Как выглядит мандат. Императивный и свободный депутатский мандат. Политико-правовая идеология В.Н. Татищева

При характеристике депутата как члена парламента важное значение

имеет мандат депутата, который является одним из элементов содержания правового статуса депутата. «Мандат депутата

выражает опосредованную правом сущность взаимоотношений депутата с

избирателями, обусловленную фактом уполномочивания депутата

избирателями на осуществление суверенной воли народа в законодательном

органе. Мандат депутата отличается от гражданско-правового договора

представительства кругом субъектов (гражданскому праву не известны такие

субъекты, как народ, избиратели округа), публичностью объекта

представительства.» Очевиден двуединый статус депутата, выступающего, с одной стороны, в качестве народного представителя, а с другой стороны, в качестве должностного лица. Такое положение депутата вытекает из двойственной природы парламента как представительного и законодательного органа и профессионального (преимущественно) характера деятельности депутата. При этом сущность мандата депутата определяется переносом выражения воли народа на деятельность депутата как народного представителя. Именно для осуществления представительских функций депутат наделяется должностными правами и обязанностями.

Можно выделить две разновидности депутатских мандатов, которые присущи различным странам мира: императивный и свободный.

Императивный мандат депутата к настоящему времени не имеет широкого распространения. Он сохранился преимущественно в государствах, подтвердивших в конце 20 века свою приверженность идеям социализма, а также в некоторых иных государствах на уровне регионов и местных территориальных сообществ. При этом наблюдается определенная трансформация традиционных признаков императивного мандата. Депутат уже не рассматривается как представитель исключительно того избирательного округа, от которого он избран (преимущественно при мажоритарной избирательной системе). Он считается одновременно представителем нации в целом. Соответственно не проводится жесткое отграничение институтов наказов избирателей и отчетности депутата от обращений граждан и простых встреч депутата с избирателями. Сохраняется проблема неопределенности оснований отзыва депутата. Очевидна сложность применения императивного мандата в условиях содержательной насыщенности современного законодательства. Этот вид мандата отличает чрезмерная зависимость от политической активности граждан и злоупотребление личным временем избирателей.

Появление партийного императивного мандата в начале 20 в. Является реакцией на существующие в некоторых государствах многочисленные переходы депутатов из одной партийной фракции в другую. Партийныйимперативный мандат характеризуется обязательностью для депутата указаний политической партии, от которой он избран; представительством интересов, в первую очередь, своей политической партии; подконтрольностью депутата фракции; возможностью лишения мандата в случае отступления от партийной дисциплины. Он способствует бюрократизации государственного механизма, поскольку законодательно защищает интересы только узкокорпоративной группы членов общества (политической партии), а не всего народа.

Свободный мандат депутата является наиболее распространенным в мировой практике видом мандата на всех уровнях осуществления власти (государственном, региональном, местном) и считается одним из элементов института парламентаризма. Обстановка политического соперничества и срочность полномочий заставляют депутата учитывать мнение избирателей, несмотря на его формально-юридическую независимость. Значение свободного мандата в условиях современного государства заключается в ограничении давления на депутата со стороны политических партий, органов власти, лоббистов. Этот вид мандата обеспечивает депутату возможность действовать в соответствии со своими убеждениями, искать альтернативы существующему в государстве политическому режиму, а следовательно, способствует демократизации власти. Вместе с тем, он несет в себе опасность популизма (особенно в ситуации политической нестабильности).

В Российской Федерации Конституция полностью обходит вопрос о природе мандата парламентария, законодательство же решает его не полностью. В целом можно сказать, что императивный мандат отвергнут, так как не существует права отзыва депутата избирателями, но существующий свободный мандат все же обременен некоторыми традиционными чертами, например обязанностью депутата информировать избирателей о своей деятельности и обеспечивать их права и интересы. Однако отсутствие санкций за нарушения этих обязанностей позволяет депутату поступать в соответствии со своими убеждениями, то есть действовать свободно. С момента формирования Государственной Думы пятого созыва (декабрь 2007 г.) мандат депутата приобретет черты партийного императивного мандата. Этому способствует введение нормы о лишении депутата статуса, если он 1) изменит свою партийную принадлежность; 2) не войдет в состав соответствующей партийной фракции; 3) прекратит по личному заявлению членство в партийной фракции. Усиливает зависимость депутата от партии и переход к формированию нижней палаты российского парламента исключительно по избирательной системе пропорционального представительства, признание политических партий единственным субъектом, правомочным выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы, повышение требований к политическим партиям. Указанные новеллы создают условия для превалирования интересов политической партии над интересами избирателей в деятельности депутата.

Применительно к современной России представляется наиболее предпочтительным установление свободного мандата депутата при дополнении его юридическими обязанностями и ответственностью депутата перед парламентом и судом.

В зависимости от вида мандата депутат имеет или не имеет возможность действовать исключительно по своим убеждениям, несет либо не несет ответственность перед избирателями. Сегодня различают две его основные категории. Конституционное право признает свободный и императивный депутатский мандат. Рассмотрим подробнее, что они собой представляют.

Императивный мандат депутата

Он представляет собой правило, в соответствии с которым избранный член представительного органа связан наказами голосовавших за него граждан и ответственен перед ними в ходе осуществления всей своей деятельности. Вместе с этим закреплена возможность досрочного отзыва тех, кто не оправдал надежд избирателей.

Историческая справка

Императивный мандат действует с эпохи Средневековья. В то время основными политическими правами наделялись графства, коммунальные союзы, города. В этой связи депутаты этих субъектов отстаивали только их интересы. Обычно представитель получал от общности, выбравшей его, "наказ" – инструкцию, которой депутату надлежало следовать. При невыполнении предписаний указанные выше субъекты имели право не только отозвать избранника, но и взыскать с него имущественный ущерб.

Впоследствии появилось всеобщее избирательное право, увеличилось число представителей. В рамках новой системы императивный мандат стал неэффективным. Это было обусловлено тем, что "наказы" замедляли деятельность представительного органа, а в ряде случаев делали функционирование невозможным.

Новый порядок

Во время Великой революции французское Национальное собрание освободило своих представителей от обязательного получения ими "наказов". Этот порядок вводился Декретами от 23 июня и 8 июля 1789 г. В том же году, 22-го декабря, был принят еще один акт, запрещавший инструкции на будущие периоды. С того времени отказ от "наказов", ответственности депутатов перед избирателями, исключение возможности отзыва стали общими принципами конституционного права в демократических государствах.

Дальнейшее развитие

Императивный мандат существовал в социалистических государствах, прежде всего в СССР. Официальное начало деятельности правил было положено принятием Декрета ВЦИК в 1917 году. Идея создания такого документа была заимствована из документов, принятых Парижской коммуной в 1870 году. Избранники, входившие в нее, обязаны были точно придерживаться строгой инструкции и могли быть заменены в любое время. При формировании конституционных основ СССР в качестве одного из проявлений высшего и нового типа представительной социал-демократии выступал императивный мандат членов Советов на всех уровнях.

Основные элементы

Императивный депутатский мандат в советском государстве включал в себя:

  • Обязанность исполнения наказов, данных избирателями.
  • Строгую периодическую отчетность о своей работе и деятельности представительного органа по реализации предписаний.
  • Право избирателей на отзыв депутатов в случае, если последние не оправдали доверия.

Таким образом, предполагался постоянный контроль над работой членов представительного органа со стороны выбравших их лиц.

Формирование парламентской демократии Европы

На определенном этапе развития возникла теория о разделении власти. Вместе с этим появилась необходимость проведения свободных выборов. Все это предопределило формирование нового института. Он должен был гарантировать особый статус членов представительного органа, независимость и отсутствие ответственности перед избирателями. В результате в рамках европейской конституционной доктрины установился принцип свободного мандата. То есть независимость избранников выражалась в отсутствии процедуры отзыва. Закрепление нового порядка предполагало, что парламент выступает в качестве института госвласти, который обладает делегированными полномочиями на реализацию суверенитета от имени всей нации. Из этого следует вывод о ничтожности инструкций депутатам, поскольку они являются представителями не конкретного округа, а всей нации.

Национальное представительство

В результате указанных выше перемен установилась новая идея. На смену территориальному пришло национальное представительство. Суть его заключалась в выражении депутатами воли всего народа, несущего суверенитет государства. Вместе с этим национальное представительство, отрицая жесткое взаимодействие с избирателями и контроль последних над деятельностью парламентария, стало проводником местных интересов, которые, в свою очередь, рассматривались через общенациональные.

Свободный и императивный мандат: сравнительная характеристика

В зарубежной теории государства и права отмечается ряд достоинств национального представительства. В частности:

  1. Свободный мандат дает депутату больше возможностей для последующего совершенствования профессионализма. Парламентарий, который уверен, что будет работать без угрозы отзыва, может более независимо и открыто выражать свою позицию.
  2. Передача полномочий по реализации власти депутатскому корпусу позволяет перенести накал борьбы в парламентские стены. Это, в свою очередь, снижает опасность возникновения прямой конфронтации в самом обществе.
  3. Национальное представительство способствует нейтрализации регионального лоббизма.

Советские государствоведы, в свою очередь, доказывая необходимость использования только императивного мандата, приводили в качестве аргумента недостаток свободного представительства, состоящий в юридическом отсутствии ответственной зависимости парламентария. Они говорили о том, что в случае, если процедура отзыва не закреплена в национальном законодательстве, и не признан соответствующий институт, такое положение приводит к абсолютной безответственности представителя народа и исключает какую-либо связь с избирателем. Тем не менее на практике парламентарий очень тесно контактирует с электоратом. При этом довольно много времени занимают различные встречи, переписка и регулярные отчеты. И, как правило, такая взаимосвязь существует не потому, что такое требование устанавливает закон. Депутат стремится сохранить доверие избранников, поэтому и идет с ними на контакт.

Мандат – слово латинское (mandatum), которое в переводе означает «поручение». В Древнем Риме это положение было закреплено в конституции. Оно означало, что с разрешения императора чиновникам и управителям провинций выданы инструкции о порядке и способе решения различных вопросов. Эти лица имели ряд полномочий для выполнения предписаний. Мандаты действовали лишь во время правления императора, выдавшего их. Если преемник считал целесообразным, то они выдавались вновь.

Некоторые лингвисты утверждают, что слово имеет французские корни. Действительно, во французском языке есть слово «commandement», которое означает «приказывать». По звучанию оно сходно с латинским. Однако во Франции мандат имел несколько иное значение, чем в Риме. Так во время Французской революции называли денежные знаки.

Значение слова

В современном языке слово имеет несколько значений:

  • Документ, подтверждающий определенные полномочия. Например, после Первой мировой войны Германия лишилась своих колоний. Лига Наций передала мандат на управление ими Великобритании. Однако, стоит учесть, что мандатарий – сторона, получившая полномочия управления – имеет не только права. Ее также обязывают выполнять определенные действия. В случае с колониями, они направлены на создание благоприятных условий жизни для населения.
  • Документ, определяющий взаимоотношения депутата и избирателя. Он подтверждает законность полномочий, а также их объем и выдается после выборного процесса. Причем депутат может являться не только представителем парламента или партии, но и всей нации. В этом случае ему выдается общенациональный мандат.


Есть еще одно значение, но оно не прижилось в нашем обществе. В экономическом словаре написано, что управление банка различными видами ценных бумаг по поручению клиента называется мандатом. Однако на практике используют другой термин – договор управления.

Виды мандатов

Наиболее распространенное понятие – депутатский мандат. Условно документы можно разделить на такие виды:

  • императивный. Депутат обязан выполнять наказы избирателей и отчитываться перед ними. Избиратели, в свою очередь, имеют право отозвать досрочно депутата, если он не справился со своими обязанностями;
  • свободный. Депутат действует от имени народа, руководствуясь при этом своими убеждениями. Он не связан наказами избирателей, подчиняется только партии или фракции, от которой он был избран, и народу в целом.

В молодой Советской Республике положение об императивном мандате было закреплено в 1917 году в одном из первых Декретов. Оно просуществовало до 1993 года. Хотя уже в 1990 году институт наказов избирателей, как таковой, не действовал.


Сегодня в отдельных странах свободный мандат имеет некоторые черты императивного. Например, депутат Госдумы РФ по закону обязан работать с избирателями, рассматривать их обращения и информировать о своей депутатской деятельности. Хотя лишить его мандата за невыполнение наказов избирателей нельзя.

Депутатский мандат - документ, подтверждающий назначение депутата на его должность. Такой статус говорит о полномочиях депутата, которые были предоставлены ему избирателями.

Особенности демократического строя

Демократия существует, когда делегируют (передают) полномочия от населения депутатам, которые обязуются защищать и представлять интересы народа. Приобретая полномочия и депутатский мандат, избранники наделяются особыми привилегиями, а также имеют определенные права и обязанности.

Мандат - это основа взаимоотношений между электоратом и депутатом. Данное слово заимствовано из французского языка, имеет латинское происхождение. В Риме так называли императорский закон, предоставляющий особые права провинциям.

Смысловая нагрузка понятия

В современном мире данный термин несет в себе два основных смысла.

Во-первых, это документ, который удостоверяет определенные полномочия. К примеру, в период после 1-й мировой войны такой статус позволял управлять колониями. Или, как сейчас, такой документ дает право на депутатские полномочия.

Во-вторых, значение слова - вакантное место, которое может занять лицо, получившее одобрение избирателей. Так, например, в парламенте количество депутатских мандатов равняется 450 местам, которые заполнятся по итогам выборов.

Выборы в Думу

В современной России действует двухпалатный парламент. Нижней палатой является Госдума, члены которой избираются путем голосования народа через бюллетени раз в четыре года. Для подсчета голосов применяется способ распределения депутатских мандатов по методу Хэйра. Важно, чтобы проголосовало за партии не менее шестидесяти процентов избирателей на всех. Организовывает процесс выборов ЦИК (Центральный избирательный комитет), который также занимается подсчетом голосов по всей стране, подводит итоги и объявляет победившие политические партии, которые затем делят в своих рядах мандаты.

Права депутата

После получения такого статуса законодательством утверждаются основные обязанности. Становится понятна правовая природа депутатского мандата. К числу ключевых прав членов Совета РФ и депутатов Госдумы относятся:

Быть избранным и избирать на строго определенные должности в Думе;

Высказывать свое мнение по составу кандидатур и органов должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Парламентом;

Вносить в повестку дня вопросы для рассмотрения;

Предлагать проект правового акта и поправок к нему для обсуждения на заседании;

Вносить различные предложения, а также замечания по рассмотрению обсуждаемых вопросов;

Предлагать на заседании заслушивать внеочередной отчет или информацию органа, либо должностного лица местного самоуправления, которое является подконтрольным Думе по Уставу;

Выносить на рассмотрение вопрос о недоверии составу образованных или выбранных Думой органов, либо должностных лиц в случаях, предусмотренных Уставом;

Вносить предложения о необходимости проведения проверок исполнения Устава и нормативных правовых актов органами местного самоуправления;

Участвовать в дебатах, задавать соответствующие вопросы ораторам и председательствующим на заседании Думы, требовать ответа, выступать с подтверждением своих предложений;

Зачитывать обращения граждан, которые, по мнению депутатов, имеют общественное значение;

Право избирательной инициативы - оно осуществляется посредством внесения депутатами в государственную думу законопроектов, различных к ним поправок, законодательных предложений о создании и принятии новоявленных федеральных законов и проектов и дальнейшем внесении и дополнение в законы Российской Федерации, а также посредством работы, направленной на признание утративших силу некоторых законопроектов;

Имеет решающий голос по всем вопросам, которые рассматриваются соответствующей палатой Федерального собрания (данное право позволяет лично участвовать каждому депутату в работе палаты парламента страны);

Участвовать в работе комиссий и комитетов, членами которых депутаты являются;

Полномочия на получение и распространения информации. Депутаты обеспечены всеми необходимыми документами, которые были приняты Федеральным Собранием, а также обеспечиваются справочным и информационным материалом, которые официально распространяются Администрацией Президента, Конституционным Судом, Правительством РФ, а также иными высшими судебными органами страны и общественными объединениями. Если депутат обращается в органы гос. власти, в органы местного самоуправления, на предприятие, в учреждение, в общественные объединения, в организации (в их число входят воинские части, учреждения Минобороны РФ), то соответствующее должностное лицо обязано обеспечить его необходимой документацией и информацией, независимо от уровня секретности, соблюдая, естественно, условия, предусмотренные федеральным законодательством о гос. тайне. Более того, директора организаций, учреждений и предприятий должны предоставить депутату право обратиться за консультацией профессионалов по вопросам, связанным с его деятельностью в качестве депутата.

Отсутствовать на заседаниях Государственной Думы депутат не имеет права.

Обязанности депутата

Одна из самых важных обязанностей депутата - это поддержание постоянной связи с электоратом. Те из них, которые избраны в регионах, поддерживают связь с избирателями в своем округе. При этом, конечно, учитывают, с каким краем, областью, городом была связана трудовая и политическая работа депутата Государственной думы. Организация проведения встреч с народом происходит при активной поддержке и участии органов гос. власти субъектов России, а также органов местного самоуправления, командования воинских частей, руководителей различных предприятий и прочего.

Депутат должен предоставлять отчет избирателям о результатах своей работы, проведенных встречах и так далее. Это возможно организовать через СМИ или по просьбе населения и депутата. Администрация на безвозмездной основе выделяет помещение, проводит информирование избирателей о месте и времени проведения встречи.

Народный избранник обязан придерживаться правил депутатской этики. За ее нарушение ответственность устанавливается Регламентом Думы РФ. Он также должен выполнять порученя Думы, комиссии, членом которой он является.

Виды депутатского мандата

При Советском союзе был императивный мандат. Его значение определялось тем, что представитель народа должен был прислушиваться к наказам населения и их исполнять. Если он не справлялся с задачей, народ мог его отозвать и лишить полномочий.

В современной России действует свободный депутатский мандат. Он не связывает депутата с избирателями обязательствами.

Признаком свободного депутатского мандата является то, что на встречах принимаются к сведению пожелания электората, но никакой юридической ответственности не возникает. Такое встречается во многих демократических государствах. Депутат, обладающий таким мандатом, имеет право свободного входа и выхода из состава комиссий. Также признаком свободного депутатского мандата является отсутствие возможности досрочного отзыва депутата избирателями.

Полномочия обладателя мандата

Пройдя выборы в Госдуму, участники партий наделяются мандатом, который дает им полномочия, но и налагает ответственность. Депутат не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, его основной доход - заработная плата. Он обязан участвовать во всех заседаниях парламента, в деятельности комиссий и комитетов. Имеет право выносить на рассмотрение различные законопроекты, посещать органы власти беспрепятственно.

В течение всего срока действия депутатского мандата избранник обладает личной неприкосновенностью. Его не имеют права арестовывать, только если он не задержан на месте преступления, проводить личный досмотр, обыскивать машину либо квартиру. Такие меры предусмотрены с целью защитить от определенного давления, которое возможно при выполнении депутатом своих должностных обязанностей. К сожалению, случается и так, что такие полномочия используют в личных целях, которые могут быть корыстными. Также депутат освобождается от обязанности свидетельствовать в связи с выполнением своих компетенций.

Почему могут лишить депутатского мандата?

Законом предусмотрены причины, по которым депутат лишается своего мандата. Первая причина того, что лишили депутатского мандата - это участие в предпринимательской деятельности, а именно: собственный бизнес или управление коммерческим предприятием. Во-вторых, это может быть связано с доказательством через суд обвинения в преступлении.

В заключение

Сейчас активно идет обсуждение изменений закона о статусе депутата, которые коснутся еще ряда причин лишения депутатского мандата. На рассмотрении такие пункты, как счета в банках за границей и приобретенное там имущество, стоимость которого намного больше дохода депутата, незадекларированная прибыль. Такой список собираются применить не только к депутатам, но и к чиновникам. Важный дополнительный пункт в этом списке - декларация о доходах ближайших родственников.

Депутатский мандат определение, широко используемое как в юридической науке, так и в законодательстве. Неоднозначное понимание данного феномена политико-правой жизни обусловлено определенной ролью депутата как представителя интересов народа, и как должностного лица. Депутатский мандат в юридической науке употребляется в четырех смыслах :

  1. документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица;
  2. вакантное место, занимаемое, как правило, посредством избрания;
  3. правовой статус депутата в целом;
  4. один из элементов правового статуса депутата, обозначающий опосредованный правом характер взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленный фактом уполномочивания депутата избирателями на осуществление суверенной воли народа в законодательном органе.

Существует мандат императивный и свободный . Первый тип получил свое развитие в Средние века, второй в Новое время, после буржуазных революций. Императивный мандат — это мандат с ограничениями и форма ответственности, которая предусматривает безусловное выполнение приказов избирателей под угрозой отзыва. В свободном мандате депутат признается представителем всего народа, он не обязан отсчитываться перед избирателями, отсутствует возможность отзыва. Во времена первой Государственной Думы в России мандат был свободным, после прихода к власти большевиков в 1917 году были установлены и в дальнейшем закреплены в Конституциях СССР и РСФСР элементы императивного мандата. В современной России в Конституции РФ нет прямого указания на характер депутатского мандата, но Конституционный суд РФ в 2002 году устранил этот пробел и позволил депутатам быть связанными лишь Конституцией и своей совестью.

Также необходимо отметить, что эффективность депутатского мандата зависит от множества факторов, таких как политическая и экономическая обстановка, культурные особенности и традиции, поэтому государство самостоятельно должно выработать наиболее подходящую концепцию взаимодействия народного избранника с избирателями. На сегодняшний момент в РФ аспект типа депутатского мандата является неопределенным.

В Конституции РФ нет прямого указания на императивный или свободный мандат, но существует Постановление Конституционного суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9 – П, которое позволило депутатам быть связанными лишь Конституцией и своей совестью, оно установило так называемый принцип свободного мандата . Несмотря на это, депутаты Государственной Думы уже пытались, и пытаются внести императивный мандат, и некие его элементы, в современную парламентскую практику.

Нельзя не сказать о том, что с приобретением депутатского мандата посредством тайного и всеобщего равного голосования граждан достигших совершеннолетия и обладающих активным избирательным правом, народный избранник приобретает специальный конституционно-правовой статус депутата. Элементы статуса депутата выступают способом конкретизации депутатского мандата, вид которого влияет на права, обязанности и ответственность депутатов, а также гарантии их деятельности.

Депутат – это представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия.

Приобретение и утрачивание депутатского мандата регулируется такими законодательными актами как Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Некоторые поправки были внесены Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации».

После проведения процедуры выборов в Государственную Думу, где граждане, обладающие пассивным правом, могли выдвигаться в качестве кандидатов непосредственно или в составе федеральных списков, народный избранник приобретает специальный конституционно-правовой статус депутата. Срок его полномочий начинается со дня его избрания и прекращается со дня работы Государственной Думы нового созыва, кроме определенных исключающих обстоятельств, описанных в статье 4 Федерального закона о «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

При досрочном прекращении полномочий депутата государственной Думы происходит в соответствии со ст. 96 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» замещение вакантных депутатских мандатов.

Необходимо отметить тот факт, что гарантии депутатской деятельности, призванные обеспечить эффективность парламентской работы , дают возможность народному избраннику быть активным участником осуществления государственной власти в стране.

Исследователи выделяют организационные, трудовые, материально-финансовые гарантии, а также депутатский иммунитет. К первому типу относятся гарантии, назначение которых организовать полноценную и эффективную деятельность депутата Государственной Думы. Например, это ограничение на занятие коммерческой деятельностью или беспрепятственное посещение органов власти, воинских частей и организаций. Право на прием в первоочередном порядке у руководителей органов власти, а также различных организаций и. т. д. Основной задачей трудовых гарантий является охрана трудовых прав и интересов депутатов Государственной Думы.

Депутатский индемнитет или материально-финансовые гарантии призваны обеспечить материальную независимость народного избранника. Это вознаграждение за его труд и специальные социальные гарантии. Иммунитет же в свою очередь важнейшая правовая гарантия деятельности депутата, представляющая собой повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций. Таким образом, это невозможность ареста и привлечения депутата к судебной ответственности без санкции Государственной Думы.

Права и обязанности депутата Государственной Думы РФ, установленные в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и в Постановлении «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» , призваны организовать эффективную депутатскую деятельность, главной целью которой является удовлетворение интересов и нужд граждан. Права и обязанности народного представителя можно разделить на связанные с его деятельностью в представительном органе власти, и в отношении с избирателями.

К первому типу относятся права на участие в законодательной деятельности, участие в деятельности комитетов и комиссий, а также право на парламентский и депутатский запрос, на первоочередной прием в органах власти и организациях, право на распространение и получении информации.

К обязанностям мы можем отнести: обязательное посещение заседаний Государственной Думы, соблюдение парламентской этики, а также предоставление ведений о доходах. Ко второму типу прав и обязанностей депутата Государственной думы относится взаимодействие народного избранника с гражданами. Это происходит через прием граждан, получение обращений, встреч с избирателями и постоянное поддержание связи с населением. Основной целью этой деятельности выступает как раз таки удовлетворение потребностей и нужд граждан. Так как на сегодняшний день мандат в РФ является свободным, депутат не может быть отозван, не связан наказами с избирателями, а является представителем всех граждан России в целом.



Просмотров