Конспект урока процессуальное право административная юрисдикция конституционное. Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Подготовка к разбирательству

К концу 70-х годов Советский Союз был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. В марте 1970 г. договор вступил в силу. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами. Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны с Великобританией. Советско-японское соглашение предусматривало участие Японии.

1. По многим направлениям осуществлялись контакты с США . Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений явилось началом политики "разрядки" международной напряженности. Кульминацией процесса "разрядки" стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств. Процесс "разрядки" оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира.

2. Руководство страны во главе с Л.И. Брежневым уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции . Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами. Так в Венгрии развивались автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР судостроение и текстильное машиностроение. Диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы.

3. Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой . Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. Была увеличена численность советских войск в Монголии. Это привело к усилению напряженности в отношениях СССР и КНР. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономической реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководителями как реставрация капитализма.

В конце 70-х начале 80-х годов возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по Организации Варшавского Договора . В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 7080-х годов оказала негативное влияние советская политика в Афганистане.

административный право процессуальный конституционный

Административная юрисдикция

Юрисдикция (от лат. iurisdictio - судить - полномочия юридически оценивать факты, назначать наказания) - это сфера права, на которую распространяются полномочия данного государственного органа. Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. . -- М.: Просвещение, 2006. -- С.310-317.

Административная юрисдикция :

1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда);

2) деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разбирательству административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд).

Важнейшими понятиями административного права являются административное правонарушение и административная ответственность.

Административное правонарушение (проступок) - это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - М.: Дрофа, 2007. - С.180.

Признаки административного правонарушения:

1) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;

2) противоправность - административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан;

3) административная наказуемость - совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;

4) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).

Субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица, совершившие описанные в законе составы административных правонарушений. Физические лица должны быть вменяемыми и достигшими к моменту совершения проступка 16 лет.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. Там же. - С.181.

Особенности административной ответственности:

1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;

2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;

3) выражается в применении административных взысканий;

4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти;

5) особый порядок привлечения к административной ответственности, который отличается простотой и оперативностью;

6) меньшая суровость административных взысканий, чем уголовных наказаний.

Законодательные нормы о рассмотрении административных правонаруше-ний и назначении административных наказаний собраны в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), который содержит нормы и материального и процессуального права.

Органы, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях также обозначены в КоАПе.

Прежде всего, это суды , рассматривающие наиболее важные дела и являющиеся последними инстанциями при обжаловании постановлений других органов о наложении административных наказаний.

Затем - районные комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии.

Большинство дел по нарушению общественного порядка рассматривают органы МВД , в частности начальники (заместители) отделов милиции, ГИБДД и др.

Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению, и может назначить административное наказание в пределах своей компетенции. Так, например, только судья может назначить наказание в виде административного ареста, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы РФ и дисквалификации.

Однако один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).

Административные наказания, которые могут применяться к нарушителям, также перечислены в КоАПе. Самое мягкое - предупреждение (выносится в письменной форме). Самое распространенное - административный штраф. При этом в Кодексе установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил: для граждан - до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностных лиц - до 50, юридических лиц - до 1000. А иногда (при валютных, таможенных и некоторых других правонарушениях) для должностных лиц - до 200, юридических лиц - до 5000 МРОТ. Или например, за самовольное занятие земельного участка размеры штрафа для граждан - от 5 до 10 МРОТ, должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ.

В КоАПе также указано: возмездное изъятие , или конфискация предмета нарушения (например, партия контрабандных сигарет). Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета с последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся.

А также, лишение специального права (например, водительских прав). Возможен административный арест (например, до 15 суток за мелкое хулиганство). Выдворение за пределы России (незаконных мигрантов) и др.

Кроме предупреждения и штрафов, все другие наказания назначаются только судом.

Мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях отведена отдельная глава в КоАПе. Дело в том, что в ряде случаев наказания не могли бы быть исполнены, да и сам процесс не смог бы начаться без специальных обеспечительных мер. Меры обеспечения производства применяются в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

Так, в числе этих мер названо доставление, например, пьяного скандалиста в отделение. Административное задержание , т.е. кратковременное ограничение свободы. Оно допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48 (нарушение границы, по делам, где может быть назначен арест , и др.). По просьбе задержанного в кратчайшие сроки уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей либо законных представителей обязательно.

Предусмотрен также личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов. Эти действия производятся при участии понятых. Причем личный досмотр осуществляется лицами того же пола.

Применяется и медицинское освидетельствование, например на состояние опьянения. Предусмотрен также арест товаров, транспортных средств и др. О применении каждой указанной меры обязательно составляется протокол.

Приведенный перечень указывает на принудительный характер мер, предназначением которых является создание условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Здесь следует отметить, что основанием для применения указанных мер может быть только наличие факта правонарушения.

При применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях КоАП предусматривает также гарантии законности. Они выражаются, прежде всего, в том, что перечень указанных мер является исчерпывающим, иные меры применяться не могут. Кроме того, принимать решение об избрании мер принудительного воздействия имеют право только уполномоченные на это органы и должностные лица в пределах своей компетенции. Применение любой меры пресечения в обязательном порядке сопровождается процессуальным оформлением: составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах.

Участники производства по делам об административных правонарушениях и их права определяются КоАПом аналогично УПК. Помимо органа, рассматривающего дело, это прежде всего нарушитель , без которого вообще не может быть дела. (Надо понимать, что термин «нарушитель» применяется условно, ибо лицо еще только обвиняется в нарушении.) Ему предоставляются права, аналогичные правам обвиняемого по УПК, - знакомиться с делом, приглашать адвоката, заявлять ходатайства. Он должен быть 312 обязательно оповещен о месте и времени разбирательства и т.д. Другой важнейший участник - потерпевший , которому действиями нарушителя причинен вред. К участию в производстве привлекаются и такие известные вам по УПК категории, как свидетели, эксперты, понятые, переводчики. Может участвовать и прокурор, но это случается лишь в особо сложных или значимых делах. Права и обязанности этих лиц также аналогичны их «тезкам» по УПК, но, естественно, применительно к КоАПу. Так, свидетель за дачу ложных показаний несет административную ответственность, но не уголовную, как свидетель в уголовном процессе. А это, как вы понимаете, совсем иное.

Предмет доказывания , доказательства и оценка доказательств по КоАПу также аналогичны УПК. По некоторым сложным делам до разбирательства проводится административное расследование .

Производство по делу об административном правонарушении проходит несколько стадий: возбуждение дела, подготовка к разбирательству, разбирательство, вынесение и оглашение решения, исполнение решения . Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. . -- М.: Просвещение, 2006. - С.310.

1) Возбуждение дела. Поводом к возбуждению дела может быть непосредственное обнаружение проступка, например, инспектор ГИБДД остановил пьяного водителя. Поводом является и получение заявления или сообщения. При обнаружении нарушения должен быть составлен протокол, что и является возбуждением дела. Учитывая значимость протокола для дела, закон подробно регламентирует его содержание (дата и место, сведения о составляющем протокол, нарушителе, свидетелях, время и место события нарушения, статья КоАПа, устанавливающая ответственность, объяснения нарушителя или его законных представителей, если он несовершеннолетний, и др.). Нарушителю и другим участникам производства разъясняются их права и обязанности по КоАПу, о чем делается запись в протоколе. Протокол подписывается составившим его и лицом, в отношении которого возбуждено дело. Протокол служит основным документом при последующем разбирательстве дела. Протокол не составляется при малозначительных нарушениях (например, безбилетный проезд).

2) Подготовка к разбирательству (рассмотрению дела). При подготовке к рассмотрению дела должностное лицо обязано проверить законность и достаточность материалов. Назначается время и место рассмотрения, запрашиваются дополнительные материалы, вызываются свидетели и т.д. Но прежде всего проверяется законность протокола , и если он незаконен, составлен с существенными изъянами, то возвращается составителю. Рассмотрение происходит, как правило, в том районе, где совершено правонарушение, а иногда, по просьбе нарушителя, по месту его жительства.

3) Разбирательство (рассмотрение) дела. Порядок рассмотрения дел намного проще, чем по УПК, но также направлен на вынесение законного, обоснованного и справедливого постановления . На заседании объявляется, какое дело рассматривается, кто и на основании какого закона привлекается, проверяется явка, разъясняются права участникам, оглашается административный протокол, заслушиваются предполагаемый нарушитель, потерпевший, свидетели, исследуются доказательства и пр. Обязательно ведется протокол заседания.

4) Вынесение и оглашение решения (постановления). После окончания рассмотрения объявляется постановление. Оно бывает двух видов: о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу.

Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка. Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней вышестоящему должностному лицу либо в суд . Рассмотрение жалобы проводится аналогично рассмотрению в первой инстанции. Решение (постановление) по жалобе также можно обжаловать вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий суд.

5) Исполнение решения. Постановление, вступившее в законную силу, обязательно для всех граждан и должностных лиц и подлежит принудительному исполнению. Например, если штраф не уплачивается в течение 30 дней добровольно, его взыскивают принудительно, путем вычетов из зарплаты либо за счет имущества нарушителя. Конфискованные вещи (например, партия незаконно ввезенных из-за рубежа сигарет) передаются в доход государства и т.д.


- вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами или их нормами об административной ответственности.


Несмотря на закрытый шлагбаум, железнодорожный переезд переехал гражданин Н. Согласно КоАП РФ он может быть лишен права на управление транспортным средством от 3 до 6 месяцев. Несмотря на закрытый шлагбаум, железнодорожный переезд переехал гражданин Н. Согласно КоАП РФ он может быть лишен права на управление транспортным средством от 3 до 6 месяцев.


Протокол об административном правонарушении, который составлен на месте совершения административного правонарушения Протокол об административном правонарушении, который составлен на месте совершения административного правонарушения Объяснение лица, обвиняемого в административном правонарушении Показания потерпевшего Показания свидетелей Заключение эксперта Показания специальных технических средств Вещественные доказательства


1 стадия – возбуждение дела об административном правонарушении 1 стадия – возбуждение дела об административном правонарушении 2 стадия – рассмотрение дела об административном правонарушении 3 стадия – вынесение постановления об административном правонарушении 4 стадия – исполнение постановления по делу об административном правонарушении


Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административной ответственности Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административной ответственности Судья, орган, должностное лицо, которые рассматривают дело Потерпевший Адвокат Свидетели Эксперт


Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении [Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 25] [Статья 25.1] 1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. 2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. 3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным. 4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.


Административный процесс основан на принципах: Административный процесс основан на принципах: законности, объективности (материальной истины), равенства человека и гражданина перед законом и органом, разрешающим дело, гласности административного процесса, ответственности за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение).

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

При изучении курса обществознания не раз придётся столкнуться с таким понятием, как право. Есть отдельная наука правоведение, которая направлена на познание всех процессов деятельности прав человека, государства.

Процессуальное право

Когда происходит рассмотрение и вынесения решения по гражданским или уголовным делам, то в дело вступает процессуальное право. Это та часть норм, которая помогает контролировать отношения, которые появляются в процессе расследования преступлений.

Этот вид права тесно переплетается с материальным правом. Оно закрепляет за собой формы, которые нужно для защиты. Главные формы судебного процесса:

Гражданский суд.

Арбитражный суд.

Уголовный процесс.

В чём заключаются споры в суде и как осуществляется порядок их рассмотрения

Юридические споры – это методы изменить правовой порядок. Как правило, их разбирают в суде, где в борьбу вступают органы власти и другие субъекты. Несколько типов споров:

1. Конституционные разногласия.

2. Гражданско – правовые споры.

3. Административные споры.

4. Трудовые разногласия.

Как же разрешаются такие «непонимания» между сторонами? В судебном процессе принимают участие истец и ответчик. Истец должен подать заявление и после его рассмотрения заводят дело.

Тогда начнётся новое разбирательство. И в завершении исполняется решение суда.

Особенности административной юрисдикции

Административное право возникает тогда, когда необходимо урегулировать отношения в обществе. Как правило, контроль таких отношений требует при осуществлении исполнительной власти органы государства.

А вот юрисдикция – это та сфера, на которую «давят» такие полномочия госоргана.

Под характеристикой особенностей административной юрисдикции подразумевают:

1. Административное нарушение. Процесс, когда человеком совершено действие, оскорбляющее права другого человека и его свободу. Такие деяния наказываются административной ответственностью.

2. Административная ответственность. Вид юридической ответственности, которая распространяется на людей, совершивших нарушение прав граждан.

Все наказания назначаются судом. Обычно это либо административный арест или штраф, так же может быть предупреждение.

Основные правила и принципы гражданского процесса

Правовые идеи, которые носят общий характер, составляют его фундамент, называют гражданским правом или процессом.

В этих идеях заложены взгляды на то, как в настоящее время ведётся судопроизводство, а также рассмотрение и решения судьями всех правых недоразумений.

Все правила и принципы гражданского права взаимосвязаны между собой, образуя порядок и правосудие организаций по гражданским делам. Система принципов (гражданский процесс):

Принцип законности;

Назначение судей на должности;

Независимость судей;

Все равны перед государством: и организации, и гра ждане;

Принцип государственного языка;

Вариант 1.

  1. К административным наказаниям не относится
  1. Конфискация предмета нарушения
  2. Конфискация имущества
  3. Предупреждение
  4. Штраф
  1. К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не относится (-ятся)
  1. Арест транспортных средств
  2. Домашний арест
  3. Доставление
  4. Все перечисленные
  1. Верны ли следующие суждения о Конституционном суде РФ и конституционных (уставных) судах регионов?

А. Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды регионов образуют единую вертикальную систему.

Б. Предназначение Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов регионов в обеспечении верховенства основного закона.

  1. Верны ли следующие суждения о субъектах административной ответственности?

А. Субъектом административной ответственности являются только должностные лица (руководители организаций и т. п.)

Б. Субъектом административной ответственности могут быть граждане не моложе 18 лет.

1. верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

  1. Судья Конституционного суда РФ П. составил заключение о юридических основаниях для рассмотрения обращения гражданина С. в Конституционном суде, которое обсуждалось на пленарном заседании. Это стадия конституционного производства
  1. Обращение в суд
  2. Предварительное рассмотрение обращения секретариатом
  3. Предварительное рассмотрение обращения судьями
  4. Судебное разбирательство

Тестовая работа по теме «Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство».

Вариант 2.

  1. К органам, полномочным рассматривать дела об административных правонарушениях, относится (-ятся)
  1. Налоговая инспекция
  2. Органы рыбоохраны
  3. Комиссия по делам несовершеннолетних
  4. Все перечисленные
  1. Укажите принцип, не относящийся к конституционному судопроизводству
  1. Рассмотрение дела по своей инициативе
  2. Неприкосновенность судей
  3. Равноправие перед законом и судом
  4. Гласность судебного разбирательства
  1. Верны ли следующие суждения о протоколе об административном правонарушении?

А. Протокол составляется при любом административном правонарушении.

Б. Протокол при малозначительном административном правонарушении не составляется.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

  1. Гражданин Л. за совершённое им противоправное деяние должен заплатить штраф. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что гражданин Л. несёт административную ответственность?
  1. Устанавливается только законом
  2. Влечёт за собой судимость
  3. Применяется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти
  4. Налагается органами и должностными лицами на подчинённых им правонарушителей


Просмотров