Закон об антикоррупционной деятельности. Закон о противодействии коррупции нуждается в существенных изменениях

Сравнительно недавно слово "коррупция" достаточно часто звучало по телевидению, появлялось в периодических печатных изданиях и в прочих СМИ. Многие люди имеют лишь отдаленное представление об этом явлении, понимая только, что оно связано с какими-то неправомерными действиями. Точно же определить, что такое коррупция, может далеко не каждый. Далее в статье рассмотрим это явление более подробно.

Терминология

Само слово имеет латинские корни. Что такое коррупция по латыни? В дословном переводе слово corrumpere означает "растлевать", а corruptio — "порча" или "подкуп". На основании этой трактовки было сформулировано общее определение. Говоря о том, что такое коррупция, в широком смысле под ней следует понимать использование должностными лицами вверенных им прав и властных полномочий, связанных с официальным их статусом возможностей, авторитета и имеющихся связей для личной выгоды. Такое поведение противоречит моральным устоям и юридическим нормам. Что такое коррупция, знают многие люди, проживающие в мафиозных странах. В них это понятие трактуется как подкуп должностного лица, его продажность. В европейских языках термин имеет более широкую семантику. Она исходит из дословной трактовки латинского понятия. Мировой банк, Transparency International и ряд других организаций также дают определение рассматриваемому явлению. Они трактуют понятие как злоупотребление вверенной властью в личных целях. В практике используются и другие определения того, что такое коррупция. Эти трактовки вносят те или иные уточнения или используют строгие юридические понятия.

Отечественное право

Коррупция в России - это злоупотребление должностным лицом служебным положением, получение или дача взятки, коммерческий подкуп или иное неправомерное использование гражданином своего статуса, противоречащее интересам страны и общества. Такое поведение направлено на получение выгоды, которая может выражаться в виде ценностей, денег или иных вещей и объектов, услуг или прав имущественного характера для себя либо других лиц. Данные деяния могут также совершаться в интересах либо от имени юрлиц.

Особенности явления

В качестве одного из характерных признаков коррупции выступает конфликт между поведением должностных лиц и интересами их нанимателей либо между действиями выборного субъекта и свободами и правами общества. Большая часть таких деяний аналогична мошенничеству. Такое поведение относится к категории преступлений, направленных против государства. Вероятность злоупотребления существует в тех институтах, в которых должностные лица обладают дискреционной властью в области распределения тех или иных ресурсов, не принадлежащих им, по собственному усмотрению. К таким подверженным коррупции субъектам можно отнести администраторов, судей, депутатов, чиновников. Коррупция в органах власти обусловливается возможностью получить высокую экономическую прибыль. Однако данное явление сдерживается риском разоблачения и наказания.

Общая характеристика

Злоупотребление - это одна из форм, в которой выражается государственная коррупция. Однако это понятие недостаточно полно характеризует данное явление. Одна из ратифицированных в России конвенций признает коррупцию уголовным преступлением юрлиц и граждан. За одно и то же неправомерное деяние в РФ можно получить наказание по УК и КоАП. Коррупция в России отличается системным характером. Он обусловливается принудительной силой данного явления, действующей на тех, кто занимает властное положение в тех или иных институтах. По политэкономическим и макроэкономическим исследованиям коррупция причиняет существенный ущерб, формирует препятствия для роста хозяйственной и прочих систем страны, развития общества.

Пути решения проблемы

Сегодня не существует четких методов ни в менеджменте, ни в педагогике, используя которые можно было бы гарантировать "воспитание" идеальных чиновников. Однако в настоящее время существует достаточно много стран, в которых уровень коррупции довольно низок. Более того, в истории есть примеры, когда определенные действия способствовали достижению значительных успехов. Такая ситуация, например, характерна для Швеции, Португалии, Гонконга, Сингапура. Эти примеры доказывают, что существуют эффективные методы, посредством которых можно оказывать противодействие коррупции. Формально, если не будет власти, то не будет и этого явления. Однако многие государственные функции имеют достаточно веское обоснование, в связи с чем не могут быть аннулированы. К примеру, нельзя устранить неправомерное поведение в налоговых службах отменой всех обязательных отчислений в бюджет. Однако в условиях, когда коррупция достигает угрожающих масштабов, именно роспуск "особо опасных" органов можно считать одним из наиболее эффективных, хоть и радикальных, методов. Кроме этого, существуют и другие варианты устранения этого неблагоприятного явления. Рассмотрим их далее.

Внутреннее противодействие коррупции

Этот подход предусматривает усиление механизмов и стимулов, существующих непосредственно в самом административном аппарате. В частности, речь идет о формировании более четких стандартов исполнения обязанностей должностными лицами, строгом контроле над каждым сотрудником. Для обеспечения надзора выделяются особые управления, функционирующие автономно. К примеру, правоохранительные структуры зачастую находятся в подчинении главы исполнительной власти, равно как и бюрократический аппарат, существуя, однако, относительно независимо.

Внешний контроль

Борьба с коррупцией может осуществляться посредством механизмов, обладающих существенной независимостью от исполнительной власти. Многие из этих инструментов определяются в Конвенции ООН. В частности, формирование независимого судебного института, при котором бюрократ, нарушивший закон, может быть быстро признан виновным, значительно уменьшает потенциальную привлекательность коррупционной деятельности. В качестве одного из эффективных способов устранения явления выступает свобода СМИ и слова. Внешний контроль, как правило, используется в странах с либеральной демократией и рыночной экономикой. Вероятно, это обусловливается тем, что для обеспечения нормального товарооборота необходимо формирование жестких правил, создание четких механизмов реализации обязательств. В их числе и эффективная система права, обеспечивающая здоровые конкурентные условия.

Общие меры

Борьба с коррупцией предполагает ужесточение существующих и принятие новых нормативных актов, предусматривающих те или иные ограничения для граждан и юрлиц. Однако многие из них, напротив, вызывают сопротивление в обществе и провоцируют людей на совершение тех или других неправомерных действий. Исключением являются нормы, относящиеся к конституционным свободам и правам граждан. Они накладывают определенные ограничения не столько на обычных людей, сколько на институты власти. Конституционные нормы выступают в качестве гарантий против завышенных законодательных требований и наделения тех или иных органов дискреционными полномочиями.

Закон "О коррупции"

В нормативном акте установлены общие принципы, на основании которых осуществляется работа по устранению рассматриваемого явления. К ним относят следующие:


Закон "О коррупции" предусматривает определенные меры международного взаимодействия РФ с прочими странами. Данная работа осуществляется на основании соответствующих соглашений или принципа взаимности. Главной целью является выявление лиц, совершивших коррупционные действия, имущества, ставшего предметом неправомерных сделок. Взаимодействие правительств, госструктур обеспечивает обмен информацией, координацию мероприятий по профилактике и устранению нарушений и их последствий.

В современной Российской Федерации вопрос коррупции является одним из самых острых. Это явление не только разлагает принципы демократического общества, но и вынуждает квалифицированных кадров увольняться по причине неприятия такового. К тому же, сами по себе взятки становятся своего рода дополнительным налогообложением, значительно увеличивающие затраты индивидуальных предпринимателей и рядовых граждан.

В противовес рассматриваемому явлению, государством вырабатываются стратегии противодействия коррупции. Чтобы структурировать и регламентировать их, был разработан и одобрен Федеральный закон № 273. Но что представляет собой рассматриваемый нормативный акт? Какие актуальные поправки вводились в его текст в последнее время? Поговорим об этом в статье.

Общие положения ФЗ 273

Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273 был принят членами Государственной Думы в третьем чтении 19 декабря 2008 года и через 3 дня получил одобрение Федерационного совета. Подписание изучаемого нормативного акта Президентом России и первая официальная публикация ФЗ 273 осуществлены 25 декабря того же года.

Федеральный закон о противодействии коррупции в РФ устанавливает ведущие принципы борьбы со взяточничеством и превышением должностных полномочий служащими государственных структур. Настоящий нормативный акт состоит из 14 статей и обладает следующей структурой:

  • Ст. 1 - Основная терминология;
  • Ст. 2 - Юридический фундамент противодействия коррупции;
  • Ст. 3 - Главные принципы борьбы с превышением должностных полномочий;
  • Ст. 4 - Меры, предпринимаемые на международном уровне;
  • Ст. 5 - Организация противодействия;
  • Ст. 6 - Профилактические меры;
  • Ст. 7 - Участие государства в антикоррупционных действиях (7.1. — о запрете некоторым должностным лицами на хранение финансов или иных ценностей в банках Российской Федерации);
  • Ст. 8 - Процедура предоставления сведений о доходах и расходах;
  • Ст. 9 - Уведомление об обращении с целью склонения к коррупции, как прямая обязанность муниципальных и Федеральных органов;
  • Ст. 10 - Конфликт интересов;
  • Ст 11 - Методы профилактики и упразднения конфликта интересов;
  • Ст. 12 - Должностные ограничения заместителя уполномоченного лица;
  • Ст. 13 - Ответственность граждан за коррупционные нарушения;
  • Ст. 14 - Ответственность юридических лиц.

В качестве правовой основы для изучаемого нормативного акта можно выделить Конституцию РФ а так же международные договоры в области противодействия коррупции. Последние изменения в Федеральный закон № 273 внесены 3 апреля 2017 года.

Терминология ФЗ 273

Согласно статье 1 изучаемого Федерального закона, в тексте данного документа используются следующие термины:

  • Коррупция - совершение действий или договорённостей, в процессе которых выявляется факт нарушения должностных полномочий и передачи/приема взятки;
  • Противодействие - деятельность органов государственного и муниципального значения, направленная на борьбу с изучаемым негативным явлением;
  • Нормативные акты - законы, договоры, кодексы и иные правовые документы, на основании регламентов которых базируется настоящий закон;
  • Функции государственного и административного управления организацией - полномочия государственных и муниципальных органов по кадровым, техническим, организационным и прочим нюансам в отношении того или иного юридического лица.

Принципы противодействия коррупции

Согласно регламенту статьи 3 рассматриваемого Федерального закона, главными принципами борьбы с превышением полномочий и взяточничеством являются следующие:

  • Уважение личных и корпоративных прав и свобод каждого гражданина;
  • Правомерность антикоррупционных действий;
  • Открытость деятельности государственных и административных служб;
  • Неотвратимый призыв к ответственности лиц, уличённых в коррупции;
  • Привлечение политических, информационных, социальных и экономических мер в комплексе;
  • Профилактические меры являются приоритетными.

В целях противодействия коррупции, государство сотрудничает не только с гражданами и органами административного назначения, но и с иностранными антикоррупционными институтами.

Действующая редакция закона

Как любой нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, федеральный закон № 273 регулярно претерпевает процедуру внесения поправок. Данные меры производятся с целью актуализации регламента в стремительно изменяющейся экономической и правовой обстановке современной России.

Последние обновления в Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273 внесены 3 апреля 2017 года. В качестве изменяющего акта выступил Федеральный закон № 64 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». Постановление, изложенное в статье 6 ФЗ 63 вносит в актикоррупционный закон следующие поправки:

  • Текст части 3 статьи 8 в новой редакции гласит, что сведения о любых доходах гражданина при поступлении на работу или учёбу представляют собой данные ограниченного доступа. В случае непоступления на работу или в учебное заведение, информация ликвидируется. Использование подобных данных является неправомерным. Также в рассматриваемую статью внесён пункт 1.1, гласящий о том, что граждане, поступающие на учёбу или на работу, обязаны предоставить информацию о доходах;
  • Статья 10 ФЗ 273 дополнена пунктом 3, определяющим, что обязанность по организации мер по урегулированию конфликтов интересов возлагается на служащих госструктур, Центрального банка и муниципалитетов. В некоторых случаях схожую ответственность несут заместители уполномоченных лиц.

Следует обратить внимание также на следующие изменения, привнесённые в рассматриваемый Федеральный закон в более ранние сроки:

  • В статье 7, изменения от 21 ноября 2011 года. В соответствии с поправками, одними из основных направлений антикоррупционной деятельности государственных органов являются унификация юридических прав муниципальных и государственных служащих;
  • В соответствии с поправками от 2009 года, текст статьи 9 закона о противодействии коррупции гласит, что служащие обязаны оповещать работодателей о фактах коррупции. В противном случае, умолчание о таковых засчитывается как административное правонарушение, а в некоторых случаях - как содействие преступлению;
  • В статье 11, редакция от 5 октября 2015 года. В настоящей части изучаемого нормативного акта определяется порядок предотвращения конфликтов интересов. Допускаются даже такие меры, как устранение должностного лица, являющегося одной из сторон конфликтной ситуации;
  • В статье 12 , последние изменения внесены 21 ноября 2011 года. Согласно указанной части изучаемого закона, физическое лицо, уволенное с государственного поста, в течение 2 лет имеет право замещать сотрудника на соответствующей должности. Основанием для этого служит трудовой договор. В случае нарушения данным лицом трудовых полномочий, соответствующее соглашение расторгается.

Важно помнить, что, в соответствии с актуальными нормативами статьи 13, за нарушение антикоррупционного регламента, гражданам РФ и иностранным лицам грозит административное, уголовное и дисциплинарное взыскание.

Коррупция в России является значительной системной проблемой. Ей может противодействовать только эффективное законодательство, роль которого пытается играть антикоррупционный 273 Федеральный закон о противодействии коррупции (а с целью защиты прав трудящихся был разработан другой ФЗ под номером 426 — « «).

ФЗ 273 о противодействии коррупции с последними изменениями

Дума длительный период работала над основой противокоррупционного законодательства (в частности, для руководства таких острых вопросов, как рассмотренный в «Об аудиторской деятельности», в последней редакции) и, наконец, в средине декабря 2008 г. был принят данный российский документ, дата вступления в силу — тот же декабрь. Впоследствии он активно дорабатывался, то есть было не одно дополнение, изменение, на сегодня действующая редакция от 2018 г.

Краткое содержание

Положения, текст 273 ФЗ о противодействии коррупции закрепляют все основные принципы, которые по мнению Думы должна содержать антикоррупция (по аналогии с , полностью контролирующим вопросы защиты прав и интересов юридических лиц и частных предпринимателей). Также заложены правовые, организационные основы борьбы с коррупцией, важно и то, что закон уделяет внимание и ее предупреждению, то есть российский Федеральный Закон №273 о противодействии коррупции говорит, что коррупционные факторы легче предотвращать, чем бороться с ними.

Определение коррупции дается перечислением противоправных действий, они разные, единственное, что их объединяет, это характеристика, указывающая на использование каким-либо должностным лицом своего положения для личного незаконного обогащения.

Также важными мерами являются:

  1. Выполнение антикоррупционной экспертизы для любых нормативно-правовых актов;
  2. Каждый государственный, муниципальный орган власти обязан периодически рассматривать судебную правоприменительную практику о признании прошедших утверждение в их органе любых правовых актов незаконными, неправильными. Чтобы принимать меры по предупреждению причин для незаконного документооборота. Например, это будет эффективная профилактика в таможенных органах, так как позволяет выполнять анализ, который помогает разбираться в серых схемах недобросовестных сотрудников, это приведет к тому, что они понесут наказание;
  3. Любое должностное лицо, которое не подало сведений об доходах, подало, но не правдивые должно быть уволено. Например, на основе этого создан отдельный новый документ, который требует выполнения таких норм от депутатов Думы, прочих.

Также указано, что необходимо снимать необоснованные запреты в экономике, повышать оплату труда и тд.

Понятие коррупции

Данный российский правовой акт в новой редакции указывает, что коррупция — это получение любой взятки, дача взятки (обратите внимание), злоупотребление положением, коммерческий подкуп, получение какой-либо выгоды деньгами, ценностями, прочее. Настоящий федеральный закон о противодействии коррупции приводит еще существенный перечень правонарушений, которые считаются, как коррупционные.

Федеральный закон 273 ФЗ о противодействии коррупции — перечень должностей

Положение данного документа указывает ряд должностей, для занятия которых морально-деловые качества желающих людей должны быть в соответствии с требованиями. Противодействие коррупции подразумевает и проверку сведений, предоставленных людьми, только после чего их кандидатуры можно одобрять. Если выявится, что информация о своих доходах неправильная, то недобросовестный чиновник должен быть смещен. Также сегодня есть попытки предотвращать конфликт интересов ответственных лиц.

Коррупционные факторы согласно ФЗ о противодействии коррупции

Постановление Минюста РФ еще в 2009 году перечислило коррупционные факторы, все они относятся к различной нормативной, правовой документации, актам, прочему. Изучение, тестирование различных документов выявило два основных типа таких факторов, содержащихся в любых актах, это:

1. Необоснованно широкие пределы правоприменения;

2. Трудновыполнимые нормы, часто они могут быть неопределенными, обременительными.

То есть вопрос, как выявить незаконные правовые акты, несложный, если тексты содержат такие моменты, тогда это коррупция. План методических мероприятий здесь несложный, нужно обращаться к правоохранителям или в суд для проведения экспертизы, так, как только она может вынести официальный вердикт, назвав все своими именами. Но в большинстве случаев сила данного ФЗ не может помочь, потому что есть методики, как выполнять контроль уже действующих документов, но нет законных процедур, как предотвращать издание незаконных документов.

То есть не хватает подзаконных актов в разных сферах, например, какой-либо указ, приказ, внесение отраслевых норм могут предотвращать коррупционные практики, но необходимые акты вносят чаще всего после шума вокруг какого-то вопроса, поэтому та или иная служба может годами использовать неправильную документацию.

Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие данной проблеме Российская Федерация проводит на основе таких принципов:

  1. Основные права, свободы человека должны быть защищены, признаны, обеспечены;
  2. Законность должна быть обеспечена;
  3. Правонарушители должны понимать неотвратимость наказания;
  4. Предупреждение таких деяний является приоритетом.

Есть еще несколько пунктов, также нужно знать, что основные направления борьбы определяет Президент РФ. Большой плюс будет, если значительная часть граждан хотя бы кратко, тезисно, но изучит требования данного ФЗ. Это сделает закон более эффективным без наполнения его дополнениями, прочим, то есть, чтобы документ был действительно гарантом защиты от подобных деяний, то надо, чтобы борьба проводилась значительной частью сознательных граждан. Поэтому все чаще звучат призывы, сдавать зачеты на его знание в школе и тд.

Данный российский федеральный закон о противодействии коррупции с последними изменениями и даже с комментариями скачать бесплатно можно быстро, но, чтобы разобраться в его требованиях лучше задать вопросы онлайн-консультанту, он знает все текущие изменения, новшества, поэтому с ответами не заставит долго ждать.

О том, что этот российский документ не хуже аналогичных иностранных, для этого можно сделать сравнение, скачав какой-либо из них на русском языке, например, закон Украины.

Похожее

Правовой арсенал нанимателя изобилует законодательными актами, которые позволяют разорвать трудовой договор с подчиненным, включая увольнение в связи...

Если гражданин «задерживается» на одном рабочем месте в течение значительного периода, перевод его на другую должность – вопрос времени. Как правило, ...

Данная статья ТК РФ предусматривает порядок, по которому возможно произвести увольнение сотрудников (расторжение трудового договора) по инициативе раб...

Существует негласный список диспозиций уголовного кодекса, в которые периодически следует вносить изменения. Грабеж, как отдельная статья указанного з...

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Статья 8.1. Представление сведений о расходах
Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
Статья 11.1. Обязанности служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора
Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности
Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг, (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия
Статья 13.2. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих (занимающих) должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в связи с утратой доверия
Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
Статья 13.4. Осуществление проверок уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 15. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия

Просмотров