Четыре свободы (Европейский союз). Общие правила о конкуренции в рамках ЕС

Европейский единый рынок представляет собой экономическое пространство, образованное «взаимосцеплением» национальных хозяйств стран-членов. Последнее обеспечивается международным переплетением всех факторов производства, но доминирующую роль в этом процессе играет предпринимательский капитал. Он представлен главным образом интернализированной акционерной собственностью.

Процесс интернационализации капитала объективен и происходит во всей мировой экономике. Но в ЕС он стимулировался мерами по созданию общих рынков (товаров, капитала, услуг, рабочей силы) и специальными регламентациями, направленными на формирование свободы предпринимательства. К их числу можно отнести директивы Совета: «О координации законов, регламентов и административных положений, регулирующих создание и осуществление предпринимательской деятельности кредитными институтами» (1977 г.), «О сближении законов, регламентов и административных положений государств-членов, применяемых к ответственности за неисправную продукцию» (1985 г.), «О механизме прозрачности для обслуживания информационного сообщества» (1998 г.), серию директив о защите прав потребителей, производителей (1985, 1993, 1997 гг.) и др.

В результате обеспечения свободы предпринимательства в ЕС сформировались разные варианты международной собственности на средства производства: от незначительного долевого участия (портфельные инвестиции), через смешанный в разных пропорциях капитал совместных предприятий, до полного поглощения фирмы одной страны компанией другой страны Сообщества (см. табл. 5).

Таблица 5 Распределение операций по сращиванию капитала среди первой тысячи промышленных компаний ЕС (% к итогу по каждому типу операций)

Тип операций и их география

Слияния, поглощения и приобретения контрольного пакета акций

Всего (абсолютное число)

Внутри своей страны

В зоне Сообщества

Портфельные вложения (приобретение доли в акционерном капитале)

Всего (абсолютное число)

Внутри своей страны

В зоне Сообщества

Операции с фирмами третьих стран

Создание совместных филиалов

Всего (абсолютное число)

Внутри своей страны

В зоне Сообщества

Операции с фирмами третьих стран

Число международных слияний и поглощений в ЕС по всем видам сделок увеличилось в 1,4 - 1,8 раза. Ведущую роль в этом процессе играют ТНК стран-членов ЕС, именно они благодаря возможности направлять свои активы в страны Сообщества оказались наиболее подготовленными к экспансии не только через создание новых структур, но и через слияния и поглощения.

Созданные в ЕС механизмы единого рынка стимулировали деятельность ТНК, активизируя международное производство на всех стадиях и во всех сферах воспроизводственного процесса, направляя его преимущественно в высокотехнологичные, информационно-коммуникационные сферы. В результате сегодня в ЕС образовалась «новая экономика», базирующаяся именно на этих высокорискованных сферах. Объем венчурного капитала по данным Евростата достиг к 2000 г. почти 9 млрд. долларов.

Европейские ТНК в рамках единого рынка вынуждены играть по правилам свободной конкуренции. Эти правила были сформулированы в Римском договоре (ст. 86) и в последствии были конкретизированы, уточнены в специальных регламентациях с учетом достигнутых успехов в создании единого рынка. Напомним, что это универсальные правила, применяемые к любым предпринимательским структурам независимо от формы собственности, организации, экономической мощи, отрасли в которой они действуют. Контроль за соблюдением этих правил осуществляет Совет Европы. Они включают: запрет на образование любых союзов, соглашений, которые могут оказать воздействие на торговлю; осуществление априорного контроля за концентрацией предприятий; ограничения государственных предприятий в получении государственных заказов и ориентацию частных предприятий на государственные рынки; жесткий контроль за дотациями в госсектор и регламентацию государственной и любой другой помощи.

В целом европейские ТНК соблюдают эти правила, но перед лицом иностранной конкуренции они все чаще объединяются. Например, в начале 2000 г. руководство компаний Telecom Italia SPA (Италия) и Deutsche Telecom (Германия) объявила о слиянии. Сделка оценивается в 79 млрд. долл. Ожидается, что новая корпорация будет иметь рыночную стоимость в 200 млрд. долл., что позволит ей конкурировать с такими телекоммуникационными гигантами, как американская AT&T и японская NNT.

Объединительная тенденция европейских ТНК усилилась после поглощения немецкого гиганта Mannesman, входившего в империю Deutsche Bank, англо-американской телекоммуникационной компанией Vodafone airtouch.

Одна из особенностей «новой экономики» ЕС состоит в том, что стратегическая инициатива все больше переходит от банков, теряющих с возникновением развитого электронного рынка капитала свои конкурентные преимущества, к страховым и инвестиционным фондам. Это особенно заметно в Германии. Например, крупнейшая страховая компания Allianz заметно теснит Deutsche Bank, противопоставляя его традиционным связям с правительством агрессивную транснациональную политику и новый для Германии менеджмент англо-американского образца.

В предпринимательстве ЕС 90-х гг. резко возросла доля малых и средних ТНК в совокупном объеме прямых зарубежных инвестиций. Это связано с процессами европейской интеграции, дающей им возможность осуществлять вложения в приграничных странах и противостоять конкуренции. Этим хозяйствующим субъектам также не чуждо стремление повысить свою конкурентоспособность за счет увеличения экономической мощи путем слияний.

Перечисленные обстоятельства во многом объясняют волну слияний и поглощений в Европе в конце 90-х гг. Действительно, еще в 1998 г. США и Великобритания лидировали по числу и стоимости слияний, а термин «трансатлантические слияния» относился преимущественно к компаниям этих стран. В 1999 г. ситуация резко изменилась. США, сохранив первенство в этом процессе, потеряли 10% своего удельного веса в 1998 г., а страны ЕС увеличили свой удельный вес в 3 раза и теперь доминируют в «трансатлантических слияниях». Это, прежде всего, касается ТНК Германии, которая по данным ЮКТАД входит в пятерку стран-лидеров мировых ТНК. Восемь немецких ТНК входят в мировой клуб «100 крупнейших ТНК». Это - «Даймлер Крайслер», «Фольксваген», «БМВ АГ» и «Роберт Бош» в автомобильной промышленности; «Байер АГ» и «Хехст АГ» в медицинской промышленности и «Басф АГ» в химической промышленности.

Транснационализация и интернационализация экономики ЕС обусловила выработку специальных мер, регулирующих деятельность ТНК и других монополий. Они носят как национальный, так и наднациональный характер.

Основой для такого регулирования является контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов в рамках политики по стимулированию свободной конкуренции и антимонопольного законодательства.

Директивы ЕС в этой части охватывают следующие основные области регулирования: 1) ограничительные соглашения между компаниями, 2) злоупотребление доминирующим положением на рынке, 3) слияния и поглощения, 4) государственная помощь. Рассмотрим каждую из них.

Ограничительные соглашения между компаниями запрещены в ЕС в том случае, если они способны негативно повлиять на развитие торговли между странами-участницами, либо нацелены на предотвращение или ограничение свободной конкуренции в границах общеевропейского рынка. Этот запрет распространяется как на «горизонтальные» соглашения, объединяющие компании на одинаковом уровне производства или переработки продукции, так и на «вертикальные», объединяющие компании, которые не являются прямыми конкурентами, а оперируют на разных этапах производственного процесса. Однако директивы ЕС предусматривают исключения, разрешающие заключение соглашений, которые способствуют совершенствованию производства или дистрибуции товаров, либо способствуют продвижению технического прогресса, в т. ч. соглашения об эксклюзивности, лицензионные соглашения о передаче технологии, соглашения о НИОКР, франчайзинге и страховании.

Злоупотребление одной или несколькими компаниями своим доминирующим положением на Общем рынке, либо на какой-либо его части запрещено, как несоответствующее духу единого рынка, поскольку может негативно сказаться на развитии торговли между странами-членами ЕС. Доминирующим считается такое положение компании на рынке, при котором она обладает экономической мощью, способной препятствовать развитию свободной конкуренции на этом рынке, т. к. позволяет компании оказывать значительное влияние на условия развития конкуренции и даже игнорировать конкуренцию. Злоупотребление доминирующим положением считается также такое поведение компании, когда она способна влиять на структуру конкретного рынка, даже если такое поведение допускается национальным законодательством.

Слияния, объединения (в том числе в форме поглощений) согласно директивам ЕС объявляются несовместимыми с принципами единого рынка. Чтобы не допустить их, Комиссия ЕС имеет право изучить слияния до того, как они произошли, чтобы предотвратить их, если они создают (либо усугубляют) положение, при котором конкуренция на рынке (или значительной его части) подвергается опасности. Об этом Комиссия дает соответствующее заключение. В сентябре 1990 г. Европейский совет специальным постановление ввел в действие ограничения, облегчающие контроль на наднациональном уровне за слияниями и поглощениями. В частности контроль устанавливается если мировой оборот участвующих компаний превышает 5 млрд. евро, а по крайней мере две из участвующих компаний имеет оборот в ЕС более 250 млн. евро.

Одобрение Европейской комиссии для трансграничных операций не требуется, если каждая из участвующих компаний осуществляет 2/3 своего оборота в одной из стран ЕС. В соответствии с внесенными поправками с 1 марта 1998 г. пороговые величины снижены до 2,5 млрд. евро и 100 млн. евро соответственно в случаях, когда совокупный оборот участвующих компаний превышает 100 млн. евро в каждой из по крайней мере трех стран ЕС, а по крайней мере каждая из двух участвующих компаний имеет оборот более 25 млн. евро в каждой из этих трех стран.

Действие данного постановления о трансграничных операциях распространяется как на ТНК стран-членов ЕС, так и третьих стран, оперирующих на рынках ЕС. Контроль за слияниями и поглощениями ниже пороговых величин по-прежнему осуществляется на национальном уровне.

Государственная, как и любая другая помощь, оказываемая страной-участницей ЕС отдельным предприятиям в любой форме, стимулирующая производство отдельных товаров, искажающая (или создающая угрозу искажения) нормальное развитие торговли между странами ЕС, также объявляется несовместимой с принципами общего рынка.

Выполнение этого требования наиболее проблематично, поскольку вступает в противоречие с одной из основополагающих целей сообщества - «содействие гармоничному и сбалансированному развитию экономической деятельности всех стран-членов». Как известно, в настоящее время экономическое развитие этих стран (и особенно регионов) неравноценно, а потому вмешательство (помощь государств и сообщества, например, депрессивным районам) окажется крайне необходимой. Более того, ее оказание предусматривается соответствующими регламентами ЕС. Но эта помощь строго контролируется. Европейская Комиссия координирует привлечение транснационального капитала в менее развитые страны (регионы), устанавливая пределы инвестиционных льгот в конкурентных предложениях от стран ЕС. Самые большие льготы получают регионы с высоким уровнем безработицы и низким жизненным уровнем.

Таким образом, Комиссия решает задачу обеспечения гарантий в предоставлении только такой помощи, которая соответствует принципам единого рынка. Чтобы соблюсти их, согласно директивам ЕС, любые схемы предоставления помощи проходят одобрение Комиссии до начала их функционирования. Комиссия и государственные органы соответствующей страны-члена ЕС осуществляют за этим постоянный контроль.

Таким образом, в процессе эволюции сообщества от ЕОУС и Евратома через таможенный союз, общий рынок, единый рынок к ЕЭВС - 12 (в 2001 г. в него вошла Греция) эволюционировали «свободы», провозглашенные Римским договором. Результатом такой эволюции стала свобода предпринимательства, обусловившая специфические характеристики международных экономических отношений в рамках ЕС и мирового сообщества - взаимодействие глобальной интернационализации и региональной экономической интеграции. В ЕС оно происходит под постоянным регулирующим воздействием как сообщества в целом, так и государств стран-членов. В сегодняшней Европе-15 роль государства в экономике значительно сокращена, а взаимозависимость и взаимопроникновение национальных экономик настолько усилились, что уже вряд ли смогут существовать раздельно. Дальнейшая эволюция единого рынка связывает рынки товаров, капитала, услуг, рабочей силы и делает их зависимыми друг от друга. Это и есть настоящая экономическая интеграция, которая все более и более дополняется политической интеграцией, превращая ЕС в единое государство, укрепляющее свои позиции в мире.

4. Выравнивание условий конкуренции в рамках единого рынка. Унификация экономической политики

Единый рынок товаров и услуг не может успешно функционировать, если не будут выровнены условия конкуренции, упрощены и унифицированы стандарты и правила игры на едином экономическом пространстве. Только таким образом можно добиться обеспечения равных возможностей для хозяйствующих субъектов, рационального размещения производительных сил, сокращения издержек производства, понижения цен, повышения конкурентоспособности европейских товаров на мировых рынках.

В этой связи одна из задач ЕС состоит в создании системы административно-правовых и экономических мер в целях поддержания свободной конкуренции. Составляющими этой системы являются следующие два направления: 1) унификация условий конкуренции; 2) унификация экономической политики ЕС.

Свобода движения лиц имеет двоякое значение. Во-первых, это свободное движение работников. Такая свобода движения включает отмену любой дискриминации по признаку гражданства в отношении работников государств-членов в том, что касается найма, вознаграждения и других условий труда и занятости. Во-вторых, это право на жительство и экономическую деятельность граждан одного государства-члена в другом государстве-члене. Свобода жительства и экономической деятельности включает право самостоятельной деятельности, а также создания предприятий и управления ими на условиях, установленных законодательством страны для ее собственных граждан.

В Договоре о ЕЭС употребляются два понятия: «лицо» и «работник», хотя ни то, ни другое не раскрываются. Правовые акты институтов сообществ, в том числе решения Суда европейских сообществ, мало что добавили в этом отношении. Не случайно сам принцип иной раз трактуется как свобода движения всех граждан, с той лишь оговоркой, что речь идет о гражданах государств – членов ЕЭС, а сама свобода действует в рамках Сообщества. Разумеется, любые дискриминационные меры по отношению к «чужакам» или льготы и привилегии для «своих» должны быть исключены.

Связывается ли свобода движения лиц только с экономическими интересами? Иначе говоря, относится ли она только к рабочей силе, что необходимо для общего рынка, или же распространяется на всех граждан государств-членов? Проблема толкования остается одной из наиболее острых и сложных. Договор позволяет в принципе дать позитивный ответ: да, речь идет о гражданах, хотя в тексте статей используется понятие «работники». В первом разделе Договора, устанавливающем его исходные принципы, говорится о том, что высокие договаривающиеся стороны ставят своей целью отмену в рамках государств-членов препятствий для передвижения лиц. Следует напомнить и о том, что, как провозглашается в преамбуле, участники Договора подтверждают основную цель их усилий – непрерывное улучшение условий жизни и труда своих народов.

Если принять во внимание то бесспорное обстоятельство, что ЕЭС создавалось прежде всего во имя повышения эффективности экономического развития, то не будет ошибкой предположить, что главная забота сводилась к обеспечению беспрепятственной миграции рабочей силы. Но перемещающиеся в пределах Сообщества люди должны были располагать соответствующими социально-экокомическими и личными правами и свободами, а в определенных пределах и политическими правами. Миграция рабочей силы означала к тому же перемещение семей, что влекло дополнительные последствия.

Основные параметры свободы движения работников были определены следующим образом. Работник имеет право:

а) принимать реально предлагаемую работу;

б) свободно передвигаться в этих целях по территории государств-членов;

в) находиться в одном из государств-членов, занимаясь трудовой деятельностью в соответствии с законными, распорядительными и административными положениями, регулирующими занятость граждан данного государства;

г) оставаться на территории одного из государств-членов после завершения трудовой деятельности в этом государстве (ст. 48).

Свобода движения работников распространялась на все сферы занятости за исключением государственной службы. Ограничения могли вводиться только по соображениям общественного порядка, общественной безопасности и охраны здоровья людей.

Пользоваться свободой движения лиц в соответствии с Договором о ЕЭС могут лишь граждане государств-членов. Она не предоставляется гражданам третьих государств и лицам без гражданства. Речь идет и о случаях, когда такие лица имеют постоянное местожительство на территории Европейского союза.

Как и в других случаях, свобода движения лиц утверждалась постепенно, по мере достижения целей каждого из намеченных этапов. Предусматривался переходный период, в течение которого законодательство и практика государств-членов должны были быть приведены в соответствие с провозглашенной свободой. Нужно было: а) наладить тесное сотрудничество между национальными службами занятости; б) устранить административные процедуры и сложившуюся практику, а также квалификационные сроки приема на работу, сохранение которых являлось препятствием на пути реализации провозглашенной свободы; в) отменить все национальные квалификационные сроки и другие ограничения, устанавливавшие в отношении граждан других государств-членов дискриминационные условия выбора работы; г) создать механизм, обеспечивающий взаимосвязь между предложением рабочей силы и заявками на нее на рынке труда. Государства-члены обратили особое внимание на создание условий для свободного движения молодежи.

Речь шла, разумеется, о поэтапном продвижении вперед. Также поэтапно стали отменяться ограничения, касавшиеся создания агентств, отделений или дочерних компаний гражданами одного государства-члена, обосновавшимися на территории другого государства-члена.

Были приняты во внимание интересы малых государств, для которых нерегулируемая миграция несла определенные опасности. Еще в 1970 г. Комиссия приняла постановление, согласно которому Люксембург получил исключительный статус. В случае, если того потребует осложнение демографической ситуации в стране, Комиссия по предложению люксембургского правительства может устанавливать особый порядок пребывания неграждан Люксембурга на его территории. Этот порядок может отличаться от общих правил, действующих в сообществах (Постановление № 1251-70 от 29 июня 1970г.).

Вопреки высказывавшимся опасениям, миграция в рамках сообществ не приобрела чрезмерных размеров. Более того, начиная с 1973 г. она стала уменьшаться и составила к началу 1992 г. всего 2% от общей численности рабочей силы в странах ЕЭС. Усилилась только миграция высококвалифицированных «белых воротничков», что прямо связывается с интеграционными процессами. По признанию специалистов, экономическая выгода от миграции оказалась весьма незначительной. Тем не менее ЕЭС продолжало и развивало политику свободы движения лиц, имея в виду устранить все оставшиеся барьеры, в том числе иммиграционные ограничения и налоги, на пути к открытию единого внутреннего рынка. Сохранялись только нормы, направленные на борьбу с ввозом наркотиков, преступностью и на ограничение притока граждан из третьих стран.

Существуют ли какие-либо существенные оговорки или ограничения в отношении свободы движения людей? Отвечая на этот вопрос, следует прежде всего повторить общее положение о том, что права мигрантов не могут быть выше прав граждан данного государства. Договор, разумеется, исходит из этого положения. Вместе с тем в Договоре утверждается и другое положение, а именно равенство прав «своих» и «чужих» граждан в том, что касается проживания и экономической деятельности на территории государств-членов.

Государства-члены в дальнейшем пошли по пути облегчения условий пребывания мигрантов на своей территории, включая предоставление помощи в обучении детей в школах, признание водительских прав и многое другое. Однако речь шла не только об общем послаблении. Одновременно вводились весьма строгие и игравшие на практике существенную роль требования, предъявляемые к тем гражданам государства-члена, которые хотели заняться экономической деятельностью в «не своем» государстве-члене. Особое значение приобрели требования о профессиональном образовании и профессиональной практике. В ЕЭС стало уделяться большое внимание вопросам признания соответствующих дипломов и свидетельств.

Принципиальное значение для реализации свободы движения работников имело решение вопроса о социальном обеспечении. Без этого трудно было ожидать, что, рискуя теми социальными благами и гарантиями, которые предоставлялись им национальным законодательством, люди станут покидать свою страну. Отсюда проистекают два важных положения, закрепленные в ст. 51 Договора: 1) суммирование всех периодов работы, учитываемых законодательством различных стран, для получения и сохранения права на пособие, а также для исчисления размера пособия; 2) выплата пособий лицам-резидентам на территории государств-членов.

В Договоре о ЕЭС, да и в практике его деятельности в первые годы политические права не привлекали внимания. Но вскоре о них заговорили в полный голос. Их актуальность и возраставшее значение стали объясняться в первую очередь тем, что потоки миграции увеличивались, а сами приезжие начали более действенно отстаивать свои права и свободы, что их политическая активность росла. К тому же надо учитывать, что миграция в ряде случаев протекала далеко не безболезненно. В отдельных странах оживлялись антииммигрантские настроения среди местного населения и нужно было противостоять националистическим выходкам. Более общий характер приобретал интерес мигрантов к избирательному праву, позволяющему иметь своих депутатов в представительных органах – от парламентов до местного самоуправления.

Свободное движение лиц в рамках ЕЭС, осуществляемое в соответствии с Договором о ЕЭС, было бы неверно отождествлять с правом на убежище, а тем более с иммиграцией из третьих стран. Это две отдельные проблемы. Последняя из них, первоначально остававшаяся в тени, постепенно становилась все более актуальной и сложной. Ухудшение экономического положения в ряде стран за пределами ЕЭС несло за собой опасность массового притока иммигрантов из третьих стран в государства – члены ЕЭС. Естественно вставал вопрос о том, в состоянии ли государства-члены принять огромную массу экономических беженцев. Мера обеспокоенности Сообщества наглядно проявилась в ограничительных мерах, заранее принимавшихся как в отдельных странах, так и в масштабах всего ЕЭС.

Прежде всего стало необходимым провести более четкое различие между правом на убежище и иммиграцией. В первом случае в основе подхода лежат нормы Женевской конвенции 1951 г., определяющей обязательства государств по отношению к тем, кто ищет убежище по политическим мотивам. Принципиально иную основу имеет иммиграция, предопределяемая экономическими причинами. Она регулируется, как правило, национальным правом. Поскольку же подход государств-членов может быть неодинаков, весьма существенное значение приобретает согласование позиций правительств этих государств, совместная разработка стратегии и тактики в сфере иммиграции.

Чтобы облегчить ситуацию в спорных случаях, государства – члены ЕЭС стремятся сократить сроки рассмотрения в административных и судебных органах заявлений с просьбой о предоставлении убежища, а также достичь договоренности об унификации правил отказа ищущим убежище от разрешения пересечь границу. Практической потребностью стало достижение договоренности о том, что лица, заявления которых о предоставлении убежища были отклонены, будут действительно не пропущены через границу или же депортированы, если они находятся на территории государства – члена ЕЭС.

Барьеры против массовой иммиграции становились все более высокими. Характерно, что они рассматривались и возводились в качестве составной части внешней политики государств – членов Сообщества. Стали определяться конкретные действия, направленные на то, чтобы поставить иммиграцию под контроль, в частности, путем согласования соответствующих квот, унификации правовых норм, препятствующих нелегальной иммиграции, равно как и норм, определяющих порядок воссоединения семей, а также разработки новых правил о приглашении иммигрантов на временную работу.

В целом правовое регулирование в сфере свободы движения лиц продолжало развиваться в направлении, заданном Договором о ЕЭС. Несомненное позитивное значение имело введение гражданства Европейского союза. Маастрихтский договор, установивший союзное гражданство, гласил: «Каждый гражданин государства-члена является гражданином Союза» (п. 1 ст. 8). Но институт гражданства государства-члена этим не отменялся. В ряде случаев необходимо было искать ответ на вопрос о том, как определять гражданство лица, мигрирующего в рамках Европейского союза. Отвечая в 1995 г. на запрос депутатов Европарламента по этому поводу, Комиссия подтвердила правило, согласно которому решение в каждом отдельном случае следует искать в законодательстве соответствующего государства-члена (№ С 230 от 4 сентября 1995 г.).

Немало места в деятельности Комиссии уделялось снятию бюрократических преград, возводившихся в государствах-членах на пути миграции работников и их семей. В специальном постановлении, принятом Комиссией, обращалось внимание на недопустимость введения в государствах-членах каких-либо требований о предъявлении гражданами других государств-членов дополнительных документов и справок. Условия должны быть и в этом отношении одинаковыми как для своих, так и для мигрантов, если последние являются гражданами государства-члена (№ С 273 от 18 октября 1995 г.).

Что касается возможностей обучения для студентов из других государств-членов, то Комиссия неоднократно подчеркивала, что здесь следует не только обеспечивать формальное равенство, но и оказывать помощь, полностью или частично освобождая студентов из других государств-членов от ряда платежей либо предоставляя им прямую финансовую поддержку. Комиссия заявила, что каждое государство вправе самостоятельно решать вопрос о поддержке своих граждан, обучающихся в другом государстве-члене. Однако если такая поддержка оказывается, то обращение со студентами, являющимися гражданами другого государства-члена, но постоянно проживающими на территории данного государства, должно строиться на тех же началах (№ С 145 от 12 июня 1995 г.).

Широкую известность не только в футбольных кругах Европы, но и среди широкой общественности получило решение Суда европейских сообществ по делу Босмана. Суд, по существу, покончил с ограничениями численности иностранных игроков, которые могли выступать в профессиональных клубных командах в матчах национальных первенств и на соревнованиях за призы Европейского футбольного союза. В своем решении он указал на то, что в случае с футбольными профессионалами или полупрофессионалами речь идет о свободе осуществления несамостоятельной деятельности и получения за нее вознаграждения. Правила о переходах футболистов не могут перечеркнуть статью 48 Договора о ЕЭС, гарантирующую свободу движения работников. То обстоятельство, что футбольные клубы как работодатели обязаны выплачивать переходные вознаграждения другим клубам, ухудшает возможности игроков найти работу, равно как и условия такой работы (дело URBSFA /Jean-Mark Bosman u.a., решение от 15 декабря 1995 г.).

Свобода движения товаров.

Существует три типа препятствий для движения товаров между государствами, которые закреплены в договоре о функционировании европейского союза:

  1. Таможенные пошлины, а также сборы, имеющие равнозначный эффект (Ст 30 договора о функционировании)
  2. Наличие дискриминационного внутригосударственного налогообложения (Ст 110 договора о функционировании европейского союза)
  3. Количественные ограничения на экспорт и импорт и меры им равнозначные (Ст 34-35 договора)

Термин "товар" - понятие в регламенте 638/2004 О статистике сообщества относительно торговли товарами между государствами членами ЕС.

Ст2 - товары - движимое имущество, включая электрический ток. В договора нет определений, но есть ещё прецедентное права суда ЕС, решение Итальянское искусство 7/68, в котором суд под товаром понимает все измеряемое в денежной форме и являющееся объектом коммерческих операций.

Дополнительно к этому судебному решению суд отнёс к товарам золотые и серебряные слитки, опасные отходы, но в месте с тем исключил из понятия товар сами денежные средства и товары сопутствующие оказанию услуг, например ж/д билеты. (Гудс, продактс- синимы товаров и продуктов)

О запрете таможенных платежей:

Таможенные пошлины на импорт и экспорт, а также равнозначные им сборы между государствами членами им запрещены. Этот запрет распространяется и на сборы фискального характера. Суд в своей практике развил понятие "таможенные пошлины" - любой денежный платёж, налагаемый в одностороннем порядке на товары отечественного или иностранного производства в связи с пересечением ими границы (сбор налог, который собирается на пересечение границы, каким малым бы он ни был, не наказывался и не собирался). Исключений из ст30 не существует, но существуют ситуации, когда то, что выглядит, как сбор, похожий на таможенные пошлины, оказывается чем-то иным.

Для этого существует две ситуации, когда нарушением не будет:

А) плата за услуги (когда при пересечении границы перевозчик товаров может получать различные услуги прямо связанные с товарами) например, он может сдать товар на временное хранение, переупаковать их, осмотреть на предмет качества и в случае, если это добровольное решение перевозчика (получить услугу), то, не смотря на то, что оплата производится на границе, плата вносится именно за услугу, а не за то что товар пересекает границу.

Если государство оказывает услугу в обязательном порядке, и чаще всего применяется услуга инспектирования, то такая услуга уже будет противоречить положениям статьи 30.

Исключение: если услуга является обязательной не по национальному законодательству, а по законодательству ЕС, то при соответствующих условиях государство может требовать плату.

Условие, при котором государство может ввести сбор на границе, за обязательной инспекцией были установлены комиссией 18/87 и касалось ввоза скота в Германию. Суть: в соответсвии с одной из директив ЕС требовалось проведение определённых инспекций при транспортировки живых животных с целью их зашиты. Правительство Германии проводило эти инспекции и возлагало расходы на перевозчика. Суд, проанализировав эту норму вынес следующее решение, такие сборы не могут классифицироваться как таможенные сборы, если при ютом выполняются следующие условия: 1. Они не превышают фактической стоимости инспекций всвязи с которыми взимаются, 2. Инспекции, о которых идёт речь, являются обязательными и одинаковыми для всех аналогичных товаров ЕС, 3. Они предусмотрены законодательством ЕС и в общих интересах ЕС, 4. Способствуют свободному движению товаров, в частности путём устранения препятствий, которые могут возникнуть в следствии односторонних мер инспектирования.

Особенности:

  1. Стоимость инспекций от государства к государству может варьироваться, поэтому сумма сбора в каждом государстве будет разной;
  2. Законодательство об инспекциях должно быть однообразным на территории всего ЕС;

Критики считают, что это решение политизированно.

- сбор, который является элементом внутреннего налогообложения

нутри государств допускается, чтобы правительство облагало налогами (НДС, экологический налог, транспорт, табак, алкоголь). Некоторые из этих целей могут отвечать законодательству ЕС, но некоторые могут противоречить, правило в данном случае заключается в следующем: если собранные суммы являются частью системы внутренних сборов, применяемых систематически к категориям продуктов в соответствии с объективными критериями, независимо от происхождения продуктов, то это налогообложение рассматривается, как предмет статьи 110. Если же эти суммы на не попадают под данное определение, то это может быть сбор, который запрещён статьей 30. (Бананы)

Четыре свободы (Европейский союз)

Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами. До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами - участиками ЕС и третьими странами.

Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию ), работы и учёбы. Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде и взаимное признание профессиональных квалификаций.

Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью , свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70% ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Четыре свободы (Европейский союз)" в других словарях:

    Не следует путать с Европейским судом по правам человека судом Совета Европы. Европейский суд англ. European Court of Justice Вид международный суд Инстанция суд высшей инстанции … Википедия

    Запрос «EU» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «ЕС» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Европейский союз на официальных языках … Википедия

    - (The European Union) Европейский союз региональная интеграция европейских государств История создания, страны участники союза, права, цели, задачи и политика Европейского союза Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    На официальных языках … Википедия Википедия

    В этой статье речь идет о встрече глав государств и правительств стран членов Европейского союза. О совете министров правительств стран членов ЕС см. Совет Европейского союза. О международной организации, состоящей из 47… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Партия свободы. Freiheitliche Partei Österreichs (FPÖ) Лидер: Хайнц Кристиан Штрахе Дата основания: 25 марта 1949 (VdU) 7 апреля 1956 (FPÖ) Штаб квартира: Вена … Википедия

Под общим внутренним рынком понимается пространство без внутренних границ, на котором обеспечивается соблюдение правила 4 свобод: свобода передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов.

Можно выделить два основных элемента, на которых основывается внутренний рынок:

  • 1. создание внутреннего экономического пространства в рамках ЕС в целях реализации свободы передвижения товаров, лиц, услуг и капиталов путем устранения любых барьеров для этого в отношениях между государствами-членами;
  • 2. принципы внутреннего рынка (экономические свободы) основываются на правиле 4 свобод: свобода передвижения товаров, свобода передвижения лиц, свобода предоставления услуг и свобода передвижения капиталов. Единый внутренний рынок является составным компонентом экономического и валютного союза, который в свою очередь наряду с общим рынком составляет «средства» достижения целей Сообщества.

Создание и обеспечение деятельности внутреннего рынка, общего рынка и единого рынка входят в исключительную компетенцию ЕС.

Принципы внутреннего рынка

Четыре взаимодополняющих принципа (принцип взаимного признания, гармонизации, недискриминации, страны происхождения):

  • 1. Принцип взаимного признания стандартов и норм государств-членов. С другой стороны государство-член не может запретить продажу на своей территории товара, законно произведенного и выпущенного в торговое обращение в другом государстве-члене.
  • 2. Становление единого внутреннего рынка сопровождает процесс гармонизации или другими словами согласования и выравнивания национальных стандартов и норм.
  • 3. принцип недискриминации (Ограничения четырех свобод): общественная мораль; защита здоровья и жизни; защита национальных сокровищ, имеющих художественную и историческую ценность; защита промышленной или коммерческой собственности = правила, принимаемые государствами-членами для защиты своих потребителей, должны быть разумными, то есть не должны затруднять взаимную торговлю или маскировать протекционистские действия.
  • 4. Принцип страны происхождения. Отмена контроля на границах не означает отказа от сопроводительных документов или отмены контроля вообще; просто контроль переносится в место происхождения товара. Ответственность за некачественный товар несет производитель, ответственность же за запрет на импорт ложится на национальные органы принимающего государства.

Правило четырех свобод

Свобода движения товаров означает, что товары, происходящие из одного государства могут свободно продаваться на территории другого государства. данное правило обеспечивает весь объем торговли промышленными товарами, но именно теми, от которых не может исходить угроза здоровью людей или экономической безопасности государств-членов. Что касается продуктов, к которым предъявляются жесткие требования в отношении качества, таких как, например, детские товары или напитки, то в этих случаях вступает в силу принцип гармонизации: торговля возможна только в том случае, если товары удовлетворяют гармонизированным стандартам и нормам.

Однако в сегментах рынка технических сложных товаров, где гармонизация не завершена или куда она не поспела, нередки проблемы. Вопреки базовым принципам страны происхождения и взаимного признания государственные органы добиваются от экспортера повышения качества предложения до уровня, принятого в стране-импортере.

В 2001 г. появилась Директива Европарламента и Совета о безопасности товаров. Согласно данной норме товар считается безопасным или вызывающим незначительные риски, если он соответствует регламентам государства, на территории которого осуществлялось его производство. В текст Директивы специально включено положение о «презумпции соответствия» товара в случае, если он произведен по национальным стандартам, совпадающим с опубликованными в «Официальном журнале» стандартами ЕС.

Свобода предоставления и получения услуг. Услуги составляют 70%ВВП Договор о Европейском союзе, провозгласивший свободу предоставления услуг гражданами и компаниями одних государств-членов на территории других государств-членов, Сфера услуг общеэкономического значения -- электро- и газоснабжение, предоставление средств транспорта и связи, доставка почты и т.п., согласно статье 86 Договора о ЕС тоже должна подчиниться единому внутреннему рынку.

В 1998 завершена либерализация в секторе автомобильного транспорта. Предприятия-перевозчики действуют в соответствии с принципом свободы учреждения на территории единого внутреннего рынка, что, однако, не отменяет необходимость получения транспортной лицензии сообщества.

Наднациональное регулирование водного транспорта, либерализованного уже к 1993 г., осуществляется посредством принятия специальных мер борьбы со случаями тарифной дискриминации, установления единых норм сообщества для судов, перевозящих опасные грузы, и т.п.

Гармонизация большого числа правил и норм позволила учредить для операторов воздушного транспорта систему единой лицензии, определить условия доступа к воздушным сетям, а также распространить на данную сферу принцип взаимного признания персональной квалификации работников. Приняты правила борьбы со случаями тарифной дискриминации, оговорены также правила компенсации и помощи пассажирам.

Важнейшей составляющей свободы движения услуг является взаимное признание свидетельств об образовании и профессиональной квалификации. В отношении устройства на постоянную работу прописаны следующие правила. За признанием диплома необходимо обращаться в специальные органы принимающего государства-члена. Если специальность соискателя ранее уже регламентировалась секторальными директивами, то срок рассмотрения дела будет минимальным -- до трех месяцев. Обладатель диплома, выданного в одном государстве-члене, имеет право на постоянную работу в любом другом государстве-члене только по прошествии двух-пяти лет занятости по специальности (в директиве установлены сроки по каждой специальности) в случае, если национальные нормы не допускают иного. Иностранец к тому же обязан информировать потребителей о том, где получен его профессиональный диплом.

Свобода передвижения лиц: граждане ЕС имеют право свободно передвигаться по территории ЕС и выбирать место жительства в любой стране.

Свобода движения капитала. Так, с 2012 года все межстрановые платежи по пластиковым картам осуществляются в течение одного дня, а платежи с одного банковского счета в ЕС на другой осуществляются бесплатно. «Фактически это означает, что национальные правила платежных систем переносятся на общеевропейский уровень, что делает использование банковских транзакций более удобным как для потребителей, так и для компаний. Граждане могут свободно делать переводы, учреждать юридические лица.



Просмотров