Правовое государство политическая форма жизни гражданского общества. Гражданское общество и правовое государство: определение, особенности и интересные факты. Главные признаки государства с приоритетом закона

Мощность - физическая величина, равная отношению проделанной работы к определенному промежутку времени.

Существует понятие средней мощности за определенный промежуток времени Δt . Средняя мощность высчитывается по этой формуле: N = ΔA / Δt , мгновенная мощность по следующей формуле: N = dA / dt . Эти формулы имеют довольно обобщенный вид, так как понятие мощности присутствует в нескольких ветках физики - механике и электрофизике. Хотя основные принципы расчета мощности остаются приблизительно такими же, как и в общей формуле.

Измеряется мощность в ваттах. Ватт - единица измерения мощности, равная джоулю, деленному на секунду. Кроме ватта, существуют и другие единицы измерения мощности: лошадиная сила, эрг в секунду, масса-сила-метр в секунду.

    • Одна метрическая лошадиная сила равна 735 ваттам, английская - 745 ватт.
    • Эрг - очень малая единица измерения, один эрг равен десять в минус седьмой степени ватт.
    • Один масса-сила-метр в секунду равен 9,81 ваттам.

Измерительные приборы

В основном измерительные приборы для измерения мощности используются в электрофизике, так как в механике, зная определенный набор параметров (скорость и силу), можно самостоятельно высчитать мощность. Но таким же способом и в электрофизике можно высчитывать мощность по параметрам, а на самом деле, в повседневной жизни мы просто не используем измерительных приборов для фиксации механической мощности. Так как чаще всего эти параметры для определенных механизмов и так обозначают. Что касаемо электроники, основным прибором является ваттметр, используемый в быту в устройстве обычного электросчетчика.

Ваттметры можно разделить на несколько видов по частотам:

    • Низкочастотные
    • Радиочастотные
    • Оптические

Ваттметры могут быть как аналоговыми, так и цифровыми. Низкочастотные (НЧ) имеют в своем составе две катушки индуктивности, бывают как цифровыми, так и аналоговыми, применяются в промышленности и быту в составе обычных электросчетчиков. Ваттметры радиочастотные делятся на две группы: поглощаемой мощности и проходящей. Разница состоит в способе подключения ваттметра в сеть, проходящие подключают параллельно сети, поглощаемые в конце сети, как дополнительную нагрузку. Оптические ваттметры служат для определения мощности световых потоков и лазерных лучей. Применяются в основном на каких-либо производствах и в лабораториях.

Мощность в механике

Мощность в механике напрямую зависит от силы и работы, которую эта сила выполняет. Работа же является величиной, характеризующей силу, приложенную к какому-либо телу, под действием которой тело проходит определенное расстояние. Мощность высчитывается по скалярному произведению вектора скорости на вектор силы: P = F * v = F * v * cos a (сила, умноженная на вектор скорости и на угол между вектором силы и скорости (косинус альфа)).

Так же можно посчитать мощность вращательного движения тела. P = M * w = π * M * n / 30 . Мощность равна (М) моменту силы, умноженному на (w) угловую скорость или пи (п), умноженному на момент силы (М) и (n) частоту вращения, деленных на 30.

Мощность в электрофизике

В электрофизике мощность характеризует скорость передачи или превращения электроэнергии. Различают такие виды мощности:

    • Мгновенная электрическая мощность. Так как мощность - это работа, проделанная за определенное время, а заряд движется по определенному участку проводника, имеем формулу: P(a-b) = A / Δt . А-В характеризует участок, через который проходит заряд. А - работа заряда или зарядов, Δt - время прохождения зарядом или зарядами участка (А-В). По этой же формуле высчитываются и другие значения мощности для разных ситуаций, когда нужно измерить мгновенную мощность на отрезке проводника.

    • Так же можно посчитать мощность постоянного потока: P = I * U = I^2 * R = U^2 / R .

    • Мощность переменного тока не поддается исчислению по формуле постоянного тока. В переменном токе выделяют три вида мощности:
      • Активная мощность (Р), которая равна P = U * I * cos f . Где U и I действующие параметры тока, а f (фи) угол сдвига между фазами. Данная формула приведена как пример для однофазного синусоидального тока.
      • Реактивная мощность (Q) характеризует нагрузки, создаваемые в устройствах колебаниями электрического однофазного синусоидального переменного тока. Q = U * I * sin f . Единица измерения - вольт-ампер реактивный (вар).
      • Полная мощность (S) равна корню квадратов активной и реактивной мощности. Измеряется в вольт-амперах.
      • Неактивная мощность - характеристика пассивной мощности присутствующей в цепях с переменным синусоидальным током. Равна квадратному корню суммы квадратов реактивной мощности и мощности гармоник. При отсутствии мощности высших гармоник равна модулю реактивной мощности.

У каждого современного прибора есть электрическая мощность. Ее цифровое значение указывается производителем на корпусе фена либо электрического чайника, на крышке кухонного комбайна.

Единицы измерения

Расчет электрической мощности позволяет определять стоимость электрической энергии, потребляемой разными приборами за определённый промежуток времени. Ватты и киловатты в избыточном количестве приводят к выходу из строя проводов, деформации контактов.

Зависимость между электрическим током и мощностью, потребляемой приборами

Электрическая мощность представляет собой работу, которая совершается за промежуток времени. Включенный в розетку прибор совершает работу, измеряемую в ваттах (Вт). На корпусе указывается количество энергии, которое будет потреблено прибором за определенный промежуток времени, то есть дается потребляемая электрическая мощность.

Потребляемая мощность

Она расходуется на то, чтобы в проводнике происходило перемещение электронов. В случае одного электрона, имеющего единичный заряд, она сопоставима с величиной напряжения сети. Полная энергия, которая необходима для перемещения всех электронов, будет определяться как произведение напряжения на число электронов, находящихся в цепи при работе электрического прибора. Ниже представлена формула электрической мощности:

Учитывая, что число электронов, протекающих за промежуток времени через поперечное сечение проводника, представляет собой электрический ток, можно представить его в выражение для искомой величины. Формула электрической мощности будет выглядеть:

В реальности приходится вычислять не саму мощность, а величину тока, зная напряжение сети и номинальную мощность. Определив ток, который потребляется определенным прибором, можно соотнести номинал розетки и автоматического выключателя.

Примеры расчетов

Для чайника, электрическая мощность которого рассчитана на два киловатта, потребляемый ток определяется по формуле:

I=P/U=(2*1000)/220=9А

Чтобы подключать такой прибор в обычную электрическую сеть, разъем, рассчитанный на 6 ампер, явно не подойдет.

Приведенные выше зависимости между мощностью и электрическим током уместны только при полном совпадении по фазе значений напряжения и тока. Практически для всех бытовых электрических приборов подходит формула электрической мощности.

Исключительные ситуации

В том случае, если в цепи присутствует большая емкость либо индуктивность, используемые формулы будут недостоверными, ими нельзя пользоваться для проведения математических расчетов. Например, электрическая мощность для двигателя переменного тока будет определяться следующим образом:

cosφ - это коэффициент мощности, который для электрических двигателей составляет 0,6-0,8 единиц.

Определяя параметры прибора в трехфазной сети с напряжением 380 В, необходимо суммировать мощность из отдельных величин для каждой фазы.

Пример расчета

Например, в случае трехфазного котла, рассчитанного на мощность в 3 кВт, в каждой фазе потребляется по 1 кВт. Рассчитаем величину фазного тока по формуле:

I=P/U_ф =(1*1000)/220=4,5А.

Для современного человека характерно постоянное применение на производстве и в быту электричества. Он использует приборы, которые потребляют электрический ток, применяет такие устройства, которые его производят. Работая с такими источниками, важно учитывать те максимальные возможности, которые предполагаются в технических характеристиках.

Такая физическая величина, как электрическая мощность, является одним из основных показателей любого прибора, функционирующего при протекании через него потока электронов. Для транспортировки либо передачи электрических мощностей в большом объеме, необходимой в производственных условиях, применяются высоковольтные линии электрических передач.

Преобразование энергии выполняется на мощных трансформаторных подстанциях. Трехфазное преобразование характерно для промышленных и бытовых приборов разной сферы применения. Например, благодаря такому преобразованию, функционируют лампы накаливания разного номинала.

В теоретической электротехнике существует такое понятие, как мгновенная электрическая мощность. Связана такая величина с протеканием через определенную поверхность за незначительный временной промежуток единичного элементарного заряда. Происходит совершение работы этим зарядом, который и связан с понятием мгновенной мощности.

Выполняя несложные математические вычисления, можно определить величину мощности. Зная данную величину, можно подбирать напряжение для полноценного функционирования разнообразных бытовых и промышленных приборов. В таком случае можно избежать рисков, связанных с перегоранием дорогостоящих электрических приборов, а также с необходимостью периодически менять в квартире либо офисе электрическую проводку.

  • 11. Теории происхождения государства: история и современное
  • 12. Правопорядок: понятие, признаки и виды.
  • 13. Понятие государства. Основные концепции понимания госу-
  • 14. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и класси-
  • Инкорпорация[править | править вики-текст]
  • Консолидация[править | править вики-текст]
  • Кодификация[править | править вики-текст]
  • 15. Типология государств: формационная и цивилизационная
  • 16. Применение права: понятие, объекты, стадии. Акты применения
  • 17. Понятие «власть». Соотношение понятий публичная, политиче-
  • Виды публичного управления международное публичное управление.
  • Органы публичной власти[
  • Публичная власть и государственная власть
  • 20. Публичное и частное право.
  • Критерии деления права на частное и публичное
  • 21. Формы правления: понятие и виды.
  • 22. Система права и система законодательства. Система законодательства
  • Соотношение системы права и системы законодательства
  • Тенденции развития системы права и системы законодательства
  • Тенденций развития структуры (системы) права
  • Тенденции совершенствования законодательства
  • 23. Формы территориального устройства: понятие и виды. Конфеде-
  • 24. Предмет и метод правового регулирования. Методы правового регулирования
  • Предмет правового регулирования
  • 25. Политический режим: понятие и виды. Понятие политического режима
  • Характер и признаки политического режима
  • Формы и виды политических режимов
  • Тоталитарный политический режим
  • Авторитарный политический режим
  • Демократический политический режим
  • Правовой обычай
  • Продолжительность существования
  • Устный характер
  • Формальная определенность
  • Локальный характер
  • Санкционированность государством
  • Нормативный правовой акт
  • Юридический прецедент
  • Договор нормативного содержания
  • Юридическая наука
  • 27. Государственная власть: понятие и виды.
  • 28. Правовая система: понятие и типология.
  • Система права[править | править вики-текст]
  • 29. Политическая система: понятие, элементы, функции.
  • Классификация политических систем
  • Элементы политической системы
  • Организационно-институциональная подсистема
  • Коммуникативная подсистема
  • Культурно-идеологическая подсистема
  • Государство
  • Политические партии
  • Общественно-политические движения
  • Группы давления или группы интересов
  • Средства политического влияния
  • 30. Романо-германская правовая семья.
  • Содержание
  • История становления и развития[править | править вики-текст] Ранняя эпоха (Древняя Греция и Древний Рим)[править | править вики-текст]
  • Период после Кодификации Юстиниана[
  • Возрождение римского права в Европе
  • Эпоха Просвещения и до наших дней[
  • 31. Понятие права. Основные концепции понимания права
  • 32. Правовое государство: понятие и условия формирования.
  • 33. Норма права: понятие и классификация. Нормы-дефиниции и
  • Классификации норм права[править | править вики-текст]
  • 34. Современное конституционно-демократическое государство:
  • 35. Правоотношение: понятие и классификация
  • 36. Функции государства: понятие и классификация
  • 37. Юридические факты: понятие и классификация.
  • 38. Социальное государство: понятие и условия формирования
  • 39. Нормативный правовой акт: понятие и виды.
  • Понятие нормативно-правовых актов
  • Виды нормативно-правовых актов
  • 40. Понятие «правомерное поведение». Объективная и субъективная
  • 41. Юридическая техника: понятие и виды.
  • 42. Пределы действия нормативных правовых актов.
  • 44. Юридико-технические категории: правовые аксиомы, презумп-
  • 45. Англо-саксонская правовая семья. Соотношение понятий общее
  • 46. Права человека: понятие и классификация.
  • 47. Семья религиозного права.
  • 48 Социальное назначение и функции права.
  • 49. Семья традиционного права.
  • 50. Правовая культура и правосознание.
  • 51. Ценность права. Правовая аксиология.
  • 52. Гражданское общество и правовое государство
  • 53. Государство и право в условиях глобализации. (в книге)
  • 54. Концепция поколений прав человека: исторические версии и
  • Проблема прав человека в политической истории
  • 55. Правовой нигилизм: понятие, причины и формы.
  • Проявления правового нигилизма[
  • Значимость правового нигилизма[
  • Причины правового нигилизма[ Субъективистский подход[
  • Объективистский подход[
  • Пути преодоления[
  • 56. Современные модели социального государства.
  • Факторы, определяющие степень социальности государства:
  • 57. Междисциплинарные связи теории государства и права в системе
  • 58. Традиционное и современное государство: общее и особенное в
  • 52. Гражданское общество и правовое государство

    Правовое государство и гражданское общество

    Правовое государство - это такая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека; гражданина, а также последовательного ограничения государственной власти в целях недопустимости злоупотреблений с ее стороны.

    Отличительные признаки правового государства:

    1. Правовое государство, прежде всего предпо­лагает существование гражданского общества.

    В современной интерпретации гражданское обще­ство - это общество с" развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отноше­ниями между его субъектами, независимое от госу­дарства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, по­литического, морального и культурного статуса, соз­дающих совместно с государством развитые право­вые отношения.

    2. Разделение власти. Как известно, теория раз­деления власти исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти: законодательная, испол­нительная и судебная. Это препятствует сосредото­чению власти в руках одного лица или органа. В дан­ном случае каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не в состоянии вы­полнить. Законодательная власть - принимает зако­ны, исполнительная - обеспечивает их исполнение судебная - выносит на их основе решения, причем может привлекать к суду и членов за­конодательных органов, и членов правитель­ства как, частных лиц.

    3. Верховенство права. Данный признак правово­го государства означает, что ни один государствен­ный орган, должностное лицо, общественная органи­зация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Государство, под­чиняясь Юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни Правовое государство. Любая попытка - го­сударственного органа ил и должностного лица выйти за Пределы права и поставить себя над людьми должна расцениваться как правонарушение. Верховенство права означает также, что государ­ство не вправе издавать законы, Противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспе­чивают естественные права человека.

    4. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и Свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы госу­дарством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть законодательное закрепление условий, при котором возможно ограничение прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы, провозглашенные в конституции.

    5. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без Существова­ния многочисленных политических организаций, пар­тий и оппозиции.

    Под правовым обществом можно понимать такое общество, в котором реализован принцип верховенства права, т.е. асе субъекты подчиняются, праву не по принуждению, а по убеждению, существующая же в обществе правовая реальность позволяет им беспрепятственно выражать свое мнение, принимать собственные решения, чувствовать себя самостоя­тельными и не зависящими от воли государства.

    Возможность создания такого общества предполагает наличие ряда условий: институционального и неинституционального. Институциональным услови­ем формирования правового обществе выступает развитое гражданское общество и устоявшееся пра­вовое государство, а неинституциональным - преоб­ладание в обществе личностей-граждан с развитым правосознанием, являющихся реальными субъекта­ми правоотношений денного общества.

    Известно, что хотя право как социальный регулятор возникает давно, однако служить личности, ее само­реализации оно начинает лишь в условиях формирую­щегося гражданского общества. Поэтому правовое об­щество также можно представить в качестве идеального типа, раскрывающего определенный ас­пект гражданского общества, способ его бытия или, ис­пользуя подход И. Канта, как «гражданское состояние, рассматриваемое только как состояние правовое».

    Таким обрезом, гражданское общество и право­вое государство представляют собой взаимопредполагающие и взаимодополняющие стороны (дина­мическую и статическую) правового общества. В этом обществе спонтанное и рациональное начало, свобода и порядок уравновешены и в подчинение универсальным нормам организовано таким образом, что не только не подавляет, а наоборот, способствует проявлению самостоятельно­сти и независимости человека, развитию его индиви­дуальности.

    В Конституции Российской Федерации Россия про­возглашается демократическим, федеративным, пра­вовым, социальным государством с республиканской формой правления (статьи 1, 7 Конституции). Другими словами, предполагается сформировать правовое об­щество, для которого характерны: политический плю­рализм, разделение власти, признание высшей цен­ностью человека, его прав и свобод. Вместе с тем необходимо признать, что на пути его формирования лежит множество проблем, которые в значительной степени затрудняют и замедляют этот процесс. Ус­пешное формирование правового общества невоз­можно без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся: достижение высокого уровня политического и правового сознания людей; гуманизация человеческих отношений; созда­ние и развитие альтернативных по отношению к госу­дарству общественных структур (культурных, научных, религиозных и т.д.) с целью расширения сферы пря­мой демократии, введение «диалоговых процедур» для выработки согласованных решений; ограничение вмешательства государства в сферу экономики; про­ведение правовой реформы с целью создания едино­го, внутренне непротиворечивого законодательства и ряд других.

    Проблемность и противоречивость правотворчества и правоприменения в посттоталитарном обществе имеют в своем основании несколько причин. Во-пер­вых, сравнение правовых систем тоталитарного обще­ства, для которого характерны господство государства над правом, политизация и идеологизация права, и де­мократического общества, в котором обеспечено верховенство права и приоритет прав человека, позволяет сделать вывод об их принципиальной несовместимо­сти, а следовательно, невозможности перехода от одной правовой системы к другой непосредственно. Поэтому все посттоталитарные страны, трансформи­рующиеся от тоталитаризма к демократии законо­мерно проходят особый переходный период, в кото­ром правовая реальность представляет собой ком­бинацию разрушающейся тоталитарной правовой системы и нарождающейся правовой системы демократического общества. Как правило, все основные характеристики этой переходной правовой реальности представляют собой комбинацию сущностных черт, как тоталитарной правовой системы, так и демократической. Так, например, новые правовые нормы в посттоталитарной правовой системе сталкиваются со стары­ми неправовыми нормами; тенденции авторитаризма в правотворчестве и правоприменении сосуществуют с элементами анархии; тенденции конструирования с элементами саморазвития; принципы монизма о принципами плюрализма и т.д.

    Второй особенностью правотворчества и применения в посттоталитарном обще­стве является то, что они осуществляются в условиях хаоса или дезорганизации переходного об­щества и его правовой системы. Например, польский исследователь Я. Щепаньский понимает дезорганиза­цию переходного общества и его правовой системы как совокупность социальных процессов, приводящих к тому, что «действия, отклоняющиеся от нормы и оце­ниваемые негативно, превышают допустимый предел, угрожая установленному течению процессов коллек­тивной жизни. Она заключается в дезинтеграции поли­тико-правовых институтов, не выполняющих задач, для которых они созданы, ослаблении механизмов формаль­ного и неформального контроля, неустойчивости крите­риев оценок, появлении образцов поведения, противо­речащих образцам, признанных допустимыми». Следующей особенностью правотворчества и пра­воприменения в посттоталитарном обществе является амбивалентность (Э. Блейлер) правосознании лю­дей, причины которой кроются в инертности сознания человека, неспособности его сразу осво­бодиться от отжившей системы ценностно-право­вых установок тоталитаризма, которая Может дек­ларативно отвергаться личностью, но продолжает существовать на уровне подсознания, определяя миропонимание человека, его ценности, интересы, поступки: Так, например, в переходных обществах проблема легитимации процедур разрешения противоречий и конфликтов стоит наиболее остро. Старые правовые нормы и правила урегулирования конфликтов утратили свою легитимность, а новые правовые нормы еще не установились, не стали стереотипными.


    Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Практически правовое государство на Западе сформировалось в достаточно завершенном виде к середине XX века в основном в развитых индустриальных странах.

    Для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо.

    Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Полное оформление правового государства происходит после периода постиндустриального общества.

    Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.

    Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, то есть система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.

    Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

    Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.

    Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов.

    Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, то есть в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

    Гражданское общество - это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

    Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого -обеспечить свободу и благосостояние граждан.

    Вся идея правового государства сводилась к идее верховенства закона. Но это упрощенное представление. Сам закон - это форма выражения права. Немало было и есть законов, которые санкционируют произвол и беззаконие. Говорить о правовом государстве как верховенстве закона недостаточно. Речь идет именно о верховенстве правового закона, закона, основанного на правовых принципах.

    Правовое государство предполагает ограничение власти правом. Но взаимодействие между правом и государством в реальной жизни может быть и другим, где существует произвол и беззаконие. Концепция правового государства непременно предполагает теоретическое и практическое признание приоритета права над государством, политикой, насилием, отвергает этатистские представления и режимы, исходящие из трактовки права, отождествляемого с законом, - из трактовки права как орудия государства, средства управления, формы политики. Тем более идея правового государства отвергает и идеологизированное представление о государстве как механизме господства одних над другими, как диктатуре одного класса над другим.

    Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению - это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования. Конечно, внешними признаками государства может обладать и такая политическая власть, которая на деле творит произвол, не связана правом и не защищает правопорядок - таков любой тоталитарный политический режим, который, строго говоря, не может и считаться государством, например, при фашизме, большевизме.

    Коль скоро концепция правового государства исходит из признания примата права, то оказываются совершенно неприемлемыми и трактовки права как норм, установленных государством, то есть якобы им порожденных и от него зависимых. Юридическое право как нечто признанное государством, закрепленное законом, есть лишь некая внешняя (пусть и необходимая) форма правовой системы страны, порожденной обществом на данной ступени его развития, в том числе и прежде всего существующей экономической системой: отношения собственности и есть правовое выражение производственных отношений. Однако чисто «экономический» подход к праву представляет собой вульгарный материализм, и лишь одностороннее выведение права из отношений собственности, в которых налицо самостоятельные, равные, свободные субъекты.

    И тут мы подходим к действительной основе основ права - к человеку. Социальное свойство, качество (одно из качеств) человека -право. Право есть сфера свободы личности, то, без чего человек не может быть личностью, не может самоопределиться и раскрыть свое творческое, деятельное начало. Но право не есть безграничная свобода, равнозначная вседозволенности и произволу. Право - мера (масштаб) социальной свободы, масштаб относительно справедливый и равный (формально).

    Право характеризует триединство: свобода, справедливость, равенство возможностей. Граница прав и свобод человека - право и свобода другого человека, других людей, тем самым права человека предполагают и его обязанности перед другими людьми (связь прав и обязанностей - правоотношение: генетическая клетка всей правовой действительности).

    Из сказанного вытекает фундаментальное исходное положение: каждый человек рождается свободным и равным другому человеку; каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство - политическую силу, главное предназначение которой - охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу - всем людям, его образовавшим и образующим нацию. Узурпация власти тиранами, диктаторами, вождями, элитами извращает природу государства, обращает силу государства против его граждан, государство превращается в диктаторский политический режим, в самодержавие, в господство бюрократии и милитаризма.

    Народ имеет право на революционное устранение такого подобия государства и на основе демократических выборов установить власть, связанную правом, установить правление закона и господство права. Но в настоящее время речь может идти только о мирной смене власти, насилие порождает насилие, разрушает культуру и цивилизацию, подавляет личность. Насилие, гражданская война, агрессия особенно недопустимы в современном мире при наличии средств массового уничтожения людей. Итак, государство по природе своей -правовой союз граждан, и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.

    Тут уместно обратить внимание на то, что суд, правосудие выступает высшей гарантией прав и свобод человека. Судебную власть нельзя трактовать как орган борьбы с преступностью, как «правоохранительный» орган - суд, это власть, действующая наравне с законодательной и исполнительной властями. Высший судебный орган должен обладать полномочиями охраны конституции, правом отмены решений парламента, президента, правительства, если эти решения противоречат конституции государства и нарушают права и свободы человека и гражданина.

    Правовое государство - это такое демократическое государство, где обеспечивается господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей.

    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    Кафедра государственно-правовых дисциплин

    Дисциплина Теория государства и права

    Реферат

    по теме: «Правовое государство и Гражданское общество»

    Подготовил:

    Слушатель 454 группы

    Зайцев А.А.

    Белгород - 2008 г.



    «…я вижу близкую гибель того государства,

    где закон не имеет силы и находится под

    чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка

    над правителями, а они его рабы, я усматриваю

    спасение государства и все блага какие

    только могут даровать государствам боги…».

    Введение

    В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности.

    Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.

    В связи со всем вышесказанным, крайне необходимо развивать идею правового государства и гражданского общества.


    Вопрос №1. Понятие и признаки правового государства.

    Понятие правового государства

    Термин правовое государство состоит из 2-х частей:

    Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

    Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

    Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: «Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина».

    Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

    Каждому типу государства соответствует свой тип права. Существует IV типа государства и права.

    Рабовладельческое

    Феодальное

    Буржуазное

    Социалистическое

    Различает их между собой 2 основных признака: тип собственности и социальное назначение «государственной машины».

    Правовое государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.

    Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».

    Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум».

    Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

    В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке».

    Он выделяет при этом три ветви власти как идеальную организацию государства.

    Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.

    На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:

    Господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;

    - «разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;

    Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;

    Взаимная ответственность государства и личности.

    Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».

    Признаки правового государства

    Проанализировав понятие правового государства можно выделить следующие его признаки:

    1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

    2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

    3. Взаимная ответственность личности и государства.

    4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

    5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, орагинзаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

    6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

    К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

    Преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

    Выработка высокой политико-правовой грамотности;

    Появление действенной способности противостоять произволу;

    Разграничение партийных и государственных функций;

    Установление парламентской системы управления государством;

    Торжество политико-правового плюрализма;

    Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

    а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

    б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

    в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

    г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

    Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления.

    Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия - демагогически-популистские силы).

    Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

    Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

    В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

    В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

    Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

    1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.

    2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

    3. Располагает специальным государственным механизмом.

    4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.

    5. Существует благодаря налогам и другим сборам.

    6. Обладает государственным суверенитетом.

    Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части, и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

    Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.


    Вопрос №2. Понятие гражданского общества.

    Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царил бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества всегда, так или иначе, увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышение роли права и закона.

    Многие философы древнего мира, давали разные определения к понятию «гражданское общество». Следует отметить, высказывание Аристотеля о том, что государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывал правовое равенство людей, писал: «… Закон есть связующее звено гражданского общества, а право установленное законом, одинаково для всех…». На данном этапе развития человечества, гражданское общество полностью отождествлялось с государством. Это продолжалось, достаточно длительное время и было обусловлено уровнем развития экономических и социально- политических отношений.

    Термин «гражданское общество» и обозначаемое им понятие принадлежат Аристотелю. Выяснение в своей «Политике» смысл понятия «гражданин», он говорит о совокупности граждан, гражданском обществе, которое возможно лишь в правильном государстве, где лица, признаваемые гражданами, принимают «равное участие во всех выгодах общественной жизни» и действуют «в интересах общей пользы». Аристотель не отождествлял государство с гражданским обществом, но и не противопоставлял их четко, о разные аспекты того и другого в общественной жизни античного полиса тесно соприкасались. Кроме того, как отмечено, он считал гражданское общество совместным лишь с политией как совершенным демократическим организмом, каким был в принципиальных чертах античный полис.

    Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых на гражданское общество. На рубеже 17-18 вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж.Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия… несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократию, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

    В трудах мыслителей 18 в., различие между гражданским обществом и государством просматривается четко. Первым в этом отношении был Руссо, противопоставивший подданных, образующих государство, и граждан (суверена) как самодвижения соответствующей ассоциации - гражданского общества представляющих собой диалектическую пару взаимного отрицания. Оригинальна мысль Г. Пейна, считавшего, что в этой паре доминирует гражданское общество, от которого государство получает свои полномочия. Развитое гражданское общество, полагал он, не нуждается в государстве, ибо оно способно к саморегулированию. Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главными он считал такие идеи: а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное; б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей; в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышение человеческого достоинства.

    Кант делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества. В.Гумбольдт на конкретных примерах постарался показать противоречие между гражданским обществом и государством. К первому он относил: а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами; б) естественное и общее право; в) человек. Государство в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению: а) из системы государственных институтов; б) позитивного права, издаваемого государством; в) гражданина.

    Глубокое осмысление гражданского общества получило в трудах Гегеля, по его знаменитой «Философии права». Современная теория государства и права возвращается к этим философским истокам и, только в сочетании этих истоков и современных разработок, политико-правовых потребностей удается установить, что все-таки имелось в виду под этим ласкающим слух понятием – гражданское общество, какое отношение оно имеет к судьбе государства и права. Прежде всего, Гегель подчеркивал, что гражданское общество, создано в современном мире, по сути, речь идет о том буржуазном обществе, которое расцвело в Европе в начале 19в.

    По Гегелю гражданское общество - это не некое абстрактное и идеализированное коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительное состояние общества в определенное время, в определенной стране, ставшее на путь рыночной экономики и либерально-демократического режима. Это гражданское общество сохраняет органическую связь с государством, обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности, главным образом - правосудие, а также возможность гражданину иметь и использовать собственность, искать и получать удовлетворение своих прав по суду и т.п.

    Гегель определял гражданское общество как сферу действия частного права, интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без соотнесения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей». Также к гражданскому обществу Гегель относит и помощь бедным (он замечает, что возложить содержание бедных на богатые классы было бы несправедливо, на хлеб нужно зарабатывать собственным трудом), опеку над расточителями, регулирование воспитания детей, когда родители пренебрегают своими обязанностями. В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия: 1) субстанциональное, связанное с землей (дворяне, крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники, рабочие); 3) всеобщее (чиновники и профессора). Гегелевское сословное деление затушевывает классовые различия: дворяне и крестьяне, фабриканты и рабочие оказываются в одном сословии. Гражданское общество – эмпирическое, а неразумное. Это сфера обособленности, противоречий и конфликтов. Экономические законы, господствующие в гражданском обществе, частные интересы и свобода не обеспечивают общего блага. Даже при большом богатстве гражданское общество не в состоянии решить проблему бедности. Отсюда необходимость высшей власти государства, которое призвано доминировать над гражданским обществом и обеспечить подлинную свободу индивидов взамен борьбы всех против всех. Гегель был первым философом, который пытался провести грань между гражданским обществом и государством.

    Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» социального организма и необходимые направления его самосовершенствования. В человеческом обществе взаимопереплетаются разнообразные интересы и сферы жизнедеятельности. Последние образуют самостоятельные системы, каждой из которых присущи собственные характеристики: производственная (экономико-хозяйственная), обеспечивающая материальные потребности; политическая, служащая средством реализации всех сфер жизнедеятельности; социальная и духовная, образующие в совокупности гражданское общество. Рассмотрим эти признаки подробнее. Гражданское общество- это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы ему для нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семье, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточную автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свобода индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти или местного самоуправления. Обеспеченной свободой считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных лиц или иных структур в отношении себя.

    А. де Токвелю принадлежит мысль о том, что гражданское общество появляется на сознательной способности индивидов к объединению. Ссылка! Взаимодействуя на этой основе между собой, как независимые друг от друга и от государства, они обеспечивают воспроизводство и передачу грядущим

    поколениям социальных и духовных ценностей. Вот почему с гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и др. институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества является приобретающее всеобщее социальное значение человек, как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через институты, являющиеся компонентами гражданского общества, такие как профсоюзы, семья, церковь, элитарные группы, клубы избирателей, культурные объединения, научные ассоциации и др. В конечном счете, экономическая и социальная сферы обретают себя благодаря функционированию гражданского общества. Именно последнее определяют их основные системообразующие признаки. В этом смысле предпосылкой, к примеру, экономической и политической свободы является свобода индивида- члена гражданского общества - как самоценной личности. Как видим, гражданское общество тесно переплетается с экономической и политическими институтами.

    Гражданское общество – открытое социальное образование. В нем обеспечивается свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к плюралистической системе. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии и другие)

    Позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа.

    Гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической власти. Гражданское общество не государственно-политическая, а главным образом социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, но здесь уважается закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Регулирующая роль государства сводится к необходимому минимуму: охране правопорядка, борьбе с преступностью, созданию нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализация ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. То есть государство должно выполнять функции «по ведению общих дел» (К.Маркс.), так как, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

    Лозунгами гражданского общества являются: «Дайте всем спокойно богатеть», «Вся власть мне и моей семье», «Мой дом - моя крепость», «Что законом не запрещено, то разрешено». В гражданском обществе обязанности граждан перед государством сведены, в сущности, к законопослушанию и уплате налогов. Но это такие обязанности, которые с одной стороны, обеспечивают существование и эффективное функционирование самого государства, а с другой - определяют в принципе четкий и равный социально-правовой статус личности в обществе.

    Гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому, развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Перечисленные критерии определения гражданского общества показывают уровень развития общества, а также личные и социальные качества его членов.

    Формирование гражданского общества обычно связывают с созданием правового государства. Первое служит предпосылкой второго. Вместе с тем формирование гражданского общества и правового государства происходит одновременно, поскольку оба института обусловлены единством интересов и единой целью – человек с его потребностями и интересами, обеспечение его экономической, политической, социальной и личной безопасности. В юридической литературе высказывалось мнение о недопустимости жесткого размежевания гражданского общества и государства, поскольку современные условия существенно отличаются от тех, которые были в период формирования буржуазных общественных отношений. В частности, указывается, что в нынешних условиях наблюдается вполне обоснованное усиление проникновения государства в сферу гражданского общества. По мнению многих ученых, все меньше остается сфер, которые составляли бы исключительную компетентность гражданского общества, очищенного от государственного влияния и вмешательства. Поэтому отделить функции государства от функций общества не реально. Напротив усиливаются связи государства и гражданского общества. И хотя государство не входит в качестве элемента в состав гражданского общества, оно обеспечивает нормальное функционирование последнего. Ученые призывают не трактовать гражданское общество, а признавать его в качестве самостоятельного института.

    Таким образом, гражданское общество, так как государство, во-перовых, защищает общество от преступных элементов и от внешнего нападения; во-вторых, охраняет права и свободы членов общества; в-третьих, реализует социальные и иные программы, направленные на смягчение социальных противоречий; в-четвертых, решает глобальные проблемы - энергетическую, сырьевую, продовольственную, экологическую и др.


    Вопрос №3. Структура (системы и институты) гражданского общества.

    Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи между ними.

    Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем и их институтов, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная.

    Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определенное влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

    Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.

    Семья – это общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, связанных общностью быта, взаимной ответственность и взаимопомощью. Семья взаимодействует со всеми сферами жизнедеятельности (политика, экономика, культура и др.), так как человек является основой данного института. Семья выполняет одну из самых важных функций в обществе – воспроизводство его членов – и осуществляет их первичную социализацию. Также семья входит в нормативную систему общества, которая регулирует поведение членов семьи – родителей и детей, определяет присущие им социальные роли и статусы: общество, будучи заинтересованным, в сохранении стабильной и прочной семьи, в воспитании подрастающего поколения, осуществляет как формальный, так неформальный контроль над поведением членов семьи. Семья определяется как своеобразная первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений.

    Деятельность семьи как социального института гражданского общества, может быть описана путем анализа тех функций, которая она выполняет как для общества в целом, так и для самих ее членов. Основные функции современной семьи:

    1) репродуктивная (биологическое воспроизводство общества);

    2) воспитательная (социализация молодого поколения);

    3) экономическая (экономическое поддержание несовершеннолетних и н6етрудоспособных членов общества);

    4) осуществление первичного социального контроля (моральная регламентация членов семьи в различных сферах).

    Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах.

    Третий блок образует опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями и др.)

    Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

    В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй, наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан. Трудовая деятельность – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. Особое значение имеет труд людей в материальном производстве. Производство – это, прежде всего процесс создания материальных благ, необходимое условие жизни общества, так как без пищи, одежды, жилищ, электроэнергии, лекарств и множества разнообразных предметов, нужных людям общество существовать не может. Таким образом, человек участвует в различных экономических отношениях.

    Политическую систему представляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) – государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

    Центральным институтом, политической системы гражданского общества является государство. Термин «государство» представляет собой организацию, обладающей верховной властью на определенной территории. Отличительной чертой государства является суверенность, она выражается в том, что ему принадлежит право представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для выполнения всеми членами общества, и, наконец, осуществляет правосудие. Государственная власть имеет в своем распоряжении профессиональный аппарат управления, а также специальные вооруженные отряды людей - армию, полицию и т.п., и поэтому государство выступает как сила, способная осуществлять принуждение в отношении любого члена общества.

    Не менее важным институтом политической системы являются политические партии. Партия - это есть политическая организация, представляющая часть общества (класс, этногруппу, социальный слой) в ее борьбе за участие в органах власти для отстаивания и проведения ее интересов внутри и вне страны. Партии имеют свою программу, систему целей, которые они пропагандируют и активно защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации. Становление партий как необходимых и влиятельных элементов политической структуры общества отражает процесс приобщения к политике все более широких кругов населения. Это каналы реального влияния на политическую власть, постепенно они расширяются, в них вовлекается все большее число людей.

    Глубинным, существенным слоем являются отношения власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государственными органами и учреждениями и т.д. Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно - политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирование форм непосредственной демократии и т.д.

    Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно – культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения. Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обуславливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразные пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействия на человека, но консолидирующими фактами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно – духовных, культурных ценностей.

    Человеческая деятельность многогранна. Она включает в себя многообразие знаний, норм, навыков, идеалов, идей, гипотез, верований, целей и ценностных ориентаций. В своей совокупности они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт, передает его из поколения в поколение. Она генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности (политика, наука, искусство, религия), порождают и развивают реальные изменения в жизни общества. Можно сказать, что культура – это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей человека, а также способ их создания, умения их использовать для прогресса человечества и передачи следующим поколениям.

    Культура способствует непрерывному самосовершенствованию общества, его мобильности, динамичности посредством знаний, зафиксированных в различных формах духовных ценностей (научные знания, художественные достижения). Кроме того, она включает также все разнообразные средства и способы освоения и использования этих ценностей и приближение человека к ним посредством системы обучения, образования и воспитания, языка и мышления. Таким образом, культура выполняет достаточно разнообразные функции в обществе. Наиболее важные из них – познавательная, информационная, воспитательная, ценностная, социально-организующая, коммуникативная. Результатами действия этих функций становится: научно – технические открытия, социальные преобразования, развитие культурных институтов и учреждений.

    Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство, выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

    Человек как автономный субъект свободен, распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограниченной личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно – технического прогресса в производство и т. п. Наиболее крупные и значимые блоки права – стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле «прав человека», которые являются фундаментальными, в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека как главное звено правового режима стимулирования есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. Права человека и государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними – истинно правовыми. Правовые отношения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти.

    С учетом многовекового опыта изучения гражданского общества учеными были выработаны общие принципы, характеризующие его, к которым относятся: 1) многообразие форм собственности, рыночных отношений; 2) защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) правовое государство, основанное на принципе разделения властей; 5) свобода слова и печати; 6) невмешательство государства в частную жизнь граждан; 7) политический и идеологический плюрализм и т.д. На основании данных принципов и общих идей можно сделать вывод, что гражданское общество является более высокой ступенью в развитии социальной общности, мерой его зрелости разумности, справедливости. Гражданское общество создает необходимые условия и атмосферу для беспрепятственной реализации основных прав и свобод личности, принципов демократии: равноправия, нравственных и культурных ценностей, идеалов справедливости. Оно предполагает наличие особой сферы интересов, строго очерченной и охраняемой законом, в том числе и от произвола самого государства. Здесь над всеми призван властвовать закон, олицетворяющий порядок.

    Таким образом, гражданское общество – «это условное наименование того способа современно жизни, с которым неразрывно сплетены важнейшие условия, в совокупности определяющие тип цивилизации – рыночную экономику и демократию… Осью гражданского общества является частная собственность. Для возникновения гражданского общества понадобилось реформация в Европе в 16-17 веках, превращение человека в индивидуума и собственника».


    Заключение.

    Сейчас на территории распавшегося СССР, происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

    Суровая закономерность, а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека.

    На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую. Впрочем, насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная система права. Поэтому скажем так: На данный момент не существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему ценностей западной цивилизации.


    Литература:

    1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов-3-е изд. - М.: Юриспруденция 2004. С. 513.

    2. Гегель Г.В. Сочинения. Т.7. - М., 1989. С. 24.

    3. История политических и правовых учений. – М.: Юр. лит-ра, 1991. С. 69-102.

    4. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. О.В.Мартышина.- М.: Норма,2004. С. 512.

    5. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / Кант И. Сочинения на нем. и рус. Языках. Т. 1. - М., 1984. С. 95.

    6. Кара-Мурза. Интеллигенция на пепелище России. - М., 1997. с. 244-245.

    7. Конституция РФ. - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2003. С. 1-2.

    8. Корельский В.М. Теория государства и права. - М.: Изд-во Норма, 2001. С. 91-102.

    9. Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. Т. 3. - М., 1988. С. 312.

    10. Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: «ЮристЪ», 2002. с. 379-380.

    11. Обществознание: Учеб. пособие / Под ред. Лобанова К.Н.- изд.-3-е, испр. и доп.- Белгород: БЮИ МВД Росси, 2002.

    12. Социально-политические и экономико-правовые проблемы гражданского общества. Сборник научных статей. – Белгород: БЮИ МВД РФ, 2001.

    13. Теория государства и права. / Под ред. Н.И Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1999. С. 621.

    14. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько-2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ. 2000. с. 206-207.

    15. Цицерон. Диалоги. - М., 1966. С. 24.

    16. Человек и общество: Учеб. пособие / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю Лазебниковой. 7-е изд. – М.: Просвещение, 2001.

    17. Энциклопедия права. Учеб. Пособие./ Под ред. М.Х. Хутиз, П.Н. Сергейко. - Кубань, гос. Ун-т, 1995. С. 135.


    Обществознание… С. 190.

    Корельский В.М. … с. 96-99.

    Корельский В.М. … С. 102.

    Социально-политические и экономико-правовые проблемы гражданского общества. Сборник научных

    Кара-Мурза. Интеллигенция на пепелище России. - М., 1997. с. 244-245.



    Просмотров