Структура государственной власти. Разделение властей. Структура политической власти

Государство представляет собой сложную политико-правовую структуру, которая объединяет большое количество людей. Изначально на планете не существовало держав вообще. Их предшественниками были родоплеменные общины, которые строились на патриархальной основе. По мере своего разрастания, подобного рода формации перестали должным образом справляться с процессом общественного регулирования. То есть необходимо было изобретение новой, более функциональной по своей сути организации. Таковыми стали государства.

На сегодняшний день подобных структур в мире большое количество. Все они функционируют по-разному, однако, имеют общие черты. Например, каждое государство управляется посредством власти. Данный феномен также имеет свои характерные черты и структуру. В Российской Федерации на сегодняшний день структура власти состоит из нескольких взаимосвязанных элементов, каждый из которых, несет свою информацию о государстве. Таким образом, данная проблематика имеет большое значение для деятельности Российской Федерации как государства, что обуславливает необходимость детального изучения феномена и его системы.

Власть: понятие

Структура власти РФ является исходным понятием и явлением классической формы управления. Поэтому необходимо, прежде всего, проанализировать её особенности. Согласно современным научным тенденциям, власть - это совокупность способов и реальных возможностей навязывать волю с целью управления деятельностью индивидов, социальных групп, общностей и т. п. При этом данный феномен может быть основан на совершенно разных теоретических и практических началах, а также использовать методы определенного характера, например, авторитарные, демократические, насильственные, нечестные, провокационные и т. д. Специфической формой классического вида власти является государственная власть.

Власть государственного характера

Государственное управление подразумевает под собой реальную возможность влиятельной верхушки или политической элиты управлять населением отдельной страны, посредством использования рычагов юридического характера. Власть в державе всегда основывается, прежде всего, на праве, то есть действующем законодательстве, и не может выходить за его рамки или же противоречить ему. Помимо того, в настоящее время государственная власть имеет четкую структуру, существование которой обусловлено переосмыслением этой категории в период Нового времени и создания определенных принципов, на каких в большинстве государств строится вся система управления. Российская Федерация в данном случае не является исключением. Структура власти и весь этой страны функционируют на основе определенных положений.

Принципы российской государственной власти

На сегодняшний день существует несколько основных принципов функционирования системы управления в государстве. К ним относятся следующие:

  • Народовластие. Подразумевает под собой существование единого источника суверенитета государства, которым является население. Оно, в свою очередь, влияет на страну через специальные органы.
  • Федерализм, подразумевает федеративное устройство территории.
  • Политическое многообразие - это допустимость существования большого количества партий и движений.

Россия является светским государством, что исключает наличие официальной религии.

Принцип разделения власти

Структура власти РФ функционирует на основе принципа разделения государственного управления. Далеко не все понимают, что собой представляет указанная идея. Она была разработана Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком.

Согласно её положениям, структура власти в любом государстве должна содержать законодательный, исполнительный и судебный сегменты. При этом управление страной не может быть сосредоточено в руках правящей верхушки или же одного человека (монарха, вождя, тирана и т. п.). Этот принцип нашел свое применение практически во всех странах. Конечно, некоторые государства видоизменили принцип трехуровневого устройства, однако, задумка в целом осталась неизменной. На сегодняшний день немного осталось примеров единоличной власти.

Структура федеральной власти России

Сегодня в РФ разработана достаточно функциональная, а, что самое главное, эффективная Её деятельность строится, во-первых, на тех принципах, которые были упомянуты ранее, а, во-вторых, на демократической направленности российской политики. Помимо этого, структура федеральной власти РФ также вобрала в себя положения принципа разделения государственного управления. В соответствии с ним существует три основных ветви, а именно: законодательная, исполнительная, судебная. На основе этого положения в России функционирует целая структура федеральных органов власти, состоящая из следующих элементов, а именно:

  • Федеральное собрание.
  • Правительство Российской Федерации.
  • Суды России.
  • Президент Российской Федерации.

Из представленных элементов, по сути, состоит система и структура органов власти в РФ. Они, в свою очередь, являются абсолютно самостоятельными и выполняют специфические функции.

Система и структура исполнительной власти

Все три представленных сегмента управления государством важны. При этом каждый из них, выполняет собственные функции. В данном случае большое значение имеет деятельность исполнительной власти. С помощью этой ветви, по сути, происходит реализация политики государства. Основой всей исполнительной является президент и правительство Российской Федерации. Далее федеральные структуры исполнительной власти объединяются в министерства и отдельные ведомства разной целевой направленности.

В число функциональных задач главы государства входит охрана суверенитета РФ, неприкасаемости её границ, независимости и т. п. Помимо этого, соответствующие нормативные акты и Конституция возлагают на президента обязанность определять направленность внешней и внутренней политической программы. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, является координирующим органом, который возглавляет председатель. Помимо этого, правительство фактически руководит целой структурой министерств, служб федерального характера и агентств.

Законодательный сегмент

Структура федеральных органов власти содержит в себе три взаимосвязанных элемента, о чем уже было указано ранее в статье. Одним из них является законодательная власть. Данный сегмент существует для систематизации нормативной отрасли страны и разработке официальных актов. Иными словами, законодательная власть выдает законы. Её существование необходимо для того, чтобы обеспечить законность и действенность конституционных принципов государства. Таким образом, деятельность законодательной власти направлена на достижение определенных целей, исполнение которых возложено на отдельный государственный орган.

Федеральное собрание - назначение и структура

Согласно Конституции Российской Федерации, структура власти содержит в своем составе парламент. Это выборный коллегиальный орган, функционирующий с целью обеспечения Федеральное собрание содержит в своей структуре два элемента, называемых палаты, а именно: верхнюю (Совет Федерации) и нижнюю (Государственная Дума). Свою деятельность палаты производят раздельно, однако в некоторых случаях могут проводить общие заседания, например, для заслушивания посланий Конституционного Суда или президента РФ.

Следует отметить, что Федеральное собрание - это сугубо избирательный орган.

То есть его наполнение происходит за счет граждан России, которые выдвигают своих кандидатов. Однако каждая парламентская палата пополняется членами совершенно по-разному. Например, Совет Федерации формируется за счет представителей от каждого субъекта государства. Дума, в свою очередь, состоит из депутатов, которым может стать любое лицо, чей возраст составляет более 21 года.

В своей деятельности Федеральное собрание издает федеральные и конституционные законы. Нормативные акты должны быть приняты обеими парламентскими палатами, после чего разрешается их фактическая выдача.

Судебная сфера России

Структура РФ не существовала бы без наличия судебной ветви. Это достаточно важный сегмент, основой которого является целая система соответствующих органов. На сегодняшний день высшими судебными органами можно назвать Верховный и Конституционный суды.

Данные учреждения занимаются решением определенных дел или же споров, которые возникают в правовом поле державы. Как правило, судопроизводство проходит в уголовной, административной, гражданской, хозяйственной сферах жизнедеятельности человека. При этом Конституция закрепляет следующий принцип: лишь представленная система органов может осуществлять правосудие. Существование иных ведомств с подобной деятельностью не допускается.

Государственное управление на территории субъектов федерации

Следует отметить, что структура власти имеет специфический вид, если мы говорим о субъектах федерации. Территориальные образования государства управляются посредством собственных органов. При этом разграничение власти общефедеральной и локальной происходит на уровне Конституции. Помимо этого, достаточно интересным является вопрос местного самоуправления. Согласно положениям Конституции, данная сфера регулирования не относится ни к одной ветви власти и является совершенно самостоятельным образованием. Её главной целью есть не что иное как обеспечение нормальной жизнедеятельности территориальной группы населения.

Заключение

Итак, в статье была представлена структура органов государственной власти в Российской Федерации, существующая на сегодняшний день. Стоит отметить, что её деятельность является эффективной, если учитывать особенности современного мира. Но теоретические и практические инновации в этой области необходимы, если мы хотим построить действительно демократическое государство.

Всем добре! Сегодня на очереди разбор темы «Органы власти в Российской Федерации». Тема сложная, требуется знать не только названия органов, но и как они в реальности функционируют. Без такого знания делать на любом экзамене просто нечего. Поэтому вперед.

Для начала напомню, что мы живем в государстве Россия, понятно, что оно возникло очень давно — около IX века н.э... Вот есть государство США. Оно возникло совсем недавно по меркам России-то. Однако есть общие признаки у любого государства.

И первый самый важный признак — аппарат власти — это и есть органы власти. Без них не возможно представить себе ни одно государство. Как они формировались? Ну, есть множество теорий. Так, есть теория теологическая (авторы Августин Блаженный и Фома Аквинский), говорящая, что любая власть есть от Бога, чтобы обуздывать пороки людей через законы. Есть и другие теории. Лично мне близка классовая теория. О ней я рассказывал .

Вот сегодня мы с вами и разберемся с аппаратом власти. Какая же структура органов государственной власти есть в Российской Федерации? Вот схема:

Давайте разберемся что здесь к чему. Во-первых, все органы власти РФ разделены по ветвям власти: на законодательную (которая законы принимает), исполнительную (законы, не поверите, исполняет, чтоб они действовали) и судебную (судит).

Законодательная власть представлены парламентом — который у нас в России называется Федеральной собрание. Именно он принимает законы. Кто может предлагать законопроекты? Ответ:

Народ может только избирать Госдуму и Президента. Предлагать законопроекты он не может. Сначала законопроект поступает в нижнюю палату Парламента — Госдуму. Там проходит три чтения, если проходит — дальше поступает в Совет Федерации, и если подходит — то на подпись Президенту. Президент РФ может закон отправить на доработку. Если он так сделает больше 3-х раз — Госдума может ему объявить вотум недоверия и будет в общем плохо всё... Так функционируют федеральные законодательные органы власти в РФ.

Президент же назначает Председателя Правительства. Правительство законы НЕ принимает, оно их ИСПОЛНЯЕТ. Например, вот Парламент принял закон «О повышении минимального размера оплаты труда до 20 000 рублей» (к примеру, сегодня она составляет 4600, а минимальный прожиточный минимум — 7 500). Правительство должно его исполнить то есть Министр Финансов должен что хочет делать, но найти эти деньги! И обеспечить, чтобы закон исполнялся! Так функционирует исполнительные органы власти в России.

Понятно, что судебная власть нужна для того, чтобы судить. Также судебная власть в лице Конституционного суда сверяет содержание принимаемых и действующих законов с Конституцией — основным законом страны — , чтобы они ей не противоречили. Верховный суд РФ — высшая судебная инстанция для большинства судебных дел. Высший арбитражный суд — решает дела, связанные с экономической и финансовой сферой.

Какое же место занимает Президент в структуре органов государственной власти РФ? Президент РФ НЕ относится ни к одной ветви власти, а стоит над ними, координируя их функционирование! Это, дорогие абитуриенты, крайне важно понят и запомнить! В тестах ЕГЭ по обществознанию крайне много заданий на этот принцип! Как-то так! 🙂

Далее, Россия — имеет республиканскую форму власти. Это означает, что высшие органы власти в РФ выбирает российский многонациональный суверенный (независимый) народ — то есть мы с вами, дорогие друзья (смотрите иллюстрацию).

Народ избирает Президента и Государственную Думу (голубые стрелочки). По теории он ещё должен избирать губернаторов, местные парламенты и мэров городов! У нас в Перми, к сожалению, народ отстранен от избрания мэра и губернатора. А ведь если бы избирали — они наверное бы были более старательными — пришлось бы выполнять свои обещания, а иначе больше их не изберут! 🙂

Белыми стрелочкам показаны те органы власти, которые назначает Президент РФ. Всё до жути просто!

Далее Россия — федеративное государство (федерация). Что это означает. Есть две формы государственного устройства — унитарное и федеративное. При унитарном — все территории подчиняются центральной власти и не имеют никакой независимости от центра, послушно выполняя его распоряжения. При федеративном типе государственно-территориального устройства есть центральная (федеральная) власть и местная. Полномочия этих властей определяет договор. В РФ — это Федеративный договор 1992 года — федеральный конституционный закон.

Местная власть обязана исполнять федеральные законы, но может и свои законы принимать, не противоречащие федеральным! Таким образом, по структуре органов государственной власти РФ, местные органы власти дублируют федеральные: губернатор — играет роль президента, в каждом субъекте Российской Федерации есть свой парламент (у нас в Перми — это Законодательное Собрание Пермского Края), и свои министерства.

Важно понять, что в Федерации могут состоять и целые государства, имеющие своего Президента. Так есть республика Башкортостан, республика Татарстан и пр. Однако эти государства в государстве (России) не имеют внешней независимости. Однако имеют большую автономию внутри государства. Есть и другие виды субъектов РФ: автономные округа, области, края и пр. Всё это — субъекты Российской Федерации! Такова структура органов государственной власти РФ.

О политических режимах поговорим в следующем посте — не пропустите и оформите подписку на новые статьи сайта!

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

Анализ структуры государственной власти открывает путь к познанию и раскрытию ее внутреннего строения. В структуре государственной власти находят свое отражение элементы социально-психологического, нравственного, правового и предметно-материального характера.

Руководствуясь принципами плюрализма и многосторонности в определении структуры государственной власти представляется целесообразным рассмотрение данного понятие с нескольких позиций:

Одним из общепринятых в отечественной теории государства и права подходов к структуре государственной власти является рассмотрение ее элементов с точки зрения юридической природы и сущности. В структуре государственной власти представляется возможным выделить волю доминирующего социального слоя (класса) или народа, обусловленной политическими, социальными, экономическими, духовно-нравственными и иным факторами, а также силу, превращающую властную волю в эффективный инструмент воздействия на общественные отношения, придающий государственной власти принудительный характер.

Воля- это определяющий элемент государственной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и явления властвования. Она нерасторжимо соединяет государственную власть с ее субъектом, т.к. власть всегда принадлежит личности, коллективу людей, социальному слою или классу, народу, волю и интересы, которых она выражает.

Воля - это явление социально-психологическое, одна из сторон общественного сознания. Она формируется в процессе взаимодействия объективных и субъективных социальных факторов, взаимосвязи индивидуального и общественного сознания.

Другим неотъемлемым элементом структуры государственной власти является сила. Без концентрированной, носящей организованный характер, силы воля не способна к реализации и самоутверждению, не способна оказывать воздействие на общественные процессы и поведение людей. Сила государственной власти находит материальное свое выражение в государственных органах управления и принуждения: правительство, суд, прокуратура, армия, полиция, органы государственной безопасности, тюрьмы и др. Сила может быть выражена и в моральном (духовно-нравственном) аспекте: в ее авторитете, в идеологическом воздействии, традиционности. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, в действие, как правило, вступает механизм государственного принуждения в лице силовых структур.

Государственная власть может быть сильной или слабой, но, лишенная организованной силы, она становится неспособной реализовывать волю субъекта власти, обеспечивать законность и правопорядок в обществе. Поэтому, пока существует государственная власть, у нее будут носители организованной силы - силовые структуры, обладающие правом применения оружия, специальных средств, физической силы и иных средств принуждения. Применение средств принуждения в отношении людей со стороны государственной власти, естественно должно носить обоснованный характер, основанный на принципах законности, целесообразности, объективности, необходимости, гуманизма и т.п. При этом, любая государственная власть, в первую очередь должна опираться на силу авторитета, идеологию, традиции, средства массовой информации. Поэтому автор согласен с В.М. Корельским в том, что «если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальное насилие, то это верное доказательство ее неустойчивости, отсутствия у нее глубоких и прочных основ и корней в обществе».



Применение организованной силы государственной власти имеет, безусловно, необходимый характер при отражении внешней агрессии, в борьбе с экстремизмом, терроризмом, преступностью или предупреждением, пресечением правонарушений.

Исходя из своей функциональной характеристики , структура государственной власти будет включать следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти. В данном случае государственная власть будет выступать как определенное правоотношение, складывающееся между властвующими и подвластными субъектами, основанное на реализации воли первых и подчинение этой воле вторых.

Субъекты власти - это источники государственной власти, аккумулирующие и претворяющие в жизнь государственную власть. В качестве субъектов государственной власти выступают народ (нация), социальные общности, классы, группы, коллективы людей или человек в целом, т. е. те, права и интересы которых выражает в данный момент государство. Однако чаще всего, в качестве субъектов государственной власти выступают органы государства, или государство в целом.

При этом важно подчеркнуть, что властвующий субъект не передает свою власть государственным органам, а непосредственно или опосредованно наделяет их властными полномочиями. Он определяет, в какой форме, и в каком объеме тот или иной государственный орган будет выражать, и проводить в жизнь государственную волю.

Объекты власти - это подвластные субъекты, в отношении которых осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения, социальные группы, общности, классы, общество в целом. В демократическом обществе объект и субъект государственной власти очень близки друг к другу и в некоторых случаях могут совпадать между собой (референдумы, выборы, сходы местных жителей, представительные органы, местное самоуправление), в недемократических обществах они жестко разграничены (народ и правящая партийная номенклатура, финансовая олигархия, аристократическая элита, военная хунта, религиозный конклав и т.п.).

Властеотношения - это отношения, которые возникают между носителями власти (субъектами) и подвластными (объектами власти) в процессе реализации государственной власти. Властеотношение – это содержание властной деятельности. Оно выражается в том, что, с одной стороны, происходит проявление воли субъектов власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой - подчинение объектов власти субъектам власти.

Средства осуществления власти - это тот инструментарий, которым пользуется субъект государственной власть в процессе своего воздействия на объект власти, то, при помощи чего государственная власть реализует свою волю. Основными средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем современное государство демократического типа для осуществления своей власти может использовать и другие средства, не носящие принудительный характер (например, органы местного самоуправления, различные общественные (некоммерческие) организации, средства массовой информации, нормы морали, религии и т. д.).

Методы осуществления власти - это те приемы (способы), которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле подвластных субъектов. Традиционными методами государственной власти являются метод убеждения и метод принуждения.

Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначения и целей.

Государственное принуждение - то психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства.

Метод убеждения предполагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, моральным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, безусловным навязыванием ему государственной воли.

В современных условиях значительно возросла роль методов морального и материального стимулирования, поощрения используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

Заслуживающей самого пристального внимания, является точка зрения Т.Н. Радько, выделяющего в рассматриваемой структуре государственной власти такой ее элемент как ресурсы.

Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В числе основных ресурсов власти можно выделить - утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным ресурсам относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные - это меры государственно-властного, карательного воздействия. Нормативные ресурсы включают в себя ценностные ориентации, регулирование отношений в обществе, прежде всего путем правового регулирования.

В зависимости от важнейших сфер жизни общества выделяют следующие виды ресурсов: экономические (материальные), социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые.

К материальным ресурсам относятся: государственная собственность, государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти. Опираясь на экономические ресурсы, государственная власть частично обеспечивает себя, добивается порядка, устойчивости в экономике.

Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения, разрешать социальные конфликты. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия и поддержки населения. Государственная власть нередко распределяет население по социальной лестнице путем установления различных статусов, привилегий (дворяне; купцы, мещане, разночинцы и т. п.).

Культурно-информационные ресурсы - это знания, информация, а также средства их получения и распространения. Особенно велика роль исторических, национально-культурных традиций. Если государственная власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе. Не случайно в прошлом и сегодня государственная власть старается уважительно относиться к историческим, национальным традициям народа, нередко использует их в своей политике.

Идеология также является одним из важнейших ресурсов государственной власти. В любом государстве этому ресурсу придается первостепенное значение, так как власть посредством идеологии оправдывает свое существование, свою легитимность, обосновывает проведение своих методов властвования и достижение Определенных целей, стремится добиться уважения и понимания у населения своих действий.

Силовые ресурсы необходимы каждому государству. Их составляют армия, полиция, суд, прокуратура, органы безопасности (разведка). Задачей этих органов является обеспечение правопорядка, осуществление принуждения, защита власти от тех, кто выступает против власти.

Ресурсы необходимы государственной власти для обеспечения стабильности и порядка в обществе, эффективного управления общественными процессами.

Структуру государственной власти можно рассматривать с учетом принципа разделения властей, который применяется в политических системах подавляющего большинства современных государств, не исключая Российскую Федерацию. При классификации по данному основанию в структуре государственной власти можно выделить такие элементы, как законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть, которые принято именовать ветвями власти. В своем единстве они и образуют государственную власть. Следует вместе с тем отметить, что выделение триады ветвей власти не отражает всего многообразия существующих в мире моделей разделения властей. Так, например, в Конституциях латиноамериканских государств (конституции Колумбии 1991 г., Никарагуа 1987 г., Бразилии 1988 г., Венесуэлы 1999 г. и др.) мы найдем упоминание об избирательной ветви власти. В Конституции Кубы 1976 г. (ст.68) об учредительной власти – власти народа, основанной на его праве принимать конституцию и определять тем самым принципы общества и основы организации государства. В Конституции Египта 1980 г. (ст.206) наряду с традиционными властями говорится об информационной власти («пресса – народная независимая власть»). В конституции мексиканского штата Идальго в качестве четвертой власти закрепляется муниципальная власть. В законодательстве можно встретить упоминание о контрольной государственной власти, в отдельных конституциях развивающихся стран с однопартийной системой упоминается партийная власть, рассматривающаяся как особая разновидность государственной власти.

Конституция Китайской Республики (Тайвань) 1947 г. предусматривает фактически шесть ветвей власти: учредительную в лице Национального собрания; законодательную в лице Законодательной палаты; исполнительную в лице Президента, Вице-президента и Исполнительной палаты; судебную в лице Палаты юстиции; контрольную в лице Палаты контроля, проверяющей главным образом деятельность административных органов; и экзаменационную в лице Экзаменационной палаты, ведающей комплектованием гражданской службы.

В Российской Федерации представители отечественной теории государства и права признают существование президентской власти, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти, контрольно-надзорной власти (Прокуратура, Уполномоченный по правам человека в РФ, Счетная Палата, избирательные комиссии, Центральный Банк РФ).

Однако данную структуру государственной власти, безусловно, можно применять только к тем государствам, где признается и на конституционном (законодательном) уровне закрепляется принцип разделения властей.

Структуру государственной власти можно рассматривать и из ее территориальной организации . В этом случае в унитарных государствах мы выделяем центральную (верховную) власть, которая действует на всей территории страны, и местную власть, действие которой ограничено территорией соответствующих административно-территориальных единиц или муниципальных образований (городов, районов, округов, поселков, деревень и т. д.). Для федеративных государств применяется трехзвенная структура власти: центральная власть, региональная власть, местная власть. Региональная власть осуществляется государственными органами на территории субъектов федерации (штаты, провинции, республики, автономные районы и др.).

Таким образом, любая властная деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Несмотря на множество факторов, и интересов лежащих в основе возникновения государства, функционирования государственных институтов можно твердо сделать вывод, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.

власть общество политика

Структура власти состоит из таких элементов, как: источники власти, субъекты власти, объекты власти, функции власти, ресурсы власти, основания власти.

Источники власти - авторитет, сила, престиж, закон, богатство, социальный и политический статус, тайна, интерес, знания и т.д. По мнению некоторых экспертов, в частности О. Тоффлера, основными источниками власти, властным первоначалом являются: сила (низшее качество власти), богатство (среднее качество власти) и знания (высшее качество власти). В современном мире, по его мнению, знания (в различных формах: информация, искусство и т.д.) подчинили себе силу и богатство, став определяющим фактором функционирования власти. 2

Субъект власти является одним из основных компонентов власти, воплощающим ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей и т.д. Для реализации властных отношений субъект должен обладать определенными качествами:

Желание властвовать;

Воля к власти;

Компетентность;

Знание сути дела, состояния и настроения;

Умение использовать ресурсы власти;

Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта.

Объект власти - это тот, на кого направлено воздействие субъекта. Им может быть отдельный индивид, социальная группа, различные общности людей, классы, нации и т.д. Власть невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и мощными средствами принуждения.

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. 2

Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом носителем власти у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Минимальная сила власти наблюдается в том случае, если власть основывается на страхе, вызываемом угрозой санкций. Максимальная сила власти достигается в случаях отождествления подчиненного с руководителем.

Функции власти составляют: господство, руководство, регуляция, управление, контроль, координация, мобилизация и т.д. Конкретизируя эти функции, можно сказать, что одним из предназначений политической власти является разрешение противоречий между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. В выполнении этих функций у каждой политической власти свои цели и задачи, конкретные программы, ресурсы и т.д.

Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, материальными ценностями, необходимыми для общественного производства и потребления, деньгами, золотовалютными запасами страны, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д. Поэтому экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная, научно-техническая, налоговая и др. виды политики, а также внешнеэкономическая деятельность, направленная на укрепление безопасности страны.

Социальные основания власти - это социальные группы и слои, на которые опирается власть. Состав этих групп определяется общественным строем страны, ее политическими, культурно-историческими традициями. Социальные ресурсы - это способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной стратификации общества. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризует и социальный статус - социальный ресурс. Наряду с этим социальные ресурсы включают в себя и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Юридические основания власти составляют материальная база юриспруденции, совокупность законов, на которых формируется и действует власть. Юридические ресурсы - это различного рода инструкции, постановления, указы и т.д., не охваченные действующим законодательством. К их числу можно, например, отнести указы президента, постановления правительства, судебных и других исполнительных органов.

Административно-силовые основания власти составляет совокупность властных учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность страны, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. К их числу относятся органы законодательной и исполнительной власти, государственной безопасности, внутренних дел и т.д. Поэтому административно-силовыми ресурсами власти выступают: система подбора и подготовки кадров, обладающих необходимыми профессиональными качествами, оружие, снаряжение и т.д.

Культурно-информационные основания власти включают в себя систему организаций, сохраняющих и развивающих культурный потенциал страны, системы получения и переработки информации, средства массовой коммуникации и информации, компьютерные технологии и сети. Поэтому культурно-информационные ресурсы составляют духовные ценности, знания, информация, а также средства их получения и распространения.

Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны и по своему содержанию существенно шире этих оснований. В современной российской политической науке доминирующим является подход, при котором ресурсы общества подразделяются на два вида:

1) материально-экономические;

2) духовно-информационные,

Каждый из них дает возможность, с одной стороны, возвысить политических агентов в потенциальном статусе и ранге, а с другой - увеличить их мобилизующую силу и давление.

В социотехнологической цепочке самой власти ресурсы играют самостоятельную роль в обеспечении научной обоснованности приказа (распоряжения), в организации контроля, для убеждения, наказания и поощрения, а также для обеспечения эффективной обратной связи от объекта власти к ее субъекту. При таком подходе ресурсы делятся на организационные, принудительные, поощрительные и нормативные.

Организационные ресурсы направлены на создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечение надежного контроля. Они должны использоваться рационально и блокировать естественную потребность чиновничьего аппарата к расширенному самовоспроизводству.

Принудительные ресурсы - комплекс мер административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа. Они также используются для предотвращения нежелательных для власти форм политической активности населения: забастовок, митингов, демонстраций, пикетов и т.д.

Поощрительные ресурсы - это материальные и социальные блага, с помощью которых власть «подкармливает» определенные слои населения. В результате этого стимулируется выполнение распоряжений власти соответствующими объектами.

Нормативные ресурсы - средства воздействия на ценностные ориентации и морально-этические нормы объектов власти. Они ориентируют на социальное партнерство руководителей и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с профессиональным и гражданским долгом.

Ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций. 2

Пространство политической власти характеризуется тремя измерениями. Первое измерение образуется отношениями политического субъекта и той социальной общности, интересы которой он представляет. Это «ось представительства». Второе измерение представляет собой многообразие отношений политического субъекта и социальных институтов общества, «властвующей элиты». Это «институциональная ось». На третьей оси откладываются «технологии» решения политическим субъектом встающих перед обществом проблем. Это «ось политической деятельности». Каждое из этих измерений упирается в политического субъекта. В рамках каждого из этих измерений действуют свои механизмы реализации властных отношений.



Просмотров