Безальтернативная процедура введения должности главы муниципального образования. Глава муниципального образования: порядок замещения должности, основные полномочия, взаимоотношения с другими органами местного самоуправления

полномочия.

В соответствии с законом (ст. 34) в каждом муниципальном образовании уставом муниципального образования должна быть предусмотрена должность главы муниципального образования. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Закон (ст. 36) вводит принцип разделения властей на местном уровне. Согласно этому принципу глава муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Таким образом, сохраняются два способа избрания главы муниципального образования;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрац

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя и не может возглавить местную администрацию.

В соответствии с законом (ст. 36) структуру и порядок формирования органов местного самоуправления должен определять устав муниципального образования. Таким образом, именно в уставе муниципального образования определяется, какой именно орган возглавляет глава муниципального образования - представительный или исполнительный.

Согласно закону (ст. 36) в сельских поселениях допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации. Данное совмещение, естественно, должно быть предусмотрено уставом данного муниципального образования. Очевидно, что в небольших сельских поселениях нецелесообразно содержать крупный аппарат органов местного самоуправления, хотя бы из экономии средств местного бюджета.

Согласно закону (ст. 36) независимо от способа избрания и того, какой орган (представительный или исполнительный) он возглавляет, глава муниципального образования обладает следующими полномочиями:

1)представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями;

2)подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3)издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4)вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.

Уставы муниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главы муниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет - представительный или исполнительный.

8. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования: порядок

создания, правовой статус, полномочия.

Закон (ст. 37) определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Принцип единоначалия в деятельности главы местной администрации означает, что он самостоятельно решает следующие вопросы:

а) непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации либо назначает руководителей данных подразделений;

б) издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации;

в) определяет структуру местной администрации, которая затем утверждается представительным органом муниципального образования;

г) определяет штаты и численность местной администрации;

д) несет персональную ответственность за деятельность местной администрации.

Согласно уставам муниципальных образований органы управления и иные структурные подразделения администрации города находятся в подчинении главы города, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним.

Закон (ст. 37) определяет, какое должностное лицо может осуществлять полномочия главы местной администрации: глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, или лицо, назначенное по контракту, заключаемому по результатам конкурса, на срок, установленный уставом муниципального образования.

В соответствии с законом (ст. 37) контракт, предусматривающий исполнение обязанностей главы местной администрации, подлежит утверждению представительным органом муниципального образования. Такой контракт имеет все черты трудового договора и предусматривает особенности, обусловленные статусом главы администрации муниципального образования.

Закон закрепляет, что законами субъектов Российской Федерации определяются обязательные положения контракта для глав муниципальных районов и городских округов, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.

Закон (ст. 37) устанавливает общие условия проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Главой местной администрации может быть не только избираемый населением глава муниципального образования, но и так называемый "наемный менеджер" – муниципальный служащий, принимаемый на работу по контракту . Решение вопроса об использовании той или иной модели управления местной администрацией Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отдает на откуп муниципальным образованиям.

Согласно ч. 2 ст. 37 Закона, главой местной администрации может быть лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. В этом случае главой муниципального образования является председатель представительного органа муниципального образования (Прим: однако, в муниципальных образованиях, имеющих статус сельских поселений, а также в муниципальных образованиях городов Москвы и Санкт-Петербурга возможно сочетание в одном лице трех должностей – глава муниципального образования, глава представительного органа, глава местной администрации ).

В отношении кандидатов на должность главы администрации–менеджера уставом муниципального образования и решением представительного органа могут быть предусмотрены дополнительные требования. Требования к кандидатам на должность главы администрации – менеджера обычно включают:

Назначению на должность главы администрации по контракту предшествует проведение конкурса на замещение этой должности. Порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган муниципального образования. Для проведения конкурса создается конкурсная комиссия , состав которой также определяется представительным органом. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе и в городском округе 2/3 ее членов назначаются представительным органом соответствующего муниципального образования, а 1/3 – законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта РФ. Условия конкурса, включая сведения о дате, времени и месте его проведения, проекте контракта, должны быть опубликованы не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Лица, изъявившие намерение участвовать в конкурсе, представляют в конкурсную комиссию определенные документы (личное заявление, паспорт, документ об образовании, выписку из трудовой книжки, документ о присвоении ученого звания, медицинское заключение, справку о доходах и пр.). Конкурс может проводиться в несколько этапов, например, в форме конкурса документов и конкурсного испытания, собеседования. По итогам конкурса комиссия принимает решение о признании одного претендента выигравшим конкурс и получившим статус кандидата на замещение должности главы местной администрации. С этим кандидатом заключается контракт .

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) - представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 37).

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Он приобретает статус муниципального служащего и не имеет права заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. Срок полномочий главы администрации может не зависеть от срока полномочий представительного органа. Данный вопрос регулируется уставом муниципального образования.

В контракте определяются основные права, обязанности, гарантии главы местной администрации, его ответственность. Полномочия главы администрации – наемного менеджера схожи с управленческими полномочиями возглавляющего администрацию главы муниципального образования.
Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.

Практика показала, что в муниципальных образованиях, где полномочия главы администрации исполняет наемный менеджер, наблюдается определенное преобладание представительной власти над исполнительной. Кроме того, в муниципальных районах и городских округах при проведении конкурсов заметно сильное влияние органов государственной власти субъектов РФ, причем не только на главу администрации, но и на представительный орган.

Еще одна проблема заключается в периодических попытках муниципальных властей пересмотреть модель избранного главы администрации – главы муниципального образования для оказания на него давления, что также подтверждает положение о слабости главы – менеджера. В 2009 году инициативы отмены прямых выборов мэров прокатились по ряду регионов (Курган, Нижний Новгород, Иркутск, Казань, Ульяновск). И это вполне естественно – ведь контроль над муниципалитетами сегодня является важным аппаратным, номенклатурным, политическим, а нередко и финансовым ресурсом.

Глава муниципального образования (далее также - глава) - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, наделенное в соответствии с уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Замещение должности главы муниципального образования

1. Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года. Не имеют права быть избранными главой муниципального образования граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами Тюменской области иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право быть избранными главой муниципального образования на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

2. Основаниями замещения должности главы муниципального образования могут являться:

а) избрание лица на должность главы муниципального образования гражданами Российской Федерации, обладающими активным избирательным правом (а в случаях, предусмотренных законодательством, - и иностранными гражданами), в порядке, установленном федеральными и областными законами;

б) избрание депутата представительного органа местного самоуправления на должность главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Конкретный вариант замещения должности главы определяется уставом муниципального образования.

3. Порядок избрания главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления из своего состава определяется уставом муниципального образования. Соответствующее решение должно быть принято не позднее чем на втором заседании представительного органа местного самоуправления (далее также - представительный орган) нового созыва. Решение об избрании депутата представительного органа главой муниципального образования считается принятым, если за него проголосовало большинство в две трети от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.

4. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня вступления его в должность. Вновь избранный глава муниципального образования вступает в должность не позднее двух недель со дня выдачи ему соответствующей избирательной комиссией удостоверения об избрании главой муниципального образования или со дня принятия представительным органом местного самоуправления решения об избрании главы муниципального образования из своего состава. В течение указанного срока глава муниципального образования, избранный на предыдущих выборах, должен передать дела вновь избранному главе муниципального образования.


Порядок вступления в должность главы муниципального образования определяется уставом муниципального образования или нормативным актом представительного органа местного самоуправления.

5. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять свои полномочия на постоянной либо на непостоянной основе.

Полномочия главы муниципального образования

1. Полномочия главы муниципального образования определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, уставом муниципального образования.

2. Уставом муниципального образования должен быть определен порядок временного исполнения полномочий главы муниципального образования в случаях:

а) досрочного прекращения его полномочий;

б) временного отсутствия главы (отпуск, болезнь и другие причины).

Если указанный порядок уставом муниципального образования не определен, временное исполнение полномочий главы может быть возложено решением представительного органа местного самоуправления на выборное должностное лицо или на муниципального служащего.

3. Уставом муниципального образования может быть определен перечень полномочий главы муниципального образования, не подлежащих передаче лицу, временно исполняющему его полномочия.

Взаимоотношения главы муниципального образования с населением и представительным органом местного самоуправления

1. Глава муниципального образования подотчетен непосредственно населению и представительному органу местного самоуправления. Глава муниципального образования отчитывается в своей деятельности перед населением и представительным органом местного самоуправления не реже одного раза в год. Порядок и формы отчета главы определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами.

Глава информирует население о своей деятельности через средства массовой информации и иными способами.

2. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность отзыва населением главы муниципального образования в порядке, установленном областным законом.

Представительный орган местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования вправе выразить недоверие главе, избранному из его состава, в случае установленных судом нарушений им Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Тюменской области, областных законов, а также устава муниципального образования. Решение представительного органа местного самоуправления о выражении недоверия главе муниципального образования принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов и влечет досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования. При этом указанное решение представительного органа местного самоуправления не влечет досрочного прекращения его депутатских полномочий.

3. Глава муниципального образования принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан на территории муниципального образования, рассматривает поступившие от граждан предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, ведет прием граждан и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

4. В соответствии с уставом муниципального образования избранный населением глава может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

5. Глава муниципального образования, не входящий в соответствии с уставом муниципального образования в состав представительного органа местного самоуправления, вправе:

а) присутствовать на заседаниях представительного органа с правом совещательного голоса;

б) инициировать созыв внеочередного заседания представительного органа;

в) предлагать вопросы в повестку дня заседания представительного органа;

г) вносить на рассмотрение представительного органа проекты нормативных правовых актов;

д) выступать с докладами и содокладами по вопросам повестки дня заседания представительного органа;

е) пользоваться правом внеочередного выступления: предложения главы по повестке дня и предлагаемые им проекты правовых актов принимаются к обсуждению и рассматриваются в первоочередном порядке.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и иные права главы муниципального образования, не входящего в состав представительного органа местного самоуправления.

Имеются два способа замещения должности главы муниципального образования. Конкретный способ замещения главой муниципального образования своей должности должен закрепляться в уставе муниципального образования и зависит от избранной местным сообществом той или иной модели организации местной власти.

Первый способ заключается в том, что глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, т.е. он избирается населением муниципального образования непосредственно. По второму способу глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. При этом для его избрания необходимо сначала сфор­мировать представительный орган, депутаты которого, как правило, избираются на муниципальных выборах, после чего депутаты из своего состава избирают главу муниципального образования. Данный способ можно оценить как вариант двухступенчатых выборов. Первая ступень - избрание непосредственно населением депутатов. Вторая ступень - избрание депутатами главы муниципального образования из своего состава.

В случае избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах он может либо возглавлять местную администрацию, либо исполнять полномочия председателя представительного ор­гана, входя в его состав с правом решающего голоса.

Если же глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, то он одновременно исполняет и полномочия председателя названного представительного органа.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. устанавливает запрет для главы муниципального образования на одновременное исполнение им полномочий председателя представительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации. Но при этом законом допускается, что в муниципальном образовании, имеющем статус сельского поселения, глава муниципального образования может одновременно возглавлять местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган) и исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Такой вариант вполне разумен с точки зрения эффективности осуществления власти и экономии средств местного бюджета для небольших муници­пальных образований.

Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена процедура принесения избранным главой торжественной присяги (клятвы) при вступлении в должность. В таком случае вступление главы муниципального образования в должность связывается с моментом принесения им присяги.

Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае: его смерти; отставки по собственному желанию; отрешения от должности при наступлении ответственности перед государством; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращения российского гражданства, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Россий­ской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; отзыва избирателями; установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования; досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.



Просмотров