Что такое национально государственное устройство определение. Национально-государственное устройство. Политический режим России

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства.

Основы НГУ содержатся в главе 1 «Основы конституционного строя»:

    Распространение суверенитета на всю ее территорию.

    Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов.

    Установление субъектного состава.

    Государственная целостность – единство системы гос. власти.

    Равноправие и самоопределение народов.

    Равноправие субъектов во взаимоотношении с федеральными ОГВ.

    Единство и равенство федерального гражданства.

Более детально – в главе 3 «Субъекты РФ»:

    Перечислен состав субъектов.

    Основы статуса каждого из видов субъектов.

    Порядок изменения статуса субъектов.

    Порядок изменения границ между субъектами и федерацией.

    Государственный язык и право на установление родного языка.

    Гарантии прав коренных малочисленных народов.

    Государственная символика.

    Предметы ведения РФ и субъектов.

    Порядок действия федеральных законов по предметам ведения.

    Основы формирования системы ОГВ субъектов.

    Право РФ на участие в международных объединениях.

Принципы НГУ:

    Добровольность объединения.

    Суверенность и равноправие.

    Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

    Национально-территориальный принцип в сочетании с территориальным.

    Государственная целоствность.

    Разграничение предметов ведения и полномочий.

    Равноправие субъектов.

28. Формы нгу.

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства .

Государственное устройство м.б. унитарным и федеративным.

Унитарное – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц. Единая система ОВ, единая территория, единое гражданство, единый бюджет, единые Вооруженные Силы. Простое – состоит только из а.т.е. Сложное – а.т.е. + автономные образования.

Федерация – добровольное объединение государств в союзное государство на основе федерального договора. Характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Субъекты, как правило, не обладают правом сецессии. Власть распределяется по вертикали. Субъекты имеют свое законодательство, конституции, гражданство.

Способы возникновения федерации:

    Договорной – предполагает объединение добровольно и самостоятельно (СССР).

    Конституционный – объединение на основе Конституции страны или иного конституционного договора, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (Россия 1918 г.)

По признаку объединения:

    Национальные федерации.

    Национально-территориальные .

    Территориальные.

По устройству:

    симметричные – по статусу все составные части равны;

    Революция 1905–1907 гг. сплотила буржуазию и землевладельцев национальных регионов вокруг царской власти как самой надежной своей защиты. Классовый страх был сильнее естественного национализма буржуазии. После краха монархического центра положение изменилось, стало преобладать стремление наций к самоопределению. Начался распад империи.

    Прежде всего, сепаратизм поразил армию. Еще до февраля 1917 г. были созданы национальные части – латышские батальоны, Кавказская туземная конная дивизия (или Дикая дивизия), Сербский корпус. После Февраля был сформирован Чехословацкий корпус и вдруг "все языки" стали требовать формирования национальных войск.

    Командование и правительство не имели определенной установки и не были готовы к этому.

    Верховный главнокомандующий генерал А. А. Брусилов разрешил создание "Украинского полка имени гетмана

    Мазепы". Началась "украинизация" армии. В конце лета 1917 г. разгорелась борьба за Черноморский флот, на кораблях поднимали украинские флаги, с них списывали матросов-неукраинцев.

    Начался территориальный распад империи. После февраля 1917 г. Польша и Финляндия (две территории с развитым национальным господствующим классом) потребовали независимости, Польша к тому моменту была оккупирована Германией, и Временное правительство туманно пообещало признать ее независимость, а Финляндии отказало в самоопределении (разогнав в июне заседание сейма).

    Временное правительство провозгласило курс на сохранение "единой и неделимой" России. Однако вся практическая политики Временного правительства способствовала децентрализации и сепаратизму не только национальных окраин, но и русских областей.

    Резко усилилось сибирское "областничество" – движение за автономию Сибири. Конференция в Томске (2–9 августа 1917 г.) приняла постановление "Об автономном устройстве Сибири" в рамках федерации с самоопределением областей и национальностей и даже утвердила бело-зеленый флаг Сибири. 8 октября 1917 г. открылся I Сибирский областной съезд. Он постановил, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров. Предусматривалась возможность преобразовать саму Сибирь в федерацию. Ожесточенными противниками областничества были большевики.

    I и II Всероссийские мусульманские съезды (с 1 по 11 мая и с 21 по 31 июля 1917 г.) заявили, что не помышляют о выходе из России, но обнаружили две тенденции: на национально-культурную автономию при унитарном государстве и на территориально-федеративное устройство (с созданием автономных республик). Председатель Юридического совещания и Государственный контролер Временного правительства Ф. Ф. Кокошкин разрабатывал даже проект двух Дум – Государственной и Союзной.

    Временное национальное управление мусульман внутренней России и Сибири провело всеобщие, прямые и тайные выборы в национальный парламент (миле-меджлис), который должен был собраться 17 ноября 1917 г. в Уфе.

    Наиболее неудачно сложились отношения Временного правительства с Украиной.

    Уже 4 марта 1917 г. на собрании ряда социалистических партий в Киеве была образована Центральная рада, которая требовала территориально-национальной автономии Украины. Юридическое совещание дало на это отрицательное заключение. В ответ Рада 10 июня 1917 г. провозгласила автономию, что было объявлено "открытым мятежом". В целом политика Временного правительства была непоследовательной, тактика все откладывать "на потом" (до созыва Учредительного собрания) привела к отделению Украины, хотя позиции сепаратистов там были исключительно слабы.

    До самого последнего момента вопрос национальногосударственного устройства игнорировался Временным правительством, о нем не упоминается ни в декларациях, ни даже в постановлении о провозглашении России демократической республикой. Лишь в середине октября 1917 г. Особая комиссия (по разработке конституции) подготовила для будущего Учредительного собрания проект законодательного акта об автономии Финляндии и областной автономии.

    Парадокс в том, что, заявляя о сохранении "единой и неделимой" России, либерально-буржуазное государство культивировало сепаратизм, а большевики, заявляя о праве наций на самоопределение, везде выступали непримиримыми противниками сепаратизма.

    Глава 4. Советская власть и национально-государственное строительство

    Национально-государственное устройство РСФСР

    Россия представляет собой особую цивилизацию, выработавшую свой собственный, не повторяющийся в других цивилизациях способ сосуществования народов. Здесь любое изменение общественного устройства является национальной проблемой не может быть сведено лишь к политической, социальной или экономической стороне (в этом отличие революции в России от других великих революций - в Англии и Франции). И обратно - решение любой проблемы национальной политики в России реализуется через изменение государственного устройства, экономического или социального порядка.

    Термин "национальный" мы применяем как условный, т.к. в Российской империи большинство народов, включая русский, находились на донациональной стадии развития общества и культуры, поскольку нация - продукт развитого буржуазного общества. Поэтому, строго говоря, в массовом сознании и политической мысли не было национализма. Он культивировался в узких кругах буржуазной интеллигенции, и за ним всегда стояли скрытые социально-политические интересы. Например, украинский национализм конца XIX в. создавался при активном участии русской радикальной интеллигенции, которая видела в нем оружие против царизма.

    В ходе борьбы с государством вот уже более века "национальный вопрос" - один из наиболее идеологизированных, он построен на мифах. И Российская империя, и СССР одними представляются как "тюрьма народов", другими - как земной рай "семьи народов". Оба эти мифа мешают познанию и пониманию.

    До Февраля 1917 г. сильных сепаратистских движений, имевших массовую поддержку, в Российской империи не было. Из 160 депутатов IV Государственной думы от национальных районов 150 поддерживали идею "единой и неделимой России". Тенденции ее распада возникли именно с разрушением "центра", с самоликвидацией монархии.

    Вопреки нынешним мифам, традиции собственной государственности нерусские народы на территории России, за исключением Литвы, не имели. Последние присоединенные к России Хива, Коканд и Бухара государствами в полном смысле не были, т.к. таких народов не существовало.

    Инерция распада нарастала в течение всего 1917 г. В конце его региональные политические группировки начали декларировать государственную независимость. Возникли республики Армения, Азербайджан, Грузия, Эстония, Латвия, Литва, Украина, Белоруссия, Башкирская автономия и казахская Алаш Орда. Большого влияния на этот процесс смена власти в Петрограде в октябре 1917 г. не оказала, хотя сам факт очередной смены центральной власти сепаратизму способствовала (1).


    История "собирания" России после распада 1917-1918 гг. показывает, что руководители Советского государства важность национальной политики оценивали правильно. Об этом говорят и интенсивность дискуссий и экспериментов, и даже накал страстей в этих дискуссиях. Теоретически вопрос, однако, был не разработан, и решения принимались исходя из тактических соображений (2).

    Основы национально-государственной политики Советского государства были сформулированы в "Декларации прав народов России" от 2 ноября 1917 г., в которой закреплялось: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмена всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

    Правом отделения прежде всего воспользовалась Финляндия. В декабре 1917 г. Советское государство признало ее независимость. Советское правительство признало и состоявшееся при Временном правительстве отделение Польши. В Финляндии произошла короткая, но ожесточенная гражданская война, в которой еще стоявшие там советские войска поддержали рабочее правительство. Вопрос был решен вводом германских войск. В июне 1918 г. из состава России вышла Тува, присоединенная к России по ее просьбе в 1914 г.

    Когда в государствах Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литвы существовала Советская власть, эти республики вступали между собой и РСФСР в тесные отношения, помогая друг другу в решении военных, экономических и других проблем. По декрету BЦИK "Об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом" подлежали объединению республиканские органы военной организации и военного командования, СНХ, наркоматы финансов, труда, путей сообщения. Для руководства этими отраслями создавались единые коллегии.

    В 1919 г. в Литве, а в 1920 году в Эстонии и Латвии, была утрачена Советская власть. В Закавказье в апреле 1920 г. провозглашается Азербайджанская ССР, в ноябре 1920 г. Армянская ССР, а в феврале 1921 г. - Грузинская ССР.

    Дальний Восток был оккупирован японскими войсками. Чтобы избежать столкновения, Советское государство пошло на создание в 1920 г. буферного государства - Дальневосточной республики (ДВР) с территорией к востоку от Байкала до Тихого океана, включая Сахалин и Камчатку. 27 апреля 1921 г. Учредительное собрание приняло Конституцию ДВР. Во многом повторялась Конституция РСФСР, но с демократическими добавками (были провозглашены свободы: собраний, печати, создания союзов и обществ; личность, жилище и переписка граждан объявлялись неприкосновенными; никто не мог быть наказан без суда). Когда Красная Армия освободила Дальний Восток от войск интервентов и белогвардейцев (25 октября 1922 г.), Народное собрание ДВР 14 ноября 1922 г. постановило передать власть Советам, отменило Конституцию и все законы ДВР и обратилось во ВЦИК с просьбой присоединить Дальний Восток к РСФСР. 15 ноября ВЦИК объединил Дальний Восток с РСФСР.

    В 1920 г. на территориях Хивинского ханства и Бухарского эмирата, находившихся до революции под протекторатом Российской империи, возникли Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика, с которыми РСФСР поддерживала тесные связи.

    В первой половине 1918 г. стали создаваться автономные республики на территории РСФСР. Появились Туркестанская, Таврическая, Донская, Кубано-Черноморская, Терская республики. Возникали они по инициативе местных советских и партийных органов в рамках прежних административно-территориальных единиц. Четкого правового статуса этих республик не было. Большая часть их перестала существовать в результате захвата их территорий интервентами и белогвардейцами. После освобождения они не восстанавливались (Туркестанская республика существовала до 1924 г.).

    В конце 1918 г. появляется Трудовая Коммуна немцев Поволжья. В 1919 г. - Башкирская и Крымская автономные республики. В 1920 г. были образованы: 8 июня Карельская Трудовая Коммуна, 24 июня Чувашская автономная область, 26 августа Киргизская (позже Казахская) АССР, 4 ноября Калмыкская и Марийская автономные области и Автономная область Вотякского народа.

    Это - фактическая формальная сторона дела. Более важно понять те принципы, что были реально положены в основу национально-государственного устройства Советской России, а затем и СССР. РСФСР, строение которой задало "матрицу" для всего последующего национального строительства, создавалась в чрезвычайных условиях революции и гражданской войны. Затем эта созданная под давлением обстоятельств структура была закреплена в не менее чрезвычайных условиях форсированной индустриализации и Второй мировой войны. Считать, что в этих условиях центральная власть исходила из неких "концепций" Маркса, Ленина или Сталина, по меньшей мере наивно. Ссылки на вождей, которыми оправдывались те или иные практические решения, служили, как правило, просто идеологическим прикрытием. Вырвав из контекста конкретной обстановки, у классиков марксизма можно найти взаимоисключающие заявления по национальном вопросу. Например, Сталин в нужный момент говорил, что право рабочего класса на власть выше права народов на самоопределение.

    Разумеется, анализ основных взглядов на национальный вопрос представляет интерес, но прямого отношения к данному курсу не имеет. Во всяком случае, ни Маркс, ни Ленин, не были "врагами наций". Сближение и слияние наций виделось ими как состояние далекого будущего и никогда не ставились как практическая задача. С другой стороны, большевики в принципе были за сильное, крупное, централизованное государство, так что самоопределение рассматривалось Лениным как нецелесообразное право.

    Рассмотрим ход советского национально-государственного строительства и причины выбора того или иного варианта решений.

    Надо сразу отвести спекуляции последних лет, которые представляют действия советских войск в 1918-1920 гг. на территории "независимых государств" как агрессию или часть "межнациональной войны". Сами эти государственные новообразования 1917-1918 г. были следствием политической нестабильности, а не выражением "народный чаяний" (3). В пределах бывшей Российской империи шла (на считая войны с Польшей) типичная гражданская война - политическая борьба с помощью оружия. Никакая сторона, будь то на Украине, на Кавказе или в Средней Азии, реально не воспринимала ее как агрессию (4). Создание РСФСР и затем СССР не было присоединением "побежденных наций".

    Учреждение РСФСР было провозглашено 25 октября 1917 г., при этом понятие "федеративная республика" не было разъяснено. В "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" уже сказано определеннее: РСФСР "учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик".

    Если отставить в сторону романтическое понятие "свободные нации", то смысл заключается в официальном сопряжении федерализма с национальностью . То есть, "ненациональные" территории из области федеративных отношений исключались. Поскольку национальные образования в составе РСФСР в начале 1918 г. занимали очень небольшое место, речь шла о том, что Россия как федерация на деле представляла собой унитарное государство с этническими автономиями. Термин "федерация" был привлекательным как символ, подчеркивающий отличие нового государства от Империи, а кроме того, он был достаточно неясным, чтобы не ограничивать центральную власть в поиске типа новой государственности. Само понятие федерации в начале века было разработано очень мало, оно стало объектом теоретических изысканий лишь после Второй мировой войны, когда и стали складываться нынешние федеративные государства.

    В Республике Советов отношения центра с губернскими Советами не были федеративными, под федерацией понимался, скорее, коммунализм - местное самоуправление. Однако само представление об РСФСР как федерации, включавшей многочисленные национальные автономии, стало стереотипом, который во многом повлиял на дальнейшее государственное строительство - было положено начало созданию этнополитических территориальных образований .

    В этой политике Наркомат по делам национальностей (нарком И.В.Сталин) испытывал сильное давление и справа, и слева. "Интернационалисты" требовали расширения прав автономий, а старые большевики обвиняли Наркомнац в том, что он "создает национальности" и разжигает национальные чувства, которых объективно нет. В мае 1920 г. была проведена "реорганизация" наркомата. Из представителей народов был создан Совет Национальностей, который был поставлен "во главе" Наркомнаца и стал "своего рода парламентом национальностей". Объем функций наркомата быстро расширялся - от политических и культурных задач к экономическим. В нем помимо национальных отделов появились и функциональные управления - сельского хозяйства, лесничества, армии и т.д., что вызывало нарастающие трения с другими наркоматами.

    В целом Наркомнац выполнил свою задачу - обеспечить поддержку Советской власти со стороны нерусских народов, вовлечь их в государственное строительство с постепенным усилением центральной власти и подготовить объединение республик в Союз (5). После образования СССР Наркомнац был ликвидирован, а Совет Национальностей стал второй палатой ВЦИК.

    Подход к самоопределению наций и федерации может быть понят лишь в контексте гражданской войны. Главная установка Советского государства была в том, что порожденный Февралем национализм не может быть подавлен. Единственный выход - овладеть этой стихией, соединить с социальными интересами масс через идею "пролетарского федеративного государства" и превратить в оружие в войне против белых и интервентов. Как минимум - нейтрализовать. Для этого были приняты требования самоопределения, выдвинутые рядом национальных движений, а также Всероссийским мусульманским съездом (май 1917 г.).

    Эта цель была достигнута, что стало одной из важных причин победы Советов в гражданской войне. Напротив, белые оттолкнули массу крестьян (своей позицией по вопросу о земле) и одновременно восстановили всех, в ком проснулось национальное чувство.

    Нечувствительность белых к национальному чувству была поразительной. На ходатайстве бурятов о самоуправлении колчаковский министр В.Пепеляев наложил резолюцию: "Выпороть бы вас". Напротив, горские народы Северного Кавказа вошли в РСФСР без войны. Сталин, выступая в 1920 г. на Съезде народов Дагестана, сказал: "Советское правительство считает шариат таким же правомочным обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию".

    Призвав на помощь войска Антанты, белые порвали и с русским патриотизмом. Завершив гражданскую войну, Советское правительство приступило к воссоединению народов России в виде СССР.

    На раннем этапе развития СССР (до середины 20-х годов) была сделана попытка остановить процесс огосударствления национальностей - кампания, известная как "районирование". Инициатором ее был Госплан (до него - комиссия ГОЭЛРО), задачей - изменить старое административное деление, доставлееся в наследство от Российской Империи в соответствии с задачами хозяйственного строительства и планирования. Побочной задачей было укрупнение территориальных единиц с целью повысить управляемость и снизить затраты на госаппарат.

    Попытка разделения территории не по национальным границам, а на экономические районы, сразу изменила бы административное устройство таким образом, что тенденция к огосударствлению этносов оказалась бы резко ослабленной (предлагалось даже сменить название Совета национальностей на Совет экономических районов ). Оказалось, однако, что эта попытка была преждевременной: сопротивление республик (особенно Украины) и автономий было таким сильным, что Госплан потерпел поражение.

    В наши дни представляет собой многогранную структуру, которая неразрывно связана с органами центральной власти и внутренними административно-территориальными субъектами. Собственно, принципы взаимодействия между составными единицами государства и центром являются тем фактором, который и определяет организационную форму. Сложность этих отношений, степень полномочий и суверенитетов обуславливает и характер управления страной. В современном мире организация государственного устройства все чаще ориентируется на демократические ценности. Особенно это проявляется на примере федеративных и национальных государств, где учитываются интересы разных групп населения.

    Общее понятие государственного устройства

    В теории государства и права существует несколько подходов к рассмотрению вопросов об устройстве государства. Как правило, большинство противоречий у специалистов вызывает определение данного института с точки зрения конкретных форм - например, федеративной или унитарной. Тем не менее считается общепринятым, что государственное устройство - это территориальная структура внутри страны, которая обуславливает ее разделение на составные части, а также раскрывает взаимоотношения между органами власти. Классификация форм устройства во многом определяется степенью суверенитета у отдельных образований внутри государства. Выделяют несколько разновидностей таких форм, но принципиальное разделение прослеживается между унитарными и Также стоит отметить формы, которые не относятся к государственному устройству. Например, в этом плане стоит выделить межгосударственные содружества, союзы и сообщества отдельных государств.

    Унитарное государство

    Данная форма устройства характеризуется тем, что ее составные формирования, то есть административные единицы не имеют признаков широкой автономии. Тем не менее сложная форма все-таки предусматривает возможность наделения образований собственным набором правам. Можно сказать, что унитарное государственное устройство - это организация структуры страны, при которой все составные части входят в одну иерархическую систему, подчиненную власти, но при этом не имеют собственного суверенитета. Наиболее простые примеры такого рода не предусматривают и административно-территориального деления как такового. Но это встречается нечасто - например, в таких небольших странах, как Сингапур и Мальта. И напротив, примеры стран со сложной унитарной формой могут предусматривать наделение составных единиц определенной автономией, которая может быть территориальной или экстерриториальной. В первом случае, к примеру, автономия может распространяться на отдельный регион или населенный пункт, а во втором - охватывать исключительно людей определенной национальности.

    Признаки унитарного устройства

    Как видно, унитарные формы могут иметь некоторые различия, но для более четкого понимания этого способа организации государства следует определиться с его признаками. Итак, унитарная форма государственного устройства стран характеризуется следующими чертами:

    • Органы власти формируются в виде единой системы, ориентированной на подчинение одному центру. При этом орган законотворчества может иметь только однопалатное устройство.
    • Государственная власть сконцентрирована в целом на уровне государства, а составные образования страны не имеют суверенитета, то есть они не самостоятельны и подчинены центру.
    • Единое гражданство.
    • Система законотворчества представлена одним уровнем. При этом единая конституция действует по всей стране.

    Региональная форма

    Перед тем как перейти к рассмотрению стоит выделить и переходную форму - региональную. В данном случае предполагается, что отдельные образования внутри государства могут иметь автономию, причем с широкими полномочиями. Это во многом роднит данную систему с федеративным устройством, но есть некоторые отличия. К примеру, региональное государственное устройство - это форма организации страны, при которой ее субъекты наделяются широкими правами, но все же зависят от центральной власти. Последний аспект может выражаться по-разному. Так, в некоторых странах значимые решения в административно-территориальных образованиях могут приниматься только Конституционный суд. Таким же образом осуществляется и контроль над составными частями государства. Во многих случаях сама автономия носит лишь номинальный характер. Но, есть и обратные примеры, где регионы в полной мере наделены возможностями формировать местные органы власти, администрации, издавать законодательные акты и т. д.

    Федеративное государство

    В отличие от унитарной формы, федерация предполагает наделение субъектов государства определенным суверенитетом, но в ограниченном виде. Такой способ организации также строится на распределении полномочий по управлению между региональными образованиями и центром. По характеру образования составных частей федеративное государство делится на три категории:

    • Административная федерация. В данном случае предполагается административно-государственное устройство, в котором все его внутренние образования формировались исходя из экономических, исторических, географических и других особенностей.
    • Национальная форма образования. В такой федерации субъекты разделяются по национально-лингвистическим признакам, которые обуславливают проживающие на территории страны народы.
    • Смешанная федерация. Также ее называют национально-территориальной формой, при которой формирование составных частей происходит с ориентацией на территориальный и национальный принципы разделения.

    Признаки федеративного государства

    Одним из главных признаков такой формы устройства является разделение объектов ведения и полномочий между основным и субъектами федерации. Следующий признак в некоторой степени вытекает из предыдущего - это двухуровневая структура органов власти. То есть устройство государственных органов власти в данном случае предусматривает федеральную ветвь и парламент субъектов, который имеет право на формирование местной администрации. Также отличить можно по двухуровневой системе законодательства. Это означает, что конституция и законодательная база находятся как на уровне центра, так и на уровне субъектов. В некоторых случаях составные части могут устанавливать местное гражданство - наряду с общефедеральным.

    Конфедерация

    Как уже отмечалось, если строго подходить к институту государственного устройства, то союзы не относятся к формам его организации. Тем не менее есть исключения, в ряд которых можно включить и конфедерацию. В данном случае государственное устройство - это форма союза нескольких стран, которая реализуется для достижения экономических, политических или других целей. Собственно, основанием для рассмотрения этой формы государственного устройства является возможность перехода союза в федерацию. При этом следует учитывать и вероятность его распада на несколько унитарных государств. Формы конфедерации известны по примерам формирования государственности Швейцарии, Германии и США. В разное время эти страны представляли собой союзы, которые позднее преобразовывались в полноценное государство.

    Признаки конфедерации

    В современном виде конфедеративные признаки государственного устройства достаточно разноплановы и нередко входят в противоречие с реальным положением дел. Например, та же Швейцария формально продолжает оставаться конфедерацией, а фактически давно характеризуется федеративным устройством. Так или иначе, среди классических признаков конфедерации отмечаются следующие:

    • Каждое государство, которое входит в союз, может иметь собственные вооруженные силы и органы власти. При этом на уровне центра формируются лишь высшие органы для координации составных частей.
    • Внутренние образования имеют суверенитет, который выражается во всей полноте государственной власти.
    • Все входящие в союз государства имеют свою конституцию и законодательные органы, а на высшем уровне принимается общая конфедеративная конституция. Однако, единого законодательного органа на уровне союза нет.
    • Гражданство конфедерации, как правило, не предусматривается.
    • При достижении собственных целей каждое государство может по своей воле выйти из союза.

    Что такое устройство?

    Становление государственности редко происходит без учета особенностей национальных суверенитетов разных народностей, которые проживают на территории страны. Такой способ организации может происходить и в унитарном, и в федеративном государстве. При этом наиболее близкой к национально-государственному устройству является именно федеративная форма организации, так как она с большей вероятностью предполагает наличие множества наций в пределах одной страны. То есть для понимания, что такое национально государственное устройство, следует ориентироваться на многонациональность сообщества. Как правило, так называют систему государств, в которых проживают граждане, представляющие разные национальности.

    Политический режим

    Под режимом государственного устройства понимается выражаемое в совокупности методов, форм и приемов реализации отношений в обществе. Также его можно рассматривать как способ формирования и действия политической системы. На сегодняшний день актуальны такие режимы государственного устройства, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Каждый из этих режимов характеризуется своими средствами осуществления власти, степенью привлечения к управлению граждан, отношением к правовым основам и т. д. Важно учитывать, что элементы формирования политического управления в рамках конкретного режима могут опираться на разные платформы, среди которых инструменты социологического, институционального, а также идеологического порядка.

    Формы правления

    Еще одним немаловажным элементом формы государства является способ правления. Именно он определяет, по каким принципам будут формироваться органы власти. Например, при монархии форма правления, государственный режим, государственное устройство и в целом организация власти полностью подчинены воле одного человека. И напротив, республика предусматривает участие в формировании устройства государства и системы правления со стороны общества и, в частности, каждого гражданина. В крайнем случае таким правом наделяются представительные учреждения, которые, в свою очередь, несут ответственность перед гражданским обществом.

    Заключение

    Формировался многие столетия, но и сегодня нельзя сказать, что есть однозначные подходы к оптимальной организации отношений между центральной властью и региональными субъектами. На данный момент государственное устройство государства предполагает несколько моделей, основными среди которых являются унитарные и федеративные формы. Каждая из них обладает своими характерными чертами, но есть и немало схожих моментов. Например, высшим органом законодательства в обоих случаях являются органы центральной власти. В то же время нельзя отрицать, что федерация обеспечивает более широкие возможности для самостоятельной организации управления субъектам в пределах их ведения.

    В принципах национально-государственного устройства Российской Федерации выражена концепция создателей Конституции РФ и их представления о способе тер­риториальной организации государственной власти в современной России.

    Основным принципом национально-государственного устройства Российской Фе­дерации является совмещение национальной и территориальной основ его структур­ной организации. Это выражается в том, что субъектами РФ провозглашаются не только национально-государственные образования такие как республика, автоном­ная область, автономный округ, но и административно-территориальные единицы: область, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

    По мнению специалистов, такая конструкция федеративного устройства Рос­сии далеко не бесспорна /7.с67/.

    Известно, что всякая федерация как форма национально-государственного ус­тройства является выражением и воплощением определённых отношений. Так, в Индии, Швейцарии, Канаде, Нигерии она - выражение межнациональных взаимоотно­шений. Напротив, в США, Бразилии, ФРГ, Мексике, Венесуэле она основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субьектов. Сов­мещение же сугубо территориального и национального принципов построения феде­рации означает неоднозначный подход к способу её существования.

    В Конституции РФ провозглашается, что Российская Федерация состоит из республик, областей, городов федерального значения, автономных областей, авто­номных округов - равноправных субьектов /8.с5/. Каким же образом может осущес­твиться равноправие между республикой и обычной областью? Ведь равноправие это равенство прав. Очевидно, что если республика обладает конституцией, своим за­конодательным органом, правительством, министерствами, то такие атрибуты не свойственны области. Поэтому в их статусе уже нет равноправия. Точно также ни о каком равноправии не может идти речи между краем и автономным округом, кото­рый входит в его территориальную организацию. Противоречия такого рода зало­женные в Конституции уже дали о себе знать, когда речь пошла о выборах губер­наторов областей и краёв, в которые входят автономные округа, поскольку не яс­но кто "главнее" губернатор области или президент автономной республики или области.

    Следующая проблема это несбалансированность представительства субьектов федерации в Совете Федерации Федерального собрания. Если депутаты от нацио­нально-государственных образований представляют волю своих народов, то волю кого выражает в Совете Федерации депутаты от краёв и областей, Москвы и Санкт-Петербурга? Очевидно, что не волю народов, а лишь населения, проживающе­го в их территориальных границах. Тогда это не согласуется со статьёй 5 Кон­ституции, провозгласившей равноправие народов, ибо русский народ представлен в верхней палате 114 депутатами, а все остальные - только двумя /7.с68/.

    Придав краям и областям статус субьектов Федерации Конституция РФ инсце­нировала стремление их властных структур поднять статус этих административ­но-территориальных единиц до уровня национальных республик. Сравнительно не­давно Россия пережила политический шок, когда руководство Уральской области (Екатеринбург) провозгласило свою республику и даже приняло Конституцию. При этом в Основном законе Уральской республики был сконструирован такой новый "этнический" феномен "народ Уральской республики", т.к. в статье 1 указанной конституции было провозглашено, что "единственным источником власти в Уральской республике является народ". С лёгкой руки авторов такой конституции могут появиться воронежский, рязанский, курский и т.д. народы.

    Администрация Иркутской области вышла с инициативой создания Законода­тельного собрания, предусмотренного Уставом области, оно призвано осуществлять законодательное регулирование по вопросам своей компетенции.

    Так администрация Иркутской области на практике реализует статью 5, зак­репляющую за краем, областью и т.д. право иметь своё законодательство.

    Таким образом Конституция РФ заложила правовую основу для появления в об­ластях России своих законов, а это неизбежно ведёт к огосударствлеванию облас­тей, образованию на территории РФ огромного количества маленьких государств /8/.

    Выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что совмещение национально­го и территориального принципов построения Российской Федерации, доведение статусов краёв, областей, городов федерального значения до статуса субъектов федерации, ставит российское общество в своеобразное положение.

    Следующим принципом является принцип своеобразного регионального разви­тия субьектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации совместно с общефедеральными органами решают широкий круг вопросов, вне пределов ведения Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, вне полно­мочий федерального собрания РФ и др. общефедеральных органов осуществляют соб­ственное правовое регулирование, включая принятие законов и других норматив­но-правовых актов, устанавливают самостоятельно свою систему органов государ­ственной власти, в соответствии с основами конституционного строя.

    Третий принцип - принцип равноправия и самоопределения народов - лежит также в основе национального построения РФ.

    Равноправие народа представлено в различных формах национальной государ­ственности - автономных округов, автономных областей, республик, в которые на основе волеизъявления самоопределился народ. В соответствии с Конституцией РФ они являются равноправными субьектами Российской Федерации. Причём согласно принципу равноправия и самоопределения народов, каждый из них на основе са­моопределения может избрать ту форму национальной государственности, которая адекватно выражает потребности его развития.

    Равноправие народов означает также свободное функционирование нацио­нального языка. Согласно ст.29 Конституции РФ не допускается пропаганда или агитация возбуждающая национальную ненависть и вражду, запрещается пропаганда национального или языкового превосходства.

    Четвёртым важнейшим принципом является равноправие тождественных субьек­тов РФ. В Конституции РФ говорится о равноправных субьектах применительно к республикам, краям, областям, автономным округам. Как уже говорилось выше, эти различные эти различные виды субьектов федерации не могут обладать равными правами. О равноправии может идти речь только применительно к тождественным субьектам Российской Федерации. Указанный принцип является ни чем иным как го­сударственно правовым выражением и воплощением равноправия регионов и соответ­ствующих народов, избирающих ту или иную форму своей национальной государ­ственности.

    И, наконец, пятым принципом, лежащим в основе Российской Федерации, яв­ляется принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудничество между со­бой /7.с68-70/.

    Конституция РФ исходит из идеи последовательной федерализации России. Суть российского федерализма выражена в Конституции 1993 г. следующим образом: федеративное устройство РФ основано на её государственной целостности, един­стве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субьектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Феде­рации.

    Немного об истории федерализма в России. Процесс объединения княжеств, земель, царств и ханств на Руси шёл разными путями в далёких столетиях, когда складывалось государство Российское, охватывая как добровольные союзы и при­соединения, так и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в го­сударство, спаянное во едино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами - экономическими, социальными и т.д. Однако Россия соз­давалось и развивалось как государство унитарное.

    Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался, хотя система управления не была примитивной, элементы автономии можно было найти и в Финляндии, и в Польше, а наместник царя на Кавказе по положению своему в регионе был выше министров.

    Основные законы царской России провозглашали, что во всём её простран­стве власть принадлежала государю.

    Федерализм вначале не признавался РСДРП. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей. В принципе партия выдвигала лозунг о самоопределении наций, входящих в состав государства, но не шла дальше тре­бований широкого областного самоуправления, особенно для местностей, отличав­шихся национальным составом населения. Ленин и его соратники пересмотрели поз­же своё отношение к федерализму. Решающую роль сыграл национальный фактор в борьбе за политическую власть. Ещё на кануне первой мировой войны РСДРП про­возгласила право наций на самоопределение, отделение, вплоть до образования новых государств. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что реше­ние вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесооб­разности /6.с28/.

    Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребова­ла радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за своё вы­живание, а усиление национализма и сепаратизма вело к тому, что от бывшей "е­диной и неделимой" отпадали целые регионы. Вышли из состава России Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, реальной становилась возможность отделения Украины, Белорусии, Грузии, Армении, Азербайджана. В этих условиях лоэунги федерализма стали спасительными для сохранения крупного государства.

    Третий Всероссийский съезд Советов заявил 25 января 1918 г. в Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа, что Советская Россия учреждается как федерация национальных республик. Такой подход в конечном итоге стал прин­ципом, которого придерживались все конституции созданного в 1922 г. Союза ССР.

    РСФСР была самой крупной союзной республикой по всем основным показателям: территории и числу населения, экономическому потенциалу и концентрации научных сил. На неё падали все основные тяготы и лишения, перенесённые стра­ной. Но из этого для РСФСР не следовало никаких привилегий. Более того, ста­тистика свидетельствует о сравнительном отставании темпов развития республики по многим параметрам.

    В РСФСР входило 16 автономных республик (из 20 во всём СССР), 5 автоном­ных областей (из 8) и все 10 автономных (национальных) округов. Взаимоотноше­ния РСФСР с автономными республиками имели некоторые федерально-юридические признаки. Верховный Совет РСФСР после принятия Конституции СССР, стал двухпа­латным органом, имевшим Совет Республики и Совет Национальностей. Конституция СССР не подлежала утверждению Верховным Советом РСФСР и т.д.

    И, всё же, если исключить особые права в сфере языка и национальной культуры, имевшимся у автономных областей, то во всём остальном РСФСР остава­лась унитарным государством /6.с29-30/.

    Всеобщий кризис в экономической, социальной, и политической сферах, раз­разившийся в СССР, вызвал подъём национального и сепаратистского движения. Бесконечное провозглашение "суверенности", "деклараций о суверенитете" поста­вили страну на грань развала и даже проведённый в марте 1991 г. всесоюзный ре­ферендум о сохранности СССР, где более 75% населения сказали "СССР-да" не спас её от краха.

    12 июля 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России, которая провозглашала идеи независимости и самостоятельности Россий­ского государства. В связи с заключением Федеративного договора в 1992 г. кон­ституционный строй РСФСР стал не только формально, но и фактически разви­ваться на принципах суверенной государственности.

    Существенное отличие нового подхода к принципам федерализма, как говори­лось выше, состоит в том, что он не ограничен сферой национальной политики, а выходит за её пределы.

    Федеративная природа Российской государственности отличается следующими признаками:

    1. Российская Федерация имеет конституцию, принятую путём всенародного голосования, что придаёт ей особую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в состав, имеют свои конституции, а край, области, город федерально­го значения, автономная область, автономный округ - свой устав и законода-

    тельство. В указанных актах закрепляется правовой статус РФ.

    2. Российская федерация обладает своей территорией, на которую распрос­траняется её суверенитет и в пределах пределах которой Конституция РФ и феде­ральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспе­чивает целостность и неприкосновенность своей территории.

    3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Наряду с этим, республики, входящие в состав Российской Федера­ции, также имеют своё гражданство.

    4. Российская Федерация имеет общие для всей федерации высшие органы го­сударственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждой республи­ки и действуют на территории всех республик. Это, разумеется, касается и всех других субьектов РФ.

    5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную систему, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

    6. Не только Российская Федерация, но и её субьекты имеют право внешних отношений с иностранными государствами, комерческими структурами, международ­ными организациями, реализуя при этом свои интересы.

    7. Отношения между Российской Федерацией и её субьектами строятся на раз­граничении их полномочий. Причем Конституция закрепляет исключительные полно­мочия Российской Федерации и совместную компетенцию РФ и её субьектов. Все же иные полномочия принадлежат субьектам РФ /7.с70-71/.

    Как видим, преемственность Конституции РФ в вопросах федерализма с препы­дущими Конституциями РСФСР сохраняется, хотя изменяет, уточняет и дополняет многие пункты.

    Суверенитет Российской Федерации и её компетенция.

    Российская Федерация - суверенное государство. Суверенитет РФ - свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самос­тоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внеш­ние функции государства.

    Суверенитет России получил своё правовое закрепление в Конституции РФ. В её нормах провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источни­ком власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3), суверенитет РФ распространяется на всю её территорию (ст.4), Конституция РФ и федеральные за­коны имеют верховенство на всей территории РФ (ст.4), РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключи­тельной экономической зоне.

    Суверенитет РФ характеризуется тремя неотъемлемыми чертами: Самостоя­тельностью государственной власти, её независимостью при осуществлении внут­ренних и внешних функций государства, дифференциированым содержанием государ­ственной власти, осуществляемой на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

    Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реа­лизует своё назначение без вмешательства в её деятельность негосударственных структур. Действуя на основе создаваемых ею правовых предписаний, она опреде­ляет государственно-правовое развитие общества и всю систему общественных от­ношений, имеющих юридическую значимость.

    Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотре­нию, без вмешательства других государств осуществляет внутренние и внешние функции РФ.

    Дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет её узурпацию со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц, придаёт не­зыблемый характер конституционному положению, соглано которому носителем суве­ренитета РФ является её многонациональный народ.

    Суверенитет РФ представлен в её компетенции. Компетенция РФ, т.е. круг её прав, обязанностей и предметов ведения получила конституционное закрепление в ст.4, 5, 11, 67, 71, 72, 76 и др.

    В области государственной, в её ведении находятся следующие вопросы: при­нятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблю­дением; федеральное устройство и территория РФ, установление системы феде­ральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их

    организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти и т.д.

    В области хозяйственного и социально-культурного строительства ведению РФ подлежат: федеральная государственная собственность и управление ею; установ­ление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономичес­кого, экологического, социального и культурного развития РФ; установление ос­нов единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия и т.д.

    В области правовой политики государства в исключительном ведении РФ яв­ляется: судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уго­ловно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское за­конодательство и др. отрасли права.

    В области внешних сношений, обороны и государственной безопасности веде­нию РФ подлежат: вопросы внешней политики и международных отношений, междуна­родные договоры, вопросы войны и мира. внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство и многое другое.

    Что касается полномочий РФ в области защиты прав и свобод гражданина и человека, то они сгруппированы в различных главах и статьях Конституции РФ. К её ведению относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражда­нина; гражданство в Российской Федерации;регулирование и защита прав нацио­нальных меньшинств; представление политических убежишь и т.д.

    Все политические полномочия находятся в исключительном ведении Россий­ской Федерации.

    В совместном же ведении РФ и её субьектов являются полномочия, указанные в статье 72 Конституции РФ. К ним относятся: вопросы обеспечения соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов других субьектов; разграничение государственной собственности; природопользо­вание и многое другое /7.с70-74, с103-144; 30.с30-45/.



Просмотров