Законодательная судебная исполнительная власть кратко. Сущность и функциональное назначение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Исполнительная и судебная власть

законодательной власти Сущность состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения воли народа. Кроме законодательной она выполняет ряд важных функций: финансовую (утверждение государственного бюджета); распорядительную (формирование высших исполнительных и судебных органов); контроль за деятельностью исполнительной власти.

Законодательная власть носит представительный характер. Она состоит из системы органов государства, имеющих право на приятие законов. К ним относятся:

Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации;

Законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляющие собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

По предметам ведения в РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, обладающие прямым действием на всей территории страны. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. ФЗ не могут противоречить конституционным законам. Законодательная власть на любом уровне функционирует в тесной взаимосвязи с другими ветвями власти.

Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.

Систему органов исполнительной власти России составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство РФ и его подразделения) и органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.

Судебная власть – вид государственной власти, отвечающий за осуществление правосудия. Правосудие является одним из видов государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права, путем гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды – специальные органы, посредством которых реализуется судебная власть.

Судебная система РФ состоит из трех ветвей:

Конституционный суд России и конституционные (уставные) суды в субъектах РФ;

Суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства;

Арбитражные суды.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ, а не политической целесообразности, политическим взглядам и интересам, программам политических институтов; судьи неприкосновенны и несменяемы. Конституция РФ устанавливает также, что финансирование судей должно производиться только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА РФ

Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция и т. п.), в которых он насчитывает достаточно длительную историю и обширную историю практической деятельности. В то же время несомненно, что он вызывает к себе пристальный интерес, отчасти обусловленный его новизной для нашего молодого государства. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из“вечных”. Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую и исчерпанную. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок и детальных исследований ученых, политологов, историков и юристов.

Совет безопасности РФ – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

СБ формируется Президентом в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О безопасности». К числу постоянных членов СБ относятся Президент РФ, являющийся по должности председателем СБ, Председатель Правительства РФ. В состав СБ входят министры иностранных дел, обороны, внутренних дел, руководители специальных служб, а также председатели палат Федерального Собрания РФ.

Основными задачами СБ являются:

– определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

– разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

– разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений и оценка их эффективности;

– совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества, государства и др.

В целях более углубленной подготовки вопросов, выносимых на заседания СБ, создаются межведомственные комиссии по отдельным направлениям его деятельности. В их числе межведомственные комиссии по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией; по конституционной безопасности; по безопасности в сфере экономики; по военной безопасности, а также межведомственная комиссия по проблемам Содружества Независимых Государств. В этих же целях при СБ действует Научный совет из председателей РАН, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководителей организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность, образовательных учреждений высшего профессионального образования, видных ученых и специалистов.

СБ – совещательный орган. Его решения вступают в законную силу только после утверждения их Председателем СБ – Президентом РФ. Решения СБ по важнейшим вопросам оформляются указами Президента.

Конституционный суд

Особое место конституционного суда в судебной системе определяется его ролью в обеспечении конституционного контроля. К принципам конституционного судопроизводства относят: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, равноправие сторон и принцип законности.

Судьёй конституционного суда может быть гражданин РФ достигший ко дню назначения не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Назначение на должность осуществляется советом федерации. Судьи конституционного суда не вправе осуществлять защиту и представительство в суде, судья не может принадлежать полит.партии, не вправе публично высказывать своё мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения, а так же который принят к рассмотрению конституционным судом, до принятия решения по этому вопросу, не в праве заниматься предпринимательской деятельностью. Конституционный суд состоит из 2 палат, общее количество судей 19.

Конституционный суд полномочен осуществлять конституционное правосудие по следующим категориям дел: 1. о соответствии конституции РФ нормативных актов органов гос.власти и договоров между ними. 2. по спорам о компетенции: между федеральными органами исполнительной власти, между высшими гос.органами власти субъектов РФ. 3. о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.4. о даче заключений по соблюдению установленного порядка выдвижения обвинения президента РФ в гос.измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституция РФ определила право самостоятельно устанавливать свою систему органов гос.власти и осуществлять правовое регулирование по предметам собственного ведения. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ включает: контроль за соответствием правовых актов субъектов РФ их конституциями, а также за конституционностью договоров РФ с иными субъектами, включая международный договоры, официальное толкование конституции или уставов субъектов РФ.

Деятельность констит.судов субъектов РФ оказывает влияние на укрепление институтов гос.власти и местного самоуправления, на защиту прав и свобод человека и гражданина в целях укрепления законности и правопорядка

Верховный Суд Российской Федерации:

  • является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
  • осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции;
  • является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики;
  • разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:

  1. Пленума Верховного суда Российской Федерации;
  2. Президиума Верховного суда Российской Федерации;
  3. Кассационной коллегии (с 1 января 2012 года подлежит преобразованию в Апелляционную);
  4. Судебной коллегии по гражданским делам;
  5. Судебной коллегии по уголовным делам;
  6. Судебной коллегии по административным делам;
  7. Военной коллегии.

Федера́льное собра́ние - высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции Российской Федерации.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами - Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации). Названия для палат (Государственная дума и Государственный совет) были выбраны ещё Всероссийским учредительным собранием в 1917 году для парламента так и несостоявшегося тогда государства[источник?].

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Структура Федерального Собрания

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы Российской Федерации (нижней палаты) и Совета Федерации РФ (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок - 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

  1. для заслушивания посланий президента Российской Федерации;
  2. для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;
  3. для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Госуда́рственная ду́ма - нижняя палата Федерального собрания- парламента Российской Федерации.

Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).

С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составляет 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.

Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий 2 - 5 созывов Государственной думы - четыре года. Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет

Порядок формирования государственной думы - выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.

полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

  1. дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  2. заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
  3. решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  4. назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
  5. назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
  6. назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  7. объявление амнистии;
  8. выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Советник Президента РФ - должность в Администрации Президента России, введенная Президентом Б. Н. Ельциным 19 июля 1991 г. Положением о советнике Президента Российской Федерации, утвержденным распоряжением Президента от 25 сентября 1992 г. № 542-рп (признано утратившим силу Указом Президента от 28 июня 2005 г. № 736) определено, что советник Президента Российской Федерации - это лицо, уполномоченное Президентом Российской Федерации оказывать ему постоянную помощь в формировании и реализации стратегии общенационального развития и государственной политики в соответствующей сфере деятельности.

Число советников Президента определяется Президентом России.

Указом Президента от 6 мая 1992 г. № 465 должность Государственного советника Российской Федерации преобразована в должность советника Президента Российской Федерации.

  1. подготавливают для Президента Российской Федерации аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам, отнесённым к их ведению в соответствии с распределением обязанностей;
  2. обеспечивают по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;
  3. исполняют отдельные поручения Президента Российской Федерации.

Предметы ведения РФ - объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства - закреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти.

К предметам ведения РФ относится сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено исключительно к компетенции РФ. К ним относится то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

К предметам ведения Российской Федерации относятся сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, находящиеся под воздействием и в распоряжении органов федеральной власти (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника и др.).

В статье 71 Конституции РФ приводится перечень исключительных предметов ведения РФ, который является исчерпывающим. В него входят:

  1. принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов и контроль за их соблюдением;
  2. федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России);
  3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  4. гражданство в РФ;
  5. регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  6. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  7. формирование федеральных органов государственной власти;
  8. федеральная государственная собственность и управление ею;
  9. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
  10. установление правовых основ единого рынка;
  11. федеральные фонды регионального развития;
  12. федеральный бюджет;
  13. федеральные налоги и сборы;
  14. федеральные энергетические системы;
  15. вопросы войны и мира;
  16. оборона и безопасность;
  17. оборонное производство и др.

Указанные в статье 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.

ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ - сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ. К П.в.с. РФ относится круг тех вопросов, которые находятся вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По вопросам исключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральный закон, по смыслу ст. 73 действующей Конституции, не может вторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ. Нарушение этой конституционной нормы влечет за собой признание федерального закона неконституционным. По соглашению с федеральными органами государственной власти субъекты РФ вправе относить любые вопросы, находящиеся в их ведении, к ведению РФ. В то же время субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) объявлять вопросы, определенные в ч. 4 ст. 76 Конституции РФ (по которым субъекты РФ могут самостоятельно осуществлять полномочия), вопросами их исключительной компетенции, предметами их исключительного ведения, которые не могут передаваться в компетенцию Федерации.

Сфера совместного ведения Федерации и ее субъектов урегулированы ст. 72 Конституции РФ. К ней относится: обеспечение соответствия законов и иных актов субъектов Российской Конституции, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также координация вопросов здравоохранения, защита семьи и материнства, детства, социальной защиты. Традиционно относятся к совместному ведению Федерации и ее членов защита среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, природопользование, охрана окружающей среды, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий, установление общих принципов местного самоуправления.

Вопросы ведения самих субъектов РФ определяются по принципу: «все, что не запрещено, то разрешено», т.е. все, что не относится к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов, является компетенцией этих субъектов.

Сфера совместного ведения в отличие от предметов, находящихся в исключительном ведении федерации, предполагает, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих действий, в том числе путем взаимного делегирования полномочий.

Предметы совместного ведения, закрепленные в 14 пунктах ст. 72 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.

Используя предоставленные Конституцией РФ право, к 2000 году 46 субъектов РФ заключили договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта в сфере совместного ведения.

Конституц статус Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации.

^ Его конституционно-правовой статус зависит от формы правления и характера политического режима. Причем в рамках стран с одной и той же формой правления реальная политическая роль и объем властных полномочий главы государства могут серьезно различаться.

В качестве главы государства выступают:

  • наследственный монарх
  • выборный президент

Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин, удовлетворяющий указанным в конституции и законе требованиям;

  1. узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований (например, лицо, пришедшее к власти после государственного или военного переворота, незаконного захвата власти);
  1. коллегиальный орган в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, постоянных комитетов (бывшие социалистические страны в послевоенный период - Албания, Болгария, Венгрия, Польша).

В Швейцарии существует Федеральный совет - коллегиальный орган, в состав которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государства, но его реальные полномочия невелики.

Функции главы государства, например, при наследовании престола или временной недееспособности монарха могут быть переданы его представителю - регенту или регентскому совету.

^ В системе высших органов государственной власти глава государства занимает формально-юридическое приоритетное положение, хотя фактически оно может быть не столь значимо. В этом случае он выступает лишь в качестве официального символа, не имеющего реальных властных полномочий. В странах, реализующих в той или иной мере принцип разделения властей, глава государства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика, абсолютная и дуалистическая монархия), так и быть частью национального представительного органа государственной власти (Индия), а также не относиться ни к одной ветви власти, выполняя координирующую функцию (смешанная республика).

Формирование правительства - правительство - это коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией осуществляющий руководство гос. управлением.

Он возглавляет административную или исполнительно - распорядительную деятельность в стране, под его руководством находятся гос. аппарат, вооруженные силы, финансы гос-ва, иностранные дела. В его состав входит возглавляющий правительство премьер-министр. Под руководством премьера работают министры. Приправительстве создается орган управления делами правительства. Управляющий делами правительства в странах тоталитарного социализма нередко имеет ранг министра.

В странах запада премьер назначается как правило главой гос-ва или парламентом, или по его представлению. Способ образования правительства зависит от формы правления.

В парламентарных монархиях и парламентарных республиках применяется парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент.После каждых выборов и вслучае если парламент был распущен досрочно правительство формируется заново, даже если у власти сохранилась та же партия, но выборы президента не влекут за собой создания нового правительства. В ряде стран установлен определенный возраст для членов правительства.

Депута́т - лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах.

Статус парламентариев характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

К парламентариям не могут быть применены: 1) личный досмотр; 2) задержание; 3) арест (заключение под стражу); 4) обыск как уголовно– и административно-процессуальная мера.

могут быть применены меры принуждения: 1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления; 2) в случаях, когда этого требует безопасность РФ либо других граждан.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации РФ

Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях:

1) Уходит сам;

2) не справляется с обязанностями;

3) занимается коммерческой деят

4) утраты гражданства РФ либо приобретении гражданства иностранного государства;

5) приговор суда-судимость

6) ограничение дееспособности

8) призвали в армию

9) досрочного прекращения в порядке роспуска.

Выборы - формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы - проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Гос. Регулирование образования и науки - Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую и организационную основу, выраженную наличием достаточно широкой нормативно-правовой базы и разветвленной системы государственных органов управления образованием. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Государство обеспечивает гражданам право на образование: гарантируются общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые. На основании Закона РФ от 10 июля 1992 г. 3266–I «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучении в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В РФ установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование. Под получением гражданином образования понимается достижение и поддержание им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Государственная безопасность , - одна из составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз.

Отождествление государственной безопасности с национальной безопасностью не верно, так как первое является понятием менее широким. Национальная безопасность включает в себя понятие государственной безопасности. Государство не является синонимом понятия нация. Государство это, всего лишь, административный аппарат, средство достижения национальных интересов. Не всегда угроза государству может составлять непосредственную угрозу нации. Государство может погибнуть, но нация останется. Примером тому служит судьба Российской империи и Советского Союза.

Обеспечение государственной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, военных и правовых мероприятий по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны.

  • ДЕМОКРАТИЯ. ОЛИГАРХИЯ. ПОЛИТИЯ. ТИРАНИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
  • Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ
  • Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

  • Концепция 3 ветвей власти появилась еще в Средние века, ученые не только объяснили практическую необходимость такого разделения, но и разработали саму теорию. Несмотря на то что впервые о концепции заговорили в Средние века, актуальность теории сохраняется и по сей день. Если начать изучать мировые конституции, можно обратить внимание, что почти во всех странах фиксируется положение о разделении властей, именно на конституционном уровне. Расскажем о том, что собой представляют 3 ветви законодательной власти.

    Теория разделения властей

    В классической теории власть разделяется на три ветви: первая - законодательная, вторая - исполнительная, третья - судебная. Такое положение закреплено и в Конституции Российской Федерации. Десятая статья посвящена разделению властей на 3 ветви власти: право, закон и исполнение.

    Теоретическая разработка

    Основоположником теории считается английский ученый Джон Локк. Именно он занимался разработкой концепции разделения властей. В основу его учения легло мнение о том, что такое деление полномочий между конкретными субъектами власти жизненно необходимо. Узурпация власти, не важно, одним лицом или группой, - это реализация и охрана исключительно частных интересов, а до правовой защиты отдельной личности никому нет дела. Первостепенное значение Джон Локк придавал законодательной ветви власти, однако, несмотря на ее «приоритет», ее первенство не должно быть абсолютным. Ни исполнительная, ни судебная власти не должны занимать пассивное положение в управлении.

    Что же дальше?

    Через столетие модель Локка, полностью обоснованная, получила официальный статус и была зафиксирована в важнейшем мировом документе - Всемирной декларации прав человека и гражданина в 1789 году. Именно в этом документе была закреплена такая позиция, что государство, которое не принимает эту модель в управлении, не имеет Конституции. Последователем Локка стал не менее известный французский ученый Шарль Луи Монтескье. Его взгляды основывались на том, что разделение властей - самое настоящее спасение для общества от управленцев государством, которые не стыдятся злоупотреблять собственной властью, от узурпации как таковой и концентрации управления в одном месте, что, в свою очередь, бережет народ от деспотизма. Монтескье не только разделял власть на три ветви, но и разработал теорию о системе сдерживания и противовесов. Существуют 3 ветви власти в РФ, отражены они на схеме ниже.

    Общая характеристика теории

    Теория деления властей базируется на следующих понятиях. В первую очередь, смысл эта модель имеет только тогда, когда она закреплена в Конституции страны. Во вторую, разделение властей на три ветви возможно только в том случае, если каждая из них представлена разными органами и руководителями. Один и тот же человек ни в коем случае не может быть наделен полномочиями двух видов управления сразу. В третью, все три ветви должны быть автономны и равны друг перед другом.

    В чем суть механизма сдержек и противовесов

    Джеймс Мэдисон работал над тем, чтобы разработать эффективную модель реализации разделения властей. Здесь и появился механизм сдержек и противовесов, суть которого заключается в частичном совпадении полномочий ветвей власти. В Америке такой механизм используется и по сей день. Самый простой пример следующий: президент - это исполнительная власть, но тем не менее он имеет право вето и может использовать его в отношении издаваемых законов. Такие же сдержки есть и у судебной власти: суд может признать законодательный акт недействительным, если тот противоречит положениям Конституции. Благодаря таким механизмам другие ветви власти могут сдерживать законодательную. Также конгресс, который представляет законодательную власть, ратифицирует решения президента по поводу назначения в органы судебной и исполнительной власти. В итоге мы имеем дело с четким балансом между тремя ветвями власти, который обеспечивают они себе сами. Только благодаря взаимодействию, взаимоограничению и тому, что реализуется этот механизм только при помощи правовых мер, мы можем говорить об эффективной работе 3 ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.

    Законодательная

    Несмотря на механизм сдержек и противовесов, законодательная власть в любом случае имеет первостепенное значение и считается верховной. Ее суть в том, чтобы выражать волю и суверенитет народа. В Российской Федерации эта ветвь власти представлена Федеральным Собранием, что закреплено на конституционном уровне. Этот орган состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первая палата включает в себя представителей каждого из субъектов государства. Ее полномочия заключаются в утверждении границ между частями России, указов президента о введении военного или чрезвычайного положения. К полномочиям Совета также относится назначение судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, председателя и заместителей Счетной палаты. Еще одно важное полномочие Совета - в том, что представители имеют право на отрешение от должности президента. Что касается госдумы, то ее представители избираются народом. Главной сферой деятельности второй палаты считается объявление амнистии, выдвижение обвинений к главе Федерации, выражение недоверия правительству. Государственная Дума может назначить председателя Центробанка, а также уполномоченного по правам человека. Несмотря на немаленький перечень полномочий, первоочередной задачей парламента является принятие федеральных законов. Из всех 3 ветвей власти государства законодательная считается первоочередной.

    Исполнительная

    Данная ветвь власти - самостоятельная, независимая и публичная, основные полномочия ее заключаются в том, чтобы управлять делами государства. В Российской Федерации деятельность исполнительной власти заключается в организации практического исполнения Конституции и законов. Сюда также следует отнести такие аспекты, как внешняя и внутренняя оборона и безопасность России. Задача правительства заключается в том, чтобы обеспечить законность, охрану прав и свобод народа.

    Судебная

    Суть судебной власти заключается в том, чтобы обеспечить восстановление и защиту нарушенных прав, при этом исполнить справедливое наказание для тех, кто виновен в этом нарушении. Если обратиться к Конституции, то, согласно ее положениям, в Российской Федерации данная власть осуществляется исключительно судами, но полную самостоятельность имеет только номинально. Реализуется судебная ветвь власти в ходе конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного производства. При этом судебная система Федерации характеризуется единством. На конституционном уровне закрепляются все самые важные положения, которые касаются правового статуса судей, важнейших принципов судопроизводства. Закреплены положения о независимости, неприкосновенности и несменяемости судей, а также открытость, состязательность и равенство судопроизводства.

    Особенности

    По поводу президента к общепринятому мнению ученые не пришли. Одна сторона относит главу государства к исполнительной власти, другая придерживается мнения, что президент не относится ни к одной из них. Теория разделения властей предусматривает только три основных направления, однако в научном мире до сих пор ведутся дискуссии по поводу их количества. Особенно это касается положения президента. Вопросы возникают не только по поводу главы государства. Например, прокуратура: на конституционном уровне ее относят к судебной власти, однако фактически этот орган нельзя отнести к данной ветви. Существует множество теорий, которые касаются правового положения органов прокуратуры. Одни юристы без сомнений относят их к судебной власти, другие - к исполнительной, третьи - ни к одной из представленных ветвей. Тем не менее разделение властей - важнейший механизм защиты граждан, и при этом без реализации подобного разграничения невозможен демократический строй в государстве.

    Принцип разделения властей в РФ:

    1) Законодательная (двухпалатное Федеральное Собрание РФ):

    а) верхняя палата - Совет Федерации (в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один представитель от законодательного и другой от исполнительного органа власти).

    Полномочия:

    • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
    • Утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного положения.
    • Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ за пределами территории России.
    • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
    • Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ.
    • Назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, уполномоченного по правам человека, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, членов Центральной избирательной комиссии.
    • Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность.
    • Обращение в Конституционный суд РФ с запросами: о соответствии Конституции; о не вступивших в силу международных договорах; о толковании Конституции РФ и т. д.

    б) Нижняя палата - Государственная Дума (Состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет. Все 450 депутатов избираются по федеральным округам, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями).

    Полномочия:

    • Принятие законов.
    • Ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов.
    • Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
    • Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
    • Назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
    • Объявление амнистии.
    • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
    • Внешнеполитические полномочия: рассматривает внешнеполитические вопро-сы в связи с обращениями Президента РФ, докладами Правительства, по иници-ативе комитетов палаты, по собственной инициативе.
    • Обращение в Конституционный суд РФ

    В субъектах РФ законодательная власть представлена государственными и законодательными собрания, областными думами, парламентами и т. д.

    2) Исполнительная (правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти: министерства РФ, федеральные службы, комитеты РФ и т. д.) - осуществляет право организовывать исполнение законов, осуществляет руководство основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности.

    В субъектах РФ: президенты, правительства, министерства (в республиках); администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т. д. (в других субъектах)

    Компетенции Правительства РФ:

    • Общая компетенция - внутренняя и внешняя политика, обеспечением единства системы органов исполнительной власти и др.
    • Специальная компетенция - экономическая, социальная сферы, наука, культура, оборона и безопасность государства.
    • Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти - организации исполнения федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, контроль за их соблюдением

    Судебная

    Правосудие - деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

    Требования, предъявляемые к основной категории работников судов РФ:

    • Основные: граждане России, достигшие 25 лет; имеющие высшее юридическое образование; имеющие стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
    • Дополнительные: сдача квалификационного экзамена; не должны допускать порочащих их поступков.

    Структура судебной власти в РФ:

    • Конституционный суд РФ (возраст судей от 40, стаж от 15 лет)- высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием НПА действующей Конституции. Существуют также конституционные суды республик в составе РФ, устав-ные суды субъектов Федерации.
    • Верховный суд РФ (возраст судей от 35, стаж от 10 лет)- высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, возглавляет систему судов общей юрисдикции.
    • Высший Арбитражный суд РФ (возраст судей от 35, стаж от 10 лет)- высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров.

    Принципы деятельности органов судебной власти:

    • Осуществление правосудия только судом - правосудие осуществляется в строго опреде-ленном законом процессуальном порядке, ха-рактерном лишь для судопроизводства. Только суд может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор, принять реше-ние по рассматриваемому делу от имени госу-дарства -
    • Законность - строгое соблюдение Конституции РФ.
    • Независимость судей - запретом любого вмешательства в деятельность судьи, Судья не вправе заниматься политической деятельностью.
    • Независимость судей - судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Финансирование судов осуществляется только из федерального бюджета. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по ос-нованиям, установленным федеральным зако-ном
    • Коллегиальность - коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полно-го и объективного судебного разбирательства. Однако в определенных случаях, установлен-ных законом, возможно и единоличное рас-смотрение дел в суде
    • Состязательность и равноправие сторон - все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, от-ношения к религии, убеждений, принадлеж-ности к общественным объединениям. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд)
    • Гласность судебного разбирательства - разбирательства дел во всех судах открытые. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных феде-ральным законом
    • Презумпция невиновности - каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана.
    • Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление
    • Право на пользование квалифицированной юридической помощью

    Судебная система - совокупность действующих в России судов.

    Институт президентства

    Президент - глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

    Он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

    Основные функции Президента РФ:

    • Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод че-ловека и гражданина.
    • Охрана суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
    • Обеспечивает согласованное функционирование и органов гос власти.
    • Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
    • Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

    Полномочия Президента РФ:

    • Правовой статус личности - предоставляет гражданство и политическое убежище РФ Обладает правом помилования осужденных за уголовные преступления. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие военные и высшие специальные звания
    • Федеративное устройство государства - назначает и освобождает полномочных представителей Президента в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни-тельной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Использует согласительные процедуры в случае воз-никновения споров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, либо между самими субъектами РФ. Назначает и освобождает от должности глав администрации субъектов РФ
    • Отношения с парламентом Назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициати-вы. Вносит поправки в обсуждаемые законоп-роекты. Имеет право вето. Обращается к Феде-ральному Собранию РФ с ежегодными посла-ниями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государствен-ную Думу в установленном законом порядке
    • Отношения с органами исполнительной власти Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства. Назначает и осво-бождает от должности заместителей Председа-теля Правительства РФ и федеральных минист-ров. Принимает решение об отставке Прави-тельства РФ. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противоре-чащие Конституции и федеральным законам
    • Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховно-го и Высшего Арбитражного судов РФ. Назна-чает на должности всех судей федеральных су-дов. Предлагает Совету Федерации кандидату-ру на должность Генерального прокурора РФ и вносит предложение об освобождении его от должности
    • Оборона и без-опасность страны Является Верховным главнокомандующим Во-оруженными силами России. Утверждает воен-ную доктрину. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооружен-ных сил РФ. Вводит в случае необходимости и в порядке, определенным Конституцией, на тер-ритории РФ или отдельных ее местностей воен-ное или чрезвычайное положение
    • Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ-ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома-тических представителей в иностранных госу-дарствах и международных организациях

    Требования к Президенту (цензы):

    • гражданство РФ;
    • постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;
    • возрастной ценз - не менее 35 лет.

    Кандидат на должность Президента РФ может быть выдвинут избирателями или избирательными объединениями (блоками) т. е. политическими партиями, объединениями, зарегистрированными соответствующим образом.

    После выдвижения кандидата в поддержку для его регистрации происходит сбор подписей избирателей. Кандидат на выборах Президента РФ должен собрать 1 млн подписей (при досрочных выборах - половину). Число подписей от одного субъекта РФ не должно превышать 70 тыс.

    Кандидат на должность Президента РФ обязан представить в Центральную избирательную комиссию сведения о своем имуществе и доходах, а также аналогичные данные о членах семьи за два года, предшествующих выборам.

    Избранным Президентом РФ признается кандидат, получивший абсолютное большинство, т. е. более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

    Если ни один из кандидатов не получит по меньшей мере 50% + 1 голос, назначается повторное голосование по двум кандидатам, набравшим большинство голосов. В случае повторного голосования избранным считается кандидат, получивший относительное большинство по сравнению с другим кандидатом.

    Полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно в случае добровольной отставки; по не зависящим от воли Президента РФ причинам - в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в случае принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

    Важной гарантией демократического порядка замещения поста Президента РФ является установление в Конституции РФ правила: одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

    Правоохранительные органы

    Правоохранительные органы - это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

    Правоохранительная деятельность - это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

    Классификация правоохранительных органов соответствует видам правоохранительной деятельности.

    Виды деятельности гос органов:

    • Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик РФ, конституционный контроль - правосудие
    • Суды общей юрисдикции - правосудие;
    • Министерство юстиции РФорганизационное - обеспеченде деятельности судов;
    • Прокуратура РФ - прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений;
    • Органы внутренних дел - выявление и расследование преступлений
    • Адвокатура - оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
    • Министерство внутренних дел РФ - непосредственное обеспечение правопорядка в стране
    Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни Никитина Татьяна Исааковна

    § 25. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

    Правительство Российской Федерации – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры.

    Порядок формирования Правительства Российской Федерации таков. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума трижды отклонит представляемую Президентом кандидатуру, Президент имеет право распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Председатель Правительства представляет Президенту список органов исполнительной власти и предлагает ему кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Правительство РФ:

    Разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет и обеспечивает его исполнение;

    Обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, образования, здравоохранения;

    Осуществляет управление федеральной собственностью;

    Принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

    Осуществляет меры по обеспечению законности, прав человека.

    Если Правительство РФ неудовлетворительно справляется со своими обязанностями, его полномочия могут быть прекращены. Согласно Конституции РФ Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Решение об отставке Правительства может также принять Президент. Государственная Дума, в свою очередь, может большинством голосов выразить недоверие Правительству. В этом случае Президент либо принимает решение об отставке Правительства, либо не соглашается с мнением Государственной Думы. После повторного выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент или принимает решение о его отставке, или распускает Государственную Думу.

    Правосудие в России осуществляется только судом. Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону.

    Рассмотрение дел во всех судах открытое. Судопроизводство базируется на принципах состязательности (с участием адвоката и прокурора) и равноправия сторон. Конституция РФ восстановила возможность участия присяжных заседателей в судопроизводстве в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например, в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

    Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Положения Конституции РФ о системе судов развиты и конкретизированы в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».

    В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

    Из Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»

    Федеральными судами являются:

    Конституционный Суд РФ;

    Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

    Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, арбитражные апелляционные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

    К судам субъектов РФ относятся:

    Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

    Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

    Конституционный Суд РФ (состоит из 19 судей) разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ; конституций республик, уставов других субъектов Федерации; не вступивших в силу международных договоров РФ и других актов. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; дает толкование Конституции РФ и выполняет другие предусмотренные Конституцией полномочия.

    Являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции (общегражданских и военных) и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Районный (городской) суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй (по отношению к мировым судьям) инстанции. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного органа. Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Предполагается, что со временем большинство гражданских, административных и уголовных дел будут рассматриваться мировыми судьями (менее сложные дела) и районными судами (более сложные дела).

    Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.

    Прокуратура РФ не входит в систему судебной власти. Она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. Прокуратура образует самостоятельную единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Последний назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

    Являясь важным органом укрепления законности и охраны правопорядка, прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности. Следственный комитет проводит оперативное расследование в соответствии с полномочиями, установленными российским законодательством.

    Прокуратура независима от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что является высшим органом исполнительной власти в РФ?

    2. Каков состав Правительства РФ? Как оно формируется?

    3. Как осуществляется правосудие в России?

    4. Какие суды входят в систему судебной власти РФ?

    5. Что входит в компетенцию Конституционного Суда РФ?

    6. Какова компетенция Верховного Суда РФ?

    7. Какова сфера полномочий Высшего Арбитражного Суда РФ?

    8. Какие функции выполняют Прокуратура РФ, Следственный комитет?

    Исследуем документы и материалы

    Наряду со строжайшей дисциплиной (неукоснительным соблюдением и исполнением обязанностей) законность включает также следующие требования:

    равенство всех перед законом: никто, ни одно лицо не имеет перед законом никаких преимуществ, привилегий; обеспечение полного и реального осуществления субъективных прав: в той мере, в какой люди должны исполнять свои обязанности, им в условиях строжайшей законности предоставлены возможности и для беспрепятственного использования субъективных прав;

    эффективная работа органов прокурорского надзора и правосудия, последовательная борьба со всякого рода нарушениями права: правонарушения должны своевременно вскрываться, пресекаться, неотвратимо влечь за собой юридическую ответственность (С. Алексеев, правовед).

    Темы для проектов и рефератов

    1. Независимость судебной власти: миф или реальность?

    2. Как обеспечить безопасность свидетелей, дающих в суде показания против организованной преступности?

    Обсуждаем, спорим

    1. Смогут ли присяжные заседатели честно работать в условиях криминального беспредела?

    2. Почему заочное разбирательство уголовных дел признано грубым нарушением прав человека?

    Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора Коллектив авторов

    Исполнительная власть Таблица 21

    Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

    ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации 1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ Исходя из принципа разделения власти Конституция РФ относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Как и другие ветви

    Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

    24. Конгресс, президентская власть, судебная власть США Конгресс США состоит из двух палат: Сената и Палаты представителей.Именно Конгрессу как высшему органу государства принадлежат полномочия законодательной власти.Состав Конгресса США избирается тайным прямым

    Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

    56. Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти В федеративных республиках законодательным органом является национальный конгресс. Чаще всего национальный конгресс состоит из палаты депутатов и сената.Члены палаты депутатов избираются сроком на 4 года на

    Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

    Тема 16 Исполнительная власть

    Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

    Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате

    Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора России Законодательство

    33. Конгресс, президентская власть, судебная власть США Все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства – Конгрессу США, состоящему из двух палат: Сенат и Палата представителей. Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых,

    автора Автор неизвестен

    49. Законодательная, исполнительная и судебная власть Германии Парламент ФРГ фактически состоит из двух палат: нижней – Бундестага и верхней – Бундесрата. Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, депутаты избираются всем населением

    Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

    87. Законодательная, исполнительная и судебная власть Законодательная власть осуществляется однопалатным Народным собранием (Парламент), избираемым гражданами по смешанной избирательной системе сроком на 5 лет. Народное собрание должно включать не менее 350 избранных и

    Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

    91. Законодательная, исполнительная, судебная власть Законодательным органом федерации является Национальный конгресс. Он состоит из Палаты депутатов и Сената.Палата депутатов избирается на четыре года по пропорциональной избирательной системе. В результате

    Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

    Правительство Российской Федерации Исполнительная власть Таблица

    Из книги автора

    Тема 1 Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации Вопрос 1. Государственное управление: понятие, виды, признаки, функцииРазличными кодифицированными словарями управление понимается как функция организованных систем, обеспечивающая

    Из книги автора

    Из книги автора

    Государственное управление и исполнительная власть Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.Основные характерные черты исполнительной власти:1) это относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность)

    Из книги автора

    Как соотносятся государственное управление и исполнительная власть? Исполнительная власть – это политико-правовая категория, в то время как государственное управление – категория организационно-правовая. Государственное управление – деятельность, без которой

    Из книги автора

    58. Правительство Российской Федерации как исполнительная власть Согласно гл. 6 Конституции, РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.Деятельность Правительства РФ, его основные функции и его состав регламентируются Конституцией РФ и Федеральным

    Законодательная власть - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах - законодательными собраниями (парламентами).

    При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций - назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

    При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента.
    Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России - организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

    Структура исполнительной власти

    Органы исполнительной власти;

    Государственные служащие;

    Юридическая (правовая) структура - система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

    Функции исполнительной власти

    Подзаконодательное регулирование;

    Осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

    Административное правоприменение;

    Осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

    Административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

    Охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

    Информационное обеспечение органов государственной власти.

    В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная . Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов - Конституции, подзаконных нормативных актов - законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах - укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

    Принцип разделения власти на три ветви наиболее последовательно реализован в англосаксонских странах. Но этот принцип сам по себе не гарантирует равновесия и равносилия властных ветвей внутри политической системы. Во многих странах мира исполнительная власть в большей или меньшей степени доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата принуждения (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для проведения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга. Пример этого - так называемая система «сдержек и противовесов», которая наиболее полно воплощена в политической системе США. Джордж Вашингтон говорил, что "подлинное отправление правосудия является самой прочной основой хорошего правительства".

    Конституционные признаки

    Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

    Осуществляется только судами;

    Имеет полную самостоятельность;

    Реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

    Характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

    Закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

    Соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

    Признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

    Закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

    Финансирования судей из федерального бюджета.

    В правовой науке проблемам собственности отводится особое место, так как через их осмысление можно понять принципы развития любого общества. Само понятие "собственность" среди других правовых категорий занимает центральное место. Вопросы о собственности как юридической категории, свойствах частной, государственной, общественной, личной собственности, а также о праве владения всегда представляли большой интерес для исследователей.

    При обращении к справочной литературе мы можем увидеть, что имеются самые различные, часто противоположные определения категории "собственность". Хотя и здесь можно отметить ряд принципиальных моментов: 1) в этих определениях зафиксировано наиболее распространенное представление о собственности; 2) очевидны его идейно-теоретические истоки и методологические опоры; 3) достаточно односторонне представляет такой сложный, многогранный социальный феномен, каким является собственность.

    В числе прочих вещных прав право собственности является основополагающим, и особую его значимость подтверждает специальная глава ГК РФ. В п. 1 ст. 209 ГК РФ правомочия собственника раскрываются с помощью традиционной для российского гражданского права "триады" правомочий: владения, пользования и распоряжения, которые в совокупности должны охватывать все принадлежащие собственнику возможности. Триада правомочий "владение, пользование, распоряжение" воспроизводится во всех легальных определениях права собственности и является одной из наиболее устойчивых вербальных формул, применяемых в российском законодательстве.

    Впервые она была законодательно закреплена в ст. 420 (т. X, ч. 1) Свода законов Российской империи, откуда затем по традиции перешла и в Гражданские кодексы 1922 и 1964 гг. В зарубежном законодательстве имеются иные характеристики этого права. Так, в соответствии с параграфом 903 Германского гражданского уложения собственник распоряжается вещью по своему усмотрению, а согласно ст. 544 Французского гражданского кодекса собственник пользуется и распоряжается вещами наиболее абсолютным образом. В свою очередь, англо-американское право не знает легального определения права собственности, а юристы насчитывают в нем от 10 до 12 различных правомочий собственника.

    В российском праве имеются различные взгляды на существо и значение триады. В юридической литературе рассматривается множество вопросов, главными из которых являются:

    а) универсальность триады для раскрытия содержания права собственности;

    б) полнота объема триады по отношению к объему права собственности; в) историческое место, "привязанность" триады к определенной эпохе, а следовательно, к особой концепции права собственности. Ответы на эти вопросы сильно различаются между собой.

    К. Скловский указывает на то, что доказать возможность включения в право собственности правомочия, не отождествляемого ни с одним из элементов триады, практически невозможно, так как аргументация, даже если она и будет изощренной, все равно останется более или менее уязвимой. Такие же проблемы характерны и для попыток доказать возможность наличия права собственности помимо триады. Но в то же время триада им оценивается как некая форма, которая не в состоянии стать средством выявления сути собственности, и это несмотря на ее практическое удобство. По мнению А.А. Рубанова, "этот перечень не имеет универсального значения", и если бы "рассматриваемый компонент полностью отсутствовал, нарушений в сфере потребления и обращения не произошло бы". Однако, здесь следует учесть специфику подхода А.А. Рубанова к оценке места и роли триады. Его основной задачей было выделение существенных элементов и конструирование теоретической модели права собственности, преимущественно основываясь на исследовании специфики легального определения. С позиции автора появление триады в российском законодательстве носило в определенной степени случайный характер.

    Ученые-цивилисты приходят к мнению о том, что в легальном определении права собственности можно выделить несколько ключевых элементов и триада - только один из них, хотя и достаточно значимый. А отсутствие упоминания в законе конкретных правомочий собственника "владение, пользование, распоряжение" вряд ли сильно нарушит стабильность правопорядка и снизит эффективность законодательного регулирования отношений собственности.

    Необходимо отметить, что для построения теории права собственности факт отодвигания триады на второй план или умаление ее роли для понятия права собственности само по себе не ведет к сильным теоретическим прорывам или прогрессу правовой науки. Триада имеет большую традицию существования в законодательстве и в теории права и, как отмечают многие исследователи, выступает неотъемлемым элементом минимум двух концепций - права разделенной (расщепленной) собственности и права абсолютной собственности, существовавших в две разные исторические эпохи - феодальную и капиталистическую.

    Лаконизм и кажущаяся ограниченность триады правомочий собственника на деле подразумевают содержание гораздо более широкое, нежели просто словесную форму "владение, пользование, распоряжение", так как в различное время любое проявление собственности подстраивалось под одно из известных правомочий (которому оно было ближе), и как следствие - расширялись сами понятия, входящие в триаду.

    В связи с этим не совсем оправданно утверждение, что проблема триады - проблема истории права. Происхождение триады действительно имеет глубокие исторические корни и правомерно выводится из эпохи средневековья, становления феодальных отношений. Но древность правовой конструкции отнюдь не умаляет ее значения для теории права и того понятия права собственности, содержание которого она была призвана демонстрировать на протяжении более чем пятисот лет.

    Связь триады правомочий собственника (равно как иных определений, построенных по принципу перечисления правомочий) с понятием права собственности как отношения лица к вещи или как отношения между лицами неоднозначна. Привязывание триады к одному или к другому будет означать существенную ошибку, которая способна привести к потере той или иной части правового ее содержания.

    В своей совокупности названные правомочия исчерпывают все предоставленные собственнику возможности. Теоретические попытки дополнить эту "триаду" другими правомочиями, например правомочием управления, оказались безуспешными. При более тщательном рассмотрении такие "правомочия" оказываются не самостоятельными возможностями, предоставляемыми собственнику, а лишь способами реализации уже имеющихся у него правомочий, т.е. формами осуществления субъективного права собственности.

    У собственника одновременно концентрируются все три указанных правомочия. Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и не собственнику, а иному законному владельцу имущества, например арендатору. Ведь последний не только владеет и пользуется имуществом собственника-арендодателя по договору с ним, но и вправе с его согласия сдать имущество в поднаем (субаренду) другому лицу или, например, внести в имущество значительные улучшения, существенно изменив его первоначальное состояние, т.е. в известных рамках распорядиться им. Следовательно, сама по себе "триада" правомочий еще недостаточна для характеристики прав собственника.

    Таким образом, мы можем сделать вывод, что содержание триады гораздо более универсально, чем это представляют себе некоторые из упомянутых ученых цивилистов. Ее значение подтверждают:

    1) практическая незаменимость, которая проявляется в безусловно неограниченном наборе юридических и фактических возможностей, предполагаемых триадой;

    2) отсутствие каких-либо правомочий, которые не могли бы быть подведены под формулу триады;

    1. соответствие двум основным формам понятия права собственности. Все это дает основание утверждать, что триада сохранит свои позиции и в теории, и в законодательстве России еще в течение длительного периода времени.


    Похожая информация.




    Просмотров