Нормативные правовые акты о налогах и сборах. Нормативно-правовая база налогообложения. Понятие законодательства о налогах и сборах

В мировой юриспруденции термин « » приме­няется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной . Современное по­нимание источников налогового права не вызывает существен­ных разногласий.

Источники права установлены и прямо обозначены Консти­туцией РФ:

  • международные договоры РФ (ст. 15);
  • федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.);
  • федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.);
  • указы и (ч. 1 ст. 90);
  • по­становления и распоряжения Правительства (ч. 1 ст. 115);
  • кон­ституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в составе РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5);
  • законы и иные акты субъектов Федерации (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125), Федеративный и иные государственно-правовые дого­воры (ч. 3 ст. 11, ст. 125);
  • решения органов местного самоуправ­ления (ч. 2 ст. 46).

Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой , регулирующие налоговые отношения.

Источником налогового права может считаться нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового пра­вонарушения.

Источники налогового права - это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполни­тельных органов государственной власти и органов местного само­управления, содержащие нормы налогового права.

Обобщенное представление об источниках налогового права дают ст. 1 и НК РФ, соглас­но которым к источникам налогового права относятся:

  1. Конституция РФ (в данных статьях не указана);
  2. международные договоры РФ;
  3. законы (феде­ральные и субъектов РФ);
  4. иные нормативные правовые акты о налогах и сборах.

Источники налогового права призваны выполнять две взаи­мосвязанные задачи:

  • они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества; в результате осуществления государст­вом и органами местного самоуправления правотворческой функции и образуются источники налогового права;
  • они представляют собой форму существования налоговых норм, т.е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях; форма источника налогового права содержит знания о дейст­вующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах имеют оп­ределенные особенности вступления в законную силу. Согласно общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии следующих двух условий процедурного характера:

  1. не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;
  2. не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

С учетом соблюдения двух названных условий в самом акте о налогах или сборах устанавливается конкретная дата вступле­ния в законную силу. Официальными источниками опублико­вания нормативных актов о налогах или сборах служат «Собра­ние законодательства РФ», «Российская газе­та» или «Парламентская газета».

Свойства источников налогового права (как и любого другого):

  • формальная определенность;
  • общеобязательность, охраняемая возможностью государст­венного принуждения;
  • законность, заключающаяся в наличии юридической си­лы (источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции соответствующим государственным или муниципальным органом, соответствовать актам выше­стоящих органов, надлежащим образом опубликован (обна­родован).

Харак­терные черты источников налогового права

  1. Источники налогового права регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права.
  2. Источники налогового права принимаются только теми ор­ганами государства или местного самоуправления, правотворче­ская компетенция которых прямо предусмотрена НК РФ. Во­просы, регулирующие налогообложение, не могут выноситься на референдум.
  3. Налоговое право, являясь кодифицированной подотраслью финансового права, регулируется не только НК РФ. Источники налогового права характеризуются множественностью, обуслов­ленной принципом разделения властей и федеративной приро­дой российского государства. Согласно п. «и» ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении федерального центра и субъек­тов РФ.

Конституция РФ как источник налогового права

В правовой системе РФ, как и любого го­сударства, особое место занимает Конституция РФ. Высшая юридическая сила Конституции РФ в иерархии источников налогового права обусловлена свойствами Основного закона, отличающими его от актов текущего законодательства.

В состав элементов юридических свойств Конституции РФ входят:

  • верховенство в системе законодательных актов государ­ства;
  • нормативность, прямое действие на всей территории РФ;
  • особый порядок принятия и изменения;
  • обеспеченность конституционным контролем.

Названные при­знаки позволяют рассматривать Конституцию РФ как главный источник налогового права и основу нормативно-юридического ре­гулирования общественных отношений по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а так­же относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Конституционные нормы могут непосредственно регулировать отношения налоговой сферы, но чаще всего это регулирование осуществляется посредством развития конституционных основ в текущем налоговом законодательстве.

Конституция РФ определяет исходное начало, отправную точку налогового права - обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57).

Конституционные основы налоговой деятельности подразде­ляются на политические, экономические и организационные тре­бования.

Политико-правовые основы налоговой деятельности закрепля­ются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения демократического , правового государства с развитой системой федера­лизма (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституционными основами налоговой деятельности следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, рав­ноправие субъектов РФ и т.п., т.е. общие неизменные начала конституционного строя, закрепленные в главе 1 Основного закона.

Экономико-правовые основы налоговых отношений основаны на принципе единства экономического пространства (ст. 8), за­крепленном в главе 1 Конституции РФ, регулирующей основы конституционного строя, и на принципе запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл. 3 «Федера­тивное устройство». Подобный «двойной» фундамент свидетель­ствует об огромной значимости экономических основ налоговой деятельности государства, ибо эти постулаты законодатель рас­сматривает одновременно в качестве правовой базы и федеративного устройства России. Единство экономического про­странства является одним из принципиальнейших условий су­ществования федеративного государства.

Организационно-правовые основы налоговых отношений , опре­деляющие организационную структуру власти и местного само­управления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъекта­ми, а также разграничения компетенции между органами власти общефедерального, субфедерального и муниципального уровня (ст. 12, 71-73, 130-132).

В рассматриваемую группу целесообразно включить и нормы Конституции РФ, определяющие основные начала деятельности государственных органов в налоговой сфере:

  • ч. 3 ст. 104, уста­навливающая обязательность заключения Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты;
  • ст. 106, устанавливающая обязательность рассмот­рения в принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сбо­ров.

Законы по вопросам федеральных налогов и сборов прини­маются в порядке осуществления особой процедуры, установ­ленной законодательными нормами.

Направляющее воздействие Конституции РФ на налоговые отношения осуществляется принципами-законоположениями (т.е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею) и принципами-нормами (т.е. нормами, не требующими принятия специальных законов). Последняя группа принципов обладает четко выраженным регулятивным потенциалом.

Конституция РФ содержит концентрированное норматив­ное выражение правовых начал налоговых отношений. Основ­ной закон не может и не должен стремиться к всеохватываю­щему детальному регулированию, поскольку его сущность вы­ражается главным образом в стабильности и долгосрочности.

Федеральные нормативные акты о нало­гах и сборах

Структура федеральных нормативных правовых актов о нало­гах и сборах включает:

  • НК РФ;
  • принятые в со­ответствии с НК РФ федеральные законы о налогах и сборах.

НК РФ занимает ведущее место в системе ис­точников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.

В настоящее время НК РФ состоит из двух час­тей.

Часть первая устанавливает:

  • законодательство и иные норма­тивные правовые акты о налогах и сборах;
  • систему налогов и сборов в РФ;
  • правовой статус участников на­логовых правоотношений;
  • общие правила исполнения обязанно­сти по уплате налогов и сборов;
  • способы обеспечения обязанно­стей по уплате налогов и сборов;
  • порядок оформления и подачи налоговой декларации;
  • основы налогового контроля;
  • виды и со­ставы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение;
  • процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Часть вторая регу­лирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.

НК РФ рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нор­мативными актами.

В систему источников налогового права также входят нало­говые законы общего действия и законы о конкретных налогах.

К законам общего действия относятся нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус налоговых органов, какой-либо группы налогоплательщиков или налогообложения опреде­ленного вида имущества. Необходимость принятия федеральных законов о налогах и сборах предусмотрена рядом статей Налого­вого кодекса РФ. Например, п. 4 ст. 23 НК РФ обязывает нало­гоплательщиков представлять в налоговый орган налоговые дек­ларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В группу федеральных источников налогового права также можно отнести Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др. Законы о конкретных видах налогов определяют порядок их исчисления и уплаты.

Нормы, регулирующие налоговые отношения, содержатся не только в специальных налоговых законах, но и в законах нена­логового характера. Подобный разброс источников налогового права объясняется тем, что разнообразные функции налогов ох­ватывают разноплановые сферы социально-экономических от­ношений и многие сферы государственной деятельности нуж­даются в дополнительных налоговых льготах в целях развития здравоохранения, образования, культуры и т.п.

Федеральные подзаконные нормативные акты о налогах и сборах

В систему источников налогового права федерального уровня входят также подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами и органами государственных внебюджетных фондов. К числу органов, наде­ленных правом налогового , относятся Прези­дент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Ми­нистерство экономического развития и торговли РФ, Централь­ный банк РФ и др. Названные органы издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в предусмотренных законодательством случаях.

При этом нормативные правовые акты Президента РФ и ор­ганов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, т.е. не могут детализиро­вать законодательные нормы, регулирующие порядок и условия уплаты налогов, а также вводить новые или изменять, дополнять существующие налоги и сборы. Подзаконный нормативный акт о налогах и сборах, затрагивающий права или обязанности фискально обя­занных лиц, приобретает юридическую силу только при одновре­менном соблюдении следующих условий:

  • соответствие НК РФ и иным законам о налогах и сборах;
  • официальное опубликование;
  • осуществление процедуры регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления в системе источников налогового права

Правовой статус субъектов РФ наделяет их законодательные (представительные) и исполнительные органы власти (админист­рации, правительства и т.д.) правом в пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативные правовые акты, уста­навливающие нормы налогового права. Законодательство субъ­ектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных норматив­ных правовых актов, принятых по вопросам налогообложения.

На муниципальном уровне нормативные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными ор­ганами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, муниципальные исполнительные ор­ганы имеют право издавать нормативные правовые акты по во­просам, связанным с налогообложением.

Субъекты РФ и органы ме­стного самоуправления могут вводить только те налоги и сборы, перечень которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ как федеральным законом. Данное правило следует из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы и могут быть ограничены только федеральным зако­ном, а налог всегда является ограничением права частной собст­венности. Развивая положения Конституции РФ, ст. 12 НК РФ и п. 1 ст. 64 БК РФ прямо запрещают субъектам РФ и органам ме­стного самоуправления вносить элементы новизны в налоговую систему России. Следовательно, относительно установления ре­гиональных и местных налогов и сборов региональное и муници­пальное правотворчество носит усеченный (ограниченный) харак­тер и распространяется только на сферу введения налогов, отне­сенных Налоговым кодексом РФ к региональным или местным.

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований в налоговой сфере носит характер предварительно санкциониро­ванного со стороны государства.

Характерные признаки нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований в качестве источников налогового права :

  • обязательное соответствие Налоговому кодексу РФ;
  • пространственная ограниченность их юридической силы (действуют только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования);
  • обязательность для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями, расположенными в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования;
  • необходимость регистрации со стороны федеральных орга­нов государственной власти (Министерства юстиции РФ);
  • возможность со стороны субъектов налогового права об­ жалования в судебном порядке или опротестования в по­рядке прокурорского надзора.

Правовой статус субъектов РФ наделяет их законодательные (представительные) и исполнительные органы власти (администрации, правительства и т.д.) правом в пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие нормы налогового права. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов, принятых по вопросам налогообложения.

На муниципальном уровне нормативные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, муниципальные исполнительные органы имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением.

В соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ законы субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах принимаются в целях установления, изменения или отмены соответственно региональных или муниципальных налогов. Однако субъекты РФ и органы местного самоуправления могут вводить только те налоги и сборы, перечень которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ как федеральным законом. Данное правило следует из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным зако-ном, а налог всегда является ограничением права частной собственности. Развивая положения Конституции РФ, ст. 12 НК РФ и п. 1 ст. 64 БК РФ прямо запрещают субъектам РФ и органам местного самоуправления вносить элементы новизны в налоговую систему России. Следовательно, относительно установления региональных и местных налогов и сборов региональное и муниципальное правотворчество носит усеченный (ограниченный) характер и распространяется только на сферу введения налогов, отнесенных Налоговым кодексом РФ к региональным или местным.

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований в налоговой сфере носит характер предварительно санкционированного со стороны государства. Однако это не говорит о мало- значимости региональных и муниципальных источников налогового права, поскольку у субъектов РФ и муниципальных образований есть собственная налоговая компетенция, относительно регулирования которой акты региональных и местных органов обладают высшей юридической силой. Поэтому финансово-правовые нормы, создаваемые субъектами РФ и органами местного самоуправления в пределах соответствующей компетенции, обладают свойством общеобязательности и гарантированности со стороны государства, т.е. свойствами правовых норм. Правовые акты, содержащие такие нормы и регулирующие вопросы нало-гообложения, в полной мере относятся к нормативно-правовым и включаются в общероссийскую правовую систему.

Региональное и муниципальное правотворчество по вопросам налогообложения осуществляется различными методами. Анализ

Конституции РФ, Налогового кодекса РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. позволяет сделать вывод, что в налоговой сфере государство санкционировало региональное и муниципальное правотворчество только относительно регулятивных норм. Охранительные нормы, содержащие меры государственного принуждения к нарушителям налогового законодательства, субъекты РФ и органы местного самоуправления создавать не вправе.

Во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях принятие решений по вопросам налогообложения осуществляется по усложненной процедуре: как правило, рассмотрение проектов налоговых нормативно-правовых актов представительным органом возможно только при наличии заключения исполнительного органа или согласия главы региональной (местной) администрации. Так, согласно Уставу города Саратова решения городской думы относительно расходования городских финансовых и материальных ресурсов, изменения налогов, сборов, пошлин и иных платежей либо изменения структуры финансовой компетенции исполнительных органов местного самоуправления вступают в силу при наличии согласия мэра города (ст. 19). Однако сказанное не означает подчиненности в сфере финансовых отношений представительного органа местного самоуправления исполнительному. Напротив, решения выборных представительных органов местного самоуправления имеют наибольшую юридическую силу, обусловленную финансовой компетенцией и выборным (представительным) характером принимающего их органа.

Таким образом, нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований в качестве источников налогового права имеют следующие характерные признаки:

обязательное соответствие Налоговому кодексу РФ;

пространственная ограниченность их юридической силы (действуют только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования);

обязательность для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями, расположенными в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования;

необходимость регистрации со стороны федеральных органов государственной власти (Министерства юстиции РФ);

возможность со стороны субъектов налогового права обжалования в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора.?

Еще по теме 3.3. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в системе источников налогового права:

  1. 2.2.8. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
  2. Глава 14 Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
  3. ЗАКОНЫ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ
  4. § 3. Нормативно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе
  5. Глава 8. Задачи и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере организации местного самоуправления

Дисциплина: Культурология
Тип работы: Реферат
Тема: Налоговые нормативно-правовые акты в системе российского законодательства

Введение 3

Глава 1. Нормативно-правовая база налогообложения 5

Глава 2. Характеристика отдельных источников налогового права 8

Заключение 18

Список использованной литературы 20

Введение

Основной формой выражения государственной власти в Российской Федерации (как и ранее в бывшем СССР) являются нормативные акты. Нормативные акты, как известно, подразделяются на законы и подзаконные акты.

Все законы в Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ст. 76) подразделяются на конституционные федеральные, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации. В свою очередь законы субъектов Российской Федерации подразделяются на конституционные законы республик, входящих в состав Российской Федерации, и законы субъектов Российской Федерации. При этом необходимо помнить о том, что законы субъектов Российской Федерации обладают определенной спецификой. В частности, законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам президента Российской Федерации, постановлениям правительства Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72, 76 Конституции российской Федерации от 12 декабря 1993 г.).

Вне пределов ведения российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Поэтому законы субъектов Российской Федерации в этой сфере деятельности являются самостоятельными (автономными).

К подзаконным актам относятся указы президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и инструкции министерств и ведомств, другие нормативные акты.

Целью настоящей работы является изучение налоговых нормативно-правовых актов в системе российского законодательства.

Для достижения указанной цели перед работой ставятся следующие задачи:

1. Определить нормативно-правовую базу налогообложения.

2. Рассмотреть отдельные налоговые нормативно-правовые акты и иные источники налогового права.

Глава 1. Нормативно-правовая база налогообложения

Налоговое законодательство ― совокупность норм, содержащихся в законах Российской Федерации и принятых на их основе законов субъектов Российской Федерации, актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения или прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налогового законодательства1.

В Российской Федерации правовую основу налоговой системы составляет значительное количество законодательных и нормативно-правовых актов. Однако роль и значение их в налоговой системе неодинаково.

Система источников налогового права в структурном отношении делится на две части: источники, имеющие внутригосударственную природу, и международно-правовые источники.

Определяющую роль играют внутригосударственные (национальные) источники. К ним относят законы, подзаконные правовые акты, судебную практику, правовой обычай.

В различных странах объем подзаконного регулирования налоговых отношений разный. Однако эти акты издаются на основе и во исполнение законов, имеют "подчиненный" характер.

Судебная практика официально признается источником налогового права в англосаксонских странах. В странах континентальной правовой системы признано, что суд не творит, а применяет право. Однако и здесь судебные акты имеют большое значение в регулировании налоговых отношений.

Правовой обычай ― сложившееся в практике обыкновение, ставшее юридически обязательным, в налоговом праве применяется чрезвычайно редко, в основном в сферах, не имеющих прямого отношения к исчислению и уплате налогов.

Международно-правовые источники налогового права представлены договорами, соглашениями, затрагивающими различные аспекты налогообложения.

Системе источников налогового права свойственно единство, основой которого служат отношения субординации ее элементов. Субординация исключает конкуренцию различных источников в регулировании одного и того же аспекта налогообложения. Она основана на принципе законности: соответствии всех норм налогового права основным принципам налогообложения, закрепленным или вытекающим из Конституции; соответствия подзаконных актов законам.

В соответствии со ст. 1 части первой НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

К законодательству субъектов Российской Федерации о налогах и сборах относятся законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Рис. 1. Система источников налогового права

Глава 2. Характеристика отдельных источников налогового права

К источникам права, в том числе и налогового, принято относить различные нормативные правовые акты, содержащие соответствующие нормы права. Учитывая множественность нормативной базы налогообложения, есть необходимость уточнить понятие правового акта. Некоторые авторы определяют его как внешнее выражение воли (государства, и отдельных лиц, направленное на достижение определенного юридического эффекта). Другие считают, что правовой акт есть письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений2.

"Правовой акт - это волеизъявление управомоченного субъекта права, регулирующее общественные отношения путем установления (изменения, отмены, изменения сферы действия) правовых норм, а также установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений, результаты которого в виде велений, обращений, соглашений и т. п., в установленных законом случаях, фиксируются в документальной форме (в акте - документе).

Источниками налогового права являются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах (сборах), подзаконные акты органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, международные договоры по вопросам налогообложения, постановления высших судебных органов РФ по вопросам судебной практики, Конституционного Суда РФ.

В Конституции РФ закреплены основополагающие нормы налогового права России: предмет ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ; правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика. Ее правовые нормы образуют Конституционные основы Налогового права.

Законодатель в НК РФ выделил отдельными источниками права налоговое законодательство (ст. 1) и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (ст. 4).

Статья 1 НК РФ определяет четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, регулирующих отношения в сфере налогообложения в Российской Федерации:

Налоговый кодекс Российской Федерации (кодифицированный акт высшей юридической силы);

Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Кодексом;

Законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации;

Нормативные акты представительных органов местного самоуправления.

Три последних уровня законодательных актов должны соответствовать НК РФ.

Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установил, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, действующие на территории Российской Федерации и не утратившие силу, применяются в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации является основным законом в налоговом праве. Его первая часть введена в действие с 1.01.1999. Поглавным принятием в полном объеме части второй НК РФ завершится долгий, трудный, крайне важный процесс систематизации и кодификации налогового законодательства на федеральном уровне.

Законодательство субъектов Российской Федерации состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и (или) сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Органы власти субъектов Федерации в соответствии с Конституцией РФ и п. 4 ст. 1 НК РФ вправе вводить (не вводить) на своей территории региональные налоги и сборы, установленные ст. 14 НК РФ и регулировать отдельные элементы их юридических составов в пределах, определенных НК РФ.

Как следует из п. 4 ст. 1 НК РФ, законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах характеризуется тремя важными признаками:

1) состоит не только из региональных законов, но и из иных нормативных актов (решений, постановлений и т.д.);

2) принимается только законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации (Областной Думой, Законодательным собранием и т.п.);

3) принимается в соответствии с НК РФ.

Правовые акты представительных органов местного самоуправления образуют четвертый уровень законодательства о налогах и сборах. Они издаются в соответствии со ст. 8, 71, 72, 132 Конституции РФ, а также положений Федеральных законов от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 25.09.97 № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации". Положение п. 5 ст. 1 НК РФ о том, что местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ, также следует применять с учетом принципов налогового федерализма (см. например, абзац 3 п. 4 ст. 12 НК РФ).

Следовательно, законно установленными на территории муниципальных образований могут считаться те налоги и сборы, которые введены представительными органами местного самоуправления и только в пределах, установленных НК РФ.

Вторую самую многочисленную группу источников налогового права образуют нормативно правовые акты органов исполнительной власти, (Минфина, МНС, ФСНП, ГТК). С введением в действие Части первой НК РФ их нормотворческое право существенно ограничено, и возможно лишь при соблюдении нескольких условий:

1) нормативные акты издаются только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах, например, в НК РФ или в федеральном налоговом законе должно быть прямо предусмотрено право МНС России регулировать тот или иной вопрос, связанный с налогообложением. Издание органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления нормативных актов "по собственной инициативе" не допускается;

2) данные акты не должны изменять или дополнять существующее законодательство о налогах и сборах.

В соответствии с частью первой НК РФ органы исполнительной власти вправе издавать подзаконные акты и регулировать следующие вопросы:

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке, утверждаемый Минфином России и МНС России (подпункт 6 п. 1 ст. 31);

Порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, определяемый Минфином России и ФНС России (п. 2 ст. 54);

Утверждать форму требования об уплате налога или сбора, принимает ФНС России (п. 5 ст. 69);

Принимать инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам, издаваемые ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80);

Устанавливать форму заявления о постановке на учет и форма свидетельства о постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе, утверждаемые ФНС России (п. 1 ст. 84, п. 2 ст. 84);

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утверждаемые ФНС России (п. 7 ст. 84);

Устанавливать форму и требования к составлению акта налоговой проверки, утверждаемые ФНС России (п. 3 ст. 100);

Определять перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну (п. 3 ст. 102).

Частью второй НК РФ могут быть предусмотрены случаи издания нормативных актов органами исполнительной власти, в том числе по порядку применения части второй Кодекса относительно конкретных налогов.

Инструкции Госналогслужбы России, принятые до вступления в силу НК РФ, сохраняют свое действие вплоть до отмены законов, порядок применения которых данные инструкции разъясняют.

В соответствии со ст. 3 ФКЗ РФ "О Правительстве Российской Федерации". Правительство РФ имеет право устанавливать:

Ставки федеральных налогов и сборов в предусмотренных Кодексом случаях (ч. 2 п. 1 ст. 53);

Порядок списания задолженности по налогам и сборам, взыскание которых оказалось невозможным (ст. 59);

Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (подпункт 5 п. 2 ст. 64);

Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п. 8 ст. 84);

Порядок выплаты соответствующих сумм свидетелям, переводчикам и др. (п. 4 ст. 131) и др.

Акты Правительства РФ, министерств и ведомств являются источниками налогового права, однако не входят в состав законодательства о налогах и сборах, то есть являются подзаконными актами. В случае если указанные акты противоречат НК РФ или федеральным налоговым законам, должны применяться положения НК РФ или федеральных налоговых законов.

Налоговое законодательство насчитывает к настоящему времени около 6 тысяч нормативно-правовых актов. Нормотворческий процесс продолжает развиваться, налоговое законодательство - совершенствоваться, однако нормативные правовые акты о налогах и сборах, при их многообразии и различиях, должны соответствовать критериям, установленным в ст.6 НК РФ.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу РФ при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с Налоговым кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц либо полномочия налоговых органов, установленные Налоговым кодексом;

3) изменяет определенное Налоговым кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц, разрешенные Налоговым кодексом;

5) запрещает действия налоговых органов и их должностных лиц, разрешенные или предписанные Налоговым кодексом;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные Налоговым кодексом;

7) изменяет установленные Налоговым кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Налоговом кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они им используются;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Налогового кодекса.

В ст. 5 НК РФ установлен особый порядок принятия, вступления в силу и действия законодательства о налогах и сборах во времени.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных в Налоговом кодексе, а акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Важнейшим положением Налогового кодекса РФ является то, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют; и, напротив, установлено правило, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу3.

При этом необходимо иметь в виду, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Особую группу источников налогового права составляют международные договоры по вопросам налогообложения. В соответствии с общим...

Забрать файл

ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!

Налоговое законодательство – это совокупность законов и нормативно-правовых актов, принятых непосредственно по вопросам налогообложения и действующие в сфере налогообложения.

Отношения, регулируемые налоговым законодательством, являются властными отношениями и включают в себя:

· отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;

· по исчислению и уплате налогов;

· по осуществлению налогового контроля;

· по обжалованию актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц;

· по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формируется налоговое законодательство на трёх уровнях:

1. федеральном,

2. региональном,

3. местном.

На федеральном уровне формируется федеральное налоговое законодательство – это законы и нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне, то есть федеральными органами власти РФ (Государственная Дума, Совет Федерации, президент). Является обязательным к исполнению на территории всей РФ.

Федеральное налоговое законодательство включает в себя:

1. Налоговый кодекс РФ,

2. Закон РФ «О налоговых органах в РФ» от 21.01.91г.,

3. Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 7.12.91г.,

4. другие федеральные законы о внесении изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.

На региональном уровне формируется региональное налоговое законодательство - это законы и нормативно-правовые акты, принятые на региональном уровне, то есть региональными органами власти субъектов РФ, например: Парламент, Правительство, глава РСО-Алании. Является обязательным к исполнению на территории субъекта РФ.

Налоговое законодательство РСО-Алании включает в себя:

1. Закон РСО-Алания «О налоге на имущество организаций» от 28.11.2003г.,

2. Закон РСО-Алания «О транспортном налоге» от 26.12.2002г.,

3. Закон РСО-Алания «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента» от 13.02.2007г.,

4. другие региональные законы о внесении изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.

На местном уровне формируется пакет нормативно-правовых актов по налогообложению – это нормативно-правовые акты, принятые на местном уровне, то есть местными органами самоуправления (Собрание представителей г. Владикавказа, городской Совет г. Моздока, Собрание представителей сельских муниципальных образований Моздокского района РСО-Алания и т. п.) по вопросам налогообложения, имеющие силу закона на территории местного образования.

На местном уровне, например, на уровне г. Владикавказа приняты следующие нормативно-правовые акты по налогообложению:

1. решение Собрания представителей г. Владикавказа «О земельном налоге» от 11.11.2005г.,

2. решение Собрания представителей г. Владикавказа «О налоге на имущество физических лиц» от 11.11.2005г.

Но, в практической жизни, в процессе налогообложения, возникают ситуации, когда одного налогового законодательства недостаточно, и необходимо использовать ещё и другие виды законов, регулирующих, в той или иной степени, вопросы налогообложения. К таким законам и нормативно-правовым актам относятся:

1. Конституция РФ,

2. Международные договоры по вопросам налогообложения,

3. Решения Конституционного Суда.

В Конституции РФ закреплены основные нормы налогового права:

· права и обязанности федеральных, региональных, местных органов власти в области налогообложения;

· правовой статус налогоплательщика.

Правила международного договора будут иметь приоритет над правилами национального налогового законодательства (в установленных случаях),если международный договор, касающийся вопросов налогообложения, был ратифицирован Федеральным собранием РФ.

К актам такого вида относятся :

1. соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с разными странами, например: Италией, США, Швецией, Болгарией, Бельгией, Германией, Исландией, Новой Зеландией и другими,

2. соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между странами – участницами СНГ,

3. другие.

Решения конституционного суда РФ: в соответствии с ФЗ «О конституционном Суде РФ», Конституционный суд занимается толкованием Конституции РФ. Результатом толкования является правовая позиция Конституционного суда, которая обладает нормативным значением, то есть силой закона. Постановление Конституционного суда РФ обязательны не только для участников спора, но и для других субъектов. Если норма закона признается не соответствующей Конституции РФ, то законодательные органы власти обязаны отменить указанную норму.

Вывод №1: таким образом, в сфере налогообложения применяются не только законы принятые специально по налогам, но и законы более широкого действия, устанавливающие, в том числе, и некоторые вопросы налогообложения.

В практической жизни, в процессе налогообложения, также возникают ситуации, когда необходимы дополнительные пояснения и разъяснения о порядке применения налогового законодательства и других нормативно-правовых актов. Поэтому, по вопросам налогообложения разрабатываются и принимаются многочисленные виды подзаконных актов.

Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, которые не имеют силу закона, но разрабатываются и издаются в целях разъяснения порядка применения налогового законодательства. Издаются только в предусмотренных законом случаях. Не могут изменять или дополнять налоговое законодательство.

Подзаконные нормативно-правовые акты можно подразделить на два вида: общей и специальной компетенции;

К подзаконным актам общей компетенции относятся:

· указы президента РФ. Могут приниматься по любым вопросам. Не должны противоречить конституции РФ и налоговому законодательству.

· Постановления Правительства РФ (обязанностью которого является проведение в РФ единой финансовой, кредитной и налоговой политики). Могут установить: ставки налогов (в случаях определенных НК), перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам и т.п.

К актам специальной компетенции относятся приказы, инструкции, методические указания ФНС РФ, ФТС РФ, МФ РФ, например:

· инструкции по заполнению налоговых деклараций;

· акты, определяющие порядок учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями;

· акты, утверждающие формы требований об уплате налогов, налоговых уведомлений, налоговых деклараций и др.

Вывод №2: таким образом, в сфере налогообложения применяются не только законы, но и подзаконные акты, поясняющие порядок применения этих законов.

Из всего сказанного, следует сделать следующий вывод №3: все вопросы, возникающие в сфере налогообложения регулируются целой совокупностью законов и подзаконных актов, которые, в свою очередь, формируют нормативно-правовую базу налогообложения.

Нормативно-правовая база налогообложения – это система нормативно-правовых актов (в том числе, законов и подзаконных актов), так или иначе содержащих в себе нормы налогового права и регулирующие все виды отношений, возникающих в сфере налогообложения.

Нормативно-правовая база налогообложения является более широким понятием по сравнению с налоговым законодательством.



Просмотров