Смешной случай из жизни. Вопросы для самопроверки

Один ли Бог в разных религиях?

иерей Даниил Сысоев

«Ну, зачем вы настолько узколобые фанатики? Почему утверждаете, что вне Православной Церкви нет спасения? Все равно ведь в одного Бога верят все – мусульмане, и христиане, иудеи и буддисты, а разница только в обрядах. Так зачем же настаивать на своей исключительности? Неужели вы думаете, что Всевышний не примет мусульман к Себе? Ему ведь все равно во что кто верит. Главное, чтобы человек был хороший!» - Такие слова слышал каждый христианин, наверное, не одну сотню раз. А часто приходиться слышать это нечестие из уст тех, которых невнимательные священники почему-то допускают до святой Чаши.

И действительно, разве можно отвергать, что Бог – Един? Ведь еще апостол Павел сказал: «нет Бога кроме Единого» (1 Кор. 8:4). Господь – единственный Правитель миров, Он – Бог и иудеев, и язычников (Рим. 3:29). Обычный здравый смысл показывает, что не могут быть два Вездесущих – Им просто не нашлось бы места, и Они ограничивали бы друг друга.

Но если очевидным является факт Единства Божественной Сущности, то из этого никак не следует, что все знают о Боге, а тем более знают Бога и верно почитают Его. Фраза «все в одного Бога верят» неверна хотя бы потому, что в мире много атеистов – и коммунистов, и буддистов, и шаманистов. Они вовсе ни в какого Бога не верят.

Если же говорить о других, то из факта существования Бога Творца вовсе не следует, что люди почитают Его.

Можно привести такой пример. Многие знают президента России, но разве из этого следует, что все к нему лояльно относятся, а тем более понимают все его действия? Так же многие миллиарды людей знают о существовании Бога. Но подавляющее большинство воспринимают Его как далекую и непонятную Силу. Например, в исламе не принято говорить, что Аллах – Личность. Он скорее Нечто, дающее Закон, карающее и награждающее по своей воле. Так же и в каббале Эйн-Соф не познаваем и не познает ничего. Это скорее Фемида римлян, чем Бог, открывший Себя в Библии. Это свет далекого костра, который не может согреть ничью душу.

И это представление на самом деле общечеловеческое. Не случайно «символ веры» обывателя звучит:

Ну, так Что-то есть. Но что, не знаю.

При этом с этим «Что-то» обычно связывают понятие справедливости. Не случайно при всякой обиде говорят:

Если бы Бог был, разве Он допустил бы такое?

Но разве такое знание можно назвать нормальным? Представьте себе, что вас приглашают жениться на невесте, о которой вы ничего не знаете. И когда вы спрашиваете «кто она такая?», вам отвечают: «она справедливая и никому неизвестная». Разве можно счесть этот ответ удовлетворительным?

А ведь большинство людей знают о Боге куда меньше, чем работодатель, принимающий к себе нового работника. Но при этом почему-то считается, что этого плохо скрываемого невежества достаточно, чтобы спастись. Причем невежество это связанно вовсе не с тем, что у людей нет возможности узнать о Боге, а с тем, что просто нет желания.

Получается как в Евангелии – вместо того, чтобы идти на Божий пир, люди предпочитают копаться в огородах и заниматься семейными и национальными разборками. Особо же настойчивых приглашающих они предпочитают в худшем случае убить, а в лучшем выставить идиотами. И неужели они наивно думают, что Бог арканом затащит к Себе тех, кто Его не любил и ни во что ставил? «Незнание Отца всего такое же преступление, как и борьба против Него» - говорил Минуций Феликс.

Лишь в православном христианстве человек настолько сильно вовлекается в Божественную жизнь, что созерцает таинственное пламя Триединой любви.

Но часто говорят:

Есть же искренние люди в других религиях? Неужели и они погибнут?

При этом забывается, что неверное знание о Боге ещё страшнее, чем невежество. Ведь невежда может осознать свой недостаток и быть посвященным в Божию тайну, а тот, кто верит в ложь – не склонен к поиску. Он считает, что у него уже всё есть.

Даже в обычной жизни тот человек, у которого нет карты, имеет больше надежды добраться до цели, чем тот, у кого карта фальшивая. Лучше беспечный врач, который просто не лечит, чем уверенный шарлатан. В последнем случае у больного просто нет шансов. Так и в деле богопознания, убежденный иноверец не способен без прямого Божия вмешательства увидеть свет. Так говорит Бог: «знаю твои; ты не холоден, ни горяч: о если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч, и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей; и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Апок. 3:15-18).

Так же обстоит дело и с ложными религиями. – Чем более человек укоренен в свою ложную традицию, тем сложнее ему из нее выбраться. Практика миссионерства показывает, что к Богу обращаются чаще те, кто с одной стороны не утратил чувства Истины, а с другой отошел от своей ложной веры. И Евангелие приняли не книжники и фарисеи, а простые рыбаки. Поэтому не стоит одобрять религиозное рвение мусульман или иудеев, а скорее показывать всю нелепость их заблуждения, как это делали святые. Злое дело делают те, кто поздравляют их с их праздниками, тем самым, поддерживая их греховное упорство.

В одной книжке приводится пример, когда к священнику обратился татарин с вопросом: «что ему делать, если братья мешают ему ходить в мечеть?» Что должен был бы сказать нормальный пастырь? Конечно, «бросай ислам – принимай крещение и иди в монастырь, если хочешь быстрее угодить Богу». Но тот ответил: «ходи в мечеть два раза в неделю и слушайся муллу». Автор книжки считает этот совет чуть ли не доблестью (не даром мулла положительно оценил этого псевдопастыря), а на самом деле это просто подлость. Из-за ложного гуманизма священник просто столкнул несчастного в еще большую бездну заблуждения, и обрек его на вечную гибель. Разве мог он не знать, что «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36)?

Тут стоит разобрать вопрос, можно ли говорить о том, что можно быть хорошим, не смотря на веру. А что значит «быть хорошим»?

Где критерии хорошести? Алкоголик считает хорошим такого же выпивоху, а его жена придерживается противоположной точки зрения. Говорят, что «хорош тот, кто другому плохого не делает», но это не определение. Мы же ещё не решили что такое «плохо» и «хорошо». С точки зрения пьяницы плохо делает тот, кто ему не наливает, а его родные думают наоборот. Где же правда? Да и обычный пень разве кому делает что-то плохо, но неужто он потому образец добродетели?

Совесть тоже часто обманывает. И особенно ей в этом «помогает» ложная религия. Господь Иисус Христос предсказал: «наступает время, когда всякий убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16:2-3). И христиане видели примеры этому все время своей истории. Мы знаем, что те, кто не верит в Отца и Сына – иудеи, и мусульмане, с чувством религиозного долга умерщвляют верных Христу. Началось это со святого Стефана и продолжается и до наших дней. Пример протоиерея Анатолия и воина Евгения, убитых уже в наши дни в Чечне, показывает, что одинаковая причина (отвержение Святой Троицы) приводит к одинаковому результату. – Мусульмане убивают христиан так же усердно, как это делали иудеи. Так что и совесть и религия сама по себе не является критерием добра и зла.

Где же этот критерий? Ответ очевиден. Хорошо только то, что таковым считает Бог Творец. Ведь самая достоверная инструкция для прибора та, которая написана его конструктором. Для христиан же это еще более очевидно, ибо мы знаем, что добродетели - это безначальные свойства Бога. Потому то, что согласно с волей Господа – добро, а что противится ей – зло.

Но теперь вернемся к вопросу, «могут ли спастись искренние люди в других религиях?» Очевидно, что искренний маньяк - убийца, считающий, что все зло мира заключается в женщинах или в русских, вряд ли за эту «искренность» будет одобрен Великим Судьей. Но если это достаточно очевидно, то где можно найти ту меру искренности, которая в глазах Бога перевесила бы факт злодейства? Как определить – эта искренность хороша, а эта нет? Мы снова возвращаемся к тому, есть ли реальные критерии добра и зла, потому что искренность или неискренность – вещи достаточно субъективные.

Если же мы договорились, что добро – это воля Бога, а зло – ее нарушение, то ответ станет очевидным. Само нахождение человека в той религиозной традиции, которая не установлена Самим Богом – грех. Из Десяти Заповедей данных Моисею самая первая запрещает иные веры: «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Исх. 20:1-2).

Так что те люди, которые утверждают, что мерило добра и зла – Декалог, должны задуматься о том, что ни один атеист и иноверец не избежит гнева Божия.

И Господь наш Иисус Христос на вопрос: «что нам делать, чтобы творить дела Божии?», ответил: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:28-29).

Сам Христос повелел покаяться и веровать в Евангелие (Мк. 1:15), а кто не покается, сам виноват, что Божья секира срубит его (Лк. 3:9). Господь повелел всем народам принимать крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19), а «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Сам Искупитель, а не фанатичные православные, засвидетельствовал: «кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

Господь вселенной сказал: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53), а у нас думают спастись неопределенным добреньким состоянием без святого Причастия.

Пусть же ответят нам возражатели, кому нам верить – людям или Богу? Христос говорит одно, а гуманисты другое. Сын Божий говорит, что мусульмане и иудеи, эволюционисты и буддисты, отвергшие Бога Сына, пребывают под гневом Божьим, а наши либералы утверждают, что все спасутся. Почему мы должны им верить? Они разве стояли в совете Божием, чтобы им поправлять Творца? Это наглое восстание смертных глупцов против Бессмертной Премудрости! Это современные лжепророки, которым готовится наказание Божие.

Нет, пусть многие и верят в существование Бога, но лишь те спасутся, кто знает Бога, доверяет Ему, слушается Его, любит Его. Кратко сказать, чтобы спастись – надо, чтобы и человек знал Бога, и Бог узнал человека, как написано: «познал Господь Своих, и да отступит от неправды всякий исповедающий имя Господне» (2 Тим. 2:19). А Бог узнает как Своих лишь тех, в ком видит Сына Своего (вошедшего по вере через Крещение и Причастие), и кто несет в себе освящение Его Духа.

Вопрос: «Вы признаете только православие? Ведь Бог – Един! Возможна ли духовная жизнь вне православия?»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Мы не отрицаем того, что духовная жизнь была в Ветхом Завете, и Сам Господь ссылается на это. Так что в этом вопроса нет. Была-то – была, но какая и какие возможности? На столе могут быть разные яства, а может быть – и лишь заплесневевшая корочка хлеба, за которую во время ленинградской блокады отдали бы и бриллианты. Но, тем не менее – это всего лишь заплесневевшая корочка.

Так и здесь: всё зависит от степени возможного причастия, но нигде невозможно такое духовное совершенство и такая духовная чистота, такое смирение и любовь, как в православии. Потому что в других религиях, даже там, где достигали бесстрастия или чистоты, знаете, что мы там находим? Возьмем, например, буддизм. Что говорил Будда? «Я сам всего достиг! Я сам всё получил!» По-моему, не требуется никаких комментариев.

Святые отцы показали, что гордость может пожрать все страсти и разжиреть на них! Одной ее достаточно, чтобы человека погубить. Да мы и сами знаем, что если какая-нибудь страсть охватит – мы уже ничего другого не помним и ничего другого нам не надо! Одна страсть может вырасти за счет других.

Что касается Единого Бога, то здесь будьте осторожны! Эта идея сейчас очень развивается и проникает и к нам. Этот вопрос – чрезвычайно важный! Бог-то – Один. Кто он? Дух. Что мы видим в религиях? Для того, чтобы иметь молитвенное отношение к Богу, все религии создают определенный Его образ: моральный, иконографический, духовный. Каждая религия имеет свой образ этого, казалось бы, Единого Бога. И этот образ может быть соответствующим Этому Духу, а может доходить до прямо противоположного.

Посмотрите, как апостол Павел обличал язычество и их богов. Кому они кланялись? Богу. Христиан обвиняли в безбожии за то, что они не поклонялись их богам. Апостол Павел писал: «Какое может быть общение тьмы и света? Христа с Велиаром?» Оказывается, Бога можно наделить такими чертами, что это уже будет сатана! И оказывается, что я буду кланяться сатане, называя его Богом. Помните, как Христос сказал иудеям в Евангелие: «Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти вашего отца»?

Каждая религия имеет свой образ Бога, и этот образ является Богом данной религии. Поэтому в каждой религии – свой Бог! Каждая религия кланяется своему образу Бога! И этот образ может быть богоподобным. Сам Иисус Христос в посланиях, особенно, апостола Павла, называется образом Божиим, образом ипостаси Его Отца. И это очень важно, потому что сейчас усиленно распространяется эта суперэкуменическая идея – в Ассизи проводятся собрания разных религий, в Португалии выстроен Фатимский центр для всех религий – и всё это проходит под флагом «Во всех религиях – один Бог». Нет! В каждой религии – свой Бог! И Ему следуют те, кто живет в соответствии с этим образом. Ему кланяются и Ему уподобляются. Его нравственность исповедуют. И это очень важно понимать!

Жители разных стран и континентов отличаются друг от друга. Хотя их всех объединяет главная черта, а именно принадлежность к человеческой расе, между ними есть множество различий, носящих второстепенный характер. Невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются один от другого внешностью и характером, поэтому неудивительно, что уроженцы разных стран не могут быть схожими во всем. Поскольку в каждой стране уникальные климатические условия и ландшафт, растительность и продукты питания, уроженцы этих стран имеют разное телосложение, разный цвет кожи и разные обычаи, носят разную одежду и едят разную пищу. То же самое относится к их образу мысли, а следовательно, и к представлениям о Боге, которые, хотя и сходны по сути, отличаются в деталях. Минуя первобытный уровень и приобщаясь к цивилизации, научному знанию, нравственным принципам и, наконец, преданному служению, разные народы естественным образом приобретают различия в языке, одежде, пище и складе ума. А они, в свою очередь, приводят к возникновению разных форм поклонения Богу. С объективной точки зрения, в таких малосущественных различиях нет ничего предосудительного. Если эти народы придерживаются правильного понимания Бога и поклоняются Ему, то все они, без сомнений, достигнут одной и той же цели. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху призывал проповедовать служение Господу в Его высшем образе, но при этом говорил, что нужно избегать критических замечаний в адрес тех, кто поклоняется Богу иначе.

По названным причинам религии мира имеют пять основных различий. Первое касается учителей или пророков. Второе - образа мысли верующих, а стало быть, и того настроения, в котором они почитают Бога. Третье - религиозных ритуалов. Четвертое - представлений о Боге, а пятое - имен и названий, зависящих от особенностей того или иного языка.

Духовными наставниками в Индии считаются риши, а в иных странах - Магомет и другие пророки, Иисус Христос и разные святые. Почитать святых своего народа - долг каждого человека. Но никто не должен отправляться в чужие страны и проповедовать там превосходство своего учения над всеми остальными (хотя верующий может и должен думать, что его учение самое лучшее, ибо это укрепляет его веру). В конечном счете, прозелитизм никому не приносит блага.

Что касается настроения верующих и способов выражения почтения, в Индии Богу поклоняются, сидя на асане и совершив перед поклонением ньясу и пранаяму. Мусульмане пять раз в день кланяются Господу, повернувшись лицом к Мекке. Христиане смиренно воздают Богу хвалу, стоя на коленях со сложенными ладонями. При этом в каждой стране своя ритуальная одежда и пища, а также свои понятия о чистоте и нечистоплотности.

Аналогичным образом, существуют различия в представлениях верующих об объекте поклонения и связанных с этим ритуалах. Одни, преисполнившись преданности Богу, создают Его образ сначала в своем сердце, затем в уме и, наконец, в окружающем мире, а затем поклоняются этому образу, внутренним чувством осознавая его тождество Самому Господу. Последователи других религий, подчеркивающих необходимость философского поиска истины, считают Бога бесформенным и поклоняются Ему мысленно. Но, по сути дела, все это - лишь разные ипостаси Господа.

В зависимости от языка люди по-разному называют Бога и свою религию и читают разные молитвы. Из-за упомянутых различий религии мира, естественно, отличаются одна от другой, но эти различия ни в коем случае не должны становиться предметом спора. Если нам доведется наблюдать, как Богу поклоняются приверженцы другого вероисповедания, мы должны думать так: «Здесь проводят богослужение моему Господу, но не так, как это делаю я, а иначе. Поскольку я воспитан в другой среде, мне не до конца ясен такой метод поклонения. Тем не менее, с его помощью я могу лучше понять и по достоинству оценить свою религиозную традицию. Бог един для всех. Я почтительно склоняюсь перед представленным здесь символическим изображением Господа. Да усилит Он мою любовь к тому Его образу, который ближе мне и привычнее»... Те же, кто думает иначе, кто осуждает другие религии, питает ненависть к их последователям и преследует их, несомненно, не отличаются большим умом и не могут считаться людьми достойными. В какой степени они разжигают бессмысленную вражду, сеют раздоры, в такой степени они теряют интерес к Богу.

Оговоримся, что, хотя не следует слепо осуждать другие методы поклонения, в то же время нельзя закрывать глаза на явные ошибки. Ради всеобщего блага их нужно исправлять...

Из книги «Шри Чайтанья Шикшамрита».

Альбина
Шукшина-Просмицкая.

БОГ ЕДИН.

Как бы Бога мы не величали,
Отцом Небесным будет на века.
Как бы люди речку не назвали,
Она зовется именем - Река.

Конфессии народы сочинили,
Отстаивая каждый свой обряд.
Лучше б Бога искренно любили,
Обращая к Истине свой взгляд.

Перебранки не нужны людские.
Бог един, и дети мы его.
Мы всего лишь временно земные,
И частица бытия всего.

Нет для Бога, рас, ни языка.
И различье в нас совсем иное.
Кто-то продается с молотка,
А иной хранит в себе святое.

Един Всевышний - наш Творец.
По заслугам раздает наказы:
Для достойных - слава и венец,
Грешникам - болезни и проказы.

Сотворенный Богом мир Земной -
Мы его жильцы одной Вселенной.
Если ты несешь - любовь, покой -
Наградишься Жизнью ты не тленной.

Рецензии

Здравствуйте Альбина. Наконец Добрался сдо Вашего творчества.

Трудную тему вы затронули в этом стихотворении. Оно прекрасно по форме. Ах как хотелось бы сказать то же самое и о содержании. Но.. Вы меня простите это не Ваша Вина...Это очень трудный Богословский вопрос. И тридцать лет назад и двадцать лет назад я бы воспринял вашу точку рения. Но дело в том, что Бог действительно один, един в трех лицах. И только в Православии это Бог Любви. В Мусульманстве-это суровый Аллах - справедливый судья.
В Иудее - Бог, дающий всем по заслугам, по справедливости. А какая может быть справедливость если мать бросается в огонь горящего дома и погибает там вместе со своими чадами. Разве она думала о справедливости, Она руководствовалась законом Любви.
Вообще эту тему лучше не трогать.Во всяком случае пока. Вы видите я пошёл на выздоровление и не хватает ни душевных, ни тем более духовных сил вести полемику по этому вопросу.
А полемика тут необходима. Именно здесь кроется источник понимания нашей спасительной веры, именно отсюда начинается верная дорога ко спасению, или простите не верная.

Духовная жизнь это не сладкий напиток или теплая водичка, . Это холодный душ. Иначе не зачем было приходить Христу в этот мир.

ПРОСТИТЕ МЕНЯ РАДИ БОГА ЕСЛИ ОГОРЧИЛ ВАС. НО ВЫ ТАК ПРОНИКЛИСЬ КО МНЕ, ПРИНЯЛИ МОЛИТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В МОЕМ ВЫЗДОРОВЛЕНИИ. А СБЛИЗИТЬ МАЛОЕ ХРИСТОВОЕ СТАДО, НА ЭТОМ ПОРТАЛЕ. ВОТ И СВЕТЛАНА ПРОШЛА ЗА ГОД ЗАОЧНЫЙ КУР ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. УЖЕ ПРАКТИЧЕСКИ ГОТОВА К МОНАШЕСКОМУ ПОСТРИГУ(ЕСТЕСТВЕННО ПО СВОИМ ЗНАНИЯМ) ЕЁ СТЕЗЯ -ЖИТЬ СВОЙ ВЕК В МИРУ.

ЕЩЁ РАЗ БЛАГОДАРЮ ЗА ПРЕКРАСНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ. БЛАГОДАРЮ ЗА МОЛИТВЕННУЮ ПОМОЩЬ О БОЛЯЩЕМ,
ВСЕГДА РАД ВАШЕМУ ВИЗИТУ И ДУШЕВНЫМ ИСКРЕННИМ РЕЦЕНЗИЯМ.
ПРОСТИТЕ. ЕСЛИ ЧТО НЕ ТАК,
С БОГОМ!

И понимаю и принимаю Ваше сообщение!
Нет никаких сомнений на этот счёт.
Главное, мы крещённые в лоне Православной Церкви,Знаем и чтим Символ Веры, прибегаем к таинствам Церкви и пытаемся на сколько это возможно, соблюсти заповеди Христа. А Он сказал "Любит меня тот, кто заповеди мои соблюдает"... И никак иначе, не верит, не допускает что кто-то там есть,- А ЗАПОВЕДИ МОИ СОБЛЮДАЕТ!!!
На этом считаю небольшую богословскую полемику исчерпанной.

Слава Богу За Всё!



Просмотров