Первичный элемент системы законодательства. Система права: основные элементы. Система права и система законодательства. Описание учебников и учебных пособий

Описание интернет-источников

Описание статей из периодических изданий

Описание учебников и учебных пособий

Описание произведений из многотомного издания

Описание информационных источников и статистических данных

Описание нормативно-правовых актов

1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. № 197-ФЗ (в ред. от 30.06.2006. № 90-ФЗ)

2. Федеральный Закон Российской Федерации «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002. №40 – ФЗ.

3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в 2006 году./ Российская газета, 13.06.2007.

4. Псковская область в цифрах. Краткий статистический сборник. Псковстат. – Псков – 2006. – 266 с.

5. История экономических учений. В 2 т./ Под ред. А.Г. Худокормова. Т.1. – М.: МГУ, 1994. – 416 с.

6. Латышев В.И. Налоговые правонарушения: поиск и выявление. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 95 с.

7. Трусова Е.М., Игнатов В.Г., Данилов А.Г. и др. История государственного управления в России: в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2005. – 320 с.

8. Балашов А.И. Правоведение: учебн. пособие для вузов/ Под общ. ред. Балашов А.И., Рудаков С.П.: - СПб.: Питер, 2006. – 512 с.

9. Зуев М.Н. История России: учебн. пособие для вузов. – М.: Высшее образование, 2005. – 634 с.

Описание статей из книг

10. Новгородцев П.И. Соч. // Право на достойное человеческое существование. / М.: Раритет, 1995. – с. 321-328.

11. Гринберг Р. Экономическая эффективность предпринимательства и социальная ответственность фирмы // Общество и экономика. – 2006. - № 9. – с. 9-18.

12. www.government.ru – официальный сайт правительства Российской Федерации

Система права имеет только горизонтальное строение (нормы подразделяются по отраслям, подотраслям, институтам), а система законодательства имеет кроме горизонтального дополнительно еще и вертикальное строение (иерархическое).

Система права и система законодательства различаются по объему: 1) законодательство не охватывает всего разнообразия даже форм права, напр. правовых обычаев; 2) в законодательстве (нормативных правовых актах) записаны не только нормы права, но и иные элементы, напр. названия и номера статей.

Система права менее динамична, чем система законодательства, которая в большей степени зависит от воли законодателя. С другой стороны, нормы права могут измениться и без изменения закона, если, напр., изменилось официальное толкование закона (напр., Пленум Верховного Суда РФ в связи с изменением условий общественной жизни вносит изменения в свои разъяснения по вопросам толкования закона).



При делении норм права на отрасли используют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, которые право регулирует.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, приемов, способов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Некоторые ученые выделяют два основных метода правового регулирования: 1) императивный – метод властных предписаний и запретов, права и обязанности сторон устанавливаются директивно и не могут быть изменены соглашением сторон 2) диспозитивный – метод дозволения, стороны могут самостоятельно определять свои права и обязанности соглашением между ними. Иногда выделяют и иные методы, напр., метод поощрения (вознаграждения) за желаемое поведение; рекомендательный метод (рекомендация желаемого поведения), который, напр., широко используется в правовом регулировании бухгалтерского учета. Другие правоведы в качестве основных методов правового регулирования называют предписание, запрет и дозволение.

Подразделение на публичное и частное право возникло еще в Древнем Риме. По мнению римского юриста Ульпиана, публичное право «относится к положению римского государства», а частное «относится к пользе отдельных лиц».

Частное право регулирует отношения между людьми и их организациями как между юридически равными субъектами. Эти отношения возникают по инициативе сторон для удовлетворения их потребностей. Стороны сами, по своей воле и без принуждения возлагают на себя права и обязанности.

Специфика публично-правовых отношений в том что это либо властеотношения, либо отношения складывающиеся по поводу осуществления власти (напр., отношения между взаимно неподчиненными гос. органами, либо отношения, регулируемые избирательным правом).

К частному праву традиционно относят: 1) гражданское право, 2) трудовое, 3) семейное, 4) жилищное.

К публичному праву относят: 1) конституционное, 2) административное, 3) уголовно– и гражданско-процессуальное право.

Комплексные отрасли, напр. хозяйственное, аграрное, экологическое, объединяют нормы и институты как частного, так и публичного права. Сложным вопросом является природа уголовного права. Французы нередко относят его к частному. Немцы относят его к публичному праву, однако выделяют в особую группу, так как уголовное право направлено на охрану интересов человека. В России уголовное право традиционно относят к публичному.

Материальные нормы непосредственно устанавливают права и обязанности людей и их объединений в отношении каких-либо благ, представляющих непосредственную ценность (т. е. материальные субъективные права). Процессуальные нормы закрепляют порядок защиты и реализации этих материальных прав, т. е. правила процедуры. Существуют целые процессуальные отрасли: уголовно– и гражданско-процессуальное право. В других отраслях могут быть отдельные процессуальные нормы и даже институты, напр. законодательный процесс в конституционном праве.

Специфика международного публичного права в том, что оно выходит за рамки национальной правовой системы, хотя оно и может составлять ее часть. Напр., в Конституции РФ закреплено, что международные договоры РФ составляют часть ее правовой системы и в случае противоречия закона и международного договора применяются правила международного договора. Эта специфика не относится к международному частному праву, которое является одной из отраслей национального права. Другая важная особенность связана со спецификой охраны норм международного публичного права. Раньше считалось, что эти нормы вообще лишены санкций. Теперь точка зрения изменилась. Они охраняются другими государствами и международными организациями. При этом не исключается принуждение, напр., можно использовать механизм Совета Безопасности ООН.

Вопрос № 28

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система принципов, на которых основан конституционный строй РФ. Она отражена в гл. 1 Конституции РФ. Наиболее значительные, собственно основополагающие положения из них следующие: Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны (ст. 10). Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 11). Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15).

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Понятие экономической системы

Экономическая система является совокупностью таких составляющих как экономические взаимоотношения субъектов хозяйствования, институтов и нормативно-правовой базы, а так же экономической политики.

Причиной существования экономической системы являются универсальные законы общества и ограниченные ресурсы.

Данные законы основаны на двух принципах:

  • постоянное увеличение человеческих потребностей;
  • сокращение материальных благ и услуг, которые необходимы для их удовлетворения.

Функционировать экономической системе помогает:

  • денежная система;
  • профсоюзные организации;
  • государственные органы;
  • доходы;
  • налоги;
  • корпорации.

Элементы экономической системы

К основным экономическим элементам, относятся:

  • социально-экономические отношения (между субъектами хозяйствования, между производителями и потребителями, между работодателями и работниками);
  • организационные формы хозяйственной деятельности;
  • хозяйственные механизмы.

Элементы, которые составляют экономическую систему, определяют ее структуру. Для экономической системы характерно наличие ряда функций, которые не могут функционировать по отдельности, а только вместе.

Экономическая система основана на таких подсистемах как:

  1. Домохозяйства – представляет собой собственника производства в пределах своей семьи. Главной функцией домохозяйства является – употребление конечного продукта или услуг, которые были произведены в рамках домохозяйства.
  2. Предприятие – в пределах данной системы создаются экономические блага и услуги, с применением всех необходимых ресурсов. Группы взаимосвязанных предприятий объединены в единую отраслевую цепочку.
  3. Отрасль – объединяет все предприятия, которые занимаются производством одного и того же продукта или товара.

Экономическая система общества состоит из следующих элементов:

  • социально-экономические;
  • природно-экономические;
  • демографические;
  • технико-экономические.

Все системы между собой связаны, и не могут функционировать друг без друга.

Замечание 1

Структура экономической системы, это внутренняя система общественного производственного процесса. Именно поэтому она проявляет себя через людей и их производственную деятельность.

Этапы развития экономической системы

Процесс развития существует для всех систем, и происходит это по определенным законам. Такие законы называются экономическими. Экономические законы помогают определить субъективные и объективные стороны, а так же определить тенденции, которые помогут в дальнейшем улучшить экономические процессы и явления.

Управление экономикой, как на уровне предприятия, так и на уровне государства требует наличия высококвалифицированных кадров. То есть, максимум внимания необходимо уделять практической деятельности в области кадровой подготовки.

Экономические системы на сегодняшний день постоянно развиваются и меняются. Но для развития данной системы необходимо определенное время и ресурсы. Такой этап называют переходным. А экономика в такой период называется «переходная».

Данный переход длиться десятилетиями, и именно поэтому переходная экономика имеет право называться системой. Главной задачей современной экономики считается экономический рост. Без четко определенных целей и правил невозможно решить ни одну из возникших проблем. Необходимо постоянно заниматься вопросами усовершенствования в области финансовой политики.

Замечание 2

Современное общество характеризуется наличием разных экономических систем, которые, появляются в определенное время, и при этом не меняются, а постоянно развиваются.

Лекция 1: Основные понятия теории систем

Термины теория систем и системный анализ, несмотря на период более 25 лет их использования, все еще не нашли общепринятого, стандартного истолкования.

Причина этого факта заключается в динамичности процессов в области человеческой деятельности и в принципиальной возможности использовать системный подход практически в любой решаемой человеком задаче.

Общая теория систем (ОТС) — научная дисциплина, изучающая самые фундаментальные понятия и аспекты систем. Она изучает различные явления, отвлекаясь от их конкретной природы и основываясь лишь на формальных взаимосвязях между различными составляющими их факторами и на характере их изменения под влиянием внешних условий, при этом результаты всех наблюдений объясняются лишь взаимодействием их компонентов, например характером их организации и функционирования, а не с помощью непосредственного обращения к природе вовлечённых в явления механизмов (будь они физическими, биологическими, экологическими, социологическими, или концептуальными)

Для ОТС объектом исследования является не «физическая реальность», а «система», т.е. абстрактная формальная взаимосвязь между основными признаками и свойствами.

При системном подходе объект исследования представляется как система. Само понятие система может быть относимо к одному из методологических понятий, поскольку рассмотрение объекта исследуется как система или отказ от такого рассмотрения зависит от задачи исследования и самого исследователя.

Существует много определений системы.

  1. Система есть комплекс элементов, находящийся во взаимодействии.
  2. Система — это множество объектов вместе с отношениями этих объектов.
  3. Система — множество элементов находящихся в отношениях или связях друг с другом, образующая целостность или органическое единство (толковый словарь)

Термины «отношение» и «взаимодействие» используются в самом широком смысле, включая весь набор родственных понятий таких как ограничение, структура, организационная связь, соединение, зависимость и т.д.

Таким образом, система S представляет собой упорядоченную пару S=(A, R), где A — множество элементов; R — множество отношений между A.

Система — это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.

Исследование объекта как системы предполагает использование ряда систем представлений (категорий) среди которых основными являются:

  1. Структурное представление связано с выделением элементов системы и связей между ними.
  2. Функциональные представление систем — выделение совокупности функций (целенаправленных действий) системы и её компонентов направленное на достижение определённой цели.
  3. Макроскопическое представление — понимание системы как нерасчленимого целого, взаимодействующего с внешней средой.
  4. Микроскопическое представление основано на рассмотрении системы как совокупности взаимосвязанных элементов. Оно предполагает раскрытие структуры системы.
  5. Иерархическое представление основано на понятии подсистемы, получаемом при разложении (декомпозиции) системы, обладающей системными свойствами, которые следует отличать от её элемента — неделимого на более мелкие части (с точки зрения решаемой задачи). Система может быть представлена в виду совокупностей подсистем различных уровней, составляющую системную иерархию, которая замыкается снизу только элементами.
  6. Процессуальное представление предполагает понимание системного объекта как динамического объекта, характеризующегося последовательностью его состояний во времени.

Рассмотрим определения других понятий, тесно связанных с системой и ее характеристиками.

Объект.

Объектом познания является часть реального мира, которая выделяется и воспринимается как единое целое в течение длительного времени. Объект может быть материальным и абстрактным, естественным и искусственным. Реально объект обладает бесконечным набором свойств различной природы. Практически в процессе познания взаимодействие осуществляется с ограниченным множеством свойств, лежащих в приделах возможности их восприятия и необходимости для цели познания. Поэтому система как образ объекта задаётся на конечном множестве отобранных для наблюдения свойств.

Внешняя среда.

Понятие «система» возникает там и тогда, где и когда мы материально или умозрительно проводим замкнутую границу между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Те элементы с их соответствующей взаимной обусловленностью, которые попадают внутрь, — образуют систему.

Те элементы, которые остались за пределами границы, образуют множество, называемое в теории систем «системным окружением» или просто «окружением», или «внешней средой».

Из этих рассуждений вытекает, что немыслимо рассматривать систему без ее внешней среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия.

В зависимости от воздействия на окружение и характер взаимодействия с другими системами функции систем можно расположить по возрастающему рангу следующим образом:

  • пассивное существование;
  • материал для других систем;
  • обслуживание систем более высокого порядка;
  • противостояние другим системам (выживание);
  • поглощение других систем (экспансия);
  • преобразование других систем и сред (активная роль).

Всякая система может рассматриваться, с одной стороны, как подсистема более высокого порядка (надсистемы), а с другой, как надсистема системы более низкого порядка (подсистема). Например, система «производственный цех» входит как подсистема в систему более высокого ранга — «фирма». В свою очередь, надсистема «фирма» может являться подсистемой «корпорации».

Обычно в качестве подсистем фигурирует более или менее самостоятельные части систем, выделяемые по определённым признакам, обладающие относительной самостоятельностью, определённой степенью свободы.

Компонент — любая часть системы, вступающая в определённые отношения с другими частями (подсистемами, элементами).

Элементом системы является часть системы с однозначно определёнными свойствами, выполняющие определённые функции и не подлежащие дальнейшему разбиению в рамках решаемой задачи (с точки зрения исследователя).

Понятие элемент, подсистема, система взаимопреобразуемы, система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка (метасистема), а элемент при углубленном анализе, как система. То обстоятельство, что любая подсистема является одновременно и относительно самостоятельной системой приводит к 2 аспектам изучения систем: на макро- и микро- уровнях.

При изучение на макроуровне основное внимание уделяется взаимодействию системы с внешней средой. Причём системы более высокого уровня можно рассматривать как часть внешней среды. При таком подходе главными факторами являются целевая функция системы (цель), условия её функционирования. При этом элементы системы изучаются с точки зрения организации их в единое целое, влияние на функции системы в целом.

На микроуровне основными становятся внутренние характеристики системы, характер взаимодействия элементов между собой, их свойства и условия функционирования.

Для изучения системы сочетаются оба компонента.

Структура системы.

Под структурой системы понимается устойчивое множество отношений, которое сохраняется длительное время неизменным, по крайней мере в течение интервала наблюдения. Структура системы опережает определенный уровень сложности по составу отношений на множестве элементов системы или что эквивалентно, уровень разнообразий проявлений объекта.

Связи — это элементы, осуществляющие непосредственное взаимодействие между элементами (или подсистемами) системы, а также с элементами и подсистемами окружения.

Связь — одно из фундаментальных понятий в системном подходе. Система как единое целое существует именно благодаря наличию связей между ее элементами, т.е., иными словами, связи выражают законы функционирования системы. Связи различают по характеру взаимосвязи как прямые и обратные, а по виду проявления (описания) как детерминированные и вероятностные.

Прямые связи предназначены для заданной функциональной передачи вещества, энергии, информации или их комбинаций — от одного элемента к другому в направлении основного процесса.

Обратные связи , в основном, выполняют осведомляющие функции, отражая изменение состояния системы в результате управляющего воздействия на нее. Открытие принципа обратной связи явилось выдающимся событием в развитии техники и имело исключительно важные последствия. Процессы управления, адаптации, саморегулирования, самоорганизации, развития невозможны без использования обратных связей.

Рис. — Пример обратной связи

С помощью обратной связи сигнал (информация) с выхода системы (объекта управления) передается в орган управления. Здесь этот сигнал, содержащий информации о работе, выполненной объектом управления, сравнивается с сигналом, задающим содержание и объем работы (например, план). В случае возникновения рассогласования между фактическим и плановым состоянием работы принимаются меры по его устранению.

Основными функциями обратной связи являются:

  1. противодействие тому, что делает сама система, когда она выходит за установленные пределы (например, реагирование на снижение качества);
  2. компенсация возмущений и поддержание состояния устойчивого равновесия системы (например, неполадки в работе оборудования);
  3. синтезирование внешних и внутренних возмущений, стремящихся вывести систему из состояния устойчивого равновесия, сведение этих возмущений к отклонениям одной или нескольких управляемых величин (например, выработка управляющих команд на одновременное появление нового конкурента и снижение качества выпускаемой продукции);
  4. выработка управляющих воздействий на объект управления по плохо формализуемому закону. Например, установление более высокой цены на энергоносители вызывает в деятельности различных организаций сложные изменения, меняют конечные результаты их функционирования, требуют внесения изменений в производственно-хозяйственный процесс путем воздействий, которые невозможно описать с помощью аналитических выражений.

Нарушение обратных связей в социально-экономических системах по различным причинам ведет к тяжелым последствиям. Отдельные локальные системы утрачивают способность к эволюции и тонкому восприятию намечающихся новых тенденций, перспективному развитию и научно обоснованному прогнозированию своей деятельности на длительный период времени, эффективному приспособлению к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Особенностью социально-экономических систем является то обстоятельство, что не всегда удается четко выразить обратные связи, которые в них, как правило, длинные, проходят через целый ряд промежуточных звеньев, и четкий их просмотр затруднен. Сами управляемые величины нередко не поддаются ясному определению, и трудно установить множество ограничений, накладываемых на параметры управляемых величин. Не всегда известны также действительные причины выхода управляемых переменных за установленные пределы.

Детерминированная (жесткая) связь, как правило, однозначно определяет причину и следствие, дает четко обусловленную формулу взаимодействия элементов. Вероятностная (гибкая) связь определяет неявную, косвенную зависимость между элементами системы. Теория вероятности предлагает математический аппарат для исследования этих связей, называемый «корреляционными зависимостями».

Критерии — признаки, по которым производится оценка соответствия функционирования системы желаемому результату (цели) при заданных ограничениях.

Эффективность системы — соотношение между заданным (целевым) показателем результата функционирования системы и фактически реализованным.

Функционирование любой произвольно выбранной системы состоит в переработке входных (известных) параметров и известных параметров воздействия окружающей среды в значения выходных (неизвестных) параметров с учетом факторов обратной связи.

Рис. — Функционирование системы

Вход — все, что изменяется при протекании процесса (функционирования) системы.

Выход — результат конечного состояния процесса.

Процессор — перевод входа в выход.

Система осуществляет свою связь со средой следующим образом.

Вход данной системы является в то же время выходом предшествующей, а выход данной системы — входом последующей. Таким образом, вход и выход располагаются на границе системы и выполняют одновременно функции входа и выхода предшествующих и последующих систем.

Управление системой связано с понятиями прямой и обратной связи, ограничениями.

Обратная связь — предназначена для выполнения следующих операций:

  • сравнение данных на входе с результатами на выходе с выявлением их качественно-количественного различия;
  • оценка содержания и смысла различия;
  • выработка решения, вытекающего из различия;
  • воздействие на ввод.

Ограничение — обеспечивает соответствие между выходом системы и требованием к нему, как к входу в последующую систему — потребитель. Если заданное требование не выполняется, ограничение не пропускает его через себя. Ограничение, таким образом, играет роль согласования функционирования данной системы с целями (потребностями) потребителя.

Определение функционирования системы связано с понятием «проблемной ситуации», которая возникает, если имеется различие между необходимым (желаемым) выходом и существующим (реальным) входом.

Проблема — это разница между существующей и желаемой системами. Если этой разницы нет, то нет и проблемы.

Решить проблему — значит скорректировать старую систему или сконструировать новую, желаемую.

Состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени.

Система права имеет только горизонтальное строение (нормы подразделяются по отраслям, подотраслям, институтам), а система законодательства имеет кроме горизонтального дополнительно еще и вертикальное строение (иерархическое).

Система права и система законодательства различаются по объему: 1) законодательство не охватывает всего разнообразия даже форм права, напр. правовых обычаев; 2) в законодательстве (нормативных правовых актах) записаны не только нормы права, но и иные элементы, напр. названия и номера статей.

Система права менее динамична, чем система законодательства, которая в большей степени зависит от воли законодателя. С другой стороны, нормы права могут измениться и без изменения закона, если, напр., изменилось официальное толкование закона (напр., Пленум Верховного Суда РФ в связи с изменением условий общественной жизни вносит изменения в свои разъяснения по вопросам толкования закона).

При делении норм права на отрасли используют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, которые право регулирует.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, приемов, способов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Некоторые ученые выделяют два основных метода правового регулирования: 1) императивный – метод властных предписаний и запретов, права и обязанности сторон устанавливаются директивно и не могут быть изменены соглашением сторон 2) диспозитивный – метод дозволения, стороны могут самостоятельно определять свои права и обязанности соглашением между ними. Иногда выделяют и иные методы, напр., метод поощрения (вознаграждения) за желаемое поведение; рекомендательный метод (рекомендация желаемого поведения), который, напр., широко используется в правовом регулировании бухгалтерского учета. Другие правоведы в качестве основных методов правового регулирования называют предписание, запрет и дозволение.

32. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Подразделение на публичное и частное право возникло еще в Древнем Риме. По мнению римского юриста Ульпиана, публичное право «относится к положению римского государства», а частное «относится к пользе отдельных лиц».

Частное право регулирует отношения между людьми и их организациями как между юридически равными субъектами. Эти отношения возникают по инициативе сторон для удовлетворения их потребностей. Стороны сами, по своей воле и без принуждения возлагают на себя права и обязанности.

Специфика публично-правовых отношений в том что это либо властеотношения, либо отношения складывающиеся по поводу осуществления власти (напр., отношения между взаимно неподчиненными гос. органами, либо отношения, регулируемые избирательным правом).


К частному праву традиционно относят: 1) гражданское право, 2) трудовое, 3) семейное, 4) жилищное.

К публичному праву относят: 1) конституционное, 2) административное, 3) уголовно– и гражданско-процессуальное право.

Комплексные отрасли, напр. хозяйственное, аграрное, экологическое, объединяют нормы и институты как частного, так и публичного права. Сложным вопросом является природа уголовного права. Французы нередко относят его к частному. Немцы относят его к публичному праву, однако выделяют в особую группу, так как уголовное право направлено на охрану интересов человека. В России уголовное право традиционно относят к публичному.

Материальные нормы непосредственно устанавливают права и обязанности людей и их объединений в отношении каких-либо благ, представляющих непосредственную ценность (т. е. материальные субъективные права). Процессуальные нормы закрепляют порядок защиты и реализации этих материальных прав, т. е. правила процедуры. Существуют целые процессуальные отрасли: уголовно– и гражданско-процессуальное право. В других отраслях могут быть отдельные процессуальные нормы и даже институты, напр. законодательный процесс в конституционном праве.

Специфика международного публичного права в том, что оно выходит за рамки национальной правовой системы, хотя оно и может составлять ее часть. Напр., в Конституции РФ закреплено, что международные договоры РФ составляют часть ее правовой системы и в случае противоречия закона и международного договора применяются правила международного договора. Эта специфика не относится к международному частному праву, которое является одной из отраслей национального права. Другая важная особенность связана со спецификой охраны норм международного публичного права. Раньше считалось, что эти нормы вообще лишены санкций. Теперь точка зрения изменилась. Они охраняются другими государствами и международными организациями. При этом не исключается принуждение, напр., можно использовать механизм Совета Безопасности ООН.

33. ТИПОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

Проблемы типологии правовых систем во Франции разрабатывались Рене Давидом, в Германии – Цвайгертом. В России они до недавнего времени не были предметом специального исследования, хотя все основные особенности, напр., англосаксонского и романо-германского права были известны русским и немецким правоведам еще в XIX в.

Правовая система – 1) взятые во взаимосвязи 2) характерные для данного гос-ва и 3) обусловленные исторически: а) особенности общественного строя (не в марксистском, а скорее в культурологическом понимании); б) ключевые правовые доктрины и особенности правопонимания; в) основные особенности источников и содержания права.

Правовая семья – группа правовых систем, объединенных сходными условиями исторического развития и поэтому имеющих существенные «общие особенности», отличающие их от др. правовых семей. При этом какого-либо единого критерия классификации правовых систем по семьям не предлагается. Речь идет об историческом «родстве», объективном сходстве правовых культур.

Первичным элементомсистемы права является норма права, первичным элементом системы законодательства – нормативный правовой акт.

Система права имеет только горизонтальное строение (нормы подразделяются по отраслям, подотраслям, институтам), а система законодательства имеет кроме горизонтального дополнительно еще и вертикальное строение (иерархическое).

Система права и система законодательства различаются по объёму: 1) законодательство не охватывает всœего разнообразия даже форм права, напр.
Размещено на реф.рф
правовых обычаев; 2) в законодательстве (нормативных правовых актах) записаны не только нормы права, но и иные элементы, напр.
Размещено на реф.рф
названия и номера статей.

Система права менее динамична, чем система законодательства, которая в большей степени зависит от воли законодателя. С другой стороны, нормы права могут измениться и без изменения закона, если, напр., изменилось официальное толкование закона (напр., Пленум Верховного Суда РФ в связи с изменением условий общественной жизни вносит изменения в свои разъяснения по вопросам толкования закона).

При делœении норм права на отрасли используют два базовых критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - ϶ᴛᴏ те общественные отношения, которые право регулирует.

Метод правового регулирования - ϶ᴛᴏ совокупность юридических средств, приемов, способов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Некоторые ученые выделяют два базовых метода правового регулирования: 1) императивный – метод властных предписаний и запретов, права и обязанности сторон устанавливаются директивно и не бывают изменены соглашением сторон 2) диспозитивный – метод дозволения, стороны могут самостоятельно определять свои права и обязанности соглашением между ними. Иногда выделяют и иные методы, напр., метод поощрения (вознаграждения) за желаемое поведение; рекомендательный метод (рекомендация желаемого поведения), который, напр., широко используется в правовом регулировании бухгалтерского учета. Другие правоведы в качестве базовых методов правового регулирования называют предписание, запрет и дозволение.

32. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Подразделœение на публичное и частное право возникло еще в Древнем Риме. По мнению римского юриста Ульпиана, публичное право ʼʼотносится к положению римского государстваʼʼ, а частное ʼʼотносится к пользе отдельных лицʼʼ.

Частное право регулирует отношения между людьми и их организациями как между юридически равными субъектами. Эти отношения возникают по инициативе сторон для удовлетворения их потребностей. Стороны сами, по своей воле и без принуждения возлагают на себя права и обязанности.

Специфика публично-правовых отношений в том что это либо властеотношения, либо отношения складывающиеся по поводу осуществления власти (напр., отношения между взаимно неподчинœенными гос. органами, либо отношения, регулируемые избирательным правом).

К частному праву традиционно относят: 1) гражданское право, 2) трудовое, 3) семейное, 4) жилищное.

К публичному праву относят: 1) конституционное, 2) административное, 3) уголовно– и гражданско-процессуальное право.

Комплексные отрасли, напр.
Размещено на реф.рф
хозяйственное, аграрное, экологическое, объединяют нормы и институты как частного, так и публичного права. Сложным вопросом является природа уголовного права. Французы нередко относят его к частному. Немцы относят его к публичному праву, однако выделяют в особую группу, так как уголовное право направлено на охрану интересов человека. В России уголовное право традиционно относят к публичному.

Материальные нормы непосредственно устанавливают права и обязанности людей и их объединœений в отношении каких-либо благ, представляющих непосредственную ценность (т. е. материальные субъективные права). Процессуальные нормы закрепляют порядок защиты и реализации этих материальных прав, т. е. правила процедуры. Существуют целые процессуальные отрасли: уголовно– и гражданско-процессуальное право. В других отраслях бывают отдельные процессуальные нормы и даже институты, напр.
Размещено на реф.рф
законодательный процесс в конституционном праве.

Специфика международного публичного права в том, что оно выходит за рамки национальной правовой системы, хотя оно и может составлять ее часть. Напр., в Конституции РФ закреплено, что международные договоры РФ составляют часть ее правовой системы и в случае противоречия закона и международного договора применяются правила международного договора. Эта специфика не относится к международному частному праву, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является одной из отраслей национального права. Другая важная особенность связана со спецификой охраны норм международного публичного права. Раньше считалось, что эти нормы вообще лишены санкций. Теперь точка зрения изменилась. Οʜᴎ охраняются другими государствами и международными организациями. При этом не исключается принуждение, напр., можно использовать механизм Совета Безопасности ООН.

33. ТИПОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

Проблемы типологии правовых систем во Франции разрабатывались Рене Давидом, в Германии – Цвайгертом. В России они до недавнего времени не были предметом специального исследования, хотя всœе основные особенности, напр., англосаксонского и романо-германского права были известны русским и немецким правоведам еще в XIX в.

Правовая система – 1) взятые во взаимосвязи 2) характерные для данного гос-ва и 3) обусловленные исторически: а) особенности общественного строя (не в марксистском, а скорее в культурологическом понимании); б) ключевые правовые доктрины и особенности правопонимания; в) основные особенности источников и содержания права.

Правовая семья – группа правовых систем, объединœенных сходными условиями исторического развития и в связи с этим имеющих существенные ʼʼобщие особенностиʼʼ, отличающие их от др.
Размещено на реф.рф
правовых семей. При этом какого-либо единого критерия классификации правовых систем по семьям не предлагается. Речь идет об историческом ʼʼродствеʼʼ, объективном сходстве правовых культур.

Основные правовые семьи:

Первичным элементомсистемы права является норма права, первичным элементом системы законодательства – нормативный правовой акт. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Первичным элементомсистемы права является норма права, первичным элементом системы законодательства – нормативный правовой акт." 2017, 2018.



Просмотров