Преступление наказание образы униженных оскорбленных. «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского. Описание и подробный анализ романа "униженные и оскорбленные" достоевского

Раскольников среди униженных и оскорбленных Цель: раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова. Оборудование: индивидуальные карточки. Ход урока I. Вступительное слово. В ходе беседы, используя чтение с комментированием эпизодов, приходим к мысли о неприятии Раскольниковым мира, в котором человек унижен и оскорблен. Во вступительном слове учитель рассказывает о Раскольникове, о его душевном состоянии и материальном положении к началу действия романа. Герой мучительно думает над вопросом о «существовании аршина земли». Он ищет выход, не желая «принять судьбу так, как она есть». Для Раскольникова это означает отказ от жизни, от естественного права на любовь, от действия. Анализируется отрывок: «На улице жара стояла страшная... В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Анализ приводит к выводам 1. Герой не принимает лик мира сего»; такая жизнь вызывает в нем чувство омерзения и злобного презрения к столпам общества. 2. Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен. 3. Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно? Вопросы и задания - Зачем Раскольников вышел из своей каморки? - Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя? - В чем же сомневался герой? Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма матери (ч. 1, гл. 2-4). Данные эпизоды говорят о противоречивости характера героя. - Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого? - Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал? Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «...так тому и следует быть!». В Раскольникове внутренняя борьба - он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Раскольников - мыслитель, он бьется над решением общечеловеческих нравственных вопросов. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. И вновь приходит мысль об убийстве старухи. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» - жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение. Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинною протекает 14 дней, из них девать с половиной показаны в действии, о событиях остальных дней лишь упоминается. История преступления и наказания Родиона Раскольникова: Первый день: ч. 1, гл. 1-2; Второй день: ч. 1, гл. 3-5; Третий день: ч. 1, гл. 6-7; Четвертый день: ч. 2, гл. 1-2; Восьмой день: ч. 2, гл. 3-7, ч. 3, гл. 1; Девятый день: ч. 3, гл. 2-6, ч. 4, гл. 1-4; Десятый день: ч. 4, гл. 5-6; Тринадцатый день: ч. 5, гл. 1-6; Четырнадцатый день: ч. 5, гл. 7-8; Спустя полтора года - эпилог. Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца - и Раскольников впервые идет к ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чаю, задумается. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером - о старухе-ростовшице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем - убийство. III. Вывод по теме урока. - Какие мысли и чувства рождаются в душе Раскольникова, когда он сталкивается с миром бедных людей? - Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление? Домашнее задание. 1. Прочитать статью Раскольникова о преступлении (ч. 3, гл. 5); эпизод из 2-ой встречи Раскольникова и Сонечки со слов: «Ты был голоден!.. - убивать, убивать-то право имеете?» (ч. 5, гл. 4). 2. Ответить на вопросы: - в чем главная причина преступления Раскольникова - какой мотив убийства из тех, которые Раскольников называет Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора? 3. Пересказ тезисов учебника. Приложение к уроку - карточки для самостоятельной работы1 Карточка № 1 «Искусство Достоевского относится к числу «трудных». Очевидно, подход к Достоевскому, проникновение в его стиль, язык, образную систему, а значит, и методы изучения его должны быть иными, чем при изучении других писателей. Ключ, которым открывается главное своеобразие творчества Достоевского, нужно искать, на мой взгляд, в понимании жанра его романов» М. Белкин. Читая Достоевского и Чехова. 1973 1. В чем состояли ваши трудности во время чтения романа? 2. В чем отличие романа Достоевского от других известных вам романов? 3. Как вы могли бы определить жанр романа Достоевского? 1 Русская литература ХIX века. Практикум. Под ред. Лыссого Ю. И. М., 2001. Карточка № 2 Существует множество определений жанра романа «Преступление и наказание»: роман-трагедия, идеологический роман, полифонический роман, философский роман и даже роман-прозрение. По-разному называя жанр романа, авторы этих определении сходятся в одном: одной из его отличительных черт является то, что его герой - человек идеи. «...идея - сила, формирующая человека, его характер… определяющая его поведение не М чем «психология» и чем «среда». «Высшими» людьми Достоевский считал людей идеи, только их он выбирает в качестве героев своих романов. «Это - человек идеи, - говорил о них Достоевский. - Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного приложения к делу». Для такого человека «измениться в убеждениях значит… тотчас же измениться и во всей своей жизни». Записные тетради Ф. М. Достоевского. 1. Кого из известных на героев русской литературы можно назвать человеком идеи? 2. В чем их сходство и в чем различие с героем романа «Преступление и наказание»? 3. Иллюстрируйте слова Достоевского данными из романа. Карточка № 3 «Вдохновение Достоевского начинало работать, тогда, сосредотачивалось на изломе, на потрясении, на взрыве событий...» когда оно В. Я. Кирпотин 1. Можете вы согласиться с тем, что в романе «Преступление и наказание» есть свой «излом», свое «потрясение»? 2. Можно ли происходящее в романе назвать взрывом событий»? Почему? Карточка № 4 На вопрос Раскольникова «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куданибудь можно было пойти». 1. Когда, в каких условиях произнесены эти слова? Место и время их произнесения наполняют их каким-либо смыслом? 2. Есть ли в романе, куда «пойти» Соне, Мармеледову, Катерине Ивановне, Разумихину? Разделите героев романа на тех, кому есть куда пойти, и тех, у кого такой возможности нет. Отличаются ли судьбы тех и других в романе? Если да, то чем? 3. Если в этих словах заключен основной смысл романа, то в каком свете тогда предстает все происходящее с Раскольниковым?

/ / / Мир «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

С темой униженных и оскорбленных мы встречаемся еще на страницах произведений Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Продолжает ее и Федор Михайлович Достоевский. Он вносит свой существенный вклад, дополняя особенностями. Писатель показывает, что мир человека очень сложен и многогранен.

Внутренний мир униженных и оскорбленных героев представляет особый интерес, и в произведениях Федора Михайловича он выходит на первый план.

Судьба Раскольникова представлена в романе, как один из вариантов развития жизни таких людей. Этот персонаж противопоставляет себя обществу, пренебрегает принятыми законами и моралью, и ставит себя выше других. Родион не хочет быть рабом, быть тем, кто подчиняется. Он идет на бунт.

А вот , девушка, относящая к униженным и оскорбленным, представляет абсолютно другую личность. И ее судьба складывается иначе. Она никогда не решится бунтовать, ее путь смиренный, обращенный к Богу. Со стороны общественного мнения, она блудница, но по законам христианской морали Соня – святая девушка, пожертвовавшая собой ради близких, ради своей семьи.

Соня – не менее сложный персонаж, чем Раскольников. Она постоянно испытывает внутреннее напряжение и тоже тяготится внешней несправедливостью. Но только не ломается. Стержень этой девушки – ее вера и любовь к матери и маленьким детям.

Не стоит забывать и в общем про семью Мармеладовых. Это яркий тип униженных и оскорбленных. Эти люди зашли в нравственный тупик, они не знают и не понимают, куда им дальше двигаться.

Отец семейства – совершенно опустившийся человек, причем не только морально, но и социально. Весь его образ просто нелеп. В самом Мармеладове и его жене Катерине автор показывает не только духовную, но и физическую деградацию личности. – беспробудный пьяница. Катерина Ивановна же сходит с ума. Эти люди находятся будто на границе: они не могут смиренно жить, как Соня, но и на бунт они не способны.

Трагедия этой семьи показана на фоне самого грязного района Петербурга. Автор показывает, как бытовые условия и городская среда заставляют людей терять человеческое обличье.

Есть в романе и эпизодические герои, которые призваны стать окончательным кусочком в общей картине нищеты и безвыходности.

Получается, что в романе «Преступление и наказание» показана целая вереница униженных и оскорбленных людей. На мой взгляд, автор не списывает такое положение дел только на социальный статус этих людей. Огромная причина кроется и в них самих.

Essay for 5th grade.

Essay topic "My best friend".

This composition I dedicate to my best friend, my father. I love your father very much and he is my best friend, mentor, my teacher and a tutor. His name is Vladimir Dmitriyevich. My father is young, kind, beautiful person. My parents studied together at one school when he grew up, graduated from high school and their education in institutions of higher education, got married, and then I was born.

My father is an example for me in everything. I respect him very much, except that still love him very much. He is a software engineer and always tinkering with computers. At home we housed a laboratory where he is always studying something, repairs, verifies. For hours I love to sit near it and to observe what he was doing. Mom says that the mathematical data I have are not as high as the Pope, but nevertheless always interesting to me to observe what he was doing. My father is strict but very caring person.He cares about me and my mom and my younger brother who doesn"t go to school. My father is also a very good friend and he has many friends. Our home is often visited by his friends and always bring us your little brother some gifts. They, along with friends sometimes linger long after their business. Often I"m asleep and they are still working at the computer. Generally, I like to help my father and to imitate him in everything. My father always tries to help my mother in the household from this life our family friendly and cheerful.He always knows how to create in our house a friendly and warm atmosphere, so it is always desirable to resort to hug him. He never shouts at me and always explains everything to me in a calm voice even. His voice is clear and he sings well. My father is a very funny man. Sometimes he tells me some funny stories or joking about something. I was with him interesting and good. He always helps me do my school homework.Sometimes my classmates do not understand that my dad can be my best friend and sometimes making fun of me, I tell them only a smile. At home we play computer games together when we both havefree time. We came up with a joint website in the Internet and trying to work on it. Sometimes we go to the movies with him or something where he invites me. Recently we decided to go to the zoo, as I have long wanted to go there, and in biology it was a job that needed to be fulfilled. There we have a very interesting time. Saw different animals, fish, birds, and visited the greenhouse. Yet there we rode on a pony to a little cart. Dad laughed and said that it"s so big it won"t fit in this small truck, especially so awkwardly climbed in, I laughed heartily.

Still we have good music, which my parents love. We have a lot of stuff and often at home we sounds the most diverse music. Sometimes dad"s friends bring him a present of some new wheels and we all together listened.

My father I always ask advice what to do in a particular case, and he willingly shares their thoughts with me. Sometimes I just trust him with any secrets, as it never fails me and you can trust him. Parent-teacher conferences at our school always goes to my dad. And with me at home sometimes holds a conversation in relation to study, because not all items I are equally well. But he always tries to help me, so I can better assimilate the material covered.

And mom and I and my brother trying to support dad. He enjoys great respect and in children and adults.

Роман “Преступление и наказание” - одно из лучших произведений Достоевского. Это роман о России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, эпоху “разложения”, роман о герое, вместившем в грудь свою - так, что “разорвется грудь от муки” - все страдания боли, раны времени.

Еще А. С. Пушкин раскрыл зависимость чувств, психологии и речи героев от обстоятельств жизни. Человек думает, поступает, говорит в соответствии с его воспитанием, условиями жизни, с господствующими в них социальными и экономическими связями.

В романе Достоевского перед нами встает образ “маленького человека”, Петербург с его людьми, улицами, площадями. Это город социальных контрастов. Беспорядочным представляется городской пейзаж в романе: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль, и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу...”

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои, “бедные люди”. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в “грязные и вонючие” дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них - “узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день, оттого была страшная духота”. А комнаты? Они рисуются обычно в полумраке, “слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи... были лишены детства”. Нечего было есть, приходилось но-сить “худенькую и разорванную всюду рубашку”, спать на полу. О детях с тоской говорит и Раскольников: “Неужели не видала ты здесь, по углам, детей, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор”.

Безысходное горе “маленького человека” мы видим в романе буквально на каждой странице. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход - смерть.

“Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?” - в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, он не утратил чувства болезненной любви и жалости к своей несчастной семье. Но спасти ее он не в состоянии. Рассказывая о себе, о жене, о детях, Мармеладов употребляет высокие, торжественные слова. Этот опустившийся чиновник словно хочет, чтобы его не только жалели, но и уважали. Но не находит сострадания погибающий человек, безгранично одинокий в своем горе. Погибает Мармеладов под колесами щегольской коляски. Его жена Катерина Ивановна умирает в страшной нищете, ее предсмертный крик: “Заездили клячу!” - всему окружающему жестокому миру.


Соня Мармеладова, жалея своего отца и мачеху, своих младших сестер и братишек, стала жертвой развратника. Соня отдает все, но ведь гибнет Мармеладов, умирает Катерина Ивановна, погибли бы дети, не подвернись тут “благодетель” Свидригайлов. Соня спасает Раскольникова, вносит свет, восстанавливает души, поддерживает падших на грани их окончательного падения. Она не развращена душевно, тяжело страдающая, она ищет себе утешения- в религии. Соня Мармеладова - это человек будущего, в своей полной, ничем не искаженной красоте, даже и невозможной в современном мире, - цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества.

Под низким потолком нищенской конуры в уме холодного человека, студента Родиона Раскольникова, родилась чудовищная теория, толкнувшая его на преступление. Он упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества. Раскольников приходит к мысли, что человечество делится на два раз ряда: на людей “обыкновенных”, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей “необыкновенных”, которые навязывают большинству свою волю, не останавливаясь даже перед преступлением. Стремления Раскольникова глубоко человечны: он думает о том, как можно избавить людей от невыносимых страданий. Но его идея об исконном, естественном разделении людей на “тварь дрожащую” и “имеющих право” властвовать антигуманистична, она может служить лишь беззаконию и произволу. Раскольников понимает, что можно в одиночку проложить путь ко всеобщему счастью, так как убежден, что воля и разум “сильной личности”, “героя” могут осчастливить “толпу”.

Сестра Раскольникова, Дуня, как и Соня, готова пожертвовать своей красотой и молодостью ради горячо любимого брата - продать себя, выйдя замуж за преуспевающего дельца Лужина, чтобы иметь возможность помогать Родиону. Но ближе познакомившись с Лужиным, она понимает, что он восхваляет перед ней эгоизм и расчетливость как принципы жизни, ведущие к карьере и выгоде. И Дуня выгоняет жениха. Она не пошла по пути Сони, ее доброта, твердость воли, гордость не сломлены крайней нуждой. Она чиста.

Мать Родиона - бедная женщина. Всю жизнь она надрывает себя на работе, за которую платят гроши. Она всеми силами старается помочь своему сыну окончить университет, чтобы он всю свою жизнь не гнул спину, как это делает она.

Петербург в романе - не только город “униженных и оскорбленных”, но и город людей сытых, “деловых”, владык жизни - мелких и крупных хищников, занимающихся темными делами. Это Луиза Ивановна, Алена Ивановна, Дарья Францевна и другие.

Тип крупного дельца, ловкого хищника воплощен в образе Лужина. Достоевский с нескрываемой иронией и неприязнью рисует этого немолодого господина, “чопорного, осанистого, с осторожною и брезгливою физиономией”.

Особое место в романе занимает Свидригайлов. Это безнравственный, циничный человек. Темный мир петербургских притонов, а затем неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными душами - все это развратило его. Однако в душе этого человека под тяжестью пороков еще теплится искра доброты. В отличие от Лужина и ему подобных Свидригайлов - фигура не только отталкивающая, но и трагичная.

И все же, несмотря на тяжелый мрак, окутывающий нарисованную Достоевским в романе картину человеческого бытия, мы видим просвет в этом мраке, мы верим в нравственную силу, мужество, решимость героев найти путь и средства истинного служения людям - ведь они были и остаются “людьми”. И потому, в конце концов, со светлым чувством закрываем мы эту книгу - одно из высочайших творений человеческого гения.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» - одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия жизни России 60-х годов», книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества. Основная идея романа - поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды. Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорбленных», населяющих Петербург. Отношение автора к своим героям проявляется и в описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении мелких дельцов и карьеристов (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и т. д.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

В мрачных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, удивляющего фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные «шутки», порождающие нравственные конфликты и трагедии. «Униженным и оскорбленным» нет выхода из них. Безысходность является лейтмотивом романа.

Тон всему повествованию задает сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире. Фраза Мармеладова: «Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти...» - сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и «канцелярской» манерой говорить, и тему романа на высоту философского размышления о судьбе человечества.

Монолог Мармеладова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона. Становится ясно, что он и подобные ему герои оказались отвергнуты обществом. Им «некуда идти» и не на что надеяться. «Некуда идти» и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой жизнью, и жалкой, нищенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня - олицетворение любви к людям, кротости и смирения, и именно поэтому ей удалось сохранить нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня - во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина, буржуазного дельца, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста.

Для всех героев романа характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки - это ненасытная жажда самопожертвования, у Дуни - всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны - исступленная гордость. Положение безнадежности, тупика толкает этих людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности, к сделкам с совестью.

Главный герой романа, Родион Раскольников, терзается сознанием полной безысходности, не находя в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Его сердце переполнено болью, тоской и страданием за людей, оказавшихся в тяжелом положении, в мире лишений и страданий. Наблюдая за картинами унижений и страданий, проходящими перед ним (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова), герой отчаянно стремится найти способ помочь всем «униженным и оскорбленным» и невольно оказывается во власти идеи, толкнувшей его на тяжелое преступление.

Широкая, написанная безжалостным пером мастера, картина действительности показывает ту реальную почву, которая формирует мысли о преступлении у Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями.

Само общество, буржуазное сознание порождают идеи, подобные раскольниковской: убить, потому что «владыки», наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравственных ограничений, которому все дозволено. Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова - убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей, - представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.

Преступление Раскольникова - убийство ростовщицы - должно дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей «обыкновенных» или «необыкновенных«? Может ли он «переступить» принцип? Своим чудовищным поступком Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но он не вынес мук разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.

Но самое печальное, что в этом мире «униженных и оскорбленных» отсутствует надежда на просветление, возможность выхода. Самый страшный «тупик» в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества. Но в главных героях романа "Преступление и наказание" есть способность к непредвиденному, они сохраняют в себе источник нравственного чуда. В их душах скрыты какие-то неожиданные резервы, о которых они сами и не подозревают. Именно в этом отношении больше, чем в любом другом, писатель наделил своих героев тем, что было свойственно ему самому как личности.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».



Просмотров