Какая ситуация называется чрезвычайной. Чрезвычайная ситуация: определение. Чрезвычайная ситуация: характер, последствия, предупреждение. Поведение во время социального конфликта

сословно-представительная монархия, феод. монархия с сословным представительством, - форма феод. гос-ва, при к-рой относительно сильная королев. власть сочеталась с наличием сословно-представительных собраний (центр. и местных), обладавших совещательными, финанс. (разрешение налогов), иногда законодат. функциями. С. м. была обычной формой феод. гос-ва в Европе в период развитого феодализма, когда сложились общегос. сословия в масштабе целых стран (в Англии и гос-вах Пиренейского п-ова в 13-15 вв., во Франции в 14-15 вв., в Германии в 13-17 вв., в Чехии и Венгрии в 14-17 вв., в скандинавских странах и в Польше в 15-17 вв., в Рус. гос-ве в 16-17 вв. и др.). Складывание С. м., более централизованной формы феод. гос-ва по сравнению с гос-вом периода феод. раздробленности, было прогрессивным явлением. Необходимость гос. централизации диктовалась потребностями развития внутр. рынка (в масштабах целых стран или отдельных областей) вследствие роста городов, товарного произ-ва и обмена, изменением форм эксплуатации (гос. налогообложение), а также значительным обострением на этой почве клас. борьбы в деревне, борьбы за ренту и власть внутри класса феодалов, противоречий последних со складывавшимся гор. сословием. Складыванию сословных собраний предшествовали изменения в структуре местного управления: усиление влияния королев. администрации за счет ограничения власти отдельных феодалов и появление или укрепление органов местного самоуправления, строившегося по сословному признаку (гор. самоуправление, самоуправление свободных сельских коммун - во Франции, Испании, сословно-территориальных собраний сотен и графств - в Англии и др.). Главной опорой С. м. в период ее формирования и расцвета были обычно низшие и средние слои класса феодалов, нуждавшиеся в сильном гос. аппарате для наиболее эффективной эксплуатации крестьян в новых экономич. условиях. Активно поддерживали С. м. и горожане, стремившиеся к ликвидации феод. раздробленности, обеспечению безопасности торг. путей и обузданию крупных феодалов-сепаратистов, а также верхушка свободного крестьянства - там, где оно сохранилось (Англия, Швеция, Кастилия). Опираясь на эти слои населения, королев. власть обычно в ходе политич. борьбы с крупными феодалами и в ущерб их самостоятельности постепенно концентрировала в своих руках суд., воен. и финанс. власть, создавала относительно сильный суд. и адм. аппарат в центре и на местах, пополнявшийся выходцами из незнатных феодалов, клириков, а также горожан, способствовала возникновению общегос. законодательства и налогообложения. В условиях феод.-сословного строя центр. власть еще не могла обойтись без согласия сословий на сбор налогов, необходимых для содержания армии и гос. аппарата, а также на важнейшие внутри- и внешнеполитич. мероприятия. Поэтому централизация гос. аппарата в ходе создания С. м. сопровождалась созданием сословно-представительных собраний, являвшихся наиболее характерным признаком этой гос. формы (парламента в Англии с 1265, Генеральных штатов во Франции с 1302, кортесов в Испании с конца 12 - нач. 14 вв., риксдага в Швеции с 1435, ригсдага в Дании с 1468, сеймов в Польше, Венгрии, Чехии - с 14-15 вв., земских соборов в Русском гос-ве с сер. 16 в. и др.). Сословно-представительные учреждения существовали не только в общегос., но и в областном масштабе (напр., Провинциальные штаты во Франции). В Германии С. м. отличалась значительными особенностями. Ввиду того, что централизация власти там происходила в 13-17 вв. не в масштабе всей страны, но в границах отдельных территориальных княжеств, общеимперское сословное собрание - рейхстаг не имело реального политич. значения при отсутствии общеимперского суда, права, администрации, финансов. Сословные же собрания отдельных княжеств - ландтаги, напротив, играли значит. роль не как местные собрания, но как высшие сословные органы в масштабах этих княжеств. Общим для сословно-представительных учреждений было: отсутствие в них представителей широких нар. масс; подчиненная (особенно вначале) роль гор. сословия, представленного членами муниципалитетов; решающее влияние феод. элементов. В каждой стране сословные собрания имели свою специфику, к-рая отражала особенности ее экономич. и социально-политич. развития и вместе с тем определяла тип сложившейся там С. м. Дворянство выступало в этих собраниях или как единое сословие с одной палатой (Франция), или как две группы крупных и мелких феодалов, заседавших отдельно (пиренейские гос-ва, Польша, Чехия, Венгрия,.а также Англия, где низшее дворянство заседало вместе с городами). Духовенство могло быть представлено как сословие в целом (Франция, пиренейские гос-ва) или участвовало в собраниях в качестве крупнейших феодалов - вассалов короля (Англия, Чехия). В виде исключения в сословных собраниях участвовали депутаты свободного крестьянства (в Англии, Кастилии, Швеции). Гор. представительство зависело от общего развития и значения гор. сословия в стране. Там, где оно было достаточно сильным, его представители, составлявшие, как правило, особую палату в сословных собраниях, оказывали влияние на общую политику С. м. (во Франции, Кастилии, а также в Англии, где оно выступало в союзе с рыцарством). Там, где города были слабы, они не участвовали в сословных собраниях (Польша), или были в них представлены очень слабо (Венгрия, Швеция). Там, где представители разных сословий (особенно мелкие феодалы и горожане) действовали сплоченно, сословные собрания добились известной политической самостоятельности и налагали нек-рые ограничения на королев. власть в вопросах налогообложения, реже - законодательства. Однако эти ограничения не выходили за рамки защиты интересов феод. сословий (против отдельных злоупотреблений королев. власти). В других отношениях сословные собрания, напротив, поддерживали своим авторитетом королев. политику, особенно антикрестьянские мероприятия пр-ва. Чаще сословные собрания обладали лишь совещат. функциями. В целом они не ослабляли, но укрепляли гос. централизацию и королев. власть. Формой феод. гос-ва, сменившей С. м., была абсолютная монархия (см. Абсолютизм). Термин "С. м." был введен в употребление бурж. историками кон. 19 - нач. 20 вв. Не признавая клас. природы гос-ва, все они видели в С. м. одну из форм "правового" гос-ва. По мнению одних, в ней якобы осуществлялся "союз между королем и народом" в форме сотрудничества сильной королев. власти с "народным представительством" (как они трактовали сословные собрания). По мнению других, С. м. представляла собой "союз самостоятельных трех сословий под главенством короля", между к-рыми на условиях равноправия якобы делилась политич. власть. И те и другие видели в С. м. прямую предшественницу бурж. конституц. монархии 19-20 вв. и интересовались преемственностью между ними. Продолжением этих споров в совр. бурж. историографии служат концепции т. н. "корпоратистов" и "парламентистов". Согласно первой (более традиционной), С. м. возникла в процессе складывания общегос. сословий, их борьбы между собой и с королем. Сторонники этой концепции придают известное значение экономич. и социальным предпосылкам в формировании С. м. и подчеркивают важную самостоятельную роль сословных собраний (Э. Люс, И. де ла Гар, X. Кэм, Б. Уилкинсон, Р. Фавтье и др.). Представители "парламентистской" точки зрения (Ч. Макилвейн, М. Поуик, Г. А. Ханкинс, Г. Ричардсон, Г. Сейлс, О. Бруннер и др.) отрицают активную роль сословий и социальной борьбы в процессе складывания С. м. и главным ее создателем считают королев. власть, к-рая якобы сама организовала сословные собрания с целью дальнейшего укрепления своих политич. позиций. Эти собрания поэтому расцениваются как послушные орудия королев. власти, лишенные к.-л. самостоят. значения. "Парламентисты" рассматривают возникновение С. м. преим. в плане развития правовых и политич. институтов. И те и другие видят в С. м. надклассовый орган мира и порядка. Марксистская историография (исходящая при изучении С. м. из осн. положений учения Маркса, Энгельса, Ленина о гос-ве) исследует С. м. преим. в социальном аспекте, изучая конкретные проявления феод. природы С. м., воздействие клас. противоречий, клас. и сословной борьбы на возникновение и эволюцию С. м. Вместо традиционного термина "С. м." предложен термин "феод. монархия с сословным представительством", как более точно выражающий сущность этой формы гос-ва (подробнее см. в кн.: Е. В. Гутнова, Возникновение англ. парламента, М., 1960). Проблемы С. м. занимают большое место в работе Междунар. комиссии по истории представительных и парл. учреждений (при Междунар. комитете ист. наук). В России С. м. сложилась к сер. 16 в. с образованием Русского централизованного государства. Высшим сословно- представительным органом был Земский собор (первый бесспорный в 1549), имевший законосовещат. характер. Он состоял из Освященного собора и Боярской думы, представителей московского и уездного дворянства, купечества и посадских людей. В соборах 1611-13 участвовали представители служилых людей по прибору и гос. крестьян. Процедура его конституирования была неопределенной: или выборы участников на местах (нормы представительства не были зафиксированы), или приглашение из находившихся в Москве представителей различных сословий (при срочном созыве). Созывались соборы по инициативе пр-ва. На рассмотрение соборов выносились кардинальные вопросы внеш. и внутр. политики (вопросы войны и мира, выборов нового царя - при отсутствии прямых наследников, обсуждение законодат. кодексов, принятие мер против крупных клас. выступлений, введение экстраординарных налогов и т. д.). Расцвет деятельности соборов приходится на 10-е, 30-40-е гг. 17 в., время обострения клас. и внутриклас. борьбы и относит. слабости центр. гос. власти. В 1611-12 соборы были правительств. органом, противостоявшим польск. и швед. интервентам. Для периода формирования соборов и ранней их истории, а также постепенного свертывания их деятельности во 2-й пол. 17 в. (последний полный собор в 1653) типичны совещания представителей от отд. сословий, а также совместные заседания Боярской думы и Освященного собора. Органы местного управления, формировавшиеся по сословному принципу, появились ранее Земских соборов: в кон. 15 в. введено участие "лучших мужей" посадского и черносошного сел. населения в суде у наместников, в кон. 30-х гг. 16 в. началась губная реформа (завершилась в сер. 50-х гг.), передавшая сыск и суд по важнейшим уголовным делам в руки представителей местного дворянства (или посадских людей и гос. крестьян в р-нах, где отсутствовало светское феод. землевладение), в сер. 16 в. была проведена земская реформа Ивана IV (органы земского самоуправления закрепились впоследствии в нек-рых областях, в частности на Севере и в поволжских городах). В 1610-12 в нек-рых р-нах действовали областные сословно-представительные учреждения. Специфич. чертой С. м. в России (в сравнении с Зап. Европой) было преобладание центр. гос. власти самодержавия, опиравшегося на быстро развивавшийся центральный (система приказов - с сер. 16 в.) и местный бюрократич. аппарат. В бюрократич. аппарате со 2-й пол. 16 в. на смену наместникам приходят воеводы, сконцентрировавшие в 1-й пол. 17 в. всю суд., адм. и исполнительную власть на местах и полностью подчиненные приказам. В связи с этим резко падает значение органов гор. самоуправления (нек-рое их оживление произошло в 50-х - нач. 70-х гг. 17 в.), постепенно исчезает и губное самоуправление. Со 2-й пол. 17 в. начинается процесс формирования гос. строя рус. абсолютизма. Лит.: Кареев Н. И., Поместье - государство и сословная монархия ср. веков, СПБ, 1913; Ковалевский M. M., От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 1-3, М., 1906; McIlwain Ch. N., Constitutionalism ancient and modern, Ithaca (N. Y.), 1940; Cam Н. M., Marondiu A., St?kl G., Recent work and present views on the origins and development of representative assemblies, в кн.: Relazioni del X Congresso Internazionale di Scienze Storiche, v. 1, Firenzc, 1955 (библ.). См. также лит. при статьях об отдельных странах и в статьях о сословно-представительных учреждениях отд. стран (Парламент английский, Генеральные штаты, Земские соборы и др.). Е. В. Гутуова, В. Д. Назаров (С. м. в России). Москва.

Шпаргалка по истории государства и права России Дудкина Людмила Владимировна

27. Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты

Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами.

Доцент С. М. Казанцев считает, что сословно-представительная монархия в России не подразумевает отказа от абсолютизма, от неограниченно-монархической формы правления.

В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы .

Предпосылки сословного представительства в России.

1. Экономические предпосылки : к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась:

1) появились мануфактуры;

2) расширялись торговые отношения с Западом.

Однако экономический подъем государства происходил на фоне расширения бюрократического аппарата , а значит, увеличения государственных расходов на его поддержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований.

Царь находит выход в представительстве торговых людей в земских соборах, тем самым обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества, поступление необходимых средств при организации ополчения.

2. Политические предпосылки :

1) внешнеполитические – земские соборы как новый высший орган государства, в который входили представители бояр, дворянства, а также городского населения, но только имущие его части появились в связи с возросшей необходимостью поддержания крупных внешнеполитических мероприятий (ведения войны, торговых отношений с иностранными государствами и др.). Посредством представительных органов царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы;

2) внутригосударственные – восстание горожан в Москве в 1549 г. послужило первым толчком к созыву Земского собора примирения. Царь и его приближенные тем самым рассчитывали на успокоение протестующих, как бы привлекая к управлению в государстве не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. Земские соборы включали царя, Боярскую думу, духовенство (Освященный собор), а также представителей от дворянства, верхов посадских людей (купечество).

Особенности сословно-представительной монархии в России :

1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;

2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;

3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;

4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;

5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.

Немаловажным фактором, выделяющим сословное представительство в России, является также опричнина как особый период правления Ивана Грозного , в течение которого террор против всех слоев населения был наиболее жесток. В период опричнины все учреждения или органы, так или иначе не угодные царю, распускались либо вообще уничтожались.

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

5.1. Сущность и характерные черты С точки зрения социологии, конфликт – это столкновение сторон, возникающее вследствие различия их положения в обществе и обусловленное противоречивостью интересов, целей и ценностей. Он является результатом развития (обострения)

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

7.1. Современный терроризм: истоки и характерные черты В общественном сознании сложилось достаточно устойчивое мнение, что терроризм так же стар, как мир. Однако это не вполне соответствует действительности, поскольку стар не терроризм, а насилие, вызывающее у людей

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

6.3. Экономические и политические основы конституционного строя В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества.

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

36. Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности Правовое определение самодержавия содержится в артикуле 20: «Его Величество – самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах отчет дать не должен; но силу и власть имеет свои

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

1. Римское публичное и частное право. Понятие и характерные черты Римское право - право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.Право в объективном смысле - совокупность правовых норм, в субъективном смысле - право, принадлежащее субъекту

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

67. Каковы характерные черты процедуры в судах Европейского Союза? Наряду с признаками, указанными выше (две стадии процедуры, возможность участия генеральных адвокатов в делах, рассматриваемых Судом, и др.), необходимо отметить ряд других существенных аспектов,

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

9. Черты монархии в Древнерусском государстве Древнерусское государство строилось на тех же принципах и по тому же образцу, что и все остальные европейские государства, имея отличительные черты - некоторые особенности, которое оно переняло у Византии. Одной из

Из книги Римское частное право автора Косарев Андрей Иванович

ЕВРОСОЮЗ: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ Евросоюз радикально отличается от любых других международных организаций целым рядом характерных черт и особенностей.1. ЕС обладает собственной системой институтов, которые самостоятельно осуществляют полномочия, входящие в

Из книги Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации автора Кашепов Владимир П.

Из книги Международно-правовые модели Европейского Союза и Таможенного союза: сравнительный анализ автора Морозов Андрей Николаевич

4 Общие понятия. Иски. Характерные и особенные черты римского права Общие понятияРассматривая некоторые общие понятия римского права, следует, по нашему мнению, поставить вопрос о возможности использования их современной интерпретации. В частности, можно ли говорить об

Из книги автора

1.1. Значение, характерные черты, правовое регулирование деятельности судебной власти Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации выполняет три самостоятельные функции: законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10).Конституция РФ включает

Из книги автора

2.4. Основные институты и характерные черты судебной системы России Законодательное регулирование судебной системы как конституционного установления, а именно как совокупности судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией, задачами и целями их

Из книги автора

Глава 1. Правовая природа и характерные черты межгосударственной интеграции в Европейском Союзе и Таможенном

Из книги автора

§ 4. Виды международно-правовых актов и характерные черты международно-правового инструментария Таможенного союза и ЕврАзЭС Виды и характерные черты международно-правовых актов Таможенного союза обусловлены спецификой этого межгосударственного интеграционного

Из книги автора

§ 5. Особенности и характерные черты имплементации международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в Таможенном союзе Вопросы имплементации международных обязательств, т. е. реализации предписаний, установленных международно-правовыми актами,

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Сословно представительная монархия. Среди особых политических форм средневековых государсв выделяют:

1. Раннефеодальное государство

2. Государство периода феодальной раздробленности

3. Сословная монархия -- 2стадии

4. Абсолютная монархи--- централизованного государства

Для выработки определения форм учитывают: временные хаарактеристики политической эволюции, стпень централлизации, силу монархии или активность общественных сил.

Средневековое общество демострирует бесспорное обладание принципа монархического упраления на любом этапе, даже в условиях феодальной раздробленности, когда наблюдается крайнее рассредосточение политической власти. Что касается республиканского устройства, то оно получило распространение в условиях государственной децентраллизации, было связано как правило с развитием города и имело временный характер, вслучае если централлизаторские тенденции одерживали вверх. Примером являются итальянские города-республики, на Руси Новгород и Псков. Общегосударственное республиканское устройство имело только Швейцарская конфедерация. В средневеков государстве мы наблюдаем параллельное существование центральной власти, и власти на местах. Подобный дуализм, политической структуры был присущ самой природе феодализма, в котором собственность на землю или на орудия труда, могла быть реализована только с помощью внеэкономического принуждения, главным средством которого была совокупность политических прав. Дуализм политической структуры оформился с окончательным установлением феодального способа произвосдтва, т.е. на завершающем этапе ранне-феодальной государственности. Будучи связаным обратной зависисотью, власть наместах и центральная власть, неизбежно вступаил в противоречия, динамика и исход которого определялись этапом феодального развития, и конкретной исторической ситуацией. Факторы способствовавшие централизации:

1. Развитие городов и товарно денежных отношений – сословия горожан поддерживало короля в своей борьбе с сеньорами, а развитие товарно-денежных отношений вел к нарушению хозяйственной замкнутости и готовило экономическое единство.

2. Изменение в расстановке сил внутри господствующего класса, поддержка центральной власти мелкими и средними феодалами.

3. Усиление роли государства в решении классовых задач, угнетение зависимого крестьянства.

4. Служба феодалов в наемной армии, и государственной власти, давало доступ к той части феодальной централизованной ренты, которую аккумулировало государство.

5. Внешние события (войн, борьба с захватчиками)

Централизация была выражена в следующем:

1. Усиление королевской власти сопровождалось развитием ее прерогатив публично-правового характера, в противовес сеньориальной основе- сюзеренитет заменятся на суверинетет.

2. Тенденция к замене выборной власти короля наследственной властью.

3. Создание бюррократического аппарата.

4. Обретение права высшей судебной власти. Выработка общегосударственого права, король становится источником права.

5. Король перестает рассматриваться как частное лицо, и не приносит оммаж

6. Создание наемной армии.

Однако процесс централизации и усиления монархии не устранил дуализм социально политической струкуры. Другая тендеция в образовании новой формы государства – образование сословии, т.е. общественных групп с определенными юридическими правами и обязанностями. В феодальном обществе есть классовое и сословное деление. Оценка класса имеет выраженные экономические характеристики –роль в производстве, отношение к средствам производства. А оценка сословий в сфере правовых признаков и юридического положения группы в обществе.Но классовое и сословное деление связано. Классовые различия проявляются чере сословные, и таким образом юридически закрепляются в обществе. Сословие более подвижно чем клаасс, оно могло возникнуть не одновременно с классом и не в результате эволюции этого класса. ПРиобретение юридического статуса той или иной общественной группой, являлось логическим закреплением, ее социально-эконосмического класса. Сословие могло изменить свой юридический статус, увеличив сумму привелегий, однако насколько именно определялось классовым делением, т.е. принадлежит ли сословие господствующему классу. Например, горожане добивались определенных прав, но не уровнялись с дворянами. Индивидуальные контракты верности службы, верности и повиновения, протекции постепенно вытесняются и дополняются связью государя с автономными корпоративными группами и сословиями. Контакты монарха с сосоловиями были разными, от частного договора до диалога с сословно-представительными учреждениями. Проявление процесса централлизации и оформление и косолидация сословий примерно совпадают по времени. Таким образом сословная монарзия это форма госудратсва, в которой дуализм политической структуры свойственный феодализму характеризовался специфическим распределением суверенитета между государем и сословной группой, при этом сословия имели право на диалог с монархом в соответствии с их местом в социальной иерархии. Сосоловная монархия как форма госудраственности соответствовала начальному этапу централизации, предварительному по отношени к абсолютизму.

Отличие сословной от абсолютной:

1. Прри абсолютизме отсутствет прямой дележ политической власти с основными группами феодалов.

Сходства:

1. При абсолютизме сохраняется сословная структура и дуализм политической структуры, хотя и с явным перевесовм на стороне монархии.

2. Установление абсолютизма не исключало рецидивов феодальной анархии, временного ослабления монархии, временного возрождения сословной- представительных органов. Сдругой стороны на этапе сословной монархии центральной власти не были чужды попытки самодержавной политики, кончавшееся у становлением зависимости сословно-представительных учреждений или свертывание на время их деятельности.

3. Уже на этапе сословной монархии закладываются такие решающие рычаги абсолютной монархии, как: постоянная армия, система постоянных налогов. Действенный и достаточно разветвленный исполнительный аппарат.

4. Существовала анология в механизме действия этих государственных форм, связанное со спецификой расстановки классовых сил в обществе. Абсолютизм использовал противостояние дворянство- буржуазия, а сословная монархиня – дворянство - горожане

Существует две формы государственного правления: республика и монархия.

Сословно-представительная монархия это форма феодальной монархии, при которой власть правителя сочетается с органами сословного представительства.

Западно-европейские сословные органы в основном сформировались в XII–XV вв.

Смотри; Таблица. Европейские сословно-представительные органы

В XVI-XVII вв. сословно-представительная монархия сменяется абсолютизмом.

В России органами сословного представительства были Земские соборы .

Земский собор собрание, созванное царем для обсуждения важных вопросов жизни страны и состоявшее из высших церковных иерархов («Освящённый собор»), бояр (Боярская дума) и высокопоставленных чиновников (думных дворян и дьяков и начальников приказов, дворецкого, казначея и др.), а также в ряде случаев дворян, горожан (в XVII в.) и казаков (представители Земли) .

Первый созыв –1549 г. или 1550 г.

Последний:

- 1653 г. полноценный, когда присутствовали все сословия собора (о принятии в состав России Левобережной Украины);

- 24.04.1682 (для утверждения царем Петра I), 26.05.1682 (для утверждения царями Петра I и Ивана V)или 1683-1684 гг. вечном мире с Польшей)– когда были приглашены только представители определенных сословий.

В состав соборов XVI в. включались лица по своему служебному положению и принадлежащие к тому сословию, чей вопрос рассматривался. Государь сам перечислял те сословия, которые он хотел бы видеть на соборе.

Соборы XVII в. созывались по царским грамотам, рассылавшимся по городам к воеводам или губным старостам, с призывом прислать в Москву выборных людей для совета (от горожан, казаков и дворян).

Вскоре выборные люди уже не представляли определенную местность, а только информировали царскую власть о положении дел на местах (XVII в.) .

Смотри: Таблица. Типы вопросов, решавшихся на Земских соборах в России в XVI-XVII вв.

Российские Земские соборы середины XVI–XVII вв. следует сравнивать не с современными им западноевропейскими представительными учреждениями, а с теми же органами XIII–XV вв. Потому, что сословно-представительная монархия формируется в период образования централизованных государств и помогает монархам укрепить их власть. В Европе это – XIII–XV вв.

В России Земские соборы появились при Иване IV, пытавшимся уничтожить последние уделы, а в XVII в. земские собрания помогали восстановить ослабленную в результате Смуты центральную власть.

Общие черты российских и европейских сословно-представительных органов :

1. Отсутствие четких законов (хартий), регулировавших созыв и деятельность представительных органов. Исключение – Англия.


2. Условная сословная представительность из-за отсутствия представителей крестьянства . Исключение – Испания.

3. Принятие решений о внешнеполитической, налоговой и законодательной деятельности, как правило, одобрявших решение монарха .

Особенности Земских соборов:

1. Отсутствие четкой организационной оформленности . В Европе «третье сословие» составляло отдельную палату, в России выборные делегаты обсуждали вопросы по группам («статьям»): стольников, московских дворян, стрельцов и и.д. А Освященный собор и Боярская дума функционировали как в составе от земского собора, так и независимо от него.

2. Земские соборы – условные органы сословного представительства из-за окончательного оформления сословий только во 2/2 XVIII в. (в Жалованных грамотах Екатерины II).

3. кратковременность существования: 100 лет (1549/1550–1653 гг.) или чуть более 130 лет (1549/1550–1684 гг.) .

Пройдя процесс легитимации, т.е. получив общественную поддержку, монархия перестала опираться на Земские соборы и Патриарх Никон посоветовал Алексею Михайловичу их больше не созывать, т.к. «умаляют они достоинство царское». Со второй половины XVII в. начинает формироваться и оформляется в начале XVIII в. абсолютная монархия.

форма феодального государства, представлявшая собой промежуточную ступень между монархией периода феодальной раздробленности и абсолютизмом (см.). С.-п. м. сложилась в ряде европейских стран на той стадии развития феодализма, когда объективные законы развития общества вы-. звали со стороны значительной части господствующего класса острую потребность в преодолении феодальной раздробленности и создапрп централизованного государства. Экономическими предпосылками, вызвавшими переход к С.-п. м., были прежде всего развитие товарно-денежных отношений, ремесла, рост городов, борьба средних и мелких феодалов против крупных и необходимость в создании централизованного государственного аппарата для подавления эксплуатируемых масс. В условиях феодальной раздробленности нельзя было обеспечить дальнейшее развитие торговли и ремесла и разрешить ряд других задач, которые стояли перед господствующим классом феодального общества. Разумеется, в зависимости от конкретных условий, в которых находилась та или другая страна, С.-п. м. приобретает различную организационную структуру.

Характерной чертой С.-п. м. является то, что монархи, стоявшие во главе феодальных государств, в своей деятельности пытались опереться на представительство не только от господствующего класса феодалов (светских и духовных), но и свободных от крепостной и других форм зависимости горожан (гл. обр. купечества).

Стремление монархов в борьбе против крупных феодалов усилить свою власть встречало энергичную поддержку со стороны свободного городского населения (купцов и ремесленников), а также средних и мелких феодалов. При таких обстоятельствах создавались сословно-представительные учреждения, как, напр., в России Земские соборы (см.), во Франции Генеральные штаты (см.), в Англии парламент, в Испании кортесы и т. п., которые созывались монархами для одобрения их мероприятий по созданию армии, бюрократической системы управления, введению налогов и т. п.

Господствующей силой в сословно-представительной монархии становится дворянство (мелкие и средние феодалы). Особенно явственно это руководящее положение дворянства видно в Русском государстве. Русские цари, начиная с Ивана IV, в своей борьбе против крупных феодалов (княжат и бояр) опирались в первую очередь на поместное дворянство, а также на посадских людей (купцов и ремесленников).

При С.-п. м. феодальная раздробленность полностью не преодолевается. Сохраняет еще известное значение феодальная курия, т. е. совет крупных феодалов (напр., Боярская дума в России), не ликвидирована полностью дворцово-вотчинная система управления.

В Русском государстве С.-п. м. образуется при Иване IV, когда был созван первый Земский собор. Высшей степени развития она достигает в первой половине 17 в. Во второй половине этого века, начиная с царствования Алексея Михайловича, С.-п. м. сменяется складывающимся в Русском государстве абсолютизмом.



Просмотров