Общественно опасное деяние в ук. Общественно-опасное деяние: понятие, форма, виды, значение. Признаки общественно опасного деяния

01Июн

Что такое Бюрократия

Бюрократия – это термин, используемый для определения организационной или административной системы, в которой управление поручено иерархически расположенному ряду лиц.

Что такое БЮРОКРАТИЯ – значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Бюрократия – это система управления государством или компанией в которой существует множество разных отделов, отвечающих за свой участок работы. При этом, все они подчиняются вышестоящим непосредственным руководителям. Для простоты понимания концепции бюрократии, можно представить ступенчатую пирамиду. На вершине находится самый главный руководитель. На ступенях ниже расположены его замы. Ниже их подчиненные и так далее аж до простых .

Не сложно догадаться, что по данному принципу устроены практически все современные системы управления. Особенно это касается управления государством. Таким образом можно сказать, что бюрократия — это доминирующая в мире форма администрирования и управления. Тем не менее в современную эпоху, термин «бюрократия» все чаще используется в негативном контексте при описании различных сложностей и промедлений, возникающих при использовании данной запутанной и громоздкой системы. Довольно часто в средствах массовой информации и не только можно услышать фразы типа:

  • — Из-за этой бюрократии я не могу решить свой вопрос уже год;
  • — Пока эта бюрократическая машина сдвинется с места – пройдет вечность;
  • — Этим бюрократам только бы бумажки перекладывать;

На самом деле, подобные негодующие изречения в сторону бюрократии являются весьма справедливыми, особенно когда система перенасыщена массой бесполезных формальностей. Следует также отметить, что переизбыток бюрократических функций в государстве является хорошим климатом для возникновения при решении тех или иных вопросов.

Кто такие БЮРОКРАТЫ

Бюрократы – это общий термин, которым принято называть административных работников, трудящихся в сфере управлении. Простыми словами, бюрократы — это всевозможные чиновники, которые могут решать те или иные задачи в соответствии со своей компетенцией. В негативном контексте, бюрократом принято называть человека, зацикленного на соблюдении всех бумажных (и не только ) формальностей.

Этимология и происхождение термина «БЮРОКРАТИЯ»

Термин «БЮРОКРАТИЯ» произошел от слияния французского слова «bureau » (офис, контора, канцелярия, отдел, письменный стол ) и греческого «kratos » (власть ). Предположительно данный термин придумал французский экономист Жак Клод Марии Венсан еще в начале 18-го века, но глобально его использовать начали только в 20-ом веке после публикаций немецкого социолога Макса Вебера.

Бюрократия в истории.

Хотя термин «бюрократия» был придуман в 18 веке, данная система управления существует уже многие тысячи лет. Появление бюрократии ознаменовалось развитием письменности примерно 4 тысячи лет назад. Первыми кто начал использовать бюрократические принципы были древние шумеры. Именно они начали записывать на глиняных табличках информацию об урожаях, торговле и т.д.

Древний Египет также использовал государственную бюрократию как форму управления. Для этого использовались специально подготовленные образованные люди, которые занимали государственные посты и отвечали за те или иные аспекты, связанные с управлением страной.

В Римской империи бюрократия являлась основным инструментом для управления различными регионами. Эти регионы возглавлялись иерархическими региональными проконсулами и депутатами.

Плюсы и минусы бюрократии.

Преимущества бюрократии.

Преимущества бюрократии включают в себя возможность управлять большой, сложной организацией. Правила и положения могут быть полезными для обеспечения стабильной и систематизированной работы во всех объектах управления. Наличие надзорных или вышестоящих органов управления позволяет клиентам или гражданам подавать апелляции и жалобы в том случае, если их не устроила работа нижнего звена.

Недостатки бюрократии.

Бюрократический аппарат часто критикуют за то, что он может быть малоэффективным и весьма расточительным. Довольно часто случается такое, что связь между отдельными ветвями бюрократической машины отсутствует или не работает должным образом. Из-за этого для решения вопроса нужно совершать повторяющиеся утомительные действия, а это все затягивает процесс. Еще один негативный аспект бюрократии заключается в том, что низкие уровни управления жестко ограничены в самостоятельности принятия решений, и все приходится формально согласовывать с руководством. Так к примеру, ради соблюдения формальностей, приходится длительное время ждать пока руководитель просто подпишет необходимый документ (зачастую не глядя на содержание ).

франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - сила, власть, господство). В социально-политическом смысле бюрократия означает осуществление власти в эксплуататорском обществе избранными господствующим классом привилегированными лицами. Однопорядковым понятием является бюрократизм, означающий метод управления через чиновников или чиновничий аппарат, оторванный от народа и стоящий над ним. Бюрократия возникает с разделением общества на классы и появлением государства, когда получивший политическую власть эксплуататорский класс представляет свои интересы как интересы всего общества. Эту «мнимую всеобщность особого интереса» (Маркс) и воплощает бюрократия. Характерными чертами чиновничье-бюрократического аппарата являются замкнутость, кастовость, подавление инициативы исполнителей, формализация, стандартизация обязанностей. Бюрократия, писал Маркс, «делает свои „формальные“ цели своим содержанием... она всюду вступает в конфликт с «реальными» целями... Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи - в государственные» (т. 1, с. 271). Формы бюрократии менялись с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. Уже в рабовладельческом обществе существовала сложная иерархия бюрократических органов и должностей. Большой чиновничье-бюрократический аппарат имели феодальные государства, в которых особое место занимала церковная бюрократия. Наибольшее развитие бюрократия получает в капиталистическом обществе, где наряду с широкой сетью административных и военно-полицейских органов возникают партии политические и другие негосударственные организации буржуазии, обладающие расчлененным управленческим аппаратом. В докапиталистических формациях бюрократия проявлялась преимущественно в сфере политической жизни, при капитализме она проникает и в организацию экономической жизни. Поэтому Ленин подчеркивал, что «бюрократия... и по своему современному источнику, и по своему назначению представляет из себя чисто и исключительно буржуазное учреждение...» (т. 1, с. 440). Особенно усиливается бюрократия в эпоху империализма, когда происходит слияние государственного аппарата с монополиями и соответственно объединение государственной бюрократии с верхушкой монополий, сосредоточивающих в своих руках политическую и экономическую власть. Важным звеном в этой системе становится институт так наз. «менеджмента» - корпоративной администрации, представляющей новый слой бюрократии. Крайними формами бюрократии при империализме являются автократические системы управления фашистского типа (см. Фашизм). Буржуазные социологи, пытающиеся оправдать процесс усиления бюрократии, характерный для современного капитализма, обычно ссылаются на усложнение организации управления, на необходимость в связи с этим его иерархизации, а также рационализации и упорядочения. Они отождествляют, таким образом, бюрократию с самим принципом организации и руководства. Между тем необходимость организации управления различными сферами общественной жизни существовала на всех этапах человеческого общества и будет существовать всегда, а ее извращенная форма - господство бюрократии - появилась в классовом обществе и исчезает с устранением классово-антагонистических различий. Некоторые представители буржуазной социологии предлагают определенные меры против бюрократизации общества: усиление «демократического» контроля, прикрепление к чиновникам специалистов-технократов, выдвигают программу улучшения личных отношений между людьми, морально-психологического климата, в основе которой лежит известная концепция «человеческих отношений» (см. «Человеческих отношений» доктрина). Но они не учитывают того, что капиталистические общественные отношения по самому своему существу неразрывно связаны с антидемократической организацией управления. Поэтому кризис буржуазной демократии (см.Демократия буржуазная) в странах империализма не может не сопровождаться дальнейшей бюрократизацией, усилением полицейско-бюрократической государственной машины, ростом привилегированного чиновничьего аппарата, стоящего над массами. В этих условиях трудящиеся массы усиливают борьбу против военно-бюрократической системы капитализма, они стремятся сбросить бюрократию и установить подлинную демократию. Установление подлинного народовластия, несовместимого с бюрократией, возможно лишь со свершением социалистической революции, переходом к социализму и построению коммунизма. Утверждение общественной собственности и ликвидация эксплуатации создают основу для единства общих и особых, личных интересов, для ликвидации отрыва органов власти, управления от трудящихся. Слом буржуазной государственной машины означает ликвидацию системы бюрократического управления; аппарат нового государства, его органы ставятся на службу народу. «Упразднение бюрократии, - писал Маркс, - возможно лишь при том условии, что всеобщий интерес становится особым интересом в действительности», а «особый интерес становится в действительности всеобщим» (т. 1, с. 273). Однако искоренение остатков бюрократических черт управления не происходит автоматически с упразднением бюрократии, оно требует систематической и целенаправленной работы. Социализм создает все условия для преодоления бюрократизма, дальнейшей демократизации системы управления. Основные направления этого процесса определены в программных документах КПСС и в Конституции СССР. Особое внимание уделяется расширению прав и полномочий представительных органов власти, повышению роли общественных организаций, обеспечению социалистической законности, охране прав граждан и т. д. (см. Демократия социалистическая). Одна из важных задач в этом плане - постоянное совершенствование государственного аппарата, улучшение его организационной структуры и более четкое разграничение функций различных его звеньев. Это позволяет ликвидировать отставание деятельности органов управления от новых задач, стоящих перед обществом, устранить дублирование, повысить ответственность должностных лиц и т. д. В соответствии с решениями последних съездов КПСС осуществляется широкая программа по внедрению современных средств и методов управленческой деятельности (организационной и электронно-вычислительной техники, автоматизированных систем и т. д.), что создает условия для более рациональной организации аппарата управления. Все это, вместе взятое, равно как и утверждение ленинского, партийного стиля в работе государственных органов, имеет важное значение для борьбы с проявлениями бюрократизма у нас, такими, как принесение существа дела в жертву форме, бумажная волокита и т. д. Совершенствование принципов управления социалистическим обществом способствует созданию предпосылок для перехода к коммунистическому общественному самоуправлению.

Б. имеет иерархическую структуру;

каждое учреждение обладает своей собственной областью компетенции;

чиновники назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломах, или по результатам экзаменов;

чиновники получают заработную плату в соответствии с рангом;

для чиновника его работа представляет профессию или, по крайней мере, основное занятие;

чиновник не владеет учреждением, в котором работает;

чиновник подчиняется дисциплине и находится под контролем;

смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций.

Вебер представлял государственную Б. как систему высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных подготовкой, с высокой сословной честью, гарантирующей безупречность. По его мнению, без этого возникла бы опасность чудовищной коррупции и низких моральных нравов, что поставило бы под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата. При этом подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего беспристрастно (данное требование применимо даже к т.н. политическим управленческим чиновникам), по меньшей мере официально, коль скоро под вопрос не поставлены “государственные интересы”, т.е. жизненные интересы господствующего порядка. Sine ira et studio - “без гнева и пристрастия” должен он вершить дела.

Вебер полагал, что чиновник не должен делать именно то, что всегда и необходимым образом обязан делать политик - бороться. Принятие решений, борьба и страсть - стихия политика. Деятельность политика всегда подчиняется ответственности, прямо противоположной ответственности чиновника. Если вышестоящее учреждение настаивает на приказе, кажущемся чиновнику ошибочным, дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно. Вебер полагал, что без такой дисциплины разваливается весь бюрократический аппарат.

В послевеберовский период происходит постепенный отход от рациональной модели Б., предлагаются более реалистические модели, описывающие Б. как естественную систему, где наряду с рациональными значительную роль играют иррациональные, личностные, неформальные моменты. Так, Р. Майкелсон, Т. Парсонс, Р. Мертон применяют к анализу Б. понятие дисфункции. Типичной дисфункцией Б. является перенос чиновниками акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства управления - иерархия, дисциплина, инструкции и пр. - превращаются в самоцель. Одновременно внутри бюрократической организации происходит замещение главных целей побочными, рациональных - иррациональными.

Но самой главной проблемой Б. в послевоенный период становится процесс ее политизации. Если “классическая Б.” начала 20 столетия ориентировалась на “общее благо” и “общественные интересы”, будучи убежденной в том, что государственные проблемы

должны решаться на чисто деловой основе, политически нейтрально, то современная политизированная Б. откровенно ориентируется на различные политические группы давления, пытаясь решать проблемы в процессе политических переговоров, используя плюралистическую полосу обеспечения (парламент, партии, лоббирование). Англ, политолог Б. Хидей утверждает, что современная Б. даже пытается руководить политиками: “Как минимум, чиновники осуществляют значительное влияние на политику министра. Они принимают решения, которые министр лишь визирует или о которых ему даже не докладывают. На более высоком уровне власти крупные чиновники, действуя индивидуально, планируют автономную политическую стратегию и пытаются навязать ее министру... Наконец, самая мрачная интерпретация сводится к тому, что не только отдельные чиновники, но и вся высшая администрация выступает сплоченно за определенную политику и пытается диктовать ее правительству”.

Серьезные изменения в современной теории Б. возникли также с эволюцией стиля бюрократического управления. Если в нач. 20 в. чиновники избегали рискованных действий, не любили изменений, боялись допустить ошибки, поскольку они были административно наказуемы, то в конце столетия стиль Б. стал принципиально иным. В условиях постоянного применения инноваций в государственном управлении современный чиновник охотно идет на риск в необходимых ситуациях, стремится к изменениям, концентрирует внимание на появляющихся возможностях (часто в противовес инструкциям), выдвигает на первый план необходимость их реализации. Б. сегодня не является безразличной, предсказуемой и определенной, как в идеальной модели Вебера, а представляет собой динамично развивающийся феномен, в котором ведущую роль играют инновационные изменения.

В отличие от “идеальной модели” современная концепция Б. включает очень сложные характеристики. Прежде всего это обусловлено тем, что Б. активно использует сегодня современные информационные технологии, которые являются оперативным средством рационализации управленческой деятельности. Профессиональная деятельность Б. включает:

разработку, осуществление и оценку государственных программ с использованием современных методов социально-политической и экономической диагностики, агрегирования информации и ее компьютерной обработки с помощью методов математического моделирования социальных процессов на локальном, региональном и национальном уровнях;

организацию и проведение эмпирических исследований по изучению экономических и социально-политических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений;

анализ, обобщение, интерпретацию социально-политических и экономических показателей, характе-

ризующих состояние района, региона, страны с применением рациональных приемов поиска, обработки и хранения информации;

определение потребностей в изменениях и нововведениях и осуществление практических действий по их реализации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Каждый человек, без исключения, хотя бы раз в жизни сталкивается с понятием бюрократии, и, чаще всего, ее характеризуют в негативном ключе, ассоциируя с бездействием чиновников и грудой бумажных документов. В данной статье мы попытаемся раскрыть истинное понятие бюрократии, рассмотреть бюрократические теории и ее основные виды, встречающиеся в современном мире.

Основное понятие

Бюрократия - это классификация управленцев, находящихся в организационной структуре какого-либо предприятия. Работа их при непоколебимой и четкой иерархии выстраивается на основе вертикальных информационных потоков и формализованных способах решения профессиональных задач.

Данный термин также распространяется и на организационную систему управления органов власти, которые преследуют цель максимизировать собственные функции при работе с ведомствами и учрежденными, находящимися в разветвленной структуре исполнительной власти.

При изучении понятия бюрократизма выделяют следующие объекты анализа:

  1. Возникающие противоречия при реализации управления.
  2. Сам процесс труда как управление.
  3. Интересы (личностные и общественные) различных групп, которые принимают непосредственное участие в бюрократии.

Теория бюрократии Макса Вебера

Автор теории, экономист, социолог и историк М. Вебер, посвятил изучению феномена бюрократизации много времени. Но появление термина «бюрократия» - это заслуга экономического деятеля Винсента де Гурнэ. Он ввел в свое время это понятие для того, чтобы обозначить исполнительную власть. А благодаря Веберу, теория бюрократии начала свой путь изучения.

Ученым были предложены следующие принципы концепции бюрократии:

  • иерархия в построении предприятия или организации;
  • иерархическая направленность приказов;
  • подчинение работника нижнего уровня вышестоящему, и ответственность вышестоящего за действия своих подчиненных нижнего уровня;
  • разделение и специализация труда по функционалу;
  • продвижение по должностям, основанное на опыте и навыках, которые поддаются измерениям при помощи определенных стандартов;
  • коммуникативная система ориентаций.

Также Вебер выделял такое понятие как рациональная бюрократия, которую можно характеризовать следующим образом:

  1. Появление высокопрофессиональных работников, благодаря четкому разделению труда.
  2. Четкая ступенчатая (иерархическая) система подчинения.
  3. Общие формальные правила и стандарты, которые обеспечивают однозначность выполняемых задач.
  4. Выполнение прописанных обязанностей лицами, независимо от качества и индивидуальных характеристик работника.
  5. Прием и увольнение работников на основании квалификационных требований и причин.

Теория бюрократизма Мертона

Но социолог Мертон считал, что современная концепция бюрократии заключается в переносе основного акцента с целей организации или предприятия на ее средства, что, в результате, замедляет процесс на пути к достижению определенных целей.

Как отмечал Мертон, чаще всего трудности в бюрократизированных структурах возникают в связи с преувеличением значения норм, процедур и правил. Можно выделить следующие негативные социальные черты бюрократизированной формы управления:

  • игнорирование природы человека;
  • отчуждение от других людей;
  • ограничение на высказывание собственных взглядов, особенно противоречащих общему образу мышления;
  • приспособленчество;
  • подчинение личных целей сотрудников целям предприятия;
  • отсутствие неформальных межличностных отношений.

Виды бюрократии: классическая или аппаратная бюрократическая система

Следует выделять три основных вида бюрократии: классическую, профессиональную и адхократию.

Классическая бюрократия - это тип работников управления, которые в слабой мере или даже совершенно не используют профессиональные умения, так как их обязанность заключается в выполнении ограниченных управленческих функций. Такой вид чаще всего встречается в министерствах и учреждениях высшего управленческого звена. Обычно такие учреждения не поддаются изменениям из внешней среды.

Профессиональная бюрократическая система

Профессиональная бюрократия - это тип управляющих, которые основывают свою работу на практических знаниях и теоретических аспектах в узких областях своей деятельности. При этом такие управляющие ограниченны ролевыми требованиями в учреждении.

Адхократия

Адхократия - это форма управления, состоящая из сотрудников организации, которые высокопрофессионально выполняют свои обязанности. Обычно при адхократии группа специалистов эффективно и быстро решает поставленные задачи, в соответствии с определенной ситуацией.

Главное отличие адхократии от идеальной модели бюрократии, которую выделял Вебер, заключается в том, что в ней отсутствует строгое разделение трудовой деятельности и минимизируется формализация отношений и деятельности.

Общественно опасное деяние

Понятие «деяние» в уголовном праве употребляется в двух значениях – широком и узком. В первом значении под ним понимается само преступление. Иначе говоря, в данном случае деяние отождествляется с посягательством в целом.

В узком смысле деяние представляет собой признак объективной стороны преступления. Оно выступает в качестве родового понятия двух форм человеческого поведения: действия и бездействия . В уголовно-правовом значении деяние должно быть общественно опасным, противоправным, осознанным, волевым, сложным и конкретным по содержанию, направленным на нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным законом.

Таким образом, деяние – это общественно опасное, противоправное, осознанное, волевое, сложное по характеру поведение субъекта, выражающееся в совершении общественно опасного посягательства, предусмотренного уголовным законом.

Общественная опасность и противоправность как признаки деяния непосредственно предусмотрены в законе.

Деяние может признаваться признаком объективной стороны только в том случае, если оно совершается осознанно. Это значит, что сознанием лица, совершающего конкретное деяние, охватывались его фактический характер и содержание общественной опасности содеянного. Осознание фактического характера деяния предполагает, что лицо представляет содержание деяния, а также обстоятельства времени и места, способа, орудия, средства и обстановки совершения действия или бездействия, имеет понимание, хотя бы в общих чертах, развития причинно-следственной зависимости. Следовательно, осознание лицом общественной опасности означает адекватное восприятие направленности деяния на те социальные ценности, которые поставлены под охрану уголовного закона. Так, при нанесении ударов другому человеку лицо осознает, что может причинить вред здоровью или лишить человека жизни. Если же лицо, совершая то или иное общественно опасное, противоправное деяние, делает это неосознанно, то такое деяние не может выступать признаком объективной стороны преступления.

Осознание общественной опасности деяния нельзя отождествлять с осознанием его противоправности. Незнание закона не исключает уголовную ответственность.

Общественно опасное деяние как признак объективной стороны преступления должно быть не только осознанным, но и выражать волю человека, т.е. быть волевым. Поступки лица, не способного проявить свою волю, не образуют деяния в уголовно-правовом смысле.

Общественная опасность и волевой характер деяния соотносятся между собой следующим образом: деяние не может признаваться волевым, если его общественная опасность не осознавалась лицом, его совершившим, а осознание общественной опасности деяния еще не означает, что это деяние выражает волю человека. Лицо, лишенное возможности проявить свою волю в силу каких-то объективных обстоятельств, в уголовно-правовом смысле не может признаваться ни действующим, ни бездействующим субъектом. В этом случае воля поражается не болезненным состоянием психики, а объективными факторами: непреодолимой силой, психическим и физическим принуждением.

Общественно опасное деяние носит сложный характер. Физическое свойство уголовно-правового деяния выражается в совершении одного или нескольких однородных или разнородных движений (актов). Однако деяние нельзя сводить к простому телодвижению, лишенному социального смысла. От обычного телодвижения оно отличается не только тем, что является осознанным и волевым актом поведения человека, но и тем, что является сложным по характеру, включающим ряд телодвижений. Так, при лишении жизни выстрелом из пистолета необходимо взять оружие, прицелиться, нажать спусковой крючок, т.е. совершить ряд движений, в уголовно-правовом же смысле при этом будет совершено одно деяние - убийство.

Теория уголовного права и судебная практика для определения сложного характера уголовно-правового деяния используют такие понятия, как «сложное или составное преступление», «длящееся преступление» и «продолжаемое преступление».

Общественно опасное деяние должно иметь конкретное содержание. Это означает, что имеет место не вообще, например, посягательство на здоровье человека, а деяние, направленное на причинение вреда здоровью конкретного человека и вреда определенной тяжести.

Существуют две формы деяния:

активная форма - преступное действие (совершение запрещенного) является наиболее распространенным видом общественно опасного деяния;

пассивная форма – преступное бездействие (несовершение требуемого).

Преступное действие – это акт осознанного волевого поведения, выражающийся в определенных телодвижениях, посредством которых причиняется вред объектам уголовно-правовой охраны.

В зависимости от времени существования преступные действия подразделяют на следующие группы:

1. Одномоментные преступления , в которых начало и конец действия практически совпадают, например, угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186 УК).

2. Разномоментные преступления , в которых между началом и концом деяния происходит определенный промежуток времени, например, приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем (ст. 236 УК).

3. Продолжаемые преступления , в которых началом действия будет первый акт преступного деяния, а концом – последнее действие из ряда тождественных (например, из складского помещения на протяжении нескольких суток ночью вывозится все ценное имущество).

4. Длящиеся преступления ,в которых началом действия будет акт активного или пассивного преступного нарушения закона, а концом – прекращение преступного состояния. Например, самовольное оставление воинской части; незаконное хранение огнестрельного оружия.

5. Деяния с отдаленным результатом, в которых началом преступления будет совершение первых актов преступного поведения, концом – начало наступления общественно опасных последствий. Например, лицо закладывает в автомобиль управляемое взрывное устройство.

Преступное бездействие – это общественно опасное, осознанное, волевое поведение субъекта, выражающееся в несовершении тех действий, которые лицо обязано было и могло совершить в данных условиях, вследствие чего был причинен вред общественным отношениям, охраняемым уголовным законом. По своим социальным и юридическим свойствам бездействие тождественно действию: способно оказывать воздействие и вызывать изменения во внешнем мире.



При определении того, могло ли лицо действовать, учитываются реальные возможности лица в данных условиях места, времени и обстановки совершить необходимое действие. Уголовная ответственность за бездействие наступает только тогда, когда уголовный закон рассматривает данное бездействие в качестве преступного. Например, статья 425 УК устанавливает ответственность за бездействие должностного лица; статья 406 УК предусматривает ответственность за недонесение о преступлении.

Обязанность совершать определенные действия может обусловливаться предшествующим поведением лица, создавшего угрозу причинения вреда охраняемым интересам. Так, водитель транспортного средства обязан оказать помощь лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, если он сам поставил потерпевшего в такое состояние. Невыполнение данной обязанности влечет ответственность по части 3 статьи 159 УК.

Преступное бездействие, как и действие,- это определенная форма общественно опасного поведения. Намерение лица вести себя пассивно, если оно не воплотилось в определенном поведении, не влечет уголовном ответственности. При пассивном поведении, в отличие от действия, отсутствуют телодвижения человека. При преступном бездействии лицо не обязательно ведет себя пассивно во всех отношениях. Оно может развивать активную деятельность в определенных направлениях. Основанием же уголовной ответственности лица за бездействие является несовершение им в конкретный момент, в данных условиях таких действий, которые оно обязано было и могло совершить, по определенным основаниям.

Условия ответственности за бездействие:

1. Объективное условие выражается словами: лицо должно было выполнить определенное действие (лицо было обязано действовать). Источниками возникновения обязанности действовать являются:

o предписания закона или иного нормативного акта;

o решения судебных органов;

o профессиональные или должностные обязанности;

o добровольно принятые на себя обязательства;

o предшествующее поведение виновного.

2. Субъективное условие выражается словами: лицо могло выполнить требуемое действие, т.е. обладало достаточными способностями и имело объективную возможность для их реализации.

Как и действие, уголовно-правовое бездействие имеет свои границы, установление которых позволяет решать вопросы о добровольном отказе от преступления, соучастии и др.

Началом преступного бездействия следует признавать тот временной отрезок, когда в совокупности имеются три обстоятельства: 1) обязанность лица выполнить определенное действие; 2) возможность совершить такое действие; 3) невыполнение лицом действия, которое от него требуется. Например, бездействие свидетеля или потерпевшего, отказавшегося от дачи показаний, – с момента заявления об этом дознавателю, следователю, прокурору или суду (ст. 402 УК); неисполнение военнослужащим приказа - с момента получения приказа начальника, отданного в установленном порядке (ст. 439 УК) и т.д.

Окончание преступного бездействия обусловливается его пресечением правоохранительными органами, явкой с повинной, прекращением обязанности действовать определенным образом, возникновением обстоятельств, исключающих возможность выполнения требуемых действий.

Формы преступного бездействия:

1. Бездействие, создающее конкретную опасность, приравнивается к активному действию, если:

o к моменту возникновения обязанности действовать опасная ситуация еще не существует;

o на бездействовавшем в силу его непосредственных служебных функций, закона или договора лежала обязанность действовать;

o бездействие лица приводит к возникновению опасной ситуации.

2. Бездействие-невмешательство – непринятие лицом, несмотря на имеющуюся обязанность и субъективную возможность, мер по устранению возникшей опасности, вызванную не бездействием этого лица, а другими причинами.

3. Смешанное бездействие – сочетание в одном преступном деянии как бездействия-невмешательства, так и действия или приравненного к нему бездействия.



Просмотров