Индивидуально-правовое регулирование в механизме правового регулирования. Индивидуальное регулирование в правовой сфере

Индивидуальные правовые акты, как и любые другие явления, можно разделить по видам, и основания для классификаций буду практически такими же, как и у нормативно-правовых, а именно:

· по форме:

указы, приговоры, приказы, решения и пр.

по субъектам, их издающим:

акты государственных и негосударственных органов

· по функциям права:

регулятивные (приказ о повышении по службе)

охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)

по юридической природе:

основные (выражают конечное решение по юридическому делу - приговор, решение суда)

вспомогательные (подготавливают издание основных - постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого)

· по предмету правового регулирования:

акты гражданско-правовые, уголовно-правовые и пр.

· по характеру:

материальные

процессуальные

Механизм реализации индивидуально-правовых актов

Индивидуальные акты основаны на нормативных правовых актах и принимаются в рамках правоотношений. Индивидуальные правовые акты позволяют востребовать субъективные права, а также обеспечивают исполнение обязанностей.

Индивидуально-правовое регулирование основано на регулировании, осуществляемом нормативными правовыми актами. Именно акты реализации нормативных правовых положений обеспечивают признание их обязательного характера.

Следовательно, имеются серьезные основания говорить о существовании индивидуально-правового регулирования, которое дополняет, конкретизирует властные предписания нормативных актов.

Индивидуальные акты не распространяются за пределы регламентации строго определенных конкретных общественных отношений в рамках четко очерченного круга субъектов. Это предписание для конкретного адресата, целенаправленная информация, она не становится нормой поведения в таких же случаях для других субъектов. Это однократное решение, с его исполнением оно прекращает свое действие. Правовые акты: антикоррупционный анализ: научно-практическое пособие / И.С. Власов, А.А. Колесник, Т.О. Кошаева и др.; отв. ред.В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева. М.: КОНТРАКТ, ВолтерсКлувер, 2010. с. 43

Индивидуальное правовое регулирование - это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к их компетенции. Такая деятельность основана на законе, что не исключает и элемента усмотрения.

Особенности такого правового регулирования заключаются в следующем. Этот вид правового регулирования основан на принятии участниками общественных отношений собственных решений, в которых они выражают свою волю и интерес.

Предполагает право на усмотрение субъектов, но оно не должно противоречить действующим юридическим нормам и принципам. Оно обусловлено тем, что имеет место не однозначная трактовка в нормах права либо пробелы в праве.

Индивидуальные акты принимаются представителями различных ветвей власти: Президентом РФ (например, о назначении на должность), Правительством РФ (например, о выделении субъекту РФ дотации), судебной властью, законодательной властью (законы о бюджетах обладают признаками в том числе и индивидуальных актов). Индивидуальные правовые акты не содержат в себе правил общего характера и распространяются только на строго определенный случай. Иными словами, индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам.

Существуют различные классификации индивидуальных актов, наиболее удачная из них:

индивидуальные акты - регламентаторы, при помощи которых на основе юридических норм достигается индивидуальная регламентация общественных отношений;

правообеспечительные акты, при помощи которых обеспечивается реализация субъективных юридических прав и обязанностей на основе властной, принудительной деятельности госорганов;

акты соблюдения и использования (исполнения) юридических норм, при помощи которых выражается фактическая реализация субъективных юридических прав и обязанностей, их фактическое воплощение в реальных жизненных отношениях.

Индивидуальный акт-разрешение. Данный вид актов регулирует определенный круг правоотношений и служит основой для их возникновения и прекращения. Они носят адресный характер, т.е., как правило, известно лицо, к которому они обращены. Как видно из названия, такие акты чаще всего используются в процессе осуществления разрешительной деятельности государства в лице уполномоченных органов. Они предназначены для осуществления предварительного, текущего и последующего контроля и надзора за деятельностью тех субъектов, которым выдается разрешение. Характерным примером индивидуального акта-разрешения является лицензия. Индивидуальный акт-решение. Такие акты имеют довольно узкую сферу применения. Большой частью они служат для возникновения правоотношений. К указанным актам следует отнести указы Президента РФ, распоряжения Правительства РФ и постановления Государственной Думы РФ о назначении руководителей органов и агентов валютного контроля.

Индивидуальный акт-уведомление. Такого рода акты имеют информационное значение для тех, кому они адресованы. Они служат необходимым компонентом в механизме востребования прав и обеспечения исполнения обязанностей.

Индивидуальный акт-предписание. Данный вид актов среди прочих индивидуальных актов играет если не основную, то очень значительную роль в механизме административно-правового регулирования отношений. Они направлены на предупреждение правонарушений. Именно такие индивидуальные акты обеспечивают надлежащее осуществление субъективных прав и обязанностей. Благодаря им достигают цели задачи, постановленные законодателем в нормативно-правовых актах. Такие акты имеют профилактическое значение: они обязывают участников валютных правоотношений устранить выявленные нарушения и предупредить совершение дальнейших противозаконных операций.

Индивидуальный акт-пресечение. Основная задача таких актов - пресечь и устранить правонарушение в области отношений, участники которых не соблюдают закон. Вмешательство государства в данном случае не обходимо, поскольку без властной деятельности уполномоченных органов подчас невозможно обеспечить реализацию предписаний юридических норм. Иными словами, указанные акты направлены на охрану валютного законодательства в целом. Особенность таких индивидуальных актов заключается в том, что они претворяют в жизнь меры государственного принуждения к правонарушителям.

На стадии принятия индивидуальных актов правовое регулирование достигает той степени персонифицированной конкретизации и детализации, которая в конечном итоге и является венцом регламентирования, перевода нормативности в упорядоченность общественных отношений. Гайман Реализация закона в современных условиях// Государство и право. 2003. №2. С. 56-56.

В целом же значение индивидуальных актов, состоит в том, что они призваны обеспечить индивидуализированное действие механизма правового регулирования, при котором достигается учет конкретной обстановки, устраняются возникающие препятствия, юридически закрепляются результаты поведения участников общественных отношений.

Индивидуальные акты развивают нормативно-правовые акты, делая властные предписания нормативных актов более ясными и четкими для адресата путем установления участников правоотношений, наделения одних субъективными правами и возложения на других соответствующих юридических обязанностей. Венгеров А.Б. Подготовка и принятие законов в правовом государстве // Российская юстиция. 2004. № 6. С. 12-13.

Гражданское законодательство и ненормативные (частные) регуляторы гражданских отношений

Индивидуальные акты. Индивидуальными актами, регулирующими гражданские отношения, являются разнообразные договоры, уставы, а также другие внутренние (корпоративные) документы. Особенность индивидуальных актов состоит в том, что они:

принимаются не компетентными государственными органами, а самими участниками гражданского оборота для самостоятельного регулирования отношений - внутренних и (или) внешних;

устанавливают правила, обязательность которых ограничивается кругом соответствующих участников;

в механизме гражданско-правового регулирования являются не правовыми нормами, а юридическими фактами*(78).

Отмеченное исключает нормативный характер индивидуальных актов, а вместе с этим препятствует их признанию в качестве формы права. Этот вывод не колеблет тот очевидный факт, что на современном этапе роль договорного регулирования общественных отношений значительно усилилась в ущерб их нормативному регулированию: регулирование частных отношений отнюдь не связано безусловно с необходимостью признания соответствующего регулятора в качестве формы (источника) права.

Договор - наиболее распространенный индивидуальный акт. В гражданском законодательстве он определяется как юридический факт и признается соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (см. п. 1 ст. 420 ГК). Всякий договор как юридический факт состоит из ряда условий, которые образуют его содержание и являются обязательными для сторон. Условия договора определяются по усмотрению сторон (свобода договора), кроме тех случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Таким образом, всякий договор должен соответствовать императивным правилам законодательства во избежание неблагоприятных последствий для него же самого (признания его незаключенным или недействительным полностью или в части), но он может изменять или отменять диспозитивные правила законодательства (см. п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК). Среди всех условий договора особое значение имеют существенные условия (п. 1 ст. 432), согласование которых является необходимым для всех договоров и достаточным для заключения большинства договоров, поскольку некоторые договоры для их заключения требуют также передачи имущества или государственной регистрации (см. ст. 433 ГК).

Договор - специфическое правовое средство, опосредующее индивидуальные взаимоотношения участников гражданского оборота, имеет значение только для конкретных контрагентов и безразличен для третьих лиц, за отдельными изъятиями (см., например, ст. 430 ГК). Договор не является формой (источником) права и не обладает юридической нормативностью. И все же некоторым договорам отдельные черты нормативности присущи. Так, условия договора присоединения определяются одной стороной и, выступая для другой стороны в качестве своеобразной заранее установленной нормы, могут быть приняты ею не иначе как путем присоединения к предложенному варианту договора в целом (ст. 428 ГК). Учитывая, однако, что присоединение - отнюдь не исключительная методика заключения гражданских договоров, а разработчиками формуляров и стандартных форм всегда выступают сами участники гражданского оборота, тогда как их потенциальные контрагенты могут, но вовсе не обязаны присоединяться к существующему варианту договора (а присоединившись, имеют право на защиту от явной его обременительности - см. п. 2 ст. 428 ГК), возможные проявления нормативности в некоторых гражданских договорах недостаточны для признания гражданского договора формой права.

Другим распространенным случаем индивидуального акта является устав юридического лица. Закон формулирует требования к учредительным документам юридического лица вообще и к уставу в частности (т.е. устанавливает круг вопросов, которые должны найти свое отражение), однако разработка и утверждение устава в каждом конкретном случае - прерогатива конкретных частных лиц-учредителей (участников) (см. ст. 52, п. 2 ст. 89, п. 3 ст. 98 ГК и др.)*(79).

Обыкновения. Обычаи, применение которых не санкционировано государством, не являются формой права и не обладают юридической нормативностью, тем не менее могут использоваться в процессе правового регулирования. Такие обычаи называются "обыкновения". Правило обыкновения опирается на обычную сложившуюся в обороте практику взаимоотношения "средних и абстрактных контрагентов". Поскольку такая практика неофициальна, обыкновения используются только как способ установления отсутствующих в договоре сведений, как "индикатор" типичных взаимоотношений большинства контрагентов. Применимость обыкновения зависит от его восприятия участниками конкретного договора (а от этого - и правоприменителем), а раз так, обыкновение должно быть известно контрагентам. Только при условии прямого или косвенного его восприятия (т.е. если договор отсылает к обыкновению, по существу делая его условием договора, либо подразумевает или, по крайней мере, не исключает возможности его использования) соответствующее правило приобретает индивидуальное правовое значение и обязательность.

В законодательстве Российской Федерации категория "обыкновение" не расшифровывается и не упоминается, скрываясь в ст. 309 ГК под собирательным понятием "иных обычно предъявляемых требований". Напротив, п. 2 ст. 1-205 UCC*(80) определяет торговое обыкновение как любую практику или порядок деловых отношений, соблюдение которых в тех или иных местах, профессии или сфере деятельности носит настолько постоянный характер, что оправдывает ожидание их соблюдения также и в связи с данной сделкой. А поскольку соглашение - это фактически совершённая сделка, наличие которой вытекает из заявлений сторон или иных обстоятельств, в том числе торговых обыкновений (см. п. 3 ст. 1-201 UCC), торговое обыкновение - явление, неразрывно связанное с соглашением сторон (т.е. договором).

И правовой обычай, и обыкновение - правила, созданные самой жизнью: публичные органы могут лишь придавать официальный характер некоторым обычным правилам, в частности, посредством их обработки (обобщения и документирования в целях унификации), санкционирования и тем самым перевода из разряда обычаев простых в разряд обычаев правовых, наконец, учета и использования при разработке правил национальных нормативных правовых актов и международных нормативных договоров. Противопоставление правовых обычаев и обыкновений не абсолютно*(81).



В международных актах за упоминаниями об обычаях нередко фактически скрываются обыкновения в том смысле этого термина, как он понимается в российском праве. "1) Стороны, - сказано, например, в ст. 9 Венской конвенции, - связаны любым обычаем, относительно которого они договорились... 2) При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли". Первое правило воспроизведено дословно, второе - в измененном виде в ст. 1.8 Принципов УНИДРУА*(82) (зависимость применения которых от наличия волеизъявления сторон трактуют по-разному*(83)).

К тому же одно и то же правило в одном государстве может быть обычаем, в другом - обыкновением, а иногда выбор между обычаем и обыкновением и вовсе лишен смысла. Так, подготовленный МТП Инкотермс*(84) можно признать за сборник обыкновений, поскольку его ст. 22 предусматривает: "Коммерсанты, желающие использовать настоящие правила, должны предусматривать, что их договоры будут регулироваться положениями Инкотермс 1990 г.". Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ эта позиция была подтверждена ив отношении судов*(85). И все же зависимость применения Инкотермс от отсылки к нему договора нередко игнорируется, а в отдельных случаях он и вовсе возведен в ранг закона; кроме того, если договор содержит отсылку к этим правилам, они становятся условиями договора и уже нет надобности выяснять вопрос о их соответствии обычаям и обыкновениям*(86).

Известны случаи, когда обычай (например, торговый обычай в английском праве) не носит нормативного характера и понимается с точки зрения подразумеваемых условий договора, т.е. более соответствует понятию обыкновения*(87).

Заведенный порядок. Если обыкновение покоится на практике взаимоотношения "средних и абстрактных контрагентов", распространенной в гражданском обороте, то особенности взаимоотношения конкретных контрагентов в рамках определенных договорных связей, также имеющие юридическое значение, принято именовать заведенным порядком (course of dealing). В п. 1 ст. 1-205 UCC заведенный порядок имеет вполне определенную трактовку и понимается как единообразие предшествующего поведения контрагентов сделки, которое по справедливости может рассматриваться как устанавливающее общую основу взаимопонимания при толковании употребляемых ими выражений и действий.

Российский законодатель опять-таки не расшифровывает сущность заведенного порядка и даже не использует этот термин. Заведенный порядок скрывается в ст. 309 ГК за собирательным понятием "иных обычно предъявляемых требований" и в ст. 438 ГК за понятием "прежние деловые отношения сторон". Кстати, в п. 3 ст. 18 Венской конвенции он именуется "практикой, которую стороны установили в своих взаимных отношениях".

Заведенный порядок, пишет Е.А. Суханов, не обязательно составляет какой-либо обычай или обыкновение*(88), а его установление, подчеркивает И.С. Зыкин, вовсе не означает необходимости автоматического применения: последнее возможно только в том случае, если контрагенты имели соответствующее намерение*(89). Этим заведенный порядок схож с обыкновением; кроме того, подобно обыкновениям, он не является формой права и представляет собой способ установления сведений, отсутствующих в договоре, с той лишь разницей, что за основу здесь берется не "средний стандарт", а "конкретный".

Наиболее удачный заведенный порядок, сложившийся на индивидуальном уровне, может восприниматься другими участниками гражданского оборота и тем самым влиять на формирование обыкновений (т.е. явления более широкого по кругу лиц действия), которые, в свою очередь, через государственное санкционирование их применения способны трансформироваться в правовые обычаи (высшую форму обычных правил) или воплощаться в правилах нормативных правовых актов.

Основные выводы. Все приведенное выше позволяет сделать общий вывод о том, что процесс регулирования гражданских (частных) отношений обеспечивают нормативные (публичные) и иные (частные) регуляторы, которые имеют следующую иерархию (приводится в порядке приоритетности).

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации как источники международного публичного права и неотъемлемая часть правовой системы России.

2. Императивные нормы гражданского законодательства.

3. Индивидуальные (ненормативные, частные) акты, к которым непосредственно примыкают обыкновения и заведенный порядок - правила, которые покоятся соответственно на практике взаимоотношения "средних (абстрактных)" или "данных конкретных" контрагентов и позволяют установить (восполнить) отсутствующие в договоре сведения, только если эта практика воспринята участниками договора.

4. Правовые обычаи "против закона" (главным образом торговые обычаи, которые изменяют или отменяют диспозитивные законодательные нормы).

5. Диспозитивные нормы гражданского законодательства.

6. Правовые обычаи "в дополнение к закону" (главным образом торговые обычаи, которые действуют при отсутствии законодательной нормы или условия договора).

7. Аналогия, существующая в виде более приоритетной аналогии гражданского закона и аналогии права.

Общество - сложная совокупность разнообразных социальных отношений, нуждающаяся во внутреннем упорядочении в целях обеспечения эффективного развития и обеспечения выживания человека как вида.
Социальный порядок устанавливается в обществе в результате действия разнообразных механизмов.
«Стихийные» регуляторы.
Они представляют собой непосредственное проявление естественных законов природы и общества - демографические процессы, инфляционные ожидания, стихийные бедствия, увеличение продолжительности жизни, оказывающие влияние на поведение отдельного человека;
Социальные регуляторы.
Социальное регулирование есть влияние правил, вырабатываемых обществом, на поведение человека, определение рамок этого поведения с целью такого воздействия на социальные процессы, которое бы обеспечивало упорядоченность и стабильность существования социума. Поэтому объектом социального регулирования всегда в конечном счете является человек, путем определения заранее социально желаемого акта его внешнего поведения в конкретной ситуации.
Способы социального регулирования по характеру воздействия делятся на три основные группы:
побуждение - это воздействие, представляющее собой формирование у человека убеждения в выгодности определенного поведения. Этот способ основывается на воздействии на индивидуальное или групповое сознание и силе авторитета.
понуждение - это воздействие, представляющее собой стимулирование (формирование потребности) желаемого поведения. Этот способ основывается на поощрении (материальном, моральном) за поведение следующее правилу.
принуждение - это такое воздействие, когда социально необходимое поведение человека достигается возможностью применения насилия, в случае отклонения от установленных правил поведения.
Социальное регулирование - это субъективный процесс упорядочивания общественных отношений путем подчинения их определенным правилам.
Социальный регулятор - это механизм, обеспечивающий упорядочение общественных отношений.
Виды социальных регуляторов:
Ненормативные (индивидуальные) регуляторы - это такие формы воздействия на общественные отношения, которые не представляют собой общий масштаб социальных действий, а предстают как индивидуальное упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.
Ненормативные регуляторы:
- ценностный регулятор, представляющий собой систему исторически сложившихся социальных ценностей, социально-психологических установок и стереотипов. Он имеет сложную структуру и проявляется прежде всего в культуре различных социальных общностей (социальных групп, этносов и т.д.). Ценности отдельной группы оказывают определяющее влияния на обеспечение поддержания состояния упорядоченности общественных отношений, обеспечивая глубинный пласт стабильных отношений. Примером данной группы социальных регуляторов могут служить принципы взаимопомощи, уважения достоинства, национальная гордость и т.д.;
- директивный регулятор представляет собой такое воздействие на поведение человека, когда от социально-властного органа исходит общее указание на необходимость решения той или иной социальной задачи, но конкретные средства и способы ее достижения не предусматриваются, и человек может их выбирать самостоятельно (к ним относятся, например политические программы и платформы);
- информационный регулятор, способ воздействия которого на социальные процессы сводится к публичному распространению сведений о конкретных случаях социального поведения, которые служат образцами для подражания, либо для осуждения. Большую роль при использовании такого регулятора играют средства массовой информации, сеть Интернет;
- предсказания, которые в качестве регулятора возникают на основе донаучных форм предвидения и развиваются первоначально в рамках практической деятельности людей.
Предвидение в форме пророчеств, прорицаний, гаданий было известно в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Индии, Китае, Египте и Вавилонии происходило первое фундаментальное разграничение областей предвидения на область явлений природы (солнечное затмение, предсказание урожая, изменение погоды и т.п.); область социальных явлений (наступление и исход войны, победа или поражение политической группировки и т.п.); область событий в жизни отдельного человека (смерть, болезнь, рождение, бракосочетание, обогащение и т.п.)
Этот регулятор использовался в древности весьма эффективно для управления. Так римские жрецы авгуры1, ритуалы которых были связаны первоначально с божествами плодородия, улавливали поданные божеством знаки и их толковали. С течением времени выработалась целая наука авгуров, которые для своих предсказаний (авгурий) пользовались атмосферными явлениями, полетом птиц, кормлением священных кур, встречами с дикими животными и т.д. Особое значение придавалось гаданию по полету птиц (ауспиция). Римские государственные деятели должны были прибегнуть к ауспиции перед каждым политическим или военным актом, который совершался только при благополучном исходе гадания. Интересно отметить, что логическая структура предсказаний очень схожа со структурой некоторых социальных норм;
- индивидуальное регулирование - это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно социально неэкономично, не вполне обеспечивает необходимую одинаковость в повторяемых актах в процессе производства, обмена, жизнедеятельности людей, а так как каждый раз проблему надо разрешать заново, существуют широкие возможности для субъективных, произвольных решений;
- нормативные - это такие регуляторы, которые обеспечивают достижения желаемого поведения человека в обществе путем установления масштаба (меры) поведения, для тех, кто может оказаться в тех или иных социальных ситуациях, т. е. социальных норм. Социальная норма как правило поведения характеризуется четким описанием возможной ситуации, формулированием социально требуемого поведения в описанной ситуации и установлением мер принуждения, если индивид не выполняет требования правила;
- социальная норма - это обусловленное объективными обстоятельствами правило поведения общего характера, регулирующее неопределенное количество раз социально-значимое поведение людей оказавшихся в условиях, предусмотренных нормой.
Социальные нормы регулируют поведение человека в таких сферах, как поведение личности по отношению к другим, поведение личности по отношению к обществу в целом и его ценностям, поведение личности по отношению к самой себе.
Признаки социальной нормы:
- по своей природе - это образцы, стандарты поведения;
- это мера позитивного общественного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса;
- носит обязательный характер;
- обладает неперсонифицированностью адресатов, поскольку выражается обычно в форме безличных и всеобщих императивов и, таким образом, является носителем прескриптивной информации;
- представляет собой только такие правила, которые могут применяться неопределенное количество раз в типичных ситуациях, т. е. имеют общий, а не индивидуальных характер.
- создается в результате социально-волевой деятельности людей;
- обеспечивается соответствующими средствами и объединениями людей;
- исторически создается самим обществом, людьми в процессе их взаимоотношений, а будучи созданной - упорядочивает их поведение;
- обусловлена уровнем развития общества;
- в качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения.
Качественной характеристикой социальной нормы является то, что она является проявлением и отражением естественной или общественной закономерности. Социальные нормы выражают и конкретизируют действия объективных законов в общественных отношениях, тенденций общественного развития;
Норма - это мера полезного, а потому типичного функционирования. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».
Социальная норма регулирует общественные отношения путем разрешения, запрещения и обязывания людей действовать определенным образом в конкретной ситуации; она имеет следующую структуру: «если..., то...., в противном случае».
Социальная норма - это первичный элемент нормативно-регулятивной системы общества.
Нормативно-регулятивная система общества - это особая совокупность социальных норм общества, представляющая единое целое для решения задачи упорядочения, регулирования общественных отношений.
Признаки (основные черты) нормативно-регулятивной системы общества:
- это искусственная система. Она возникает как результат деятельности человека и является принадлежностью ноосферы (т. е. области планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью);
- это организационная система. Любой системе присуща организация ее подсистем и элементов, но существуют специфические образования - организационные системы, для которых организация является назначением и хотя элементы такой системы материальны, они обмениваются информационными и вещественными продуктами. Одним из назначений такой системы является поддержание определенного социального порядка, который в процессе функционирования системы может трансформироваться. Нормативно-регулятивная система общества как образование, предназначенное для упорядочения общественных отношений, является примером таких систем, поддерживая и модифицируя общественный порядок в процессе своего функционирования;
- структура нормативно-регулятивной системы общества включает специфические по решаемым задачам элементы - социальные нормы. Их функционирование и реализация подчинены единой глобальной цели, преследуемой системой и являющейся ее назначением - поддержанием общественного порядка, обеспечением такой согласованности в действиях людей, которая бы обеспечивала максимально эффективное взаимодействие людей для осуществления ими своих потребностей;
- выражает единство связанных между собой элементов - социальных норм. Многообразие их видов отражает объективный мир и отношение людей к действительности;
- несет в себе избыточность, обусловленную необходимостью поддержания достигнутой упорядоченности социальных связей в условиях быстро развивающего общества. В структуре нормативно-регулятивной системы содержатся правила поведения, не использующиеся в данных конкретных исторических рамках и не вносящие свой вклад в достижение целей всей системы. Вместе с тем они могут быть снова востребованы и стать даже основными в других общественных рамках;
- ей присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым условиям, путем создания новых связей и новых правил со своими частными целями и средствами их достижения;
- ее качеством является целостность, несводимость ее свойств к свойствам составляющих ее социальных норм и наоборот;
- это устойчивая система. Она характеризуется относительной устойчивостью введенных правил поведения и, следовательно, стабильностью свойств структурированной, урегулированной среды - социальных связей. Наиболее устойчивым способом обеспечения устойчивости социальных процессов является введение отрицательной обратной связи. Поэтому правила социального поведения предусматривают наличие санкции - наказания за нарушение, устанавливаемого нормой порядка.
Причины возникновения нормативно-регулятивной системы общества:
В первоначальный хаос - гомогенность (однородность) социальных связей, характеризующаяся слабой чувствительностью к внешним воздействиям и стабильными детерминированными оценками вероятностного описания, в целях обеспечения выживания отдельной человеческой группы вносится порядок и организованность с помощью установления некоторого правила взаимоотношения людей между собой в конкретном случае, что приводит к уменьшению энтропии.
Социальные связи в этой группе больше коррелируют с начальными условиями и более эффективно обеспечивают достижение целей выживания, создаются и предпосылки к возможности прогнозирования дальнейших событий в этой группе. Динамические процессы информационной стабилизации в системе регуляции социального поведения отдельного индивида приводят к уменьшению степеней свободы выбора поведенческих актов.
Появление упорядоченных элементов, обладающих большей устойчивостью, нарушает первоначальную неорганизованность, а последующее развитие сформировавшийся устойчивых элементов выражается в росте числа правил поведения и появлении у них новых функциональных качеств.
Нормативно-регулятивная система отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества. В ней находят отражение исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти, качество жизни людей. Как целостная, динамичная система социальных норм она является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, она состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязи друг с другом.
В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется и корректируется другими социальными нормами. Взаимодействие отдельных норм в единой нормативно-регулятивной системе раскрывает комплексные свойства у входящих в эту систему отдельных составных частей.

Система индивидуально-правовых актов, направленная на упорядочивание индивидуально-трудовых отношений и общественных отношений, непосредственно с ними связанных. Термин индивидуально-правового регулирования означает, что одной из сторон этого регулирования. Одной из сторон не всегда выступает работник. На индивидуально-правовое регулирование уполномочены только те субъекты, которые указаны в нормативно правовых актах, в них же определяется компетенция этих субъектов, их обязанности, и индивидуально-правовые акты, завершающие их деятельность.

Элементы:

1) индивидуальные договоры и соглашения – это соглашения, заключаемые между работником и работодателем в лице его представителя по вопросам, прямо закрепленным в ТК. Как правило, они заключаются самостоятельно, а иногда под контролем и с учетом мнения профсоюза (Ст99 и ст113)

Типичными примерами индивидуальных договоров в ТП является трудовой договор, договор о полной материальной ответственности, ученический договор, договор о повышении квалификации и профессиональной переподготовке и т.п. ИТО рассчитаны на более короткий период времени и касаются они конкретного субъективного ТП. (соглашения о временном переводе на другую работу; соглашение о неполном рабочем дне (ст93);соглашение об отпуске без сохранении З/п; соглашение об возмещении работником материального ущерба с рассрочкой платежа (ст248 ТК)) однако необходимо, чтобы возможность заключения была прямо предусмотрена в законе, иначе такое соглашение будет считаться недействительным.

Регулирования с помощью Индивидуальных соглашений получило в литературе название «индивидуально-договорное регулирование».

2) правоприменительные акты – правоприменение представляет собой одну из форм реализации права наряду с соблюдением, исполнением и использованием. Особенность правоприменения заключается в том, что правоприменительной деятельностью могут заниматься лишь право уполномоченные на то субъекты, эта деятельность носит властный характер, она направлена на соблюдение субъективных трудовых прав и обязанностей.

Правоприменительной деятельностью занимаются следующие субъекты: работодатель и его представители, профсоюзные органы, постановление совета трудового коллектива, решение квалификационной и аттестационной комиссии. Правоприменительные акты может быть классифицированы:

А)правоприменительные акты правоустанавливающего характера, эти акты является основанием возникновения субъективных трудовых прав и обязанностей работника. В отличие от индивидуально-договорных актов права и обязанности, правоприменительные акты работодателя создаются без согласия работника. (приказ о наложении дисциплинарного взыскания (ст.ст 190-191 ТК); приказ о временном переводе работника сроком до одного месяца на необусловленную трудовым договором работу, в случае возникновения чрезвычайного случая 722)

Б) Правоприменительные акты право оформляющего акта, на основании других актов появляются субъективное ТП работника (приказ об оформлении приема на работу, который в данном случае лишь оформил возникшее на основании трудового договора трудовые отношения, с таким приказом работодатель обязан ознакомить работника под роспись в 3х-дневный срок, со дня фактического начала работы (68 ТК РФ)).

В правоустанавливающих актах велико усмотрение работодателя, а в правооформляющего усмотрение работодателя почти нет, он обязан принимать такие акты, иначе будет привлечен к административной ответственности.

3) правоохранительные акты – эти акты призваны защищать и восстанавливать нарушенное субъективное право, к ним относится решение суда по конкретному трудовому спору, решение комиссии по трудовым спорам, предписания ФИС (федеральный инспектор труда) об устранении выявленных нарушений, распоряжений прокурора. Эти акты является правоприменительными, однако они самостоятельных прав и обязанностей не создают, они лишь защищают и восстанавливают права, созданные и закрепленные другими правовыми актами.

4) акты саморегулирования работником своих ТП – призваны в случаях прямо предусмотренных ТК, создавать для работника индивидуальные права для работника без согласия работодателя. Акты саморегулирования как правило направлены на обеспечение баланса интереса сторон трудового договора, а в некоторых случаях должны создавать дополнительные гарантии для субъектов, нуждающихся в дополнительной защите (беременные женщины, лица, осуществляющие уход за детьми до 14 лет, либо ребенка-инвалида до 18 лет, лица, осуществляющие за больным членом семьи, инвалиды и т.п.)

Акты саморегулирования прямо предусмотрены в законе и как правило сопровождаются формулировкой: «работодатель обязан…»


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и метод, система трудового права

Коллективные субъекты тп трудовой коллектив трудовой коллектив это совокупность работников.. социальное партнерство коллективные переговоры нормативные соглашения и.. заключение и оформление тд..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет ТП
Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, регулирующая отношения в сфере наемного труда. Является относительно молодой отраслью Российского права (момент возникновения относится к

Метод трудового права
Метод трудового права – совокупность правовых способов, с помощью которых законодатель урегулирует ИТО и ООТТ. Методы правового регулирования напрямую зависят от предмета регулирования. Тр

Механизм правового регулирования ИТО и ООТТ
Механизмы правового регулирование ИТО и ООТТ – система правового регулируемых ИТО и непосредственно с ним связанные с целью их упорядочивания, развития и защиты. Механизм включает в себя 2


Признаки источников трудового права: 1) содержат норму права, а также могут изменять и прекращать действие нормы права.Они принимаются специальными, уполномоченными на то субъектами

Нормативно-праворазъяснительные акты
В литературе эти акты относят к источникам ТП, однако эта позиция является не верной. Нормативно праворазъяснительные акты приняты изъяснять и истолковать существующую норму права, также их функци

Нормативный договор и соглашение
Являются специфическим источником ТП. Нормативный договор и соглашение является результатом социально-партнерской деятельности, поэтому их часто именуют актами социального партнерства. Но

Коллективный договор
Коллективный договор – нормативно-правовое соглашение, которые заключается в организации, сторонами которого являются трудовой коллектив и работодатель в лице их представителей. Понятие КД (ст40 ТК

Субъекты ТП
Субъекты ТП – это физические лица, юрлица, коллективные образования, не обладающие признаками юрлица, должностные лица, являющиеся носителями субъективных прав и обязанностей, закрепленных в нпа и

Работник
Это физическое лицо, достигшее определенного возраста, обладающий правосубъектностью, вступивший в трудовые отношения с работодателем. Для того, чтобы быть работником нужно достигнуть определенного

Общий и специальный трудоправовой статус работника
Правовой статус работника определяется теми правами и обязанностями, которыми его наделил законодатель. Статус работника бывает 2х видов: 1) общий – совокупность прав и обязанностей, прина

Основные обязанности работника
Зачастую в практике возникают сложности, т.к. не всегда понятно добросовестно» это как? В тоже время в число основных обязанностей еще входит соблюдение трудовой дисциплины, соблюдение правил внутр

Трудовой коллектив
В ТК отсутствует словосочетание Трудовой коллектив, вместо этого термина законодатель употредляет термин работники организации. Такая ситуация приводит к смешению понятий и неопределенностей, т.к.

Профсоюз
Права профсоюзов по защите индивидуальных прав и интересов работников. 1. имеют права устанавливать (по ТК) Пример участия профсоюзов в индивидуального регулировании: ч 4 99 ТК РФ

Иные субъекты ТП
Помимо федеральной инспекции труда существуют ряд субъектов, которые осуществляют государственный контроль, и надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышле

Социальное партнерство
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками и работодателями в лице их представителей, а также органами государственной власти и местного самоуправления, которая направле

Коллективный договор
В науке трудового права много ученых занималось проблемой коллективного договора. Анализ их точек зрения позволяет выделить 3 основные правовые позиции о правовой природе коллективного договора:

Коллективные переговоры
ФЗ от 30 июня 2006 года № 90 ввел изменения в ТК, изменившее правопредставительства работников в коллективных переговорах. Это выразилось: 1) ст. 30 установлено, что интересы работников ор

Нормативные соглашения
В ст. 45 ТК РФ дается понятие нормативного соглашения. Под ним законодатель понимает правовое соглашение, регулирующее социально-трудовые отношения в обществе и закрепляющее общие принципы регулиро

Принципы ТП и их практическое значение
В литературе под принципом понимается основополагающая, главная идей направления развития чего-либо. Помимо правовых принципов выделяют: экономические, политические, моральные и т.д. Их содержан

Трудовые отношения. Трудовой договор
Трудовые отношения – общественные отношения, урегулированные нормами трудового права и возникающие между работником и работодателем, в соответствии с котором работник обязуется выполнять определенн

Трудовой договор
В трудовом праве термин «трудовой договор» имеет несколько значений: 1) трудовой договор выступает в форме привлечения Трудовой деятельности, с помощью него реализуется право гражданина на

Обязательные условия ТД
1) условие о трудовой функции работника может быть определено сторонами в трудовом договоре 3 способами: Путем указания на профессию, специальность, должность и квалификацию работника. Про

Дата начала работы
Также является обязательным условием ТД – дата начала работы. С ним связывается возникновение трудового стажа, начало периода, когда работник приобретает право на отпуск и т.д. По общему правилу, с

Условия об оплате труда
Данное условие является обязательным. как правидло оно определяется соглашением сторон ТД, особенно в коммерческих организациях. Может вытекать из нпа, в том числе и локальных, т.к. в ст 135 ТК зак

Срок ТД
Является обязательным, только тогда, когда стороны заключают договор на определенный срок («Срочный ТД»). Срок ТД является основанием для классификации ТД на 2 вида: 1) ТД, заключаемые на

Дополнительные условия ТД
Условия о совмещении профессии и должностей урегулированы в ст. 1602. Только по сглашению сторон трудового договора, при этом требуется, чтобы срок, в течении которого будет выполняться работа, ее

Изменение ТД
Изменению ТД посвящена специальная глава 13 и изменение ТД фактически означает изменение условий ТД, определенной сторонами. В данной главе принципиальное значение имеет ст. 72. Данное значение про

Прекращение ТД
Прекращение ТД означает прерывание правовой связи между работником и работодателем, возникшее на основании ТД. ТК помимо термина «прекращения ТД» использует термин «расторжение ТД», «уволь

Расторжение ТД по соглашению сторон
Законодатель крайне скромно регулирует данное основание помещаемое лишь в одном предложении. Данное основание заслуживает пристального внимания, является универсальным, т.к с точки зрения правовых

Расторжение Трудового договора по инициативе работника
Нав ряду с 2 видами, прекращение трудового договора по инициативе работника и по соглашению сторон в ТК закреплены еще 4 вида расторжения ТД: 1) по инициативе работодателя; 2) по

П.1 статьи 81 ТК РФ
Понятие ликвидации – (ст 61 ГК РФ) – прекращение деятельности без перехода прав и обязанности к другим лицам. Основанием для увольнения работника может служить решение управомоченного органа по лик

П. 2 ст. 81 ТК РФ
Сокращение личности или штата организации Сокращение численности означает реальное сокащение кол-ва работников у данного работника. Сокращение штата означает сокращение штатных едигиц, зак

П. 3 статьи 81 ТК
По данному основанию работника можно уволить, соблюдая следующие правила: 1) аттестация, как обязательный способ проверки знаний работника и соответствие его занимаемой должности, либо вып

П 4 ст 81 ТК РФ
Данное основание является дополнительным и невиновным. Уволить по данному основанию можно лишь руководителя организации, его заместителя, либо главного бухгалтера. В соотсетсвии с ч 1 ст 75 ТК новы

П. 5 ст. 81 ТК
Данное основание является виновным и позволяет пработодателю уволить работника за неоднократное неисполнение им без уважительных причин трудовых обязанностей, если работник имеет дисциплинарное взы

П. 6 ст. 81 ТК РФ
а) прогул – одно из самых распространенных оснований для увольнения. Под прогулом понимется отсутствие работника без уважительных причин на рабочем месте более 4х часов подряд. В том числе отсутсви

П.8 ст. 81 ТК
По данному основанию – «совершение аморального проступка, не совместимого с данной работой», может быть уволен лишь работник, выполняющий воспитательных функций (преподаватели, воспитатели дет сада

П 11 ст. 81 ТК РФ
Предусматривает, что работодатель вправе расторгнуть ТД с работником в случае представления им подложных документов при заключении трудового договора, данный пункт с 2006 года получил новую редакци

Прекращение ТД по обстоятельствам, не зависящих от воли сторон
Основания, которые являются юридическими фактами, прекращающими ТД, не зависимо от воли сторон, закреплены в статьи 83 ТК РФ. В редакции ФЗ № 90 –ФЗ от 30 июня 2006 года, законодатель дополнил стат

Порядок оформления прекращения трудового договора
Порядок оформления прекращения ТД предстьавляет собой процедуру, направленных на документальное оформление, прекращение правовой связи между работником и работодателем. ФЗ № 90-ФЗ вкл в ТК ст 84.1п

Рабочее время
Представляет собой как экономическую категорию – под которой понимается общественно-необходимая мера труда, и как юридическая категория – под которой понимается время в течении которого работник об

Неполное рабочее время
Рекомендацией МОТ от 24.06.1994 года № 182 «О работе на условиях неполного рабочего времени», предусматривает, что работник может по соглашению с работодателем установить для себя неполный режим ра

Режим рабочего времени
Представляет собой распределение рабочего времени в течении определенного календарного периода в зависимости от характера работы и условий её выполнения. Режим рабочего времени зависит, в том числе

Не нормированный рабочий день
Регулируется ст. 101 ТК РФ, данный режим работы позволяет работодателю на основании его распоряжения при необходимости эпизодически привлекать работников к работе за пределами нормальной продолжите

Гибкое рабочее время
Позволяет по соглашению сторон время начала, окончания работы, либо общую продолжительность ежедневной работы определить по соглашению сторон. Помимо ТК РФ применяется Положение «о порядке и услови

Сменная работа
Это особая организация трудового процесса, когда ежедневная работа может превышать нормальную продолжительность рабочего времени, причем это как правило допускается когда длительность производствен

Ежедневный междусменный отдых
Такой вид отдыха предусмотрен в ст. 106, 107 ТК РФ, однако более ТК РФ об этом виде отдыха не упоминает. До настоящего времени официально не отменено и продолжает действовать Постановление СНК СССР

Выходные дни
Законодатель закрепляет, что продолжительность такого отдыха не может быть менее 42 часов, а предоставление выходных дней зависит от продолжительности рабочей недели. Вы не ошибетесь,если общим вы

Нерабочие и праздничные дни
Во-первых, в ст. 112 ТК РФ закреплены нерабочие и праздничные дни, существующие в РФ. С принятием ТК РФ наряду с праздником 8 марта официально был признан праздник 23 февраля. В РТ существует закон

Отпуска
Отпуск – это самый продолжительный и самый долгожданный вид времени отдыха предоставление которого сопровождается гарантиями: за работником сохраняется заработная плата и рабочее место. В ТП РФ сле

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск
Глава 19 ТК РФ посвящена регулированию этого отпуска – 28 календарных дней (общее правило). Предоставляется он ежегодно и по общему правилу очередность его предоставления регулируется локальным нор

Заработная плата (оплата труда)
Заработная плата является одним из самых сложных институтов ТП РФ. Заработная плата и оплата труда регулируются главами 20-ой и 21 ТК РФ. Особенностью данного раздела является ст. 129 ТК Р

Установление заработной платы
Установление заработной платы зависит от вида организации, для бюджетных организаций заработная плата формируется с помощью законов и подзаконных актов, до последнего времени основной системой счит

Способ защиты заработной платы работника
· установление минимального уровня оплаты труда, он привязан к прожиточном минимуму (ст. 133 ТК РФ); · индексация заработной платы (ст. 134 ТК РФ) – индексация это установленный государств

Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность
Правовому регулированию дисциплине труда посвящена глава 29 ТК РФ. Понятие дисциплины труда в норме трудового права традиционно рассматривается в 2-х аспектах: объективном и субъективном. В объекти

Дисциплинарная ответственность
В юридической литературе в конце 80-90г.г. сформировалась концепция так называемой позитивной юридической ответственности. Ответственность наступающая за будущее поведение субъекта. Традиционное по

Материальная ответственность сторон ТД
Материальная ответственность – это специальный вид юридической ответственности, в соответствии с которой сторона трудового договора, причинившая материальный ущерб другой стороне обещает этот ущерб

Материальная ответственность работодателя
Работодатель несет материальную ответственность перед работником если: 1) было незаконное лишение работника права трудится; наступает в случае незаконного отстранения, незаконного у

Материальная ответственность работника
Материальная ответственность работника регулируется главой 39 ТК, предусмотренного правило о том, то работник возмещает работодателю прямой действующий ущерб. Неполученные доходы и упущенн

Способы возмещения материального ущерба сторон ТД
В трудовом праве предусмотрены виды возмещения материального ущерба работодателю: 1) добровольный способ; 2) индивидуально-договорной и по соглашению сторон. В ч 4 ст 248 ТК РФ за

Гарантии компенсации в ТП
Виды: общий и специальный; Специальный – Раздел 7 ТК РФ, общий регламентируется различными разделами ТК. Гарантии – средства, способы, средства, условия, с помощью которых обеспеч

Понятие, виды трудовых споров
В трудовом праве существует 2 основные позиции относительно правовой природы трудовых споров: 1) материально-правовая: трудовой спор всегда возникает как явление материального характера и

Основные вопросы темы

I. Понятие механизма государственно-правового регулирования, его структура и этапы.

II. Воздействие государства на механизм правового регулирования.

III. Психологический аспект механизма правового регулирования.

IV. Эффективность механизма правового регулирования.

I. Упорядочение общественных отношений - одна из задач, стоящих перед государством и правом. Решение этой задачи основывается на использовании различных средств. Система таких средств и образует механизм государственно-правового регулирования (МГПР), реализуемый нормами права, делового обыкновения, корпоративными нормами и др.

Понятие МГПР позволяет:

· рассмотреть все части правовой системы и факторы, влияющие на нее;

· выяснить те основные функции, которые выполняют юридические, социальные, психологические и иные факторы в процессе регулирования;

· понять процесс трансформации правовых норм в поведение, формирование правопорядка или правового нигилизма;

· обосновать необходимость совершенствования всех факторов, влияющих на регулирование общественных отношений.

Ведущее место в МГПР занимают юридическое воздействие и правовое регулирование. Формами воздействия права являются:

1) информационное, имеющее место тогда, когда юридическая норма сообщает адресатам то, что требует от них право, что ожидает общество и государство;

2) аксиологическое (ценностное), дающее оценку различным вариантам поведения, осуществляя деятельность людей в одном направлении, ставя преграды в другом.

Эти формы присущи не только праву, они характерны для иных нормативных систем. Собственно юридическое воздействие предполагает, что имманентная праву нормативность в процессе своей реализации сопрягается с общеобязательностью и, следовательно, с обеспеченностью принудительной силой государства. Такое воздействие называют правовым регулированием.

Правовое регулирование - это использование сугубо правовых средств воздействия на общественные отношения, организуя их в соответствии с требованиями права. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения и наказания и т.п.



Потребность в различных юридических средствах определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

“Запуск” механизма правового регулирования предполагает ряд этапов:

· формирование юридических норм;

· условия (события, факты), приводящие в действие механизм правового регулирования;

· возникновение на основе юридических фактов у субъектов прав и обязанностей, т.е. правоотношений как индивидуализированной меры поведения;

· реализация прав и обязанностей в поведении, деятельности субъектов права.

Этим этапам соответствуют элементы механизма правового регулирования: норма права; индивидуальные государственно-властные предписания или акты применения права; правоотношения; акты реализации прав и обязанностей.

Норма права устанавливает модель удовлетворения интересов, когда лица сообразуют свои деяния с требованиями этих норм. Когда же лица не соблюдают требованиями юридических норм, то применяются дополнительные правовые средства.

Акты применения права бывают нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты (общие правоположения) устанавливают: круг субъектов права; обстоятельства, при которых субъекты права руководствуются их предписаниями; содержание деяния; меру юридической ответственности за нарушение права.



Индивидуальные акты включаются в механизм правового регулирования как средство индивидуализации прав, обязанностей и мер юридической ответственности.

Эти акты используются, когда:

1) нормы права предусматривают индивидуализацию прав и обязанностей органами государства, должностными лицами;

2) субъекты отношений ведут себя противоправно, соответственно индивидуализируется правовая ответственность.

Индивидуальные акты допускают долю свободного усмотрения. В этом случае правовые нормы индивидуализируют применительно к себе сами лица, участвующие в отношениях, путем заключения договоров, соглашений, сделок.

Индивидуализация прав и обязанностей не всегда осуществляется посредством документа. Нормы права связывают эту индивидуализацию с наступлением определенных событий и действий.

Правоотношения “переводят” обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, в конкретные для субъектов права.

Акты реализации прав и обязанностей , т.е. действия субъектов в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав и применения права.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования используются, можно говорить о простом и сложном процессах этого регулирования.

Простой процесс наблюдается, когда используется один акт (нормативный акт), а индивидуализацию прав и обязанностей осуществляют сами субъекты.

Сложный процесс основан на использовании двух государственных актов (нормативный акт и акт применения нормы права).



Просмотров