Краткий словарь юридических терминов. Юридические понятия, категории, термины

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

Абсолютная монархия – форма государственного правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделения власти на ветви не существует.

Автономия – форма самоуправления части территории унитарного, а иногда и федеративного государства.

Административная юрисдикция – установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд).

Административно-территориальное устройство – разделение территории государства на определенные части (области, районы, провинции и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов власти.

Акт юридический (правовой акт) – официальный письменный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений.

Акт применении норм права – индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела.

Акты официального толкования нормы права – правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.

Активное избирательное право – право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов, а также в референдумах.

Аналогия закона – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующей сходные с рассматриваемой ситуацией отношения.

Аналогия права – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе принципов права, духа законодательства.

Апатриды - липа, не имеющие прав гражданства в каком-либо государстве.

Апелляция – одна из форм обжалования судебного приговора.

Арбитраж – орган для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров, образованный по соглашению сторон или компетентными органами.

Бланкетные диспозиции – не излагают правило поведения, а отсылают для ознакомления с ним к правилам, положениям, инструкциям и пр.

Вето – запрет, налагаемый главой государства на решение органа исполнительной или законодательной власти.

Власть (социальная) – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, насилия.

Власть государственная политическое руководство обществом при помощи государственного аппарата.

Вменяемость нормальное состояние психики здорового человека; выражается в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Глава государства – высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере внешних отношений.

Гипотеза – часть нормы права, указывающая на конкретные условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма.

Государственный аппарат - система органов государства, т е. органов, через которые осуществляется государственная власть.

Государственное принуждение – это осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Государственный суверенитет – политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти как внутри, так и вне границ государства, состоящее в праве государства самостоятельно и свободно решать все свои дела.

Государственное устройство – внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Государственный орган – относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Государство – суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарата принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций.

Гражданство – политическая и правовая связь лица с государством.

Гражданское общество – такое состояние сообщества людей в данном государстве, которое развивается на основе притязаний индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве и саморегулирования без произвольного вмешательства государства либо при его минимальном участии

Грамматический (филологический, языковой, текстовой) способ толкования – состоит в уяснении смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта (выясняется значение отдельных слов, устанавливаются грамматические связи слов, определяется семантическая структура предложений, обращается внимание на знаки препинания, союзы, вводные слова).

Дееспособность – способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.

Действие нормативно-правового акта – обязательность исполнения закона или иного нормативно-правового акта в течение определенного времени, на определенной территории (в пространстве) и в отношении конкретного круга лиц.

Действия – такие юридические факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношений

Делегированное (легальное) правотворчество – издание правительством (или другими органами исполнительной власти) в соответствии с Конституцией и иными законами или по уполномочию парламента нормативных актов.

Деликт – деяние, причиняющее вред личности или обществу.

Деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Демократия – народовластие; форма общественной власти государства, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Деформация правосознания – это его искажение, «разрушение» позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Диспозитивный (автономный) метод правого регулирования – способ воздействия, предоставляющий субъектам права возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом.

Диспозиция – часть нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать субъекты права.

Договор нормативного содержании – по двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права.

Должностное лицо – лицо, осуществляющее постоянно или временно функции представителя власти, а также занимающее постоянно или временно в государственных иди общественных учреждениях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административных обязанностей.

Доктринальное (научное) толкование – разъяснение норм права научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, научных комментариях, устных и письменных обсуждениях проектов нормативных актов.

Закон – правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными (представительными) органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законность – точное, строгое и неукоснительное соблюдение исполнение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.

Законодательная (представительная) власть – одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве, осуществляемая избранными народом законодательными (представительными) органами, обладающая исключительным правом издавать законы.

Законодательная инициатива – право внесения законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой.

Злоупотребление правом – использование субъективного права в противоречии с его социальным назначением, влекущее за собой нарушение охраняемых интересов другого лица.

Импичмент – специальная юридическая процедура, которая предусматривает лишение полномочий главы государства.

Индивидуальный статус – фиксирует правовое положение отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу и пр.), он подвижен, динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни человека переменами.

Индивиды (физические липа) – граждане государства, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

Инкорпорация – форма систематизации законодательства, при которой нормативные акты без изменения их содержания объединяются в различного рода сборники и собрания.

Иск – обращение в суд с целью защиты нарушенного или оспариваемого субъективного права.

Исполнительные органы государственной власти – органы, призванные обеспечить реализацию политики государства и исполнения законов, принятых представительными органами.

Историко-юридический способ толкования - состоит в уяснении смысла правовых норм на основе исследования историко-политических условий их принятия.

Источник (форма) права (в формально-юридическом смысле) - способы внешнего выражения и закрепления содержания правовых предписаний, придания им общего и обязательного для исполнения (соблюдения) характера.

Казуальное толкование - характеризуется обязательностью, индивидуальным характером, однократным использованием применительно к конкретному случаю.

Казус - событие, случайное действие, которое наступает без волевого участия субъектов правоотношений.

Кассация - обжалование, опротестование в вышестоящий суд судебных решений, не вступивших в законную силу.

Кворум - количество участников собрания, необходимое для признания его решения правомочным.

Кодекс - значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений.

Кодификация - форма систематизации законодательства, при которой происходит существенная внутренняя переработка правового материала, в результате чего создается принципиально новый акт.

Коллизионные нормы - предписания, принимаемые с целью устранения коллизий, либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.

Компетентное (профессиональное) толкование - разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от сведущих в области права лиц - юристов-практиков, должностных лиц и т.п.

Компетенция - совокупность прав и обязанностей любого коллективного субъекта права.

Конкретные правоотношения - правовые связи, субъекты которых, во всяком случае один из них (носитель субъективного права), определены путем поименной индивидуализации.

Консолидация – форма законодательства, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким вопросам в один укрупненный акт, при этом не происходит изменения их содержания, но каждый из объединяемых актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

Конфедерации - представляют собой объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления и при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и пр.).

Легальное (разрешенное, делегированное) толкование – разъяснение смысла правовых предписаний, которое осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено.

Логический способ толкования - состоит в исследовании не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативного акта, логической структуры правовых предписаний путем непосредственного использования законов и правил логики (логические преобразование, выводы от противного и пр.).

Мажоритарная система - система определения результатов голосования, по которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов.

Местное самоуправление - особый вид публичной власти, осуществляющей самостоятельное решение населением какой-либо территориальной общности (сельская община, район, город и т.п.) вопросов местного значения с финансированием за счет местных ресурсов и под ответственность населения указанной общности.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения.

Методы теории государства и права - это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается право и государство.

Механизм государства (государственный аппарат) – система государственных органов, учреждений и организаций, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства.

Механизм правового регулирования - взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, короля, царя, императора, шаха) и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

Мононормы - единые, нерасчлененные специфические социальные нормы (образцы, правила поведения) первобытного общества.

Мораторий - отсрочка исполнения обязательств, устанавливаемая на определенный срок.

Налоги - устанавливаемые государством обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц.

Неофициальная инкорпорация - создание издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных государственных органов.

Неофициальное толкование - разъяснение смысла правовых норм, которое дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими полномочиями официально разъяснять правовые предписания.

Норма пряна - это общеобязательное, формально-определенное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения.

Нормативное толкование - характеризуется государственной обязательностью, общим характером, возможностью неоднократного использования, при этом не ведет к созданию новых правовых норм.

Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.

Нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле, о справедливости и несправедливости и т.д.

Нормы-дефиниции - предписания, содержащие определения правовых понятий и категорий.

Нормы-принципы – предписания, выражающие и закрепляющие принципы права.

Обратная сила закона (ретроактивность) - распространение действия норм данного закона на общественные отношения, имевшие место до его вступления в законную силу.

Общественный порядок - состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на соблюдении и исполнении всеми субъектами всех действующих в обществе социальных норм.

Общий правовой статус - статус лица как гражданина государства, члена общества (определяется Конституцией страны, является единым, одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью).

Объект права - общественные отношения, которые подлежат правовому регулированию.

Объект правоотношения – те материальные и духовные блага, по поводу которых у субъектов правоотношений возникают взаимные права и обязанности.

Объект правонарушения - общественные отношения, находящиеся под охраной права, которым причинен вред (или создана угроза такого причинения) совершенным правонарушением.

Объективная сторона правонарушения - характеризует его проявление вовне; основными элементами являются деяние (действие или бездействие), его противоправность, общественно-вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями; факультативными элементами являются место, время, способ, обстановка совершения правонарушения.

Обыденное толкование - разъяснение, осуществляемое любым гражданином.

Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

Ограниченная монархия - организация высшей государственной власти, при которой власть монарха ограничена конституцией или каким-либо представительным органом.

Омбудсмен – уполномоченный по правам человека, в задачу которого входит сбор информации о нарушениях прав человека и содействие тем, чьи права были нарушены.

Опубликование закона (промульгация) - помещение принятого закона в определенном печатном издании с целью широкого ознакомления с его содержанием общественности и отдельных граждан, а также должностных лиц.

Органы судебной власти - государственные учреждения, осуществляющие правосудие.

Относительные правоотношения - правовые связи, в которых поименно определены все участники (носители субъективного права и юридической обязанности).

Относительные события - жизненные обстоятельства, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц.

Отрасль права - совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования.

Официальное толкование - разъяснение смысла правовых норм, которое дается уполномоченными на то субъектами (государственными органами и должностными лицами), закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов.

Парламент - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции.

Парламентская (парламентарная) республика - форма республики, которая характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность

Переживание закона (ультраактивность) – продолжение действия норм закона после его отмены.

Подзаконные нормативные акты – принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подотрасль - совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений.

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между различными субъектами по поводу управления обществом и осуществления государственной власти.

Политическая партия - добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Политическая система общества - система всех политических явлений, которые существуют в социально неоднородном обществе.

Политический (государственно-правовой) режим - совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Поощрение (правовое) - способ правового регулирования, выражающийся в награждении субъектов за определенное поведение.

Правительство - высший исполнительный орган государства.

Право - это система общеобязательных, формально-определенных норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения.

Право собственности – совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ определенным лицам (право владения, пользования, распоряжения).

Правовая культура - совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.

Правовая презумпция - предположение, согласно которому факт или состояние считаются имеющими место, пока не будет доказано обратное.

Правовая система - совокупность взаимосвязанных, взаимно согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая фикция - несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия.

Правовое воздействие - пути, способы, формы влияния права на общественные отношения.

Правовое воспитание - целенаправленный и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Правовое государство - особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Правовое регулирование - осуществляемое при помощи системы правовых средств целенаправленное воздействие на общественные отношения; форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями, содержащимися в нормах права.

Правовой институт - совокупность норм, регулирующих определённый участок (сторону) однородных общественных отношений.

Правовой нигилизм - отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, резкое критичное отношение к требованиям уважения и соблюдения права

Правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения, которому государство придает общеобязательное значение.

Правовой прецедент (судебный или административный) - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.

Правовой статус личности - юридически закрепленное положение личности в обществе.

Правовые отношения - возникающие на основе норм права, волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правомерное поведение - общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов личности, общества и государства поведение субъектов права, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством.

Правомочие предусмотренное законом требование уполномоченного лица выполнения обязанностей от обязанной стороны.

Правонарушение – общественно-опасное, виновное, противоправное деяние, влекущее юридическую ответственность

Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на исполнении и соблюдении всеми субъектами права всех действующих на территории государства норм права.

Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений и т.п., в которых выражается отношение людей к праву действующему и желаемому.

Правоспособность - способность лица иметь в силу норм права субъективные права и нести юридические обязанности (возникает в момент рождения и прекращается смертью).

Правосубъектность (праводееспообность) - способность лица быть субъектом права.

Правотворчество – разработка, принятие и издание государством специальных документов, содержащих нормы права.

Преамбула - вводная или вступительная часть законодательного акта.

Предмет правового регулирования - обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права.

Предмет теории государства и права - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Предметная инкорпорация - размещение нормативно-правовых актов в единых сборниках по предмету правового регулирования.

Президентская республика - форма республики, при которой президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти, избирается населением или выборщиками, он свободен в назначении министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом.

Преступление - наиболее общественно опасное правонарушение, предусмотренное уголовным законом.

Применение права - государственно-властная, организующая деятельность конкретных государственных органов и должностных лиц по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний.

Принципы права - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе нрава, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.

Пробел в праве - полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношении и потребностями практического решения дел.

Юридическая терминология

Юридические термины (лат. terminus предел, граница) – это слова или словосочетания, точно обозначающие определенное правовое понятие.

Терминология, которой пользуются юридическая наука и законодательство, весьма неоднородна. Все юридические термины делятся на три группы.

1. Общеупотребительные термины – слова обычного литературного языка (“жилое помещение”, “доля”, “захват” и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию доступными для понимания.

2. Специальные юридические термины – это термины, отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности. Таковыми, например, являются: “правоотношения”, “подсудимый”, “истец”, “прокурор”, “преюдиция” и другие. Надо при этом заметить, что очень многие специальные юридические термины в современное право пришли из далеких прошлых правовых систем (“алименты”, “иск”, “договор”, “правоспособность” и другие).

3. Специальные неюридические термины – это термины, составляющие принадлежность других (неюридических) наук и отраслей и используемые в законодательстве и юридической науке (“перевозка”, “кибернетика”, “эпизоотия”, “венерическая болезнь” и другие).

Для уясненияих смысла надо обращаться к тем отраслям знаний, принадлежностью которых они являются.

Юридическая терминология должна отвечать требованиям:

– точности в обозначении тогоили иного понятия;

– единства (однозначности, когда термин имеет одно, а не несколько значений);

– краткости, ясности и простоты. Язык закона должен быть достаточно выразительным и в то же время лишенным эмоциональной окраски.

Для законодательства, к примеру, привычен термин “государство”, но не употребляются близкие ему по смыслу слова “отечество”, “отчизна”, “родина”, “держава”. Законодатель оперирует термином “смерть”, но не использует слова “гибель”, “кончина” и т.д.

Юридическая конструкция – специфическое построение нормативного правового материала по тому или иному типу связи между его элементами.

Юридические конструкции представляют собой плод многолетней, а нередко и многовековой мыслительной деятельности и вызваны к жизни объективными потребностями урегулирования человеческих отношений.

Сфера и особенности регулируемых правом общественных отношений определяют и тип связи нормативного правового материала, иными словами своеобразие той или иной юридической конструкции. Для гражданского права, имеющего дело, главным образом с имущественными отношениями, типичны такие юридические конструкции, как “договор”, “право собственности”, “добросовестный владелец” и другие.

Правовые символы – это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания.

Символика – своеобразное средство формализации правового содержания в целях придания ему четкости, определенности, лапидарности и образности. Символам как разновидности “искусственных” замещающих знаков присущ ряд особенностей. Они нередко представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими пользуется; символы, как правило, рассчитаны на чувственное, эмоциональное восприятие.

В отечественном праве, например, законодательно закрепляется и тем самым приобретает правовой характер ряд символов. Таковыми, например, являются герб, флаг, гимн как символы государства, вставание присутствующих в суде при появлении состава суда как символ уважения к нему и уважения к правосудию. Тоже самое назначение у введенной новым законодательством судейской мантии, принимаемой Президентом Российской Федерации присяги как символа служения народу и т.д.

Правовая презумпция предположение (в сфере права либо только в связи с правом) о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными, подтвержденное предшествующим опытом.

Существенным признаком презумпции является ее предположительный характер. Презумпция – это обобщения не достоверные, а вероятные. Однако степеньих вероятности очень велика, и основывается она на связи между предметом и явлениями объективного мира и повторяемости повседневных жизненных процессов.

Роль презумпции в праве велика, и было бы неправильно видеть в ней только средство юридической техники. Некоторые общеправовые презумпции приобрели значимость правовых принципов: презумпция знания закона; презумпция добропорядочности гражданина, презумпция невиновности обвиняемого.

Весьма оригинальным приемом законодательной техники являются фикции.

Правовая фикция несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

Фикции – это положения заведомо неистинные. Однако они широко используются в различных отраслях знаний. Будучи закрепленной в законодательстве, фикция становится правовой (юридической).

Объединение рассмотренных и иных научных оценок тенденций развития законодательной практики позволяет сделать четыре важных вывода.

Первый – правотворческая техника при внешней непредвзятости может использоваться для целенаправленного регулирования правового поведения с учетом тех или иных социальных интересов. Тогда и правовые нормы могут быть понятными или нарочито сложными, точными или неопределенными.

Второй – необходимо учитывать специфику юридико-техноло-гических приемов в разных отраслях законодательства. Ведь вполне очевидны неодинаковые объекты и методы отраслевого правового регулирования. Так, в конституционном законодательстве больше применяется норм-дефиниций, норм-целей и норм-принципов, а сами нормы нередко состоят лишь из диспозиций. В гражданском и уголовном законодательстве традиционной является строгая и детальная структуризация институтов и норм.

Третий – правотворческая техника проявляет себя на всех стадиях действия нормативно-правового акта. Без нее не обойтись в процессе разработки первоначального варианта нормативно-правового акта, обсуждения проекта, его оформления и принятия.

Четвертый – толкование законов и иных нормативных актов и их реализация также требуют применения приемов юридической техники.

Правореализующая техника включает в себя совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых осуществляется правореализующая деятельность.

По смыслу форм реализации права можно выделить следующие виды правореализующей техники:

– техника соблюдения;

– исполнения;

– использования;

– применения права.

Эти формы более подробно рассмотрены в соответствующем разделе теории права. Что же касается средств правореализующей техники, то к ним можно отнести следующие:

1. Нормативно-правовые акты.

2. Органы и учреждения, способствующие успешной реализации права.

3. Правоприменительные акты.

Таким образом, с помощью правотворческой и правореализующей техники во взаимодействии с другими элементами правовой системы осуществляется эффективное правовое регулирование общественных отношений.

Темы рефератов

1. Основные подходы к понятию “юридическая техника”.

2. Законодательная техника.

3. Правоприменительная техника.

4. Интерпретационная техника.

1. Аксиология государства и права (греч. axia - ценность) - учение о месте государства и права в системе иных мировых и человеческих ценностей

2. Акт применения права - властное, индивидуальное решение правоприменительного органа по конкретному юридическому делу

3. Аналогия закона - решение дела на основе нормы, регулирующей сходные, аналогичные отношения.

4. Аналогия права - решение юридического дела на основе принципов права

5. Антропология государства и права (греч. anthropos - человек) - учение о значении государства и права в жизни человека, о влиянии природы человека на государство и право и, - наоборот.

6. Аппарат государства - система государстве.

8. Гарантии законности - система средств, обеспечивающих процесс фактического осуществления законности на практике

9. Гипотеза - указание на условия действия нормы.

10. Гносеология государства и права (греч.gnosis - познание и logos - учение) - учение об источниках, принципах, формах, средствах и методах познания государственно-правовых явлений

11. Государственная власть - особый порядок организации (устройства) и применения силы, способной решать дела всего общества.

12. Государство — это политико-правовой институт единой, универсальной, суверенной власти, обладающей монополией на применение легального публичного принуждения и создание юридических (правовых) норм.

13. Гражданское общество - часть общественной жизни, которая не контролируется государством; определенная ступень развития общества, которая основана на определенных критериях взаимного сотрудничества и взаимодействия государства и общества в целом

14. Гражданство - политико-правовая связь человека с государством, которая воплощается во взаимосвязанных правах и обязанностях индивида и государства.

15. Дееспособность - это реальная возможность индивида своими действиями, самостоятельно осуществлять права и обязанности; возникает после достижения определенного возраста и зависит от психического, физического состояния.

16. Деликтоспособность - установленная законом возможность (способность) нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

17. Диспозиция - часть правовой нормы, содержащая указание на права или обязанности, предоставляемые субъектом права

18. Закон - нормативный акт, принятый высшими органами законодательной власти государства, который направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и обладает наивысшей юридической силой.


19. Законность - требование строгого и неукоснительного исполнения законов государственными органами, должностными лицами, а также органами местного самоуправления в процессе осуществления ими своих государственно-властных полномочий.

20. Законодательная инициатива - предложение, исходящее от компетентного лица о принятии нового закона

21. Законодательство - совокупность действующих законов, подзаконных нормативных актов, а также иных источников права.

22. Индивидуальное регулирование - властное воздействие на поведение человека с помощью разовых, персонифицированных, конкретных указаний.

23. Инкорпорация - форма систематизации, при которой происходит внешняя обработка нормативного материала без изменения внутреннего содержания нормативных актов.

24. Исполнение права - реализация юридических обязанностей, установленных правовой нормой

25. Использование права - реализация субъективных прав, предусмотренных правовыми нормами

26. Кодификация - правотворческаяформа (способ) систематизации, в процессе которой во внутреннее содержание нормативного акта добавляются новые правовые нормы, меняется содержание действующих правовых предписаний, изымаются старые нормы.

27. Коллизия правовых норм - противоречие норм между собой

28. Консолидация - форма систематизации, при которой несколько нормативных актов, регулирующих сходные общественные отношения, объединяются в один единый нормативный акт

29. Конфедерация - форма государственного устройства, обладающая в отличие от федерации, менее сильным государственным единством и образующаяся государствами для достижения каких-либо конкретных целей.

30. Корпоративные нормы - правила, принятые негосударственными, общественными организациями, направленные на регулирование внутриорганизационных отношений между членами этих организаций;

31. Меры защиты - закрепленные в законе способы восстановления нарушенного права;

32. Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных национальным законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

33. Методология теории государства и права — это учение о приемах и способах познания государственно-правовой действительности, а также об их применении в процессе познавательной деятельности.

34. Методы правового регулирования - приемы, способы правового воздействия на общественные отношения

35. Механизм государства - совокупность всех государственных организаций, которые, так или иначе, участвуют в осуществлении государственных функций

36. Механизм правового регулирования - система специальных юридических средств, с помощью которых осуществляется непосредственное целенаправленное воздействие (регулирование) права на общественные отношения

37. Монархия - форма правления, при которой носителем верховной, суверенной власти пожизненно является чаще всего одно лицо (император, царь, шах, султан и т.п.).

38. Моральные нормы - правила, регулирующие поведение людей в соответствии с устоявшимися в обществе представлениями о «добре и зле», «справедливом и несправедливом», «хорошем и плохом»;

39. Наука - система знаний об окружающем мире, которая выражается в виде идей, понятий, теоретических представлений, отражающих закономерности окружающей человека действительности.

40. Норма права - общеобязательное, формально - определенное, властное суждение (предписание) общего характера, которое выражает государственную волю, устанавливается и обеспечивается в своем исполнении государством для регулирования общественных отношений.

41. Нормативная охрана общественных отношений - это воздействие на человеческое поведение с помощью правил общего характера в целях защиты общественных отношений от возможных и совершаемых нарушений.

42. Нормативное регулирование общественных отношений - воздействие с помощью общих правил на поведение людей в целях упорядочения общественных отношений, поддержание их в «заданных пределах».

43. Нормативно-правовой акт - официальный документ компетентных органов, который содержит новые правовые нормы, изменяет или прекращает действие существующих правовых норм.

44. Объект правоотношения - то, ради чего люди вступают в правовые отношения; то, на что направлены интересы его участников.

45. Обычаи - правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения и выполняющиеся в силу привычки.

46. Онтология государства и прав а (греч.ontos - сущее) - учение о сущности государства и права, их началах, основных принципах их существования (бытия).

47. Орган государства - коллектив (единоличное лицо), обладающий определенной компетенцией, государственно-властными полномочиями, действующий на правовой основе, который управляет обществом от имени учредившего его государства.

48. Органы местного самоуправления (муниципальные органы) - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

49. Ответственность юридическая - обязанность правонарушителя претерпеть государственное осуждение в виде применения в особом процессуальном порядке принудительных неблагоприятных мер за совершенное правонарушение.

50. Отрасль права - элемент системы права, совокупность норм, которая сходным методом регулирует блок обособленных (сходных) общественных отношений.

51. Политика - решение социально значимых задач, управление делами общества в целом.

52. Политическая система (в узком значении) - совокупность государственных и негосударственных формирований (организаций, объединений), участвующих в управлении обществом; (в широком смысле) — вся политическая общественная жизнь

53. Потестарная власть - власть, основанная на силе.

54. Право - система общеобязательных предписаний общего характера, которые выражают государственную волю, устанавливаются (санкционируются) государством, обеспечивающим их исполнение и регулирующие общественные отношения в целях обеспечения порядка и организованности социальной жизни.

55. Правовая идеология - научный уровень правосознания, система теоретических знаний, принципов, научных представлений о правовом бытие.

56. Правовая культура - правовая атмосфера, которая существует в обществе; складывается из множества явлений: правосознания, правового поведения, материализуется в культивируемых в обществе правовых ценностях, деятельности правовых учреждений, законодательстве и т. д.

57. Правовая психология - совокупность практических знаний, навыков, чувств, эмоций и представлений о праве и иных правовых явлениях.

58. Правовая система - взятая в единстве совокупность всех правовых явлений, образующих собственно правовую жизнь любого общества

59. Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государства, его должностных лиц и государственных органов, а также негосударственных организаций, трудовых коллективов и отдельных индивидов по формированию высокого уровня правосознания и правовой культуры.

60. Правовое государство - государство, где «царствует» правовой закон, а государственная власть ограничена требованиями демократического законодательства.

61. Правовое сознание - совокупность представлений, взглядов, теорий, принципов, а также чувств, эмоций людей о правовой действительности, «правовом бытие».

62. Правовой институт - устойчивая группа норм, выделившаяся, как правило, внутри отдельной отрасли права, которые регулируют однородные общественные отношения.

63. Правовой обычай - форма права, при которой отдельным обычаям с разрешения (санкционированием) государства придается юридическое значение.

64. Правовой статус личности - правовое положение человека в государственно организованном обществе, юридическое выражение меры свободы, которой обладает индивид.

65. Правомерное поведение - социально значимая, юридически допустимая деятельность, которая соответствует требованиям правовых норм.

66. Правонарушение - противоправное, социально вредное, виновное деяние (действие либо бездействие) деликтоспособного лица.

67. Правоотношение - юридическая связь сторон (участников правоотношения), которая заключается в их взаимных субъективных правах и юридических обязанностях

68. Правопорядок - совокупность общественных отношений, соответствующих праву; состояние их упорядоченности, сформировавшееся в результате сложившейся в обществе практики реализации правовых норм

69. Правоспособность - установленная законом возможность человека быть обладателем прав и обязанностей; она присуща индивиду с момента рождения и существует до конца его жизни

70. Правосубъектность - совпадение право - и дееспособности в одном лице.

71. Предмет правового регулирования - те общественные отношения, которые регулируются правом.

72. Предмет теории государства и права - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности.

73. Применение права - управленческая, процессуальная, властная деятельность уполномоченных (компетентных) субъектов по реализации правовых норм путем рассмотрения конкретных юридических дел и вынесения индивидуальных решений - актов применения права.

74. Принципы организации и деятельности государственного аппарата - основные начала, главные требования, которые учитываются при создании государственных органов и предъявляются к их практической деятельности.

75. Принципы права - основные начала, в которых выражается сущность права

76. Пробел в праве - отсутствие нормы, регулирующей существующие отношения, объективно нуждающиеся в правовом воздействии

77. Простое (унитарное) государство - единое государство, внутри которого нет составных частей, имеющих признаки государственности

78. Реализация права - выполнение внедрение требований правовых норм в реальной жизни, достижение целей правового регулирования.

79. Религиозные нормы - правила, которые регулируют поведение людей на основе представлений о божественном и священном.

80. Республика - форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит лицам, избираемым населением страны

81. Санкция - часть правовой нормы, в которой указываются меры, обеспечивающие ее выполнение.

82. Система законодательства (в широком смысле) - совокупность действующих в данном обществе законов, подзаконных актов и иных источников права; в узком смысле - совокупность действующих законов

83. Система нормативного социального регулирования - совокупность всех действующих в обществе социальных норм

84. Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность по упорядочению нормативных актов, приведению их в единую систему в целях эффективного и удобного их использования.

85. Системность права - объективное свойство права, которое заключается в единстве и согласованности всех правовых норм и одновременном делении их на отдельные отрасли и институты.

86. Соблюдение права - реализация запрещающих норм.

87. Состав правонарушения - установленные законом признаки правонарушения, наличие которых является по императивному суждению законодателя единственным и достаточным основанием для привлечения лица к юридической ответственности.

88. Социальное назначение государства - конечная, главная цель, историческая миссия государства.

89. Социальные нормы - правила поведения, которые регулируют отношения между людьми,

90. Социология государства и права (лат. societas - общество) - учение, исследующее место и роль государства и права среди иных социальных институтов и явлений

91. Специально-юридические гарантии законности - собственно юридические средства, обеспечивающие реализацию требований законности.

92. Субъект права - лицо, которое может обладать субъективными правами и юридическими обязанностями

93. Субъект правоотношения - лицо, обладающее субъективными правами и юридическими обязанностями

94. Субъективное право - вид и мера возможного поведения управомоченного лица.

95. Теория государства и права - политико-правовая наука, изучающая общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности.

96. Технические нормы - правила поведения, которые регулируют отношение человека к техническим средствам, орудиям труда, природе в целом.

97. Типология государства - разновидность классификации, основанной на наиболее существенных, самых устойчивых и глубинных свойствах государства.

98. Толкование права - уяснение и разъяснение смысла правовых норм.

99. Учет нормативных актов - самая простая, «первичная» систематизация нормативного материала, осуществляемая в журнальной, картотечной, либо автоматизированной формах

100. Федерация - государственно-правовой союз (объединение) нескольких государственных образований, в результате которого образуется новое государство

101. Форма (источник) права - официально установленные способы выражения и закрепления правовых норм, в которых выражается государственная воля.

102. Форма государства - способ организации и осуществления государственной власти.

103. Форма государственного устройства - принципыорганизации государственной власти в территориальном отношении; деление государственной территории внутри страны на составные части, правовое положение этих частей, взаимные права и обязанности центральных и местных органов власти, мера их взаимной ответственности.

104. Форма государственно-правового режима - совокупность методов осуществления государственной власти

105. Форма правления - принципы устройства и взаимоотношений верховных (высших) органов государственной власти.

106. Формы осуществления функций государства - сходная по своим признакам деятельность государственных органов, посредством которой реализуются функции государства.

107. Функция государства - объективно необходимое, властное, целенаправленное управленческое воздействие государства в определенных сферах общественных отношений, направленное, в конечном счете, на сохранение данного общества, обеспечение его целостности и жизнедеятельности.

108. Функция права - направление правового воздействия на общественные отношения, в котором выражается сущность и социальное назначение права в обществе

109. Юридическая обязанность - вид и мера должного, необходимого поведения

110. Юридическая техника - совокупность средств, приемов и правил, применяемых в процессе разработки, издания и оформления юридических документов

111. Юридический (фактический) состав - совокупность нескольких юридических фактов, необходимых для возникновения правовых последствий

112. Юридический акт - правомерное деяние, которое субъект правоотношения совершает, зная о правовых последствиях и ради их достижения

113. Юридический поступок - правомерное деяние, которое человек совершает, не зная о правовых последствиях либо зная, но, не желая, чтобы они наступили.

114. Юридический прецедент - форма права, при которой решение суда или иных компетентных органов по конкретному юридическому делу и в отношении конкретного лица становится общеобязательным правилом, «образцом» при решении всех похожих, аналогичных дел в будущем.

115. Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений

116. Юридическое лицо - организация, которая обладает внутренним организационным единством (структурой), своим обособленным имуществом, может выступать от своего имени в суде и способна нести имущественную ответственность по своим обязательствам.

117. Эвтаназия (от греч. еи — хорошо и thanatos — смерть) — намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Вопрос о допустимости эвтаназии остается дискуссионным.

Данный онлайн юридический словарь предназначен в первую очередь для студентов, изучающим юриспруденцию, практикующим юристам или другим служителям Фемиды. Но более того, он может быть полезен и простым гражданам, далёким от юриспруденции в качестве ознакомления с данной наукой, и даже может оказать существенную помощь во многих юридических вопросах, так как там собрано очень большое количество нужно и необходимой информации. Данный словарь может быть интересен ещё тем, кто просто интересуется правовой наукой, либо изучает её самостоятельно, так как все определения там расписаны, вполне человеческим языком и очень удобны для восприятия.

В необходимых случаях можно использовать Большой юридический словарь онлайн, в котором собраны абсолютно все юридические термины, которые только могут повстречаться в наши дни. Для удобства пользования все расположено строго в алфавитной порядке, а удобная система навигации позволяет перемещаться по нему довольно быстро и эффективно. БЮС онлайн можно просматривать с помощью мобильного телефона, что может быть очень удобным, особенно для студентов, так как компьютер или ноутбук не всегда бывают под рукой.

Периодически юридический словарь пополняется новым терминами или их трактовкой. Ведь в юриспруденции любое понятие можно считать относительным, ведь, как уже говорилось – это неточная наука. Именно поэтому в данном словаре, на каждый термин дано ещё альтернативное определение, взятое с других источников или словарей.

Юридический словарь 2013 года содержит в себе около 4-х тысяч терминов и юридических понятий. С течением времени, многое остаётся неизменным, но кое что все таки меняется. И именно поэтому электронный юридический словарь 2014 года отличается от предыдущих версий. Что касается книжного варианта, то в них функция изменения недопустима, в отличии от электронного вида. Это является ещё одним плясом к тому, чтобы в качестве пособия пользоваться именно данным юридическим словарём.

Юриспруденция в отличие от математики является наукой не точной. Постоянно, что-то меняется, водятся новые термины и понятия. С каждым годом придумывается, что-то новенькое, и, как говориться, за всем не уследить. Студентам, учащимся на юридическом факультете, а также работающим юристам необходимо быть всегда в курсе. Для того чтобы всегда держать «руку на пульсе» необходимо всегда иметь при себе юридический словарь, в котором дано толкование всех юридических терминов, ведь даже в самой светлой голове все это удержать практически никому невозможно. Постоянно иметь словарь, который может пригодиться в любой момент, под рукой довольно неудобно. Ведь не всегда же вы находитесь у себя в кабинете, где каждая книга находится под рукой.

    Аксиология государства и права (греч. axia - ценность) - учение о месте государства и права в системе иных мировых и человеческих ценностей

    Акт применения права - властное, индивидуальное решение правоприменительного органа по конкретному юридическому делу

    Аналогия закона - решение дела на основе нормы, регулирующей сходные, аналогичные отношения.

    Аналогия права - решение юридического дела на основе принципов права

    Антропология государства и права (греч. anthropos – человек) – учение о значении государства и права в жизни человека, о влиянии природы человека на государство и право и, – наоборот

    Аппарат государства - система государственных органов, осуществляющих государственную власть.

    Гарантии законности - система средств, обеспечивающих процесс фактического осуществления законности на практике

    Гипотеза - указание на условия действия нормы.

    Гносеология государства и права (греч.gnosis – познание и logos – учение) – учение об источниках, принципах, формах, средствах и методах познания государственно-правовых явлений

    Государственная власть - особый порядок организации (устройства) и применения силы, способной решать дела всего общества.

    Государство - это политико-правовой институт единой, универсальной, суверенной власти, обладающей монополией на применение легального публичного принуждения и создание юридических (правовых) норм.

    Гражданское общество - часть общественной жизни, которая не контролируется государством; определенная ступень развития общества, которая основана на определенных критериях взаимного сотрудничества и взаимодействия государства и общества в целом

    Гражданство - политико-правовая связь человека с государством, которая воплощается во взаимосвязанных правах и обязанностях индивида и государства.

    Дееспособность - это реальная возможность индивида своими действиями, самостоятельно осуществлять права и обязанности; возникает после достижения определенного возраста и зависит от психического, физического состояния.

    Деликтоспособность – установленная законом возможность (способность) нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

    Диспозиция -часть правовой нормы, содержащая указание на права или обязанности, предоставляемые субъектом права

    Закон - нормативный акт, принятый высшими органами законодательной власти государства, который направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и обладает наивысшей юридической силой.

    Законность - требование строгого и неукоснительного исполнения законов государственными органами, должностными лицами, а также органами местного самоуправления в процессе осуществления ими своих государственно-властных полномочий.

    Законодательная инициатива - предложение, исходящее от компетентного лица о принятии нового закона

    Законодательство - совокупность действующих законов, подзаконных нормативных актов, а также иных источников права.

    Индивидуальное регулирование - властное воздействие на поведение человека с помощью разовых, персонифицированных, конкретных указаний.

    Инкорпорация - форма систематизации, при которой происходит внешняя обработка нормативного материала без изменения внутреннего содержания нормативных актов.

    Исполнение права - реализация юридических обязанностей, установленных правовой нормой

    Использование права - реализация субъективных прав, предусмотренных правовыми нормами

    Кодификация – правотворческаяформа (способ) систематизации, в процессе которой во внутреннее содержание нормативного акта добавляются новые правовые нормы, меняется содержание действующих правовых предписаний, изымаются старые нормы.

    Коллизия правовых норм - противоречие норм между собой

    Консолидация - форма систематизации, при которой несколько нормативных актов, регулирующих сходные общественные отношения, объединяются в один единый нормативный акт

    Конфедерация – форма государственного устройства, обладающая в отличие от федерации, менее сильным государственным единством и образующаяся государствами для достижения каких-либо конкретных целей.

    Корпоративные нормы - правила, принятые негосударственными, общественными организациями, направленные на регулирование внутриорганизационных отношений между членами этих организаций;

    Меры защиты - закрепленные в законе способы восстановления нарушенного права;

    Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных национальным законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

    Методология теории государства и права - это учение о приемах и способах познания государственно-правовой действительности, а также об их применении в процессе познавательной деятельности.

    Методы правового регулирования - приемы, способы правового воздействия на общественные отношения

    Механизм государства - совокупность всех государственных организаций, которые, так или иначе, участвуют в осуществлении государственных функций

    Механизм правового регулирования - система специальных юридических средств, с помощью которых осуществляется непосредственное целенаправленное воздействие (регулирование) права на общественные отношения

    Монархия - форма правления, при которой носителем верховной, суверенной власти пожизненно является чаще всего одно лицо (император, царь, шах, султан и т.п.).

    Моральные нормы - правила, регулирующие поведение людей в соответствии с устоявшимися в обществе представлениями о «добре и зле», «справедливом и несправедливом», «хорошем и плохом»;

    Наука - система знаний об окружающем мире, которая выражается в виде идей, понятий, теоретических представлений, отражающих закономерности окружающей человека действительности.

    Норма права - общеобязательное, формально - определенное, властное суждение (предписание) общего характера, которое выражает государственную волю, устанавливается и обеспечивается в своем исполнении государством для регулирования общественных отношений.

    Нормативная охрана общественных отношений - это воздействие на человеческое поведение с помощью правил общего характера в целях защиты общественных отношений от возможных и совершаемых нарушений.

    Нормативное регулирование общественных отношений - воздействие с помощью общих правил на поведение людей в целях упорядочения общественных отношений, поддержание их в «заданных пределах».

    Нормативно-правовой акт - официальный документ компетентных органов, который содержит новые правовые нормы, изменяет или прекращает действие существующих правовых норм.

    Объект правоотношения - то, ради чего люди вступают в правовые отношения; то, на что направлены интересы его участников.

    Обычаи - правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения и выполняющиеся в силу привычки

    Онтология государства и прав а (греч.ontos – сущее) – учение о сущности государства и права, их началах, основных принципах их существования (бытия)

    Орган государства - коллектив (единоличное лицо), обладающий определенной компетенцией, государственно-властными полномочиями, действующий на правовой основе, который управляет обществом от имени учредившего его государства.

    Органы местного самоуправления (муниципальные органы) - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

    Ответственность юридическая - обязанность правонарушителя претерпеть государственное осуждение в виде применения в особом процессуальном порядке принудительных неблагоприятных мер за совершенное правонарушение.

    Отрасль права - элемент системы права, совокупность норм, которая сходным методом регулирует блок обособленных (сходных) общественных отношений.

    Политика - решение социально значимых задач, управление делами общества в целом.

    Политическая система (в узком значении) - совокупность государственных и негосударственных формирований (организаций, объединений), участвующих в управлении обществом; (в широком смысле) - вся политическая общественная жизнь

    Потестарная власть – власть, основанная на силе.

    Право - система общеобязательных предписаний общего характера, которые выражают государственную волю, устанавливаются (санкционируются) государством, обеспечивающим их исполнение и регулирующие общественные отношения в целях обеспечения порядка и организованности социальной жизни.

    Правовая идеология - научный уровень правосознания, система теоретических знаний, принципов, научных представлений о правовом бытие.

    Правовая культура - правовая атмосфера, которая существует в обществе; складывается из множества явлений: правосознания, правового поведения, материализуется в культивируемых в обществе правовых ценностях, деятельности правовых учреждений, законодательстве и т. д.

    Правовая психология - совокупность практических знаний, навыков, чувств, эмоций и представлений о праве и иных правовых явлениях.

    Правовая система - взятая в единстве совокупность всех правовых явлений, образующих собственно правовую жизнь любого общества

    Правовое воспитание – целенаправленная деятельность государства, его должностных лиц и государственных органов, а также негосударственных организаций, трудовых коллективов и отдельных индивидов по формированию высокого уровня правосознания и правовой культуры.

    Правовое государство - государство, где «царствует» правовой закон, а государственная власть ограничена требованиями демократического законодательства.

    Правовое сознание - совокупность представлений, взглядов, теорий, принципов, а также чувств, эмоций людей о правовой действительности, «правовом бытие».

    Правовой институт – устойчивая группа норм, выделившаяся, как правило, внутри отдельной отрасли права, которые регулируют однородные общественные отношения.

    Правовой обычай - форма права, при которой отдельным обычаям с разрешения (санкционированием) государства придается юридическое значение.

    Правовой статус личности - правовое положение человека в государственно организованном обществе, юридическое выражение меры свободы, которой обладает индивид

    Правомерное поведение - социально значимая, юридически допустимая деятельность, которая соответствует требованиям правовых норм.

    Правонарушение - противоправное, социально вредное, виновное деяние (действие либо бездействие) деликтоспособного лица.

    Правоотношение - юридическая связь сторон (участников правоотношения), которая заключается в их взаимных субъективных правах и юридических обязанностях

    Правопорядок - совокупность общественных отношений, соответствующих праву; состояние их упорядоченности, сформировавшееся в результате сложившейся в обществе практики реализации правовых норм

    Правоспособность - установленная законом возможность человека быть обладателем прав и обязанностей; она присуща индивиду с момента рождения и существует до конца его жизни

    Правосубъектность - совпадение право - и дееспособности в одном лице.

    Предмет правового регулирования - те общественные отношения, которые регулируются правом.

    Предмет теории государства и права - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности.

    Применение права - управленческая, процессуальная, властная деятельность уполномоченных (компетентных) субъектов по реализации правовых норм путем рассмотрения конкретных юридических дел и вынесения индивидуальных решений - актов применения права.

    Принципы организации и деятельности государственного аппарата - основные начала, главные требования, которые учитываются при создании государственных органов и предъявляются к их практической деятельности.

    Принципы права - основные начала, в которых выражается сущность права

    Пробел в праве - отсутствие нормы, регулирующей существующие отношения, объективно нуждающиеся в правовом воздействии

    Простое (унитарное) государство - единое государство, внутри которого нет составных частей, имеющих признаки государственности

    Реализация права - выполнение внедрение требований правовых норм в реальной жизни, достижение целей правового регулирования.

    Религиозные нормы - правила, которые регулируют поведение людей на основе представлений о божественном и священном.

    Республика - форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит лицам, избираемым населением страны

    Санкция - часть правовой нормы, в которой указываются меры, обеспечивающие ее выполнение.

    Система законодательства (в широком смысле)-совокупность действующих в данном обществе законов, подзаконных актов и иных источников права; в узком смысле - совокупность действующих законов

    Система нормативного социального регулирования – совокупность всех действующих в обществе социальных норм

    Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность по упорядочению нормативных актов, приведению их в единую систему в целях эффективного и удобного их использования.

    Системность права - объективное свойство права, которое заключается в единстве и согласованности всех правовых норм и одновременном делении их на отдельные отрасли и институты.

    Соблюдение права - реализация запрещающих норм

    Состав правонарушения - установленные законом признаки правонарушения, наличие которых является по императивному суждению законодателя единственным и достаточным основанием для привлечения лица к юридической ответственности.

    Социальное назначение государства - конечная, главная цель, историческая миссия государства.

    Социальные нормы - правила поведения, которые регулируют отношения между людьми,

    Социология государства и права (лат. societas – общество) – учение, исследующее место и роль государства и права среди иных социальных институтов и явлений

    Специально-юридические гарантии законности - собственно юридические средства, обеспечивающие реализацию требований законности.

    Субъект права – лицо, которое может обладать субъективными правами и юридическими обязанностями

    Субъект правоотношения - лицо, обладающее субъективными правами и юридическими обязанностями

    Субъективное право - вид и мера возможного поведения управомоченного лица.

    Теория государства и права - политико-правовая наука, изучающая общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности.

    Технические нормы - правила поведения, которые регулируют отношение человека к техническим средствам, орудиям труда, природе в целом

    Типология государства – разновидность классификации, основанной на наиболее существенных, самых устойчивых и глубинных свойствах государства

    Толкование права - уяснение и разъяснение смысла правовых норм

    Учет нормативных актов – самая простая, «первичная» систематизация нормативного материала, осуществляемая в журнальной, картотечной, либо автоматизированной формах

    Федерация - государственно-правовой союз (объединение) нескольких государственных образований, в результате которого образуется новое государство

    Форма (источник) права - официально установленные способы выражения и закрепления правовых норм, в которых выражается государственная воля.

    Форма государства - способ организации и осуществления государственной власти.

    Форма государственного устройства - принципыорганизации государственной власти в территориальном отношении; деление государственной территории внутри страны на составные части, правовое положение этих частей, взаимные права и обязанности центральных и местных органов власти, мера их взаимной ответственности.

    Форма государственно-правового режима - совокупность методов осуществления государственной власти

    Форма правления - принципы устройства и взаимоотношений верховных (высших) органов государственной власти.

    Формы осуществления функций государства - сходная по своим признакам деятельность государственных органов, посредством которой реализуются функции государства.

    Функция государства - объективно необходимое, властное, целенаправленное управленческое воздействие государства в определенных сферах общественных отношений, направленное, в конечном счете, на сохранение данного общества, обеспечение его целостности и жизнедеятельности.

    Функция права - направление правового воздействия на общественные отношения, в котором выражается сущность и социальное назначение права в обществе

    Юридическая обязанность - вид и мера должного, необходимого поведения

    Юридическая техника - совокупность средств, приемов и правил, применяемых в процессе разработки, издания и оформления юридических документов

    Юридический (фактический) состав - совокупность нескольких юридических фактов, необходимых для возникновения правовых последствий

    Юридический акт - правомерное деяние, которое субъект правоотношения совершает, зная о правовых последствиях и ради их достижения

    Юридический поступок - правомерное деяние, которое человек совершает, не зная о правовых последствиях либо зная, но, не желая, чтобы они наступили.

    Юридический прецедент - форма права, при которой решение суда или иных компетентных органов по конкретному юридическому делу и в отношении конкретного лица становится общеобязательным правилом, «образцом» при решении всех похожих, аналогичных дел в будущем.

    Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений

    Юридическое лицо - организация, которая обладает внутренним организационным единством (структурой), своим обособленным имуществом, может выступать от своего имени в суде и способна нести имущественную ответственность по своим обязательствам.

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права...

Тема 2. Происхождение государства и права……………

Тема 3. Понятие, сущность и социальное назначение государства…………………………

Тема 4. Формы государства…………………………

Тема 5. Функции государства…………………………….

Тема 6. Государство в политической системе общества…

Тема 7. Государственный механизм………….………………...

Тема 8. Понятие права…………………………………………….

Тема 9. Правовая норма……………………………………….

Тема 10. Право в системе социального регулирования….

Тема 11. Правотворчество и формы (источники) права…

Тема 12. Система права……….

Тема 13. Правосознание и правовая культура

Тема 14. Правовые отношения.………………

Тема 15. Реализация права….………………..

Тема 16. Правовое поведение……………………...

Тема 17. Юридическая ответственность……………

Тема 18. Законность и правопорядок……………..

Тема 19 Государство, право и личность……………………

Тема 20 Правовое государство и гражданское общество…

Словарь юридических терминов……………………

1Эвтаназия (от греч.еи - хорошо иthanatos - смерть) - намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Вопрос о допустимости эвтаназии остается дискуссионным.

1 Органы прокуратуры, судебной власти, их должностные лица также могут издавать нормативно-правовые акты. Однако эти органы обычно не рассматриваются в числе правотворческих, поскольку нормативные акты, принимаемые ими, носят узковедомственный характер, издаются в целях внутреннего оперативного руководства этими органами и распространяются, как правило, только на служащих этих ведомств.

1 Более подробная характеристика правонарушений и объективно неправомерных деяний дана в теме «Правовое поведение».

1«позволять и не вмешиваться» – фр.)



Просмотров