственного образца, а общеобразова­тельным учреждениям - на включение в схему централизованно­го государственного финансирования.

Необходимо подчеркнуть, что действие образовательного за­конодательства распространяется на все типы образовательных учреждений. В ст. 12 Закона РФ «Об образовании» названы семь типов образовательных учреждений, и этот перечень является от­крытым. В него последовательно включены учреждения, реализу­ющие образовательные программы соответствующих уровней, начиная с дошкольных и завершая учреждениями дополнитель­ного образования для детей или ичрослых. Но в этом же перечне


названы также специальные (коррскциоипые) образовательные учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии и уч­реждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Специфика данных учреждений обусловлена особенностями орга­низации учебно-воспитательного процесса в отношении опреде­ленных категорий обучающихся. Например, учреждения для де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны обеспечить не только реализацию общеобразовательных программ, но и социальную защиту детей, медико-психолого-педагогиче­скую реабилитацию и социальную адаптацию, охрану и укрепле­ние здоровья. При этом учреждение, в котором дети не только проживают, но и обучаются, организация учебного процесса осу­ществляется в соответствии с Типовым положением об общеоб­разовательном учреждении. Коррекционные учреждения для обу­чающихся с отклонениями в развитии реализуют образователь­ные программы дошкольного, всех ступеней общего и начального профессионального образования. Это позволяет сделать вывод о том, что тип образовательного учреждения более правильно опре­делять с учетом того, какие образовательные программы оно реа­лизует.

Тип образовательного учреждения - понятие более широкое, чем вид. Вид образовательного учреждения определяется с учетом уровня и направленности реализуемых им образовательных про­грамм и особенностей организации образовательного процесса. Проиллюстрируем соотношение типа и вида образовательных уч­реждений примерами из типовых положений, утвержденных по­становлениями Правительства Российской Федерации.

Дошкольные образовательные учреждения делятся на следую­щие виды:

Детский сад;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осущест­
влением одного или нескольких направлений развития воспитан­
ников (интеллектуального, художественно-эстетического, физи­
ческого и др.);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуще­
ствлением квалифицированной коррекции отклонений в физи­
ческом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления и др.
Общеобразовательные учреждения могут быть таких видов, как:

Начальная, основная и средняя общеобразовательная школа;

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изуче­
нием отдельных предметов;

Гимназия, обеспечивающая дополнительную подготовку по
предметам гуманитарного профиля;

Лицей, осуществляющий дополнительную подготовку по пред­
метам технического или естественно-научного профиля.


К учреждениям начального профессионального образования от­носятся:

Профессиональное училище;

Профессиональный лицей - центр непрерывного профессио­
нального образования;

Учебно-курсовой комбинат (учебно-производственный центр,
техническая школа и др.).

Профессиональное училище реализует основные образователь­ные программы начального профессионального образования и обеспечивает получение профессии с определенным уровнем ква­лификации.

Профессиональный лицей реализует интегрированные образо­вательные программы начального и среднего профессионального образования, обеспечивает подготовку с повышенным уровнем квалификации.

Учебно-курсовой комбинат и приравненные к нему учреждения осуществляют ускоренную подготовку рабочих и специалистов по определенной квалификации, а также переподготовку и повыше­ние квалификации.

Техникумы (училища) реализуют образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня. Поми­мо названных программ колледжи реализуют также программы повышенного уровня. Техникумы (училища) и колледжи - это вид образовательных учреждений среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведений).

Высшие учебные заведения могут быть следующих видов: уни­верситеты, академии и институты. Университеты - это вузы, ко­торые реализуют программы высшего и послевузовского профес­сионального образования по многим направлением (специально­стям) подготовки, а также осуществляют подготовку, переподго­товку и повышение квалификации работников высшей квалифи­кации, научных и научно-педагогических кадров. Университет, кроме того, ведет обширную научную деятельность, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широ­кому спектру наук, является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Академия реализует анало­гичные образовательные программы, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности, выпол­няет фундаментальные и прикладные научные исследования в одной области науки или культуры. Институт реализует образова­тельные программы высшего, а также, как правило, послевузов­ского профессионального образования, готовит работников для определенной области профессиональной деятельности.

Законодательство закрепляет принцип автономии образователь­ного учреждения, который предполагает самостоятельность уч-


реждения в осуществлении образовательного процесса, кадровой политики, а также научной, финансовой, хозяйственной и иных сфер деятельности. Пределы самостоятельности образовательного учреждения определены законодательством, типовым положени­ем об учреждении соответствующего типа и вида, а также уставом учреждения.

Полномочия образовательного учреждения, установленные ст. 32 Закона РФ «Об образовании», можно разделить на несколько групп в зависимости от того, в какой сфере они осуществляются.

1. Полномочия в области финансового и материального обеспече­
ния образовательного процесса.
Образовательное учреждение в пре­
делах собственных финансовых средств осуществляет материаль­
но-техническое обеспечение и оснащение образовательного про­
цесса, оборудование помещений в соответствии с государствен­
ными и местными нормами и требованиями. Оно может привле­
кать также дополнительные источники финансовых и материаль­
ных средств, должно ежегодно отчитываться перед учредителем и
общественностью о поступлении и расходовании финансовых и
материальных средств. Оно вправе осуществлять предприниматель­
скую и иную приносящую доход деятельность, а также оказывать
платные образовательные услуги. Государственные и муниципаль­
ные учреждения могут на возмездной основе предоставлять обра­
зовательные услуги, не предусмотренные образовательными про­
граммами и государственными образовательными стандартами.
В системе профессионального образования могут оказываться воз­
мездные образовательные услуги по основным образовательным
программам лицам, которые обучаются на внеплановых местах на
основании договоров с полной оплатой стоимости обучения. Не­
государственные образовательные учреждения имеют право ока­
зывать платные услуги в пределах государственного образователь­
ного стандарта, и эта деятельность не рассматривается как пред­
принимательская, если получаемый от нее доход полностью идет
па возмещение затрат, связанных с организацией учебного про­
цесса, его развитием и совершенствованием.

2. Полномочия в области кадрового обеспечения образовательного
процесса.
Образовательное учреждение устанавливает структуру
управления, утверждает штатное расписание, распределяет долж­
ностные обязанности, осуществляет подбор, прием на работу и
расстановку кадров, несет ответственность за уровень их квали­
фикации; устанавливает ставки заработной платы и должностных
окладов работников в пределах собственных финансовых средств,
а также надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и
размеры премирования.

3. Полномочия по организационно-методическому обеспечению об­
разовательного процесса.
Образовательное учреждение самостоятель­
но осуществляет образовательный процесс в соответствии с уста-

Вом, лицензией и свидетельством о государственной аккредита­ции. Для этого оно разрабатывает и утверждает компонент образо­вательного учреждения государственного образовательного стан­дарта общего образования, образовательные программы и учебные планы, рабочие учебные программы курсов и дисциплин, годовые календарные учебные графики. Оно осуществляет выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендован­ных или допущенных к использованию в образовательном процес­се, проводит текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, организует и совершенствует методиче­ское обеспечение учебного процесса, содействует деятельности учи­тельских (педагогических) и методических объединений.

4. Нормотворческие полномочия образовательного учреждения реа­
лизуются им при разработке и принятии локальных нормативных
актов по организации его деятельности, в первую очередь - об­
разовательного процесса. К числу таких актов относятся:

Устав образовательного учреждения;

Правила внутреннего распорядка;

Положение о промежуточной аттестации обучающихся и др.

5. Полномочия по формированию контингента обучающихся и реа­
лизации их прав в области образования.
Образовательное учрежде­
ние, как правило, самостоятельно формирует контингент обучаю­
щихся (воспитанников) в пределах оговоренной лицензией квоты,
осуществляет контроль за своевременным предоставлением отдель­
ным категориям обучающихся дополнительного материального
обеспечения и льгот; обеспечивает надлежащие условия содержа­
ния воспитанников (в образовательном учреждении интернатно­
го типа); создает условия для работы подразделений организаций
общественного питания и медицинских учреждений, обеспечива­
ет контроль за их работой в целях охраны и укрепления здоровья
обучающихся и работников образовательного учреждения.

За невыполнение функций, отнесенных к компетенции обра­зовательного учреждения, оно несет ответственность, например: за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; за ненадлежащее качество образования своих выпускников; за нарушение их прав и свобод.



Просмотров