Выполнение положений конвенции о правах ребенка по защите прав и законных интересов детей в республике беларусь. Правовые средства обеспечения реализации международных обязательств по защите прав ребенка в Республике Беларусь

Белорусский журнал международного права и международных отношений 2004 — № 3

международное право — права человека

ИМПЛЕМЕНТАЦИОННЫЕ МЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА 1989 г.

Олег Старовойтов

Старовойтов Олег Михайлович — преподаватель кафедры международного права факультета международных отношений Белорусского государственного университета

1.Понятие и содержание национальной имплементации международных норм, закрепленных в Конвенции о правах ребенка

В международном праве для обозначения понятия "осуществление" норм международного права используется термин "имплементация". Термин употребляется в широком и узком смысле. В первом случае он означает все меры по реализации международно-правовых норм, во втором — их осуществление во внутригосударственной сфере. Большинство юристов-международников (А. С. Гавердовский, И. И. Лукашук, В. Ю. Калугин и др.) рассматривают термин "имплементация" в широком смысле и понимают под ним процесс воплощения в жизнь нормативных предписаний международного права как внутри государства, так и на международном уровне 1 . Совокупность средств, используемых государствами в целях осуществления предписаний норм международного права, принято именовать механизмом имплементации. Для него, как и для самого процесса имплементации, характерным является тесное взаимодействие правового и институционного начал, с одной стороны, и наличие международного и национального уровня функционирования — с другой 2 .

Национальная имплементация норм международного права представляет собой процесс реализации этих норм государством на своей территории в отношении всех лиц, находящихся под его юрисдикцией. При этом данный процесс рассматривается как сочетание правотворческой и организационной деятельности государства, направленной на обеспечение выполнения его международных обязательств. Имплементационный механизм каждого конкретного государства обладает как специфическими признаками, зависящими от особенностей внутренней правовой системы, так и общими признаками, характерными для любого государства. К последним, по мнению белорусского ученого В. Ю. Калугина, относятся правовые средства обеспечения выполнения международных обязательств на внутригосударственном уровне, система государственных органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств, а также национальная правоприменительная практика 3 . Что касается выбора путей (средств) реализации международно-правовых норм, то в международном праве утвердилось правило о том, что это относится к компетенции государства, если только сами нормы не определяют способ своего применения 4 .

Следует отметить, что в международном праве достаточно широкое распространение получила практика включения в международные договоры специальных положений, определяющих порядок их имплементации. Особенно активно она используется при разработке международных соглашений в области прав человека. "Создавая международные акты о правах человека, — отмечает В. В. Гаврилов, — государства изначально пошли по пути включения в их состав особого блока имплементационных норм, задачей которых являлось обеспечение максимальной унификации действий отдельных стран по их реализации. Использование государствами подобных юридических средств имплементации было вызвано необходимостью достижения единообразного понимания сущности и содержания актов о правах человека и претворения их в жизнь на внутригосударственном уровне" 5 .

В настоящее время практически все международные документы о правах человека предусматривают обязательства государств регулировать соответствующие отношения на основе определенных правил, закрепляемых в этих актах. Не является исключением и Конвенция о правах ребенка, которая содержит общие меры по имплементации ее положений. Согласно статье 4 государства обязуются принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления признанных в Конвенции прав. При этом в отношении экономических, социальных и культурных прав они должны принимать такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества. Закрепление в статье 4 различных подходов к имплементации гражданских и политических прав и социально-экономических и культурных прав отразило преобладающую в то время (70—80-е гг. XX в.) концепцию о специфике последних как прав, которые государства должны реализовывать постепенно, по мере возможности. Государства также обязуются "широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей" (ст. 42) и обеспечивать широкую гласность подготовленных Комитету по правам ребенка докладов в своих собственных странах (ст. 44(6)). В дополнение к вышеуказанным положениям общие имплементационные обязательства государств установлены в статье 2: "Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации…", а также в статье 3(2), которая предписывает государствам обеспечить ребенку защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.

Из анализа вышеуказанных статей следует, что государства, кроме законодательных и административных, должны принимать и другие меры для наиболее полной реализации прав детей, закрепленных в Конвенции. При этом определение соответствующих способов имплементации оставляется за самими государствами. Вместе с тем важную роль играет Комитет по правам ребенка, который посредством представления государству заключительных замечаний на его периодические доклады определяет, все ли соответствующие имплементационные меры были приняты. Кроме того, Комитет разъяснил и уточнил положения статей 4, 42 и 44(6) в Руководящих указаниях, касающихся формы и содержания докладов государств 6 , а также в Замечаниях общего порядка о роли независимых национальных институтов по правам человека в поощрении и защите прав ребенка, и об общих мерах по имплементации Конвенции 7 . Так, в Руководящих указаниях, касающихся первоначальных докладов, Комитет подчеркнул важность приведения государствами своего национального законодательства и политики в соответствие с положениями Конвенции, целесообразность создания механизмов на национальном или местном уровне для координации политики, касающейся детей, и для мониторинга за имплементацией Конвенции (пар. 9). Эти положения были детализированы в Руководящих указаниях, касающихся периодических докладов (пар. 12—23). В Общих комментариях Комитет определяет широкий ряд мер, необходимых для эффективной имплементации: от пересмотра внутригосударственного законодательства, создания координационных и контролирующих механизмов и структур (государственных и независимых) до сбора всеобъемлющих статистических данных, распространения знаний о правах ребенка и подготовки специалистов в этой области, разработки политики, программ и услуг в целях осуществления Конвенции. Данные документы Комитета по правам ребенка призваны оказать помощь государствам в определении основных направлений деятельности по реализации положений Конвенции.

Таким образом, под национальной имплементацией международных норм, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, следует понимать правовую и организационную деятельность государства по реализации этих норм на внутригосударственном уровне. Данная деятельность осуществляется через национальный механизм имплементации, представляющий собой совокупность правовых и институциональных (организационно-правовых) средств обеспечения выполнения международно-правовых обязательств государства. При этом свобода выбора государством средств реализации в определенной степени ограничивается наличием имплементационных мер, предусмотренных Конвенцией.

Республика Беларусь 28 июля 1990 г. ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, которая вступила для нее в силу 31 октября 1990 г. Ратифицировав Конвенцию, страна тем самым приняла на себя обязательства по имплементации норм данного международного договора в свою национальную правовую систему.

Вышесказанное позволяет выделить следующие средства по реализации международных стандартов прав ребенка, действующие в Беларуси: 1) правовые средства (приведение национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции); 2) институциональные средства (создание государственных органов по контролю за осуществлением международно-правовых обязательств и внесудебной защиты прав детей; приведение в соответствие со своими международно-правовыми обязательствами судебной и административной практики); 3) просветительская и образовательная деятельность по распространению знаний о правах ребенка (при всей важности такой деятельности для достижения наиболее полной реализации прав детей, она не будет анализироваться в статье в силу того, что предусмотренные ею меры не носят правового характера).

2.Правовые средства обеспечения реализации международных обязательств по защите прав ребенка в Республике Беларусь

Правовую основу национального механизма имплементации международного права составляет национальная система нормативного обеспечения, которая, как отмечает В. Ю. Калугин, состоит из нормативных правовых актов общего характера (о соотношении международного и внутригосударственного права, о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров, об осуществлении правотворческой деятельности, компетенции государственных органов в области имплементации) и национальных правовых актов, принимаемых в целях обеспечения реализации международных обязательств по конкретным международным договорам (имплементационные правовые акты) 8 .

В основе законодательного имплементационного механизма Республики Беларусь лежат нормативные положения Конституции (ст. 8) и законов "О международных договорах" 1998 г. 9 и "О нормативных правовых актах" 2000 г. 10 Согласно статье 15 Закона "О международных договорах" общепризнанные принципы международного права и нормы вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь являются частью действующего на ее территории права. При этом нормы права, содержащиеся в таких договорах, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие республики на обязательность для нее соответствующего международного договора. Аналогичное положение содержится в статье 20 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь". Данные статьи предусматривают возможность непосредственного применения самоисполнимых норм международного договора национальными правоприменителями в случаях, когда нет необходимости в дополнительном национальном регулировании. Вопрос о том, в каких случаях принимаются меры по приведению законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами, регулируется статьями 21 и 22 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь". В соответствии со статьей 21 "в случаях, когда для реализации международных обязательств Республики Беларусь требуется имплементация норм вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь на внутригосударственном уровне, нормотворческими органами (должностными лицами) Республики Беларусь принимаются (издаются) соответствующие нормативные правовые акты". Такие нормативные правовые акты, согласно статье 22 Закона, принимаются (издаются) в случаях, если: договоры, устанавливающие обязательства, регулируют вопросы, относящиеся к сфере законодательного (нормативного) регулирования, но не урегулированные законодательством республики; выполнение договорных обязательств невозможно без принятия соответствующего нормативного акта; участники международного договора договорились о принятии (издании) соответствующих национальных нормативных правовых актов.

Восприятие (рецепция) национальным законодательством норм международных договоров может происходить с использованием следующих способов: инкорпорации, трансформации, а также общей, частичной или конкретной отсылки 11 . При этом они могут применяться как отдельно, так и совместно. Например, положение о неотъемлемом праве каждого ребенка на жизнь, закрепленное в статье 4 Закона "О правах ребенка", полностью инкорпорировано из статьи 6(1) Конвенции о правах ребенка. Ряд статей Закона "О правах ребенка" рецептируют международно-правовые нормы с помощью трансформации. Так, в соответствии со статьей 27(1) Конвенции о правах ребенка государства "признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка". В связи с этим статья 8 Закона сформулирована следующим образом: "Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития". Частичная отсылка предусмотрена в статье 38 Закона "О правах ребенка": "Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, предусматривающие более полную защиту прав и интересов ребенка, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора" 12 .

Таким образом, Республикой Беларусь признается, что международно-правовые нормы, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, являются частью действующего законодательства. Более того, предусматривается возможность прямого применения этих норм в сфере внутригосударственной деятельности. Последний тезис подтверждается и Законом "О правах ребенка", который путем частичной отсылки устанавливает возможность непосредственного действия положений Конвенции (ст. 38).

Основополагающим правовым актом, регулирующим права и свободы граждан Республики Беларусь, и соответственно детей, является Конституция. Вместе с общими нормами о правах человека и гражданина она содержит специальные положения, непосредственно касающиеся защиты прав ребенка. Статья 32 Конституции провозглашает, что брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. В ней признается, что ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей 13 .

Основным правовым актом, непосредственно регулирующим права детей, является Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" 1993 г. (в редакции от 25 октября 2000 г.) 14 . По замыслу его разработчиков Закон носит концептуальный характер, формулирующий основные права детей и устанавливающий систему мер и действий по их защите. Его положения развиваются и конкретизируются в отраслевом законодательстве, законах и подзаконных актах, касающихся отдельных вопросов защиты прав детей. Закон, состоящий из 40 статей, закрепляет правовой статус ребенка как субъекта правоотношений, определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его права и обязанности, обязанности юридических и физических лиц по защите детства.

В статьях 4—37 Закона непосредственно перечисляются права детей. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (ст. 4), право на достойный уровень жизни (ст. 8), право на здоровое развитие, на охрану и укрепление здоровья (ст. 5). Важное положение о недискриминации детей содержится в статье 6, согласно которой все дети имеют равные права "независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей".

Закон гарантирует ребенку право на гражданство (ст. 7), на имя (ст. 20), на защиту чести и достоинства (ст. 27), на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции (ст. 28), на свободу объединений (ст. 26), на определение отношения к религии (ст. 10). Немаловажное значение имеет закрепленное за ребенком право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, при этом особо подчеркивается право каждого ребенка, способного формулировать свои взгляды, свободно их выражать по всем затрагивающим его вопросам, причем взглядам ребенка должно уделяться надлежащее внимание в соответствии с его возрастом (ст. 11). Гарантированное статьей 11 право ребенка на получение, хранение и распространение информации дополняется правом на защиту от информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 22(2)). Согласно Закону государство должно обеспечивать неприкосновенность личности ребенка, предоставить ему защиту от всех форм насилия и эксплуатации (ст. 9). При этом лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического или психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган (ст. 9(3)).

В Законе регулируются права ребенка в семье или в альтернативной окружающей обстановке и связанные с этим правоотношения: право на проживание в семье (ст. 15), ответственность семьи за ребенка (ст. 17), право на социальную защиту семьи государством (ст. 21), права ребенка, проживающего отдельно от родителей (ст. 16), оставшегося без попечения родителей (стст. 29, 30), право на жилище, на имущество (стст. 18, 19). Отдельно закреплены права детей на труд (ст. 24), отдых (ст. 25), образование (ст. 23), на приобщение к национальной и мировой культуре (ст. 22). Законом регламентируются также права ребенка в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях: права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития (ст. 31), права детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф (ст. 32), право на неучастие в вооруженных конфликтах (ст. 33), права детей-беженцев (ст. 34), права ребенка при привлечении его к ответственности (ст. 35), соблюдение прав ребенка в специальных воспитательных учреждениях (ст. 36), право на защиту от насильственного перемещения, похищения, торговли в любых целях и форме (ст. 37).

Особо следует отметить признание за ребенком права самостоятельно выступать в защиту своих прав. Согласно статье 13 в случае нарушения его прав ребенок имеет право обращаться с заявлениями в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет — в суд с заявлением о защите своих прав и интересов, а также осуществлять защиту прав и интересов через своих законных представителей. Начиная с четырнадцатилетнего возраста ребенок имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

В Законе закреплены и обязанности детей, которые включают обязанность соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности (ст. 14).

Так как принятие Закона "О правах ребенка" во многом явилось следствием ратификации Беларусью Конвенции о правах ребенка, представляется обоснованным провести сравнительный анализ нормативных положений этих документов. Общая характеристика Закона позволяет сделать вывод, что в нем закреплены основные положения Конвенции, хотя об абсолютном соответствии говорить нельзя. Прежде всего, следует отметить, что в Законе не в полной мере отражен принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, зафиксированный в статье 3 Конвенции. В нем также отсутствуют такие закрепленные в Конвенции права, как право на сохранение своей индивидуальности (ст. 8), право на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию (ст. 39), права ребенка, принадлежащего к этническим, религиозным, языковым меньшинствам или коренному населению (ст. 30). С другой стороны, в Законе предусмотрена защита прав детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф (ст. 32), чего нет в Конвенции. Решение проблемы, возникающей в связи с более благоприятным регулированием в Законе по сравнению с договором, дано в статье 41 Конвенции, указывающей, что ею не затрагиваются любые положения, которые в большей степени способствуют осуществлению прав ребенка и содержатся в законе государства-участника.

Кроме того, анализ содержания ряда статей Закона позволяет говорить о необходимости их развития и дополнения с целью более полного соответствия международно-правовым нормам, закрепленным в Конвенции. Так, на наш взгляд, статью 5 Закона, касающуюся права на охрану и укрепление здоровья, следовало бы дополнить положением о праве ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического либо психического лечения, на периодическую оценку такого лечения, как это предусмотрено статьей 25 Конвенции. Закон непосредственно не предоставляет ребенку право на социальное обеспечение, как это закреплено в Конвенции, а вместо этого говорит о социальной защите семьи со стороны государства (ст. 21). Вероятно, следовало бы отдельно зафиксировать данное право ребенка как субъекта правоотношений в этой области.

К недостаткам Закона можно отнести исключение из состава органов, обеспечивающих защиту прав и интересов ребенка, положения о создании специальных органов охраны детства (ст. 3 Закона). Формирование таких органов было предусмотрено статьей 4 Закона в редакции 1993 г. С 1999 г. формируется система органов охраны детства 15 . Их создание предусмотрено и в Национальном плане действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004—2010 гг. (пар. 26) 16 .

Вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости приведения Закона "О правах ребенка" в полное соответствие с Конвенцией и дополнить его рядом прав (таких, как право на сохранение своей индивидуальности, право на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию, права ребенка, принадлежащего к меньшинствам или коренному населению), а также внести уточнения в некоторые закрепленные в нем права, в частности, касающиеся права на охрану и укрепление здоровья, права на социальное обеспечение, а также прав ребенка при привлечении его к ответственности с акцентом на создание системы ювенальной юстиции.

Закон "О правах ребенка" не является единственным документом, регламентирующим права детей в Беларуси. Специальные нормы по правам ребенка содержатся в отраслевых нормативно-правовых актах: Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Уголовном, Уголовно-процессуальном, Гражданском кодексах и др. Отдельные права ребенка регулируются также специальными законами, такими, как Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2003 г., Закон "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" 1992 г. (в редакции 2002 г.), Закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь" 1999 г. Помимо упомянутых законов, в сферу национального законодательства по правам ребенка входят положения из иных нормативно-правовых актов Республики Беларусь, например законов "Об образовании", "О здравоохранении", "О гражданстве", "О беженцах", "О социальной защите инвалидов" и др. Из достаточно большого количества подзаконных актов следует выделить Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004—2010 гг., принятый Советом Министров Республики Беларусь в 2003 г., а также учрежденную Указом Президента в 2001 г. президентскую программу "Дети Беларуси" на 2001—2005 гг. 17 В данных документах отражены основные направления государственной политики в отношении охраны детей и защиты их прав на ближайшие годы.

Проведенный анализ позволяет говорить о том, что в республике ведется достаточно активная работа по совершенствованию белорусского законодательства с целью его приведения в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка. Положено начало созданию правовой базы по защите прав детей, основу которой составляет Закон о правах ребенка. Вместе с тем в законодательстве не в полной мере отражен закрепленный в Конвенции подход всесторонней защиты прав ребенка. В частности, не получил четкого юридического закрепления принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка. С учетом вышесказанного представляется возможным выделить следующие направления нормотворческой деятельности, требующие дальнейшего регулирования: проблемы насилия и жестокого обращения в отношении детей, сексуальной и экономической эксплуатации; вопросы социального сиротства; охрана здоровья (в частности, защита детей от несчастных случаев и травм, право на экологическое здоровье); создание системы ювенальной юстиции и др.

3.Институциональный механизм реализации международно-правовых стандартов по правам ребенка в Республике Беларусь

Внутригосударственный институциональный (организационно-правовой) механизм имплементации представляет собой совокупность органов государства, осуществляющих правообеспечительную деятельность в целях реализации норм международного права. Государства в законодательном порядке определяют систему специальных органов имплементации и в общих чертах регламентируют обязанности по имплементации всех государственных органов, в чью компетенцию входят вопросы, регулируемые международными договорами. При реализации обязательств, вытекающих из конкретного международного договора, компетенция государственных органов определяется на основании полномочий, возложенных актами национального законодательства, устанавливающими юридический статус того или иного органа, а также в случаях, когда наряду с уже существующими функциями и задачами на государственный орган дополнительно возлагается обязанность по реализации договора в целом или какой-то его части 18 .

В Республике Беларусь реализацией международно-правовых норм занимаются различные по статусу, полномочиям, характеру деятельности органы государства 19 . Согласно статье 16 Закона "О международных договорах Республики Беларусь" общие меры по обеспечению исполнения международных договоров Республики Беларусь принимают Президент, Национальное собрание и Совет Министров. Иные государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Республики Беларусь, должны обеспечивать выполнение обязательств, принятых по этим договорам (ст. 16(2)). В соответствии со статьей 15 вышеупомянутого Закона Министерство иностранных дел обязано в пределах своей компетенции оказывать содействие таким органам. В отдельных случаях Президент, парламент и Совет Министров могут принимать решения об определении государственных органов (должностных лиц), ответственных за исполнение международных договоров или координирующих это исполнение (ст. 16(1)). Так, Указом Президента Республики Беларусь № 106 от 18 марта 1996 г. в целях соблюдения Конвенции о правах ребенка в республике создана Национальная комиссия по правам ребенка 20 . Ее задачами являются: осуществление в республике государственной политики в отношении детей; контроль за соблюдением прав детей, закрепленных в Конвенции о правах ребенка и белорусском законодательстве; координация деятельности государственных органов и общественных организаций по защите прав и интересов детей и др. Кроме того, принятые в целях реализации Конвенции о правах ребенка нормативно-правовые акты закрепляют полномочия отдельных государственных органов по обеспечению выполнения их положений. Так, Законом "О правах ребенка" предусмотрено, что защита прав ребенка должна обеспечиваться местными исполнительными и распорядительными органами, прокуратурой и судом, а координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации положений Закона должна осуществляться Министерством образования Республики Беларусь (ст. 3). Механизм реализации и контроля за ходом выполнения Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004—2010 гг. включает Национальную комиссию по правам ребенка, Министерство образования, Министерство труда и социальной защиты, облисполкомы, Минский горисполком и другие республиканские органы государственного управления. В системе Министерства образования создаются органы охраны детства, которые обеспечивают государственные гарантии по реализации прав детей, закрепленных в Конвенции о правах ребенка и национальном законодательстве.

Таким образом, на основании действующего законодательства представляется возможным определенно установить государственные органы и должностные лица, ответственные за имплементацию Конвенции о правах ребенка. Основным специальным органом является Национальная комиссия по правам ребенка. Однако за прошедший период она не зарекомендовала себя как эффективный инструмент по реализации прав детей. Комитет по правам ребенка в своих заключительных замечаниях отметил, что Национальная комиссия фактически имеет статус консультативного органа и рекомендовал Беларуси учредить постоянный орган по координации процесса реализации и мониторинга прав ребенка на национальном и местном уровнях. Кроме того, Комитет обратил внимание на отсутствие независимого национального института по правам ребенка, такого, как уполномоченный по правам ребенка, и призвал республику создать такой механизм 21 .

В последнее время, особенно после принятия Конвенции о правах ребенка 1989 г., многие страны начали создавать специальные органы в целях поощрения прав детей и наблюдения за их осуществлением, такие, как уполномоченные (омбудсмены) или комиссары по правам ребенка. В Декларации и Плане действий "Мир, пригодный для жизни детей", принятых Генеральной Ассамблей ООН в 2002 г., содержатся обязательства государств по созданию таких национальных органов, как уполномоченные по правам ребенка (пар. 31) 22 .

Подробный анализ деятельности существующих омбудсменов в этой области проводится в подготовленных ЮНИСЕФ сборниках "Институт уполномоченных по правам ребенка" 23 и "Независимые институты по защите прав детей" 24 . Такие институты либо существуют в качестве самостоятельных органов, либо входят в структурные подразделения омбудсменов по правам человека. С 1981 г., когда Норвегия впервые учредила пост специального омбудсмена по правам ребенка, подобные институты появились более чем в 40 странах мира 25 .

В деятельности уполномоченных по правам ребенка выделяют ряд основных функций: защита прав конкретного ребенка и представительство его интересов; расследование дел по индивидуальным жалобам детей; наблюдение за осуществлением законодательства, касающегося защиты интересов детей; внесение рекомендаций в государственные органы по изменению законодательства в области охраны прав детей; содействие повышению информированности о правах ребенка как самих детей так и взрослых; действие в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями; представление докладов о проделанной работе и о положении дел в вопросе соблюдения прав ребенка и др. Конечно, не во всех ныне действующих ведомствах омбудсменов ведется работа сразу по всем вышеперечисленным направлениям. Так, в Бельгии (фламандские провинции) основной функцией омбудсмена является работа с индивидуальными жалобами, подаваемыми либо самими детьми, либо от их имени. В Норвегии уполномоченный по правам ребенка наряду с защитой интересов отдельных детей представляет интересы норвежских детей в целом. Шведский омбудсмен не обладает полномочиями по рассмотрению конкретных дел и работает по упрочению и расширению прав и интересов всех детей.

Для эффективной деятельности омбудсмена необходимо как минимум соблюдение следующих условий. Во-первых, это независимость омбудсмена: невмешательство правительства в его деятельность; свобода выражения своих взглядов по поводу влияния проводимой государственными органами политики на положение детей; право самостоятельно определять направления деятельности своего ведомства. Это условие трудноосуществимо в случаях, когда ведомство по правам ребенка создается исполнительным органом власти и подотчетно ему. Отсутствие ведомственной независимости является серьезным препятствием в ситуации, когда требуется оспорить правительственную политику и практику, особенно если это касается министерства, в состав которого входит данная служба. Во-вторых, это непосредственный контакт с детьми: человек, занимающий данный пост, должен быть легкодоступен для детей, информация о его работе должна излагаться языком, рассчитанным на детей, и распространяться через средства массовой информации.

Как показывает опыт государств, создавших у себя институты уполномоченных по правам ребенка, наличие данных ведомств является важным механизмом защиты прав и интересов детей. Так, в Норвегии уполномоченный содействовал принятию законов о запрещении телесных наказаний детей, об обеспечении прав детей, находящихся на лечении в больнице, и повышении возраста, с которого молодые люди могут привлекаться к суду. Благодаря шведскому омбудсмену в стране был создан парламентский комитет, занимающийся вопросами насилия в отношении детей. В Исландии на основе докладов омбудсмена о содержании детей в тюремных заведениях было принято решение о создании специальных реабилитационных центров для несовершеннолетних правонарушителей.

Что касается Беларуси, то сложившаяся система органов, на которые возложены функции по соблюдению и защите прав детей (органы образования, здравоохранения, социальной защиты, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратура и др.) свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Контроль в подавляющем большинстве случаев осуществляется органами исполнительной власти за собственными действиями или действиями учреждений, подчиненных данным органам. К тому же он носит узковедомственный характер: лишь в рамках компетенции ведомства. На наш взгляд, уполномоченный по правам ребенка своей деятельностью мог бы дополнить уже существующие формы и средства обеспечения прав ребенка в качестве национального независимого механизма правовой защиты детей путем осуществления независимого контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления по обеспечению прав детей, детских учреждений в части обеспечения прав детей; защиты ребенка, чьи права нарушены органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами; содействия восстановлению нарушенных прав ребенка. С учетом вышесказанного представляется целесообразным предусмотреть создание в Беларуси подобного института.

Вопрос о введении поста омбудсмена по правам детей в стране обсуждается с 1998 г. Национальным центром законопроектной деятельности был подготовлен проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О правах ребенка", в котором отдельный раздел был посвящен созданию института уполномоченного по правам ребенка. Однако данный проект не был реализован. В связи с решением о создании в Беларуси уполномоченного по правам человека было предложено учредить пост специального представителя по правам ребенка в качестве структурного подразделения. Но на данный момент в подготовленном законопроекте такое положение отсутствует. На наш взгляд, наиболее приемлемым вариантом является принятие отдельного закона об омбудсмене по правам ребенка, что предусмотрено и Национальным планом действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004—2010 гг., в котором прямо предусмотрена разработка такого закона (пар. 17).

Таким образом, можно выделить определенные меры правового и организационного характера, которые необходимо осуществить Беларуси для более эффективной реализации Конвенции о правах ребенка. В их числе: совершенствование национального законодательства в части соответствия принципам и положениям Конвенции; создание действенного механизма по обеспечению надлежащей защиты прав детей с введением института уполномоченного по правам ребенка.

1 Калугин В. Ю. Механизм имплементации международного гуманитарного права. Мн., 2003. С. 91—92; Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: Учебник. М., 2001. С. 201.
2 Гаврилов В. В. Международный механизм контроля за имплементацией универсальных актов о правах человека // Московский журнал международного права. 1995. № 4. С. 27.
3 Калугин В. Ю. Механизм имплементации норм международного гуманитарного права на внутригосударственном уровне // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2000. № 1. С. 18.
4 Лукашук И. И. Международное право: Общая часть. С. 203—204.
5 Гаврилов В. В. ООН и права человека: механизмы создания и осуществления нормативных актов. Владивосток, 1998. С. 92.
6 См.: Руководящие указания, касающиеся формы и содержания первоначальных докладов, которые должны представляться государствами-участниками в соответствии с пунктом 1(а) статьи 44 Конвенции. UN Doc.CRC/C/7, Annex III; Руководящие указания, касающиеся формы и содержания периодических докладов, которые должны представляться государствами-участниками в соответствии с пунктом 1(b) статьи 44 Конвенции. UN Doc. CRC/C/58.
7 См.: Committee on the Right of the Child. General Сomment 2. The Role of Independent National Human Rights Institutions in the Protection and Promotion of the Rights of the Child. UN Doc. CRC/GC/2002/2. 4 October 2002; General Сomment 5. General measures of implementation for the Convention on the Rights of the Child. UN Doc. CRC/GC/2003/5. 3 October 2003.
8 Калугин В. Ю. Механизм имплементации международного гуманитарного права. С. 277.
9 Закон о международных договорах Республики Беларусь в редакции Закона от 8 июля 1998 г., с изм. и доп. от 16 июня 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 59. 2/176.
10 Закон о нормативных правовых актах Республики Беларусь от 10 января 2000 г., с изм. и доп. от 4 января 2002 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 7. 2/830.
11 См.: Калугин В. Ю. Механизм имплементации международного гуманитарного права. С. 283—286.
12 Закон Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" от 19 ноября 1993 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 103. 2/215.
13 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Мн., 1997.
14 Закон Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" от 19 ноября 1993 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 103. 2/215.
15 Положение об органах охраны детства в Республике Беларусь: Приказ Министерства образования Республики Беларусь № 743 от 14 декабря 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 12. 2/114.
16 Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004—2010 гг. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 1. 5/13558.
17 Президентская программа "Дети Беларуси" на 2001—2005 гг.: Указ Президента Республики Беларусь № 281 от 24 мая 2001 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 51. 1/2686.
18 Калугин В. Ю. Механизм имплементации международного гуманитарного права. С. 288.
19 Имплементация норм международного права во внутригосударственное право / Под ред. Л. В. Павловой. Мн., 2001. С. 38—46.
20 Положение о Национальной комиссии по правам ребенка // Сборник декретов и указов Президента Республики Беларусь / Сост. В. Л. Бразовская. Мн., 1996. С. 117—121.
21 Committee on the Rights of the Child. Concluding observations of the Committee on the Rights of the Child: Belarus. UN Doc. CRC/C/15/Add.180. 13 June 2002.
22 Доклад Специального комитета полного состава по положению детей. Генеральная Ассамблея: Офиц. отчеты. 27-я спец. сессия. Доп. 3 (A/S-27/19/Rev.1). Нью-Йорк, 2002. С. 7—33.
23 Институт уполномоченных по правам ребенка // Дайджест основных сведений по важнейшим проблемам в области прав ребенка, ЮНИСЕФ. М., 1997.
24 Independent institutions protecting children’s rights. Innocenti Digest N 8. Florence: UNICEF Innocenti Research Centre, 2001.
25 Ibid. P. 3.

Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44 25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года 2 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49 Статья 2 1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. 2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Статья 14 1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии. 2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и, в соответствующих случаях, законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка. 3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц. Статья 29 1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на d подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения Статья 30 В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Вопросы совести и религиозных организаций в Республике Беларусь

Такой интерес неслучаен. Ведь хорошо известно, что религия является той силой, которая объединяет людей, она обладает огромным пацифистским.. Каким образом может государство в своей деятельности организовать.. Становление специфической для Беларуси толерантности и веротерпимости возможно рассматривать как исторически..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Международные документы Всеобщая декларация прав человека
Международные документы Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А III Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года Статья 2 Каждый человек должен обладать всеми п

Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим, 4 ноября 1950 года Правительства, подписавшие настоящую Конвенцию, являющиеся членами Совета Европы, принимая во внимание Всеобщую деклараци

Международный пакт о гражданских и политических правах
Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А XXI Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступление в си

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Извлечения Хельсинки, 1 августа 1975 года VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, рели

Итоговый документ Мадридской встречи
Итоговый документ Мадридской встречи. года представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящ

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Провозглашена резолюцией 36 55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года Генеральная Ассамблея, пр

Итоговый документ Венской встречи
Итоговый документ Венской встречи. года представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихс

Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ
Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Извлечения Копенгаген, 29 июня 1990 года 9. Государства-участники подтверждают, что 9.4 - каждый человек имеет право

Парижская хартия для новой Европы
Парижская хартия для новой Европы. Извлечения Париж, 21 ноября 1990 года Новая эра демократии, мира и единства Права человека, демократия и верховенство закона Мы подтверждаем, что без какой-либо д

Документ московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ
Документ московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. Извлечения Москва, 3 октября 1991 года 28. Государства-участники считают важным защищать права человека и основные свобод

Хартия европейской безопасности
Хартия европейской безопасности. глава III, пар.19, глава IV, пар.44 19. Мы вновь подтверждаем, что уважение прав человека и основных свобод, демократии и верховенства закона занимает центральное м

На пути к подлинному партнерству в новую эпоху
На пути к подлинному партнерству в новую эпоху. Извлечения Будапешт, 6 декабря 1994 года Декларация будапештской встречи на высшем уровне Глава IV 37. Государства-участники не будут использовать во

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Страсбург, 1 февраля 1995 года Государства - члены Совета Европы и другие государства, подписавшие настоящую рамочную Конвенцию, принимая во вни

Декларация о ликвидации всех форм расовой Дискриминации
Декларация о ликвидации всех форм расовой Дискриминации. Принята на Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, Дурбан, Южная

Программа действий по осуществлению Декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации
Программа действий по осуществлению Декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Принята на Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной

Девятая встреча Совета Министров
Девятая встреча Совета Министров. декабря 2001 года РЕШЕНИЕ 1 БОРЬБА C ТЕРРОРИЗМОМ MC 9 .DEC 1 Corr.1 Государства-участники ОБСЕ не отступят перед угрозами террористов, а будут бороться с ними, исп

Десятая встреча Совета Министров
Десятая встреча Совета Министров. декабря 2002 года РЕШЕНИЕ 6 ТОЛЕРАНТНОСТЬ И НЕДИСКРИМИНАЦИЯ MC 10 .DEC 6 Совет министров, ссылаясь на Решение 5, принятое Советом министров на его девятой встрече

Одиннадцатая встреча Совета Министров
Одиннадцатая встреча Совета Министров. декабря 2003 года IV. Решения Совета Министров РЕШЕНИЕ 4 03 ТОЛЕРАНТНОСТЬ И НЕДИСКРИМИНАЦИЯ MC.DEC 4 03 Совет Министров, признавая, что уважение прав человека

Нормативно-правовая база Республики Беларусь Конституция Республики Беларусь
Нормативно-правовая база Республики Беларусь Конституция Республики Беларусь. года с изменениями и дополнениями Опубликована в газете Звязда от 27 ноября 1996 г. Статья 15. Государство ответственно

Гражданский кодекс Республики Беларусь извлечения
Гражданский кодекс Республики Беларусь извлечения. Статья 44. Понятие юридического лица 1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или операти

Уголовный кодекс Республики Беларусь
Уголовный кодекс Республики Беларусь. июля 1999 г. N 275-З Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года Изменения и дополнения Закон от 8 мая 2002 г.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Принят на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Беларусь десятого созыва 6 декабря 1984 г. СЗ БССР, 1984 г N 35, ст.505 Те

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. июля 1999 г. N 278-З Принят Палатой представителей 3 июня 1999 года Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года Изменения и дополнения Закон от 8 мая 20

О всеобщей воинской обязанности и военной службе Закон Республики Беларусь от
О всеобщей воинской обязанности и военной службе Закон Республики Беларусь от. ноября 1992 г. N 1914-XII Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г N 29, ст.501 Изменения и дополнения

О порядке определения нерабочих дней для верующих нехристианских религий в связи с их праздниками
О порядке определения нерабочих дней для верующих нехристианских религий в связи с их праздниками. Учитывая, что верующие всех религиозных конфессий пользуются одинаковыми правами на праздничные не

Постановление Совета Министров Белорусской ССР
Постановление Совета Министров Белорусской ССР. июля 1980 г. 255 О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в Белорусской ССР Изменения и дополнения Пост

Закон Республики Беларусь О массовых мероприятиях в Республике Беларусь
Закон Республики Беларусь О массовых мероприятиях в Республике Беларусь. Настоящий Закон устанавливает порядок организации и проведения в Республике Беларусь собраний, митингов, уличных шествий, де

Возникновение церквей евангельских христиан баптистов в Беларуси П.И.Осененко
Возникновение церквей евангельских христиан баптистов в Беларуси П.И.Осененко. Через всю историю церкви прослеживается стремление многих верующих к искреннему служению и исполнению воли Бога. Верую

Иудаизм в Беларуси Ю.М.Дорн
Иудаизм в Беларуси Ю.М.Дорн. Традиционный иудаизм пришел в Беларусь с первыми евреями, которые начали селиться на белорусской земле, начиная с середины XIV века. Первые документальные свидетельства

Еворовский
Еворовский. Религиозная веротерпимость является знаковой социокультурной характеристикой белорусского народа как в современной фазе его существования, так и на всех этапах исторического развития. Н

Новые религиозные организации в Беларуси классификация и причины распространения в молодежной среде Н.А.Кутузова
Новые религиозные организации в Беларуси классификация и причины распространения в молодежной среде Н.А.Кутузова. Новые религиозные организации НРО активизировались в нашей стране в 90х годах.

Родителям о правах ребенка

Каждый ребенок приходит в этот мир беспомощным, беззащитным, уязвимым. Его жизнь, здоровье, благополучие зависят от окружающих его взрослых людей. Если дети растут в атмосфере любви, понимания, защищенности, то во взрослой по жизни они создают вокруг себя такую же благополучную среду с уважением и терпением относятся к окружающим людям, к своим детям. Общество, которые мало заботится о достойной жизни подрастающего поколения, не имеет будущего. Проблема прав ребенка, забота о его жизни, полноценном развитии, образовании и воспитании стали сегодня общечеловеческими.

Уже в детстве ребенок приобщается к ценностям общества, в котором он живет. В этот период необходимо развивать у детей самоуважение и уважение к окружающим людям. На основе данных понятий базируется осознание своих прав, прав окружающих людей, а в целом формируется правовая культура будущего гражданина общества. Образование в области прав человека является важным элементом утверждения в обществе нравственных ценностей.

Организация Объединенных Наций 1995-2004 гг. объявила десятилетием в области прав человека. Изучение их стало неотъемлемой частью образования во многих странах мира. С начала 90-х гг. в Республике Беларусь также обсуждается проблема прав ребенка, обращается внимание на необходимость формирования у детей правовой культуры. Словосочетание "права ребенка" стало распространенным в нашей жизни.

Идея соблюдения прав человека волновала людей еще с древних времен. Принципы их равенства, достоинства личности, ненасилия отразились во многих религиях мира - буддизме, индуизме, христианстве. Мысль же о необходимости защиты детей возникла в конце XIX- начале XX в. Положение их во многих странах в этот период было очень тяжелым, и общество заговорило о правах ребенка.

В 1917 г. великий педагог, представитель свободного воспитания К.Н. Вентцель предложил вариант Декларации прав ребенка. Примерные требования этой декларации были сформулированы в 18 параграфах. Приведем некоторые из них: "каждый ребенок имеет право на существование, т.е. ему должна быть обеспечена определенная совокупность жизненных условий..."; "каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований..."; "ребенок во всех возрастах своей жизни в своей свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком"; "каждый ребенок может свободно выражать в письменной или устной форме свои мнения и мысли в той же степени, в какой этим правом пользуются и взрослые люди..."; "ни один ребенок не может быть подвергнут никакому наказанию".

В 1923 г. Международный союз спасения детей составляет и утверждает Декларацию о правах ребенка, которая состояла из пяти пунктов и раскрывала основы благосостояния детей и принципы их защиты.

В 1924 г. 5-я Ассамблея Лиги Наций в Женеве подписала Декларацию прав ребенка, где была отражена идея особой заботы о детях. Обстановка после Второй мировой войны в области прав человека во многих странах была катастрофической. Первым международным актом деятельности ООН в этом на-правлении стала Всеобщая Декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948г. Данный день объявлен днем прав человека во всем мире. "Всеобщая Декларация явилась первым в истории международным документом общего значения о правах человека, подчеркивающим необходимость всеобщего соблю-дения элементарных прав личности, демократических прав и свобод для всех и содержащим перечень этих прав и свобод".

В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой провозглашаются социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Принятие Декларации было связано с их тяжелым положением. Большим спросом пользовался дешевый детский труд, увеличивалось количество малолетних проституток. Декларация прав ребенка обратила внимание общества на эти проблемы. Взрослые осознали, что даже временные ухудшения условий жизни ребенка могут нанести непоправимый урон его развитию. "В Декларации в форме десяти принципов представлен Кодекс благополучия каждого ребенка без всяких исключений... Десять принципов этой Декларации представляют собой первую попытку международного сообщества выделить особую роль глобальной проблемы прав ребенка. Они сыграли важную роль в привлечении мирового общественного мнения к проблемам прав детей и условий их жизни.

Как и во всех документах по правам ребенка, основное содержание принципов Декларации прав ребенка обращено к взрослым.

Международные документы о правах человека можно разделить на две группы: декларации и конвенции. Декларация (от лат. declaratio - объявление, провозглашение) - это международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Декларация не имеет обязательной силы, она содержит рекомендации, пожелания. Конвенция (от лат. «conventio -договор, соглашение) - это соглашение по какому-либо специальному вопросу, по однородной проблеме. Конвенция имеет обязательную силу для тех государств, которые ее подписали. Эти страны обязаны привести в соответствие с международными требованиями конвенции свои внутренние национальные законы. В период с 1979 по 1989 г. комиссия во главе с польским ученым А. Лопатко подготовила окончательный текст Конвенции о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. Конвенция была единодушно принята на Генеральной Ассамблее ООН. Это первый международный правовой документ, в котором закреплены "гарантии осуществления" прав детей. Конвенцию о правах ребенка называют "мировой конституцией прав ребенка".

Конвенция о правах ребенка состоит из 54 статей. В ней охватываются все стороны прав человека - гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. В Конвенции о правах ребенка получили свое развитие принципы защиты прав детей, раскрытые в Декларации прав ребенка. Статьи Конвенции рассматривают все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Государства, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка, обязаны выполнять все ее статьи, несут юридическую ответственность за свои действия по отношению к детям. Ребенком считается человек до 18 лет. Защитить интересы каждого из них - основная задача Конвенции о правах ребенка.

В Конвенции закрепляется право ребенка на активное участие в процессе своего собственного развития, на выражение своего мнения по различным вопросам. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей: выживание, развитие, защита и участие в жизни общества. Одним из главных правовых принципов, провозглашаемых Конвенцией, является признание ребенка полноправным членом общества, утверждение приоритета его интересов перед интересами государства. Свободное развитие личности ребенка требует от общества соответствующего уровня здравоохранения, соблюдения норм питания, безопасной окружающей среды и предоставления всего этого детям в приоритетном порядке. В Конвенции признается главенствующая роль семьи и родителей в уходе за ними, в обеспечении их защиты.

28 июля 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, и с 30 октября 1990 г. в Республике Беларусь она вступила в силу. Принятие последующих документов в этой области связано с соблюдением и выполнением статей Конвенции о правах ребенка.

30 сентября 1990 г. на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей в Нью-Йорке была провозглашена Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В ней обращено внимание на проблемы развития детей во всем мире, на улучшение их здоровья и питания, на влияние в их судьбах экономических условий жизни. В этом документе освещены острые нужды и проблемы детей, возможности защиты их жизни, задачи по улучшению условий их развития, обязательства государств по обеспечению соблюдения их прав. "Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежды. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Их жизнь должна становиться более полнокровной, по мере того как расширяются их перспективы и они обретают опыт".

Несомненно, гарантом соблюдения прав человека в нашем обществе является Конституция Республики Беларусь, ее основной Закон. Так, в Конституции сказано, что "государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности... Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию..." .

19 ноября 1993 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял Закон "О правах ребенка". Закон состоит из 5 разделов, содержащих 37 статей: I раздел - Общие положения; II раздел -ребенок и семья; III раздел - Ребенок и общество; IV раздел -Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях; V раздел -

Закон "О правах ребенка" рассматривает основные моменты жизнедеятельности ребенка, утверждает права детей, живущих в Беларуси. Это право на жизнь, на охрану и укрепление здоровья, на гражданство, на образование, на отдых, на приобщение к национальной и мировой культуре, на проживание в семье, на защиту чести и достоинства каждого ребенка и др.

2 октября 2000 г. Палата представителей Республики Беларусь приняла Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в закон РБ "О правах ребенка", где особое внимание обращается на то, что "важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства настоящего и будущих поколений. Настоящий Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации"1. В новом законе 42 статьи. В нем определены правовая основа регулирования прав ребенка (статья 1), сфера применения этого Закона (статья 2), право на бесплатный проезд (статья 12), гарантируется право с 14 лет "на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод..." (статья 13), "право на защиту от информации, пропаганды, агитации, которые наносят вред здоровью, моральному и духовному развитию ребенка" (статья 22), "право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции" (статья 28). Соблюдение взрослыми закона "О правах ребенка" дает возможность детям расти в атмосфере доброжелательности, любви, заботы, развивать свои способности.

Все названные основополагающие документы по правам ребенка легли в основу Национального плана действий по защите прав детей на период 1995-2000 гг., который был утвержден в 1995 г. Ответственным за его реализацию является Министерство образования Республики Беларусь.

Национальный план предусматривает: предоставление детям и родителям информации о правах ребенка; юридическую поддержку семей по закону "О правах ребенка"; защиту прав всех категорий детей; проведение лекций, конференций, социологических исследований по проблеме прав ребенка; изучение положения детей в семье и обществе.

Сегодня широко обсуждается вопрос о введении в школах должности детского правозащитника. В зарубежных школах существует подобный опыт - работают омбудсмены (уполномоченные по правам человека).

Указом Президента Республики Беларусь в апреле 1995 г. информация о Конвенции и Законе "О правах ребенка" была заложена в содержание учебных программ учреждений системы образования республики.

За период 1998-2000 гг. в учебных заведениях, органах образования республики были созданы информационные центры по правам человека. В Республике Беларусь создана Национальная комиссия по правам ребенка. "Это центральный государственно-общественный орган, который призван коор-динировать осуществление государственной политики в отношении детей". Национальная Комиссия контролирует соблюдение прав детей, координирует деятельность министерств и других центральных органов управления, разрабатывает программы по поддержке детей, проводит различные мероприятия, благотворительные акции и др.

В 1998 г. Президентом Республики Беларусь была утверждена программа "Дети Беларуси", которая направлена "на охрану прав детей и обеспечение их социальной защиты"2. Программа "Дети Беларуси" имеет подпрограммы "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Развитие индустрии детского питания". Каждая из них предусматривает комплекс мероприятий по улучшению жизни подрастающего поколения.

Статьи, гарантирующие ребенку его права, содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Этот документ был принят Палатой представителей 3 июня 1999 г. и вступил в силу с 1 сентября 1999 г. Раздел IV называется "Охрана детства", состоит из трех глав: глава 15 "Права детей. Общие положения"; глава 16 "Социальные права детей"; глава 17 "Материальные права детей".

Понятия "достоинство личности", "права человека", "свобода", "равноправие" являются основополагающими при построении демократического общества. С детства ребенок осознает, что он в обществе не один, что есть близкие ему люди, с которыми нужно жить в мире и согласии, уступать им, выполнять их требования, прощать и любить их, проявлять понимание. Сначала это родители, бабушки и дедушки, воспитатели. Затем круг общения расширяется, появляются друзья, приятели, одноклассники. Сегодня уже в дошкольных учреждениях говорят с детьми об их правах на доступном для них языке. Учащиеся начальных классов изучают свои права, знакомятся с соответствующими основополагающими документами. Дети учатся жить в гармонии с окружающим миром, не- нарушать права других людей и цивилизованно отстаивать свои. Изучение прав ребенка должно стать неотъемлемой частью современного образования. В первую очередь пусть ребенок научится уважать самого себя как личность, относиться к себе с должным пониманием, изучать свой внутренний мир.

Необходимо учить детей признавать ценность другого человека, его индивидуальные особенности, уважительно относиться к желаниям и увлечениям окружающих людей, не ставить свое мнение и свои интересы выше других. Это во многом зависит от того, как мы, родители и воспитатели, относимся к нашим детям, как мы соблюдаем их права.

Наше будущее во многом зависит от того, как наши дети усвоят нормы демократии, научатся уважать друг друга, воспринимать противоположную точку зрения, грамотно и культурно отстаивать свое мнение. Перед взрослыми стоит ответственная задача по формированию у детей особого мировоззрения, которое позволило бы им жить в ладу с собой и с близкими людьми, выполнять общечеловеческие нормы поведения.

Советы родителям:

1.Чаще задавать себе вопрос: "Как я должен поступать, чтобы не нарушать права своего ребенка?"

2.Помнить, что поведение родителей является образцом для детей. Если сами родители часто нарушают права своего ребенка, то он не замечает подобных нарушений со стороны окружающих, принимая свое бесправное положение как должное.

3.Уметь вовремя устраниться, предоставив ребенку право выбора.

4.Защищать позицию ребенка, когда кем-либо ущемляется его достоинство.

5.Объединяться со своими детьми для преодоления определенных трудностей, подчеркивая их право на свободное развитие, на принятие решений, связанных с организацией собственной жизни.

6.Чаще создавать дома ситуации для разговора "по душам", чтобы ребенок мог спокойно рассказать родителям о своих проблемах.

7. Учить ребенка цивилизованным способам защиты своих прав.

Вопросы для обсуждения:

1. Принцип 2 Декларации прав ребенка гласит: "Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным и в условиях свободы и достоинства". Всегда ли ваши дети имеют возможность выразить свой взгляд?

Как вы относитесь к мнению вашего ребенка?

3. Статья 19 Конвенции ООН о правах ребенка сообщает: "Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке".

Применяете ли вы насилие (физическое, моральное, психологическое) по отношению к своему ребенку?

Как вы можете защитить своего ребенка от насилия, оскорбления, грубого обращения со стороны окружающих?

4. Статья 31 Конвенции ООН о правах ребенка гласит: "Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством".

В достаточной ли мере ваш ребенок пользуется этим правом?

Довольны ли вы тем, как он проводит свой досуг? Как бы вам хотелось изменить ситуацию?

5. Статья 37 предупреждает, чтобы "ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания".

Всегда ли защищен ваш ребенок от такого обращения?

К каким последствиям может привести унижение, оскорбление ребенка?

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 19 апреля 1995 г. впервые в стране был реализован Национальный план действий по охране прав детей на 1995-2000 годы. Целью данной программы являются создание условий для нормального развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ.

Образование в области прав человека предполагает нечто большее, чем просто владение информацией о самих правах детей и способах их реализации. Оно призвано воспитать стойкую приверженность принципам и ценностям, лежащих в основе этих прав.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 26, 27). В последнее время, в связи с реализацией Конвенции в Республике Беларусь был принят ряд мер по усилению адресной государственной поддержки детей и многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, предоставлению некоторых льгот, связанных с охраной здоровья, по поддержанию общеобразовательных учебных заведений, детских дошкольных учреждений в условиях развития рыночных отношений.

Тем не менее, за последние годы многое удалось сделать в сфере социальной защиты и социального обеспечения детей. Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения.

К сожалению, в силу недостатка финансовых средств, многое из перечисленного пока осуществляется непоследовательно и крайне медленно.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рекомендации по образованию в области прав человека, гуманистическому и международному воспитанию: Сборник документов и методических материалов ООН, ЮНЕСКО, Республики Беларусь: Пособие для педагогов/Сост.О.Е.Белоенко. – Мн.: Тэзналогія, 1997. – 183 с.

2. «Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы».

3. Защита прав ребенка в Республике Беларусь:сб.нормат. правовых актов:текст приведен по сост.на 10 февраля 2005. - Мн.: Диктка, 2005. - 128 с.

4. Дзецям і дарослым пра Канвенцыю аб правах дзіцяці/Уклад.,перакл.С.Бубен.- Мн.: Полымя,1999.12 с.

5. Программа «Дети Беларуси» // «Бібліятэка прапануе»,2009.- №9.

6. Бурлакова, С.А. Социальная защита детства в рамках реализации Президентской программы «Дети Беларуси» // «Сацыяльна-педагагічная работа», 2006 -№ 7, с.6-8.

7. Красовская Н.Н. Организация системы социальной защиты населения Республики Беларусь: новые формы и услуги; //Сацыяльна-педагагічная работа.-2006. - №9. - С.15-22.

8. Лодкина, Т.В.Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-192с.

9. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-224 с.

10. Савотина Л.Н. Социальная защита детства в рамках реализации Президентской программы «Дети Беларуси»; Сацыяльна-педагагічная работа. - 2007. - №7.-С.6-8

11. Об организации работы с детьми, нуждающимися в государственной защите: постановление коллегии; Республики Беларусь, Министерство образования.-//Сацыяльна-педагагічная работа.-2007. - №3. - С.12-15.

12. Подоферова А.С. Актуальные проблемы социального сиротства в Республике Беларусь;//Адукацыя і выхаванне. - 2006. - №11. - С. 3-8.

13. Смагина, Л.И.Сто уроков по правам ребенка: Учеб.-метод.пособие/Л.И.Смагина, А.С.Карнейчик, А.А.Петрикевич, И.А.Царик. – 2-е изд. – Мн.: Универсітэцкае,1999, - 171 с.

14. www. seprava. Ru


ПРИЛОЖЕНИЯ

Декларация прав ребенка

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.


ВОЗРАСТ ПРАВА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДАННОМУ ВОЗРАСТУ

С момента

рождения

Способность иметь гражданские права и обязанности – гражданская правоспособность – гражданство

Имя, отчество, фамилия (с момента регистрации)

Пособие по случаю рождения, по многодетности и мало обеспеченности

Прием в дом ребенка. Прием в ясли

До 1,5 лет Оплачиваемый отпуск матери по уходу за ребенком
До 3-х лет

Отпуск матери по уходу за ребенком без сохранения содержания

Право матери находиться с ребенком в больнице. Прием в детский сад

6-7 лет Поступление в школу
10лет

Усыновление только с согласия ребенка

Штраф за бесплатный проезд на транспорте

11лет Разрешается определение в спец школу, в воспитательное учреждение
14лет

Изменение гражданства только с согласия ребенка

Определение в спец ПТУ

Наступает уголовная ответственность за убийства и другие тяжкие преступления

Ответственность (имущественная) за причиненный вред

До 15 лет Установление опеки над ребенком
15 лет

Распоряжение собственным заработком

Совершение сделок с согласия родителей

Мелкие бытовые сделки (самостоятельно)

В исключительных случаях согласия профсоюза поступление на работу

Право вносить вклады в сбербанк

Установление попечительства

Получение паспорта

16 лет

Поступление на работу с определенными льготами.

Наступление уголовной ответственности

Возможность вступления в брак по разрешению родителей

Право на посещение зрелищных мероприятий без ограничений

Право на приобретение табачных изделий

18 лет Совершеннолетие, полная дееспособность

Дети, положение которых характеризуется как социально неблагополучное, тоже являются объектом социальной защиты детства. В соответствии с этим можно выделить следующие основные категории детей, являющихся объектом социальной защиты детства: дети-инвалиды, дети-сироты, дети-правонарушители, дети группы риска. Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту...

Говоря, социальная защита детства понимается как система. Продолжает начатую работу по становлению системы социальной защиты детства федеральная целевая программа «Дети России», направленная на создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральная целевая программа "Дети...

Сюжетов и газетных публикаций, направленных на предотвращение деградации и распада семей, профилактику социального сиротства, а также беспризорности и безнадзорности. III. СОВЕРШЕНСТВАВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Г.ТЫНДА 3.1 Выводы и предложения Деятельность и организация работы Подразделения по делам...

Социального риска: старость, болезнь, инвалидность, безработица и т.д., оказывают социальную помощь неимущим.2. Современная государственная социальная политика по решению социальных проблем населения 2.1 Современные правовые основы социальной защиты населения Прежде всего, необходимо дать определение понятию «социальное государство». «Социальное государство – это характеристика (принцип), ...



Просмотров