Право в системе социальных. Особенности межличностных отношений. Государство, его основные признаки. Формы правления

Система нормативного регулирования предст-ет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение лю­дей в различных сферах жизнедеятельности.

В обществе существуют две подсистемы норм: технические и социальные. Тех-е нормы - это правила исп-я тех-х средств, зданий, производственных комплексов, технологий и явле­ний природы в процессе их эксплуатации. Эти нормы выступают как средство организации производственных процессов в режиме безопасности и наибольшей эффективности. Тех-е нормы ре­гулируют отношения типа "человек - машина" (субъект - объект). Соц-е нормы предст-ют собой средства организации обществ-х отношений: они регулируют поведение людей в обществе. Соц-е нормы упорядочивают отношения в связ­ке "человек - человек" (субъект - субъект).

Тех-е нормы и соц-е взаимодействуют между со­бой. Важнейшие для общества технические нормы закрепляются го­с-ми стандартами, инструкциями, спец-ми прави­лами и охр-ся гос-вом от нарушений, в т.ч. уголовно-правовыми мерами.

Осн-ми видами соц-х норм являются обычаи, тра­диции, нормы морали, религиозные нормы, нормы права и кор­поративные нормы.

Объединяющим началом поведенческих норм выступает их со­циальный хар-р, общность выполняемых ф-ций. Различие соц-х норм проявл-ся по способу их установл-я и средствам охраны от нарушений. На этой основе выделяют общий признак соц-х норм - правило поведения - и отличит-е признаки - источник происхожд-я, способ обеспечения их действия.

Обычаи - это правила поведения, сложившиеся под воздей­ствием обст-в и выполняемые в силу привычки. Традиции - это исторически сложившиеся правила пове­д-я, выполняемые под воздействием обществ-го мнения. Нормы морали - правила повед-я, сложившиеся в об­щ-ве в соотв-вии с общепринятыми представлениями о до­бре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения. Религиозные нормы - это правила повед-я, сложив­шиеся в соотв-и с духовными потребностями чел-ка, вы­полняемые в силу внутреннего убеждения. Корпоративные нормы - это правила повед-я, ус­т-е обществ-ми организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами. Нормы права - это правила повед-я, уст-е ли­бо санкционированные гос-вом и обеспеченные его силой.

Соц. нормы м. б. классифицированы по различ­ным основаниям:

1. По источнику возникновения различают: обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридиче­ские.

2. По сфере урегулирования общественных отношений: выделяют политические, организационные эстетические и правовые нормы.

    По способу выражения: письменные и устные соц. нормы.

31. Понятие и признаки права.

Право - совокупность общеобязат-х, формально-определенных норм, кот-е выражают гос. волю общества, ее общечеловеческий и классовый хар-р; издаются или санкционируются гос-вом и охраняются от нарушений возможностью гос. принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Признаки права .

1) Нормативность . Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно, они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения. Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

2) Формальная определенность . Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

3) Системность . Право – это прежде всего совокупность, а точнее – система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система.

4) Связь с гос-вом. В мире сущ. множество систем различных соц. норм, но только система правовых норм исходит от государства. Создавая нормы права, гос-во действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

5) Интеллектуально - волевой характер . Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, регулирующее действие права, возможно, лишь при

31. «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы. В-третьих, право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовными, а так же национальными, религиозными, демографическими и другими условиями его жизни. Государственная воля аккумулирует интересы различных классов, слоев и групп населения и объективизируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установления, правилах поведения, именуемых правовыми нормами.

6) Обеспеченность возможностью государственного принуждения . Государственное принуждение - специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государственное принуждение подразделяется на: физическое и психическое.

Под физическим принуждением понимаются всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.

При психологическом принуждении на первом плане стоит страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения. Именно страх психически принуждает граждан сообразовывать своё поведение с требованиями права.

7) Общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

В системе общественных и межличностных взаимоотношений важнейшую роль играют так называемые Они представляют собой некие правила, регулирующие деятельность людей в различных жизненных ситуациях, их взаимоотношения. Такими общественными нормами могут быть

традиции, ритуалы, обычаи, установленные табу и так далее. Вместе с тем в этой категории выделяют сразу несколько видов, различных по своему характеру, способу обеспечения и поддержке, источникам. Так, например, нормы права в системе социальных норм (иными словами - юридические положения) выделяется тем, что их источником и гарантом обеспечения служит само государство. Кроме того, существуют (установленные в группе правила поведения, невыполнение которых приводит к осуждению со стороны остальных индивидуумов); нормы обычаев (сложившиеся в конкретной общественной среде и вследствие многократного повторения ставшие предписанием к выполнению); нормы общественных организаций (которые также являются правилами поведения, однако обязательными для выполнения лишь для членов соответствующей локальной группы: пионеров, офицеров и так далее). Разумеется, все эти категории имеют уникальные, свойственные только им характеристики. Однако сосредоточимся на правовых предписаниях. Собственно, в системе социальных норм можно выделить

по следующим признакам:

  • Как уже было сказано, в ряду социальных предписаний они единственные исходят от государства.
  • Образуют единый комплекс юридических положений, требований и наказаний.
  • Четкая системность. Различные положения не должны противоречить друг другу.
  • Представляют собой меру свободного поведения и волеизъявления граждан соответствующей страны.
  • Нормы права в системе социальных норм издаются в четкой конкретной форме, не предполагающей двусмысленных трактовок.
  • Имеют четко установленный предел собственного действия.
  • Поддерживаются и охраняются всеми силами государства.
  • Обязательно являются формой закрепления и и обязанностей субъектов межличностных и
  • Всегда являются властным предписанием правительственных структур и выражают их волевые решения.
  • Нормы права в системе социальных норм являются единственным регулятором социальных отношений, доступным государству.
  • Представляют собой некие правила поведения, обязательные абсолютно для всех категорий населения. Кроме того, наказание за невыполнение предписывается независимо от имущественного, должностного, социального положения.
  • Имеют общий характер. Регулируют конкретные типичные социальные взаимоотношения, однако не имеют персонифицированного характера.

Право в системе социальных норм. План структурный

Внутреннее строение этой категории общественных правил поведения предполагает следующие элементы:

  1. Гипотеза - указывает жизненные обстоятельства, связанные с вступлением нормы в свое юридическое действие. Гипотезы существуют сложные и простые. Такая градация базируется на количестве ее условий. Форма выражения гипотез предполагает ее казуистичность или асбстрактность.
  2. Диспозиция - один из структурных элементов правовых норм, содержащий сами предписания поведения субъектов в разного рода общественных отношениях и указывающий на суть содержания права, а также обязанности субъектов. Собственно, это главнейший элемент данной системы. Диспозиции разделяют на некоторые разновидности. Например, в зависимости от своего характера, они могут быть обязывающими, управомочивающими и запрещающими. По способу выражения они бывают относительными и абсолютными.
  3. Санкция - определяет характер и меру наказания, применимого для участников межличностных и общественных отношений, отрицающих роль права в системе социальных норм и нарушающих его. Санкции также имеют различные формы, зависимые от степени определенности: относительно-определенные, альтернативные, абсолютно-определенные.

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания, возникающих между ними конфликтами является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения при помощи определённых норм.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Социальные и технические нормы.(37)

Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

Выделяют следующие виды социальных норм:

  1. обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;
  2. религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;
  3. корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;
  4. политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;
  5. организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:

  1. предметом регулирования являются общественные отношения;
  2. субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

Особенности технических норм:

  1. предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;
  2. субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

Технико-юридические приемы.(38)

Право и обычаи. Право и мораль. Право и религия(39)

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки - мощное средство формирования менталитета личности.

Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.).

Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться.

Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений.

Правовой обычай является одним из источников (форм) права. Одной из основных форм санкционирования обычая выступает судебное решение. Достаточно судам начать систематически применять ту или иную норму обычного права, чтобы она превратилась в санкционированный обычай. При определенных исторических условиях, сама юридическая практика может привести к образованию своеобразных судебных обычаев, со временем сложившуюся, например, в систему английского права - common law.

Следующей формой государственного санкционирования обычая является отсылка к нему в законе. В современный период это самый распространенный вид придания норме государственно-правового характера. Очень важно, что при такой санкции обычай превращается в элемент национального права, не утрачивая при этом характер обычая.

Мораль - это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция - утверждение человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, чужды миру природы, являются анодами второй природы - человеческой культуры.

Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что:

  • в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
  • у норм нрава и морали единый обьект регулирования - общественные отношения;
  • как и нормы нрава, нормы морали исходят от общества;
  • нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;
  • нормы права и нормы морали выделились из синкретичных (слитных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.

Различия права и морали являются основанием их взаимодействия. Они служат одной цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они но крайней мере не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Например, именно благодаря праву шел процесс преодоления кровной мести - одного из постулатов морали прошлых времен. Одновременно ряд правовых норм (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляет в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями.

Влияние права на религию в известной мере специфично. Так, конституция Российской Федерации, федеральный закон «О свободе совести» гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправие концессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В то же время, сегодня становится очевидным, что право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путём зомбирования превращающим её в слепого исполнителя воли «гуру», «учителя» и стоящих за ними тёмных сил. Право в этой ситуации должно быть настороже, иначе неизбежен синдром «Аум Синрике». 20 век возродил религиозные движения, содержащие в себе основания для своеобразного понимания справедливости.

Право и государство.(40)

Право и государство имеют как общие черты, так и различия. Общими для них являются следующие: 1) они имеют одну цель, которая выражается в создании организованного общества, функционирующего как единое целое; 2) они обеспечивают взаимосогласованную деятельность структур общества – государственных органов разных уровней, общественных и иных организаций, предпринимательских структур, других формирований и отдельных граждан по единым правилам; 3) их деятельность направлена на обеспечение мира и согласия в обществе, разрешение конфликтов судебными и иными органами на основе закона, недопущения насилия, противостояния и вооруженных конфликтов, нарушения прав граждан; 4) обеспечивают привлечение правонарушителей к юридической ответственности, восстанавливают законность и правопорядок; 5) на международной арене государство и право данной страны выступают как единое национальное образование, защищают ее независимость и суверенитет, обеспечивают самостоятельное существование и развитие собственной нации, ее культуры и языка.

Государство и право различаются также по нескольким характеристикам: 1) государство – это совокупность государственных органов, должностных лиц, других структур; право представляет собой совокупность норм права, т. е. правил поведения, установленных или утвержденных государством, исполнение которых гарантировано также государством; 2) основные органы современного демократического государства формируются гражданами страны путем выборов; право в основном создается государством, его правотворческими органами, и лишь некоторые наиболее важные законы принимаются гражданами в процессе референдумов; 3) государство в основном действует силовыми, властными методами с помощью своих правоохранительных, судебных и иных органов; право регулирует поведение граждан, других субъектов права, предписывая им определенное поведение; 4) государство является составной частью организационной структуры общества, состоящей кроме государства из политических партий, общественных и иных организаций; право входит в общую систему норм, к которым относятся нормы морали, нравственности, религиозные и иные правила поведения.

Право и политика (41)

Политика в переводе с греческого означает государственные или общественные дела. В настоящее время она понимается как определенная направленность деятельности государства в сфере отношений между классами, слоями общества, нациями, религиями, имеющими свои экономические, политические и иные интересы. Регулирование этих отношений с целью достижения определенных целей и с учетом интересов различных социальных образований является содержанием политической деятельности государства.

Политика проводится двумя способами: в форме непосредственной управленческой деятельности государства и в форме правового регулирования.

Политика, проводимая государством, выражает интересы находящейся у власти группы людей, слоя, клана или большинства населения. Она закрепляется и в праве. Поэтому политическая направленность деятельности государства и характер правового регулирования совпадают.

В современных демократических государствах право выражает и закрепляет интересы большинства граждан. Государственные органы формируются непосредственно народом на основе свободных демократических выборов. Поэтому деятельность государства оказывается во многом ограниченной правом и не является произвольной. Право закрепляет организацию органов государственной власти, их полномочия, формы и методы деятельности.

И чем детальнее и четче урегулирована деятельность государственных органов, в первую очередь их отношения с гражданами, общественными организациями, частными предприятиями, тем более она оказывается подконтрольной обществу, а значит, и будет более законной в сфере политических отношений.

Право в политике, как и в экономике, должно регулировать поведение и деятельность конкретных должностных лиц, государственных органов, принимающих политические решения. Оно должно определять их права, обязанности, ответственность за неисполнение обязанностей и т. д.

В этом случае эффективность правового регулирования политических отношений будет выше по сравнению с регулированием их с помощью норм, содержащих только полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. В настоящее время подобное регулирование применяется довольно широко, особенно в конституционном праве, что позволяет должностным лицам, занимающим высокие государственные посты, действовать произвольно, по своему усмотрению, что чревато конфликтами с отдельными гражданами, общественными организациями, предпринимательскими структурами, большими группами и слоями населения, всем обществом.

Право и экономика (42)

Исторически первыми возникли экономические отношения, которые представляют собой отношения между людьми в процессе производства, купли, продажи и потребления материальных ценностей, обеспечивающих реальные условия жизни человека. Необходимость упорядочения этих отношений обусловила появление права.

Возникнув как результат экономических отношений, право стало оказывать определенное влияние на развитие и функционирование экономики. Например, в условиях социалистической формы хозяйствования право, поддерживаемое насильственными мерами со стороны государства, запрещало частную собственность и частнопредпринимательские отношения. Оно регулирует экономические отношения и в условиях рынка. Согласно мнению западных ученых, право в условиях демократического правового государства с развитыми рыночными отношениями может решать следующие вопросы в сфере экономики:

1) закреплять равенство всех форм собственности и их использование;

2) устанавливать запреты на негуманную и социально вредную предпринимательскую деятельность;

3) устанавливать круг лиц, которые могут быть хозяйствующими субъектами, и определять перечень условий, которым они должны соответствовать, а именно: иметь определенное образование, профессию, стаж работы по данной профессии, соответствующие медицинские показатели, лицензии на занятие данной деятельностью и т. д.;

4) запрещать порочные методы ведения хозяйства и коммерции, в том числе нечестные, насильственные;

5) регламентировать порядок разрешения хозяйственных споров и конфликтов, в основном с помощью судебных органов;

6) устанавливать юридическую ответственность предпринимателей и предприятий за нарушение законодательства, вплоть до ликвидации юридических лиц и уголовного наказания виновных. При соблюдении перечисленных функций, право дает возможность оценивать предпринимательство как правомерное либо противоправное со всеми вытекающими последствиями, а именно: честное законное предпринимательство правом охраняется, нечестное, незаконное – пресекается и наказывается соответствующими органами государства.

Правовые ценности.(44)

Право является ценностью в обществе, т.е. социальным благом, соответствующим интересам и идеалам определенных классов, общества, личности.

Если рассматривать право с той стороны его сущности, которая характеризует его как орудие классово-политического господства, то ценность права является однопорядковой с ценностью других социально-политических институтов и учреждений, существующих в данной системе классовых отношений. Ценность права в этой плоскости состоит в служении определенным классовым интересам. В обеспечении экономических, политических, идеологических интересов господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе) и заключается высшая социальная ценность права как политического классового явления.

Понятие «источник права».(45)

Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права ».

Виды источников права. Общая характеристика (46)

В настоящее время наиболее известны следующиевиды источников права :

  • правовой обычай;
  • нормативный правовой акт;
  • юридический прецедент;
  • договор нормативного содержания;
  • юридическая наука (доктрины и идеи).

Правовой обычай - представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

По мере развития общества, государства и институтов права обычай терял роль единственного источника (формы выражения) нрава. Новым источником, способным удовлетворить растущие потребности общества в правовых инструментах, стал нормативный правовой акт . Он отличался от обычая прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Следовательно, ею формулировки были более четкими и удобными в использовании.

В некоторых странах широкое применение находит такой источник права, какюридический прецедент. Его суть состоит в том, что решение судебного органа по конкретному делу официально становится общим правилом, эталоном разрешения аналогичных дел другими судами либо служит примерным образцом толкования закона (прецедент толкования).

В некоторых случаях источником права может бытьдоговор нормативного содержания. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права - правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы:

  • согласная воля двух или нескольких лиц;
  • взаимное познание этой воли;
  • возможность содержания воли.

Обычное право и правовой обычай.(47)

Нормативный правовой акт: понятие и система (49)

Понятие нормы права.

В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Норма права - это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.

Вся проблематика юридической структуры нормы дополняется и не менее сложной проблематикой логической структуры.

Эта структура охватывает в логических понятиях и их связках юридическую структуру, но имеет вполне самостоятельное значение.

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой “если - то - иначе”. “Если” -- это условие действия нормы права, “то” - само правило поведения, “иначе” -- это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя. Но это не единственная логическая структура правовой нормы. Иная структура строится на выделении так называемых модулей, которые формализуют содержание самого правила поведения. Это уже логическая структура самого правила поведения. Таких модулей пять: адресату разрешено (дозволено), запрещено, адресат правомочен, адресат обязан, безразлично. Действительно, все правила поведения сводятся к этим разрешениям, запретам, правомочиям, обязанностям, юридическому безразличию. Безразличие права к тем или иным жизненным обстоятельствам может заключаться и в умолчании, отказе регулировать соответствующие отношения, впрочем, это может быть и пробел в правовом регулировании. Но хотя этих модулей всего пять, их различное логическое сочетание и дает все многообразие правил поведения, разумеется, не по конкретному содержанию, а по логическому определению. Эта структура выделяется в практических целях -- для четкого определения адресатом нормы, что от него требует правовое предписание. Наконец, о социологической структуре. Она органично связана с предыдущими структурами, но определяется в социологических понятиях - смысл, цель, назначение нормы. Социологическая структура раскрывается при толковании нормы права, в процессе ее реализации. Норма права всегда “упакована” в словесную оболочку, грамматические формы, утверждения, суждения, определения, понятия и т. д. И выделить ее из различных словесных форм, четко сформулировать - большая научная и прикладная задача.

Теория права помогает этому процессу, рассматривая способы изложения нормы права и отличие нормы права от индивидуальных предписаний.

3. Классификация норм права.

Существуют различные классификации норм права.

По предмету правового регулирования правовые нормы делят на нормы:

  1. гражданского;
  2. административного;
  3. финансового;
  4. конституционного;
  5. семейного;
  6. трудового;
  7. уголовного права.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

По методу правового регулирования нормы права делят:

  1. на императивные;
  2. рекомендательные;
  3. диспозитивные;
  4. поощрительные.

Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

В зависимости от социального назначения выделяют также:

  1. общезакрепительные;
  2. декларативные;
  3. дефинитивные;
  4. коллизионные;
  5. оперативные нормы.

В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.

Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют:

  1. региональные, действующие на территории субъектов РФ;
  2. общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны;
  3. локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

4.Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.

Логический анализ рассмотренных элементов нормы права, их отыскание в нормативных правовых актах иногда может вызывать трудности, поэтому, выработаны следующие способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов:


  • одна статья нормативного правового акта содержит одну норму;

  • одна статья нормативного правового акта состоит из двух или более норм права;

  • норма права располагается в разных статьях одного нормативного правового акта или в разных нормативных правовых актах;

  • в статьях нормативных правовых актов гипотеза или диспозиция опускается, если из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента.

Соответственно, существуют следующие способы изложения норм права в нормативных правовых актах : прямой способ (все структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта), отсылочный способ (в статье нормативного акта излагается часть нормы, отдельные ее структурные элементы и делается отсылка к тексту другой статьи этого же нормативного акта), бланкетный способ (в статье одного нормативного акта излагается часть нормы и делается отсылка к тексту другой статьи другого нормативного акта).

Разные варианты изложения норм помогают законодателю создавать нормативные акты лаконичными, избегать повторений, обеспечивать единообразное прочтение текстов.

Понятие, признаки и функции права

Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Признаки:

Нормативность - право складывается из норм (правил поведения общего характера).

Общеобязательность - обязательно для всœех.

Системность - не просто совокупность, а стройная система.

Связь с государством - государство обеспечивает принудительность права (государственное принуждение).

Формальная определённость.

Волевой характер - в праве выражена воля: 1. Воля народа + 2. Воля господствующего класса = общая воля, которая и выражена в праве.

Функции - основные направления исследовательской деятельности.

Онтологическая - (онтология - учение о бытие), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исследование и анализ.

Гносœеологическая - (гносœеология - учение о познание), связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений.

Эвристическая - ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях.

Прогностическая (предсказательная) - на базе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы.

Методологическая - разрабатывает методологию познания государственно-правовых явлений. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.

Прикладная (политическая) - консультация "политики", выработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности.

Учебная - обеспечивает общетеоретическую подготовку студентов.

В настоящий момент идёт переосмысление функций, появление новых, затухание старых, к примеру, не так давно прогностическая функция не играла значительной роли, так как считалось, что прогнозировать нечего (коммунизм => отмирание государства и права), теперь так уже никто не думает, и роль этой функции резко возросла.

Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не всœе из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объём регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др.
Размещено на реф.рф
Право - ϶ᴛᴏ только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Общее назначение социальных норм состоит в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Рассмотрим общие признаки социальных норм.

Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. Социальные нормы строятся по типу Субъект-Субъект.

Общий характер. Социальные нормы представляют из себяне конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения. Οʜᴎ не регулируют случайные или уникальные ситуации. Предмет регулирования социальных норм - стандартные, типичные, широко распространенные отношения. Нормативное регулирование предполагает формирование официальных моделœей правомерного поведения - что можно, нужно или нельзя делать при наступлении определœенных, заранее установленных обстоятельств.

Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества. В них ярко проявляются особенности исторического развития общества, национальная специфика, общекультурные достижения. В социальных нормах одновременно сочетаются и субъективные, и объективные факторы. С одной стороны, они создаются людьми и носят сознательно-волевой характер, а с другой - обусловлены действием объективных закономерностей, не зависящих от человека.

Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования всœе нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить. Важно заметить, что для социальных норм характерны два вида системных взаимодействий - внутренние - внутри отдельно взятой системы норм и внешние - между разными системами социальных норм, к примеру между правом и моралью, правом и традициями. Регулирующее воздействие одной группы норм дополняется, конкретизируется другими социальными нормами. Так, право взаимодействует и с моралью, и с религией, и с традициями, и с иными видами социальных норм.

Подзаконный характер. Среди всœех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определœенных санкций. В случае если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

Рассмотрим виды социальных норм.

Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах. Локальные сообщества - это устойчивые, формализованные организации - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и неформализованные группы кратковременного характера, к примеру коллектив охотников или игроков в карты. При этом любая совместная деятельность людей подразумевает наличие правил, ее регулирующих.

Корпоративные правила устанавливаются членами сообщества, выражают их коллективную волю, защищают их общие интересы. В некоторых сообществах такие нормы формализуются, то есть закрепляются документально в уставах, положениях, регламентах. Но корпоративные правила могут и не иметь документальной фиксации.

Отличительным признаком корпоративных правил является их локальный характер, то есть отсутствие общеобязательности. Οʜᴎ обязательны только для членов данного коллектива. К нарушителям применяются различные меры воздействия, самое серьезное из которых - исключение из коллектива. Чтобы быть членом сообщества, крайне важно выполнять его корпоративные предписания. Нарушение последних приводит лицо к разрыву с сообществом. Разумеется, корпоративные правила действуют строго в рамках закона.

Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повсœедневной жизни. Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Традиционно религиозные нормы передаются людям как божественные откровения через избранных пророков (Иисус, Магомет) и, как правило, формализуются в освященных источниках (Библия, Коран и др.). Как проявление воли Высшего существа (Бога, Абсолютного Разума) религиозные нормы не требуют логического, рационального обоснования. Их основа - религиозная вера, убеждения людей.

Позитивные стимулы и санкции для нарушителœей религиозных норм носят перспективный характер: речь идет об ответственности за свои действия непосредственно перед Богом. Характерным является понятие греха, а также рая для избранных и ада для грешников. Идея ʼʼстрашного судаʼʼ - мощное психологическое средство, обеспечивающее добровольное исполнение религиозных норм. Религиозные нормы действуют с ранних этапов развития цивилизации. Религиозные системы оказали огромное влияние на развитие различных правовых систем. Библия, Коран, буддистские источники, языческие ритуалы и традиции - многие правовые нормы обязаны своим появлением именно этим религиозным источникам.

В отличие от права религиозные нормы не отличаются четкой определœенностью. Здесь, как правило, используется притчевая форма изложения, требующая тщательного истолкования. Причем толкованием религиозных норм занимаются специально подготовленные церковные деятели, то есть особо посвященные лица.

Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсœеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни.

Главная особенность обычных норм состоит в полном отсутствии их материальной фиксации. Οʜᴎ не закрепляются документально и обеспечиваются силой привычки. Обычай представляет собой привычные для определœенной группы людей или общества в целом действия. Причем эти правила бывают внешне не мотивированы, не содержать логического объяснения. Возможно, когда-то тот или иной обычай имел рациональное обоснование, но со временем оно утрачивается.

Право в системе социальных норм - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Право в системе социальных норм" 2017, 2018.

  • - Тема 11. Право в системе социальных норм

    Тема 10. Принципы и функции права Тема 9. Правосознание Тема 8. Понятие и сущность права Раздел III. Теория права Понятие и определение права. Методологические подходы к анализу природы права. Право в объективном и субъективном смысле.... .


  • - Социальные нормы: понятие, признаки виды Право в системе социальных норм.

    Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях(“Социальный” происходит от латинского слова socialis, что означает “общественный”.). Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых... .

  • Super User Проблемы теории государства и права 02 ноября 2017

    Право в системе социальных норм. Соотношение норм права и морали

    Это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений , которой присущи

      • нормативность,
      • формальная определенность в официальных источниках и
      • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

    Право в системе социальных норм

    В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы (граница между которыми проходит главным образом по предмету регулирования):

      1. социальные (регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь);
      2. технические (регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой).

    Социальные нормы - общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия; это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые .

    Важно! Следует иметь ввиду, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

    Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают; другие - возникают, видоизменяются; третьи - навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм - фактор субъективный . Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.

    Например, о происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: "На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом".

    Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.

    Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.

    Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только "должное", но и "сущее".

    Соотношение норм права и морали

    Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего , но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий они постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль .

    Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право - средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества . Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

    Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного , которая представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей к окружающей действительности (друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу).

    Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включают в себя также психологические моменты - эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали - это представления о добре и зле .

    Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного "Я", меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Здесь проявляется известный кантовский "категорический императив", ограничитель, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило ("внутреннее законодательство"), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать (поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму.

    Второй аспект морали - конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. "Человек есть ряд его поступков... Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне" (Гегель). Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть его действительную сущность.

    Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента:

      1. единство,
      2. различие,
      3. взаимодействие,
      4. противоречия.

    Единство права и морали:

      1. представляют собой разновидности социальных норм , образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
      2. преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
      3. имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
      4. в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов , служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
      5. в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
      6. выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей , показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

    Цель права - "установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил" (И.А. Ильин). Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право - возведенная в закон нравственность.

    Отличительные особенности права и морали (на основе определения нормы права) :

      • Право и мораль различаются по способам их установления, формирования . Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество - его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором. Нормы морали создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, "санкционирована" самими участниками социального общения - классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.
      • Право и мораль различаются по методам их обеспечения . Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. Юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.
      • Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации . Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.
      • Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей . Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.
      • Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность , причем порядок ее возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер. Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
      • Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека . Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции (например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления).
      • Право и мораль различаются по сферам действия . Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.
      • У права и морали различные исторические судьбы . Мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

    При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе общественного развития под влиянием происходящих перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое - может стать объектом лишь морального воздействия, и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и моралью меняется.



    Просмотров