Преступление и наказание анализ каждой главы. Анализ «Преступление и наказание» Достоевский. Анализ романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Преступление и наказание - самый известный роман Ф.М. Достоевского, совершивший мощный переворот общественного сознания. Написание романа символизирует открытие высшего, нового этапа творчества гениального писателя. В романе, с присущим Достоевскому психологизмом, показан путь мятущейся души человека сквозь тернии страданий к постижению Истины.

История создания

Путь создания произведения был весьма нелегок. Замысел романа с лежащей в его основе теорией о «сверхчеловеке», начал зарождаться еще во время пребывания писателя на каторге, он созревал в течение многих лет, но сама идея раскрывающая сущность «обыкновенных» и «необыкновенных» людей выкристаллизовалась во время пребывания Достоевского в Италии.

Начало работы над романом ознаменовалось слиянием двух черновиков - незавершенного романа «Пьяненькие» и наброски романа, сюжет которого построен на исповеди одного из каторжан. Впоследствии, в основу сюжета легла история о бедном студенте Родионе Раскольникове, убившем ради блага своей семьи старуху-процентщицу. Полная драм и конфликтов жизнь большого города стала одним из главных образов романа.

Над романом Фёдор Михайлович работал в 1865-1866-х годы, и практически сразу после окончания в 1866 году он был опубликован в журнале «Русский вестник». Отклик среди рецензентов и литературного сообщества того времени был весьма бурным - от бурного восхищения до резкого неприятия. Роман подвергался неоднократной инсценизации и впоследствии был экранизирован. Первая театральная постановка в России состоялась в 1899 году (примечательно, что за границей ее поставили 11-ю годами раньше).

Описание произведения

Действие происходит в бедном районе Петербурга 1860-х годов. Родион Раскольников, бывший студент, закладывает старухе-процентщице последнюю ценную вещь. Преисполненный ненависти к ней он замышляет страшное убийство. По пути домой он заглядывает в одно из питейных заведений, где знакомится с совершенно опустившимся чиновником Мармеладовым. Родион выслушивает тягостные откровения о несчастной судьбе его дочери, Сони Мармеладовой, вынужденной с подачи мачехи зарабатывать на жизнь своей семьи проституцией.

Вскоре Раскольников получает письмо от матери и ужасается моральному насилию над его младшей сестрой Дуней, которое учинил над ней жестокий и развратный помещик Свидригайлов. Мать Раскольникова надеется устроить судьбу своих детей, выдав замуж за Петра Лужина, весьма обеспеченного человека свою дочь, но при этом все понимают, что любви в этом браке не будет и девушка вновь будет обречена на страдания. Сердце Родиона разрывается от жалости к Соне и Дуне, и мысль об убийстве ненавистной старухи прочно закрепляется в его сознании. Он собирается потратить деньги процентщицы, заработанные неправедным путем, на благое дело - избавление страждущих девушек и юношей от унизительной нищеты.

Несмотря на поднимающееся в его душе отвращение к кровавому насилию, Раскольников все же совершает тяжкий грех. Кроме того, помимо старухи он убивает ее кроткую сестру Лизавету, невольную свидетельницу тяжкого преступления. Родиону с трудом удается побег с места преступления, при этом он прячет старухины богатства в случайном месте, даже не оценив их реальной стоимости.

Душевные страдания Раскольникова вызывают социальное отчуждение между ним и окружающими, от переживаний Родион заболевает. Вскоре он узнает, что в совершенном им преступлении обвинен другой человек - простой деревенский парень Миколка. Болезненная реакция на разговоры окружающих о преступлении становится слишком заметной и подозрительной.

Далее в романе описываются тяжкие мытарства души студента-убийцы, пытающегося обрести душевный покой, найти хоть какое-то моральное оправдание совершенному преступлению. Светлой нитью проходит через роман общение Родиона с несчастной, но при этом доброй и высокодуховной девушкой Соней Мармеладовой. Ее душа мятется от несоответствия внутренней чистоты греховному образу жизни и Раскольников находит в этой девушке родственную душу. Одинокая Соня и университетский друг Разумихин становятся опорой для измученного страданиями бывшего студента Родиона.

Со временем, следователь по делу убийства Порфирий Петрович выясняет подробные обстоятельства преступления и Раскольников, после долгих нравственных мучений, признает себя убийцей и отправляется на каторгу. Самоотверженная Соня не покидает своего самого близкого друга и отправляется вслед за ним, благодаря девушке происходит душевная трансформация главного героя романа.

Главные герои романа

(Иллюстрация И. Глазунова Раскольников в своей каморке )

Двойственность душевных порывов заключена в фамилии главного героя романа. Вся его жизнь пронизана вопросом - будут ли оправданы нарушения закона, если они совершены во имя любви к ближним? Под давлением внешних обстоятельств Раскольников на практике проходит все круги морального ада, связанного с убийством ради помощи близким людям. Катарсис наступает благодаря самому дорогому человеку - Соне Мармеладовой, которая помогает обрести покой душе мятущегося студента-убийцы, несмотря на тяжкие условия каторжного существования.

Мудрость и смирение несет образ этой удивительной, трагичной, и в тоже время возвышенной, героини. Ради благополучия ближних она попрала самое дорогое, что у нее есть - свою женскую честь. Несмотря на ее способ заработка, Соня не вызывает малейшего презрения, ее чистая душа, приверженность идеалам христианской морали приводят в восхищение читателей романа. Будучи верным и любящим другом Родиона, она идет с ним до самого конца.

Загадочность и неоднозначность этого персонажа заставляет в очередной раз задуматься о многогранности человеческой натуры. Хитрый и порочный человек с одной стороны, он к концу романа проявляет свое попечение и заботу о своих осиротевших детях и помогает Соне Мармеладовой восстановить свою испорченную репутацию.

Успешный предприниматель, человек с респектабельной наружностью производит обманчивое впечатление. Лужин холоден, корыстолюбив, не гнушается клеветой, он желает от своей жены не любви, а исключительно раболепия и покорности.

Анализ произведения

Композиционное построение романа представляет собой полифоническую форму, где линия каждого из главных персонажей многогранна, самодостаточна, и в то же время активно взаимодействует с темами остальных персонажей. Также особенностями романа является удивительная концентрированность событий - временные рамки романа ограничены двумя неделями, что при таком значительном объеме является довольно редким явлением в мировой литературе того времени.

Структурная композиция романа довольно проста - 6 частей, каждая из них в свою очередь делится на 6-7 глав. Особенностью является несинхронизированность дней Раскольникова с четкой и лаконичной структурой романа, что подчеркивает сумбурность внутреннего состояния главного героя. Первая часть описывает три дня жизни Раскольникова, а со второй - количество событий нарастает с каждой главой, достигая удивительной концентрации.

Еще одной особенностью романа является безысходная обреченность и трагическая судьба большинства ее героев. До конца романа с читателем останутся лишь молодые персонажи - Родион и Дуня Раскольниковы, Соня Мармеладова, Дмитрий Разумихин.

Сам Достоевский считал свой роман «психологическим отчетом одного преступления», он уверен, что душевные муки преобладают над юридическим наказанием. Главный герой отходит от Бога и увлекается популярными в то время идеями нигилизма и только к концу романа происходит возврат к христианской нравственности, автор оставляет герою гипотетическую возможность покаяния.

Итоговый вывод

На протяжении романа «Преступление и наказание» происходит трансформация мировоззрения Родиона Раскольникова от близкого к Ницше, который был одержим идеей о «сверхчеловеке», к христианскому - с его учением о Божественной любви, смирении и милосердии. Социальная концепция романа тесно переплетается с евангельским учением о любви и всепрощении. Весь роман пропитан истинным христианским духом и заставляет воспринимать все происходящие в жизни события и поступки людей сквозь призму возможности духовной трансформации человечества.

В произведении Достоевского «Преступление и наказание» есть немало женских образов. Их целая галерея. Это Сонечка Мармеладова, убитая обстоятельствами Катерина Ивановна, Алена Ивановна и ее сестра Лизавета. В произведении этим образам отведена важная роль.

Соня Мармеладова - главная героиня

Один из главных женских образов в романе «Преступление и наказание» - Соня Мармеладова. Девушка была дочерью чиновника, который спился и впоследствии больше не мог содержать свою семью. Из-за постоянного злоупотребления алкоголем его увольняют с работы. Помимо родной дочери, у него есть вторая жена и трое детей. Мачеха не была обозленной, однако бедность действовала на нее угнетающе, и иногда она винила падчерицу в своих бедах.

И Раскольников решает остановиться на этой мысли. Ведь это объяснение нравится ему больше, чем какое-либо еще. Если бы главный герой не увидел в Соне этакую сумасшедшую, то, возможно, он и не стал бы ей рассказывать о своей тайне. Поначалу он просто цинично бросил вызов ее смиренности, сказав о том, что убил только ради себя. Соня ничего не отвечает на его слова до той поры, пока Раскольников прямо не задает ей вопрос: «Что мне делать?».

Сочетание низкого пути и христианской веры

Роль женских образов в «Преступлении и наказании», особенно Сонечки, нельзя недооценить. Ведь постепенно главный герой начинает перенимать образ мыслей Сони, понимать, что она в действительности является не проституткой - заработанные зазорным путем деньги она тратит не на себя. Соня искренне верит в то, что до той поры, пока от ее заработка зависит жизнь ее семьи, господь не допустит ее болезни или сумасшествия. Парадоксальным образом Ф. М. Достоевский сумел показать, как в ней сочетается христианская вера с совершенно неприемлемым, страшным образом жизни. И вера Сони Мармеладовой является глубокой, а не являет собой, как у многих, лишь формальную религиозность.

Школьное задание на дом по литературе может звучать следующим образом: «Проанализируйте женские образы романа «Преступление и наказание». Подготавливая информацию о Соне, нужно сказать, что она является заложницей тех обстоятельств, в которые ее поставила жизнь. Выбор у нее был невелик. Она могла остаться голодной, наблюдая за тем, как мучается от голода ее семья, или же начать продавать собственное тело. Конечно, ее поступок предосудителен, однако иначе она не могла поступить. Рассмотрев Соню с другой стороны, можно увидеть героиню, которая готова пожертвовать собой ради своих близких людей.

Катерина Иванова

Катерина Ивановна - также один из важных женских образов в романе «Преступление и наказание». Она вдова, оставшаяся одна с тремя детьми. У нее гордый и горячий нрав. Из-за голода она оказалась вынуждена выйти замуж за чиновника - вдовца, у которого есть дочь Соня. Он же берет ее в жены только из чувства сострадания. Она всю жизнь пытается найти способы прокормить своих детей.

Окружающая обстановка представляется Катерине Ивановне настоящим адом. Ее очень больно ранит человеческая подлость, которая попадается практически на каждом шагу. Она не умеет молчать и терпеть, как это делает ее падчерица Соня. В Катерине Ивановне хорошо развито ощущение справедливости, и именно оно толкает ее на решительные поступки.

Чем тяжела доля героини

Катерина Ивановна имеет знатное происхождение. Она из разорившейся семьи дворян. И по этой причине ей намного тяжелее, чем мужу с падчерицей. И этому причина не только повседневные трудности - у Катерины Ивановны нет такой же отдушины, как у Семена и его дочки. У Сони есть утешение - это молитва и Библия; отец ее на некоторое время может забыться в кабаке. Катерина Ивановна отличается от них страстностью своей натуры.

Неискоренимость самоуважения Катерины Ивановны

Ее поведение говорит о том, что любовь не могут искоренить из человеческой души никакие трудности. Когда чиновник умирает, Катерина Ивановна говорит о том, что это к лучшему: «Убытку меньше». Но в то же время она ухаживает за больным, поправляет подушки. Также любовь связывает ее и с Соней. При этом сама девушка не осуждает свою мачеху, которая когда-то толкнула ее на столь неблаговидные действия. Скорее наоборот - Соня стремится защитить Катерину Ивановну перед Раскольниковым. Позднее, когда Лужин выдвигает Соне обвинение в краже денег, Раскольников имеет возможность понаблюдать, с каким рвением защищает Катерина Ивановна Соню.

Как закончилась ее жизнь

Женские образы «Преступления и наказания», несмотря на разнообразие характеров, отличаются глубоко драматичной судьбой. Нищета доводит Катерину Ивановну до чахотки. Однако чувство собственного достоинства в ней не погибает. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что Катерина Ивановна не была из забитых. Несмотря на обстоятельства, невозможно было сломать в ней нравственное начало. Стремление ощущать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить дорогие поминки.

Катерина Ивановна является одним из самых гордых женских образов Достоевского в «Преступлении и наказании». Великий русский писатель постоянно стремится подчеркнуть это ее качество: «не удостоила ответом», «с достоинством осмотрела своих гостей». И наряду с умением уважать саму себя в Катерине Ивановне живет еще одно качество - доброта. Она осознает, что после гибели ее супруга она обречена с детьми на голодную смерть. Противореча самому себе, Достоевский опровергает концепцию утешительства, которая может привести человечество к благополучию. Конец Катерины Ивановны трагичен. Она бежит к генералу, чтобы вымолить у него помощь, однако перед ней закрывают двери. Надежды на спасение нет. Катерина Ивановна идет просить милостыню. Ее образ глубоко трагичен.

Женские образы в романе «Преступление и наказание»: старуха-процентщица

Алена Ивановна - это сухая старушонка возрастом около 60 лет. У нее злые глаза и острый нос. Волосы, которые совсем мало поседели, обильно смазаны маслом. На тонкой и длинной шее, которая может быть сравнима с куриной ногой, повешено какое-то тряпье. Образ Алены Ивановны в произведении является символом совершенно никчемного существования. Ведь она берет чужое имущество под проценты. Алена Ивановна использует тяжелое положение других людей. Назначая высокий процент, она буквально занимается обкрадыванием других.

Изображение этой героини должно вызвать у читателя чувство отвращения и послужить смягчающим обстоятельством при оценке убийства, совершенного Раскольниковым. Однако, по мысли великого русского писателя, эта женщина тоже имеет право называться человеком. И насилие над ней, как и над любым живым существом, представляет собой преступление против нравственности.

Лизавета Ивановна

Анализируя женские образы в романе «Преступление и наказание», следует упомянуть и о Лизавете Ивановне. Это младшая сводная сестра старухи-процентщицы - они были от разных матерей. Лизавету старуха постоянно держала в «совершенном порабощении». Этой героине 35 лет, по своему происхождению она мещанского рода. Лизавета - нескладная девица достаточно высокого роста. Характер у нее тихий и кроткий. Круглыми сутками она работает на свою сестру. Лизавета страдает умственной отсталостью, и по причине своего слабоумия она почти постоянно беременна (можно сделать вывод о том, что люди низкой морали используют Лизавету для своих целей). Вместе со своей сестрой героиня погибает от рук Раскольникова. Хотя она и некрасива, однако у многих вызывает симпатию ее образ.

Анализ романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского для тех, кто сдает по русскому языку и литературе.


Идейно-художественное своеобразие романа "Преступление и наказание" (1866).

Центральный образ романа – Родион . Его преступление – индивидуалистический бунт против порядков окружающей его жизни. Его теория основывается на том, что общество и человек по сути своей преступны, потому такого понятия, как «преступление», не существует. Хочет помочь людям, но понимает, что, совершая что-либо в этом мире, надо «играть по правилам» этого мира, т. е. действовать, не выбирая средств. решается на преступление не сразу, его подталкивают к нему страдания человеческие, которые он видит вокруг (встреча с Мармеладовым, письмо из дома, пьяная девочка на бульваре, подслушанный разговор в бильярдной, сон о лошади). Суть и основное идейное содержание романа – развенчание теории Раскольникова. Несостоятельность теории Раскольникова начинает обнаруживаться уже во время совершения преступления. Жизнь не может уместиться в логическую схему, и хорошо рассчитанный «сценарий» Раскольникова нарушается: в самый неподходящий момент появляется Лизавета (собственно, одна из тех «страждущих», ради которых идет на преступление), и Раскольникову приходится убить ее (а также, вероятно, ее еще не рожденного ребенка). Своим преступлением «отрезает» себя от своего прошлого, от людей (когда приезжают мать и сестра, он отступает назад, не решаясь обнять их, прячет под камень украденные у старухи вещи не только потому, что боится обыска, но потому, что человек в нем не может воспользоваться плодами преступления). В образах Лужина и Свидригайлова Достоевский раскрывает два возможных завершения пути, на который встал . Лужин – подлец «по убеждению», для которого выгода превыше всего, который даже не задумывается, совершить подлость или нет (история с подброшенной Соне кредиткой). Средства, которыми пользуется Лужин, те же, что и у Раскольникова, хотя цели разные, это тот же маленький «наполеон», который, не задумываясь, идет вперед по трупам. Свидригайлов – другая модификация. Это человек, который ради утверждения собственной личности сознательно отрицает, отвергает морально-этические нормы (идея богоборчества, образ человека, который решил сравниться с богом, сильная личность). Свидригайлов также совершает преступления, но не для того, чтобы принести пользу или счастье людям, но для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, таким образом, самостоятельно создавая для себя морально-этические нормы (растление несовершеннолетней девочки, которая кончает жизнь самоубийством, издевательство над своим дворовым человеком, который также кончает жизнь самоубийством, использование своего опекунства для того, чтобы склонить к любовной связи молодую девушку, преследование Дуни и т. д.). встречается с Лужиным и Свидригайловым и в результате общения с ними постепенно понимает, что путь, на который он встал, – это тупик. Для Раскольникова (а по Достоевскому ни для кого из людей) такой путь неприемлем (недаром Достоевский сравнивает преступление Раскольникова со смертью: «Я не старушонку убил, я себя убил», – а дальнейшее воскресение Раскольникова к новой жизни – с воскресением из мертвых, приводя в качестве аналогии библейский сюжет о воскрешении Христом Лазаря, можно также вспомнить слова Сони, сказанные в ответ на признание Раскольникова в убийстве: «Что же это вы с собой сделали?»). Воскрешение Раскольникова происходит также именем Христа. То человеческое, что было в нем (содержал почти год на свои средства больного товарища-студента, спас из огня двоих детей, помогает, отдавая последние деньги на похороны, вдове Мармеладова и т. д.), способствует скорейшему воскрешению Раскольникова (слова Порфирия Петровича о том, что «недолго себя морочил»). Окончательную точку в сомнениях Раскольникова ставит самоубийство Свидригайлова, который, таким образом, признал свое поражение перед лицом жизни (перед смертью пытается искупить свои грехи: помогает детям Катерины Ивановны, дает деньги родителям своей невесты, отпускает Дуню, когда та находится в его власти, просит у нее любви, признавая, таким образом, что и ему нужно «человеческое»). Достоевский показывает, что, несмотря на все различия Лужина, Свидригайлова и Раскольникова, они похожи (цели разные – средства одни, приносят людям страдания, смотри слова Свидригайлова, сказанные Раскольникову, о том, что «мы с вами очень похожи»), понимает, что путь, на который он встал, неверен, но считает, что «теория здесь ни при чем*, просто «я такая же вошь, как и все*. Воскрешает его к новой жизни (подобно Христу) Соня. В ее образе особенно ярко воплотилась идея Достоевского о «грязи физической* и «грязи нравственной*. Несмотря на то, что Соня живет в «физической грязи*, вынуждена торговать своим телом, она нравственно чиста. Страдания только укрепляют ее душу (также одна из центральных идей Достоевского). Теории Раскольникова противопоставляется христианская идея искупления своих и чужих грехов страданием (образ Сони, Дуни, которая жертвует собой ради родных, давая согласие выйти за Лужина, Мигалка, который пытается взять на себя чужую вину и «пострадать за других»). Именно когда для Раскольникова открывается мир христианских духовных ценностей (через любовь к Соне), он окончательно воскресает к жизни (смотри, как меняется отношение каторжников к Раскольникову после его свидания с Соней).

1. Жанровое своеобразие романа.

2. Специфика психологизма Достоевского.

3. Образ Петербурга в романе.

4. Композиция романа.

5. Проблематика романа.

6. Система персонажей в романе.

«Преступление и наказание» было романом, открывшим новый, высший этап в творчестве Достоевского. Он первый в ряду «великих» романов – «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Здесь впервые полностью сложился жанровый канон романа Достоевского, который, кроме прочих причин, заключается в соединении противоречивых жанровых элементов. В нем очевидно присутствует начало социального, психологического, идеологического, философского и, наконец, криминального романа. Каждое из этих жанровых начал у Достоевского несет в себе новое. Социально-психологический – это ведь самая распространенная характеристика для литературы XIX века. Так можно назвать практически любой из русских романов от Пушкина до Толстого. По сути это синоним понятия «реалистический роман»: реализм требует достоверности и зависимости в изображении характера от обстоятельств, т.е. условий социальной жизни. Особенность «Преступления и наказания» в пристальном внимании к жизни петербургских бедняков – «униженных и оскорбленных». Ни в одном другом русском романе нет такого широко развернутого фона большого капиталистического города и его проблем – нищеты, пьянства, проституции. Узкие и низкие комнатки-каморки, распивочные, полицейские конторы, дворы и задворки, Сенная площадь – здесь развертывается действие романа, этот городской пейзаж представляет характер конфликтов и драм его героев. Важнейшая встреча Раскольникова с Мармеладовым происходит в распивочной, с улицей связано все существование Сони, уличной проститутки, на мостовой погибает Мармеладов и здесь же требует справедливости и умирает Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой стреляется Свидригайлов. Преступление Раскольникова, рожденное в его сознании одинокого интеллектуала, все этапы его сложной внутренней борьбы как бы выносятся на улицы и площади Петербурга – от самого начала романа, когда он выходит на улицу, направляясь к К-ну мосту, к дому старухи процентщицы, и до конца, когда он всенародно кается на Сенной площади.

Внешняя сложная конструкция большого города соединяется с целым миром различных типов и социальных характеров, изображенных в романе, – чиновники, помещики, студенты, ростовщики, стряпчие, следователи, полицейские, мещане оказываются включенными в историю одного идеологического убийства.

Слова «психологический», «психологизм» постоянно употребляются, когда речь идет о романе Достоевского и о его художественном методе. И сам он говорил о «Преступлении и наказании» как о «психологическом отчете одного преступления», так раскрывая главную мысль романа: «Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он – кончает тем, что принужден сам на себя донести». Два момента особенно важны в этих словах Достоевского: во-первых, они указывают на неразрывную связь и зависимость человеческих чувств от «вопросов», идея у Достоевского не абстрактна, она решается человеческой жизнью; во-вторых, указание на «неподозреваемость» и «неожиданность» этих чувств, «неразрешимость» вопросов, на которые «принужден» ответить герой и которые заставляют его проникать все глубже в собственную душу, чтобы дойти до слова правды о себе самом. Необычайно резко выраженное самосознание – главная черта героя Достоевского. Двигаясь внутрь, в глубину человеческой души и сознания, Достоевский показывает борьбу и столкновение противоположных, «несовместимых» чувств в герое – любви и ненависти, резкого индивидуализма и необычайно острого ощущения чужого страдания, способности одновременно носить в душе «идеал Мадонны» и «идеал содомский» (слова Мити Карамазова). Раскрытию сложного духовного мира героев служат описания снов, исповеди, внутренние монологи и, главное, диалоги героев. Диалоги Раскольникова и Сони, Раскольникова и Порфирия Петровича создают особые сюжетные линии в романе.

Идея занимает в романе Достоевского такое место, что определение «идеологический роман» или «роман идей» может служить жанровым подзаголовком. Все герои Достоевского в той или иной степени являются носителями идей, мы можем говорить об идее Мармеладова, Свидригайлова, Сони или Порфирия Петровича и других, но центром, организующим всю романную структуру, оказывается теория Раскольникова. Сюжет, композиция, система образов, сложная символика подчинены уяснению и разрешению его идеи.

Наиболее необычно для традиционного романаXIX в. и в то же время наиболее характерно для романа Достоевского соединение философского и криминального начал. Почему в романе, в котором ставятся основные вопросы человеческого существования – свободы, бога, любви, добра, – центральным сюжетным событием оказывается преступление? Именно преступление, т.е. переступание через нравственный закон, с максимальной остротой ставит вопрос о смысле и истине существования этого закона. Совершение преступления для Раскольникова – это эксперимент, поставленный на себе самом. Но если преступление – постановка вопроса, то наказание – разрешение этого вопроса, ответ на него. Роман распадается на две части: первая – преступление и его причины, вторая, главная, – действие преступления на душу Раскольникова. Эта двучастность выразилась и в названии романа, и в его композиции: из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять – существованию Раскольникова в мире после совершенного убийства.

Роман построен сложно и в то же время стройно. Центр романа – , он участник большинства сцен. Параллельно с его темой развиваются побочные темы – история семьи Мармеладовых, история матери и сестры Раскольникова, история претендентов на руку Дуни – Свидригайлова, Лужина. Эти побочные темы притом неразрывно связаны с Раскольниковым, составляют часть его судьбы, оказываются аргументами за и против его теории. Они выходят на сцену уже в первых главах первой части. В первой главе – идет к ростовщице Алене Ивановне на «пробу» и думает об убийстве; во второй – встречает Мармеладова, который рассказывает о себе, Катерине Ивановне и Соне и ведет его к себе; в третьей – получает письмо от матери с рассказом о Свидригайлове и известием о помолвке Дуни с Лужиным. Размышление о письме в четвертой главе заставит его сопоставить будущую судьбу Дуни с судьбой Сони «Знаете ли вы, Дунечка, что Сонечкин жребий ничем не сквернее жребия с господином Лужиным?»). Здесь же он назовет господина на бульваре, преследующего пьяную девочку Свидригайловым (имя Свидригайлов объединит в его сознании эту девочку, Соню и Дуню).

На протяжении романа эти тематические линии возникают в связи с Раскольниковым в разных сочетаниях и комбинациях, соединяясь лишь один раз – на поминках по Мармеладову, где Лужин оговаривает Соню, а ее защищает. К последней части эти фабульные линии исчерпаны, рядом с Раскольниковым остаются лишь Соня и Свидригайлов, символы доброго и злого начала его души; после самоубийства Свидригайлова он остается с Соней. Воскрешение Раскольникова, о котором повествует эпилог, связано с Соней, с возможностью любви к ней, с победой лучших сторон его души. Эпилог развязывает долгую историю мучительных духовных исканий героя, но Достоевский обрывает рассказ о его новых чувствах и мыслях: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое». Этому «другому» нет места здесь, это могла бы быть лишь «новая история, история постепенного обновления человека».

Особое место в композиции занимает линия следователя Порфирия Петровича. Оно настолько велико, что, по словам исследователя начала века К.К.Истомина, три встречи Раскольникова со следователем «представляют собою как бы законченную трагедию с тремя действиями по строго проведенному плану развития сюжета». Первая встреча намечает тему, характер борьбы и главных героев трагедии; во второй так называемая перипетия, т.е. поворот действия от хорошего к плохому или от плохого к хорошему: , впавший в уныние, воспрянул духом после самооговора Николая и посещения мещанина («Теперь мы еще поборемся»); третье действие – неожиданная катастрофа, поражение Раскольникова: Порфирий «представляет ему все выгоды добровольного покаяния».

Не только «большая композиция» частей и сюжетных линий служит раскрытию основной темы романа, ту же роль выполняет и соотношение эпизодов внутри части. Особенно важна в этом отношении первая часть романа, в которой происходит принятие решения и убийство. Она воссоздает внутреннее состояние Раскольникова, мечущегося между двумя полюсами своего сознания – необходимости совершения убийства и невозможности его совершить. Этот вопрос требует решения, и вся действительность, в которой существует (его убогая каморка, хозяйка, которой он задолжал, «задавленность» бедностью), и все люди, с которыми он приходит в соприкосновение (неважно, говорит ли он с ними, видит их или слышит о них), – все нанизывается на мучащий его вопрос, все оказывается каким-либо вариантом ответа на него. «Проба», на которую он идет, чтобы внимательно осмотреть место будущего убийства, оканчивается чувством «бесконечного отвращения»: «... грязно, пакостно, гадко!..» Потом встреча с Мармеладовым, его рассказ о Соне, отправленной мачехой на панель. Встреча с семьей Мармеладовых и их страшной нищетой и почти бездомностью (проходная комната) с голодными детьми рождает противоположное чувство: в мире так устроенном не может быть никаких нравственных преград, они лишь «предрассудки, одни только страхи напущенные» – и это доказательство правоты преступления: «... так тому и следует быть!» Письмо матери, рассказывающей о Дуне, Свидригайлове, Лужине, делает этот вопрос предельно насущным и неотвратимым, требует немедленных действий. Но следующий эпизод – страшный сон Раскольникова о лошади – служит столь же решительным доказательством невозможности преступления: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика». И вновь, то освобождение от необходимости убийства, которое дал сон, оказывается предельно кратким. Случайно услышанный на Сенной разговор двух мещан с сестрой старухи Лизаветой, который позволил ему узнать, что завтра в семь часов старуха будет дома одна, становится для него как будто предопределением, лишая свободы в принятии решения.?

Уже говорилось выше о двучастной природе романа, выраженной в названии и проявляющейся в композиции. То же можно сказать о проблематике. Причина и корни преступления Раскольникова – одна сторона, представление о «наказании», т.е. о влиянии совершенного преступления на личность, – вторая. Само понятие преступления дано в романе с разной степенью глубины. Преступление как уголовное деяние – самое внешнее и простое определение. На самом деле преступление – это нарушение не только юридического, но общего нравственного закона, обязательного для человека. живет в мире, в котором нарушение этого закона – естественная форма жизни, и все, что окружает его, как будто подтверждает законность преступления. Мармеладов, переступивший через жизнь жены и детей, Катерина Ивановна, переступившая через падчерицу, Соня, переступившая через собственную жизнь, Пульхерия Александровна, готовая ради сына переступить через дочь, Свидригайлов, которому темные слухи о его преступлениях не мешают жить, – все они преступники. Замысел Раскольникова, который кажется странным и фантастическим, укоренен в обычной жизни обычных людей.

Преступное состояние мира – не просто причина, а указание на глубокую зависимость Раскольникова от всей боли и всего неблагополучия этого мира. Но существуют и другие причины, и роман показывает их, последовательно двигаясь от внешних, поверхностных к истинным, лежащим в самой глубине противоречивого сознания героя. Самая близкая причина – положение Раскольникова, его крайняя бедность («задавлен бедностью», говорит Достоевский на первой же странице романа), жизнь в комнатке, похожей на гроб, долг хозяйке, развившаяся ипохондрия и пр. «Борьба за жизнь» – назвал свою статью о романе Писарев, и выживание представляется как будто естественной причиной убийства богатой старухи. Очень близко лежит еще одна причина – положение матери и сестры. Она действует еще сильнее: любит их больше себя и, кроме того, живя на материнский «пенсион», испытывает резкое чувство вины. Но вспомните сцену признания Раскольникова Соне. На ее потерянный вопрос: «– Ты был голоден! ты... чтобы матери помочь? Да?» – последуют его странные и непонятные для нее слова: «...если б только я зарезал из того что голоден был... то я бы теперь... счастлив был!» Следующую причину подсказывает услышанный Раскольниковым в трактире и поразивший совпадением с собственными мыслями разговор студента и офицера о том, что можно, убив «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную старушонку», устроить «сто, тысячу добрых дел и начинаний», спасти десятки семейств от нищеты... Это не абстракция. Перед глазами Раскольникова погибающая семья Мармеладова. Но вот тот же разговор с Соней: «Не для того чтобы матери помочь я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!» Настоящая причина совершенного убийства связана с теорией Раскольникова о праве на преступление, и раскроется она нескоро – лишь в пятой главе третьей части, при первой встрече с Порфирием. Теория, изложенная Раскольниковым в статье, состоит в делении человечества на два разряда, первый из них составляют люди обыкновенные, которые должны жить «в послушании», подчиняясь законам («тварь дрожащая»), другой же, высший – необыкновенные» люди, «имеющие дар... сказать в среде своей новое слово», которые могут «разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия». И убийство старухи не более чем «проба» возможности отнести себя к высшему разряду, к тем, кто «право имеет». В исповеди Соне признается, что двигало им стремление обрести власть над всем человеческим «муравейником». Важно понять, что предшествующие причины (сострадание матери, сестре, наконец, человечеству) не отменяются этой последней. В сознании Раскольникова любовь к людям живет рядом с презрением к ним.

Иннокентий Анненский заметил, что в романе наказание парадоксальным образом предшествует преступлению. Это действительно так. Страшное состояние разрыва между «идеей» и «натурой», между необходимостью совершения убийства и его невозможностью– мука, которую испытывает до убийства. Пять последующих частей посвящены состоянию его души после убийства. В чем наказание? Как преступление может пониматься просто как совершенное деяние, так и наказание в самом непосредственном смысле – наказание по закону, по суду – каторга. Но как и в случае с понятием «преступление», образ наказания складывается из нескольких слоев. Прежде всего это непосредственное и сильное чувство страха. Опасность быть пойманным преследует убийцу. Второй сон Раскольникова (ужасные крики на лестнице, Илья Петрович из полицейской конторы, который почему-то страшно бьет хозяйку...) выражает состояние этого предельного страха. Следующий пласт – мучительное чувство стыда за свою слабость, за то, что «только и смог что убить», что не принадлежит к высшей касте, не оказался сверхчеловеком, Наполеоном. Но и это не последнее. Самый глубинный пласт – ощущение отрезанности от мира людей (эпизоды в полицейской конторе, на берегу Невы, при встрече с матерью и сестрой). Его мир теперь – это только он и мертвая старуха, которую он вновь и вновь убивает во сне. Невозможность быть с людьми причиняет страдание, но это страдание высокое, оно гарантия необходимого возвращения к людям (вспомните слова Достоевского: «... он кончает тем, что принужден сам на себя донести»). Это понимает Порфирий, убеждающий Раскольникова сдаться, и Соня, посылающая его покаяться на площадь.

Поскольку идейный мир Раскольникова находится в центре рассмотрения, система персонажей в романе строится в соотношении с ним идейных миров других героев. Абсолютной противоположностью его идеи является идея Сони – святость любой чужой жизни, возможность переступить лишь через себя. К полюсу Сони близка Дуня Раскольникова с ее готовностью жертвовать собой. Мармеладов, Катерина Ивановна, Пульхерия Александровна, бесконечно разные по характеру люди, тем не менее объединены и противопоставлены Раскольникову идейной общностью: переступая через других, они сознают греховность этого и свою вину (вспомните слова Мармеладова о том, что Господь простит таких, как он, потому, что «ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...»). Разумихин и Порфирий Петрович тоже объединены общим неприятием идеи Раскольникова, для них главное зло в покушении теоретической идеи («арифметики» и расчета) на богатство живой жизни. Порфирий при последней встрече с Раскольниковым унижает его идею, одновременно с высоким уважением говоря о «натуре» Раскольникова («Я ведь вас за кого почитаю? За одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, если только веру иль бога найдет»).

Другое, противоположное, место занимают в системе идейные миры так называемых «двойников» Раскольникова – Лужина и Свидригайлова. Не связанные друг с другом, они воплощают разные стороны идеи Раскольникова: Лужин – эгоистическую расчетливость, прикрывающуюся рациональной идеей «общего блага» (ср. с «арифметикой» Раскольникова), Свидригайлов – отсутствие нравственных границ, а следовательно, отсутствие самой идеи преступления – неразличение добра и зла. По сути Свидригайлов и представляет собой тот «высший тип», о котором мечтает . Но его абсолютная свобода оборачивается отказом от вечности («деревенская банька с пауками») и самой жизни. Самоубийство Свидригайлова контрастно настойчиво повторяющейся в романе евангельской истории воскрешения Лазаря – прообразу духовного воскрешения Раскольникова.

«Преступление и наказание», анализ романа

Когда Ф.М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками – ворами и убийцами. Писатель внимательно изучал их истории и обоснования своих преступлений, в связи, с чем Достоевский пришел к выводу, что в большинстве своем преступления были совершены на почве недовольства людей социальным устройством России. Люди были недовольны социальным неравенством, крестьяне после отмены крепостного права в большинстве своем остались нищими и обездоленными, они шли в большие города, где начинали пьянствовать, грабить и убивать. Выход из этого положения Достоевский видел не в революции свергающей самодержавие России, а в развитии и совершенствовании духовного мира русского народа через христианскую мораль. Но преступность росла не только на почве экономического упадка, новые философские учения также способствовали этому.

Ф. Ницше стал основателем одного из таких молодых учений в Европе, он выдвигал идею «сильной личности и ее роли в истории», это люди завоеватели, они управляют толпой, распоряжаются чужими жизнями и будущим мира.

Эти идеи не оставили равнодушной и Россию. Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.

Своим решением об убийстве старухи Родион пытается проверить, к какой группе людей он относится. Раскольников был довольно таки талантливым, умным и гордым молодым человеком, но, к сожалению, он не мог реализовать свои честолюбивые мечты из-за бедности. Бедность отражается на всей его жизни. Сестра Родиона, из-за бедности вышла замуж за ужасного человека. Бедность завела Мармеладова, отца Сонечки, титулярного советника, которого сократили, в пьянство и полное падение, как личности и в итоге привело к смерти. Бедность заставила Сонечку Мармеладову пойти на панель, что бы прокормить себя и семью.

Но к философским суждениям Ницше Родион добавил и свое мировоззрение. Он считал, что если сильная личность убила ничтожество, которое не несло никому пользы, она тем самым сделала всех счастливыми. Такое убийство в восприятии Раскольникова не есть ни преступление, ни грех, тем более. Так он рассуждал, когда убивал старуху процентщицу, собирался помочь ее деньгами, которые были нажиты на чужом горе, таким же обездоленным, как и он. Однако, когда преступление было совершено и руки Родиона оказались «в крови», он не смог использовать награбленные деньги, не только его совесть была настолько чувствительной, что он не мог руками «убийцы» обнять мать и сестру. Его снедает совесть, она ассоциируется у Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой. Сонечка находиться в таком же тяжелом положении, как и он, но сердце ее не ожесточилось, не очерствело, не озлобилось на мир. Девушка живет благодаря своей непоколебимой вере в Бога и надежде на Его справедливость. Соня была первой, кому Родион признался в преступлении, и от кого он ждал моральной поддержки и понимания.

Сонечка советовала Родиону покаяться, что бы облегчить свои страдания, рассказать всем людям о том, что он совершил, но он ее не послушал и пошел сознаваться о содеянном властям и попал на каторгу. Соню и Раскольникова объединяло то, что оба они были глубоко несчастны, они загубили свои души, но если Соня руководствовалась глубоко моральными побуждениями, она хотела помочь своим близким выжить, то Родион совершил преступление ради идеи.
На каторге постепенно, благодаря Соне, с Родионом происходит духовное возрождение – меняются его жизненные принципы.

Этим роман Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.

Кроме анализа «Преступление и наказание» также смотрите:

  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Идиот», анализ романа

Вступление

В своем реферате я хотела бы проанализировать величайшее произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Во вступлении к реферату мне бы хотелось рассказать историю создания этого романа.

Середина 1860-х гг. была сложным временем в истории страны. Общественное движение, начавшиеся после смерти Николая I, пошло на спад, а после покушения Каракозова на Александра II и вовсе сменилось правительственной реакцией. Положение усугублялось тем, что общий кризис, возникший в результате крестьянской реформы, разрушившей вековой уклад жизни, охватил и духовную сферу. Освобожденная «личная инициатива», не сдерживаемая никакими моральными и культурными нормами и запретами, свойственными традиции, оказывались во власти «новейших идей», возродивших такую личную инициативу в культ. Это пагубно отражалось на моральном облике людей. Именно такое болезненное состояние общества и изобразил Достоевский в романе «Преступление и наказание». Это произведение принесло ему небывалое до сих пор признание среди русской читающей публики.

«Как раз в этом романе впервые мысль Достоевского расправила крылья. Из толчеи униженных и оскорбленных, от слабых сердец и прохарчинских бунтов, от конурочной мечты и подпольной злобы писатель выходит в сферу - или, может быть, тоже толчею?- высших нравственных проблем. Именно к этому времени настолько перегорели в его душе впечатления тяжелого опыта, что он мог с художественным беспристрастием волновать читателей идеями правды, ответственности и искушения. Ни раньше, ни позже 1866 года Достоевский не был… чистым идеологом художественности…роман «Преступление и наказание» по своей художественной стройности остался у своего автора непревзойденным» - написал в своей «Книге отражений» известный поэт, педагог и критик конца XIX - начала XX века Иннокентий Анненский.

Тема «преступления» волновала Достоевского. Она связывалась в сознании писателя с эгоистическим самоутверждением личности, вопреки всем нравственным законам.

После очередного крупного проигрыша в Висбадене в сентябре 1865 года Федор Михайлович отправил письмо издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову с изложением плана будущей своей повести: «Это психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным „недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна... зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна", „для чего она живет?", „полезна ли она хоть кому-нибудь?" и т. д. -- эти вопросы сбивают с толку молодого человека.

Он решает убить ее, обобрать с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства, притязаний, грозящих ей гибелью, <...> и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении „гуманного долга к человечеству" -- чем уже, конечно, „загладится преступление", если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы. <...> Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешенные вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на се донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое, убил убеждения, даже без сопротивления. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело».

Будущее произведение мыслилось как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал -- добра и зла -- в сердце человеческом. Но рамки внутреннего монолога оказались слишком тесны для выявления художественной идеи произведения, и Достоевский сжег уже почти завершенную повесть и взялся за роман.

Он осознал, что внутренние метания героя, борьба совести и разума, находят свое живейшее подтверждение в конфликтах действительности и ею же порождаются.

«Рассказ от имени автора, как бы невидимого, но всеведущего существа»-- таким видится Достоевскому новое произведение, где авторские оценки и суждения как бы отступают на второй план, а на первый выдвигается сама жизнь в ее крайне жестоких и противоречивых проявлениях.

«Закон правды» осуществляется в столкновении героев, их нравственных позиций, и даже «всеведущий» автор не является истиной в последней инстанции. Читатель сам, по мысли Достоевского, должен вместе с его героями сделать свой нравственный выбор: он становится свидетелем той драмы человеческих судеб и идей, что изображает художник. Он, а не писатель выступает в роли «присяжного заседателя» в суде над Родионом Романовичем Раскольниковым.

Справедливость же приговора определяется не столько фактом самого убийства старухи-процентщицы, сколько выявлением истинных причин и мотивов, побудивших героя преступить юридический и нравственный закон. Выявление этих причин важно, прежде всего, не для осуждения или оправдания Раскольникова, а для уяснения того, что происходит в нравственном мире человека и каким искажениям и соблазнам подвержена мораль современного общества.

Потому выстрел Каракозова в Александра II, прозвучавший 4 апреля 1866 г., когда уже вышли в свет первые главы романа, Федор Михайлович воспринял как жизненное подтверждение тому, что мучило его при создании «Преступления и наказания».

Основная часть

Герои романа

Главный герой романа - Родион Романович Раскольников, бывший студент. «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался». «Столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице».

Раскольников поддался новым идеям, новым теориям, носящимся в обществе. Он создает теорию, в которой он делит человечество на две части: одни - «право имеют», а другие - «твари дрожащие». Эта теория вышла из наблюдений современной ему жизни, в которой меньшинству позволено все, а большинству - ничего. И тогда у Раскольникова возникает вопрос о том, к какому типу относится он сам. И для выяснения этого он решается на страшный эксперимент, намечая себе в жертву старуху-процентщицу, приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели.

Об этом говорил и Н.Н. Страхов в своей статье «Преступление и наказание»: «Его Раскольников хотя страдает юношеским малодушием и эгоизмом, но представляет нам человека с задатками твердого ума и теплого сердца. Это не фразер без крови и нервов, это - настоящий человек. Этот юный человек тоже строит теорию, но теорию, которая, именно в силу его большей жизненности и большей силы ума, гораздо глубже и окончательнее противоречит жизни, чем, например, теория об обиде, наносимой даме целованием ее руки, или другие подобные. В угоду своей теории он также ломает свою жизнь; но он не впадает в смешное безобразие и нелепости; он совершает страшное дело, преступление. Вместо комических явлений перед нами совершается трагическое, то есть явление более человеческое, достойное участия, а не одного смеха и негодования».

Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя не может выдержать этого отчуждения. Это становится страшным наказанием для преступника. Он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника.

Душевные муки Раскольникова разделяет другой персонаж - Сонечка Мармеладова.

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

Раскольников открывается ей, видя в ней такую же преступницу, как и он сам, потому что Соня, по его мнению, тоже преступила «вечный» нравственный закон и загубила душу. Сначала Раскольников увидел в Сонечке «тварь дрожащую», приняв ее самоотверженность за смирение. В самом же деле Сонечка стала суровой судьей для Раскольникова и, в то же время, становится сострадающим человеком, понимающим какую муку принял на себя Раскольников. «Что вы, что вы над собой сделали!- отчаянно проговорила Сонечка и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками.

Странная какая ты, Соня, - обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не помнишь.

Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! -- воскликнула она, как в исступлении, не слыхав его замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике». Встреча с Сонечкой Мармеладовой становится началом его исцеления. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Она едет за ним на каторгу. Сам же он холоден и отчужден с ней, пока не приходит к нему наконец озарение, и тогда он понимает, что ближе ее у него нет на земле человека. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!». Она - символ самопожертвования во имя ближнего.

Далее мне бы хотелось подробней разобраться в образе еще одного героя - г-на Свидригайлова. Он сопоставляется с Раскольниковым и противопоставляется ему. «...Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид... Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы ею, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, a широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые, смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Свидригайлов -- своеобразный “двойник” главного героя, его “оборотная” сторона. “Мы одного поля ягоды”, -- говорит Аркадий Иванович Раскольникову. В отличие от Раскольникова Свидригайлов уже по ту сторону добра и зла. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Неразличимость добра и зала порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. И хотя он помогает устроить детей Мармеладова после смерти Катерины Ивановны, заботится о маленькой девочке в гостинице перед самоубийством, душа его почти мертва. Он кончает собой выстрелом из револьвера.

Алена Ивановна коллежская регистраторша, процентщица, «...крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом... Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее. Персонаж -символ никчемной и даже вредной жизни. Однако, по мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней, как над любым человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением нравственного закона.

Заметов Александр Григорьевич -- письмоводитель в полицейской конторе, товарищ Разумихина. «Лег двадцати двух, с смуглою и подвижною физиономией, казавшеюся старее своих лед, одетый по моде и фатом, с пробором на затылке, расчесанный и распомаженный, со множеством перстней и колец на белых отчищенных щетками пальцах и золотыми цепями на жилете». Вместе с Разумихиным приходит к Раскольникову во время его болезни сразу после убийства старухи. Он подозревает Раскольникова. хотя и делает вид, что тот его просто интересует. Случайно встретясь с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве старухи, а потом вдруг огорошивает вопросом: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Сталкивая этих двух персонажей, Достоевский сопоставляет два разных модуса существования -- напряженное искание Раскольникова и благополучно-сытое обывательское прозябание вроде заметовского.

Зосимов -- доктор, приятель Разумихина. Ему двадцать семь лет. «...Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце». Самоуверен, знает себе иену. «Манера его была медленная, как будто вялая и в то же время изучено-развязная». Приведенный Разумихиным во время болезни Раскольникова. позже сам интересуется его состоянием. Подозревает у Раскольникова I умопомешательство и дальше этого ничего не видит, поглощенный своей идеей.

Катерина Ивановна -- супруга Мармеладова. Из числа «униженных и оскорбленных». Лет тридцати. Худая, довольно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках. Взгляд ее резок и неподвижен, глаза блестят как в лихорадке» губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое. Дочь надворного советника. Воспитывалась в губернском i дворянском институте, окончила его с золотой медалью и похвальным листом. Вышла замуж за пехотного офицера, бежала с ним из родительского дома. После его смерти осталась с тремя малолетними детьми в нищете. Как характеризует ее Мармеладов, «...дама горячая, гордая и непреклонная». Компенсирует чувство униженности фантазиями, в которые сама же верит. Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель, а после этого, чувствуя вину, преклонятся перед ее самопожертвованием и страданием. После смерти Мармеладова на последние средства устраивает поминки, всячески пытаясь продемонстрировать, что муж ее и сама она I -- вполне уважаемые люди. Постоянно конфликтует с квартирной хозяйкой Амалией Ивановной. Отчаяние лишает се рассудка, она берег детей и уходит из дома просить милостыню, заставляя их петь и плясать, и вскоре умирает.

Лебезятников Андрей Семенович -- министерский чиновник. «...Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у пего почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая. -- что. в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно». Автор говорит о нем, что он «...был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат». Лужин, пытаясь приобщиться к новейшим идейным веяниям, фактически избирает в качестве «наставника» именно Л. и излагает его взгляды. Л. неумен, но добр по характер) 1 и по-своему честен: когда Лужин подкладывает в карман Соне сто рублей, чтобы обвинить ее в воровстве, Л. разоблачает его. Образ несколько шаржирован.

Лизавета -- младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «...Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет бывшая в ттолном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья. До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего дня останется дома одна. Немного раньше он случайно услышал в трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь шла, в частности, и о Л. -- что она хоть и некрасива, но многим нравится -- «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная» потому постоянно беременная. Во время убийства процентщицы Л. неожиданно возвращается домой и тоже становится жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает Раскольникову.

Лужин Петр Петрович -- тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего Л. ценит деньги. Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды». Он проповедует с чужих слов, которых наслушался от своего приятеля Лебезятникова, из молодых прогрессистов: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано...

Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел... тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело».

Пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, Л. делает ей предложение. Его самолюбию льстит мысль, что испытавшая мною несчастий благородная девушка будет всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему. Кроме того, Л. надеется, что «обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины» поможет его карьере. В Петербурге Л. живет у Лебезятникова -- с целью «на всякий случай забежать вперед» и «замокать» у молодежи, тем самым подстраховавшись от каких-либо неожиданных демаршей с ее стороны. Выгнанный Раскольниковым и испытывая ненависть к нему, пытается рассорить с ним его мать и сестру, спровоцировать скандал: во время поминок по Мармеладову дает Сонечке десять рублей, а потом незаметно сует ей в карман еще сто, чтобы чуть позже публично обвинить в краже. Разоблаченный Лебезятниковым, вынужден позорно ретироваться.

Мармеладов Семен Захарович -- титулярный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, -- пожалуй, был и смысл, и ум, но в то же время мелькало как будто безумие». Лишился места «по изменению штагов» и с того момента стал пить.

Раскольников встречается с М. в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах -- что пьет и пропил веши жены, что его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель. Сознавая всю свою ничтожность и глубоко раскаиваясь, но не имея сил преодолеть себя, герой тем не менее собственную слабость пытается возвысить до мировой драмы, витийствуя и даже делая театральные жесты, которым назначено выказать его не окончательно утраченное благородство. «Жалеть! зачем меня жалеть! -- вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов...» Дважды Раскольников сопровождает ею домой: в первый раз пьяного, во второй раз -- раздавленною лошадьми, j Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского -- нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек.

Марфа Петровна -- помещица, супруга Свидригайлова. О ней читатель узнает из письма матери Раскольникову и из рассказа Свидригайлова, которого она спасла из долговой тюрьмы, заплатив за него крупную сумму. Когда Свидригайлов начал ухаживать за Дуней Раскольниковой, служившей у нее гувернанткой, она выгнала ее, но узнав про ее невиновность, раскаялась и назначила ей в завещании три тысячи. После смерти, виновником которой (отравление), возможно, был Свидригайлов, является тому, по его признанию, как привидение, Настасья -- кухарка и служанка квартирной хозяйки Раскольникова. Из деревенских баб, очень болтливая и смешливая. Прислуживает Раскольникову. В иные минуты болезни, отшельничества и «думанья» героя становится единственным связующим звеном его с миром, отвлекая от навязчивой идеи.

Николай (Миколка) -- красильщик, ремонтировавший квартиру в подъезде старухи-процентщицы. «...Очень молод, одет как простолюдин, роста среднего, худощавый, с волосами, обстриженными в кружок, с тонкими, как бы сухими чертами лица». Из раскольников. Был у старца под духовным началом, в пустыню хотел бежать. Наивен и прост сердцем. Вместе с напарником Митрием подозревается в убийстве старухи. Врывается во время допроса Раскольникова Порфирием Петровичем и заявляет, что он «убивец». Берет на себя преступление, потому что хочет принять страдание.

Порфирий Петрович -- пристав следственных дел правовед. «...Лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придави ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого раза можно было от нее ожидать.

Первая встреча Раскольникова с П. П. происходит у того на квартире, куда Раскольников приходит вместе с Разумихиным якобы справиться о своих закладах. Хороший актер, следователь постоянно провоцирует Раскольникова. задавая каверзные и как будто нелепые вопросы. П. П. умышленно искажает идею раскольниковской статьи о преступлении, о публикации которой Раскольников узнает именно от него. Между П. П. и Раскольниковым происходит своего рода поединок. Умный и гонкий психолог, следователь действительно интересуется Раскольниковым. Он не имеет фактических доказательств против Раскольникова. однако жестко и целенаправленно подводит его к признанию, и только в последний момент все срывается из-за неожиданного появления красильщика Миколки. берущего на себя убийство старухи. П. П. вынужден отпустить Раскольникова, но вскоре приходит к нему и, уже не сомневаясь, говорит о его виновности. П. предлагает Раскольникову самому явиться с признанием, что облегчит наказание, а он со своей стороны сделает вид, что ничего не знал. Отношение П. П. к Раскольникову двойственно: с одной стороны, тот дня него убийца преступник, с другой -- он испытывает к нему уважение как к личности, способной заглянуть «за край», на себе испытать идею.

Разумихин Дмитрий Прокофьевич -- бывший студент, дворянин, товарищ Раскольникова по университет. Временно вышел из него из-за отсутствия средств. «Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача... Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог;

и совсем не проказить. Р. был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства,

казалось, не могли придавить его».

Раскольникова явно тянет к нему как к человеку живой жизни, простому, цельному, энергичному и, главное, добросердечному. К нему он идет сразу после убийства, чтобы попросить найти ему уроки для заработка, а на самом деле ища живую душу, способную отозваться на его страдание, разделить его муку. Хороший и преданный товарищ, Р. ухаживает за больным Рас-кольниковым, приводит к нему доктора Зосимова. Он же знакомит Раскольникова и со своим дальним родственником, следователем Порфирием Петровичем. Зная о подозрениях против Раскольникова, всячески пытается выгородить его, простодушно объясняя все его поступки болезнью. Берет он под свою опеку и приехавших в Петербург мать и сестру Раскольникова, влюбляется в Дуню и впоследствии женится на ней.

Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) -- сестра Раскольникова. Гордая и благородная девушка. «Замечательно хороша собою -- высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у нее был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком -- единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и. между прочим, как будто надменность».

Несмотря на то что, по мнению Раскольникова, «...скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает...». Д. собирается замуж за Лужина, хотя не любит" его, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата Родиона. Раскольников не хочет такой жертвы и всячески противится этому браку, пытаясь раскрыть глаза Д. на Лужина, но она не соглашается с ним, пока во время очередного объяснения с женихом в присутствии Раскольникова не убеждается в его правоте. Преследующий ее Свидригайлов под предлогом важного известия заманивает Д. к себе на квартиру, сообщает, что ее брат - убийца, и, домогаясь ее благосклонности, предлагает спасти его. Пытаясь вырваться, Д. стреляет в него из револьвера, но промахивается. Услышав, что она его не любит и не полюбит никогда. Свидригайлов после мучительного колебания неожиданно отпускает ее. Впоследствии Д. выходит замуж за Разумихина.

Раскольникова Пульхерия Александровна -- мать Раскольникова. Ее мучает болезненное состояние сына, ранит и обижает его отчужденность. Да и для самого Раскольникова любовь к нему его близких, от которых он после убийства отделен страшной чертой, пожалуй, самая большая мука. От П. А. скрывают, что ее сын -- убийца, а сам он, перед тем как идти признаваться, говорит ей, что должен на время уехать. Достоевский показывает драму матери, не знающей о преступлении сына, но чувствующей, что с ним произошло что-то очень серьезное, и глубоко страдающей от этого.

Сюжетная линия романа

В этом произведении широкий круг философских и нравственных проблем поставлен на современном, жизненном материале. Центральная тема романа -- жизнь и духовный облик русской молодёжи в 1860-х гг. Главная проблема произведения -- религиозно-философский смысл нигилизма, распространившегося в это время. В центре романа фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, который поддался новым идеям, новым теориям, носящимся в обществе. Раскольников -- человек мыслящий, критически относящийся к жизни и морали «большинства». Отрицая традиционные нравственные законы, он испытывает потребность в вере, новой морали. Поэтому он и создаёт теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать собственную мораль. Истоки теории Раскольникова -- в его особом взгляде на мир, историю, человека. Он убеждён, что человечество делится на две категории: одни -- «право имеют», а другие -- «твари дрожащие», которые служат «материалом» для истории. К этой теории Раскольников пришёл в результате наблюдений современной ему жизни, в которой меньшинству позволено всё, а большинству -- ничего. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к кому типу относится он сам. И для выяснения этого он решается на страшный эксперимент, намечая себе в жертву старуху-процентщицу, приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели.

Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых и занимает герой. Рисуя ужасающую картину человеческой скученности, грязи, духоты, Достоевский в то же время показывает страшное одиночество человека в этой толпе, одиночество прежде всего духовное, жизненную неприкаянность героя. Но Раскольников убил не «из-за куска хлеба», а чтобы себя проверить.

Действие романа выстроено как опровержение теории Раскольникова и последующее его духовное выздоровление. Прежде всего в противоречие с теорией героя вступает живая и гуманная натура героя. Достоевский показывает, как каждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почти инстинктивное желание прийти на помощь. Но сила идеи не менее велика, чем сила страсти, и она может точно так же порабощать душу человека, как и самая сильная и губительная страсть. Неподконтрольными сознанию, порабощенному идеей, являются и сны Раскольникова. Однажды во сне героя всплывает картина, виденная в детстве и глубоко запавшая в душу ребёнка. Он видит, как пьяные мужики истязают лошадь и забивают её насмерть. Увиденное во сне потрясает не меньше, чем пережитое наяву, и Раскольников решает отказаться от страшного замысла. Но Достоевский мог бы повторить вслед за М.Ю. Лермонтовым, что «идеи -- создания органические... их рождение даёт уже им форму, и эта форма есть действие...». Действия Раскольникова, совершённые под властью идеи, приводят к неожиданным результатам, не предусмотренным теорией. Так, его жертвой оказывается ни в чём не повинная Лизавета. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя не может выдержать этого отчуждения. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Философский смысл преступления в том, что Раскольников убеждается в ошибочности своей гипотезы. Он не относится к разряду «избранных», он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. Пользу людям за счёт украденного у старухи он тоже не принёс, даже не воспользовался взятыми вещами и деньгами.

Раскольников открывается ей, видя в ней такую же преступницу, как и он сам, потому что, по его мнению, Соня тоже преступила «вечный» нравственный закон и загубила душу, свою душу. Но этим различием Раскольников пренебрегает. Он жаждет найти в Соне союзника, но встречает сурового судью, который в то же время становится и сострадающим человеком, понимающим, какую муку принял Раскольников, разрешив себе «кровь по совести». Раскольников встретил в Соне Мармеладовой не «тварь дрожащую», как вообразил он вначале, приняв её самоотверженность за смирение, а горячего защитника обездоленных, «униженных и оскорблённых», помогающего им ценой собственного вечного спасения. Встреча с Сонечкой Мармеладовой становится поворотным пунктом в душевной истории Раскольникова, началом его исцеления, которое завершится только на каторге, после тяжёлой и мучительной физической болезни, олицетворяющей болезнь духовную. Новая жизнь, по Достоевскому, состоит в возвращении к вечным ценностям. В конце романа Раскольников берёт в руки Евангелие -- это символизирует духовный перелом героя.

Заключение.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» не похож на другие произведения художественной литературы. Он, как писал Страхов, «написан объективною манерою, при которой, автор не говорит в отвлеченных выражениях об уме, характере своих героев, а прямо заставляет их действовать, мыслить и чувствовать».

Главный герой романа совершает двойное убийство, но за это автор не делает его сумасшедшим, а наоборот Раскольников везде является с задатками ясного ума и благородного сердца. Таков он во всех других поступках, кроме своего преступления.

Так почему же Раскольников совершает это преступление? Ответ на этот вопрос можно найти в романе. Вот как характеризует поступок Раскольникова следователь Порфирий: "Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое: когда цитируется фраза, что кровь "освежает"; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце; тут видна решимость на первый шаг, но решимость особого рода -- решился, да как с горы упал или с колокольни слетел, да и на преступление-то словно не своими ногами пришел. Дверь за собой забыл притворить, а убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес". "Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит"

Теперь становится ясно, почему Раскольников совершил свое преступление. Виной всему его теория о «тварях дрожащих» и о «право имеющих». Раскольников хотел понять к кому он относится и поэтому он решается на этот страшный эксперимент.

Действия Раскольникова, совершённые под властью идеи, приводят к неожиданным результатам, не предусмотренным теорией. Так, его жертвой оказывается ни в чём не повинная Лизавета. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя не может выдержать этого отчуждения. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Философский смысл преступления в том, что Раскольников убеждается в ошибочности своей гипотезы. Он не относится к разряду «избранных», он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. Пользу людям за счёт украденного у старухи он тоже не принёс, даже не воспользовался взятыми вещами и деньгами.

Душевные муки Раскольникова разделяет другой персонаж -- Сонечка Мармеладова.

Раскольников открывается ей, видя в ней такую же преступницу, как и он сам, потому что, по его мнению, Соня тоже преступила «вечный» нравственный закон и загубила душу, свою душу. Но этим различием Раскольников пренебрегает. Он жаждет найти в Соне союзника, но встречает сурового судью, который в то же время становится и сострадающим человеком, понимающим, какую муку принял Раскольников, разрешив себе «кровь по совести». Раскольников встретил в Соне Мармеладовой не «тварь дрожащую», как вообразил он вначале, приняв её самоотверженность за смирение, а горячего защитника обездоленных, «униженных и оскорблённых», помогающего им ценой собственного вечного спасения. Встреча с Сонечкой Мармеладовой становится поворотным пунктом в душевной истории Раскольникова, началом его исцеления, которое завершится только на каторге, после тяжёлой и мучительной физической болезни, олицетворяющей болезнь духовную. Новая жизнь, по Достоевскому, состоит в возвращении к вечным ценностям. В конце романа Раскольников берёт в руки Евангелие -- это символизирует духовный перелом героя. Таким образом, можно утверждать, что роман «Преступление и наказание» построен на опровержении теории Раскольникова и последующее его духовное выздоровление.

«Вот самая суть преступления. Это убийство принципа. Глубочайшее извращение нравственного понимания и затем возвращение души к истинно человеческим чувствам и понятиям - вот общая тема, на которую написан роман г. Достоевского» - писал Страхов в своей первой статье, посвященной роману «Преступление и наказание».

Литература.

Страхов Н.Н. статья «Преступление и наказание».

«Большая школьная энциклопедия» С. Исмаилова.

Литература 10 класс I часть В.Г. Маранцман.



Просмотров