Что такое экстремальная ситуация определение обж. Экстремальная ситуация. Опасные и чрезвычайные ситуации: отличительные черты

Р.М. Шамионов

Заведующий кафедрой психологии и образования Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, д-р психол. наук

Поведение человека всегда проявляется в какой-либо обстановке,ситуации. При этом сложившиеся обстоятельства по-разному влияют на человека, выступая фактором изменения его психологического состояния.

Чрезвычайная и экстремальная ситуации .

Все ситуации могут быть классифицированы разными способами: с точки зрения их значимости- незначимости, опасности-безопасности, удовлетворения-неудовлетворения, субъективности-объективности и т.п. Особый класс ситуаций представляют чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они неизбежно содержат проблемную составляющую, к которой не имеется готового или быстро снимающего ее напряженность решения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

По характеру источников возникновения ЧС подразделяются на природные, техногенные, социальные и т.д.

В зависимости от масштабов ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные (постановление правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

Важными особенностями процессов возникновения и развития ЧС являются многообразие и неповторимость их проявления, динамика которых может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного и техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходит инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду.

На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация ЧС. Этот период может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация ЧС заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных, социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности.

На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия. Она имеет место тогда, когда последствия этих ЧС требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация- не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

Поведение в ЭС и ЧС

Характеристики поведения

Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.

Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:

1)рациональное, адаптивное с полным контролем состояния своей психики и управлением эмоциями- путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.

2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным поведением и опасным для окружающих действиями люди увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, нередко выливающаяся в беспорядочное бегство, при котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.

Г.Ю. Фоменко, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета, исходит из более широкого понимания пребывания человека в чрезвычайной ситуации – бытийного. Ею определены и описаны два модуса бытия личности в чрезвычайных условиях: предельный и экстремальный, связанные с различными типами личности. Показано, что лица с предельным модусом характеризуются в поведении результативными ожиданиями, психологической подготовленностью, ответственностью. А лица с экстремальным модусом- отсутствием психологической готовности, экстернальностью, неэффективностью.

Таким образом, характеристики личности являются существенным фактором поведения в ЧС.

Психические состояния

Страх

Особое значение при рассмотрении поведения личности в экстремальных и чрезвычайных обстоятельствах занимает страх – негативное психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

По мнению известного психофизиолога П.В. Симонова, страх является наиболее сильным эмоциональным проявлением психики человека, развивающимся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна. Такое реагирование избыточно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Страх проявляется и от незначительной, едва заметной тревоги до ужаса, охватывающего и дестабилизирующего личность человека с распространением на моторику. Считается, что преодолению страха способствует информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий.

Например, на соревнованиях равных по мастерству спортивных команд чаще побеждают хозяева поля. Осведомленность об условиях соревнований, соперниках, стране и т.д. способствует тому, что в сознании спортсменов не остается места тревоге, сомнениям и страху. Основная регулятивная роль страха заключается в том, что он сигналит об опасности и соответственно вызывает вероятные защитные действия человека.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

Известна старая притча о страхе.

“Куда ты идешь?” – спросил странник, повстречавшись с Чумой. “Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек”. Через несколько дней тот де человек снова встретил Чуму. “Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят”, - упрекнул он ее. “Нет, - возразила она, - я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха”

Однако, как отмечают специалисты по чрезвычайным ситуациям, наиболее частыми, значительными, динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Французский врач А. Бомбар пришел к выводу, что до 90% людей гибнет в море после катастрофы судна в течение первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти из-за отсутствия пищи и воды.

Депривация

Еще одним психологическим эффектом экстремальной, а порой чрезвычайной ситуации является эмоциональная, физическая, социальная и т.п. депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение длительного времени. Она обнаруживается в условиях деятельности на Крайнем Севере(например, при обвалах, блокирующих выход). Как считает один из первых исследователей, наиболее последовательно изучавших поведение личности в экстремальных ситуациях, В.И. Лебедев, экстремальных ситуациях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Часто это приводит к развитию нервозов.

Поведенческие эффекты в ЭС и ЧС

Одной из наиболее сложных проблем в экстремальной ситуации выступает одиночество. Причем речь вовсе не идет лишь о случае отсутствия рядом других людей. Как известно, одиночество можно испытывать и в группе. Как только человек попадает в экстремальные условия существования, все непосредственные “живые” связи с близкими (а в условиях одиночества – со всеми) людьми прерываются. Такой резкий разрыв и обусловливает эмоциональную напряженность, психологический шок. В этих условиях дефицит общения приводит к различным нарушениям психики. По мнению В.И. Лебедева, личность достаточно быстро адаптируется к данной ситуации и научается справляться с одиночеством. Невозможность удовлетворения потребности в общении вызывает эмоциональную напряженность, побуждающую человека искать способы удовлетворения этой потребности. В экспериментах по длительной изоляции он наблюдал персонификацию некоторыми испытуемыми “публичности одиночества” – своеобразного состояния человека, который, находясь в одиночестве, знает, что за ним ведется непрерывное наблюдение с помощью телевизионных камер, но в то же время не знает, кто конкретно наблюдает. Нередко испытуемые начинали разговаривать с телевизионной камерой, воображая при этом, что в аппаратной находится конкретный человек. И хотя данного человека в аппаратной не было, а испытуемый не получал никаких ответов, он, тем не менее, с помощью этого разговора снимал эмоциональную напряженность.

В условиях одиночества человек разговаривает не только с неодушевленными предметами и живыми существами, но нередко и с самим собой. В этих случаях силой воображения он создает партнера и ведет с ним диалог, задавая вопросы и отвечая на них, спорит сам с собой, доказывает что-нибудь самому себе, заставляет что-то делать, успокаивает, убеждает и т.д. Эмоционально насыщенная потребность в общении может вызвать яркие эйдетические образы партнеров.

Между тем создание своего второго Я и общение с ним является одним из известных способов способности отражать окружающую действительность и задействовать ресурсы самосохранения. Об этом писал и австрийский психиатр и невролог В. Франкл, описывая поведение человека в концентрационном лагере военнопленных. Именно способность сохранить (хоть и собственном воображении) связь с другим (вторым) Я, в которой интимно – личностное общение не прерывается ни при каких обстоятельствах, является порой единственным условием выживаемости. Аналогичный пример можно найти и у путешественника и специалиста по аутотренингу Х. Линдемана, переплывшего в экспериментальных целях на надувной лодке Атлантику за 72 дня.

В результате ряда исследований В.И. Лебедев пришел к заключению о том, что персонификация неодушевленных объектов (например, фотографий, кукол, любых вещей) и животных в условиях одиночества обусловливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. Общение в таких условиях снимает напряжение. Кстати, психиатры сделали вывод о том, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой.

Выход из ЭС и ЧС

Психологические детерминанты

Самосохранения

Не менее важным является выход их экстремальной или чрезвычайной ситуации. Исследования отмечают, что “шлейф” сохраняется как минимум двое суток и сопровождается острой реакцией. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выявили, что в поведении большинства испытуемых после прекращения длительных сурдокамерных экспериментов наблюдалась двигательная геперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Многие из них навязчиво стремились вступить в разговор с окружающими. Они много шутили и сами смеялись надо своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходившей для проявления такой веселости. В этот период они отличались повышенной впечатлительностью.

Даже через два – четыре года эти люди отмечали ряд фактов и мелких деталей, которые запомнились им до мельчайших подробностей и расценивались как особо приятные, эмоционально ярко окрашенные. Нередко отмечалось “перескакивающее” внимание. Каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект. Большинство испытуемых были довольны собой и высоко оценивали проведенный эксперимент, хотя в ряде случаев это была некритичная оценка проделанной работы. Своих ошибок при экспериментально – психологическом исследовании в послеизоляционном периоде испытуемые не замечали, а при указании экспериментатора на ошибки реагировали крайне благодушно, хотя и старались, иногда весьма убедительно, представить свою работу в лучшем свете.

В ряде исследований так же было показано, что в условиях групповой изоляции с увеличением времени пребывания (три – шесть лет) у сотрудников начинает преобладать психопатические и шизоидные проявления личности, склонность к повышенному настроению, отмечаются неадекватность этической ориентации принятым нормам, импульсивность, склонность к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. Например, после 12 лет жизни в Арктике и на высокогорье в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции со склонностью к пониженному настроению в сочетании с ростом социальной интроверсии.

В исследованиях доцента кафедры психологии здоровья и физической культуры Южного федерального университета Л.Р. Правдиной показано, что люди по-разному оценивают как экспериментальные ситуации, так и свои собственные возможности их преодоления. Ею были смоделированы экспериментальные ситуации и выявлено их влияние на динамику социально – психологических характеристик личности (самооценку, степень осмысленности жизни, стратегию преодоления) в связи с особенностями представлений личности об экстремальной ситуации. Например, у участников туристического похода в результате пребывания в экстремальных условиях социально – психологические характеристики личности изменяются следующим образом. Для лиц, представляющих экстремальную ситуацию:

- как приключение , характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, возрастание самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;

- как угрозу , характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение степени целеустремленности;

- как испытание , характерно повышение самооценок по всем параметрам, повышение степени целеустремленности и удовлетворенности самореализацией.

Показано так же, что в процессе пребывания испытуемых в моделируемой экстремальной ситуации (в условиях приключенческого тура) у большинства респондентов происходит возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности и удовлетворения самореализацией.

Результаты исследований психолога И.В. Камыниной позв олили заключить, что интенсивное использование (эксплуатация) внутреннего ресурсного потенциала личности, находящейся в экстремальных условиях, может привести к истощению ресурсов и, как следствие, к ее астенизации и невротизации.

В связи с этим актуальной становится разработка стратегий профессиональной психологической помощи, направленной на сохранение и развитие личностного потенциала людей, проживающих в экстремальных условиях. При этом важно учитывать особенности динамики копинг – стратегий (т.е. реакцию человека на чрезмерные или превышающие его ресурсы требования, а так же каждодневные стрессовые ситуации) и их специфику на каждом этапе развития личности, в частности целесообразно пропедевтическое стимулирование детей в овладении навыками конструктивных коммуникаций, формировании адекватной самооценки личности.

Зачастую природа преподносит людям суровые испытания - землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары, лавины, снежные заносы и др.

Все эти процессы и явления возникают в результате действия стихийных сил в природе и могут вызвать многочисленные человеческие жертвы, причинить значительный материальный и другой ущерб (разрушение промышленных сооружений, жилых зданий, населённых пунктов и т. д.). Такие процессы и явления называют стихийными бедствиями - чрезвычайными ситуациями природного характера . Для них, как правило, характерны непредсказуемость и неопределённость времени наступления.

Возможны и другого рода ситуации, тоже возникающие внезапно, часто неожиданно и имеющие отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и природной среды (смена климатогеографических условий; резкое изменение природных условий; заболевания, отравления, укусы и другие повреждения организма, требующие экстренной медицинской помощи; вынужденное автономное существование). При этом помощь попавшим в такую ситуацию извне, т. е. от других людей, исключена или ограничена. Подобные ситуации называют экстремальными .

Например, человек неожиданно заблудился в лесу. Он не знает точно, где находится, в каком направлении надо идти, у него нет пищи. Красивый лес начинает ему казаться зловещим. Надвигается ночь. Нечего есть. Одиноко и страшно. Хочется домой. Мысли путаются.

Такие ситуации могут возникнуть при нахождении человека в природных условиях (в лесу, в горах, в пустыне, на реке, в поле) на значительном удалении от обжитого места.

Ниже приведены основные виды возможных экстремальных ситуаций в природе.

Для выхода из экстремальных ситуаций необходимо проявить выдержку и самообладание. Это как бы пик напряжения физических и душевных сил.

Рассмотрим подробнее экстремальные ситуации, возникающие в природных условиях.

Основные виды экстремальных ситуаций в природе

  • Смена климатогеографических условий
  • Резкое изменение природных условий
  • Заболевания или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи
  • Вынужденное автономное существование

Смена климатогеографических условий . При перемене привычного места проживания, т. е. при смене климатогеографических условий жизни, достаточно часто возникают следующие нарушения: температурного режима (резкого перехода от холода к теплу, и наоборот); суточного режима в результате смены часовых поясов; солнечного режима; режима питания и питьевого режима. Эта ситуация не из разряда неожиданных. О предстоящем переезде, поездке или перелёте (допустим, на отдых или в командировку), как правило, известно заранее. Поэтому к новым условиям нужно готовиться заблаговременно.

Резкое изменение природных условий . Причинами этого могут быть такие внезапные природные явления, как сильное похолодание, дождь (ливень), метель, ураган, сильная жара, засуха и др. При этом человек, находящийся в отдалении от населённых пунктов, вынужден менять график и маршрут движения. Из-за этого отодвигается время его возвращения, что может привести к нехватке продовольствия и воды, вынужденному голоданию, воздействию на него неблагоприятных факторов природной среды (обморожению, переохлаждению или перегреву организма, переутомлению, тепловому и солнечному удару и т. п.). Если при этом до населённого пункта не один десяток километров, а непогода мешает ориентироваться и двигаться, возникает проблема длительного выживания.

Заболевания или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи , не так уж редки среди путешественников, туристов, а также людей, профессии которых связаны с пребыванием в природной среде. Это могут быть травмы (ушибы, вывихи, переломы, растяжение мышц), отравления растительными и животными ядами, укусы животных, тепловые и солнечные удары, переохлаждения, инфекционные заболевания. В зависимости от степени их неблагоприятного воздействия на организм может возникнуть угроза здоровью и жизни человека.

Вынужденное автономное существование - наиболее опасная экстремальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природой, как правило, возникает неожиданно и не по его желанию. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации.

Потеря ориентировки на местности особенно часто возникает в результате неумения пользоваться компасом, ориентироваться, выдерживать направление движения, обходить препятствия. Однако она может случиться не только с неопытным туристом.

    Вот как описывает в книге «Смерть меня подождёт» известный исследователь Сибири и Дальнего Востока, писатель и учёный Г. Федосеев случай, произошедший с ним в одной из экспедиций: «Перехожу обратно ручей и иду в темноту. Кучум бежит где-то впереди.

    Вдруг снизу ясно доносится шорох. Я оглядываюсь - меня догоняет Кучум. А ведь я думал, что пёс спереди. В чём дело? Он-то не мог ошибиться, знает, где мы шли. Так почему же собака оказалась позади меня? Неужели я свернул не там, где нужно? И замечаю, что на отроге, по которому поднимаюсь, и крутизна не та, и меньше россыпей, да и стланики не так густы, как было на спуске в ущелье.

    Не понимаю, где сбился с пути...

    После долгого раздумья поворачиваю назад...

    Слышу властный внутренний голос: «Поднимись, беги отсюда, иначе пропадёшь!» Усилием воли я заставляю себя встать. Где спасение? Вспоминаю, что по-над ручьём выше и ниже того места, где мы спустились в ущелье, виднелись небольшие скалы. Надо торопиться туда...»

Потеря группы в результате отставания или отрыва от неё, несвоевременного выхода к месту сбора группы.

Авария транспортного средства (самолёта, автомобиля, теплохода и т. д.).

Однако не всякое автономное существование следует считать экстремальной ситуацией. Например, группа в походе находится в автономном существовании. Но она обеспечена продуктами питания, знает свой маршрут и без приключений идёт по нему. То же относится и к различным исследовательским экспедициям.

Другое дело, что во время похода (экспедиции) могут возникнуть обстоятельства, приводящие к экстремальной ситуации: кончатся, например, продукты питания, при переправе унесёт чей-то рюкзак с нужным снаряжением.

Конечно, нельзя предугадать и описать все возможные ситуации и дать конкретные советы, как в них действовать. Но надо понять, что во всех таких случаях необходимо решать одну, главную задачу - уцелеть, выжить.

Выживание - активная, целеустремлённая деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Вопросы и задания

  1. Какую ситуацию называют экстремальной? Назовите основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях.
  2. Приведите примеры экстремальных ситуаций в природных условиях и назовите их причины.
  3. Какое существование называют автономным?
  4. Используя различные источники, приведите примеры автономного существования человека в природных условиях.
  5. Рассмотрите предлагаемые вашему вниманию варианты и определите, где экстремальная ситуация, а где просто сложные условия.

      А. В результате перехода через замёрзшую реку один из участников похода провалился в воду. Друзья быстро помогли ему выбраться из воды, но он основательно промок. Очень холодно, дует сильный ветер. Группа находится вдали от жилья, к тому же все очень устали.

      Б. В результате перехода через замёрзшую реку один из участников похода провалился в воду. Друзья быстро помогли ему выбраться из воды, но он основательно промок. Очень холодно. Однако вдали (примерно в 2 км) виднеется деревня.

    Сверьте свой ответ с приведённым в рубрике «Ответы на задания» в конце учебника.

    Condition Red Жанр драма В главных ролях Джеймс Руссо Синди Уильямс Страна США Финляндия Год 1995 … Википедия

    1) кризисная обстановка, наносящая вред жизни, имуществу и природной среде в результате поражающих воздействий, возникающих вследствие природных, техногенных, социальных катастроф или в вооруженной борьбе; 2) явление, событие, нарушающее… … Словарь черезвычайных ситуаций

    экстремальная ситуация - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN extreme case … Справочник технического переводчика

    экстремальная ситуация - 3.18 экстремальная ситуация: Ситуация, при которой единичный документ или группа документов приходят в непригодное к дальнейшей эксплуатации состояние в результате естественного старения носителя или внешних неблагоприятных воздействий. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    экстремальная ситуация - ekstremalioji situacija statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Padėtis, kuri susidaro dėl gamtinio, techninio, ekologinio ar socialinio pobūdžio priežasčių ar karo veiksmų ir kelia staigų bei didelį pavojų žmonių gyvybei ar… … Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas

    ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ - (лат. extremum крайнее, предельное; situatio положение) понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для… … Социология: Энциклопедия

    ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ - – частный случай проявления экстремальных условий в локальных пространственно временных границах. Э. с. порождается, как правило, единичным воздействием экзогенных экстремальных факторов, которое генерирует комплекс эндогенных экстремальных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Экстремальная ситуация - резкий, скачкообразный, сопровождаемый социально негативными явлениями переход системы (социальной, личностной, экологической и т.п.) в результате чрезмерного нарастания внутренней и/или внешней напряженности из устойчивого и стабильного… … Социологический словарь Socium

    Экстремальная ситуация Condition Red … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/3 декабря 2012. Дата постановки к улучшению 3 декабря 2012 … Википедия

Книги

  • Правила поведения при вынужденном автономном существовании в природной среде (комплект из 12 плакатов) , . Издание содержит 12 плакатов: Меры безопасности на водоемах летом. Добывание огня и разведение костра. Грибы. Опасные насекомые. Аварийная ситуация. Экстремальная ситуация. Ядовитые змеи.…

ОБЖ

Экстремальная ситуация- ситуация, выходящая за рамки обычных.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческий жизни, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Отличие чрезвычайной ситуации от экстремальной - чрезвычайные ситуации отличаются от экстремальных прежде всего своими масштабами и тяжестью последствий.

Причины, по которым человек оказывается в экстремальных ситуациях - человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине - в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, правилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия.

Ядовитые вещества , содержащиеся в дыме при пожаре- дым содержит оксид углерода, раздражающие и токсичные продукты сгорания и пиролиза, цианистый и хлористый водород, и даже фосген.

Препараты бытовой химии, представляющие опасность - косметические средства (лосьоны, одеколоны), инсектициды (хлорофос, карбофос, дихлофос), репеленты(препараты против летучих насекомых), кислоту и щелочи (80-процентный раствор уксусной кислоты, соляная, карболовая кислоты).

Помощь при отравлении кислотами и щелочами - Нужно вызвать скорую помощь. Категорически запрещается самостоятельно промывать пострадавшему желудок. Это процедура только усилит рвоту, отек гортани, попадание кислот и щелочей в дыхательные пути. Желудок таким больным промывают с помощью специального зонда. Во избежании повторного прижигающего действия кислот и щелочей на слизистые оболочки рта и пищевода дайте пострадавшему выпить 2-3 стакана воды, не больше!

Сбалансированное питание и его роль для безопасности жизнедеятельности - Сбалансированным питанием называют-рацион, благодаря которому обеспечивается достаточное количество разнообразной пищи для удовлетворения потребности организма в питательных веществах. Известно, что человек умрет, если не будет принимать пищу в течении нескольких недель; а при скудном питании он похудеет и ослабнет.

Основные виды токсинов, вызывающих пищевые отравления - 1) Ботулизм, 2) Стафилококковые энтеротоксины, 3) Пищевые микотоксины, вырабатываемые грибками, 4) Патогенные бактерии.

Нарушение правил безопасности в метро - опаснее всего нарушать их на эскалаторе. Если вы не держитесь за поручень, при экстренной остановке машины инерция движения бросит вас вперед. Чемодан, который вы не придерживали или поставили на поручень, понесется вниз, сбивая др. пассожиров и светильники.

Действия при крушении или резком торможении пассажирского поезда - самое важное при этом это хорошо закрепится, препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого можно схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами (в стену или сиденье).

Правила безопасности на железнодорожном транспорте - 1) не открывайте при движении поезда наружные двери, не стойте на подножках; 2)не высовывайтесь из окон; 3)тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках; 4) не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; 5)курите только в установленных местах; 6)не возите с собой горючие и взрывоопасные вещества; 7)не включайте в вагонах электросеть бытовые приборы; 8)при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику; 9)не прячьте глаза при опасном поведении ваших попутчиков или проводников-вы имеете полное право защищать свой временный дом.

Действия пассажиров самолета при декомпресии - не дожидаясь команды, а тем более помощи экипажа, немедленно надевайте кислородныю маску. О том где она находится и как ею пользоватся, вам раскажит стюасдесса в начале полета. Маску надо именно надеть, а не проско прижать к носу и рту: даже при поступившем кислороде вы можете потерять сознание и выронить ее.

Действия пассажиров при пожаре в салоне автобуса - Во-первых немедленно сообщите об этом водителю: не забывайте, что его внимание обращено главным образом на дорогу. Во-вторых, откройте двери кнопкой аварийного открывания. Если это не удается, а салон наполняется дымом, разбейте боковые окна (держась за поручень, ударьте обееми ногами в угол окна) или откройте их как аварийные выходы по инструкции (например, с помощью специального встроенного шнура). В-третьих, по возможности сами тушите огонь с помощью огнетушителя, если он есть в салоне, или накрыв верхней одеждой очаг возгорания.

Определение грани правомерности самообороны - во-первых, посягательство не должно быть малозначительным. Насилие, ограбление - это значительно. А вот хулиганство - не всегда. Например, ответить на словесное оскорбление ударом-противопоказано. Во-вторых, посягательство должно быть реальным, т.е. вред уже причинен или есть реальная угроза его нанесения. Последнее определяется вами по субъективным оценкам, исходя из сложившейся обстановки.

Основные группы разнообразных сект - 1)зарубежные протестантские течения (особенно многочисленны американские); 2)экзотические секты нетрадиционного ("восточного") толка - как зарубежные, так и российские; 3)"новые религии", выдающие себя за "улучшенные" традиционные конфессии (в том числе и "улучшенное" православие) или удачное соединение всех конфессий; 4)небольшие оккультные группы, связанные, как правило, с экстрасенсами, магами, колдунами и т.д.; 5)сатанисты.

Пути уменьшения стрессовой ситуации в случае потери работы - прежде всего защитите свою психику от "синдрома увольняемых" - растерянности, усталости, интриг, ожидания и сплетен. Выходите из кабинета, где начинается разговор о сокращении штатов, или переводите его на другую тему. В субботу и воскресенье не позволяйте себе думать о работе и говорить о ней: информационное голодание очищает психику от шлаков.

Экологическая безопасность - это защита человека от воздействия на него видоизмененной и зараженной среды.

Вещества, наиболее опасные в экологическом отношении - тяжелые металлы, летучие органические соединения, формальдегид, пестициды, продукты сгорания, пыль, асбест.

Наиболее опасные тяжелые металлы - это ртуть, свинец, кадмий и мышьяк.

Опасные летучие органические соединения, их источники - это токсичные химические вещества, которые могут находится в воздухе в газообразном состоянии. Самые распространенные источники этих соединений - растворители, чистящие и дезинфицирующие средства, краски, клей,пестициды.

Диоксин, условия получения, причины отравления человека - диоксин это побочный продукт синтеза хлоропроизводных ароматических углеводородов, практически не выводящийся из почвы и водной системы, чрезвычайно токсичен для животных и человека даже при очень низких содержаниях. Основные причины отравления человека: 1)расширение использования гербицидов (препаратов, применяемых для уничтожения растительности), что приводит к накоплению диоксина в продуктах питания; 2)вдыхание частиц пепла и газов из печей для сжигания мусора и промышленных тепловых установок, а также при сжигании углесодержащих материалов в присутствии хлора, поскольку в этих условиях может образовываться диоксин. Хлоропроизводные ароматические углеводороды (пентахлоробензол, гексахлорбензол, 1,2,4-трихлорбензол) представляют опасность из-за возможного образования в процессе их синтеза побочного продукта - диоксина.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www. bolshe.ru/



Просмотров