Нормативные акты регулирующие гражданско правовые отношения. Гражданское законодательство и иные гражданско-правовые нормативные акты

Нормативные акты являются основными источниками гражданского права. Гражданский кодекс Российской Федерации внес достаточную ясность в вопрос о составе нормативных актов и их системе. В качестве исходно важного положения следует отметить, что ст. 3 ГК РФ четко разграничивает все нормативные акты на две группы: законы (гражданское законодательство) и подзаконные акты (иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права). Подтверждением тому является само название статьи 3 ГК РФ. Это позволяет утверждать, что в современный период не перешло «по наследству» понимание законодательства в узком смысле (собственно законы) и в широком смысле (законы в совокупности с необъятным количеством подзаконных актов разного уровня). Нельзя согласиться с мнением о том, что термин «гражданское законодательство» в действующем праве по-преж­нему применяется в двух смыслах. Такое мнение обосновывается ссылкой на ст. 71 Конституции Российской Федерации . Однако такая ссылка несостоятельна, так как ст. 51 Конституции не дает для такого утверждения никаких оснований. Следует также учесть и то, что понимание гражданского законодательства в широком смысле слова привело в советское время к последствиям, которые никак не совместимы с идеей правового государства и принципом верховенства закона. Такое понимание гражданского законодательства как бы прикрывало ведомственный нормотворческий произвол. Например, в отношениях по поставке существовали два Положения, принятые Советом Министров Союза ССР, масса Особых условий поставок различных видов товаров народного потребления и продукции прозводственно-технического назначения, которые принимались различными ведомствами. Производственное объединение «Дальрыба» принимало даже собственный нормативный акт о поставке рыбной продукции. Суды руковод­ствовались не Гражданским кодексом, а ведомственными нормативными актами.

Гражданское законодательство. Определив гражданское законодательство как совокупность законов, следует выделить его существенные характеристики:

1) в соответствии с Конституцией и п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации . Это означает, что субъектам Российской Федерации не предоставлено права принимать законы, содержащие нормы гражданского права. В случае же принятия таких законов субъектами РФ они, как противоречащие Конституции и ГК РФ, не применяются и подлежат отмене;

2) в состав гражданского законодательства входит Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы , которые регулируют отношения, входящие в предмет гражданского права (ч. 1 п. 2 ст. 3 ГК РФ);

3) входящие в состав гражданского законодательства законы образуют систему, в которой четко определены субординационные связи. Ядром данной системы является Гражданский кодекс, а нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать (ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ).

Такая система гражданского законодательства сложилась в настоящее время и это результат активной законотворческой и кодификационной работы предшествующих лет.

На первом этапе экономические преобразования в России столкнулись с отсутствием соответствующего правового обеспечения. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года не соответствовал новым рыночным отношениям; Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года так и не вступили в силу в связи с развалом Советского Союза. Стали приниматься отдельные законы Российской Федерации. К первым из них относятся такие законы об интеллектуальной собственности, как Закон «Об авторских и смежных правах», Патентный закон, Закон «О собственности», Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» – эти новые законы и стали ядром системы гражданского законодательства до принятия Гражданского кодекса РФ. ГК РСФСР 1964 г. и Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, введенные в действие на территории Российской Федерации, применялись лишь в части, не противоречащей новым российским законам. По мере принятия отдельных частей Гражданского кодекса РФ (приняты уже три части) прежние законы утрачивали свою силу, либо допускалось их применение в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ.

Кодификация гражданского законодательства еще не завершена, предстоит принятие части четвертой Гражданского кодекса, посвященной праву интеллектуальной собственности. По завершении кодификации термины «часть первая», « часть вторая» и т.д. утратят свое значение, будет действовать единый кодекс со своими внутренними структурными подразделениям: разделы, главы, параграфы, статьи, абзацы.

Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права (подзаконные нормативные акты). К ним относятся:

1. Указы Президента Российской Федерации, которые:

– не могут противоречить Гражданскому кодексу РФ; в случае противоречия применяется Гражданский кодекс;

– не могут вводить ограничения перемещения товаров и услуг, так как в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 1 ГК РФ такие ограничения могут устанавливаться только федеральными законами.

2. Постановления Правительства, которые:

– принимаются на основании и во исполнение Гражданского кодекса и указов Президента;

– в случае противоречия Гражданскому кодексу или иным федеральным законам не применяются, подлежит применению Гражданский кодекс или соответствующий федеральный закон.

Ведомственные нормативные акты. Ранее было отмечено, что в советское время ведомственные нормативные акты в сфере регулирования экономических отношений заняли ведущее место, оттеснив законы. Таких нормативных актов было великое множество и «выпускались» они самыми различными министерствами, ведомствами, комитетами, число которых было так­же велико. В итоге деятельность хозяйствующих субъектов была «заурегулирована» сверху и сводилась, по существу, к испол­нению нормативных и распорядительных актов государственных органов управления, степень самостоятельности предприятий была ничтожно малой. Этому есть и теоретическое объяснение. В любой системе управления, в том числе и в управлении экономикой, есть две подсистемы: управляющая и управляемая. Правовое обеспечение управления экономикой основывается на двух типах правового регулирования: общедозволительном (мо­жно все, что не запрещено законом) и разрешительном (можно только то, что разрешено). В системе управления экономикой каждая из подсистем может функционировать лишь на одном из двух указанных типов правового регулирования. Поэтому, если управляющая подсистема основана на общедозволительном начале, то управляемая подсистема будет основана на разрешительном. В советское время в период командной экономики так оно и было, что позволяло органам управления заниматься нормотворчеством, по существу, без всяких ограничений, а хозяйствующие субъекты (предприятия) могли делать лишь то, что им было разрешено, при этом даже не законом, а правовыми ак­тами органов управления. Для того чтобы какая-либо хозяйственная инициатива со стороны предприятий, которая не вписывалась в систему существующих разрешений, была реализована, необходимо было обращаться за разрешением в соответствующий орган управления. При этом иногда дело доходило до абсурда и инициатива предприятий терпела крах. Можно привести такой пример. В свое время отходы от производственной деятельности предприятий уничтожались, пропадали под дождем, накапливались в виде производственных свалок, потому что в разрешенной предприятию деятельности они не могли быть использованы. Производить же из таких производственных отходов другие виды товаров или продавать их не разрешалось. Ряд предприятий выступили с инициативой использовать производственные отходы для изготовления других видов товаров и оставлять доходы, полученные от их реализации, у предприятий. Министерство, куда обратились эти предприятия, долго рассматривало данный вопрос и выдало разрешение на производство таких товаров, которые из отходов производства этих предприятий изготовить было невозможно.

В свете современных представлений о принципах гражданского права, воплощенных в Гражданском кодексе РФ, о правовом статусе хозяйствующих субъектов, о предпринимательстве и его экономическом и социальном значении следует признать, что типы правового регулирования должны были поменять свою ориентацию: для управляющей подсистемы – разрешительный тип регулирования, для управляемой – общедозволительный. В общем виде это нашло отражение в ст. 3 ГК РФ.

В п. 7 указанной статьи предусмотрено, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законами . В этой части данного пункта ясно просматривается, что в основу нормотворческой деятельности органов исполнительной власти (органов управления) в сфере действия гражданского права положен разрешительный тип правового ре­гулирования.

В этом пункте также указано, что случаи и пределы издания федеральными органами исполнительной власти нормативных актов, содержащих нормы гражданского права, могут быть определены не только в законах, но и в иных правовых актах. Гражданский кодекс не уточняет ни виды этих правовых актов, ни уровень их принятия. Можно лишь сделать логический вывод, что такие правовые акты будут приниматься также на федеральном уровне.

В завершение анализа данной группы источников гражданского права нельзя не обратить внимания еще на одно обстоятельство. В п. 7 ст. 3 ГК РФ нет указания на то, что акты органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, не должны противоречить постановлениям Правительства, указам Президента и Гражданскому кодексу, а в случае противоречия должны применяться соответственно постановление Правительства, указ Президента или Гражданский кодекс. Это довольно странно, особенно с учетом того, что в отношении самих постановлений Правительства и указов Президента законодатель счел необходимым это четко прописать. Конечно, можно сказать, что это само собой разумеется, логически предопределено, но такие суждения, не нашедшие своего юридического закрепления, будут слабым аргументом в случае возникновения противоречий между указанным нормативными актами, а это создает благоприятную базу для беспредела ведомственного нормотворчества, что мы уже в прошлом имели и признали непригодным для рыночных условий хозяйствования.

По общему правилу действие его норм не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие и не распространяется на отношения, возникшие до того, как он вступил в силу. Следовательно, к таким отношениям после принятия нового ГК должны были применяться правила прежнего гражданского законодательства, в частности ГК 1964 г. Общее правило применено и к длящимся правоотношениям, т.е. к таким, которые возникли до принятия нового гражданского закона и продолжаются после вступления его в силу. Положения нового закона распространяются лишь на права и обязанности, возникшие после вступления в силу нового закона.

§ 2. нормативные акты гражданского права

Сущность, содержание и соотношение понятий «гражданско-правовые нормативные акты», «гражданское законодательство», «акты, содержащие нормы гражданского права». Права и обязанности юридического лица и ликвидационной комиссии, отличия их правосубъектности. Рубрика Государство и право Вид контрольная работа Язык русский Дата добавления 01.03.2012 Размер файла 22,3 K Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.


Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Портал «юристъ» — ваш успех в учебе и работе!

Важно

Такие отношения должны быть урегулированы даже при отсутствии в законодательстве нормы, непосредственно к ним относящейся. Для восполнения таких пробелов в гражданско-правовом регулировании применяется аналогия. В зависимости от того, как осуществляется поиск правовой основы, необходимой для принятия решения, различается аналогия гражданского закона и аналогия гражданского права.


Для применения аналогии закона характерно следующее (ст. 6 ГК РФ): 1) наличие пробела в законодательстве; 2) неурегулированность данного отношения соглашением сторон; 3) отсутствие пригодного для применения обычая делового оборота; 4) наличие нормы закона, регулирующей сходные отношения и не противоречащей природе данного отношения, которая и будет правовой основой принятия решения. Аналогия гражданского права: 1. Применяется также при наличии условий, указанных в пп.

Гражданское законодательство

  • Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.
  • На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
  • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Гражданское законодательство соблюдает общий принцип действия закона во времени, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы.

Гражданско-правовые нормативные акты

В случае обнаружения противоречия нормативного акта Конституции РФ такой акт должен быть отменен Конституционным Судом РФ. Гражданское законодательство Традиционно в учебной литературе термином «гражданское законодательство» охватывалась вся совокупность нормативных актов, содержащих нормы гражданского права. Однако законодатель определил, что гражданское законодательство составляют ГК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы (п.
2 ст. 3). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК РФ и иных источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК РФ, если иное не предусмотрено самим Кодексом. Например, правоспособность юридического лица, для осуществления деятельности которого необходимо наличие лицензии (п. 3 ст.

Яркой иллюстрацией «иного порядка» является вступление в силу первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, принятой Государственной Думой 21 октября 1994 года. Во-первых, особенности вступления в силу первой части ГК РФ были определены отдельным законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Во-вторых, основная часть разделов и глав ГК была введена в действие с 1 ян­варя 1995 года.

Гражданское право

Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, но лишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК). Строгое соблюдение изложенных правил призвано сделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой, избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которыми изобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности, запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа (ст.
12 ГК), т. е.

Источники гражданского права

Гражданский кодекс как основной источник гражданского права Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 был введен в действие с 1 января 1995 г. Гражданский кодекс, ч. 2 введен в действие с 1 марта 1996 г. В ближайшее время будет принята ч. 3. Действуют и те нормативные акты, которые были приняты в период существования СССР, но еще не обновлены и не заменены новыми (например, Кодекс торгового мореплавания СССР).
Основными началами гражданского законодательства являются: признание равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита (ст. 1 ч. 1 ГК РФ).

Гражданское законодательство это:

Гражданское законодательство включает в себя и ряд не гражданско-правовых норм, что совершенно не может быть свойственно гражданскому праву как отрасли права. В юридической литературе на том основании, что в гражданско-правовые акты наряду с гражданско-правовыми нормами включаются и другие нормы, нередко делается вывод о существовании в гражданском праве пограничных или смешанных (комплексных) отношений и соответствующих им правовых институтов. Обычно в подтверждение этого ссылаются на регулируемые гражданским законодательством кредитно-расчетные отношения, в которых Национальный банк Украины выступает не только как ссудодатель, но и как орган, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью коммерческих банков и иных организаций.

Однако приведенный пример этого не подтверждает.

Гражданско правовые нормативные акты

Федеральные законы подразделяются на:

  1. Акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты)
    • Указы Президента РФ
    • Постановления Правительства РФ
  2. Акты федеральных органов исполнительной власти
    • Нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами
  3. Акты исполнительных органов субъектов РФ
  4. Обычаи делового оборота - правила поведения сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области не предусмотренные законодательством.
  5. Нормы международного права и международные договоры РФ.

Понятие и виды источников гражданского права В теории права иол термином «источник права» традиционно понимается собственно форма права, которая представляет собой способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права. Воззрения науки гражданского права разделяют данную точку зрения.

Гражданско правовые нормативные акты и деловые обыкновения

Внимание

Поэтому оно включает в себя все нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения на началах равных правовых возможностей их участников, за исключением тех гражданско-правовых норм, которые решают специфические вопросы указанных отношений в соответствующих сферах общественной жизни (предпринимательство, труд, семья и др.) Последние вместе с рядом норм публичного права, действующими в этих же сферах общественной жизни, образуют самостоятельные отрасли законодательства. Однако содержащиеся в законодательстве определения права собственности, обязательства, сделки, исковой давности и другие являются отправными и для этих отраслей законодательства. ‘ См.: Влас И.И. Отношения в сфере предпринимательства как отношения гражданского права.


В кн: «Проблемы развития гражданского законодательства и методология преподавания гражданско-правовых дисциплин». Харьков, 1993. С.

Для того, чтобы раскрыть сущность и особенности каждого из источников гражданского права, важно представлять себе их систему в целом.

Нормативные правовые акты как источники гражданского права

Для российского гражданского права характерно закрепление норм права в законах и подзаконных нормативных актах, которые в зависимости от юридической силы располагаются в строго определенной иерархической системе. Такое построение гражданского законодательства имеет важное теоретическое и практическое значение, связанное с тем, что в условиях многочисленности нормативных актов, регулируемых имущественные отношения, возникает ситуация, когда одни и те же правоотношения регулируются неоднозначно различными законами или подзаконными актами.

Понятие юридической силы включает в себя указания на место нормативного акта в общей системе источников права и зависит от конституционных полномочий и компетенции, которыми наделен орган, его издавший. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебник / В.К. Бабаев. М.: Юристъ, 2011., С.265

Под нормативно-правовыми актами понимаются акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего поведения.

Основное количество норм гражданского права заложено в федеральных законах и издаваемых в соответствии с ними подзаконных актах. Федеральный закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.

Федеральные законы, как основной источник российского гражданского права, подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Среди федеральных конституционных законов «…конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Являясь основным законом нашей страны, Конституция РФ содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы гражданского права. В частности, основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории Российской Федерации в Конституции РФ составляют ст. 35 «…1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами…», ст. 36 «…1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно…». Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // РГ. - 1993. - № 237.

Основу гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, составляют ст. 20--25 Конституции РФ.

Конституция имеет прямое действие, т.е. для ее вступления в силу и действия не требуется издания дополнительных нормативно-правовых актов. Конечно, в ряде статей имеются отсылки к федеральным законам (например, в соответствии с ч. 3 ст. 36 «Условия и порядок пользования землей определяется на основании федерального закона»), но их действие носит уточняющий характер.

Центральное место в системе гражданского законодательства занимает отраслевой кодифицированный нормативный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу среди всех нормативных актов, регулирующих гражданский оборот, в связи с прямым указанием на то, что все иные федеральные законы, содержащие нормы гражданского права, должны руководствоваться ГК РФ, если в самом Кодексе не предусмотрено иное. Круг общественных отношений, подпадающих под действие гражданского законодательства, довольно широк, и действующий ГК РФ предполагает принятие целого ряда федеральных законов, развивающих те или иные положения Кодекса.

Часть первая ГК РФ принята Государственной Думой 21 октября 1994 г., подписана Президентом 30 ноября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие. Первая часть ГК РФ охватывает общие положения права собственности и другие вещные права, общую часть обязательственного права.

Часть вторая ГК РФ принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г., подписана Президентом 26 января 1996 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г.

Часть третья ГК РФ принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г., подписана Президентом 26 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г.

Часть четвёртая ГК РФ Принята Государственной Думой 24 ноября 2006 года, одобрена Советом Федерации 8 декабря 2006 года, подписана Президентом РФ 18 декабря 2006 года и введена в действие с 1 января 2008 г.

Структура ГК РФ опирается на объективно существующую систему гражданского права. Вместе с тем между системой гражданского права и структурой ГК РФ имеются некоторые расхождения, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами. Гражданское право. Учебник: в 2-х т. / Отв. ред.: Е.А. Суханов. М.: БЕК, 1998.-Т. 1, С. 65

ГК РФ как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно-стоимостных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК РФ закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, имеющие значение для всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Характерной чертой ГК РФ является то, что он заложил основу нормативной базы для гражданского оборота в условиях рыночной экономики. В нем дано определение предпринимательской деятельности и имеется немало правовых норм, направленных на регулирование отношений в области предпринимательства.

Наряду с кодифицированными нормативными актами источниками гражданского законодательства являются специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в федеральном ведении находятся регулирование и защита прав и интересов человека и гражданина; федеральная государственная собственность и управление ею; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; внешнеэкономические отношения; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности, а также ряд других вопросов, входящих в круг хозяйственных правоотношений.

Федеральные законы также как и Конституция имеют верховенство на всей территории РФ, прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к остальным нормативно-правовым актам, издаваемым по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. Законы обязательно должны соответствовать Конституции РФ.

Принимаются федеральные законы Государственной Думой с соблюдением установленной процедуры.

Если иное не установлено в самом законе, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Неопубликованные в официальном порядке законы не имеют юридической силы и не должны применяться. Это положение распространяется также и на законы, принятые субъектами РФ.

Следует отметить, что в настоящее время могут также действовать законы (а также иные нормативные акты) СССР, РСФСР, при условии, что они:

не отменены позднее принятым нормативным актом Российской Федерации;

не противоречат нормативным актам Российской Федерации.

В качестве примеров можно привести такие законы как, Патентный закон РФ, регулирующий «…отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов», Закон РФ «О защите прав потребителей», который «…регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав», Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который «…определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления».

Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера, как ГК РФ, имеют чрезвычайно важное значение в период рыночной экономики, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходившие и происходящие в нашей стране экономические преобразования. Бошно C.B. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике / C.B. Бошно // Журнал российского права. 2004. -№ 2. - С. 95-106.

Кроме того, в качестве источников гражданского права следует рассматривать подзаконные нормативные акты.

Указы Президента РФ обладают наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов и могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, круг которых определён статьями 83-89 Конституции РФ. В соответствии со статьей 90 Конституции РФ «…2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. 3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // РГ. - 1993. - № 237. Также Президентом могут издаваться указы при несовершенстве какого-либо отношения до принятия соответствующего Федерального закона.

Указы Президента РФ подлежат официальному опубликованию и вступают в силу, если иное не установлено самим указом, по истечении 7 дней. Среди многочисленных указов Президента РФ немало и таких, которые содержат нормы гражданского права, например: «О жилищных кредитах», «О выпуске в обращении жилищных сертификатов», «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий» и др.

Необходимо отметить, что указы, распоряжения Президента могут носить и ненормативный, индивидуальный характер (например, о награждении директора предприятия почетной грамотой за вклад в российскую экономику) -- в этом случае они не являются источниками права.

Постановления Правительства РФ также относятся к числу подзаконных нормативных актов. На основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Указанные постановления Правительства РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае постановление Правительства РФ может быть отменено Президентом РФ в соответствии с п. 3 ст. 115 Конституции РФ. Постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы гражданского права, входят в систему источников гражданского законодательства, например: «Об утверждении типовых правил доверительного управления ипотечным покрытием», «Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» и др.

Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные нормативные акты).

Акты федеральных органов исполнительной власти это нормативные акты министерств, служб, агентств (приказы, инструкции, положения, указания). В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ГК РФ «министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами». Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2007 № ЗЗЗ-ФЗ) //СЗ РФ. 1994. - № 32. - Ст. 3301.

Однако следует учитывать, что, для того, чтобы акты, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер стали обязательными к применению всеми субъектами, т.е. приобрели нормативный характер, необходимо прохождение правовой экспертизы в Министерстве юстиции и их опубликование. Официальное опубликование производится в Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебник / В.К. Бабаев. М.: Юристъ, 2011., С.186. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Примерами актов федеральных органов исполнительной власти могут служить: Приказ Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 13.08.1999 г. № 276 «Об утверждении положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Инструкция Министерства юстиции РФ «О порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти» и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормативные акты Российской Федерации выступают важнейшими источниками гражданского права и выполняют существенную роль в регулирование гражданских правоотношений.

Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Эти правовые акты принимаются законодательным органом и обладают наибольшей юридической силой по отношению к «иным правовым актам (подзаконным).

Гражданский кодекс - собрание гражданско-правовых норм, систематизированных по правовым институтам.

«Иные федеральные законы» - в отличие от Гражданского кодекса содержат нормы, регулирующие отдельные виды (сферы) имущественных и личных неимущественных отношений, входящих в предмет гражданского права (например, "О несостоятельности (банкротстве), "Об автономных учреждениях" и др.).

Иные (отельные) федеральные законы должны соответствовать гражданскому кодексу.

Иные нормативно-правовые акты» - это Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, которые содержат нормы гражданского законодательства, а также акты министерств и ведомств.

Эти гражданско-правовые акты отличаются от гражданского законодательства по следующим признакам:

1) они принимаются не законодательной, а исполнительной вла- стью;

2) они должны соответствовать законодательству: в случае про- тиворечия Указа Президента или постановления Правительства за- конодательству (Гражданскому кодексу или другому закону) - при- меняется соответствующий закон.

Постановления Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься лишь на основании и во исполнение гражданского законодательства и Указов Президента Российской Федерации. Таким образом, между «иными правовыми актами» есть субординация.

К гражданско - правовым актам относятся также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права - они могут приниматься лишь в случаях и пределах, предусмотренных гражданским законодательством и правовыми актами президента или правительства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство, (то есть все гражданско-правовые акты, так как Конституция в понятие «законодательство» вкладывает более широкое содержание), кроме жилищного, находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать ни законы, ни иные правовые акты, содержащие самостоятельные гражданско-правовые нормы. Жилищное законодательство отнесено Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Особенности гражданско-правовых нормативных актов.

1. Гражданское право включает в себя не только законы, но и иные гражданско - правовые акты.


2. Наличие (причем в значительной части) диспозитивных норм.

Диспозитивная норма- это норма, «которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное» п.4 ч.2 ст. 421 ГК; таким образом, здесь устанавливается приоритет усмотрения (воли) самих участников правоотношения перед нормой права: стороны могут своим соглашением исключить применение диспозитивной нормы либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.

3. В гражданском праве допускается применение аналогии закона и аналогии права (ст.6 ГК РФ).

4. Допускается применение обычаев делового оборота (то есть правил поведения, не предусмотренных законодательством, но широко применяемых в какой-либо области предпринимательской деятельности, если они не противоречат императивным нормам или договору) - ст.5 ГК РФ.

5. В гражданском праве действует особое правило о допустимости обратной силы актов гражданского законодательства. Обратная сила допускается только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст.4 ГК РФ ).

Необходимо подчеркнуть, что обратная сила допускается лишь к действию законов, но не иных правовых актов.

I. Правовой акт - акт компетентного органа государства, содержащий нормы права.

Норма права - общее правило поведения, установленное правовым ак­том, то есть адресованное неопределенному кругу лиц (а не одному конк­ретному лицу), рассчитанное на многократное применение и обеспеченное возможностью государственного принуждения.

Правовые акты (и соответственно нормы права) необходимо отличать от актов применения норм права (они не устанавливают общие правила по­веления, а носят индивидуальный и разовый характер).

Правовые акты гражданского права - это акты, содержащие нормы гражданского права.

Их основой является Конституция Российской Федерации.

Правовые акты гражданство Прага (ст. 3 ГК РФ) подразделяются на "гражданское законодательство" и "иные правовые акты".

II. Гражданское законодательство состоит из Гражданского Кодекса и иных Федеральных законов. Эти правовые акты принимаются законодатель­ный органом и обладают наибольшей юридической силой по отношению к "иным правовым актам".

Гражданский кодекс - собрание гражданско-правовых норм, систематизированных по правовым институтам.

"Иные Федеральные законы" - в отличие от Гражданского кодекса со­держат нормы, регулирующие отдельные виды (сферы) имущественных и лич­ных неимущественных отношений, входящих в предмет гражданского праве (например, "Патентный Закон", Закон "Об авторских и смежных правах" и др.).

Иные (отдельные) Федеральные законы должны соответствовать кодексу.

"Иные правовые акты" - это Указы Президента Российской Федера­ции и Постановления Правительства Российской Федерации, которые содер­жат нормы гражданского законодательства.

Эти гражданско-правовые акты отличаются от гражданского законода­тельства по следующим признакам:

1) они принимаются не законодательной, а исполнительной властью;

2) они должны соответствовать законодательству: в случае противо­речия Указа Президента или Постановления Правительства законодательст­ву (Гражданскому кодексу или другому закону) - применяется соответс­твующий закон.

Постановления Правительства, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься лишь на основаниии во исполнение гражданского законодательства и Указов Президента Российской Федерации. Таким образом, между "иными правовыми актами" есть субординация.

К правовым актам гражданского права относятся также акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права - они могут издаваться лишь в случаях и пре­делах, предусмотренных гражданским законодательством и правовыми акта­ми Президента или Правительства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство, (то есть все гражданско-правовые акты, так как Конс­титуция в понятие "законодательство" вкладывает более широкое содержа­ние) находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что субъ­екты Федерации не вправе принимать ни законы, ни иные правовые акты, содержащие самостоятельные гражданско-правовые нормы.

Особенности правовых актов гражданского права.

1. Гражданское право включает в себя не только законы, но и иные правовые акты.

2. Наличие (причем в значительной части) диспозитивных норм.

Диспозитивная норма - это норма, "которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное" - ст. 421 ч. 4 ГК; таким образом, здесь устанавливается приоритет усмотрения (воли) самих участников правоотношения перед законом: стороны могут своим соглаше­нием исключить применение диспозитивной нормы либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.

3. В гражданском праве допускается применение гражданского зако­нодательства по аналогии.

4. Допускается применение обычаев делового оборота (то есть правил поведения, не предусмотренных законодательством, но широко применяемых в какой-либо области предпринимательской деятельности, если он не противоречат императивным нормам или договору).

5. Особое правило об обратной силе актов гражданского законодательства. Обратная сила допускается только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Необходимо подчеркнуть, что обратная сила допускается лишь к действию законов, но не иных правовых актов.

III. Состояние современного гражданского права отражает переходный период развития российского государства, обусловленный вхождением в рыночную экономику. Процесс создания новых гражданско-правовых актов соответствующих отношениям в сфере рыночной экономики и задачам форми­рования гражданского общества, в России лишь начался.

Поэтому действующее гражданское право охватывает "новые" и "ста­рые" гражданско-правовые акты (как законы, так и иные правовые акты).

Новые законы и иные правовые акты - это принятые после 12 июня 1990 года (Дня провозглашения независимости России), "старые" - те есть принятые до 12 июня 1990 года, причем они охватывают правовые ак­ты не только РСФСР, но и СССР.

Новые гражданско-правовые акты обладают приоритетом перед старыми.

Особое место в системе гражданско-правовых актов занимают "Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик", принятые 31 мая 1991 года, которые в связи с распадом СССР не могли вступить в силу, но постановлением Верховного Совета России от 14 июня 1992 года введены в действие в Российской Федерации от 3 августа 1992 года. После принятия части 1 нового гражданского кодекса Российской Федерации 1 января 1995 года первая часть Основ на территории России не применяется, а после вступления в действие ч. 2 ГК - с 1 марта 1996 года – большая часть Основ.

Субординация гражданско-правовых актов современного (действующего) гражданского права:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч. 1 1994 года.

2. Другие федеральные законы Российской Федерации - новые. Причем новые федеральные законы, принятые ранее гражданского кодекса применяются постольку, поскольку они ему не противоречат.

3. Основы гражданского законодательства 1991 года. ч. 2 - постольку, поскольку соответствующие нормы не противоречат новому Гражданскому Кодексу и новым федеральным законам Российской Федерации.

4. Иные новые правовые акты Российской Федерации (то есть Указы Президента и Постановления Правительства).

5. Старый гражданский кодекс (1964 года) в ч. 2 - постольку, постольку его соответствующие нормы не противоречат новым правовым актам.

6. Жилищный кодекс. 1983 г., поскольку не противоречит новым правовым актам.

7. Постановления Совета Министров СССР и РСФСР (принятые до 12 июня 1990 года) - в части, не противоречащей новым нормативным ак­там.

Особое место в системе правовых актов занимают нормы международ­ного права. Во-первых, они имеют приоритет перед внутренним законодательством. Во-вторых, гражданско-правовые нормы международных догово­ров Российской Федерации применяются, по общему правилу, непосредс­твенно (без издания внутригосударственного акта).



Просмотров